Перейти к содержанию

десант в Григорьевке


Рекомендуемые сообщения

Хочу выделить эту страницу в обороне Одессы - десант в Григорьевке

в отдельную тему.

по адресу в интернете

http://slovo.odessa.ua/index.php?idd=100&r...&detail_id=1429

можно прочесть статью

 

 

Трагедия Григорьевского десанта

В течение последних 60 лет во всех изданиях, рассказывающих о героической обороне Одессы в августе-октябре 1941 года, о Григорьевском десанте написано как об успешной военной операции, где проявилось грамотное руководство, умелое планирование штабов, отличная организация ведения боев, приведших к разгрому двух румынских дивизий. Враг был отброшен на 5-8 км к северу от побережья, а наши войска захватили богатые трофеи. И самое главное – эта операция лишила противника возможности вести артобстрелы города и порта из районов Григорьевки и Чабанки.

 

Александр ЧЕРКАСОВ, капитан III ранга

 

Все это, конечно, так. Но есть данные, что десант выполнил только минимум тех задач, которые были перед ним поставлены. По замыслу командования Южным фронтом Красной Армии, эта операция должна была привести к полному изменению стратегической ситуации на юге Украины. Планирование удара было поручено штабу Черноморского флота. Для его проведения привлекались сухопутные войска, боевые корабли флота, морская и фронтовая авиация, воздушно-десантные и морские диверсионные части.

К 20 сентября 1941 года немецкие и румынские войска группы армий «Юг», захватив Херсон, подошли к Перекопским укреплениям, закрывавшим захватчикам дорогу в Крым и Севастополь – главную базу Черноморского флота. Для захвата Крыма немецкое командование выделило 11-ю армию и румынский горный корпус. В тылу у захватчиков оставалась осажденная Одесса, сковавшая своей обороной 4-ю румынскую армию. Кризис обороны города наступил еще 25 августа, когда в Восточном секторе Одесского оборонительного района (ООР) под напором 13-й и 15-й румынских дивизий, при поддержке 72-й немецкой дивизии и румынской танковой бригады наши войска оставили Чабанку, Григорьевку, Александровку. Враг вышел на побережье моря и рвался к Лузановке. Ценой больших потерь положение удалось стабилизировать.

В плановой таблице Григорьевской десантной операции предлагалось мощным, комбинированным ударом с моря, суши и воздуха по частям 15-й румынской дивизии в районе Григорьевки и Чабанки прорвать оборону противника на всю тактическую глубину. После этого, введя в прорыв ударную группировку и выйдя на оперативный простор, стремительным наступлением через Николаев и Херсон ударить в тыл 11-й немецкой армии, ведущей бои у Перекопа, с последующей деблокадой Крыма. Кроме того были подготовлены воздушно-десантные группы для проведения диверсий по направлению стратегического удара и морские диверсионные группы для нанесения ударов в портах Очакова, Николаева и Херсона.

При подготовке к проведению операции в Одессу с 16 по 21 сентября были переброшены две полностью укомплектованные дивизии (157-я и 421-я) и еще 15 маршевых батальонов (около 15 тысяч человек). То есть в восточном секторе обороны ООР создавалась ударная группировка численностью в 50 тысяч бойцов при поддержке более 100 танков и около 300 орудий разного калибра от 45 мм противотанковых до 152 мм гаубиц. И это на участке в 12 км по фронту между Куяльницким лиманом и Черным морем. Кроме того, из Новороссийска в Одессу на транспорте «Василий Чапаев» прибыл дивизион реактивных минометов — 8 машин (командир старший лейтенант П.С. Небоженко), которые впоследствии назвали «Катюшами». В то время это было новейшее секретное оружие и его отправка в Одессу говорила о том, что командование придавало Григорьевскому десанту особое значение. Для морской стадии операции руководство Черноморского флота выделило 3-й полк морской пехоты, сформированный в Севастополе и отправленный на транспортах непосредственно к месту высадки десанта. Охрану каравана транспортов на переходе морем и артиллерийскую поддержку в момент десантирования осуществляла эскадра кораблей в составе 7 вымпелов (2 крейсера, 4 эсминца, 1 канонерская лодка). С воздуха операцию в районе Григорьевки прикрывали летчики 69-го истребительного авиаполка и почти вся авиация Черноморского флота, базирующаяся на аэродромах в Крыму.

К вечеру 21 сентября все подразделения, участ-вующие в прорыве, вышли на исходные рубежи ударов, корабли морского десанта барражировали в районе высадки, воздушный десант и самолеты прикрытия с воздуха были в готовности к вылету на аэродромах. Казалось, что все учтено и все предусмотрено.

Однако проведение крупных стратегических операций было не под силу ни командующему Юго-Западным направлением маршалу Советского Союза С.М. Буденному, ни командующему Южным фронтом генералу армии И.В. Тюленеву. А проведение сухопутных операций, порученное морским офицерам – это по меньшей мере ошибка, граничащая с глупостью и некомпетентностью.

Уже накануне удара возникли серьезные осложнения. Утром, 21 сентября, в районе Тендры был потоплен немецкой авиацией эсминец «Фрунзе», на котором из Севастополя в Одессу для уточнения обстановки вышел контр-адмирал Л.А. Владимирский, выполняющий общее руководство. При нем была вся документация стратегического удара. Только к вечеру в штабах узнали о трагедии, и это вызвало шок как в Севастополе так и в Одессе. Началось судорожное восстановление погибшей документации, вместо раненого Л.А. Владимирского руководство операцией возложили в срочном порядке на капитана I ранга С.Г. Горшкова. Неразбериха в штабах передалась и подчиненным подразделениям. Так, корабли с 3-м полком морской пехоты подошли к месту высадки 22 сентября в 1 час 20 минут, но высадочных средств (баркасов, катеров, шлюпок), предусмотренных предварительным планом, здесь не оказалось. Командующий Черноморским флотом, опасаясь, что не все документы операции погибли и кое-что досталось противнику и ожидая налета вражеской авиации по районам сосредоточения наших войск и кораблей, приказал крейсерам срочно вернуться в Севастополь, а высадку десанта начать немедленно, не дожидаясь подхода катеров и шлюпок. Высадка началась в 1 час 35 минут, а не в 3 часа, как предусматривалось планом. От этого хаос в войсках только усилился. С запозданием, а именно, после морского десанта, в тыл 15-й румынской дивизии был выброшен парашютный десант в количестве 23 человек. И только благодаря смелости и умелым действиям, неся большие потери, оба десанта завязали активные бои в тылу врага. Не зная об изменении ситуации, наша авиация в 4 часа утра, согласно ранее полученному плану, наносит бомбовый удар по боевым порядкам, резервам и тылам противника, уже частично занятых нашим десантом. В 7 часов утра советская авиация наносит повторный удар по второму эшелону румынской обороны, а также тыловым аэродромам противника. И только в 8 часов утра, после непродолжительной артподготовки, наши сухопутные части начали атаку румынских войск. Командование ООР, не имея опыта крупных сухопутных наступательных операций, и не пришедшее в себя после событий, предшествующих началу стратегического удара, не сумело создать необходимое превосходство сил и средств над противником на участке прорыва и распылило войска ударной группировки на значительном участке. Даже батарея реактивных минометов была выведена в резерв командованием ООР и во время операции находилась в районе Аркадии. В результате, прорвать оборону противника на всю тактическую глубину не удалось, эшелоны войск развития прорыва оказались малочисленны, выйти на оперативный простор ударной группировке не удалось. К тому же командование немецко-румынских войск сумело в кратчайшие сроки перегруппировать свои войска и парировать удары Красной Армии в районе Григорьевки и Чабанки, используя значительное количество авиации, моторизованных частей и артиллерии.

Наступая 22 сентября, наши войска вклинились в оборону противника на глубину всего лишь 5-8 километров, соединились с остатками морского и воздушного десантов, и понимая бесперспективность дальнейших атак, прекратили наступление, неся большие потери в личном составе и технике.

Провал данной операции советское командование объявило значительным успехом войск ООР. Прикрываясь сиюминутным тактическим успехом, советские генералы скрывали истинные задачи десанта.

Последствия этого десанта оказались трагическими для войск Красной Армии, ведущих бои на приморских участках Южного фронта. 25 сентября советские войска, оборонявшие Перекопский перешеек, не дождавшись помощи со стороны ударной группировки войск ООР в тыл 11-й немецкой армии, отступили. Возникла реальная угроза потери Крыма и главной базы Черноморского флота – Севастополя. Вследствие этого дальнейшая оборона Одессы, оставшейся в глубоком тылу противника, становилась невозможной. Наши войска покидали Одессу…

Непосредственно для руководства ООР эта неудавшаяся операция оказала поистине «медвежью услугу». Верховный Главнокомандующий Красной Армии приказал разобраться в причинах ситуации, сложившейся на Южном фронте. Для этого в Севастополь прибыла правительственная комиссия во главе с начальником Главного Политуправления РККА, заместителем наркома СССР Л.З. Мехлисом. В нее также входили представители военной прокуратуры, трибунала и НКВД. В Крыму готовилась расправа над руководителями обороны Одессы. И только удачно проведенная эвакуация частей Приморской армии и Одесской военно-морской базы в Севастополь, прошедшая практически без потерь в личном составе, технике, кораблях и снаряжении, спасла командующего ООР и его заместителей от активных репрессий. Хотя в своей дальнейшей служебной карьере, во время Великой Отечественной войны, на значительные и ответственные должности эти командиры не назначались.

Наши войска покидали Одессу…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если следовать идее этой статьи, то цель этой операции была - выход в тыл 11 немецкой армии , которая подошла к Перекопу.

"В плановой таблице Григорьевской десантной операции предлагалось мощным, комбинированным ударом с моря, суши и воздуха по частям 15-й румынской дивизии в районе Григорьевки и Чабанки прорвать оборону противника на всю тактическую глубину. После этого, введя в прорыв ударную группировку и выйдя на оперативный простор, стремительным наступлением через Николаев и Херсон ударить в тыл 11-й немецкой армии, ведущей бои у Перекопа, с последующей деблокадой Крыма. Кроме того были подготовлены воздушно-десантные группы для проведения диверсий по направлению стратегического удара и морские диверсионные группы для нанесения ударов в портах Очакова, Николаева и Херсона."

Никаких других сведений об этих целях, кроме как этой статьи я к сожалению не нашел.

И я категорически не согласен с идеей автора статьи. Хотя бы потому, что фронтовых операций силами 2 дивизий, высадкой морского десанта в объеме полка и воздушно-десантной группы из 23 человек не проводят.

 

продолжение следует....

Изменено пользователем андрей пустоваров
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...