Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Есть в Польше такая поговорка: «Яко Берек под Коцкем». По-русски получается «Как Берек под Коцком». Всё равно непонятно, правда? Вот и мне было непонятно. Где этот Коцк? И кто такой Берек? А полякам всё понятно. Берек Йоселевич — национальный герой, в Варшаве его именем даже улица названа.

 

Имя только совсем не польское. По-еврейски его звали Дов Бер бен Йосеф. Родился он в 1764 году в Кретингене, сегодня это литовский город Кретинга. Берек получил еврейское воспитание, но отлично выучил польский язык и поступил на службу к местному богатею, епископу Вильно князю Масальскому.

 

Епископ часто посылал Берека за границу с разными поручениями. Йоселевич вскоре овладел немецким и французским языками. В Париже он стал свидетелем Французской революции. Сердцем Берек был на стороне революционеров.

 

Жил он в Праге. Нет, не в чешской столице — так назывался пригород Варшавы. Берек торговал лошадьми и снабжал ими польскую кавалерию. Отец заставил его жениться. Рассказывают, что невеста была уродлива и неграмотна, но в те годы даже взрослые люди редко осмеливались перечить родителям. У Берека родился сын, потом дочь.

 

Йоселевичу выпало жить в тяжёлые для Польши времена. В 1772 году страну разделили между собой Австрия, Россия и Пруссия. Монархи этих стран диктовали полякам свою волю. В 1794 году вспыхнуло восстание. Им руководил польский дворянин Тадеуш Костюшко, пылкий сторонник равноправия и герой войны за независимость Америки. Восставшие выступали за гражданские свободы и независимость Польши.

 

Йоселевич был польским патриотом и увидел в Костюшко посланца небес. И ещё он надеялся, что Костюшко навсегда покончит с угнетением еврейского народа. Берек, как и многие другие евреи, записался в варшавское ополчение. Но службы в городе ему было недостаточно, он хотел сражаться. Вместе со своим другом Иосифом Ароновичем он написал Костюшко письмо.

 

Берек предложил вождю восстания создать еврейский полк лёгкой кавалерии. Это было очень смело — ведь никто не верил, что евреи из польских местечек умеют воевать. И все же Костюшко согласился и выпустил воззвание, где призывал евреев биться за Польшу и вспоминал о храброй борьбе их предков против римских завоевателей.

 

Берек, назначенный полковником, тоже выступил с призывом к евреям. «Если даже мы не доживем, наши дети будут жить свободными, — писал он. — Просыпайтесь, братья, восстаньте как львы и как леопарды!»

 

Кавалерийский отряд Берека быстро рос, скоро в нём числилось 600 человек. Это было первое еврейское войско с библейских времен. Только представьте, как выглядели религиозные евреи-гусары на конях… По просьбе Йоселевича бойцам разрешили держать кошерную кухню, по возможности не брать в руки оружие в субботу и отращивать бороды, так что в армии Костюшко их прозвали «бородачами».

 

Русская императрица Екатерина II направила в Польшу войска во главе со своим лучшим полководцем, генералом Александром Суворовым. Ему удалось одержать ряд побед и захватить в плен самого Костюшко. Затем русские части подступили к Варшаве.

 

В Праге, пригороде Варшавы, завязался кровопролитный бой. Армия Суворова и повстанцы сошлись в рукопашной. Все очевидцы писали о храбрости «бородачей» Берека — они доблестно сражались вместе со своими соратниками. Но у них не было никакого военного опыта, они не были готовы к штыковым атакам. Почти все бойцы еврейского отряда погибли. Спаслись лишь несколько человек, среди них и раненый Берек.

 

Одержав победу, солдаты Суворова начали грабить Прагу. Пригород был разрушен, погибло 20 тысяч мирных жителей, в том числе множество евреев. После этой резни Варшава сдалась без боя. За подавление восстания Екатерина II пожаловала Суворова званием фельдмаршала.

 

А неукротимый полковник Йоселевич скрылся в Галиции, оттуда перебрался в Италию и вступил в польские легионы, сражавшиеся в армии Бонапарта, будущего императора Франции. Вместе с наполеоновской армией он участвовал во многих сражениях, стал капитаном драгунского полка и за героизм в битвах получил орден Почётного легиона и высшую польскую военную награду — орден «Виртути милитари».

 

В 1809 году Берек погиб в битве под Коцком: рядом с этой польской деревенькой его отряд столкнулся с большим отрядом австрийских гусар. Так и появилась поговорка «Как Берек под Коцком». Она означает, что положение безвыходно.

 

Наш рассказ будет неполон, если не упомянуть о сыне Берека, Юзефе. Как и отец, Юзеф воевал в армии Наполеона — оба они верили, что Наполеон несёт европейским евреям свободу. Юзеф участвовал в походе на Россию в 1812 году, был 16 раз ранен и тоже награжден орденом Почётного легиона. Он во всём был похож на отца. Когда в 1830 году в Польше началось новое восстание, Юзеф, не задумываясь, примкнул к повстанцам и по примеру отца призвал евреев создать кавалерийский полк. Но в войне с Россией польские повстанцы были разбиты. Юзефу пришлось бежать во Францию, затем в Англию, где он и окончил свои дни.

 

В Польше история Берека вошла в школьные учебники, о нём повествовали еврейские и польские писатели, образ храброго воина вдохновил многих художников. Помнят о нём до сих пор. Недавно в польских театрах была поставлена пьеса о Береке, а в прошлом году почтовые службы Польши и Израиля совместно выпустили марки в его честь. На израильской марке написано: «Берек Йоселевич, еврейский борец за свободу Польши».

 

5 июля 2010

 

Катя Новикова

 

http://family.booknik.ru/stories/?id=33057

post-306-1300712331_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья из БЕЭ:

 

ЙОСЕЛЕ́ВИЧ Берек (Joselewicz, Berek; Дов Бер бен Иосеф; 1764, местечко Кретинген, ныне город Кретинга, Литва, – 1809, близ местечка Коцк), полковник польской армии, участник восстания Т. Костюшко и наполеоновских войн. В качестве торгового агента виленского епископа князя Массальского неоднократно бывал за границей, в частности, во Франции, где усвоил французский язык и соприкоснулся с революционными идеями. С 1788 г. жил в Варшаве, был поставщиком лошадей для польской армии. В сентябре–октябре 1794 г., накануне осады армией А. Суворова повстанческих отрядов Т. Костюшко в Варшаве, последний по просьбе Йоселевича и его компаньона Юзефа Ароновича разрешил создать «старозаконный» (то есть еврейский) полк легкой кавалерии (около пятисот человек) и произвел Йоселевича в полковники. При обороне Праги (пригород, ныне часть Варшавы) почти все еврейские кавалеристы-добровольцы погибли. После разгрома восстания Йоселевич бежал в Галицию, а в 1798 г. — в Италию, где вступил в польские легионы Я. Домбровского, действовавшие в составе французской армии, участвовал в Итальянской кампании, а в 1803 г. стал капитаном Ганноверского драгунского полка наполеоновской армии. Отличился в битве при Аустерлице (1805), был награжден крестом Почетного легиона. В 1807 г. с созданием Варшавского герцогства Йоселевич перешел в его армию с присвоением звания полковника. Командовал эскадроном улан, был награжден высшим польским военным орденом Виртути милитари. В 1809 г. при вторжении австрийской армии в Польшу Йоселевич, возглавлявший польское соединение, состоявшее из двух эскадронов, погиб под Коцком в схватке с венгерскими гусарами.

 

Несмотря на героизм Йоселевича в борьбе за польские национальные интересы, ему неоднократно приходилось терпеть унижения и дискриминацию со стороны антисемитски настроенной польской военной аристократии. В 19 в. польские либеральные, а в 20 в. и официальные круги провозгласили Йоселевича национальным героем Польши, а польские евреи видели в нем символ героизма еврейского народа. В 1934 г. под покровительством Ю. Пилсудского по случаю 125-летия гибели Йоселевича был создан Виленский комитет по увековеченью его имени. Память об Йоселевиче сохранилась в польских пословицах, в солдатских песнях и в топонимике («холм Берека» над его могилой близ Коцка). Описания его подвигов вошли в польские детские хрестоматии 19–20 вв., им посвятили ряд произведений польские и еврейские писатели (В. Гонсиоровский, З. Парви, И. Опатошу, Е. Ромер, К. Кузминьский и другие), историки (Е. Лунинский, А. Скалковский, М. Балабан, И. Рингельблюм и другие), художники (Ю. Коссак, Г. Пилляти и другие).

 

Сын Йоселевича, Юзеф (Иосеф) Беркович (1789, Прага Варшавская, – 1846, Ливерпуль), принимал участие в чине поручика в походе императора Наполеона I на Россию (1812). Получил 16 ран, был награжден орденом Почетного легиона с золотым крестом. В 1819–1830 гг. — помощник лесничего в казенных угодьях Польши. Принял участие с сыном Леоном в восстании 1830–31 гг. и обратился с воззванием к евреям организовать еврейский кавалерийский полк. После подавления восстания эмигрировал во Францию, а затем в Англию, где в 1846 г. посмертно вышла на английском языке (в переводе с французского) его повесть «Станислав, улан польский, в свите Наполеона на острове Эльба».

post-306-1300712820_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Спасибо, Миша. Скопирую сюда то, что касается этой темы.

 

В 1793 году произошел второй раздел Польши, и к России отошли земли, из которых были образованы Волынская, Подольская и Минская губернии. В ответ на этот раздел сразу же началось восстание под предводительством Тадеуша Костюшки. С освобождением Польши некоторые евреи стали связывать надежды на лучшее свое будущее, и, когда началось восстание, горстка евреев примкнула к польскому освободительному движению, чтобы доказать, что и они являются истинными патриотами Польши. Особенно это проявилось в дни защиты Варшавы, той самой Варшавы, где евреям не разрешали жить и откуда их незадолго до этого изгнали с таким унижением.

В 1794 году при осаде Варшавы войсками Александра Суворова евреи выказывали чудеса храбрости.

"Заодно с ремесленниками, мещанами и панами, - писал очевидец, - спешили они длинными вереницами насыпать укрепления, распевая вместе со всеми народную Марсельезу. На окопах работали они в полном единении с монахами и шляхтой, с величайшим напряжением сил. Стоя под огнем картечи, теряя сотни убитых и раненых, они не утрачивали присутствия духа, но кидались на врага и даже отбили у него несколько пушек".

В польских газетах писали тогда: "Там, где речь идет о пользе человечества, евреи не щадят жизни".

В те дни из рядов варшавских евреев выдвинулся Берек Иоселевич. Он с первых дней примкнул к восстанию, своей отвагой и хладнокровием приобрел популярность и призывал евреев бороться за освобождение Польши и тем самым

"добыть свободу, обещанную нам так же твердо, как и другим людям".

"Хоть дети наши, - писал он в воззвании, - будут жить спокойно и свободно, не скитаясь, как дикие звери".

Берек Иоселевич обратился к руководителю восстания Костюшко с просьбой составить из евреев особый отряд легкой кавалерии, и Костюшко ответил на это: "Хваля таковое усердие, даю разрешение вербовать участников указанного корпуса, снабдить его оружием и всем потребным, чтобы как можно скорее могли они явиться на службу Речи Посполитой и как можно лучше боролись с врагом". Тем же указом он возвел Берека Иоселевича в чин полковника еврейского отряда.

1 октября 1794 года Берек обратился ко всем евреям Польши с пламенным обращением: "Слушайте, сыны племени израильского! Бог всесильный - с вами, а я - ваш вождь!"

Это воззвание было подписано - "Берек Иоселевич, полковник". На воззвание откликнулись пятьсот человек, которых наскоро обмундировали, обучили военному делу и поставили защищать предместье Варшавы - Прагу. Полк был плохо оснащен, терпел лишения, но поражал всех строгой дисциплиной. 4 ноября русские войска начали штурм Варшавы при непрерывном обстреле артиллерией.

Суворов сообщал потом в Петербург, что убитых среди поляков было двенадцать тысяч человек, утонуло в Висле - две тысячи. Почти весь еврейский полк погиб в тот день. В живых осталось всего лишь несколько человек. Как писали потом: "Предместье Варшавы, которое защищал еврейский полк, было взято штурмом; все погибло под ударом меча. На другой день нашли весь полк покоящимся в вечном сне на фортификациях; ни один солдат не уклонился перед призывом смерти".

Богатый еврей из Праги Шмуэль Збитковер поставил у себя во дворе бочку с золотыми дукатами и бочку с серебряными рублями и объявил, что всякий, кто принесет с поля боя раненого еврея - получит дукат, а кто похоронит мертвого - получит рубль. Так были спасены все раненые и похоронены мертвые евреи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...