Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

В. В. Верещагин «Победители»

 

 

Балканский цикл картин В.В.Верещагина посвящен русско-турецкой войне 1878-1879 гг., в которой художник принимал непосредственное участие. Одна из самых известных картин цикла – «Победители» - написана в 1878-1879 гг.

 

Картина посвящена событиям, которые имели место под Телишем, где по вине командующих был уничтожен почти весь полк русских солдат. Картина «Победители» - об «изнанке войны», о суровой правде, которая обычно тщательно скрывается теми, по чьей вине гибнут люди.

 

На полотне мы не увидим шумящих знамен, поднесения трофеев, торжественных шествий и стремительно несущихся эскадронов. Мы не найдем ничего, что рассказывает о «парадной» стороне войны. Перед нами только неприкрытая действительность, суровая правда жизни. Мы видим поле, сплошь покрытое трупами солдат. Верещагин изображает безобразный «маскарад» - после окончания сражения турки-победители переоделись прямо на месте битвы в мундиры погибших русских воинов.

 

Мастерство Верещагина, как художника-баталиста, в картине «Победители» неоспоримо. Благодаря точному рисунку, ясной композиции и сдержанным краскам художник добивается непринужденности и естественности исполнения. В этом полотне Верещагин ушел от чрезмерного внимания к деталям, которое наблюдалось в ранних его работах.

 

Картина «Победители» представила войну со всей ее суровой правдой. С болью и горечью говоря об огромных людских жертвах, художник бросает прямой вызов официальной пропаганде. Он громко заявляет о фатальных просчетах командования, за которые русским солдатам пришлось слишком дорого заплатить.

 

post-198-1333639091_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Василий Васильич-это мой кумир с детства. Что только стоит его "Апофеоз войне" ?!

Как-то,в 1993г., после выезда из месячного "проминада" по Китаю, я очутился во Владике. Одна из первых мыслей была найти ?!!! могилу любимого художника !!! rolleyes.gif Поехали на знаменитое Морское кладбище. Дал денег местным "экскурсоводам с лопатой". Долго ходили... В результате приехала экскурсия и девушка-гид открыла мои затуманенные очи на то, что или могилу В.В. нужно искать в море (что и сделали ребята, нашедшие в прошлом году броненосец "Петропавловск" в Китае) или сгонять а центр Владивостока и положить цветы к памятнику Адмирала Макарова,с кем они вместе погибли на данном бронеосце. Для меня это был урок на всю оставшуюся жизнь. И теперь, бывая в ГТГ или РМ, а так же в менее "шедевральных" музеях, всегда ищу его работы.

Вот одна из несколько жутковатых, редко показываемых.

У меня есть несколько открыток, на днях поставлю, извините. Думаю, это тоже в тему. "Людоед" конец 1870-х, начало 1880-х гг.

post-198-1333744812_thumb.jpg

Изменено пользователем Карацуповец
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

QUOTE (Александр Каменьков @ Apr 5 2012, 07:18 PM)
В. В. Верещагин «Победители»


Одна из самых известных картин цикла – «Победители» - написана в 1878-1879 гг.

поле, сплошь покрытое трупами солдат. Верещагин изображает безобразный «маскарад» - после окончания сражения турки-победители переоделись прямо на месте битвы в мундиры погибших русских воинов.

Та же картина в "цвете".
Открытка  украинского изд. Киев. 1956.

Та же картина в "цвете".

Открытка украинского изд. Киев. 1956.

post-198-1335435657_thumb.jpg

Изменено пользователем Белев
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...
Из набора "Государственная Третьяковская галерея" 1977 г. - Двери Тимура 1871-1872 гг.

post-198-1412412891_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен»: «Не замай - дай подойти!», «С оружием в руках - расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне - пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887-1895 гг.), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891-1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе - 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе - 1896-1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897-1898 гг.), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все - 1899-1900 гг.). Картины этой серии Верещагин с успехом демонстрировал на персональных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Нью-Йорке и др. (ныне большинство полотен - в Государственном историческом музее, в Москве). Кроме того, Верещагин оставил ряд незаконченных картин («Наполеон при Березине»), этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях» и др. (замысел не осуществлен).

 

 

«С оружием в руках - расстрелять!»

 

 

Печальный миг настал. Не все только удача суждена была русским крестьянам в борьбе с врагом, разорявшим их родину. Не остерегся, видно, старый воин — доброволец, тот самый, которого мы видели на картине: «Не замай, дай подойти!» Вместе с двумя товарищами попал он в плен к французам. Как это случилось, едва ли герой—крестьянин и сам ведал. Верно, не рассчитал своих сил, да не разглядел, что имеет дело с отрядом, еще сохранившим свою организацию, быть может, с конвоем самого Наполеона. Произошло все необыкновенно быстро; не успели даже опомниться, как вдруг налетели откуда-то враги, схватили, скрутили назад руки и повлекли куда-то. Скоро французы вышли на опушку леса, остановились и бедных наших мужичков заставили опуститься на колени. Их недоумевающим взорам открылась невиданная картина. На снегу у разложенного костра собралась группа каких-то важных господ. И среди них человек, толстый, низенького роста, одетый в зеленую подбитую и опушенную мехом шубу и в такой же теплой шапке. Воротник поднят, шапка низко надвинута на уши, одни лишь глаза, нос и щеки выглядывают из-за меха. Кто это?.. Наполеон!.. Сам Бонапарт, казавшийся наивному воображению русского народа каким-то антихристом. Но взятые в плен крестьяне даже не подозревали, кто стоит перед ними; никогда его не видавшие и не мыслившие представить себе Наполеона в образе этого толстого и маленького человека, закутанного в шубу, иззябшего и тщетно старавшегося согреться у разведенного костра, они в этот момент ничего не испытывали кроме смутного предчувствия готовившейся участи. Даже невольное чувство любопытства не могло родиться в их душе. И какой трагизм!.. Они ничего не понимали из того, что происходило кругом. Сцена разыгралась быстро. Наполеон, греясь у огня, был занят разговором с Мюратом и прочими приближенными. Внезапно послышался топот копыт совсем близко. Недовольный, что прервали его беседу, император повернулся. Что такое?.. Его собственные гвардейцы, а впереди на коленях какие-то бородатые фигуры в длиннополых кафтанах со связанными назади руками. Очевидно, пленные русские. В чем дело?.. Унтер-офицер слез с лошади и, приложив руку к козырьку, отрапортовал императору. Крестьяне ничего не понимали.

— С оружием в руках? - спросил Наполеон.

Последовал утвердительный ответ.

— Расстрелять!

Крестьяне ничего не понимали. Да если бы даже и понимали, если бы даже они могли вымолвить нечто в свое оправдание, неужели Наполеон стал бы их слушать? Суд императора был скор и короток, и ошибки в нем не допускалось. Все в том же состоянии недоумения их потащили дальше для исполнения сурового приговора, а может быть просто дождались, пока Наполеон, сев на коня, не ускакал со своей свитой, даже не оглянувшись на жертв своей безграничной власти. Тогда их привязали к тем же деревьям, где только что стоял Наполеон со своими маршалами, дали короткий залп, и все было кончено... Тела трех простых русских крестьян, виновных лишь в том, что ополчились против врага своей родины, остались лежать бездыханные, и снег кругом окрасился их кровью, и стало тихо, тихо кругом, неподвижно стояли высокие ели, протянув мохнатые ветви, никто не отпел панихиды, никто не предал их бренные останки христанскому погребению, и лишь налетевшая буря спела им вечную память и одела их в саване из белого чистого снега...

А Наполеон ускакал. И в его железном сердце ничто не шевельнулось. Что такое были для него эти три русских крестьянина? Ничтожный эпизод, не более. Их нашли с оружием в руках в районе расположения французской армии, и этого довольно было, что бы изречь над ними смертный приговор, отвечающий логике законов военного времени. Все очень просто с точки зрения того, в чьих руках—сила. Но высшая справедливость говорит, что это было бесполезное убийство, которого Наполеон мог бы и избежать, ибо что он от него выиграл? Ровно ничего. Император мог бы воздержаться от такого приговора. Если в этот момент в нем заговорило озлобление за неудавшуюся войну, то оно было недостойно императора. Если он хотел отомстить на них смерть французов павших от руки народа, то для императора это являлось слишком мелкой местью. Вернее, он просто безсознательно подчинялся железной логике. «С оружием в руках, здесь, вблизи от нас?.. Расстрелять!..» Коротко и ясно. Но невольно при этом сопоставлении Наполеона, победителя Европы, и простого русского крестьянина, преданного им смерти, вспоминается одна легенда: идет Наполеон по полю сражения и видит: перед ним убитый русский солдат; и в открытом взоре голубых глаз, устремленных прямо на него, читает Наполеон полный укоризны вопрос:

— За что ты меня убил?

И куда бы ни пошел Наполеон, везде перед ним мертвый русский солдат, и все тот же недоуменный вопрос, читающийся в ясных голубых глазах:

— За что ты меня убил?

 

 

http://www.museum.ru/museum/1812/Painting/ver/ver18.html

Пояснительные тексты к картинам выполнены под редакцией И.Н. Божеярова. Альбом «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.» СПб, 1911 г. Подготовлено к публикации в интернет-проекте «1812 год» Поляковым О.

 

 

 

 

 

post-1341-0-47019200-1552466739_thumb.jpg

post-1341-0-04134000-1552466761_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

В. Верещагин  "Отступление"

 

 

Большая дорога из Красного по направлению к Минску. Неподвижно стали по краям ее деревья, которые мороз сверху до низу одел плотным инеем. Далеко в стороны раскинулось необозримое поле, и чуть темнеет на горизонте узкая полоска леса. И куда ни кинь взор, везде снег, снег, снег... А воздух тих; на небе ни облачка; красноватые лучи солнца играют на деревьях, сверкают на белом поле, и от них на снегу дрожат и переливаются бриллиантовые искры. Мороз сковал землю, и снег, сухой и твердый, хрустит под ногами. Тихо кругом, полное безмолвие разлито в воздухе, что то таинственное и жуткое чудится в нем; не слышно победных криков, не раздается ни откуда торжественное и радостное: «Да здравствует Император!»... Император... Вот он, с головой закутанный в шубу, в теплой шапке, так непривычной для его фигуры, опираясь на палку, медленно движется по дороге, за ним идет весь его штаб, виднеется карета, в которой Наполеон ехал во все время своего отступления, а дальше позади гвардия. Томительно долго, нескончаемо тянутся часы, не на чем отдохнуть тягостным мыслям, вихрем проносящимся в усталом мозгу, отказывающемся работать плодотворно, потому что наступил уже предел энергии и вдохновению, не на чем остановить со спокойствием взор, ибо, куда бы ни обратился он, везде перед ним одни лишь безконечно печальные, потрясающие, скорбные трофеи смерти. О, смерть оказалась действительно великим полководцем, ее победа здесь, в этом злосчастном походе на Россию затмила собою все победы, когда либо одержанные Наполеоном. Безотрадная картина! Все, что было когда-то Великой армией, что с радостью в сердце, с доблестью духа, с неуязвимой храбростью устремлялось вперед на встречу опасностям и жаждало подвигов, победы, славы, все полегло костьми, и снег, пушистый, белый сверкающий снег покрыл как саваном их смертные останки, необозримые поля стали гигантской братской могилой, в которой уснули последним вечным сном легионы храбрых. Вон здесь торчат чьи-то ноги, там высунулась скорченная рука, ноги лошади виднеются тут же, вон штык от ружья, а там колесо, потом еще какие-то беспорядочные обломки, и так на много, много верст растянулась эта гигантская гекатомба богу войны, равной которой не знает история. И тихо среди этого поля смерти движется вперед император, тихо следует за ним блестящая свита, глубокое безмолвие разлито вокруг, а в вышине летят вороны, хищные приспешники смерти, и протяжным, жутким, хриплым карканьем провожают Наполеона и его славу... Ужасно!... А между тем давно ли? Давно ли по этой самой дороге они шли вперед, окрыленные надеждами и уповая на головокружительный успех? И вот все растаяло, исчезло, как дым. Россия оказалась непобедима. Все соединилось, все сплотилось в ней в такую крепость, разрушить которую не хватило бы никаких человеческих сил и никакого таланта. Наполеон оказался побежденным. Что толку в том, что он был жив и здоров, что не был взят в плен, что теперь уже находился вне опасности и мог спокойно выбраться за пределы России, когда морально он был уничтожен и сделан по бессилию своему последним из последних? Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики; он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части, и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте; но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия?»...

