Перейти к содержанию

КРАСНОЯРСК


Рекомендуемые сообщения

QUOTE (syushkov @ Jan 3 2007, 10:11 PM)
Продолжая тему, хочу сказать, что на фундаменте этого собора был построен Крайком партии (ныне администрация нашего края)...
Вот так...

У нас в Иркутске тоже обком(ныне администрация области) на фундаменте собора стоит. spiteful.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вернемся и истории.

Этот дом построил купец Н.Н. Гадалов (архитектор В.А. Соколовский). Известный норвежский полярный исследователь, путешественник Нансен, посетивший Красноярск во время своего путешествия по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, жил в этом доме с 12 по 16 сентября 1913 года. В настоящее время здесь размещается художественный музей им. В. И. Сурикова.

post-338-1167991666_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жилой дом мещанина М.М. Зельмановича с торговым помещением и кондитерской на первом этаже. Позднее в нем размещалось переселенческое управление.

Ныне - музыкальная школа.

post-338-1167993141_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Семён @ Jan 5 2007, 02:56 PM)
А что за Зельмановичи с Цукерманами у вас там были? Можно подробней историю?

Семен, а где их не было, кроме Биробиджана? laugh.gif drinks_cheers.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здание второго городского начального училища построено в по проекту архитектора В.А. Соколовского. В 1918 здесь находился штаб Красной гвардии, руководивший Мариинским и Клюквенным фронтами в борьбе с интервентами.

Ныне - спортшкола.

post-338-1167993814_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (КВН @ Jan 5 2007, 02:58 PM)
QUOTE (Семён @ Jan 5 2007, 02:56 PM)
А что за Зельмановичи с Цукерманами у вас там были? Можно подробней историю?

Семен, а где их не было, кроме Биробиджана? lol.gif drinks_cheers.gif

Абсолютно правильно. drinks_cheers.gif

Но, если очень интересно, то чуть позже. biggrin.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом доме жил и имел свою юридическую контору нотариус И. А. Ицын. (Сем-е-е-е-н!!! biggrin.gif ) У него была богатейшая библиотека - 35тысяч томов.

post-338-1167994703_thumb.jpg

Изменено пользователем syushkov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (syushkov @ Jan 5 2007, 02:22 PM)
Этот дом построил купец Н.Н. Гадалов (архитектор В.А. Соколовский). Известный норвежский полярный исследователь, путешественник Нансен, посетивший Красноярск во время своего путешествия по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, жил в этом доме с 12 по 16 сентября 1913 года. В настоящее время здесь размещается художественный музей им. В. И. Сурикова.

Вот фрагменты этого здания, снятые С.Бузлановым.

(фото с сайта http://www.buzlanov.ru/krasnoyarsk/krasn_ind3.htm)

drinks_cheers.gif

post-338-1168016451_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Красивые фото - всегда интересно увидеть как ето выглядело лет 100 назад. Дом архитектора Чернышына, очень интересно выглядит - а есть еще фотки того дома?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (КВН @ Jan 5 2007, 02:58 PM)
QUOTE (Семён @ Jan 5 2007, 02:56 PM)
А что за Зельмановичи с Цукерманами у вас там были? Можно подробней историю?

Семен, а где их не было, кроме Биробиджана? lol.gif drinks_cheers.gif

В Биробиджане они тоже были. Учите матчасть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (syushkov @ Jan 5 2007, 03:13 PM)
В этом доме жил и имел свою юридическую контору нотариус И. А. Ицын. (Сем-е-е-е-н!!! biggrin.gif ) У него была богатейшая библиотека - 35тысяч томов.

Красивое здание, жду продолжение истории drinks_cheers.gif

И что стало с библиотекой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Семён @ Jan 9 2007, 12:22 AM)
И что стало с библиотекой?

Иосиф Абрамович Ицын в 80-х годах прошлого века учился в Енисейской шестиклассной мужской гимназии. В 1888 году с золотой медалью закончил Красноярскую гимназию, затем юридический факультет Киевского университета. Книги он начал собирать еще гимназистом в Енисейске.

Вся его дальнейшая жизнь неразрывно была связана с Красноярском, где он работал частным адвокатом.

В 1915 году Ицын был занесен в Памятную книгу Енисейской губернии (Памятные книги - источник, в котором переписывались все наиболее значимые чиновники и прочие гражданские лица, имеющие определенное положение в обществе).

По воспоминаниям старожилов, в его домашней библиотеке насчитывалось около 20 тысяч книг только по юриспруденции.

В отличие от не менее знаменитого купца-библиофила Юдина, который продал свою библиотеку в Америку, Ицын подарил свою библиотеку городу, положив основание современным городской и краевой научным библиотекам.

Часть этих изданий и сегодня находится в фондах Красноярской краевой научной библиотеки. Отыскать их несложно, так как на каждой книге стоит штамп "Иосиф Абрамович Ицын".

На фотографии Ицын с дочерьми.

post-338-1168333290_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Askold @ Jan 5 2007, 10:05 PM)
Дом архитектора Чернышына, очень интересно выглядит - а есть еще фотки того дома?

Их есть у меня.

Сегодня снимал. Правда, реставрация дома проводилась давно и кто-то "реконструкцию" затеял на четвертом этаде (руки бы ему ...), но в целом и общем есть на что посмотреть.

post-338-1168343334_thumb.jpg

Изменено пользователем syushkov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Л. А. Чернышёв родился на красноярской земле в селе Сухобузимо в 1875 году. В детстве был привезён родителями в Красноярск, где учился в гимназии. По совету преподавателя рисования М. А. Рутченко после окончания гимназии, в 1892 году, Чернышёв едет в Москву, поступает в училище живописи, ваяния и зодчества (МУВЖЗ) и заканчивает его в 1901 году. Во время учёбы в Москве Чернышев, зарабатывая себе на жизнь, трудился в качестве помощника у московских архитекторов, а также тщательно изучал архитектурные памятники Москвы и Подмосковья, делая их обмеры и зарисовки. С 1903 по 1906 гг. Леонид Александрович обучается в Высшем художественном училище (ВХУ) при Академии художеств в Петербурге. Именно учёба в Петербурге повлияла на творчество архитектора.

В порядке практики Л. А. Чернышев в 1904 году участвовал в строительстве и отделке гостиницы «Метрополь» в Москве. В 1906 году возвращается в Красноярск.

В 1911 году в Омске проходила первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная и промышленная выставка. Многие павильоны частных компаний и фирм на ней были сооружены по проектам Л. А. Чернышёва. За работу над павильонами для омской выставки архитектор получил 11 тысяч рублей – по тем временам это были большие деньги. На них архитектор построил свой дом. Проект здания был создан ещё в 1907-1908 гг., когда архитектор учился в Петербурге, и, несомненно, был навеян дачными постройками на петербургском Каменном острове.

В пространственной композиции своего дома Л.А. Чернышев использует богатый арсенал формообразующих средств модерна и главный, основополагающий принцип стиля — принцип целесообразности. Они проявляются в свободной компоновке объемов здания, в функционально заданной его планировке, в рационально обусловленных конфигурациях помещений. Внешний облик дома «вытекает» из специфики внутреннего пространства, вызывая ощущение динамичной напряженности форм, многоплановости их восприятия. Готический силуэт здания увязывает сложность его объемов в единый художественный замысел. Современники отмечали еще одну особенность новой городской постройки, указывая, что «строится по Больше-Качинской улице из бутового камня, 4-х этажный дом архитектора — художника Л.А. Чернышева». Именно конструкция стен из дешевого местного материала — бута (камень, использовавшийся для фундаментов), — облицованного кирпичом, привлекала внимание горожан своей экономической целесообразностью.

post-338-1168343522_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Семён @ Jan 5 2007, 02:56 PM)
А что за Зельмановичи с Цукерманами у вас там были? Можно подробней историю?

К сожалению, история точно не сохранила сведения конкретно о Зельмановиче с Цукерманом, однако можно рассказать кратко историю евреев в Сибири (в частности в Красноярске).

По сведениям некоторых авторов, впервые евреи появились в Сибири еще в XVII в. Первоначально это были сосланные за Урал военнопленные, захваченные во время войн с Польшей. На вечное житье в Сибирь вместе с женами и детьми высылали иудеев из Москвы в 1659г., поскольку в столице имели право жить только крещеные евреи.

С начала XVIII столетия масштабы ссылки в Сибирь увеличиваются. На отдаленную окраину ссылаются приговоренные к каторге для работы на сибирских рудниках: Ачинском, Нерчинском, Зерентуйском. На каторжные работы ссылались преимущественно в Восточную Сибирь. В числе ссыльных сюда попадали и евреи. Вероятно, их потомки оставались здесь жить и помнили о своих предках.

Однако численность евреев в регионе в XVII–XVIII вв. была очень незначительной. При этом первые евреи, вероятно, ассимилировались среди сибирского населения.

После того, как в 1791 г. была установлена «черта еврейской оседлости», Сибирь была исключена из числа губерний, в которых разрешалось проживать евреям. Легально находиться за Уралом могли только евреи-христиане, ссыльные, каторжане или получившие особое разрешение

С 1825 по 1859 г. городское еврейское население Западной Сибири выросло в 3,8 раза, с 1859 до 1864 г. - в 1,7 раза.

В городах Восточной Сибири евреев в первой половине ХIХ в. были единицы. В Красноярске, например, в 1811 г. жили 43 еврея на пропитании (т.е. на содержании) и 28 "знающих ремесла". Население симпатий к ним не питало, но они "пользовались благорасположением начальства" и "стесняли город" своей независимостью и неподконтрольностью. Заметный еврейский "оттенок" города региона приобрели гораздо позже. Указом 15 мая 1837г. евреям, кроме ссыльных, был запрещен доступ в Сибирь. Сосланных старались сосредоточить в глухих местностях восточнее Байкала, однако они постепенно расселялись по всему региону. В отличие от западных губерний, где поселение евреев в сельской местности пресекалось, в Сибири, напротив, проводилась политика недопущения евреев в города. По-видимому, это объяснялось нежеланием властей наводнять торгово-промышленные центры ссыльным элементом.

Однако евреи, преимущественно городские жители, не приспособленные к условиям деревенской жизни и лишенные необходимых в деревне профессиональных навыков, стремились вернуться в привычную для них городскую обстановку, осесть поближе к людным местам - в торгово-промышленных центрах, у заводов, транспортных магистралей. В середине ХIХ в. в городах Восточной Сибири уже сложились стабильные еврейские общества. В частности, в Красноярске в 1863 г. число евреев достигало 362 чел. (4,1% населения города),

Маленькие же бесперспективные в экономическом отношении города были в их глазах малопривлекательны. Отсюда медленный рост и даже полный застой численности еврейского населения Канска, Ачинска Енисейской губ., Нижнеудинска, Киренска, Верхоленска Иркутской губ. Число евреев в них росло даже медленнее, чем в деревнях

Оказавшись в сибирских городах, евреи воспроизводили привычный образ занятий и жизни. Поэтому нет ничего удивительного, что будучи в черте оседлости торговцами и ремесленниками, они и в Сибири стремились вернуться к своим привычным занятиям.

На проходивших во всех городах ежегодных торгах на отдачу в аренду мест в торговых рядах, на площадях и рынках евреи выкупали до 25 и более процентов торговых мест. И хотя в подавляющим большинстве они были мелкими торговцами, их присутствие в торговле было весьма заметно.

За 30-40 лет начавшаяся с мелких сделок еврейская торговля в городах Восточной Сибири приобрела солидность, ее носители заняли в ней прочные позиции

В Чите в 1908 г. из 46 торговых фирм евреи владели 20, в Нерчинске из 21 - 12. В Иркутске евреи удерживали в своих руках торговлю хлебом, им принадлежала половина фирм, торгующих парфюмерией, готовым платьем, головными уборами, крупчаткой; в Красноярске - треть фирм, занимавшихся мясной торговлей

По мере численного роста и материальной состоятельности еврейского населения городов росла и прослойка евреев-домовладельцев.

В Красноярске в 1909-1911 гг. доля евреев в городском населении не превышала 3%, в то время как они составляли более 5% домовладельцев, причем средняя стоимость каждого еврейского владения была выше, чем таковая у прочих домов, более чем в три раза.

Стремление владеть собственным домом объяснялось отнюдь не желанием поднять свой престиж у горожан или продемонстрировать материальную состоятельность. Дом свидетельствовал о прочной оседлости и служил залогом безопасности в ходе проверок законности проживания и последующего выселения при малейшем сомнении в таковой. Имеющий прочное "домообзаводство", символом которого был собственный дом, мог рассчитывать на снисхождение, даже если во всем остальном не соответствовал требованиям, предъявляемым для проживания в данной местности. К тому же открыть какое-либо фабричное производство евреи имели право только при наличии недвижимой собственности.

Что касается отнесения повинностей в пользу города, то евреи как раз стремились участвовать в общественной жизни. В их глазах избрание на должность было свидетельством общественного признания. В 60-80-е гг. ХIХ в. их часто избирали городовыми старостами, гласными городской думы.

Но, согласно Городовому положению 1892 г., евреи более не допускались к участию в городских избирательных собраниях, к занятию должностей в городском самоуправлении и к руководству отдельными отраслями городского хозяйства. За ними осталась лишь "выходная" роль. Отстранение от возможности принимать участие в судьбе города, в казну которого они исправно платили подати, евреи восприняли очень болезненно. Однако выход своей общественной активности быстро нашли в работе различных обществ и благотворительных организаций: комитетов попечительства о тюрьмах, коммерческих собраний, просветительских обществ. Они брали под патронаж училища и богадельни, жертвовали деньги в пользу библиотек и приютов, устраивали благотворительные вечера и лотереи, оказывали финансовую помощь городским управам при ремонте и строительстве общественных зданий.

В указанный период евреи играли заметную роль в формировании социокультурного лица сибирских городов. С легкостью вписавшиеся в городскую экономическую структуру и ставшие ее неотъемлемым элементом, они, насколько это позволяло их правовое положение, реализовали себя и как общественные деятели, и меценаты.

Изменено пользователем syushkov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...
Служил в Красноярске-66 в 87-90 гг. Часто бывал в самом Красноярске. Очень понравились фотографии, приятно вспомнить былые времена...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

QUOTE (Aleks-k @ Apr 13 2007, 01:17 AM)
Служил в Красноярске-66 в 87-90 гг. Часто бывал в самом Красноярске. Очень понравились фотографии, приятно вспомнить былые времена...

Архитектура Красноярска очень похожа на архитектуру моего родного Иркутска. Спасибо! Как дома побывал! drinks_cheers.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (syushkov @ Jan 9 2007, 05:01 PM)
QUOTE (Семён @ Jan 5 2007, 02:56 PM)
А что за Зельмановичи с Цукерманами у вас там были? Можно подробней историю?

К сожалению, история точно не сохранила сведения конкретно о Зельмановиче с Цукерманом, однако можно рассказать кратко историю евреев в Сибири (в частности в Красноярске).

Спасибо, очень познавательно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 лет спустя...

Извините,что "поднял" старую тему,но уж больно понравилось!

"Старое"-"Новое" в фото,всегда интересно :drinks: !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

Борис Михайлович Зельманович. Легендарный, почётный, талантливый, «вечный» доцент кафедры микробиологии Красноярского государственного медицинского института. Начал преподавательскую деятельность в 60 годах, возможно работал до конца 90х. Учил три поколения студентов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...