Перейти к содержанию

Флот Польши - Polska Marynarka Wojenna


Рекомендуемые сообщения

Эсминец "Burza" в Лиепае, Тосмарский СРЗ .

 

 

 

Эсминцы "Burza", тип "Wicher" — 2 единицы - "Burza" и "Wicher"

 

Водоизмещение - 1540/1920 т

Мощность машин - 33 тыс. л.с.

Скорость - 33 узл, дальность плавания - 3000 миль (15 узл), запас топлива - 330 т нефти.

Вооружение - 4x1— 130-мм , 2x1 — 40-мм , 4 пул., 2 х 3 — 550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ.

Экипаж - 155 человек

 

 

Заложен 1.11.1927 , вступил в строй 7.1932 .

 

 

Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой "малой программе" 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции — главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на вы­боре в качестве строителя верфи "Шантье Наваль Франсез" в Бланвилле, имевшей мало заказов и не об­ладавшей достаточным опытом строительства эсмин­цев — именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца пе­редали заказчику с опозданием.

 

В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа "Bourrasque" французских ВМС. Ос­новные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм француз­ских зениток на английские 40-мм "пом-помы" и установ­ке оборудования для минных постановок.

 

Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. На­кануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. "Wicher" и "Burza" на модернизацию, в ходе которой планирова­лось стандартизировать вооружение с эсминцами типа "Grom" (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО.

 

Наряду с традиционной учебой и участием в учениях осуществлял визиты вежливости в Стокгольм, Ленинград, Хельсинки, Ригу, Таллин. В 1937 году Burza представлял польский флот на коронации Георга IV, а 30 августа 1939 года вместе с двумя эсминцами – ORP Grom и Blyskawica был направлен в Великобританию, где его и застало начало второй мировой войны.

 

В середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зе­нитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. "Виккерс". В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значи­тельно усилено противолодочное и зенитное вооружение — вместо орудия ГК "А" смонтировали РБУ "Хеджехог"; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить "10-бомбовый залп". Орудие ГК "X" заменили на счетве­ренный 40-мм "пом-пом", а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одностволь­ные "пом-помы" — на 4 х 1 20-мм "эрликона" (впоследствии их число довели до шести: два — на крыльях мостика, два — по бокам третьей дымовой трубы и два — перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение "Burza" достигло 2430 т.

 

В Англии Burza получил тактический номер H-73 и до апреля 1942 года выполнял патрульные и конвойные задачи. Впоследствии участвовал в большом количестве морских операций против немецких подводных лодок. В частности эсминец принимал участие в майской кампании под Нарвиком, в эвакуации британских войск, во время которой зенитным огнем эсминца было сбито два самолета, в октябре 1940 г. – в обстреле Шербурга. Во время конвойной и патрульной службы в Атлантике эсминец 28 февраля 1943 года потопил немецкую подводную лодку U-606. Зимой 1943-44 года, находясь в резерве, Burza использовался как база подводных лодок.

 

В июле 1951 года Burza возвращается в Польшу и подвергается капитальной модернизации, превращаясь в корабль ПВО. А в 1960 году по решению Министерства обороны ПНР корабль превращается в музей.

 

Порезан на металл в 1977 году

 

 

 

 

post-198-1302439657_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

Эсминец "Гром" - Okręt Rzeczypospolitej Polskiej « Grom »

 

Открытка издана Морской и колониальной Лигой

 

Морская и колониальная лига (польск. Liga Morska i Kolonialna) — польская общественная организация, созданная в 1930 году в результате преобразования Морской и речной лиги.

 

История
1918—1939

 

Перед I Мировой войной в военно-морских флотах колониальных держав служили тысячи поляков. Некоторые выслужились до высоких офицерских чинов, и свою профессиональную квалификацию стремились использовать в возрождённом отечестве.

Для большинства польских политиков межвоенного периода море было понятием далёким и туманным, а узкая полоса морского побережья, отданная Польше после войны, не впечатляла. Однако некоторые осознавали, что будущее Польши, её хозяйственное развитие, зависит от морской политики государства. Строительство Польши в качестве морской державы требовало прежде всего формирования в обществе морского сознания и его просвещения.

23 сентября 1922 года сейм принял важное постановление о постройке торгового порта в Гдыне. 29 апреля 1923 президент Станислав Войцеховский прибыл в Гдыню на церемонию открытия временного военного порта и туристической базы для рыбаков.

Организация, созданная 1 октября 1918 года по инициативе контр-адмирала Казимежа Порембского, под названием Общество на поприще развития судоходства «Польский флаг» (польск. Stowarzyszenie na Polu Rozwoju Żeglugi "Bandera Polska"), затем была переименована в Лигу польской навигации (польск. Liga Żeglugi Polskiej). В 1924 году организация поменяла название и стала называться Морская и речная лига (польск. Liga Morska i Rzeczna). Лига ставила себе целью популяризацию морских проблем среди общества и действовала на благо развития морского и речного флота.

Польская общественная организация Морская и колониальная лига была образована в 1930 году на базе Морской и речной лиги, причем дело было не просто в смене названия, а в изменении курса — в программу организации были включены пункты о необходимости борьбы за обретение Польшей колоний. Руководил организацией генерал Мариуш Заруский (польск. Mariusz Zaruski).

Практическая реализация программы организации заключалась в приобретении территорий под осадничество (например в Бразилии, Перу, Либерии). В 1934 году купила землю в бразильской провинции Парана и основала там посёлок для польских колонистов — Морская воля (польск. Morska Wola). Подписала с Либерией договор о хозяйственном и культурном сотрудничестве и о колонизации её территории. В 30-х годах XX века вела сбор денег в Фонд морской обороны результатом чего, помимо прочего, была постройка подводной лодки «Орёл». Издавала ежемесячник «Море» (польск. «Morze»), посвященный проблемам развития судоходства и ежеквартальный журнал «Морской и колониальный вопрос» (польск. «Sprawy Morskie i Kolonialne»).

Требования о необходимости польской колониальной экспансии в Африке нашли поддержку и у официального польского руководства (оно, например, добивалось Мадагаскара у Франции и передачи Мозамбика от Португалии). 12 января 1937 года, выступая перед бюджетной комиссией сейма, министр иностранных дел Польши Юзеф Бек заявил, что «для Польши большое значение имеют вопросы эмиграции населения и получения сырья и что её больше не может удовлетворять прежняя система решения так называемых колониальных вопросов». 18 апреля 1938 года был с размахом отмечен «день колоний», превратившийся в демонстрацию с требованием заморских колоний для Польши. По поручению правительства этой кампанией руководил генерал Соснковский. Костелы посвящали требованию колоний мессы, а в кинотеатрах демонстрировались фильмы колониальной тематики.[1]. Колониальные планы польского правительства вызывали в обществе неоднозначную реакцию. Националистические организации призывали переселить всех польских евреев на Мадагаскар.

В 1939 году организация насчитывала почти 1 млн членов.
1944 — настоящее время

Морская и колониальная лига прекратила свою деятельность в 1939 году. Была восстановлена в 1944 году под названием Морская лига (польск. Liga Morska), но впоследствии в 1953 году снова упразднена и присоединена к Лиге друзей солдата (польск. Liga Przyjaciół Żołnierza, LPŻ), преобразованной в Лигу защиты родины (польск. Liga Obrony Kraju, LOK).

Вновь была восстановлена в 1981 году под названием Морская лига. 19 марта 1999 года Морская лига была переименована в Морскую и речную лигу.
 

 

ORP Grom (польск. Гром) — эскадренный миноносец  типа «Гром», который состоял в рядах ВМС Польши в годы Второй мировой войны.

 

 

Водоизмещение -  1975 т (стандартное) , 2400 т (полное)

Мощность машин - 54 000 л. с.

Скорость - 39,5 узлов , дальность плавания  3500 морских миль при 15 узлах

Вооружение - 7 × 120-мм орудия Bofors wz. 34/36, зенитная артиллерия  2 × 2 40-мм Bofors L60 , 4 × 2 13,2-мм пулемёты Hotchkiss
Противолодочное вооружение  2 бомбомёта, 200 глубинных бомб wz. BH 200
Минно-торпедное вооружение  6 × 530-мм или 533-мм ТА,  44 морские мины

Экипаж - 192 человека

 

История

Строительство

 

Был спроектирован и построен на британской верфи «J. Samuel White & Co. Ltd.» в городе Каус, Великобритания. Строительство было начато 17 июля 1935, спуск на воду состоялся 20 июля 1936, а флаг был официально поднят 11 мая 1937. «Гром» по своим основным качествам был близок к лидеру флотилии эсминцев, составлял основное «ядро» ВМС Польши наравне с эсминцами «Блыскавица», «Вихер» и «Бужа». Базировался в Гдыне, единственном морском порте Польши. Был оснащён самым современным корабельным оружием, позволявшим эффективно бороться с неприятельскими кораблями.

 

Две паровые турбины Parssons и три котла позволяли развивать мощность до 54 тысяч лошадиных сил, а два винта давали скорость до 39,5 узлов, что было выше, чем у американских эсминцев типов «Фаррегат» и «Портер», британских «Трайбал» и немецких судов типа 1934. Хотя не было ясно, мог ли этот эсминец сопровождать конвои, шедшие из Гдыни в Констанцу, он потенциально мог участвовать в разнообразных боевых операциях, масштаб которых выходил за пределы Балтики. «Гром» проходил 3500 морских миль со скоростью 15 узлов.

Военная служба

 

30 августа 1939 года польскими ВМС в составе кораблей «Блыскавица», «Бужа» и «Гром» была начата операция «Пекин», согласно которой требовалось вывести весь состав ВМС Польши из Гдыни в территориальные воды Великобритании, чтобы впоследствии сопровождать успешно конвои в Польшу. 1 сентября 1939 года польские корабли встретились с британскими эсминцами «Уондерер» и «Уоллес», которые сопроводили польские корабли до шотландского порта Лейт, а ночью все три эсминца Польши перебрались в Росайт. Никаких конвоев из Великобритании, однако, так и не было отправлено, поскольку войска Польши не могли организовать успешное сопротивление немцам, поэтому польские корабли чаще участвовали в морских операциях союзников.

 

В ходе норвежской кампании вермахта «Гром» часто обстреливал территории вокруг Нарвика, что приводило немцев в панику. По их воспоминаниям, польский корабль часто назывался «большим польским эсминцем», «проклятым поляком», «ловцом душ человеческих» и «польским дьяволом». «Гром» наносил артиллерийские удары с большого расстояния, и чаще он дислоцировался во фьорде Ромбаккен, южнее которого проходила железная дорога, по которой поставлялись припасы в город.
 

4 мая 1940 «Гром» готовился выйти на свой боевой пост. Сменялась вахта, когда капитан 3-го ранга Александр Гулевич, наблюдая в дальномер за небом, сообщил:

 

    «Самолёт над нами, 5400 метров»

 

Спустя несколько секунд он воскликнул:

 

    «Бросает бомбу!»

 

За штурвалом «Хенкеля» He-111 находился капитан Герд Кортальс. Самолёт сбросил шесть бомб, две из которых попали в цель: первая угодила в машинный отдел и взорвалась, разрушив борта корпуса и образовав пробоины длиной 20 метров. Вторая угодила в самую середину эсминца. По воспоминания Кароля Визнера, свидетеля трагедии:

 

    "Вдруг произошёл взрыв, бомба попала в соседнее помещение. Я почувствовал мощный толчок, который выбросил меня за борт. Я не потерял сознание, я слышал крики раненных, чувствовал дым. Я хотел встать, но не смог двинуться. В другом помещении был боцман Йозеф Драг, которому оторвало стопу. Я кричал о помощи. Я уже чувствовал, что корабль тонет, и вода вливалась в каюту. Крыша наклонилась в сторону, и это помогло нам выбраться, поскольку корабль словно сбросил нас. Йозеф Драг, хотя бы сам тяжело ранен, вытащил меня на край шлюпки. Мы были в воде, и я там потерял сознание"

 

Бомба угодила в склад боеприпасов, где хранились торпеды. Произошёл взрыв одной из торпед, который и уничтожил весь корабль. Судно затонуло в течение трёх минут. Погибло 59 членов экипажа: офицер, 25 младших офицеров и 33 матроса. Те, кто выжил, попытались выбраться на берег, но по ним оттуда открыли огонь немцы. Немногие из польских моряков спаслись и были подобраны британским судном «Бедуин»

 

6 октября 1986 на глубине 105 м водолазы обнаружили затонувшее судно и впервые проникли на его борт. В августе 2010 года группа водолазов из Польши и Швеции обследовала затонувшее судно. Исследование снималось профессиональными операторами, и кадры из хроники использовались позднее для документального фильма . Водолазам запретили трогать или подбирать что-либо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

post-1341-0-63573600-1456483504_thumb.jpg

post-1341-0-51732700-1456483520_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...