Что должен был испытывать Наполеон и ночью, и каждый день, и вот во время этого печального шествия между бренными остатками его армии, трудно себе и вообразить. Но, несомненно, мысли его должны были быть ужасны и состояние духа самое отчаянное. Он должен был почувствовать безжалостный перст рока и слышать таинственные голоса, властно требовавшие его к ответу. Когда смотришь на картину Верещагина, быть может, лучше всех других в этой серии воплощающую настроение страшного события, печального и бесславного отступления того, кто никогда не шел назад, ощущаешь ясно весь необычайный трагизм этой поразительной личности, имя которой было: Наполеон. Немного найдется в человеческой истории примеров равной трагической судьбы. Сокрушить Россию — несомненно было великим замыслом. Но поскольку грандиозен был взлет, постольку страшным и стремительным оказалось падение, и сознавать это такому честолюбивому человеку, каким являлся Наполеон, должно было быть невыносимым. И хуже всего то, что он ни откуда не мог получить утешения. Как все слишком эгоистичные в своих стремлениях люди, Наполеон был одинок; он был таким и во время мира, у себя в Париже, и во время похода на Россию, и еще более отчужденным от всех, предоставленным самому себе в продолжении этого плачевного бегства обратно на родину, где неизвестно еще, что его ожидало, и которая была так далека. По истине жалким и несчастным являлся этот великий человек, затерянный среди снегов России и медленно идущий по дороге, где каждый шаг отмечен кровавым перстом смерти.

 

http://www.museum.ru/museum/1812/Painting/ver/ver15.html

P1010615.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

В.В. Верещагин  "Сквозь пожар"

 

 

«Подвигло мщение Москву:
Вспылала пред врагами
И грянулась на их главу
Губящими стенами».

 

Жуковский. «Певец во стане русских воинов».

 

 

Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Пожар достиг своего апогея, превратив Москву в подобие огненного лабиринта, в котором ничего не стоило заблудиться и стать добычею огня. Улицы представляли собою корридор, где стены были из огня, потолок из огня, так как свивавшееся жгутом, бурлившее, метавшееся из стороны в сторону, пламя порою становилось сводом над головой, а пол был вымощен тлевшими и пылавшими головешками, раскаленными угольями, горячей золой. В этот то огненный ад попал Наполеон, сбившись с дороги, хотя с ним и был проводник, но последнему, очевидно, было не легко ориентироваться среди горящих развалин, делавших дорогу неузнаваемой. «Вокруг нас, - говорит граф Сегюр, — ежеминутно возрастал рев пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем, открывалась перед нами, но и она была скорее входом в этот ад, нежели выходом из него. Император пешком без колебания бросился в этот проход. Он шел среди треска костров, грохота рушившихся сводов, балок и крыш из раскаленного железа». Легко себе представить, что должен был перечувствовать Наполеон. Не знав доселе, что такое страх, тысячу раз за время своей полной приключений жизни подвергавшийся всевозможным опасностям; нетронутый пулями, гранатами, пиками и саблями в тех сражениях, где он находился в центре огня или атаки, если не считать незначительнаго ранения в ногу, полученного Наполеоном при Регенсбурге в 1809 году, причем император после перевязки тотчас же снова сел на лошадь; пощаженный смертью 18-го брюмера в день знаменитаго разгона парламента штыками; избежавший гибели при взрыве адской машины в Париже на Сен-Никезской улице, 24-го декабря 1800 года; оставшийся невредимым даже после своего знаменитаго посещения зачумленных в Яффе, неужели он после всех этих удач обречен был на смерть без всякой борьбы, неужели для того победил Европу, для того объявил войну Императору Александру, для того собрал полумиллионную армию, чтобы, дойдя с нею до Москвы, сгореть в каком то костре?... Нет, это было бы слишком большой насмешкой судьбы, показалось бы просто черезчур грубо для такого человека, каким являлся Наполеон. А между тем, подвигаясь среди языков пламени, нестерпимым жаром обжигавших лицо и руки, среди столбов дыма, перехватывавшего дыхание и вызывавшего на глаза обильные слезы, среди сыпавшихся бревен и кирпичей, вдоль стен, готовых ежеминутно обрушиться тысячью обломков, не видя ничего со всех сторон, кроме однообразной картины огненного потопа, Наполеон в самом деле каждую секунду рисковал распроститься с жизнью. Но там, где была взвешена его судьба, еще не был решен жребий Наполеона, и чаша, которую ему надлежало испить, еще оставалась неполной. И потому счастье, неизменно сопутствовавшее великому полководцу, и в этот раз пришло ему на помощь. Неожиданно на императора наткнулись солдаты, занимавшиеся мародерством даже среди пожара. Узнав Наполеона, они подхватили его под руки и быстро вывели из огня. Его волосы были опалены, платье сожжено во многих местах, обожжены руки, прожжены сапоги. Выйдя из пламени, Наполеон встретился с маршалом Даву. Уверяют, что князь Экмюльский, еще страдавший от раны, полученной в Бородинском сражении, узнав об опасности, которой подвергался Наполеон, кинулся к нему навстречу, чтобы вывести из огня своего императора, или погибнуть вместе с ним. Встретясь, они бросились в объятия друг другу.

 

Картина Верещагина производит странное впечатление. Эта масса огня... и в середине ее Наполеон. Смотришь, и начинает казаться, что то не солдаты подхватили своего императора, а два демона вцепились в величайшего грешника, какого когда нибудь носила земля, и не увлекают его прочь из пламени, но напротив тащут дальше, дальше и вот... сейчас швырнут в самое пекло. Наполеон был гений в своем ремесле, его трагическая судьба вызывает удивление, но в то же время, как забыть о том, сколько сотен тысяч человек лишились жизни по мановению его руки, какое количество крови впитала в себя земля за то время, что Наполеон царил над Европой, и какие реки слез пролились из глаз, оплакивавших отца, мужа, брата, сына?.. Есть картина бельгийского живописца Антония Вирца, родившегося в 1806 году, когда была знаменитая битва при Иене, и в дни своей молодости постоянно слышавшего множество рассказов о кампаниях Наполеона. На этой картине Вирц изобразил Наполеона в аду посреди пламени и окруженного тенями, из которых одна предлагает ему поесть человеческого мяса. Жестокая фантастичность этой картины странным образом сплетается с символом, конечно не приходившим в голову Верещагину в то время, как он создавал свою картину «Сквозь пожар», но при взгляде на нее как то невольно встает в воображении картина Вирца.

 

http://www.museum.ru/museum/1812/Painting/ver/ver06.html

P1016526.JPG

P1016527.JPG

Scene_from_the_Hell.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

На полотне чины одного из Туркестанских линейных батальонов.

На схеме(из сети) №1(как пример).

 

Допускаю,что художник умышленно "упустил" шифровку...

post-16585-0-65977500-1639302806.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...