Перейти к содержанию

Якоб Розенфельд


Рекомендуемые сообщения

от гинеколога до генерала

 

Об одиссее молодого еврейского врача, бежавшего от нацистов в Китай и ставшего при Мао Цзэдуне генералом, рассказывает недавно открывшаяся в Вене выставка, проводимая в рамках мероприятий, приуроченных к 35-летней годовщине установления дипломатических отношений между Австрией и Китаем, сообщает AFP.

 

Венский врач Якоб Розенфельд, ставший героем китайской революции, конечно, не столь известен, как его канадский коллега Норман Бетьюн, чьи подвиги во время японо-китайской войны вдохновили Мао Цзэдуна на эссе, впоследствии вошедшее в КНР в списки произведений для обязательного чтения. Но еврейский доктор, более известный в Китае как генерал Ло, был единственным из немногих иностранных добровольцев, сумевшим подняться в высшие эшелоны революционной армии и даже занимал пост министра здравоохранения временного правительства в 1947 году.

 

Ничто в происхождении и биографии молодого венского гинеколога не предвещало ему будущего «Будды-спасителя» Красной Армии, как его называли китайцы. В отличие от того же Бетьюна, воинствующего коммуниста, примкнувшего к Мао еще в 1938-м, Розенфельд «стремился всего лишь к комфортной жизни, которая делилась на врачебную практику днем и оперу - вечером», - рассказывает австрийский эксперт по китайской истории Герд Камински, организатор экспозиции о Розенфельде в стенах Венского еврейского музея, автор книги о еврейском враче.

 

Якоб Розенфельд родился в 1903 году в австро-венгерском городе Лемберг (так тогда назывался Львов), в семье офицера запаса имперской армии. Когда к власти в Австрии пришли нацисты, молодого врача едва не постигла участь многих европейских евреев того времени.

 

Он побывал в Дахау и Бухенвальде, а в 1939 году был освобожден при условии, что покинет Рейх в течение двух недель. «Единственной в то время возможностью покинуть оккупированную нацистами Европу было сесть на корабль и отправиться в далекий Шанхай, для въезда в который не требовалось виз», - рассказывает Камински.

 

Еврейский квартал Шанхая, стремительно превратившийся в «Маленькую Вену», предоставил убежище 25 тысячам европейских евреев, и возобновить там свою врачебную практику Розенфельд смог довольно быстро. После случайной встречи с агентом Коминтерна и насмотревшись на страдания китайцев во время японской оккупации, Розенфельд в 1941 году решает вступить в ряды Новой четвертой армии Мао Цзэдуна.

 

Дальнейшая биография еврейского врача напоминает, скорее, легенду китайского коммунистического эпоса - бесконечные истории о молодом враче на передовой, безустанно спасавшего раненых при свете фонарика. Параллельно той войне ему приходилось вести и собственную - за гигиену и обучение десятков китайских врачей методам современной медицины. «Он был великим героем и гуманистом, которым восхищались военные и народ. Он спас тысячи жизней и сыграл роль, сравнимую разве что с заслугами Бетьюна», - говорит посол КНР в Австрии Лу Юн Хуа.

 

Возведенный в генеральский чин, Розенфельд, оказался в элите ЦК КПК и сблизился с Лю Шаоци и Чен Йи, впоследствии ставшими соответственно председателем и министром иностранных дел КНР. «С самим же Мао Розенфельд никогда не был близок», - отмечает Камински.

 

После победы над нацизмом в Европе австрийский генерал Ло решил остаться в Китае и даже принял участие в параде победы в Пекине. Но в 1949 году, после образования КНР, все же решил вернуться в Вену, где его встретили разрушенный войной город и никуда не девшийся антисемитизм. Розенфельд писал в своем дневнике, что после уничтожения семьи он так и не смог адаптироваться к послевоенной Европе. В 1950-м он попытался вернуться в Китай, чему помешало отсутствие у него визы. Тогда Розенфельд поселился в Израиле и через два года умер там от сердечного приступа. С приходом к власти новых людей и началом Корейской войны иностранцев в Китае уже не жаловали.

 

Во время культурной революции конца 1960-х друзья еврейского врача Лю и Чен уже не состояли в фаворе у китайского генсека, и о Розенфельде забыли. После смерти Мао в 1976 году генерала Ло в китайском обществе частично реабилитировали. Но только в последние годы его героический статус в Китае был восстановлен полностью. Отчасти это произошло и благодаря усилиям Камински. «В Национальном музее Китая в Пекине ему посвящена целая экспозиция, занимающая площадь 800 квадратных метров, которую открывал президент КНР Ху Цзинтьтао», - отметил историк.

 

http://www.pseudology.org/evrei/Rosenfeld.htm

post-668-1275407480_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё одна статья о нём:

 

Ло Шэндэ и северо-восточная освободительная война

2007-06-15 18:21:14

 

 

 Настоящее имя Ло Шэнде – Якоб Розенфельд. Он родился 11 января 1903 года в г. Лемберг (Австрия). В 1928 году он получил учёную степень доктора медицинских наук Венского университета. Ло Шэнде – еврей, из-за этого его преследовали немецкие нацисты. Больше года он был заключённым в концлагере, из которого впоследствии бежал, поселился в Китае в г. Шанхае и там открыл свою амбулаторию.

 

 Зимой 1945 года, вместе с Китайской народной освободительной армией он приехал в г. Андун (ныне г. Дандун провинции Цзилинь). Время было очень холодное, в войсках была нехватка зимней обуви и одежды – это очень трудно было пережить Ло Шэндэ, прибывшему из тёплых краёв средней Европы, но это ничуть не помешало его деятельности по спасению людей. В то время медицинская работа была очень тяжёлая: на морозе у многих командиров и бойцов обмерзали руки и ноги, и из-за резкой нехватки врачей и лекарств сотне раненых были вынуждены делать ампутацию конечностей. По воспоминаниям Ло Шэндэ,“работа была очень страшная даже для привычных ко всему хирургов”.

 

 Летом 1946 года Ло Шэндэ приехал в Харбин, где он координировал работу по приёму Китайской народной освободительной армией Харбинского медицинского института. При его помощи была создана военная база лечения, несколько фармацевтических заводов и научно-исследовательский институт вирусологии, который частично обеспечил сывороткой и прививками армию и население, а также выполнил большую работу для профилактики заразных болезней в северо-восточном регионе Китая.

 

 К концу января 1947 года штаб полевой армии Китайской народной освободительной армии издал приказ об общем контрнаступлении, по указанию войска направились на фронт. Ло Шэнтэ тоже постепенно перемещался на юг вместе с полевым госпиталем. Он стоял неуклонно на своём посту и занимался лечением в госпитале на фронтах, несмотря на опасность для своей жизни. Кроме того, он ещё создал полевой госпиталь“Полёт”и организовал краткосрочные медицинские курсы обучения. Вспоминая с глубоким чувством о боевом времени, Ло Шэндэ сказал:“транспортировать раненых по ледовой и снежной дороге можно было медленно, проезжая лишь 25 км. за ночь, поэтому мы создали пункты лечения непосредственно по маршруту движения. Сельские старосты и главы районов очень поддерживали и помогали армии. Тогда я объехал многие деревни и посёлки на захваченном американском джипе и часто выступал на собраниях крестьян, на китайском языке, без переводчика.”

 

 Однажды вечером одна граната взорвалась в заднем дворе дома, где жил Ло Шэндэ. Люди один за другим бросились к нему и закрыли собой этого уважаемого боевого товарища, - не страшно, она меня не убъёт! – говорил он, улыбаясь, неоднократко помахивая рукой. В октябре 1947 года Ло Шэндэ ещё раз побывал в Харбине, в дальнейшем, до августа 1948 года, он сопровождал комиссара Северо-восточной полевой армии Ло Жунхуань на лечении. Он питал особое чувство к « своему городу» и говорил: “Этот очаровательный город имеет европейский вкус, здесь расположено много российских соборов с лукообразными куполами. Некоторые из них созданы из дерева, они приносят наибольшее эстетическое наслаждение. Во время пребывания в Харбине каждый день было достаточно хлеба , чего не было на фронте, молока, бывали даже масло, сыр, колбаса и настоящий кофе. Кроме того, мы смотрели «Марицу» Кальмана в исполнении Российского театра. Одним словом, Харбин стал почти Европой для меня и важной штаб-квартирой китайской революции.”

 

 Ло Шэндэ, еврей по национальности, навечно останется в сердцах китайского народа, Харбин всегда будет помнить этого искреннего настоящего брата-еврея.

 

Автор: Фу Минцзин

Редактор китайского текста: Ван Сяоминь

Перевод: Би Сяохун)

Редактор : Чжан Цайся

 

http://russian.dbw.cn/system/2007/06/15/000016323.shtml

post-668-1275408275_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...