СержантЪ Опубликовано 6 июня, 2008 Опубликовано 6 июня, 2008 Вчера исполнился 41 год со дня проведения одной из наиболее блестящих операций в истории авиации, вошедшей в анналы мировой истории под названием операция "Мокед" ("Фокус"). Предлагаю вашему вниманию статью Эфраима Ганора опубликованную в сети год назад. 5 июня исполняется 40 лет с начала Шестидневной войны. Героические события того времени занимают одно из центральных мест в истории Государства Израиль. За эти шесть дней ЦАХАЛ наголову разгромил армии Египта, Сирии и Иордании, нанес тяжелый удар иракским ВВС и иракскому экспедиционному корпусу, а также взял под свой контроль Синайский полуостров, сектор Газа, Иудею с Самарией и Голанские высоты. Такой успех израильской армии казался на тот момент непостижимым, ведь силы противника были чрезвычайно велики, в распоряжении арабов имелось огромное количество советского оружия. Арабские армии консультировало немало советских военных советников. После столь быстрой и решительной победы репутация ЦАХАЛа поднялась до небес. Со всего мира в Израиль съезжались специалисты и наблюдатели, дабы понять, что здесь все-таки произошло, и перенять бесценный опыт. Конечно, героическую победу одержала вся армия, но самое большое признание получили пилоты израильских ВВС. Именно с этого момента о них впервые заговорили как о лучших в мире. Операция "Мокед", в ходе которой в кратчайший срок была уничтожена практически вся египетская авиация, выдвинула израильские ВВС на одно из первых мест в мире. Полное господство Израиля в воздухе было установлено уже в первые часы войны, после чего боевые самолеты ЦАХАЛа сыграли важнейшую роль в непосредственной поддержке наступающих войск. Людям непосвященным может показаться, что ничего особенно сложного во внезапном ударе с воздуха по находящимся на аэродромах самолетам нет. Однако это не так. Можно сказать, что операция "Мокед" была подготовлена многолетними упорными тренировками летчиков к действиям в боевых условиях. Огромное значение имел детальнейший сбор информации о вражеских аэродромах, дислокации их самолетов, средствах ПВО и многом-многом другом. Практическая часть операции могла принести значительный успех лишь в случае ее внезапности. А это значит, что самолеты должны были выйти на цели необнаруженными египетскими радарами и атаковать большую часть египетских аэродромов фактически одновременно. Предстоящий удар отрабатывался на местных полигонах десятки раз, при этом серьезное внимание при подготовке уделялось даже на первый взгляд незначительным деталям. Операцию "Мокед" решено было осуществить 5 июня 1967 года. Надо заметить, что у израильских граждан настроение в те дни было отнюдь не оптимистичным. У многих было ощущение, что Израиль стоит на пороге второй Катастрофы. Вооруженный до зубов враг окружил еврейское государство буквально со всех сторон, и арабские лидеры даже не пытались скрывать, что именно его уничтожение является их главной целью. Окончательное решение нанести удар по врагу с воздуха было принято вечером 4 июня правительством Леви Эшколя (за два дня до этого портфель министра обороны в нем получил Моше Даян). Сразу же после принятия решения на аэродромах израильских ВВС были собраны все экипажи и технический персонал, после чего начался последний этап подготовки к операции, Тщательно проверялась готовность самолетов, пилоты проходили подробнейший инструктаж у командиров эскадрилий, снова и снова повторялись инструкции, которых летчики не имели прав нарушать. Так, до начала атаки необходимо было во что бы то ни стало хранить полное молчание в эфире. Кроме того, при полете над морем, запрещалось подниматься на высоту даже 100 метров. Все эти меры необходимо было соблюдать во избежание преждевременнога обнаружения противником. Чтобы выйти на большинство аэродромов одновременно, самолеты должны были взлетать в разное время. Первая ударная группа, состоящая из четырех истребителей, покинула аэродром в 7 часов 14 минут, вслед за ней в воздух поднялось подавляющее большинство самолетов израильских ВВС. Египетские аэродромы должны были подвергнуться удару в 8 часов, когда большая часть летного и командного состава вражеских ВВС направлялась к месту службы, а находившиеся в боевой готовности пилоты завтракали в столовых. Первые израильские самолеты взлетели с аэродрома Хацор, что неподалеку от Гедеры, и взяли курс на Синай, где располагалась крупная египетская авиабаза Бир-Гафгафа. Всего в первой атакующей волне Хацор представляли 4 четверки истребителей. Через пару минут столько же самолетов взлетело с аэродрома Хацерим. В среднем каждые 48 секунд в воздух поднимался очередной самолет. Основными целями нашей авиации были египетские базы на Синае, в районе Каира и в дельте Нила. Каждая группа истребителей устремилась к своей, назначенной командованием, цели. В течение часа израильские ВВС осуществили 183 боевых вылета, из которых 173 были направлены против египетских аэродромов, а 10 патрулировали свое воздушное пространство. Всего в первый час войны ударам подверглись 11 египетских аэродромов. Все было спланировано в мельчайших деталях. У каждого звена имелось всего по 5-7 минут на атаку, за это время оно должно было совершить три захода на цель. Главная задача - уничтожение самолетов противника, а также выведение из строя взлетно-посадочных полос. Ведь, не имея возможности взлетать и приземляться, даже уцелевшие египетские самолеты остались бы вне игры. Целями второстепенными являлись радары, склады горючего и средства ПВО. После трех атак каждая четверка уступала место следующей. Для поражения находившихся на земле самолетов использовались бортовые пушки, а тех, что находились в ангарах, - специальные разработанные нашими специалистами бомбы. Ноу-хау израильской военной промышленности была также бомба, примененная для разрушения взлетно-посадочных полос и являвшаяся одним из самых тщательно хранимых секретов ЦАХАЛа, Принцип действия бомбы был следующим: ее сбрасывали с небольшой высоты на парашюте, когда бомба достигала земли, в ней срабатывал специальный ракетный двигатель, по сути ввинчивавший ее в полосу, и лишь затем следовал разрушительный взрыв. Вошедшая в бетон бомба обладала гораздо более серьезным поражающим эффектом и наносила полосе гораздо более серьезные разрушения, чем обыкновенная. Многие египетские самолеты были уничтожены при попытке взлета. Так, на аэродроме Бир-Гафгафа было, что называется, в щепы разнесено 5 истребителей МИГ-21. Отдельные самолеты сбивались и в ходе воздушных боев. Итог налетов первой волны был потрясающим. Всего за какой-то час египтяне лишились 204 боевых самолетов - более чем половины всего их авиапарка. Среди уничтоженных машин были практически все бомбардировщики, налета которых так опасались в Израиле. Надо сказать, что итоги первого удара превзошли самые оптимистические прогнозы командования ВВС. Небольшая часть уцелевших машин была эвакуирована египтянами на неатакованные аэродромы в глубине страны и Верхнем Египте, но и там они были вскоре уничтожены. В районе 9 часов египетские аэродромы подверглись второму израильскому авиаудару, и одновременно были осуществлены атаки авиабаз Сирии и Иордании, вступивших в войну. И здесь противник понес значительные потери, как на земле, так и в ходе воздушных боев. За первый день войны потери израильской авиации составили 8 боевых машин, из них 4 - в воздушном бою. Единичные налеты на израильскую территорию были осуществлены иорданскими и иракскими ВВС около полудня. Нескольким иорданским "хантерам" удалось достигнуть Нетании и сбросить бомбы на центр города и его промышленную зону. Погибла одна женщина. Уже через несколько минут иорданцы были сбиты. Ливанская авиация предпочла воздержаться от участия в войне, лишь один ливанский "хантер", приблизившийся к израильскому воздушному пространству, был сбит истребителем "мираж". Иракские бомбардировщики действовали с находящейся на стыке границ Ирака, Сирии и Иордании базы Н-3 (именно отсюда в 1990 году по территории Израиля запускались ракеты "скад"). В первый день иракцы бомбили район Гильбоа, в результате чего погибли 5 военнослужащих. Самолеты иракских ВВС также были сбиты. Иракское командование повторило попытку на второй день войны. На этот раз два тяжелых бомбардировщика Ту-16 бомбили район Нетании, Мигдаль а-Эмека и аэродрома Рамат-Давид. Они были сбиты, но до того им удалось разбомбить несколько различных строений. В ответ на действия иракцев было решено атаковать базу Н-3. Надо сказать, что изначально израильские ВВС к этому налету не готовились, и потому он оказался самым неудачным за всю войну. Наши самолеты были обнаружены и смогли уничтожить лишь одну машину, стоявшую на приколе. Два наших самолета были сбиты в бою с иракскими "хантерами" и МИГами. Лишь через два часа следующей ударной группе израильских ВВС удалось выполнить задание. Иракцы понесли значительные потери как на земле, так и в воздухе. Всего в ходе налетов на Н-3 три израильских пилота погибли, а один попал в плен. С утра б июня в небе практически не было арабских самолетов, и израильские ВВС все свои усилия перенесли на борьбу с сухопутными силами противника. Основные удары наносились по поднимающимся к Иерусалиму колоннам иорданской армии, а также по египетским укреплениям на Синае. Не остались без внимания и позиции сирийской артиллерии, с первого дня войны обстреливавшей израильский север. Именно на сирийцах были сконцентрированы усилия наших ВВС в последние два дня военных действий. Уничтожение десятков артиллерийских батарей, укреплений и бронетехники во многом способствовало успешному ходу операции по взятию Голанских высот. Подводя итоги вышеизложенному, можно с полной ответственностью сказать, что значение операции "Мокед" переоценить невозможно. Завоевав полное господство в воздухе уже в первые часы войны, израильские ВВС получили возможность оказывать массированную поддержку сухопутным войскам и предотвратили нанесение существенных авиаударов противника по израильской территории. Поэтому их действия считаются тем самым решающим фактором, благодаря которому была достигнута победа в Шестидневной войне
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти