santaisr Опубликовано 30 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2010 КУК Аврахам Ицхак ха-Кохен (1865, Грива, ныне в Даугавпилсе, – 1935, Иерусалим), раввинский авторитет и мыслитель. Получил традиционное еврейское религиозное образование. В 1884–86 гг. учился в Воложинской иешиве (см. Воложин), где сблизился с возглавлявшим ее Н. Ц. И. Берлином. Не ограничиваясь изучением Талмуда, изучил Библию, иврит, еврейскую и общую философию и каббалу. В 1888 г. Кук был назначен раввином в город Жеймели (ныне Жеймялис, Литва), а в 1895 г. — в город Бауск (ныне Бауска, Латвия). В 1904 г. Кук прибыл в Эрец-Исраэль, где стал раввином Яффы и практически всего нового ишува. Кук солидаризировался с сионистским движением , что вызвало сопротивление в ортодоксальных кругах; одновременно энергично выступал против антирелигиозного фанатизма некоторой части прибывавших в страну молодых репатриантов-халуцим. В стремлении приобщить представителей ортодоксального еврейства к идеалам сионизма Кук предпринял поездку в Европу на конференцию Агуддат Исраэль (1914). Начало Первой мировой войны помешало возвращению Кука в Эрец-Исраэль, и он временно возглавил одну из еврейских общин Лондона, стараясь побудить евреев Англии к поддержке сионистской политической деятельности. После окончания войны Кук вернулся в Эрец-Исраэль и был назначен главным раввином Иерусалима (1919); с образованием главного раввината (1921) был избран первым верховным ашкеназским раввином Эрец-Исраэль. Кук развил религиозно-философскую концепцию сионизма и его роли в еврейской истории. Он считал, что возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль означает начало избавления (атхалта ди-геулла). Декларация Бальфура, по мнению Кука, возвестила новую эру возрождения еврейского народа. Однако Кук критиковал сионистское движение за одностороннюю заботу об удовлетворении лишь мирских, главным образом материальных потребностей народа и пренебрежение религией. В начале 1918 г. Кук обратился к евреям всего мира с призывом поддержать движение Дегел Иерушалаим, подчеркивавшее духовный аспект национального возрождения. Интерес к этому движению в еврейских кругах был, однако, недолговечен. Отношения Кука с различными общественными и религиозными течениями в ишуве были сложными. Одобряя создание религиозной сионистской партии Мизрахи, Кук считал ее задачей защиту практических религиозных интересов. Он расходился с большинством раввинов по ряду конкретных вопросов, в частности о значении главного раввината Эрец-Исраэль, в котором Кук усматривал первый шаг к восстановлению Синедриона. Критикуя иешивы своего времени за то, что в них не преподаются светские предметы, Кук мечтал о создании обновленной иешивы, в которой изучались бы Библия и Талмуд, еврейская мысль и светские науки, а также ораторское искусство и литературное мастерство. Ее выпускники стали бы подлинными учителями и духовными лидерами своих общин. В 1924 г. Кук основал в Иерусалиме иешиву, резко отличавшуюся от других отношением к религии и сионизму; она приобрела известность под названием «Мерказ ха-рав». В последние годы жизни Кук выступил в защиту А. Ставского, обвинявшегося в убийстве Х. Арлозорова, что привело к его конфликту с рабочим движением. В то же время фанатики ультрарелигиозной общины вели против него непрекращающуюся кампанию. Несмотря на эти разногласия, Кук всегда был преисполнен любви ко всему еврейскому народу и неизменно пользовался любовью еврейских масс. В Куке удивительно сочетались глубокое увлечение мистикой с активным интересом к окружающей жизни. Мистическое мировоззрение Кука требовало не аскетического самоограничения, но наполнения материальной жизни религиозным смыслом. Убежденный сторонник сионистского движения, он считал великой трагедией то, что сионизм возник в конце 19 в., в эпоху общего упадка религии. Кук верил, что движение за возвращение еврейского народа на его родину должно быть по самой своей сути религиозным, ибо только в Стране Израиля еврейский народ сможет жить полной религиозной жизнью. Трагедия современного человечества, по мнению Кука, состоит в том, что оно достигло огромного прогресса во всем, кроме религии. Научный и социальный прогресс привел к небывалому расширению умственных горизонтов человека и породил в нем чувство принадлежности ко всему человеческому роду. Отсюда проистекает критическое отношение к традициям и стремление к универсализму. Научная картина мира и положенная в ее основу идея эволюции вступают в видимое противоречие с традиционным религиозным мировоззрением. Многие молодые евреи Восточной Европы начала 20 в., разделяя «религиозную» страсть современников-неевреев к справедливости и равенству и их веру в то, что традиционная религия враждебна прогрессу, присоединялись к социально-революционным движениям и рвали связи с иудаизмом. Кук указывал, что эта «современная ересь» ошибочно усматривает в религии препятствие социальному прогрессу и что религиозный смысл борьбы за справедливость лишь временно скрыт от ее участников. Критикуя идеологию, ограничивающуюся стремлением к улучшению только материальных условий жизни, Кук осуждал и тех, кто, соблюдая все предписания религии, не интересуется социальными вопросами. Религия не должна давать точные рецепты социальных и политических реформ, но последовательное применение законов Торы в социально-экономических вопросах несовместимо с капиталистической системой; принцип «делай справедливое и доброе перед очами Господа» (Втор. 6:18) ограничивает привилегии собственников и налагает на них тяжелые обязательства. Библейские законы о юбилейном годе Кук интерпретировал как предписание о периодическом прекращении всякой деятельности, преследующей цели наживы. Социальная философия Кука коренилась в его учении о гармонии между религиозным благочестием и естественной моралью. Кук отказывался признавать четкое разделение между «священным» и «мирским» и утверждал, что все существенно важное для человеческой жизни является потенциально священным. Не прогресс науки угрожает религии, но отставание от него религиозной мысли. Материальные нужды человека неотделимы от его духовных устремлений и являются низшими ступенями лестницы, по которой человек восходит к духовному совершенству. Представление о святости как о чисто духовном состоянии односторонне и господствовало в галуте. Возрождение нормальной жизни еврейского народа на своей земле должно вернуть его к идеалу «нормальной» святости. В речи, произнесенной на церемонии открытия Еврейского университета в Иерусалиме (1925), Кук призывал к синтезу религиозных и светских знаний. Исключительное занятие наукой, предупреждал Кук, таит в себе угрозу отчуждения человека от вечных ценностей религии. Библейский рассказ о творении, согласно Куку, требует глубокой мистической интерпретации . В отличие от многих современников, Кук считал идею эволюции созвучной глубочайшим прозрениям еврейской мистики, которая рассматривает мир как непрерывно развивающийся и стремящийся к совершенству. Кук верил, что мир эволюционирует к идеалу универсализма, который требует, однако, подготовки человека в рамках отдельных национальностей. В Божественном плане эволюции, направленной к универсализму, еврейский народ отмечен печатью избранничества : ему предназначено Богом самоотверженно трудиться над приближением идеала человеческого совершенства. Еврейский народ отличается от других тем, что главные движущие силы его истории — не природные или социальные, но Божественные. Связь между народом Израиля и его страной предопределена Богом. Ей принадлежит существенная роль в Божественном плане преображения мира, над выполнением которого еврейский народ должен свободно и добровольно трудиться. Кук является автором многочисленных произведений. Изложение его религиозно-философских идей, как правило, не носит систематического характера, но отражает личность автора, его мистические прозрения и раздумья. Религиозно-философские труды Кука собраны в таких изданиях, как «Орот ха-кодеш» («Огни святости», в 3-х т., 1963–64), «Иггрот ха-Реайа» («Эпистолы рабби Аврахама Ицхака ха-Кохена», в 3-х т., 1962–65), «Орот» («Огни», 1961), «Орот ха-тшува» («Огни раскаяния», 1955) и других. Кук является также автором ряда галахических трудов и религиозных стихотворений (сборник «Орот ха-Реайа»). Литературное наследие Кука до сих пор не опубликовано полностью. Выдержки из трудов Кука в переводе на русский язык составили сборники «Избранное» (Иер., 1981) и «Страна Израиля и народ Израиля в учении рабби А. И. Акоэна Кука» (Иер., без года издания). Цви Иехуда бен Аврахам Ицхак ха-Кохен Кук (1890, Жеймели, – 1982, Иерусалим), сын Аврахама Ицхака Кука. В Израиле с 1904 г. Учился в иешиве «Эц-хаим» в Иерусалиме. Помогал отцу в организации иешивы «Мерказ ха-рав», а после его смерти возглавлял ее вместе со своим шурином Ш. Н. Ра‘ананом (1900–72). Последователь идей своего отца, с успехом применял его методы преподавания. Оказал большое влияние на мировоззрение значительной части религиозной молодежи Израиля. Убежденный сторонник сионизма, выступал против возвращения арабам территорий, находящихся под контролем Израиля с 1967 г. Ученики Кука составляют основное ядро движения Гуш Эмуним. Автор многочисленных статей, частично собранных в сборнике «Ли-нетивот Исраэль» («К путям Израиля», 1967). Кук посвятил себя также редактированию и публикации произведений своего отца. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
santaisr Опубликовано 30 апреля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2010 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти