Перейти к содержанию

Умерла актриса Кира Головко - вдова адмирала Головко


Рекомендуемые сообщения

В ночь с 15 на 16 августа на 99 году жизни в Москве умерла выдающаяся актриса театра и кино Кира Николаевна Головко-Иванова. Светлая память!..
Среди моих 19 книг, связанных с историей Калининградской области, есть одна, посвященная Кире Николаевне «Храбрость и обаяние», Калининград, 2008. Друзья, предлагаю отрывок из этой книги.

…Одна моя давняя мечта сбылась в Москве 29 марта 2007 года. Родилась она давно, когда в 1977 году приехали мы в Балтийск с мужем, служившем на Балтийском флоте. Не сразу я привыкла к строгости военно-морского города, но чем больше я узнавала жителей Балтийска, тем интереснее и значительнее воспринималась четко выверенная жизнь города, с которым связано более тридцати лет моей жизни. Не раз в различных интерпретациях я слышала восторженный рассказ о любви адмирала А.Г. Головко и Киры Головко-Ивановой, актрисы МХАТа, о том, как адмирал летал из Калининграда в Москву и возвращался с огромным букетом роз, чтобы положить их у ног любимой женщины.

«Балтийск? - Годы счастья…»

- А потом Арсения назначили командующим Балтийским флотом, - продолжала Кира Николаевна. - Он очень переживал за меня, что я покину свой театральный коллектив. А потом оттуда, с Балтики, он не хотел уезжать.

Балтийск? Годы счастья… Что вы! Я купалась в доброжелательности.
Тарасова тогда была директором нашего театра. Она всплеснула руками, когда я пришла брать творческий отпуск:
- Ты кончилась как актриса! 
Многие ее не любили, а мне она нравилась. Я всегда плакала в финале пьесы «Анна Каренина», когда она играла. 
Когда Арсения направили на Балтику, он пришел безумно расстроенный. А перед этим нам как раз дали квартиру. В сером здании было 6 комнат, причем три – огромных. Столовая была 40 квадратных метров. И мы оба закисли, а отказываться ему было нельзя. Приказали – надо переезжать в новую квартиру.
Он обращался ко мне:
-Мам! Мама!
У него не было детей от первой жены, а он очень хотел их. И я сразу начала рожать. Арсений удивительно интеллигентным человеком был. И как он за собой следил! Удивительный был человек! Как я была счастлива с ним! Счастье было великое! Светлое!
Мы приехали в Балтийск в конце 1052 года. Я была беременной. В Доме офицеров проводился новогодний вечер. Я сначала не хотела идти, а Арсений надел белоснежную рубашку, побрызгался одеколоном и сказал: «Нет, мам, я без тебя на вечер не пойду».
У меня был черный костюм, который мне очень шел. Я надела его с белой блузкой на выпуск. А когда мы пришли в Дом офицеров, я увидела, что чуть ли не все дамы были в бальных платьях. На следующий год я уже надела специально сшитое бальное платье, но дамы гарнизона пришли в строгих костюмах. Так что я себя почувствовала невольной законодательницей мод.

 

Весть о том, что мы едем в Балтийск, я восприняла спокойно. Я была готова ехать, потому что очень любила Арсения Григорьевича. 
- А из Балтийска Вы ездили в Калининград на репетиции и спектакли? По 50 километров туда и назад каждый день?
- Да, да еще грудью кормила. Представляете? Родила Наташу и продолжала работать. Ездила по этой трудной, извилистой дороге в Калининград, и там были завалы деревьев во время бури и шторма. Мы застревали, но все же это было прекрасное время. Помню водителя Колю Ермицына. А еще был замечательный водитель у Арсения Григорьевича Алексей Германов – красавец с металлическим зубом. Бабы и девки мерли от него. А машина была чуть ли не «Мерседес», старый, но удобный. Алешка Германов вез нас и все называл поселки по-немецки. У нас сложилось впечатление, что он знает немецкий язык, а оказалось, что только прежние названия. 
- Я слышала, что водитель Ваш был асом, и довозил до Калининграда из Балтийска за 30 минут, это правда?
- Да, это Германов. И правда еще то, что однажды мы перевернулись по дороге в Ригу. Я еще вышла из машины и искала от термоса крышечку. 
Это было где-то в Литве. Неожиданно выскочила машина, и мы перевернулись три раза. Ничего, ни царапины ни у меня, ни у водителя. Бог берег. 
В Балтийске я купалась в дружественных отношениях. Меня там приняли и очень по-доброму относились. В саду на Русской набережной росли великолепные яблони, груши, грецкий орех. 
- А яблоки какие?
- И анис, и антоновка, и белый налив. Я орехи срывала раньше срока и пачкала руки черным от зеленой скорлупы.
Николай Тырин:
- Можно, я тоже историю расскажу?
- Конечно.
- Моя жена Наташа… 
- И у меня мама и дочь Наташи.
- Ее отец, когда его призвали в армию, окончил школу связи в Кронштадте, а в конце 1944 года их перебросили под Кенигсберг, и он там остался служить после окончания войны. Он был ранен под Кенигсбергом. 15 дней был без сознания. На крейсере «Зейдлиц». Он остался в Балтийске, когда окончил службу. А когда служил, стоял в наряде рядом с Вашим домом. И видит яблоки. Он оставил у забора винтовку, перелез через него, нарвал яблок и тут увидел собаку. Она села напротив него, и Алексей не мог сдвинуться с места. Это было в 4 часа утра, а в шесть утра Арсений Григорьевич наблюдает эту мизансцену: собака арестовала матроса.
Арсений Григорьевич говорит: 
- Ты что здесь делаешь?
- Яблоки рвал для матросов.
Головко утихомирил собаку, вышел с матросом, пришел к командиру и сказал:
- Значит так. Кулинкина не трогать. Он яблоки сорвал для матросов.
Конечно, командующему флота ответили:
- Есть.
Яблоки были розданы матросам. Эту историю рассказал мне мой тесть.
Кира Николаевна:
- Это правда. Я знаю со слов Арсения, что была еще такая история. Командующий флотом уходил на службу к 9 утра, а возвращался в 12 ночи. И когда он возвращался домой, он увидел, что по улице Ленина бежит матрос с развевающимися ленточками бескозырки и голосует. Арсений говорит водителю:
- Останови!
Матрос сел в машину, потянуло легким запахом спиртного. Он осмотрелся, увидел погоны адмирала и стал толкать водителя:
- Остановите! 
Арсений - водителю:
- Поехали дальше. 
И спрашивает, в какой части служит, кто командир?
Матрос ответил, что у него увольнительная до 12. Остается 5 минут до возвращения. 
Арсений довез его до части, потом проверил, доложил ли он о своем прибытии. И я так счастлива была, что Арсений не причинил ему вреда.
Николай:
- Мы с Наташей, еще когда работали в театре Гоголя… 
- Я очень любила театр Гоголя.
- И я с ней в первый раз тогда приехал в Балтийск, я понял, что это рай, это синее небо, синее море, канал, янтарь…
- Янтаря мы собирали груды.
- А Вы выступали в Летнем театре в парке Головко?
- Мы уже были в Москве, когда заканчивали строительство Летнего театра. 
Там я выступала, когда была на гастролях уже из Москвы. 
Но я очень любила тот маленький театр на Бассейной в Калининграде, куда на меня ходили. Я играла с упоением все свои роли. Марию Стюарт я учила в переводе Лозинского, а потом, в Москве, я переучивала эту роль за трое суток, в переводе Б.Пастернака. 
– Разве возможно за три дня переучить?
- Тогда так голова работала. Я помню, как кричали из зала:
- Иванова! Иванова!
Степанова, которая была в партбюро, она прекрасно тоже играла, и ей было оскорбительно, что кричали: «Иванова!» И поэтому она сняла этот спектакль. Я всего три раза Марию Стюарт в МХАТе сыграла. 
- А вы помните Ваш дом на Русской набережной?
- Ну что Вы? Как не помнить? Он был очень удобным. Я там розы развела. Ухаживала за ними правда моя сестра. Огромные розы были. Этот дом мне помнится тем, что в нем бывали наши друзья, Сеня Затопляев и Лида Пинегина, мы с ними дружили. Ни Лиды, ни Сени уже нет в живых. А Боря Затопляев, их сын, в Калининграде живет, и мы периодически общаемся с ним и сегодня… 
… Во МХАТе я служу с 1938 года. Я последняя ученица Марии Петровны Лилиной, жены К.С. Станиславского. Моим «крестным» на сцене был великий русский артист Л.М. Леонидов. Традиции мхатовской школы мне посчастливилось осваивать, играя рядом с Качаловым, Хмелевым, Москвиным, Тархановым. Актерское счастье капризно, переменчиво, а они одарили меня этим счастьем сполна…
Снова ударили часы. Пора было прощаться. Весенний мартовский день заканчивался, подарив чудную, незабываемую встречу. И если она состоялась, значит, мы достойны ее. Николай Тырин проводил меня до метро. Вечерняя весенняя Москва говорила, что людям мало просто жить, им нужно любить жить, проявляя храбрость и обаяние.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1587506891301791&set=pcb.1587509517968195&type=3&theaterфото

 

 

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо всем – актерам и швеям,
Художникам, рабочим сцены, билетерам,
За пьесу – Шиллеру, 

За звуки громкие за сценой - бутафорам,
И режиссеру – за четкость мизансцен и мастерство.
Мы благодарны всем и добрым словом
Мы вспомним адмирала Головко
И музу нежную его – актрису Киру Иванову.

 

Адмирал и его Муза подарили Калининграду областной драматический театр...

Мы это помним.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...