Перейти к содержанию

Флот Франции - MАRINE NATIONALE FRANÇAISE


Рекомендуемые сообщения

Тяжёлый крейсер "Дюкень" ( " Duquesne " )

 

Тип "Дюкень" , две единицы: «Дюкень» (фр. Duquesne) и «Турвиль» (фр. Tourville)

 

Первые тяжёлые крейсера Франции. Разрабатывались прежде всего как скоростные тяжёловооружённые скауты для ведения дальней разведки при эскадре. Были названы в честь известных французских адмиралов эпохи парусного флота.

 

Водоизмещение - 10 000 / 12 220 т

Мощность машин - 120 000 л. с. (88,3 МВт)

Скорость - 33,75 узл , дальность плавания 5500 морских миль на 13 узлах

Бронирование - башни — 30 мм, погреба — 30 мм, боевая рубка — 100 мм

Вооружение - 4 × 2 — 203-мм , 8 × 1 — 75-мм , 8 × 1 — 37-мм , 6 × 2 — 13,2-мм пулемёт , 2 трёхтрубных ТА 550-мм . 1 катапульта, 1 гидросамолёт

Экипаж - 30 офицеров, 575 унтер-офицеров и матросов

 

История создания

 

Французский Морской генеральный штаб (фр. Etat-Major General) вполне устраивали вновь спроектированные лёгкие крейсера типа «Дюгэ Труэн», которые ещё только планировались к постройке. Однако Вашингтонской морской договор 1922 года установил новые крейсерские стандарты — 10 000 тонн стандартного водоизмещения и 203-мм артиллерия. Следовало ожидать, что подписавшие договор стороны незамедлительно начнут строительство крейсеров нового типа, на фоне которых проект «Дюгэ Труэн» выглядел очень слабым .

 

Было принято решение развить проект «Дюгэ Труэн» до максимально разрешённых размеров, с заменой 155-мм орудий главного калибра на 203-мм . Задание на проектирование Морской генеральный штаб выдал 6 июля 1922 года. При этом речь шла прежде всего о создании крейсеров-разведчиков, а не защитников торговли, как это было с британским проектом «Кент». Перед новыми кораблями ставились следующие задачи:

 

Дальняя разведка в интересах линейных сил флота;

Поддержание контакта с противником;

Поддержка лёгких сил;

Эскортирование конвоев;

Борьба с вражескими рейдерами;

Применение в качестве быстроходным войсковых транспортов;

Демонстрация флага.

 

Новые крейсера должны были нести по восемь 203-мм орудий главного калибра, четыре 100-мм зенитных орудия, а также два 550-мм четырёхтрубных торпедных аппарата и противолодочные бомбомёты. При этом требовалось обеспечить скорость выше, чем у зарубежных аналогов. В результате, было решено разрабатывать два проекта: один с максимально возможной скоростью, в ущерб защите; другой с усиленной защитой за счёт снижения скорости - будущий «Сюффрен».

 

Проект был разработан на базе лёгких крейсеров типа «Дюгэ Труэн» и представлял собой их увеличенный вариант. Крейсера типа «Дюкень» стали единственными в мире тяжёлыми крейсерами первого поколения с полубачной архитектурой. При этом обводы корпуса были несколько улучшены, в сравнении с прототипом. В частности, тяжёлые крейсера получили небольшой наклон к форштевню, что улучшило мореходность. Корпус был набран по продольной схеме из 185 шпангоутов. Внутри корпус разделялся на 17 водонепроницаемых отсеков. Двойное дно проходило по всей длине корпуса и переходило в двойной борт, доходивший до ватерлинии. Крейсера имели развитую носовую надстройку, дымовые трубы были широко разнесены, в отличие от «Дюгэ Труэн», поскольку машинная установка на тяжёлых крейсерах компоновалась по эшелонной схеме. Трубы и мачты крейсеров имели наклон 5° к корме

 

Мореходность крейсеров типа «Дюкень» оценивалась как очень хорошая. Благодаря высокому борту они хорошо держались в шторм и могли развить ход 30 узлов даже на сильном волнении. Благодаря развитым скуловым килям отличались умеренной бортовой качкой. В целом, по этим параметрам она не уступали британским тяжёлым крейсерам типа «Кент» и заметно превосходили одноклассников из других стран.

 

Максимально разрешённый для крейсеров калибр 203 мм ранее не применялся французским флотом, поэтому орудие для новых крейсеров было разработано заново. 203-мм пушка Модели 1924 имела простую и надёжную конструкцию. Ствол состоял из внутренней трубы, кожуха и скрепляющего кольца. Затвор был поршневым и открывался вверх.

 

Экипаж и обитаемость

 

Согласно довоенным штатам, экипаж крейсеров должен был состоять из 605 человек — 30 офицеров и 575 матросов. При использовании крейсеров в качестве флагманских численность экипажа увеличивалась до 637 человек. Условия обитаемости на крейсерах оказались достаточно стеснёнными, так как принятая полубачная архитектура корпуса лишила экипаж потенциальных помещений. Кроме того, в ходе эксплуатации крейсеров у берегов Индокитая выявились проблемы с вентиляцией кубриков.

 

 

«Дюкень» заложен 30 октября 1924 года , вступил в строй 6 декабря 1927 года

 

«Дюкень» начал службу в составе флота в мае 1928 года, хотя часть предусмотренного оборудования на нём ещё не была установлена. 3 июля 1928 года крейсер участвовал в морском параде в Гавре. В том же году «Дюкень» пересёк Атлантический океан и в ходе плавания посетил Нью-Йорк и Гваделупу. В 1929 году крейсер совершил длительное плавание вокруг Африки, вернувшись на родину через Суэцкий канал. В ноябре 1929 года «Дюкень» был включён в состав 1-й легкой дивизии 1-й эскадры с базированием на Брест. В 1930—1931 годах корабль совершил два похода с курсантами военно-морской академии на борту, обеспечивая их практику. В ноябре 1931 года «Дюкень» вновь посетил США, где принял участие в торжествах по случаю 150-летия битвы при Йорктауне.

 

С начала 1932 года «Дюкень» стал флагманом Лёгкой эскадры, базировавшейся на Тулон. В 1933—1934 годах крейсер прошёл ремонт и модернизацию. После этого «Дюкень», а также «Турвиль» и «Сюффрен» вошли в состав 3-й лёгкой дивизии. В апреле 1937 года это соединение было переименовано во 2-ю дивизию крейсеров. С этого времени «Дюкень» использовался как учебный корабль, а катапульта с него была снята.В январе—июле 1939 года 2-я дивизия была придана Артиллерийской школе в Тулоне. В августе 1939 года соединение возвратилось в состав действующего флота и вошло в состав 3-й эскадры.

 

В начале Второй мировой войны «Дюкень» действовал на Средиземном море, но 25 января 1939 года был переведён в Дакар, где оставался до апреля 1940 года, осуществляя поиск вражеских рейдеров в Центральной Атлантике. В мае 1940 года «Дюкень» вместе с «Турвилем» вошёл в состав соединения X вице-адмирала Годфруа и стал его флагманом. Соединение действовало в восточной части Средиземного моря совместно с британским флотом. 11 июня 1940 года «Дюкень» участвовал в набеге на Додеканезские острова. С 21 июня 1940 года «Дюкень» вместе с другими кораблями соединения X находился в Александрии, где и встретил известие о капитуляции Франции. В этом порту столкновения между британскими и французскими силами не произошло. Вице-адмирал Годфруа вступил в соглашение с англичанами и 5 июля 1940 года корабли соединения были разоружены, но французские экипажи на них остались.

 

После перехода в ноябре 1942 года французских владений в Северной Африке под контроль союзников, были начаты переговоры с вице-адмиралом Годфруа. 17 мая 1943 года было получено согласие на присоединение к силам союзников и 24 июня 1943 года корабли соединения X, в том числе и «Дюкень», вновь вошли в строй. 3 июля 1943 года «Дюкень» и «Турвиль» прошли Суэцкий канал и начали перход вокруг Африки, прибыв, в итоге, в Дакар. Здесь «Дюкень», «Турвиль» и «Сюффрен» составили 1-ю эскадру крейсеров и до начала 1944 года оперировали в Атлантике в поисках немецких блокадопрорывателей. При этом самым негативным образом проявилась малая дальность крейсеров типа «Дюкень», вынуждавшая задействовать их лишь в исключительных случаях.

 

В мае 1944 года «Дюкень» перешёл в Великобританию, где прошёл ремонт. Во время высадки союзников в Нормандии находился в боеготовом состоянии, но в резерве. В декабре 1944 года вошёл в состав Французского оперативного соединения и действовал в Бискайском заливе, против немецких баз. В апреле 1945 года поддерживал наземные силы в ходе операции в устье Жиронды. 13 июня 1945 года стал на капитальный ремонт в Бресте. В ходе ремонта, проходившего до 29 ноября 1945 года частично получил новое оборудование и вооружение. После этого «Дюкень» вернулся в строй и действовал в основном у берегов Индокитая, куда совершил два похода, с 22 декабря 1945 года по 6 ноября 1946 года, а также с 22 декабря 1946 года по 16 мая 1947 года. В августе 1947 года крейсер был выведен в резерв и до 1955 года стоял в порту Арзев, используясь как база амфибийных сил. 2 июля 1955 года «Дюкень» исключили их состава флота и 27 июля 1956 года продали на слом.

post-198-1384670586_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

Эсминец "Опиньятр" ("Opiniatre" - "Упорный")

 

Тип "Авнтюрье" ("Aventurier"), 4 единицы - "Opiniâtre", "Aventurier", "Téméraire" и "Intrépide"

 

 

Заказаны в 1910 году Аргентиной как "Мендоса", "Сан-Хуан", "Риоха" и "Сальта", но 9.8.1914 готовые корабли были реквизированы Францией и включены в состав ее флота. Ока­зались неудачными: их котлы и артиллерия обладали много­численными дефектами. В 1917 году на "Темерере" и "Опиньятре" полностью заменили котлы, число дымовых труб при этом увеличилось с трех до четырех. Но это не исправило положения: на испытаниях модернизированные корабли раз­вили мощность всего лишь 12 000 л.с. и скорость 22 уз. Ана­логичное переоборудование двух других эсминцев состоялось в 1924— 1927 годах, причем на них установили котлы, снятые со сданных на слом немецких эсминцев V-100 и V-126. Ре­зультаты оказались несколько лучше, но все равно достигнутую скорость (26 уз.) вряд ли можно признать удовлетвори­тельной.

"Авантюрье" и "Интрепид" до 1917 года несли службу в Ла-Манше и у побережья Фландрии, "Опиньятр" и "Темерер" опе­рировали на Средиземном море. В 1917 году обе пары кораб­лей поменялись местами: последние два ушли в Брест на пере­оборудование и модернизацию, а первые перебазировались на Средиземноморский театр. В 1919 — 1920 годах все четыре эс­минца находились на Балтике. В 1926 году были переклассифи­цированы в эскадренные тральщики.

 

Водоизмещение - 930/1250 т

Мощность машин - 18.000 л,с.

Скорость - 32 узла (контрактная) , запас топлива 320+72 т (уголь+нефть),  дальность плавания - 1.850 миль (10 узлов)

Вооружение - 4 x 100-мм,  1 x 47 мм. зен. , 2×2 450-мм ТА

 

 

 

Вступил в строй 16 сентября 1914 г. Участвовал в Первой Мировой войне, действовал в Средиземном море. В 1916 г. перешел в Ла-Манш.

В 1919 г. действовал на Балтике, так, 15 октября,  британо-французская эскадра открыла ураганный огонь по Усть-Двинску, предместью Больдераа и всем укреплениям. В состав британского отряда под командованием британского адмирала Вальтера Коуэна входили три крейсера – "Дракон" ("Dragon"), "Даная" и "Клеопатра" – и четыре больших эсминца, а в состав французского отряда – четыре эсминца. Всего на борту кораблей находилось двенадцать 152-мм и тридцать две 102-мм пушки, не считая многочисленных орудий калибра 76, 65 и 40 мм.

 

Очевидец писал: «Огонь эскадры в полном смысле слова был уничтожающий. Вся местность буквально кипела от разрыва снарядов. Как велики были потери несчастной армии, можно судить по тому, что английская эскадра состояла из четырех крейсеров новейшего типа, одного крейсера-истребителя типа „F—85“, двух канонерок и двух эскадренных миноносцев, не считая четырех французских миноносцев, только что прибывших из Либавы. О губительной силе огня свидетельствовала и сводка Западной армии, сообщавшая, что в течение 50 минут по одной только крепости Усть-Двинск было выпущено свыше ста тяжелых снарядов, вырывавших в земле воронки диаметром от 2 до 3 саженей. Действие огня было ошеломляющее. Бермондтовские батареи были буквально сметены. Сразу же после обстрела латышские войска стремительно бросились занимать крепость и Больдераа. Часть латышских войск вошла в крепость с суши, часть высадилась с заранее оборудованных пароходов и барж, ожидавших конца обстрела в Двине. Пленных и раненых латыши не брали и беспощадно приканчивали на месте, согласно приказу: „Пленных не брать!“ Каким-то чудом уцелели только 350 русских солдат, которых латыши пощадили и взяли в плен».

 

 

В дальнейшем нес службу в Средиземном море. В ноябре 1926 г. переоборудование в быстроходный тральщик. В 1929 г. практически разоружен (скорость – 16 уз). 17 августа 1933 г. исключен из списков флота. 24 апреля 1935 г. продан на слом в Тулоне.

 

http://kreiser.unoforum.pro/?1-0-0-00000007-000-30-0-1475973121

 

http://www.xliby.ru/istorija/pribaltiiskii_fugas_petra_velikogo/p21.php

 

 

post-1341-0-93788800-1498579474_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Броненосный крейсер «Потюо» (фр. Pothuau) — боевой корабль французского флота конца XIX века. Стал версией броненосных крейсеров типа «Амираль Шарне», которые сами являлись всвою очередь удешевлённой версией «Дюпюи-де-Лома». Построен в единственным экземпляре. В некоторых источниках считается бронепалубным. Низкие боевые характеристики «Потюо» вызвали поворот французского военно-морского ведомства к более крупным крейсерам, первым из которых стала «Жанна д’Арк».

 

Водоизмещение - 5374 тонн
Мощность машин - 10.000 л.с
Скорость - 19 узл.
Длина 113 м, ширина 15,3 м, осадка 6,48 м
Бронирование, сталеникелевая броня пояс — 35…60 мм, палуба — 45 мм (на скосах — 85 мм), башни — 140…170 мм, боевая рубка — 230 мм
Вооружение - 2 x 1 — 194 мм, 10 x 1 — 138 мм, 10 ? 1 — 47 мм, 8 ? 37 мм митральез, 4 х 1 ТА 450 мм
Экипаж 459 человек

 

Малые броненосные крейсера типа «Амираль Шарне», являвшиеся удешевленной версией броненосного крейсера «Дюпуи де Лом», все же казались французскому адмиралтейству излишне крупными и дорогими. Кроме того, стремление сохранить на адекватном уровне вооружение и защищенность меньших кораблей привело к потере скорости. Это вызывало сомнения в способности кораблей выполнять свою основную задачу — в случае войны, осуществлять рейдерские операции против британской торговли.

В 1893 году было принято решение заложить новый броненосный крейсер, который бы являлся более быстроходной и дешевой версией крейсеров типа «Амираль Шарне». Этим крейсером стал «Потюо», названный в честь французского адмирала XIX века Луи Пьера Алексиса Потюо.

 

Корпус крейсера имел традиционную для французских кораблей сигарообразную форму с сильным завалом бортов внутрь в верхней части, и выступающим тараном в носу. Из-за необходимости достижения высокой скорости, «Потюo» получился несколько длиннее и шире предшествующих крейсеров. Его корпус имел характерный прогиб в центральной части, из-за чего нос и корма казались задранными вверх. Надстройка представляла собой единое целое с бортами крейсера. В отличие от предшествующих крейсеров, «Потюo» имел только легкие сигнальные мачты, между которыми располагались три трубы и многочисленные вентиляторы.

 

Корабль был заложен 25 мая 1893 года на верфи в Гранвиле, спущен на воду 19 сентября 1895 года после двух неудачных попыток 22 и 23 августа. Вступил в строй 9 июля 1896

 

В июне 1897 "Потюo" представлял Францию на юбилее королевы Виктории в Спитхеде. В августе 1898 крейсер доставил президента Франции Феликса Фора в Россию.
В том же году "Потюo" переводится на Средиземное море и становится флагманом эскадры крейсеров. С середины 1905 до апреля 1906 в резерве, затем учебный артиллерийский корабль.
В августе 1914 патрулирует восточное побережье Испании, в сентябре район между Корсикой и Италией. 24 октября "Потюo" покидает  Тулон для участия в операции по захвату Германского Камеруна. 21 июня крейсер направляется в Лориан для капитального ремонта, который продолжается с 19 июля до 2 января 1916 г.

После ремонта "Потюo" перевели в Красное море для конвойной службы и поиску германских рейдеров.  10 августа 1916 обстреливает Мерсину, с октября крейсер в Джибути. 10 марта 2017 вместе с тендером гидросамолётов HMS Raven II "Потю" направляется в Индийский океан на поиск германского рейдера "Вольф".
Рейдер искали на Лаккадивских островах, Архипелаге Чагос, Мальдивских островах, но безуспешно. 17 мая 1917 крейсер стал на ремонт в Сайгоне, на Средиземное море вернулся в сентябре. В Тулоне был оборудован для запуска аэростатов.
В мирное время "Потюo" снова стал учебным артиллерийским кораблём, башни главного калибра были заменены на экспериментальные зенитные орудия.

12 июня 1926 исключён из состава флота продан на металл за 2.017.117 франков

 

Оценка проекта

 

Про «Pothuau» капитан 1 ранга A.M. Абаза писал, что посещая его, «всякий раз радовался, что это французский крейсер, а не русский», поскольку являл собой образец того, как не надо строить боевые корабли.  Хотя эта оценка может быть излишне резкой, в целом, крейсер «Потюo» не был впечатляющим представителем французского кораблестроения. Построенный, скорее, как попытка усилить бронепалубный крейсер добавлением броневого пояса, он все же имел слишком слабую защиту для своих значительных размеров и водоизмещения. Главный броневой пояс крейсера был слишком тонким, и не давал надежной защиты от огня 150-мм орудий английских кораблей на большинстве боевых дистанций. Хотя мощная броневая палуба делала поражение жизненно важных частей корабля в бою маловероятным, главное преимущество французских броненосных крейсеров — надежная защита борта у ватерлинии — не была достигнута. Кроме того, скорострельная артиллерия корабля была защищена довольно слабо по сравнению с башенными установками на предыдущих проектах.

С другой стороны, «Потюo» был весьма хорошо вооружен для своих размеров, и имел хорошие ходовые качества. Кроме того, в отличие от других французских крейсеров, он не был сильно перегружен и был весьма остойчив. Тем не менее, французы сочли его положительные качества недостаточными для столь дорогого корабля, и в дальнейшем не пытались развивать это направление, переключившись на серийное строительство крупных броненосных крейсеров.

post-1341-0-81599400-1546773399_thumb.jpg

post-1341-0-10713500-1546773547_thumb.jpeg

post-1341-0-47883000-1546773556_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Эсминец "Эгль" (Орёл) - Contre torpilleur "Aigle"

 

Знак эсминца "Эгль"

http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=187290&p=2228082

 

Лидеры эскадренных миноносцев типа ''Эгль'' — тип лидеров французского флота времён Второй мировой войны. Развитие лидеров типа ''Гепард''. Всего построено шесть единиц в серии: ''Эгль'' (фр. Aigle), ''Альбатрос'' (фр. Albatros), ''Жерфо'' (фр. Gerfaut), «Вотур» (фр. Vautour), «Эпервье» (фр. Epervier), «Милан» (фр. Milan).

 

Официально именовались контр-миноносцами (фр. contre-torpilleurs) и фактически не являлись лидерами эсминцев в традиционном понимании, так как предназначались для действий в однородных соединениях и должны были исполнять функции лёгких крейсеров. Фактически их можно было бы назвать истребителями эсминцев. Не имели прямых аналогов за рубежом. Дальнейшим развитием класса во французских ВМС стали лидеры типа ''Вокелен''

 

 

Водоизмещение Стандартное — 2442/3140 т
Длина 128,5 или 129,3 м , ширина 11,84 м, осадка 4,97 м
Двигатели 2 ТЗА Parsons или Zoelly или Rateau-Bretagne
4 паровых котла Penhoët
Мощность 64 000 или 68 000 (группа D) л. с.
Скорость хода 36 узлов
Дальность плавания 3450 - 3650 миль на 18 узлах, 700 - 800 миль на 38 узлах

Вооружение -  5 × 1 — 138-мм,   4 × 1 — 37-мм , 2 × 2 - 13,2-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение 2 × 3 - 550-мм TA
Экипаж 230 человек

 

Лидеры эскадренных миноносцев типа «Эгль» были заказаны по программе 1927 года. Официально заказ на корабли выдали 3 октября 1928 года. Два последних корабля, так называемая группа D были затем перезаказаны по специальной программе 1927 года и имели существенные отличия от систершипов, особенно в энергетической установке

 

''Эгль'' был построен на верфи Ateliers et Chantiers de France-Dunkerque в Дюнкерке. В начале Второй мировой войны входил в состав 1-го дивизиона контр-миноносцев. В марте 1940 года сопровождал из Тулона в Галифакс линкор ''Бретань'' и тяжёлый крейсер ''Альжери''http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=187290&p=2196864 , перевозившие золотой запас Банка Франции. Участвовал в набеге на Геную 13—14 июня 1940 года. После капитуляции Франции был выведен в резерв и разоружен. 27 ноября 1942 года затоплен в Тулоне в ходе самоуничтожения французского флота. Поднят итальянскими спасателями, но 24 ноября 1943 года вновь потоплен американскими бомбардировщиками

 

Контр-миноносцы типа ''Эгль'' стали значительным шагом вперед в сравнение с предшествующим типом ''Бизон''. Улучшеные обводы корпуса и уменьшенный верхний вес способствовали уменьшению валкости и ''эгли'' стали хорошими артиллерийскими платформами. Заметно выросла и надежность судовых механизмов. Флот не имел особых претензий к турбинам кораблей. Вместе с тем, радиус разворота оставался слишком большим для корабля этого класса. Оснащение контр-миноносцев новыми орудиями резко усилило их огневую мощь. Теперь главный калибр не только использовал тяжелые снаряды, но и имел достаточную скорострельность. Однако характеристики системы управления огнём не вполне соответствовали орудиям и не позволяли в полной мере реализовать огневое превосходство над потенциальным противником, особенно на дальних дистанциях

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%B2_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%AD%D0%B3%D0%BB%D1%8C%C2%BB

P1017017.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Судно поддержки торпедных катеров "Ла Фудр"  ("Молния") - ''La Foudre'' , Transport de Torpilleurs

Запуск воздушного шара

 

Первый в мире «настоящий» гидроавианосец — французский «Ла Фудр»


Длина - 118,8 м
Ширина - 15,5 м
Водоизмещение - 6400 т
Скорость - 19 узл.
Вооружениe -  4  x 65 мм , 8 x 100 мм, 2 TA  530 мм
Самолеты: 4

Экипаж - 430 человек

 

Судно поддержки торпедных катеров "Ла Фудр" было заложено 9.06.1892 г. на верфи «Шантье де ля Жиронд» в Бордо, спущено 20.10.1895 г., в строю с 1896 г.

 

В 1911 г, по инициативе комманданта Теста, началась переделка "Ла Фудр" в плавучую авиабазу. На корабле был построен ангар и установлен кран между задней трубой и грот-мачтой.В носовой части была устроена деревянная взлетная платформа для колесных самолетов.

  8 мая 1912 г. Рене Кадрон совершил первый в истории французского флота успешный старт на самолете собственной конструкции G-3. Несколько дней спустя опыты продолжил капитан Лаборд. Закончились они катастрофой: неожиданный порыв ветра развернул стоявший на якоре "Ла Фудр" в момент старта самолета, и машина, скользнув через борт, упала в воду. Этот случай стал причиной прекращения экспериментов с палубными стартами до ноября 1918 г..

 

Во время 1 Мировой войны "Ла Фудр" использовался в качестве авиатранспорта с 4—8 гидропланами на борту. В этом качестве он участвовал в ряде операций французского флота на Средиземном море, в том числе и в Дарданелльской операции. В 1916 г. "Ла Фудр" снова переоборудовали; сначала в плавбазу подводных лодок, затем в конвойный корабль.

"Ла Фудр" исключен из состава флота в 1921 г.

 

 

https://forum.worldofwarships.ru/topic/2724-%D0%BB%D0%B0-%D1%84%D1%83%D0%B4%D1%80-%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86/

 

P1010441.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

 В тексте упоминается катастрофа "Йены", но всё разобрать не могу ...

 

 

Йена (фр. Iéna) — французский эскадренный броненосец, заложенный в конце XIX и введенный в строй начале XX столетия. Получил название в честь сражения при Йене

 

 

Эскадренные броненосцы серии «Шарлемань» не удовлетворяли французское морское командование из-за своей недостаточной мореходности. При плохой погоде их сильно заливало, что влекло за собой ухудшение способности вести бой. Поэтому инженерный комитет (фр.  Conseil des travaux) флота, спроектировал новый броненосец, развивающий дизайн «Шарлеманя» в сторону улучшения мореходности и исправления выявившихся недостатков.

 

Броненосец был заложен 15 января 1898 года. Постройка поначалу велась довольно быстро, и корабль был спущен на воду уже в сентябре 1898, но затем, из-за постоянной смены военно-морских министров, правительственных кризисов, и непрерывного переутверждения военно-морского бюджета (что приводило к задержке оплаты поставок) строительство затянулось и корабль вступил в строй только в 1902 году. 14 апреля 1902 года, он был официально включен во 2-ю дивизию Средиземноморского Эскадрона. Как наиболее новый корабль флота, он принимал активное участие в манёврах и смотрах. 4 марта 1907 года, «Йена» была поставлена в сухой док на базе Тулон для осмотра подводной части.

 

Гибель

 

12 марта 1907 года, между 1:35 и 2:45, на стоящей в доке «Йене» внезапно произошла серия мощных взрывов. Начавшиеся с небольшой детонации в каземате 100-миллиметрового орудия номер 5, взрывы полностью разрушили корабль и док вокруг.

 

 Так как док был осушен, не представлялось возможным затопить орудийные погреба и помешать гибели «Йены» — и взрывы продолжались, до тех пор, пока, согласно подсчетам, не сдетонировала большая часть полного боезапаса броненосца. Стоявший в соседнем заполненном водой доке броненосец «Сюффрен» едва не опрокинулся под действием ударной волны.

 

Находившийся на рейде броненосец «Патри», пытаясь затопить док и помешать распространению пожара, выстрелил в ворота дока, но снаряд отскочил. Наконец, энсину Roux  удалось вручную открыть шлюзы дока (почти немедленно за этим он был убит отлетевшим от «Йены» обломком) и прекратить пожар.

 

Причиной одной из крупнейших морских катастроф XX века, унёсшей жизни 120 моряков и 2 гражданских (погибших от разлетающихся обломков) было самовозгорание нитроцеллюлезного пороха.

 

«Порох-B», состав, использовавшийся на кораблях французского флота, был нестабилен, и со временем разлагался. Проверка выявила, что 80 % пороха на «Йене» находилось в опасном для эксплуатации состоянии. Все это привело к масштабному скандалу, из-за которого морской министр Гастон Томсон был вынужден уйти в отставку.

 

«Йена» была полностью разрушена взрывами. Осмотр показал, что борт между перпендикулярами 74 и 84 был разворочен до нижней кромки броневого пояса, все конструкции в этой части корпуса уничтожены. Надстройка обвалилась внутрь. Подсчет ущерба показал, что потребуется 7 миллионов франков и 2 года чтобы восстановить корабль. Такие расходы на восстановление старого броненосца, заложенного почти десять лет назад, сочли чрезмерными и «Йена» была выведена из состава флота.

 

Её остов, установленный на якорях у северной оконечности острова Поркероль, использовался как мишень для испытаний 305-мм удлиненных бронебойных снарядов.

 

Отмечается , что новые снаряды имели массу 435 кг, и заряд в 13 кг мелинита, в то время как применявшиеся ранее 335-кг снаряды снаряжались лишь 8 кг взрывчатки. Благодаря закаленному сердечнику и высокой начальной скорости, 875 м/с, снаряд легко пробивал броневой пояс «Йены», а новый взрыватель обеспечивал взрыв за бронёй, вызывая большие разрушения внутри корабля. Фугасные тонкостенные снаряды, начиненные большим количеством взрывчатки, до 15 % от веса, широко использовавшиеся Японией в Русско-японскую войну, при обстреле «Йены» оказались бесполезными. В результате обстрелов кораблями и береговой батареей бывший эскадренный броненосец перевернулся и затонул на мелководье.

 

Остов корабля был продан коммерческой фирме для разделки на металл, позднее несколько раз перепродавался. Утилизация корабля продолжалась с перерывами вплоть до 1957 года , однако и по сей день часть конструкций «Йены» ржавеет на морском дне

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0_(%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86)

P1013286.JPG

P1013291.JPG

P1013290.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Авианосец "Bearn"

 

''Béarn'' - авианосец, построенный на основе корпуса линейного корабля. Единственный авианосец Второй Мировой войны, имевший на вооружении торпедные аппараты. Корабль имел достаточно низкую скорость, во французском флоте так и не определились, как его лучше применять. Вначале в основном использовался для тренировки экипажей, в демонстративных акциях, флотских манёврах, а с началом Второй Мировой войны как авиатранспорт, базировавшаяся на нём авиагруппа была переведена на береговые аэродромы.

 

"Béarn" закладывался как линейный корабль в январе 1914 г. в Ла Сейне возле Тулона. Строительство корабля замедлилось после начала войны и 23 июля 1915 г. было приостановлено. Линкор законсервировали.

В декабре 1918 г. строительство "Béarn" возобновили, с задачей спустить его на воду, и в дальнейшем подготовить к проведению испытаний по использованию колесных самолетов. На линкоре были установлены механизмы, предназначавшиеся до этого для головного корабля серии линкора "Normandie".

 

Водоизмещение  - 28 400 т (полное)
Длина  182,6 м , ширина  27 м, осадка  9,3 м
Бронирование  83-мм пояс, 25-мм полётная палуба, 25-мм ангарная палуба
Мощность машин -  37 200 л. с.
Скорость - 21 узел
Дальность плавания  6000  миль

Вооружение - 8 x 155-мм, 6 x 75-мм, 8 x 37-мм, 16 x 13,2-мм
Минно-торпедное вооружение -  4 x 550-мм TA
Экипаж -  865 человек

 

 

 

Спуск на воду состоялся в апреле 1920 г. Корабль еще был не достроен, но на корме была устроена платформа длиной 45 метров и шириной 9 метров. На платформе крепились поперечные тросы, по краям которых были привязаны мешки с песком. Эти тросы использовались для торможения самолетов при посадке. Корабль перевели в Тулон, где 20-27 апреля были проведены взлетно-посадочные испытания с самолетом-монопланом Hanriet и Sopwitch, пилотируемым капитан-лейтенантом Тестом. После испытаний строительство корабля продолжилось, но все также медленно.

 

Испытания использования авиации продолжились в 1921 и в 1922 гг. 18 апреля 1922 г. поступило предложение о перестройке его в авианосец. 4 августа 1923 г. было принято окончательное решение о переделке корабля. Корпус отвели в Ла Сейн, где и началась переделка.

 

Корабль перестраивался с оглядкой на переделку англичанами недостроенного линкора Almirante Cochrane в авианосец HMS Eagle, Великобритания предоставила чертежи.

 

"Béarn" был передан флоту 1 сентября 1926 г. в неготовом состоянии. В мае 1927 г. была завершена подготовка к испытаниям. На этих испытаниях корабль показал максимальную скорость 21 узел. После этих испытаний авианосец был зачислен в I эскадру на Средиземном море. На корабле проводилась боевая подготовка и обучение летного состава. Также он участвовал в совместных маневрах флота.

 

В 1929 г. "Béarn" был перенаправлен в Тулон на военно-морскую верфь для улучшения конструкции полетной палубы. Работы закончились только осенью и 15 октября авианосец покинул Тулон.

 

 

История службы

 

24 октября, в связи с «Марокканским кризисом», "Béarn" после захода в Касабланку прибыл на рейд Агадира. Там был совершен демонстративный и разведывательный полет на юг Марокко. В нем участвовали 14 самолетов, в основном Levasseur PL.4 . Авианосец базировался в Агадире до 28 октября. 2 ноября был перенаправлен в Дакар. Оттуда 9 ноября он ушел в Тулон, куда и прибыл 26 ноября, посетив попутно 13 ноября Ла Люз и 16-19 ноября Руншал на Мадейре.

 

В 1930 г. 10 мая Béarn принимал участие в морском параде в Алжире, посвященном 100-летию образования этой колонии. До 1934 г. основной задачей авианосца была боевая подготовка и учебные занятия по обычной программе. В 1931-1933 гг. учения проходили совместно с I и II линейными дивизиями ("Provence", "Paris", "Lorrain" и "Bretagne"). Во время нахождения в доках самолеты находились на береговой базе Йер-Ле-Паливестр.

 

24 сентября 1936 г. на испытаниях погиб командир истребительной эскадрильи 7С.1. Во время взлета его самолет запутался в посадочных тросах и выпал за борт. Пилота заблокировало отогнувшимся крылом.

 

В 1937-1938 гг. "Béarn" участвовал в учебных походах в составе атлантической эскадры. В январе 1939 г. авианосец перечислили в состав I линейной дивизии, базирующейся в Бресте.

 

16-18 мая на "Béarn" проводились тренировки в бухте Дорненез. При этом погиб еще один пилот. На этот раз аварию потерпел бомбардировщик. 23-31 мая случай едва не повторился. Бомбардировщик Levasseur PL.101 упал в воду. На этот раз самолет успели вытащить и никто не погиб.

 

9 июня во время маневров между Брестом и Ла Паллис бомбардировщик из эскадрильи АВ.1 при посадке упал в воду. Самолет быстро достали из воды. Жертв не было. Кроме авианосца, в учениях участвовали "Orage" ,"Ourogan", подводные лодки "Achille", "Pasteur" и "Sfax" .

 

12-14 июня "Béarn" перевели в Шербур. 20-21 июня он в составе соединения ("Dunkerque", "Strasbourg" и "Le Malin") перешел в Брест.

 

В октябре 1939 года "Béarn" возглавлял поисковую группу («Соединение L»), которая совместно с британскими и французскими кораблями безуспешно пыталась перехватить «карманный линкор» "Admiral Graf Spee" .

 

23 апреля 1940 г. "Béarn" перевели на стоянку в Ле-Сален-д'Йер, где на борт были загружены эскадрильи АВ.1 и 2S.3. Начались лётные тренировки. В июле "Беарн" проводил палубные испытания новых американских пикирующих бомбардировщиков Loire-Nieuport LN.401 и Vought V-156 F.

 

12 мая "Béarn" срочно прекратил тренировки и отправился в Тулон. Ему поставили задачу: перевезти часть золотого запаса Франции в Америку на хранение. 18 мая на корабль были погружено 3880 ящиков с золотом (194 тонны). Стоимость груза составила 9241 миллион франков.

 

19 мая "Béarn" в сопровождении "Tempête" и "Le Mars" покинул Тулон. 20 мая в районе Балеарских островов прежний эскорт сменили "Tramontane", "Typhon" и "Tornade". 22 мая к эскорту присоединились "D'Entrecasteaux" и "D'Iberville" . Последний был заменен на "Bougainville" . В этот же день корабли взяли курс через Атлантику. Вечером миноносцы вернулись на базу. 25 мая юго-восточнее Мадейры оставшиеся корабли встретились с "Emile Bertin" и "Jeanne d'Arc" , идущими из Бреста с таким же грузом. Оба корабля были отпущены на базу, а "Béarn" с крейсерами взяли курс на Галифакс. 1 июня корабли встретили канадские миноносцы и траулеры. В их сопровождении отправились в Галифакс, где золото перегрузили в специальный бронированный поезд и отправили в США.

 

3 июня была начата загрузка американских самолетов. Они были разобраны и сборка проводилась прямо борту "Béarn" американскими специалистами. 16 июня "Béarn" и "Jeanne d'Arc" вышли из Галифакса и взяли курс на Францию, однако 18 июня было передано распоряжение французского верховного командования изменить курс на Мартинику, которое корабли не приняли. Лишь 20 июня, после повторной передачи приказа, когда Брест был уже оккупирован немецкими войсками, приказ был принят, корабли сменили курс.

 

На Мартинике авианосец, как и другие французские корабли, был фактически интернирован США. Самолёты были сгружены на берег, с них сняли вооружение для усиления ПВО кораблей.

 

13-18 мая 1941 г. корабль сделал короткий рейс на Гваделупу, но 6-14 августа вернулся обратно в Фор-де-Франс.

В марте 1942 года на берег были переданы все 37-мм зенитные орудия. Также Соединенные Штаты оказали давление на адмирала Жоржа Роберта, верховного комиссара Французской Республики на Антильских островах, с требованием обездвижить авианосец. Во исполнение данного требования большая часть топлива была перегружена на танкер, 4 из 6 котлов выведены из строя. В мае 1942 года (возможно, в результате саботажа) авианосец сел на мель у входа в порт, отсеки силовой установки были наполовину затоплены водой.

 

В июне 1943 год администрация Мартиники признала сформированный в Алжире "Французский комитет национального освобождения". 8 сентября "Béarn" сняли с мели. Его оборудование оказалось основательно разграбленным, но одну динамо-машину и одну рулевую машину в строй ввели, для облегчения буксировки в Пуэрто-Рико. Буксировку начали 27 сентября, через три дня корабль прибыл в бухту Энсенада Хонда. Несколько месяцев ушло на восстановление силовой установки и электрического оборудования. На испытания авианосец вышел 17 ноября, но они оказались неудачными, корабль отбуксировали обратно на верфь. После завершения ремонта и прохождения испытаний "Béarn" отправился на завод Todd Shipyards в Новом Орлеане, куда прибыл 3 декабря.

 

В США авианосец подвергся основательной переделке в авиатранспорт. Была заменена вся артиллерия, радиотехническое оборудование. Только 30 декабря 1944 года "Béarn" покинул Новый Орлеан и направился в Портсмут. После устранения всех замечаний, проверки скоростных характеристик и пополнения экипажа, 3 марта 1945 года он встал под загрузку в порту Нью-Йорка. 7 марта вышел в Марокко в составе конвоя, имея на борту 148 американских военнослужащих, 88 самолётов и 85 ящиков с материалами.

 

13 марта из-за отказа электрооборудования корабль потерял управление и протаранил войсковой транспорт J.C.Mac Andrew. Всего на обоих кораблях в результате столкновения погибли 75 человек. 17-22 марта в Понта-Дельгада на Азорских островах "Béarn" слегка подлатали, основательно ремонтировали уже с 25 марта в Касабланке.

 

8 августа "Béarn" доставил из Тулона в Алжир 13-ю полубригаду Иностранного Легиона.

 

20 сентября "Béarn" прибыл в Марсель, откуда 22 сентября с войсками и снаряжением отправился в Индокитай. 30 сентября, с заходом на Мальту и в Александрию, через Суэцкий канал и Красное море. После захода в Коломбо и Сингапур, 21 октября он прибыл в Сент-Джекис (Cap Saint Jacques), затем поднялся по реке Сайгон до На-бе (Nha-Be). В декабре "Béarn" вернулся в Сингапур.

 

С 21 января по 3 февраля 1946 г. "Béar"n снова ходил на реку Сайгон. 1 марта в составе конвоя перешел к мысу Эдвард (Point Edouard), к югу от устья реки Cua-Nam-Trieu. Рядом с ним стали "Emile Bertin", "Duquesne", "Tourville", "Le Fantasque" и другие корабли эскадры, собравшейся там для проведения высадки войск в Тонкине. В ходе операции Béarn использовался как плавбаза амфибийной флотилии.

 

В мае Béarn принимал участие в морском смотре в бухте Алонг. 11 мая корабль вернули к реке Сайгон.

23 июля корабль вернулся во Францию в Тулон. Это был его последний заход в порт. В августе 1946 года Béarn перечислили в вооруженный резерв. С 1 октября до 1966 г. он использовался в качестве плавбазы соединений ПЛО в Тулоне.

 

5 ноября 1966 г. кораблю присвоили номер Q-419 и отправили на разборку. К этому времени кораблю исполнилось 54 года, и он являлся старейшим во французском военном флоте. Вскоре его продали итальянской разделочной фирме, и 31 марта 1967 г. перевели в Геную, где и разобрали на металл.

 

 

 

 

P1019867.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

«Дюнкерк» (фр. Dunkerque) —  линкор (иногда — линейный крейсер) французского флота.

 

Головной корабль типа «Дюнкерк». Корабли этого типа стали первыми в мире быстроходными линкорами. Во французском флоте «Дюнкерк» и «Страсбург» официально числились линейными кораблями, за границей их обычно причисляли к линейным крейсерам. Назван в честь одноименного города. Стал первым французским линейным кораблем, построенным после окончания Первой мировой войны. Стоимость строительства корабля составила 700 миллионов франков

 

 

Водоизмещение  -  26 500 / 34 884 т
Длина  209/215,1 м
Ширина  31,1 м
Осадка  9,6 м
Бронирование  - Главный пояс — 225 мм; переборка — 50 мм; главная палуба — 130…115 мм; нижняя палуба — 40…50 мм; башни ГК 330 мм (лоб), 250 мм (бок), 150 мм (крыша); барбеты — 310 мм; 4-орудийные башни 130-мм орудий — 130 мм (лоб), 90 мм (крыша); рубка — 270 мм
Двигатели  6 котлов типа Индрет, 4 ТЗА Parsons
Мощность  - 110 960 л. с.
Движитель  4 гребных винта
Скорость хода -  31,5 узлов
Дальность плавания  - 16 400 морских миль на 17 узлах

Вооружение - 2×4 — 330-мм, 3×4 и 2×2 — 130-мм , Зенитная артиллерия  5×2 — 37-мм , 8×2 — 13,2-мм пулемёта
Авиационная группа  1 катапульта, 3 гидросамолёта - летающие лодки типа «Луар-130» (англ. Loire 130)

Экипаж  - 1381 человек (81 офицер)

 

''Dunkerque'' был построен специально для борьбы с немецкими карманными линкорами. Из-за его узкой специализации возникают трудности с классификацией этого корабля. Во французском флоте корабли типа ''Dunkerque'' официально числились линейными кораблями, однако их часто причисляли к линейным крейсе­рам. К этому времени все ведущие морские державы имели линкоры, вооруженные орудиями калибром 381-мм и более, на фоне которых французские 330-мм орудия выглядели совершенно неубедительно. Сейчас принято считать, что корабли типа ''Dunkerque'' стали родоначальниками нового класса - быстроходных линкоров.

Корабль назван в честь города на севере Франции.

 

''Dunkerque'' стал первым крупным французским кораблем построенным после Первой мировой войны. Линкор был заложен на военно-морской верфи Бреста 24 декабря 1932 года. Поскольку док Салу был слишком мал для 209-метрового корпуса (полная длина корабля составляла 215,1 м), корабль строили без носовой оконечности. 2 октября 1935 г. корабль спустили на воду и перевели в сухой 8-й док гавани Laninon, где отсутствующую носовую часть прикрепили на место. Предварительно корабль сдали флоту 1 февраля 1936 года. Сдаточные испытания линкора начались 18 апреля 1936 г., ещё до завершения работ над надстройкой, и продлились до конца апреля 1937 года.

 

''Dunkerque'' официально вошел в состав французского флота 1 мая 1937 г. и в конце месяца на нем поднял свой флаг вице-адмирал Девиц. 17 мая корабль вышел из Бреста, чтобы принять участие в Спидхэдском параде, приуроченном к коронации Георга VI . В 1938 г. линкор совершил поход в Вест-Индию и Дакар. 1 сентября линкор стал флагманом вице-адмирала Женсуля.

 

14 апреля ''Dunkerque'' вышел из Бреста но главе специального отряда крейсеров и эсминцев для прикрытия возвращающегося из Вест-Индии учебного крейсера ''Jeanne d'Arc''

 

В мае 1939 г. корабль находился в Бресте и участвовал в приеме английского Флота Метропо­лии (Home Fleet), а в конце месяца принял участие в совместных маневрах с ним в составе французского Атлантического флота, вернувшись в Брест в июне. В следующем месяце вице-адмирал Женсуль перенес свой флаг на ''Strasbourg''. В августе французский флот привели в состояние боевой готовности.

 

Вторая мировая война

 

С началом войны французский Атлантический флот реорганизовали в несколько поисковых групп. ''Dunkerque'' вошел в состав 1-й эскадры или Рейдерского Соединения, базирующегося на Брест. Это соединение под командованием вице-адмирала Марселя Женсуля предназначалось для перехвата немецких тяжёлых крейсеров типа ''Deutschland'', т.к. было известно, что по меньшей мере два из них находятся в море.

 

1 сентября Рейдерское Соединение вышло из Бреста для прикрытия перехода в Касабланку крей­сера-заградителя ''Le Pluton'', который должен был поставить оборонительное заграждение у Марок­канского побережья, и перехода крейсера ''Jeanne d'Arc'' на Мартинику.

6 сентября оно вернулось в Брест для участия в поисках лайнера ''Ile de France''. Во время этой операции линкором был потерян гидросамолёт, еще один был поврежден.

''Dunkerque'' в составе поисковой группы 22 октября вышел в море для прикрытия конвоя KJ3 из Кингстона (о.Ямайка), поскольку разведка донесла, что возможен его перехват германским рейдером ''Deutschland''. Груп­па охраняла конвой до прихода его в безопасный район, после чего вернулась в Брест.

25 ноября ''Dunkerque'' с лёгкими крейсерами ''Georges Leygues'' , ''Montcalm'' и с 8 эсминцами присоединился к английскому отряду из линейного крейсера ''Hood'' и 4 эсминцев для совместной охоты на ''Deutschland''. Фактически соединение попыталось перехватить немецкие линкоры ''Scharnhorst'' и ''Gneisenau''. В результате тяжелого шторма в носовых отсеках линкора открылась течь. После безуспешного четырёхдневного поиска союзное соединение зашло для приёмки топлива в Белфаст. Немецким кораблям удалось проскочив незамеченными 27 ноября достичь Вильгельмсхафена. Поэтому поиск был приостановлен и 2 декабря ''Dunkerque'' вернулся в Брест.

 

Вскоре ''Dunkerque'' привлекли к ещё одной союзной операции — охранении конвоя из Галифакса в Лондон в составе 7 пассажирских лайнеров с канад­скими войсками. Переход в Канаду решили использовать для другой важной задачи — перевозки золота в США, чтобы расплатиться за боевую технику. ''Dunkerque'' доста­вил в Галифакс 100 тонн золота. 22 декабря ''Dunkerque'' вместе с лёгким крейсером ''Gloire'' и английским линкором ''Nelso''n вышел из Гали­факса, прикрывая конвой, а после окончания операции вернулся в Брест.

 

Первые месяцы 1940 года ''Dunkerque'' и ''Strasbourg'' базировались в Бресте, но вскоре из-за угрозы войны с Италией Адмиралтейство реши­ло перевести их в средиземноморскую базу Мерс-эль-Кебир (Алжир). Никакой активности у афри­канских берегов не наблюдалось и эскадру Женсуля вернули в Брест для участия в предполагаемых опе­рациях у побережья Норвегии.

С вторжением нем­цев в эту страну операции отменили. 27 апреля ''Dunkerque'', ''Strasbourg'' в сопровождении лёгких сил снова прибыли в Мерс-эль-Кебир.

10 июня началась война с Италией. 15 июня ''Dunkerque'' и ''Strasbourg'' выходили для перехвата немецких ''Scharnhors''t и ''Gneisenau'', которые по данным разведки могли прорваться через Гибралтар.

22 июня 1940 г. Франция капитулировала, было объявлено перемирие с Германией и Италией.

 

Мерс-эль-Кебир

 

 

Для нейтрализации французского флота в Мерс-эль-Кебир решено было использовать грубую силу и отправить сильную британскую эскадру. В соединение «H» (Эйч) адмирала Сомервилла вошли линейный крейсер «Худ», линкоры «Резолюшен» и «Вэлиант» (на каждом из трёх по восемь 381-мм орудий), авианосец «Арк Ройял», лёгкие крейсера «Аретьюза», «Энтерпрайз» и 11 эсминцев. Они подошли к Мерс-эль-Кебиру утром 3 июля 1940 года. В 7 часов по Гринвичу в гавань вошёл эсминец «Фоксхаунд» с кэптеном Холландом на борту. Холланд был военно-морским атташе в Париже, и его близко знали многие французские офицеры. Он передал на «Дюнкерк» адмиралу Женсулю ультиматум. Согласно ему французские корабли должны были выполнить одно из условий:

 

1. выйти в море и присоединиться к британскому флоту для продолжения борьбы с Германией и Италией;

 2.   выйти в море с уменьшенными экипажами для прохождения в британские порты, где французские моряки будут репатриированы;

3.    выйти под английским эскортом с уменьшенными экипажами во французские порты в Вест-Индии или в порты США, где корабли будут разоружены, а экипажи репатриированы;
   

4. затопить корабли в течение 6 часов.

 

В случае невыполнения одного из этих условий британцы угрожали использовать силу. Первые два требования нарушали условия перемирия с Германией, поэтому были отклонены Женсулем сразу. Третий пункт также почти не рассматривался, поскольку в ответ на захват французских кораблей в портах Великобритании и Александрии утром пришёл немецкий ультиматум с требованием под угрозой разрыва перемирия вернуть французские корабли из Англии.

Женсуль передал британскому флагману, что затопить без приказа Дарлана корабли вправе лишь в случае захвата их немцами. А получить новый приказ было невозможно, так как французское адмиралтейство в тот день переезжало из Бордо в Виши. В случае же попытки использовать британцами силу, французы ответят силой.

 

В 10:50 «Фоксхаунд» поднял сигнал, что Сомервилл не даст французским кораблям покинуть гавань.

В 12:30 британские самолёты сбросили на главном фарватере магнитные мины. Срок ультиматума истекал в 14:00.

 

Адмирал Женсуль попытался ещё раз провести переговоры, и Холланд вернулся на «Дюнкерк», но они ничем не закончились. А в 16:15 Холланд был отозван депешей Сомервилла. В этой депеше устанавливалось новое время окончания ультиматума — 17:30 по британскому летнему времени (16:30 по Гринвичу). В 16:25 Холланд покинул «Дюнкерк».

Французские корабли получили приказ выходить в море — линкоры колонной, а лидеры должны были прорываться кто как мог. Тральщики начали расчищать фарватер от мин.

 

В 16:54 корабли Сомервилла открыли огонь, находясь в 14 000 м к северо-северо-западу от Мерс-эль-Кебира. Французские корабли стояли за молом, и первые британские снаряды попали в него.

В 17:00 Женсуль отдал приказ открыть ответный огонь. Гавань была слишком узкой, на что и рассчитывали британцы, поэтому французские корабли могли выходить из неё только последовательно. «Дюнкерк» стоял ближе всех к британцам, и огонь «Худа» сосредоточился на нём. Первый снаряд попал ему в корму, пройдя тонкие плиты без разрыва и вышел в 2,5 м ниже ватерлинии. Он повредил проводку левого борта, вывел из строя кран для подъёма самолётов и вызвал затопление топливной цистерны левого борта.

В 17:03 повреждения получил «Прованс» и вынужден был приткнуться к мели.

В 17:07 «Бретань» после нескольких попаданий охватил пожар, а в 17:09 он начал переворачиваться и взорвался

 

 

«Дюнкерк» успел дать несколько залпов, перед тем как получил первое попадание. Первый 381-мм снаряд попал в башню ГК № 2. Башня была повернута в сторону британских кораблей — под углом порядка 100° от диаметральный плоскости на правый борт. Снаряд упал под углом порядка 20° на наклонную часть крыши башни над орудием № 8. Толщина поверхностно укрепленной броневой плиты в этом месте была 150 мм. Снаряд продавил плиту и без разрыва рикошетом ушел дальше. Основная его часть была найдена в 2000 м от корабля в 150 м от деревни Сен-Клотильд. Предположительно один из осколков этого снаряда поразил пост управления огнём на фок-мачте «Прованса» и смертельно ранил старшего артиллерийского офицера. В цементированной плите образовалась вмятина сверху, а снизу был вырван кусок брони серповидной формы максимальной толщиной 100—120 мм.

 

Осколки брони пробили цилиндр накатника с правой стороны орудия и поразили место наводчика с правой стороны. Этот осколок (возможно часть снаряда) позже был найден на полу башни. В конце своего пути осколок отразился от боковой стенки башни и попал в зарядный лоток орудия № 8.

В этот момент орудие находилось в процессе зарядки и на лотке находились две первых части порохового заряда. Заряды воспламенились и в огне погибла прислуга правой полубашни. Лёгкие повреждения получил также персонал, находившийся в командном отсеке башни. Левая полубашня и перегрузочное отделение повреждений не получили — сработали бронепереборка между полубашнями и противопожарные заслонки в системе подачи.

 

Пожар не вызвал значительных разрушений оборудования. Система подачи работала для всех четырёх орудий. Система горизонтальной наводки была в полностью рабочем состоянии. Система вертикальной наводки для орудий № 5 и 6 повреждена не была. Для орудия № 7 вертикальная наводка могла осуществляться после расцепления с орудием № 8.  Поэтому огонь и орудий № 5 и 6 мог продолжаться. А после восстановления электрозапала могло возобновить огонь и орудие № 7.

 

Второй снаряд ударил в незабронированную часть палубы в корме. Прошел без разрыва через ангар гидросамолётов и каюты старшин и вышел в 2,5 метрах ниже ватерлинии. По ходу движения снаряд перебил электрокабеля крана для подъёма гидросамолётов и кабеля, идущие к рулевому приводу. В результате линкору пришлось перейти на управление с помощью четырёхсильного резервного двигателя "Рено"v. Был затоплен ряд отсеков в кормовой части, в том числе топливная цистерна левого борт. Но так как гидросамолёт был перед боем снят, а авиатопливо слито, эти первые два попадания мало сказались на боеготовности «Дюнкерка», в отличие от двух следующих.

 

Около 18:00 «Дюнкерк» получил одновременное попадание ещё двух 381-мм снарядов. Третий снаряд попал в главный броневой пояс правого борт в район отсека J — в 1,2 м от переборки между отсеками J и K и на 0,4 м ниже верхнего края пояса. Он пробил 225-мм пояс и прошел сквозь перегрузочное отделение 130-мм спарки. На своем пути он снес часть подачной трубы и вызвал пожар находившихся в отделении зарядов и снарядов — в результате чего взорвалось как минимум два 130-мм снаряда. Дальше он прошел через 20-мм противоосколочную перегородку и разорвался в отсеке медицинского склада.

Осколками снаряда и взрывом были разрушены несколько продольных переборок и вентиляционный канал. Также была разрушена 20-мм переборка между медицинским отсеком и отсеком воздухоохладительной установки машинного отделения № 1. При отсутствии вентиляции, дым от пожаров и продукты горения 130-мм зарядов проник в машинное отделение и сделал его непригодным для нахождения. Положение осложнялось тем, что персонал нельзя было эвакуировать через заблокированные броневые двери в переборках. Только 12 морякам удалось выбраться по лестнице в начало отсека, до того как люк, ведущий к ней был заблокирован металлическими осколками.

 

Взрывы 130-мм снарядов в системе подачи привели также к сильному пожару в туннеле с кабелями и вывели их строя. Сразу же после получения информации о пожаре в перегрузочном отделении 130-мм башни № 3 правого борта, её погреба в отсеке Н были затоплены. А через час после получения информации о дыме проникшем в систему подачи башни № 4 (130-мм спарка левого борта) был затоплен и её погреб.

 

Четвёртый снаряд ударил в главный броневой пояс в начале отсека L — в 0,3 м от водонепроницаемой перегородки между отсеками K (КО № 2) и L (КО № 3), на 2,5 метра ниже верхнего края пояса, над самым урезом воды. Траектория снаряда шла под углом таким образом, что он шел из отсека L в отсек K.

Он пробил 225 мм пояс и скос броневой палубы толщиной 40 мм. Снаряд прошел через практически полную топливную цистерну отсека K (1 метр ниже максимальной отметки), пробил 30-мм противоторпедную переборку, разорвал электрокабели в тоннеле и проник в отсек котельного отделения № 2. Здесь он разорвал паровой коллектор № 1, который соединял котел № 21 с носовой машинной группой (КО№ 1 и МО№ 1) и повредил коллектор перегретого пара № 2 и выпускной коллектор вспомогательных механизмов. Дальше он попал в верхнюю часть котла № 21 и отразился от стенок верхнего пароперегревателя.

 

В результате котельное отделение № 2 заполнилось нефтью и паром из котлов № 11, 12 и 21 через дыру в котле № 21 и коллектор № 1. Чуть медленнее, но давление пара было сброшено и на котлах № 22, 31 и 32 через коллектор № 2, что попытались компенсировать путём повышения температуры в котлах № 31 и 32. Продукты взрыва и горячий пар быстро наполнили котельное отделение № 2, убив большую часть находившихся в нём. Скачок давления вызвал разрушение дымоходов обоих котлов и повредил гидравлическую систему запирания броневых дверей между отсеками, что сделало проблематичным эвакуацию выживших. Горячий пар нагрел переборку между КО№ 2 и КО№ 3, а отсутствие вентиляции привело к тому, что воздух в КО№ 3 стал непригодным для дыхания и командир корабля приказал эвакуировать из него весь персонал.

 

В результате этих четырёх попаданий продолжали действовать только котельное отделение № 3 и машинное отделение № 2, приводившее во вращение внутренние валы. Поэтому даже теоретически скорость Дюнкерка не могла превысить 26 узлов. Из-за повреждения электропроводки была полностью прекращена подача энергии в корму, и вышла из строя сеть правого борта и кормовые 130-мм башни остались без энергии. Управление рулем осуществлялось с помощью вспомогательного двигателя. Из-за потери одной из основных подстанций были включены носовые резервные дизель-генераторы. Директоры 330-мм и 130-мм орудий вышли из строя из-за потери электроэнергии. Башня главного калибра № 1 продолжала вести огонь по «Худу», башня № 2 молчала, потому что электроэнергия на неё не поступала.

 

Выходить в море в таком состоянии корабль не мог, поэтому в 17:10 поступил приказ адмирала Жансуля прекратить огонь и стать на якорь напротив деревни Сен-Андре, под защитой берега и форта Сантон.

В 17:13 линкор бросил якорь на 15 метровой глубине. А в 18:00 с помощью буксиров «Эстрель», «Котаитен» и сторожевиков «Тер Нёв» и «Сетус» «Дюнкерк» приткнули к берегу — примерно 30 метров его носовой части вытащили на 8 метровую отмель.

Линкор принял примерно 700 т воды через пробоины и ещё порядка 150 тонн балласта было принято в цистерны левого борта для выравнивания крена. Аварийные партии приступили к ремонту повреждений.

В 19:00 поступил приказ Жансуля эвакуировать экипаж — на борту оставались только члены экипажа, задействованные в ремонтных работах — около 360 человек.

В 19:30 Жансуль известил Соммервила о эвакуации, но в ответ получил только приказ Ле Люка прекратить переговоры с врагом. Раненые были размещены в госпитале в Сант-Андре. 800 человек с «Дюнкерка» сошли на берег и были отправлены из Орана в Тулон на лайнерах «Шампольон» и «Мариэт Паша»

 

 

На следующий день пожары были потушены, началась работа по восстановлению электроснабжения, заделыванию пробоин и откачке воды. Несмотря на большое количество жертв, повреждения оборудования не были слишком велики и Жансуль предполагал, что в течение нескольких дней можно залатать котел и паровые коллекторы и перейти в Тулон для капитального ремонта.

Он известил об этом командование во Франции и адмирала Эстева в Бизерте. Последний не преминул выпустить с коммюнике для алжирской прессы, в котором сообщалось что повреждения «Дюнкерка» не велики и через несколько дней он своим ходом придёт в Тулон.

 

Британская авиаразведка не смогла к этому времени выяснить степень повреждения «Дюнкерка». После получения данных о коммюнике Эстева Соммервил получил приказ Черчилля и адмиралтейства выйти в море и «завершить работу» .

В 19:00 5 июля соединение Н вышло из Гибралтара в составе «Худа», «Вэлианта», «Арк Ройала», «Аретьюзы», «Энтерпрайза» и 10 эсминцев. Линкор «Резолюшен» был оставлен в базе. Так как «Дюнкерк» стоял вблизи деревни Сант-Андре, Сомервилл решил что артобстрел может повлечь за собой жертвы среди мирного населения. Поэтому по согласованию с Адмиралтейством атаку было решено произвести торпедоносцами с «Арк Ройала».

 

Британские самолеты уходили в атаку тремя волнами. В 4:20, когда «Арк Ройал» находился в точке с координатами 36-19N, 2-23W, примерно в 100 милях от Орана, с его борта взлетела шестерка «Суордфишей» 820-й эскадрильи. Самолеты несли торпеды Mark XII с неконтактными взрывателями «Дюплекс». Торпеды были выставлены на скорость хода 27 узлов и глубину 3,6 метра. В 4:45 взлетела тройка «Суордфишей» 810-й эскадрильи под прикрытием шестерки «Скьюа» из 800-й эскадрильи. В 5:20 в воздух поднялись три «Суордфиша» 810-й эскадрильи и шесть «Скьюа» из 803-й эскадрильи.

 

Французские корабли находились в незавидном положении. Все 130-мм орудия «Дюнкерка» вышли из строя, и электропитание к их директорам также не было восстановлено. Обслуга зенитных автоматов и пулемётов была эвакуирована. Команда имела приказ Жансуля и командующего «Дюнкерком» Сегуина покинуть корабль в случае воздушной атаки. Воздушная разведка не велась. Истребительного прикрытия не было. Вокруг «Дюнкерка» не были установлены противоторпедные сети. У правого борта линкора находился сторожевик «Тер Нёв», на который осуществлялась эвакуация тел погибших. На борту сторожевика находились глубинные бомбы, большая часть со снятыми предохранителями, опасностью чего пренебрегли.

 

Первая волна торпедоносцев кружила в 15 милях от берега на высоте 2100 метров, с тем чтобы атаковать с восходом солнца, которое вставало в 4:53. В 5:28 , когда первые солнечные лучи из-за гор осветили гавань Мерс-эль-Кебира, торпедоносцы вышли в атаку(Журнал_Арка). Несмотря на отсутствие сопротивления, поразить неподвижную мишень на малой глубине оказалось непростой задачей. Из торпед, выпущенных самолетами первой волны, ни одна не попала в «Дюнкерк». Одна из торпед поразила «Тер Нёв», но не взорвалась. Сторожевик начал тонуть.

В 5:47 в атаку вышла вторая волна торпедоносцев. Она была встречена зенитным огнём и также не добилась попаданий в линкор. Но одна из торпед поразила «Тер Нёв», разорвав его пополам. Сторожевик быстро затонул. Самолеты третьей волны пролетели мыс Фалкон в 5:50. Их встретили французские истребители, но они были скованы «Скьюа» эскорта. В схватке один из «Скьюа» 803-й эскадрильи был поврежден и позже не дотянул до авианосца, сев на воду. Его экипаж был спасен эсминцем «Видет».

Торпедоносцы третьей волны также не добились попаданий в «Дюнкерк». Одна из торпед потопила буксир «Эстрель», маневрировавший в 70 метрах от линкора. Ещё одна торпеда предположительно прошла под килем линкора и угодила в обломки «Тер Нёв». Взрыв торпеды вызвал детонацию не менее 14 из 44 глубинных бомб сторожевика. Взрыв 1400 кг взрывчатки глубинных бомб был ужасен. Столб мутной воды поднялся на высоту порядка 100 метров.

 

Эпицентр взрыва находился в начале отсека G, вблизи переборки между отсеками G и F — в районе переднего края барбета башни № 2 главного калибра. По приказу Сегуина при первой атаке торпедоносцев были затоплены погреба 330-мм орудий, тем самым была исключена возможность их детонации. В результате подводного взрыва в борту образовалась пробоина 18 х 12 метров. Противоторпедная 40/50 мм переборка выгнулась на протяжении 40 метров и во многих местах открылась течь. Были затоплены машинные отделения, пост управления огнём и командный пункт по борьбе за живучесть корабля. Плиты главного пояса прогнулись внутрь, выпучив броневую палубу. От взрыва также сошли со своих направляющих директора управления огнём. Корпус принял порядка 20 000 т воды и линкор осел на грунт. Крен в 5 гр был затем выровнен контрзатоплением (прим. Для выравнивания крена водой были наполнены отсеки противоположные затопленным).

 

Последствия взрыва глубинных бомб были значительнее тех, на которые могли рассчитывать англичане — взрыв 1400 кг взрывчатки был эквивалентен попаданию 8 британских торпед. «Дюнкерк» вышел из строя как минимум на несколько месяцев. Всего в операциях 3 и 6 июля погибло 210 членов экипажа линкора — 9 офицеров, 32 старшины и 169 моряков.

 

Адмиралом Жансулем и командиром «Дюнкерка» Сегуином были допущены ряд грубых ошибок. Их междоусобица помешала своевременно отчалить 3 июля, а отсутствие противоторпедных сетей, неспособность организовать ПВО корабля и использование вблизи корабля сторожевиков с взведенными глубинными бомбами привело к выходу из строя линкора на длительный срок. В британском флоте это бы поставило крест на их дальнейшей карьере. Но ситуация во французском флоте в июле 1940 года была такова, что благодаря лояльности офицеров командованию, эти ошибки мало сказались на их судьбе. По прибытии в Тулон Жансуль был отчитан Дарланом. В результате реорганизации флота была упразднена Атлантическая эскадра и он лишился своего поста, но получил пятую звезду и стал полным адмиралом. Сегуин был назначен командиром «Страсбурга» и оставался им до ноября 1941 года

 

В начале 1942 г. «Дюнкерк» прибыл в Тулон и был поставлен в сухой док для проведения ремонтных работ. Восстановление проходило медленно. Во время захвата Тулона немецкими войсками находящийся в доке «Дюнкерк» был взорван.

Послевоенная судьба
По завершении Второй мировой войны, останки «Дюнкерка» были выведены из сухого дока и поставлены на прикол. Из-за больших разрушений попытки восстановления корабля не предпринимались. 15 сентября 1955 «Дюнкерк» был выведен из состава флота, его останки проданы на слом 30 сентября 1958 года  за 253 млн франков.

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%BA_(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80)

 

 

 

P1015258.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Броненосец ''Ош'' (фр. Hoche) — французский броненосец, построенный в 1880-х годах. Первый низкобортный мореходный броненосец первого класса в ВМС Франции.

 

 

Броненосец, названный в честь генерала Лазара Оша, существенно отличался от французских кораблей предшествующих классов. Он имел сравнительно низкий надводный борт, полностью защищённый бронёй. Вспомогательные помещения и кубрики экипажа, ранее размещавшиеся в корпусе, были перенесены в чрезвычайно развитые надстройки.  Единственная труба была сильно сдвинута вперёд.

 

По краям надстройки возвышались две массивные бронированные мачты с тяжёлыми многоярусными закрытыми марсами. Французские адмиралы считали, что с подобных мачт удобно управлять боем. Также марсы служили для установки лёгкой противоминной артиллерии, имевшей в результате хорошие сектора обстрела. Но при всех своих достоинствах, развитые надстройки и тяжёлые боевые мачты стали причиной существенного смещения центра тяжести корабля вверх.

 

Броненосец имел полное водоизмещение порядка 11502 тонн и оказался даже несколько меньше предшествующих кораблей. Его полная стоимость по оценкам 1891 года составила 19,583 миллиона франков, что было довольно дёшево по меркам времени. Но из-за постоянных бюджетных проблем французского адмиралтейства постройка корабля затянулась почти на 9 лет.

 

Водоизмещение  10 878 т нормальное; 11 340  т полное
Длина  102,59 м , ширина  20,22 м , осадка  8,31 м
Бронирование  - главный пояс — 450÷350 мм (сталежелезная броня); башни — 320 мм; барбеты — 350 мм; палуба — 80 мм (железо)
Мощность машин -  11000   л. с. , вспомогательное парусное вооружение
Скорость хода -  16 узлов (проектная); 12,25 уз (фактическая)

Вооружение - 2 × 340 мм  , 2 x 274 мм ; 18 × 138 ,  8 x 47 мм; 12 x 37 мм противоминных пушек
Минно-торпедное вооружение  5 x 450-мм надводных TA
Экипаж -  611 человек

 

Заложен в июне 1881, спущен на воду  29 сентября 1886 года, вступил в строй в январе 1890 года

 

При вступлении в строй, корабль был укомплектован 15 шлюпками. Дополнительно на каждом борту броненосца находилось по минному катеру, предназначенному для атаки неприятельских кораблей шестовыми минами. Оснащение крупных боевых кораблей носимыми минно-торпедными единицами в то время считалось вполне осмысленным: предполагалось, что броненосец сможет (при хорошей погоде) использовать свои миноноски для добивания потерявших ход кораблей противника или для ночной атаки блокированных кораблей в гавани.

 

Корабль вступил в строй в 1890 году.  Он находился в непрерывной службе до 1894 года, когда был поставлен на первую модернизацию. В ходе неё попытались уменьшить явно избыточный верхний вес корабля путём демонтажа тяжёлой боевой грот-мачты и замены её на лёгкую сигнальную. Часть мостиков и надстроек демонтировали: убрали округлый выступ надстройки, нависавший над кормовой башней главного калибра.

Тем не менее, остойчивость корабля по-прежнему вызывала беспокойство, и в 1898 году, пользуясь случайным повреждением броненосца из-за навигационной ошибки, он поступил на модернизацию вторично. Фок-мачту понизили: навесную палубу над надстройками убрали. Котлы заменили на новые, и вместо устаревшей батареи вспомогательного калибра установили двенадцать новых скорострельных 140-миллиметровых орудий. Тем не менее, модернизация не особенно повысила боевые возможности уже морально устаревшего корабля.

 

Отличаясь революционным для французского кораблестроения дизайном, «Ош» стал гораздо более совершенным кораблём, чем его предшественники.

 

Уменьшение высоты надводного борта позволило существенно сократить уязвимую для снарядов площадь, не защищённую броней: ромбическое расположение артиллерии теоретически позволяло эффективно концентрировать огонь трёх из четырёх крупнокалиберных орудий в любом направлении.

 

При этом 340-миллиметровые пушки были расположены в броневых башнях и надёжно защищены. "На деле попытка выстрелить из средних крупнокалиберных орудий по диаметральной плоскости привела бы к таким повреждениям надстроек, что корабль пришлось бы ремонтировать не меньше, чем после вражеского обстрела" .

 

 Главным из недостатков оказалась низкая остойчивость. Разворачиваясь на полном ходу, «Ош» кренился на 15 градусов. Это было вызвано избыточно тяжёлыми надстройками и чрезвычайно громоздкими боевыми мачтами.

 

Броненосец был перегружен, и большая часть броневого пояса скрывалась под водой.

 

Несмотря на все недостатки, «Ош» был мощным кораблём, и французский флот считал его очень удачным, повторив конструкцию в последующих броненосцах типа «Марсо». Впервые применённое на «Ош» ромбическое расположение орудий главного калибра впоследствии неоднократно повторялось на французских военных кораблях, и кораблях, строящихся во Франции для других стран.

 

«Ош» был списан и выведен в резерв в 1911 году. 25 ноября 1913 года его потопили на учениях.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%88_(%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86)

P1018686.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...