Александр Каменьков Опубликовано 10 апреля, 2011 Поделиться Опубликовано 10 апреля, 2011 Эсминец "Burza" в Лиепае, Тосмарский СРЗ . Эсминцы "Burza", тип "Wicher" — 2 единицы - "Burza" и "Wicher" Водоизмещение - 1540/1920 т Мощность машин - 33 тыс. л.с. Скорость - 33 узл, дальность плавания - 3000 миль (15 узл), запас топлива - 330 т нефти. Вооружение - 4x1— 130-мм , 2x1 — 40-мм , 4 пул., 2 х 3 — 550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ. Экипаж - 155 человек Заложен 1.11.1927 , вступил в строй 7.1932 . Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой "малой программе" 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции — главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на выборе в качестве строителя верфи "Шантье Наваль Франсез" в Бланвилле, имевшей мало заказов и не обладавшей достаточным опытом строительства эсминцев — именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца передали заказчику с опозданием. В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа "Bourrasque" французских ВМС. Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм "пом-помы" и установке оборудования для минных постановок. Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Накануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. "Wicher" и "Burza" на модернизацию, в ходе которой планировалось стандартизировать вооружение с эсминцами типа "Grom" (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО. Наряду с традиционной учебой и участием в учениях осуществлял визиты вежливости в Стокгольм, Ленинград, Хельсинки, Ригу, Таллин. В 1937 году Burza представлял польский флот на коронации Георга IV, а 30 августа 1939 года вместе с двумя эсминцами – ORP Grom и Blyskawica был направлен в Великобританию, где его и застало начало второй мировой войны. В середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. "Виккерс". В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение — вместо орудия ГК "А" смонтировали РБУ "Хеджехог"; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить "10-бомбовый залп". Орудие ГК "X" заменили на счетверенный 40-мм "пом-пом", а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные "пом-помы" — на 4 х 1 20-мм "эрликона" (впоследствии их число довели до шести: два — на крыльях мостика, два — по бокам третьей дымовой трубы и два — перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение "Burza" достигло 2430 т. В Англии Burza получил тактический номер H-73 и до апреля 1942 года выполнял патрульные и конвойные задачи. Впоследствии участвовал в большом количестве морских операций против немецких подводных лодок. В частности эсминец принимал участие в майской кампании под Нарвиком, в эвакуации британских войск, во время которой зенитным огнем эсминца было сбито два самолета, в октябре 1940 г. – в обстреле Шербурга. Во время конвойной и патрульной службы в Атлантике эсминец 28 февраля 1943 года потопил немецкую подводную лодку U-606. Зимой 1943-44 года, находясь в резерве, Burza использовался как база подводных лодок. В июле 1951 года Burza возвращается в Польшу и подвергается капитальной модернизации, превращаясь в корабль ПВО. А в 1960 году по решению Министерства обороны ПНР корабль превращается в музей. Порезан на металл в 1977 году Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Александр Каменьков Опубликовано 26 февраля, 2016 Автор Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2016 Эсминец "Гром" - Okręt Rzeczypospolitej Polskiej « Grom » Открытка издана Морской и колониальной Лигой Морская и колониальная лига (польск. Liga Morska i Kolonialna) — польская общественная организация, созданная в 1930 году в результате преобразования Морской и речной лиги. История1918—1939 Перед I Мировой войной в военно-морских флотах колониальных держав служили тысячи поляков. Некоторые выслужились до высоких офицерских чинов, и свою профессиональную квалификацию стремились использовать в возрождённом отечестве.Для большинства польских политиков межвоенного периода море было понятием далёким и туманным, а узкая полоса морского побережья, отданная Польше после войны, не впечатляла. Однако некоторые осознавали, что будущее Польши, её хозяйственное развитие, зависит от морской политики государства. Строительство Польши в качестве морской державы требовало прежде всего формирования в обществе морского сознания и его просвещения.23 сентября 1922 года сейм принял важное постановление о постройке торгового порта в Гдыне. 29 апреля 1923 президент Станислав Войцеховский прибыл в Гдыню на церемонию открытия временного военного порта и туристической базы для рыбаков.Организация, созданная 1 октября 1918 года по инициативе контр-адмирала Казимежа Порембского, под названием Общество на поприще развития судоходства «Польский флаг» (польск. Stowarzyszenie na Polu Rozwoju Żeglugi "Bandera Polska"), затем была переименована в Лигу польской навигации (польск. Liga Żeglugi Polskiej). В 1924 году организация поменяла название и стала называться Морская и речная лига (польск. Liga Morska i Rzeczna). Лига ставила себе целью популяризацию морских проблем среди общества и действовала на благо развития морского и речного флота.Польская общественная организация Морская и колониальная лига была образована в 1930 году на базе Морской и речной лиги, причем дело было не просто в смене названия, а в изменении курса — в программу организации были включены пункты о необходимости борьбы за обретение Польшей колоний. Руководил организацией генерал Мариуш Заруский (польск. Mariusz Zaruski).Практическая реализация программы организации заключалась в приобретении территорий под осадничество (например в Бразилии, Перу, Либерии). В 1934 году купила землю в бразильской провинции Парана и основала там посёлок для польских колонистов — Морская воля (польск. Morska Wola). Подписала с Либерией договор о хозяйственном и культурном сотрудничестве и о колонизации её территории. В 30-х годах XX века вела сбор денег в Фонд морской обороны результатом чего, помимо прочего, была постройка подводной лодки «Орёл». Издавала ежемесячник «Море» (польск. «Morze»), посвященный проблемам развития судоходства и ежеквартальный журнал «Морской и колониальный вопрос» (польск. «Sprawy Morskie i Kolonialne»).Требования о необходимости польской колониальной экспансии в Африке нашли поддержку и у официального польского руководства (оно, например, добивалось Мадагаскара у Франции и передачи Мозамбика от Португалии). 12 января 1937 года, выступая перед бюджетной комиссией сейма, министр иностранных дел Польши Юзеф Бек заявил, что «для Польши большое значение имеют вопросы эмиграции населения и получения сырья и что её больше не может удовлетворять прежняя система решения так называемых колониальных вопросов». 18 апреля 1938 года был с размахом отмечен «день колоний», превратившийся в демонстрацию с требованием заморских колоний для Польши. По поручению правительства этой кампанией руководил генерал Соснковский. Костелы посвящали требованию колоний мессы, а в кинотеатрах демонстрировались фильмы колониальной тематики.[1]. Колониальные планы польского правительства вызывали в обществе неоднозначную реакцию. Националистические организации призывали переселить всех польских евреев на Мадагаскар.В 1939 году организация насчитывала почти 1 млн членов.1944 — настоящее времяМорская и колониальная лига прекратила свою деятельность в 1939 году. Была восстановлена в 1944 году под названием Морская лига (польск. Liga Morska), но впоследствии в 1953 году снова упразднена и присоединена к Лиге друзей солдата (польск. Liga Przyjaciół Żołnierza, LPŻ), преобразованной в Лигу защиты родины (польск. Liga Obrony Kraju, LOK).Вновь была восстановлена в 1981 году под названием Морская лига. 19 марта 1999 года Морская лига была переименована в Морскую и речную лигу. ORP Grom (польск. Гром) — эскадренный миноносец типа «Гром», который состоял в рядах ВМС Польши в годы Второй мировой войны. Водоизмещение - 1975 т (стандартное) , 2400 т (полное)Мощность машин - 54 000 л. с.Скорость - 39,5 узлов , дальность плавания 3500 морских миль при 15 узлахВооружение - 7 × 120-мм орудия Bofors wz. 34/36, зенитная артиллерия 2 × 2 40-мм Bofors L60 , 4 × 2 13,2-мм пулемёты HotchkissПротиволодочное вооружение 2 бомбомёта, 200 глубинных бомб wz. BH 200Минно-торпедное вооружение 6 × 530-мм или 533-мм ТА, 44 морские миныЭкипаж - 192 человека ИсторияСтроительство Был спроектирован и построен на британской верфи «J. Samuel White & Co. Ltd.» в городе Каус, Великобритания. Строительство было начато 17 июля 1935, спуск на воду состоялся 20 июля 1936, а флаг был официально поднят 11 мая 1937. «Гром» по своим основным качествам был близок к лидеру флотилии эсминцев, составлял основное «ядро» ВМС Польши наравне с эсминцами «Блыскавица», «Вихер» и «Бужа». Базировался в Гдыне, единственном морском порте Польши. Был оснащён самым современным корабельным оружием, позволявшим эффективно бороться с неприятельскими кораблями. Две паровые турбины Parssons и три котла позволяли развивать мощность до 54 тысяч лошадиных сил, а два винта давали скорость до 39,5 узлов, что было выше, чем у американских эсминцев типов «Фаррегат» и «Портер», британских «Трайбал» и немецких судов типа 1934. Хотя не было ясно, мог ли этот эсминец сопровождать конвои, шедшие из Гдыни в Констанцу, он потенциально мог участвовать в разнообразных боевых операциях, масштаб которых выходил за пределы Балтики. «Гром» проходил 3500 морских миль со скоростью 15 узлов.Военная служба 30 августа 1939 года польскими ВМС в составе кораблей «Блыскавица», «Бужа» и «Гром» была начата операция «Пекин», согласно которой требовалось вывести весь состав ВМС Польши из Гдыни в территориальные воды Великобритании, чтобы впоследствии сопровождать успешно конвои в Польшу. 1 сентября 1939 года польские корабли встретились с британскими эсминцами «Уондерер» и «Уоллес», которые сопроводили польские корабли до шотландского порта Лейт, а ночью все три эсминца Польши перебрались в Росайт. Никаких конвоев из Великобритании, однако, так и не было отправлено, поскольку войска Польши не могли организовать успешное сопротивление немцам, поэтому польские корабли чаще участвовали в морских операциях союзников. В ходе норвежской кампании вермахта «Гром» часто обстреливал территории вокруг Нарвика, что приводило немцев в панику. По их воспоминаниям, польский корабль часто назывался «большим польским эсминцем», «проклятым поляком», «ловцом душ человеческих» и «польским дьяволом». «Гром» наносил артиллерийские удары с большого расстояния, и чаще он дислоцировался во фьорде Ромбаккен, южнее которого проходила железная дорога, по которой поставлялись припасы в город. 4 мая 1940 «Гром» готовился выйти на свой боевой пост. Сменялась вахта, когда капитан 3-го ранга Александр Гулевич, наблюдая в дальномер за небом, сообщил: «Самолёт над нами, 5400 метров» Спустя несколько секунд он воскликнул: «Бросает бомбу!» За штурвалом «Хенкеля» He-111 находился капитан Герд Кортальс. Самолёт сбросил шесть бомб, две из которых попали в цель: первая угодила в машинный отдел и взорвалась, разрушив борта корпуса и образовав пробоины длиной 20 метров. Вторая угодила в самую середину эсминца. По воспоминания Кароля Визнера, свидетеля трагедии: "Вдруг произошёл взрыв, бомба попала в соседнее помещение. Я почувствовал мощный толчок, который выбросил меня за борт. Я не потерял сознание, я слышал крики раненных, чувствовал дым. Я хотел встать, но не смог двинуться. В другом помещении был боцман Йозеф Драг, которому оторвало стопу. Я кричал о помощи. Я уже чувствовал, что корабль тонет, и вода вливалась в каюту. Крыша наклонилась в сторону, и это помогло нам выбраться, поскольку корабль словно сбросил нас. Йозеф Драг, хотя бы сам тяжело ранен, вытащил меня на край шлюпки. Мы были в воде, и я там потерял сознание" Бомба угодила в склад боеприпасов, где хранились торпеды. Произошёл взрыв одной из торпед, который и уничтожил весь корабль. Судно затонуло в течение трёх минут. Погибло 59 членов экипажа: офицер, 25 младших офицеров и 33 матроса. Те, кто выжил, попытались выбраться на берег, но по ним оттуда открыли огонь немцы. Немногие из польских моряков спаслись и были подобраны британским судном «Бедуин» 6 октября 1986 на глубине 105 м водолазы обнаружили затонувшее судно и впервые проникли на его борт. В августе 2010 года группа водолазов из Польши и Швеции обследовала затонувшее судно. Исследование снималось профессиональными операторами, и кадры из хроники использовались позднее для документального фильма . Водолазам запретили трогать или подбирать что-либо Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти