Перейти к содержанию

Группа старшего моториста MGB 327 R.Bone


Рекомендуемые сообщения

В начале повествования, хотелось бы сделать краткий экскурс в историю появления в Британском Флоте кораблей класса MGB(Motor Gun Boat).Британское Адмиралтейство (как и Адмиралтейства большинства стран-участниц WW1) не сделало правильных выводов из опыта войны на море в 1914-1918 году. Уже в первый год Великой Войны стало ясно, что дредноуты и тяжёлые крейсеры не являются основной действующей ( подчёркиваю -действующей) силой флота. Атака германской U-9 на крейсера «Абукир», »Кресси» и «Хог» положила конец господству на море линейных кораблей. А к концу войны на море появились и другие «главные действующие лица» будущей войны – авиация и торпедные катера. Их успехи , на фоне почти полного бездействия линейных флотов, впечатляли. Но как уже было сказано выше, в межвоенный период отношение к линейным кораблям , как главной силе флота не изменилось. Все продолжали строить дредноуты, соревнуясь друг с другом в водоизмещении и главном калибре. Подводным лодкам , »москитному флоту» и авиации отводилась вспомогательная роль. Ошибочность такого подхода к войне на море стала ясна в первые месяцы WW2.Германские подводные лодки вновь хозяйничали в океанах,линейные корабли же стояли в гаванях и не могли выйти в море не подвергнувшись угрозе уничтожения со стороны ПЛ и авиации. «Тирпиц» почти всю войну провёл в норвежских фьордах, выйдя на перехват каравана PQ-17 получил несколько торпед от советской ПЛ и ушёл на ремонт ,после окончания ремонта на него было совершено несколько авианалётов британской авиации, закончившиеся потоплением корабля.Участь «Бисмарка», «Рипалса», «Ямато», «Айовы» и других «монстров» была решена авиацией. Британские линкоры «Куин Элизабет» и «Вэлиант» подорвали в порту Александрии итальянские боевые пловцы.

Вернёмся же к тем, кто действительно воевал на море.Отказавшись от высадки в Британии и проиграв авиационную «Битву за Британию» германское командование решило поставить Соединённое Королевство «на колени» проверенным в ПМВ способом-прервать все морские и авиа-коммуникации связывающие остров с внешним миром.Эту задачу должны были выполнить ПЛ и вспомогательные крейсера (на дальнем и среднем океанском театре ),авиация (на средней удалённости) и торпедные катера (ТК) в непосредственной близости к побережью Великобритании. Германские ТК, именуемые союзниками как E-boats(по различным источникам происхождение данного термина идёт от слова «Еnemy»(вражеский) или от слова "Eilboot"(скоростной)), в начале войны полностью перерезали линии коммуникаций между портами Великобритании и материковой Европы.

http://en.wikipedia.org/wiki/Schnellboot

 

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1999_02/07.htm

 

Британскому адмиралтейству срочно пришлось искать выход из создавшейся критической ситуации- без снабжения,продовольствия и военной техники ,поставляемой из колоний и США, страна не провоевала бы и несколько месяцев. Для защиты транспортов от ПЛ восстановили систему конвоев. С защитой от авиации было сложнее, но ночью авиация не могла найти корабли. Как защититься от ТК никто не знал.ТК в отличие от ПЛ был скоростной целью и действовал ночью. Германские ТК .наводимые ПЛ и авиацией выходили на огромной скорости в атаку(при свете прожекторов) и так же быстро исчезали ,оставив за собой уничтоженные транспорты и боевые корабли. Основные силы охраны конвоев-эсминцы и корветы.ничего не могли с ними сделать. Не позволяла огромная разница в скорости. Противопоставить скорости можно было только скорость и более мощное арт.вооружение. Поэтому основной силой брошенной против германских ТК стали британские ТК(MTB) и артиллерийские катера (MGB).Проблему пришлось решать в кратчайшие сроки, поэтому заказы на постройку MTB и MGB были размещены на канадских верфях, а так же на британских верфях, которые до войны строили скоростные прогулочные катера и яхты.

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2003_05/04.htm

 

MGB были действительно серьёзным противником германских ТК. Немного уступая им в скорости, они превосходили их в вооружении. Единственным серьёзным недостатком MGB было наличие бензиновых двигателей, в отличие от дизельных, используемых на германских ТК. Так как и те и другие не имели никакой броневой защиты, это очень сильно снижало шансы MGB в бою с E-boat. Но у британцев к началу войны не был разработан высокоскоростной дизельный двигатель. Этот серьёзное упущение,как вы увидите из дальнейшего повествования и явилось причиной неудачного боя между британскими MGB и германскими ТК имевшего место ранним утром 11 сентября 1942 года в Северном море у побережья Голландии.

Но прежде расскажу о тех MGB ,что принимали участие в данном бое. Это были MGB британской постройки, тип Fairmile C, споэктированные по заказу британского флота конструктором скоростных катеров Норманном Хартом на верфи Fairmile Marine. Всего в течении 1941 года было построено 24 единицы MGB этого класса, получившие номера от 312 до 335.

Данные катера имели три бензиновых двигателя марки «Hall-Scott»,позволявших развить максимальную скорость 26,5 узлов. На вооружении катера были: носовое 2-х фунтовое(40-мм) автоматическое орудие Vickers (именуемое ещё как pom-pom),кормовое 2-х фунтовое (40-мм)полуавтоматическое орудие Rolls Royce,с правого и левого борта располагались две спаренные турельные устаноки крупнокалиберных (12.7 мм) пулемётов, так же на мостике были установлены два пулемёта калибра .303.

Ниже чертёж и несколько фотографий позволяющих оценить внешний вид катера.

 

Fairmile_C_motor_gun_boat.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Окончив вводную часть ,переходим непосредственно к событиям, происшедшим ранним утром 11 сентября 1942 года и за участие в которых старший моторист катера №327 Robert Bone получил DSM.

Вот как они отражены в рапорте составленном 12 сентября 1942 года лейтенантом Королевского Флота E.M.Thorpe,командиром группы MGB 334,325,335 и 327,участвовавших в неравном бою с германскими ТК.

 

H.M.M.G.B 334

12th September,1942.

(Далее мой перевод). cool.gif

 

Рапорт о бое с вражескими ТК происшедшем утром 11 сентября 1942 года.

 

Имею честь сообщить о нижеследующем боестолкновении с вражескими ТК происшедшем утром 11.09.1942 г.

MGB 334,325,335(командир лейтенант J.A.Forbes,R.N.V.R.) и 327 вышли в поход из Great Yarmouth в 18-00 вечером 10.09.1942 в соответствии с приказами №... и №.... полученными от командования флотилии(все катера данного проэкта входили в 16-ю Флотилию MGB,базировавшуюся в Great Yarmouth,флагман флотилии H.M.S."MIDGE"-примечание автора данного повествования,т.е. вашего покорного слуги spiteful.gif ).

В 21-50 к югу от нас сиглальщики определили подозрительные шумы.В это время корабли были в точке 50 гр. 07 мин. СШ и 03 гр.07 мин. ВД. Катера застопорили ход и включили гидролокаторы. Ни визуально ни с помощью гидролокаторов ничего обнаружено не было и в 22-10 катера продолжили движение в направление на Edmond.Пройдя 7 миль вдоль побережья катера повернули на юг и продолжили патрулирование.В точке 52 гр.33 мин. СШ и 04 гр.27 мин ВД был замечен светящийся буй(один световой сигнал каждые 8 секунд).Он был определён как буй Ymuiden Whistle.В 03-00 взяли курс на R.B.14(правый борт 14) и в 03-30 корабли застопорили ход для обсуждения сообщения об обнаруженных вражеских ТК ,полученного из Hatwich.Точкой перехвата вражеских ТК,возвращавшихся в Ymiden(база германских ТК-примечание автора) была выбрана позиция на 52 гр.39 мин.СШ и 03 гр.46 мин ВД.Катера взяли курс на эту точку.В соответствии с полученными сообщениями из базы и от MGB 88,было уточнено направление движение вражеских ТК к Texel.В соответствии с данной корректировкой был взят курс на север ,развита максимальная скорость и послана радиограмма в штаб флотилии.

В 05-20 был замечен траасирующий выстрел на 45 гр. левого борта.Курс движения не менялся до 05-34,когда был замечен ещё один трассер на 80 гр.ЛБ.Катера взяли курс на СЗ.В 05-46 трассер наблюдался ещё западнее и катера довернули на Запад.

В 05-53 были замечены 9 германских Тк движущихся курсом 160 гр.,двумя группами (6 и 3 катера).Я принял решение вступить с ними в бой и попытаться отсечь последние 3 ТК и взял курс на перехват.Огонь был открыт в 05-58,Тк изменили курс на Восток и открыли ответный огонь.Последовавший бой отражён на прилагаемой схеме(схему боя я к сожалению не имею-примечание автора).

В 06-05 наблюдал как MGB 335 потерял ход под огнём находящегося в 300 ярдах от него головного ТК и в 1000 ярдах к западу от меня.В это же время загорелся и отвернул на запад MGB 327(на нём и находился старший моторист R.Boneпримечание автора).Германские ТК заняли строй полукруга с юга на восток от MGB 335 и открыли по нему концентрированный огонь.Так как MGB 335 был неподвижен и горел,я принял решение направить MGB 334 ему на помощь,под прикрытием огня MGB 327(огонь на котором был потушен и корабль вернулся в строй,прошу это отметить-примечание автора) и 325.Когда мы подошли к MGB 335 было обнаружено,что он серьёзно повреждён.Горели рубка,моторное отделение и кубрик.Все орудия молчали.Я приказал командиру катера(лейтенанту J.A.Forbes-примечание автора) скомандовать"Экипажу покинуть корабль" и встал к его борту для снятия экипажа(в рапорте не отражено,но из 24 членов экипажа 18 человек были ранены и команда Thorpe отстреливалась, прикрывая своим бортом подбитый катер и эвакуировала раненых в течении 7 минут под непрерывным огнём врага-примечание автора).Как только экипаж был снят мы отошли от MGB 335 и открыли по нему огонь из pom-pom.Мостик был полностью разбит и катер получив дифферент на нос начал погружаться в воду.Под прикрытием дыма мы отошли к двум другим катерам.Через некоторе время было обнаружено,что германские ТК окружили горевший MGB 335.Когда я присоединился к другим катерам у меня действовали только турельные установки,орудия заклинило.MGB 327 был повреждён огнём и у него была разбита турельная установка. У MGB 325 было цело только одно носовое орудие,кормовое орудие было повреждено.

В это время к 9 германским ТК подошло подкрепление ещё из 3 катеров,я принял решение отступить,чтобы не потерять оставшиеся корабли.Последнее,что я видел-германские ТК приблизились к MGB 335,но я не видел как он затонул.Поэтому,полагая,что он может быть захвачен,радиограммой №... ,я попросил штаб о воздушной атаке на MGB 335.

 

Лейтенант Королевского Флота E.M.Thorpe

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следующие повреждения были обнаружены по возвращении в порт:

 

MGB 334- 8 пробоин в корпусе корабля и 2 пробоины в топливных танках,мачта и RDF разбита,носовое орудие разбито,турель правого борта разбита.Мостик имеет незначительные повреждения.

 

MGB 325- 4 пробоины в носу и подводные повреждения правого вала и рулей.

 

MGB 327(катер R.Bone)- 8 пробоин в корпусе,3 пробоины в топливных танках,1 пробоина в рулевой рубке,привод эхолокатора повреждён,мостик разрушен в результате пожара,шлюпка пробита в 4-х местах,2 вентилятора машинного отделения пробиты,подъёмник снарядов повреждён.

 

Далее были приведены характеристики на особо отличившихся в бою:

img162.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если выразиться кратко -Ronald Bone своими героическими действиями спас катер и его экипаж от гибели или плена.

Вот как это описано в представлении к награждению:

М.G.B. 327 был поражен в начале боя в топливный танк зажигательной пулей, и огонь немедленно вспыхнул. Автоматические противопожарные устройства были приведены в действие с мостика, но поскольку они не погасили огонь, Acting Chief Motor Mechanic Bone пренебрегая своей собственной безопасностью, бросился в отсек топливных танков с огнетушителем и потушил огонь. Последующий осмотр топливных танков показал, что они были столь серьёзно повреждены, что только его немедленное действие спасло судно.

img163.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общей сложности за этот бой к наградам были представлены и их получили:

Distinguished Service Order-Lieutenant Ernest Michael Thorpe,RN,MGB 334.

Conspicuous Gallantry Medal-P.O. George Hood Plenderleith,R.N.R.,P/X 10109,MGB 335.

Distinguished Service Medal-A/Chief Motor Mechanic Ronald Bone,C/MX.92401.,MGB 327.

Supplemennt_to_the_LG_10.11.1942_pages_4882_4883.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот теперь можно показать и саму группу. wub.gif

 

Но это ещё не всё!Продолжение завтра.Очень интересная история о том ,что же случилось далее с MGB 335 и почему его командир лейтенант J.A.Forbes не получил никакой награды,а так же о послевоенной судьбе R.Bone.

D.S.M._Acting_Chief_Motor_Mechanic_Ronald_Bone.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжение.

 

Оборотная сторона колодки.

img165.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куда же мог пойти служить человек спасший корабль от пожара?Нетрудно предположить,что в пожарные части! spiteful.gif И как свидетельство этого небольшое дополнение к колодке-Медаль за Долгую службу в пожарных частях с планкой за 10 лет службы.

Ronald_Bone.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Алексей Дмитриевич @ Jun 2 2009, 07:20 PM)
Награждён : 13380 RONALD BONE.

Алексей,

 

Номер на этих медалях проставлялся, насколько я знаю, официально.

А вот имя не частным образом ли выгравировано ???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь вернёмся к MGB 335,который горящий и медленно погружающийся в воду оставлен экипажем и окружён германскими ТК.Командир группы катеров лейтенант Ernest Michael Thorpe честно указал в рапорте,что он не видел как катер затонул и предполагал возможность его захвата врагом.Но командование (по неизвестным причинам) отнесло катер к затонувшим.В британском справочнике потерь Королевского Флота в период ВМВ 1939-1945 г.г. катер MGB 335 указан как потопленный 10.9.42.

Но на самом деле катер был захвачен немцами,пожар потушен и взяв его на буксир германские ТК привели его в Ден Хелдер. Тща­тельно изучив оснащение английского судна, немцы пришли к неутешитель­ному выводу, что в техническом отно­шении они безнадежно отстали от сво­их противников. Еще бы: на MGB-335 имелся не только радар, но и «подслу­шивающая» аппаратура, коротковолно­вый радиопеленгатор, устройство «свой-чужой» и многое другое, о чем экипажи «шнелльботов» могли только мечтать.

А вот тут начинается "политика" spiteful.gif -объявив катер потопленным,командование 16-й флотилии отлично знало,что катер захвачен немцами.Вопрос был в том,что были ли уничтожены шифровальные таблицы и секретное оборудование опознавания "свой-чужой".Было проведено расследование действий командира группы лейтенанта Ernest Michael Thorpe и командира катера MGB 335 лейтенанта J.A.Forbes.

 

Действия лейтенанта Thorpe были признаны правильными,а вот действия лейтенанта J.A.Forbes вызвали неоднозначную оценку.Было установлено,что катер попал под концентрированный огонь вражеских кораблей и получил катастрофические повреждения по вине командира лейтенанта J.A.Forbes ,нарушившего строй и оторвавшегося от основных сил группы.Также комиссия определила,что гарантированно не установлено уничтожение шифровальной книги и секретного оборудования.Было принято во внимание,что большая часть экипажа была убита или ранена,то что мостик горел открытым пламенем и попасть в рулевую и радио-рубки было невозможно,то что оставление катера проходило в тяжёлых условиях эвакуации тяжелораненых и под непрерывным огнём врага ,то,что катер после оставления был расстрелян и начал тонуть,но не затонул по неизвестной причине,возможность повторной попытки прорваться к окружённому вражескими ТК незатонувшему катеру была оценена как невозможная и самоубийственная. Но приняв во внимание все эти обстоятельства,комиссия обвинила лейтенанта J.A.Forbes в потере катера и неуничтожении секретных документов и оборудования.Лейтенант J.A.Forbes был отстранён от командования и переведён в резерв.Вновь его имя фигурирует в качестве командира MGB 3 только с 1944 года.

Хотя если исходить из реалий,ни одно послевоенное исследование немецких архивов не подтвердило того ,что осенью 1942 года немцы получили шифрокоды британского ВМФ.Видими всё сгорело или было безвозвратно уничтожено огнём.

 

Кстати в тех же бумагах, в которых описан бой ,указывается,что огнём британцев серьёзно повреждены, как минимум ,два германских ТК.

Интересно есть ли на форуме коллеги имеющие иформацию о действиях германских ТК и может быть знающих об этом бое 2-й эскадры Шнельботов.Бой не ординарный,всётаки захвачен и приведён в порт вражеский катер.Командира группы должны были наградить и наградить серьёзной наградой.Был бы очень благодарен,если кто поделиться инфой. drinks_cheers.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (onestardiamond @ Jun 2 2009, 07:45 PM)
QUOTE (Алексей Дмитриевич @ Jun 2 2009, 07:20 PM)
Награждён : 13380 RONALD BONE.

Алексей,

 

Номер на этих медалях проставлялся, насколько я знаю, официально.

А вот имя не частным образом ли выгравировано ???

Да вы правы- у меня есть такая медаль только с номером(он расположен в середине гурта,на одинаковом удалении от крепления) ,но здесь номер выгравирован близко к креплению медали,а имя в середине гурта,так что я думаю гравировали сразу и номер и ФИО награждённого.

 

А это гурт DSM,который вы хотели посмотреть:

_________1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Командир 2. Schnellbootsflottille Korvettenkapitän Klaus Feldt не был награжден за этот бой.

Правда он уже был к этому моменту Рыцарем, а в 1944 г. получил и Дубовую листву к Рыцарскому кресту.

 

Надо купить вот эту книгу:

Kühn, Volkmar: Schnellboote im Einsatz 1939-1945, Motorbuchverlag Stuttgart, 1976

Возможно в ней есть ответы.

 

Или узнать состав флотилии.

Знаю что в составе был S30 и S43 ... но это не все.

Но насколько я знаю, за это мероприятие никто Рыцарский крест из состава шнельботов не получил.

 

А был ли мальчик? Или захват катера не тянул на Рыцаря ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть у меня одна книженция на эту тему,называется "Атакуют Шнельботы",авторы М.Морозов,С.Патянин и М.Барабанов.

Так вот в ней указано ,что в состав 2-й флотилии ,в рассматриваемый период, входили S-29,S-46,S-62,S-70,S-80,S-83,S-101,S-104,S-105,S-108.

 

Вот кстати фото из этой книги:Церемония награждения Korvettenkapitän Klaus Feldt.

Сразу назрел вопрос ,я конечно полный "чайник" и прошу объяснить почему у него знак Эсминца и Тральщика,а Катера нет?

img177.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Алексей Дмитриевич @ Jun 2 2009, 08:30 PM)
А это гурт DSM, который вы хотели посмотреть:

Алексей,

 

Спасибо за сканы.

drinks_cheers.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Алексей Дмитриевич @ Jun 2 2009, 09:35 PM)
Есть у меня одна книженция на эту тему,называется "Атакуют Шнельботы",авторы М.Морозов,С.Патянин и М.Барабанов.
Так вот в ней указано ,что в состав 2-й флотилии ,в рассматриваемый период, входили S-29,S-46,S-62,S-70,S-80,S-83,S-101,S-104,S-105,S-108.

Вот кстати фото из этой книги:Церемония награждения Korvettenkapitän Klaus Feldt.
Сразу назрел вопрос ,я конечно полный "чайник" и прошу объяснить почему у него знак Эсминца и Тральщика,а Катера нет?

Никто из командиров этих судов, не получил рыцаря.

 

У Фельдта был необычный шнельботабцайхен, а с бриллиантами.

Почему его нет на фото, я не знаю.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...