Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

"Руник" ("Runic")

 

Построен в 1899 г., Harland & Wolff, Белфаст.

 

Водоизмещение - 12482 т

Мощность машин - 5000 л.с.

Скорость - 13,5 узл. Запас угля - 3000 т (80 т в день) , 400 пассажиров.

 

Вступил в строй 22 декабря 1900 г., был одним из пароходов White Star Line.

Первый рейс - Ливерпуль - Сидней. С 1917 по 1919 имспользовлся для военных нужд.

В 1928 г. , 3 ноября, столкнулся с крейсером "Лондон"

В 1929 г. - последний рейс под эмблемой White Star Line.

В мае 1930 г. продан китобойной компании "Chr. Salvesons Sevilla Whaling Company" , переоборудован в Киле в китобойную базу.

Переименован в "New Sevilla "

20 сентября 1940 г. торпедирован и потоплен Германской подводной лодкой U-138 - командир - Вольфганг Лют , 2 человека погибли.

 

 

"Спрятавшись между колоннами транспортов, Лют получил возможность спокойно готовить атаку. Он мог выбирать цели, идущие на расстоянии от 400 до 500 метров.

Это было совсем рядом, и промахнуться с такой дистанции было труднее, чем попасть. Нужно было только довернуть лодку носом на цель и выпустить торпеды.

В 21.20 Лют приказал дать залп 2 торпедами.

В 21.21 Ричард Чизхолм на «Нью Севилье» посмотрел через правое плечо.

В 21.22 «Бока» взлетел на воздух.

Чизхолм немедленно приказал выполнить маневр уклонения, но раньше, чем он успел при казать спустить шлюпки, «Нью Севилья» получила попадание в левую раковину. «Большой столб пламени высотой 80 футов взлетел позади светового люка машинного отделения. Судно накренилось на 200 на левый борт, затем выпрямилось и начало садиться кормой». "

 

Джордан Воуз "Подводный ас - история Вольфганга Люта"

 

 

 

 

 

 

 

 

post-198-1165518136_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 14 лет спустя...

Лайнер "Лакония" - RMS "Laconia"

 

Океанский лайнер "Лакония" был заложен 9 апреля 1921 Swan, Hunter & Wigham Richardson для Кунард лайн, в январе 1922 вступил в строй.

 

Водоизмещение - 19.695 т

Мощность машин - 2561 л.с. 6 паровых турбин

Длина - 183,26 м , ширина 22,43 м

Скорость - 16 узлов

Пассажировместимость - 1 класс - 350 сел., 2 класс - 350 человек, 3 класс - 1500 человек

 

 

25 мая 1922 года лайнер совершил  первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. 

В январе 1923 года «Лакония» начала свой первый кругосветный круиз, который длился 130 дней с заходом в 22 порта. В дальнейшем эти круизы были основной специализацией лайнера.

 

С началом Второй мировой войны «Лакония» была переоборудована в вооруженный торговый крейсер, а затем военный корабль. К январю 1940 года она была оснащена восемью шестидюймовыми пушками и двумя трехдюймовыми орудиями. В октябре ее пассажирское жилое пространство было разобрано, а некоторые участки заполнены бочками с маслом, чтобы обеспечить дополнительную плавучесть в случае торпедирования. В течении шести месяцев 1942 года она совершала походы на Ближний Восток. В одном из таких рейсов корабль использовался для перевозки военнопленных, в основном итальянцев. Он направлялся из Кейптауна, Южная Африка, в Фритаун, Сьерра-Леоне. На борту находились 1800 итальянских военнопленных, которых охраняли  268 британских и 160 польских солдат. Также на лайнере находилось и 80 гражданских лиц.

 

12 сентября 1942 года в 20:07 , в 130 милях к северо-востоку от острова Вознесения, «Лакония» была торпедирована в правый борт немецкой подлодкой U-156.  В трюме произошел взрыв, и многие военнопленные погибли сразу. Судно получило крен на правый борт и тяжело опустилось на корму.

 

В 22:22 с борта судна дали радио открытым текстом об атаке подводной лодки и о бедственном положении.

 

В 23:25 судно затонуло в точке с координатами 04°34" N 11°25" W.

 

 

 Лайнер обладал достаточным количеством спасательных средств, в первую очередь шлюпок и плотов. Но из-за большого крена не все их удалось спустить на воду. Повреждения, полученные «Лаконией», были несовместимы с жизнью. Корабль умирал. По свидетельству очевидцев, многие шлюпки отходили от гибнущего лайнера полупустыми. Пленные итальянцы, которым удалось вырваться из запертых помещений, пытались занять места в шлюпках, но, по показаниям спасшихся впоследствии, польские солдаты из охраны отгоняли их штыками и прикладами. На капитанском мостике спокойно стоял Рудольф Шарп, который решил остаться на корабле до конца. Все, что мог, он уже сделал: сигнал о бедствии был отправлен, команда спустить шлюпки – отдана.

 

 

Хартенштейн видел, как спускали шлюпки и как наконец затонуло судно. Приняв решение подойти поближе, он услышал крики на итальянском языке: «Aiuto! Aiuto!» – и поднял на борт нескольких человек. К своему удивлению, немцы узнали, что на «Лаконии» было множество итальянских военнопленных, большое количество которых погибло от взрыва торпед, а оставшимся в живых не давали места в шлюпках.

 

Согласно тогдашним правилам ведения войны на море, Хартенштейн виноват не был. Британский лайнер был вооруженным судном (два 4,7-дюймовых морских орудия, три дюймовых зенитных орудия, несколько пулеметов). Он шел без огней, противолодочным зигзагом, то есть являлся вполне законной мишенью для подводной лодки. И поскольку наставления подводного флота не поощряли брать на борт или спасать кого бы то ни было (ну, разве что капитана или старшего механика), U156 могла бы спокойно следовать дальше к Кейптауну. Но Хартенштейн поступил иначе. Трудно теперь с уверенностью сказать, что двигало этим офицером: боязнь крупного политического скандала и ответственности за гибель сотен итальянских союзников или соображения гуманности. Командир немецкой подводной лодки решил провести спасательную операцию.

 

В течение часа из воды было подобрано 19 итальянцев, многие из которых были ранены штыками. К тому же, катастрофа привлекла в район множество акул. На волнах находились еще сотни итальянцев,  державшихся за деревянные обломки. Хартенштейн, поняв, что бессилен в одиночку оказать помощь такой массе людей, связался с командованием и запросил инструкций. Дёниц одобрил решение  об оказании помощи терпящим бедствие и приказал  лодкам, находящимся поблизости ,  идти на полной скорости к месту потопления «Лаконии».

 

Немцы начали лихорадочно думать, что же делать с таким количеством людей в открытом океане во время боевых действий. Первоначальный план спасения заключался в высадке всех спасенных восемью субмаринами (включая U156) в порту Баргенвилля (Берег Слоновой Кости), подконтрольном правительству Виши.

 

 Не зная обо всех подробностях , Хартенштейн, на борту у которого к утру 13 сентября было уже 192 человека ( остальные были размещены в шлюпках поблизости), по собственной инициативе вышел в эфир и на английском языке передал сообщение о том, что немецкая подводная лодка ведет спасательные работы на месте гибели лайнера «Лакония», с указанием координат. Она имеет на борту 192 человека спасенных и не будет препятствовать какой-либо помощи со стороны союзников, если те, в свою очередь, не будут открывать по ней огонь

 

Британская радиостанция во Фритауне приняла это сообщение, но посчитала его вражеской уловкой. U156 тем временем все более стала напоминать нечто среднее между Ноевым ковчегом и утиной стаей. Хартенштейн распределил людей из перегруженных шлюпок на менее загруженные. Оказывал помощь всем – и итальянцам, и англичанам.  Шлюпки, во избежание опрокидывания или рассеивания по воде, были взяты на буксир или пришвартованы к борту субмарины.

 

Дёниц отменил приказ для четырех подводных лодок группы «Айсбёр», идущих на помощь Хартенштейну, оставив в силе его только для двух, находившихся наиболее близко – U506 и U507, срок патрулирования которых уже заканчивался. Сам Хартенштейн должен был передать спасенных на любую из двух немецких лодок и следовать в район Кейптауна для действий в рамках группы «Айсбёр». Дёниц также связался с командованием сил Виши в данном регионе и попросил оказать содействие. Французы откликнулись, и из Дакара вышел крейсер «Глуар», из Конакри (Французская Гвинея) и Котону (Дагомея) – по одному сторожевику.

 

Шел уже второй день после потопления «Лаконии», а союзники не предпринимали сколько-нибудь заметных действий для спасения выживших. 15 сентября к месту событий подошли, наконец, еще две подводные лодки – U506 (Вюрдеманн) и U507 (Шахт). Часть спасенных была распределена на вновь прибывшие лодки

 

Ни Берлин, ни командиры немецких лодок не знали, что американцы совсем недавно построили аэродром на принадлежавшем англичанам острове Вознесения, находившемся в 250 милях к югу от того места, где была потоплена «Лакония». Авиабаза должна была выполнять в первую очередь противолодочные функции. 15 сентября британские власти наконец-то уведомили остров Вознесения о происшествии с «Лаконией» и об отправлении торгового корабля «Эмпайр Хэвен» для спасения выживших. Однако радиограмма была составлена столь путано, что создавалось впечатление, будто «Лакония» потоплена только что. Ни слова не было сказано об усилиях Хартенштейна по спасению людей, ни о его предложении временного нейтралитета, ни о французских кораблях, идущих для оказания помощи. Англичане просили оказать поддержку с воздуха для своей операции. Американцы ответили, что базирующиеся на острове B-25 не обладают достаточным радиусом действия, поэтому будет выслан транзитный B-24 «Либерейтор» на следующий день.

 

16 сентября к немецким подводным лодкам присоединилась итальянская крейсерская субмарина «Каппеллини» (Марко Реведин). Этим же утром B-24 «Либерейтор», пилотируемый Джеймсом Д. Харденом, взлетел с острова Вознесения, груженный обычными и глубинными бомбами. В 9.30, спустя два с половиной часа, Харден заметил U156. С лодки самолет был опознан и, по приказу Хартенштейна, на ней был поднят самодельный флаг с красным крестом размером 6×6 футов. Немцы пытались также связаться при помощи световых огней, но тщетно. Американец, держась на безопасном расстоянии, связался с базой и запросил инструкций. Ничего не зная об инициативах Хартенштейна и подозревая, для чего тут находятся четыре лодки Оси, командир эскадрильи Роберт Ричардсон коротко приказал: «Топи их всех».

 

Харден, описав круг, вернулся к U156 и зашел для атаки. Бомболюки «Либерейтора» открылись, и в первом заходе он сбросил три бомбы. Две легли слишком далеко, а третья взорвалась за кормой подводной лодки, перевернув одну спасательную шлюпку. Затем американцы, сделав несколько пробных заходов, сбросили еще две бомбы, одна из которых уже непосредственно повредила U156. Лодка дала течь, из поврежденных аккумуляторных батарей начал выделяться газ.

 

Хартенштейн приказал всем находящимся на борту спасенным прыгать за борт, а команде надеть спасательные жилеты. Он трижды послал сигнал бедствия на трех разных волнах. К счастью для немцев, повреждения оказались не смертельными, поступление воды вскоре удалось остановить, количество газа, выделившегося из батарей, было незначительным.

 

Когда об атаке лодки, находящейся под флагом Красного Креста, доложили Дёницу, тот пришел в ярость и приказал Хартенштейну больше не участвовать в спасении.

 

На следующий день, 17 сентября, вошедшие во вкус американцы начали проявлять повышенную активность. Пять местных B-25 и все тот же злосчастный «Либерейтор» с утра до ночи занимались усиленным поиском немецкой волчьей стаи, кружащей неподалеку. Упорному в поисках Хардену удалось обнаружить U506 Вюрдеманна, на борту у которого находились 142 итальянца и девять англичанок с детьми. К счастью для немцев и спасенных ими, у B-24 заклинило бомбосбрасыватель.

 

При повторном заходе Харден сбросил три глубинных бомбы, но Вюрдеманну удалось погрузиться и уйти на глубину. На острове Вознесения приняли еще одну радиограмму из Фритауна о том, что корабли Виши вышли из Дакара. Американцы решили, что французы собираются напасть на остров Вознесения, и поэтому весь гарнизон начал готовиться к отражению атаки.

 

В этот же день, 17 сентября, к месту гибели «Лаконии» наконец прибыли три французских корабля, которые начали подбирать людей, проведших уже пять дней на шлюпках, в воде и на подводных лодках. Крейсер «Глуар» и два сторожевых корабля приняли с немецких и итальянской подводных лодок спасенных. До предела загруженный крейсер ушел в Касабланку через Дакар. Сторожевой корабль «Дюмон дʼЮрвиль» находился в районе поисков до 21 сентября, когда стало понятно, что спасать уже некого. Две шлюпки с «Лаконии» с двадцатью человеками достигли африканского континента самостоятельно (встретившая их 16 сентября на подходе к месту трагедии «Каппелини» снабдила их водой и провизией).

 

Таким образом, можно подсчитать, что из 2700 человек, находившихся на английском лайнере, приблизительно 1600 погибли в катастрофе, в том числе почти тысяча из 1800 итальянских военнопленных. Все, кто был вывезен на «Глуаре» в Касабланку, были интернированы французами. Союзные войска во время операции «Торч» освободили англичан и поляков. Судьба же спасенных итальянцев осталась неизвестной. Если к моменту захвата французского Марокко их не репатриировали, то, по всей видимости, они снова попали в плен. U156 продолжила свою боевую карьеру, Хартенштейн все-таки, несмотря на выговор за «Лаконию», был удостоен Рыцарского креста. 8 марта 1943 года U156 погибла со всем экипажем восточней острова Барбадос.

 

К концу спасательной операции адмирал Дёниц был чрезвычайно раздражен. Он считал, что Хартенштейн продемонстрировал неумение правильно разобраться в обстановке, предложив молчаливое перемирие. Все три немецких командира, по мнению адмирала, неоправданно рисковали своими лодками, подставляя их под удар. В результате U156 и U506 едва не погибли при воздушной атаке. Дёниц уже давно предостерегал своих командиров от попыток любой ценой спасти кого бы то ни было. Желая подчеркнуть эти свои мысли в более категоричной форме, вечером 17 сентября немецкий командующий подводными лодками издал так называемый приказ «Тритон ноль», получивший во флоте известность как «Приказ о «Лаконии». Основная суть его сводилась к запрету командирам подводных лодок оказывать какую-либо помощь людям с тонущих судов. Текст призывал «быть суровыми» и помнить, что «враг не заботится о женщинах и детях, бомбя германские города». И без того лишенная сантиментов подводная война законодательно получила статус беспощадной, бескомпромиссной, безжалостной. Благородные рыцари – подводники Первой мировой вроде Лотара фон Арно де ла Перьера – ушли в прошлое и стали не более чем персонажами красивых легенд.

 

В 1946 году на Нюрнбергском процессе, где гросс-адмирал Дёниц проходил как подсудимый, обвинитель от Британии пытался охарактеризовать «приказ о «Лаконии» как зверский и бесчеловечный. Но защита адмирала привела в качестве примера жестокости и бесчеловечности именно действия союзной авиации, совершившей бомбардировку немецких кораблей, находящихся под флагом Красного Креста, которые осуществляли спасательную операцию. Окончательно обвинение по данному пункту похоронил вызванный в качестве свидетеля американский адмирал Ч. Нимитц. Он со спокойствием заявил, что ни одна американская лодка не стала бы заниматься подобными спасательными действиями, и что он удивлен усердием немцев в данной ситуации.

История войн на море, как, впрочем, вся военная история, богата необычными, удивительными, но в целом трагическими историями. Эпизод с «Лаконией» был не характерен для набиравшей обороты мировой бойни. Но, как представляется, окажись на месте британского лайнера советский корабль, немецкие подводники вряд ли проявили бы подобное человеколюбие и сострадание к противнику. Все эти красивые истории «о перемириях у ливийских колодцев», добросердечности друг к другу летчиков, сбитых над Ла-Маншем, вызвали бы только презрение советских воинов, которые были для армии рейха враждебной формой жизни, подлежащей уничтожению.

 

https://warshistory.ru/raznoe-2/lakoniya-sudno-britanskoe-transportnoe-sudno-lakoniya.html

 

P1013797.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Добрый день!

 

Каков тираж,известно?

Здравствуйте, к сожалению, тираж не известен :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...