Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Посоветовался с Леонидом - лучше открыть отдельную тему ! drinks_cheers.gif

 

 

Крейсер "Мурманск" , тип 68-бис, 14 единиц - "Мурманск" , "Александр Невский", "Александр Суворов", "Дзержинский" , "Дмитрий Пожарский" , "Жданов", "Михаил Кутузов", "Молотовск", "Орджоникидзе" , "Свердлов" , "Адмирал Ушаков" , "Адмирал Нахимов" , "Адмирал Лазарев" , "Адмирал Сенявин "

 

 

Водоизмещение 14700/16300 т.

Размерения 210x22x7.3 м

Воружение - 4х3 - 152/57(МК-5бис), 6х2 - 100/56(СМ-5-1с), 16х2 - 37/67(В-11)

Бронирование:- борт 100, палуба 50, башня 175, рубка 130 мм.

Механизмы 2 турбины типа ТВ-7 суммарной мощностью 118,000 - 128,000 л.с., 6 котлов типа КВ-68, 2 винта диаметром 4,58 м

Скорость 33,1 узла

Дальность плавания 9000 миль.

Экипаж 1270 человек

 

 

 

28 января 1953 года заложен на заводе № 402 (Северодвинск)(заводской № 302) и 25 сентября 1953 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 24 апреля 1955 года, вступил в строй 22 сентября 1955 года и 6 октября 1955 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В феврале 1962 г. вошел в состав вновь сформированной 6-й (ракетной) дивизии. С 17 по 21 октября 1964 года нанес визит в Тронхейм (Норвегия) и с 10 по 14 мая 1978 года - в Бордо (Франция). В апреле - мае 1970 г. в ходе учений "Океан" командующий СФ адмирал С.М.Лобов с крейсера «Мурманск» осуществлял управление силами ВМФ в Северной Атлантике. С 1 ноября 1970 года по 31 июля 1971 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 28 января 1972 года по 30 ноября 1973 года прошел на "Севморзаводе" в Севастополе капитальный ремонт. В 1981 крейсер «Мурманск» учавствовал в учениях войск и сил флота Вооруженных Сил СССР на Балтике под условным наименованием "Запад-81". В 1988 - 1989 г. начато переоборудование крейсера в КРУ, затрачено 24 миллиона рублей. 1 декабря 1989 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе на отстой, а З июля 1992 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 31 декабря 1992 года расформирован и в 1994 году продан частной фирме Индии для разделки на металл, но при буксировке выброшен на камни у берегов Норвегии.

 

 

http://www.murm.vaenga.net/e107_plugins/co...php?cat.12.view

 

post-198-1250572145_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...
Александр, прветствую. А как насчёт, продолжения темы? drinks_cheers.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Леонид ! drinks_cheers.gif

 

 

Крейсер "Комсомолец" (до 29.10.1958 г. - "Чкалов")

 

Тип "Чапаев" , проект Проект 68-К , 5 единиц - "Железняков", "Куйбышев", "Чапаев", "Чкалов", "Фрунзе"

 

 

 

Лёгкие крейсера, строящиеся по довоенному проекту 68. Имели 12 152-мм орудий главного калибра размещённых в четырех бронированных башнях. После Великой Отечественной войны достраивались по корректированному проекту 68-К с усиленным зенитным вооружением и новыми системами управления артиллерийской стрельбой. Кроме того, крейсера оснащались новыми для того времени средствами радиолокационного вооружения.

 

Программа строительства.

 

Планировалась постройка 17 кораблей этого проекта, но до июня 1941 года заложили только 7 корпусов пр.68. Все они строились на ССЗ №194 и №189 в Ленинграде, №200 (№445) и №198 в Николаеве с 1939 года. Достраивались после Великой Отечественной войны, последний, пятый, крейсер пр.68-К вошел в строй в 1959 году.

 

 

 

Водоизмещение - 14100 т

Мощность машин - 124 тыс. л.с.

Скорость - 32,5 узл. , дальность плавания - 6300 миль га 17 узл.

Бронирование - главный пояс 20 - 100 мм, палуба 20 - 50 мм, башни главного калибра 175 мм, боевая рубка 30 - 130 мм, вес брони 2910 т.

Вооружение - 12 х 152 мм, 8 х 100 мм, 38 х 37 мм, 2 х 5 х 533 мм торп. аппарата (впоследствии демонтированы), 132 мины образца 1908 г., или 76 мин образца 1926 г., или 68 мин "КБ". Проектом предусмотрены 2 гидросамолета (не устанавливались).

Экипаж - 1184 человека

 

 

Заложен 31 августа 1939 года на заводе № 189 (заводской № 306) и 25 сентября 1940 года зачислен в списки кораблей ВМФ,

но 10 сентября 1941 года приостановлен строительством и на стапеле законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны,

спущен 25 октября 1947 года, вступил в строй 25 октября 1950 года и 22 апреля 1951 года, подняв Военно-морской флаг,

вошел в состав 8-го ВМФ. С 24 декабря 1955 года входил в состав КБФ, с 28 мая 1973 года - в состав ЛенВМБ и

с 28 января 1976 года - в состав ДКБФ. 18 апреля 1958 года выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ.

С 15 по 18 октября 1953 года нанес визит в Гдыню (Польша),

с 8 по 12 мая 1964 года - в Копенгаген (Дания), с 28 июня по 1 июля 1965 года - в Стокгольм (Швеция),

с 29 июля по 2 августа 1969 года - в Хельсинки (Финляндия) и с 3 по 9 октября 1969 года - в Росток (ГДР).

27 сентября 1979 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации,

31 декабря 1979 года расформирован и в 1980 году на базе "Главвторчермета" в Лиепае разделан на металл.

 

 

 

http://navsource.narod.ru/photos/02/069/index.html

 

post-198-1252563985_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Ракетный крейсер "Адмирал Головко"

 

 

Водоизмешение - 5315 т

Мощность машин - 91000 л.с.

Скорость - 34 узла, дальность плавания: 6000 миль при 14,5 узлах

Вооружение - 2х4 пусковых установок противокорабельных ракет П-35 (боезапас 16 ракет, из них 8 шт. в погребе перезарядки); 1х2 пусковых установок зенитных ракетных комплексов "Волна" (Боезапас 16 ракет); 2х2 76-мм орудия АК-726, 4х6 30-мм орудия АК-630, 2 салютные 45-мм пушки, 2х3 533-мм торпедных аппаратов, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000, 1 вертолет Ка-25.

Экипаж: 304 чел.

 

 

 

История корабля:

Ракетный крейсер пр.58

 

Проект эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием (так в то время назывались противокорабельные крылатые ракеты) нового поколения разрабатывался в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. 6 декабря того же года главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков утвердил согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку эскизного проекта нового эсминца, а несколько раньше (16 и 24 октября) заместитель главкома ВМФ утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Мипоборонпромом и Минобщемашем ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия (впоследствии комплекс М-1 "Волна") и ударного реактивного оружия (впоследствии - П-35). Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения.

 

Проектирование корабля поручили ленинградскому ЦКБ-53. Главным конструктором стал В. А. Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П. М. Хохлов. Эскизный пр. 58 разработали в середине 1957 г., а в сентябре Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку уже технического проекта, завершенного в марте 1958 г.

 

За прототип теоретического чертежа корпуса был выбран теоретический чертеж эсминца пр.56, прошедший тщательную и всестороннюю "обкатку" теорией и практикой, вследствие этого отработка теоретического чертежа крейсера пр.58 особых затруднений не представляла и была произведена еще на стадии эскизного проекта. Однако модельные испытания в ЦАГИ и ЦНИИ-45 на регулярном волнении потребовали более полного образования носовых обводов. При этом были получены лучшие результаты на всех ходах с точки зрения снижения заливаемости и особенно брызгообразования, чем на кораблях пр.56.

 

При заданном составе вооружения наилучшей архитектурной формой корпуса посчитали форму с длинным полубаком и небольшим подъемом к форштевню. Сам корпус набирался по продольной системе и водонепроницаемыми переборками делился на 17 отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков, однако имелись зоны, где корабль выдерживал затопление и четырех смежных отсеков.

 

В качестве материала корпуса применялась низколегированная сталь марки СХЛ-4. Надстройки, в основном, выполнялись из алюмнннсво-магниевых сплавов марок АМГ-5В и АМГ-6Т, только передняя стенка носовой и задняя кормовой надстроек, два яруса фок-мачты, башенная масть грот-мачты, а также подкрепления под антенные посты РЛС выполнялись из стали.

 

Отличие общего расположения корабля от ранее построенных заключалось и следующем: размещение комплекса главного командного пункта (ГКП) в корпусе, отсутствие открытых боевых постов и наличие проходов к ним без выхода на верхнюю палубу, сравнительно небольшое количество надстроек. В архитектурном отношении обращали на себя внимание внушительные необычные пирамидальные фок- и грот-мачты. Подобная конструкция мачт диктовалась потребностью получения необходимых объемов для размещения высокорасположенных постов высокочастотных блоков РЛС, а также обеспечения жесткого подкрепления большого количества антенных устройств многочисленных радиотехнических средств, для лучшего выполнения требований противоатомной (ПАЗ) и противохимической (ПХЗ) защит, стойкости по отношению к ударной волне и лучшей смываемости водяной защитой.

 

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля являлась дальнейшим развитием котлотурбинных установок кораблей предыдущих проектов с применением впервые в отечественной корабельной энергетике принципиально нового котельного комплекса. Однако для достижения заданной скорости полного хода (34 уз) потребовалась форсировка как главных турбозубчатых агрегатов, так и котлов при сохранении требований жесткой весовой дисциплины и экономичности.

 

В электроэнергетической системе корабля был принят трехфазный переменный ток напряжением 380 В. В качестве основных источников электроэнергии использовались два турбогенератора ТД-750 мощностью по 750 кВт и два дизель-генератора ДГ-500 по 500 кВт, размещенные в двух электростанциях.

 

Основным оружием корабля являлся новый ракетный комплекс П-35, разработанный на базе комплекса П-5. Комплекс П-35 отличался от предыдущего значительно большей (не менее 250 км) дальностью стрельбы, более совершенной сверхзвуковой крылатой ракетой 4К-44, имевшей обычное и ядерное снаряжение и предназначавшейся для поражения как морских, так и береговых целей. Кроме того, он снабжался принципиально новой системой управления и обладал значительно более совершенными и надежными эксплуатационными свойствами. В состав комплекса УРО корабля пр. 58 входили: две пакетные счетверенные наводящиеся пусковые установки СМ-70, 16 крылатых ракет (8 в погребах), система управления 4Р-44 ("Бином") и друтие обслуживающие устройства. Пусковые установки СМ-70 имели дистанционное горизонтальное наведение и фиксированный угол возвышения при старте ракет - 25° (по походному - 0°). В них постоянно размещались 8 ракет 4К-44.

 

Система управления позволяла осуществлять одновременный двухракетпый залп из каждой ПУ. Время подготовки первого залпа составляло не более 12 мин (по проекту). В погребах ракеты хранились полностью снаряженными, но без топлива и пиросвечей, в контейнерах ПУ - с пиросвечами и настроенной бортаппаратурой.

 

В состав зенитного ракетного комплекса М-1 "Волна" на пр 58 входили спаренная (двухбалочная) стабилизированная пусковая установка ЗИФ-101, система хранения и подачи ЗУР В-600, (4К-90), система управления с аппаратурой предстартовой подготовки и пуска ракет 4Р-90 "Ятаган". В погребе в двух револьверных барабанах размешалось 16 ракет. Боевые характеристики комплекса обеспечивали скорострельность два пуска каждые 5 с, дальность стрельбы первоначально составляла до 16 км по горизонту (при стрельбе по надводпым целям) и досягаемость по высоте около 15 км.

 

К моменту начала разработки проекта для вооружения надводных кораблей нз новых артиллерийских систем реально можно было ориентироваться только на 76-мм двухорудийную автоматическую башенную артустановку АК-726 (ЗИФ-67). Хотя артустановка АК-726 официально называлась универсальной, все же ее основным предназначением считалась ПВО, что подтверждает се высокая скорострельность - 90 выстр/мин (одного ствола). Па корабле пр. 58 было установлено две башни в кормовой части, однако общая система управления с единственной РЛС управления огнем МР-105 "Турель" превращала две двухорудийпые башни как 6ы в одну четырехорудийпую. В основном режиме башни управлялись дистанционно, тем не менее имелось резервное местное управление с помощью оптических прицелов ("Призма"), установленных на самих орудиях. Общий артиллерийский боезапас корабля составлял 2400 патронов и размещался в двух погребах в открытых сотовых стеллажах без обойм, последние хранились и снаряжались в помещениях перегрузки.

 

Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов ТТА-53-57 бис для стрельбы самонаводящимися противолодочными торпедами СЭТ-53 и далноходными торпедами 53-57.

 

На корабле пр. 58 впервые (на серийных кораблях) устанавливалась реактивная бомбометиая система РБУ-6000 (две двенадцатиствольные установки) с новыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60. Боезапас принимался из расчета четырех полных залпов (96 РГБ). Управление стрельбой РБУ осуществлялось системой "Буря", обеспечивавшей определение курса, скорости целей, их курсового угла и т. д. Следует отметить, что комплекс РБУ-6000 рассматривался, в первую очередь, как комплекс противоторпедной защиты, но при условии получения необходимых данных от ГАС.

 

Авиационное вооружение (вертолет на корабле) появилось только в техническом проекте, для чего пришлось удлинить кормовую оконечность корабля с целью обеспечения возможности приема на взлетно-посадочную площадку (ВПП) и взлета с неё вертолета типа Ка-25. Дальнейшие проработки показали, что без увеличения водоизмещения корабля полноценное базирование вертолета обеспечить невозможно. Поэтому на кораблях пр. 58 удалось разместить лишь ВПП со светотехническим оборудованием, стартово-командный пост (СКП) и небольшой запас авиационного керосина (5 т). Причем сам вертолет принимался в перегруз и его базирование, таким образом, можно было считать чисто символическим.

 

Обитаемость личного состава была, по сравнению с предыдущими проектами, несколько улучшена за счет выделения (впервые на наших кораблях) помещения столовой, обеспечивавшей размещение 2/3 старшин и матросов. В столовой, кроме принятия пищи, проводились культурно-массовые мероприятия - показ кинофильмов, лекции, собрания и т. д. В боевых условиях в столовой разворачивался операционный пункт.

 

Крейсера пр.58 несли службу в составе всех четырех флотов. Серьезной модернизации они так и не подвергались. В 70-е годы на некоторых из них установили часть недопоставленного в свое время радиотехнического вооружения, на всех кораблях появилась вторая РЛС "Дон-2" (обнаружения надводных целей), салютные пушки и, наконец, по две батареи малокалиберных шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 с РЛС и системой управления огнем «Вымпел». Зенитные ракеты B-600 заменялись на более совершенные В-601, противокорабельпые 4К-44 на ПКР "Прогресс".

 

Головной корабль, получивший наименование "Грозный", заложили на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова 23 февраля 1960 г. Спуск корабля на воду состоялся 26 марта 1961 г., а в июне 1962 г. его предъявили на государственные испытания комиссии под председательством вице-адмирала Н. И. Шибаева. В ходе постройки определилась окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах именовался "кораблем с реактивным вооружением". Ситуация прояснилась к началу 60-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу "ракетный крейсер", отнеся к кораблям I ранга.

 

Первоначально основным назначением корабля пр. 58 считалось "уничтожение легких крейсеров, эскадренных миноносцев и крупных транспортов противника и ведение успешного боя с кораблями противника, вооруженными реактивным оружием ближнего действия". Впоследствии добавились задачи поражения авианосных соединений противника.

 

Ракетный крейсер "Адмирал Головко" был заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в г.Ленинграде 20 апреля 1961 г. Спущен на воду 18.07.1962 г., вступил в строй 30.12.1964 г.

 

22.01.1965 г. был включен в состав Северного флота.

 

С 01.06 по 31.06.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнил боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

 

22.03.1968 г. перечислен в состав Черноморского флота.

 

08-13.05.1970 г. нанес визит в Алжир;

03-07.08.1972 г. - в Констанцу (Румыния);

21-26.08.1975г. - в Тунис;

22-27.06.1978 г. - в Латакию (Сирия).

 

В период с 04.06.1982 г. по 01.03.1989 г, прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. В период с 1990 по 1999 год, во время нахождения ракетного крейсера "Москва" (бывший ракетный крейсер "Слава") в ремонте в г.Николаеве являлся единственным ракетным крейсером Черноморского флота.

 

Ракетный крейсер "Адмирал Головко" был разоружен и списан в конце 2002 года.

 

 

http://flot.sevastopol.info/ship/cruiser/admiral_golovko.htm

 

post-198-1264239569_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возвращаясь к крейсеру Мурманск. 15 лет прошло, а он и ныне на камнях норвежского острова Соройя, у мыса Нордкап.

post-198-1264343908_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кем то поднят Советский военно-морской флаг...

post-198-1264343974_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (SailingShips @ Jan 24 2010, 05:38 PM)
Возвращаясь к крейсеру Мурманск. 15 лет прошло, а он и ныне на камнях норвежского острова Соройя, у мыса Нордкап.

Да, не известно, что лучше - быть порезанным на металл или на камнях...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

Ракетный крейсер "Вице-адмирал Дрозд"

 

Проект 1134 , 4 единицы - «Адмирал Зозуля» , «Вице-адмирал Дрозд» , «Владивосток» , «Севастополь»

 

 

Водоизмещение - 7125 т

Мощность машин - 90 тыс. л.с.

Скорость - 33 узл, экономическая (18 узлов) , дальность плавания 5000 миль (на 18 узлах)

Вооружение - Навигационное вооружение навигационная РЛС «Волга»

Радиолокационное вооружение РЛС обнаружения воздушных целей «Ангара-А» + «Кливер», ГАС «Титан-2»

Радиоэлектронное вооружение БИП «Планшет-1134», станция РТР «Залив», станции постановки активных помех «Гурзуф А» и «Гурзуф Б»

Артиллерийское вооружение 2х2 57-мм АУ АК-725 (боезапас — 4400 выстрелов)

Зенитная артиллерия 4х1 ЗАУ АК-630М (12000 выстрелов)

Противокорабельное вооружение 2х2 ПУ ПКР П-35 (боезапас — 4 ПКР П-35)

Противолодочное вооружение 2х5 ПТА-53-1134 (10 торпед СЭТ-65), 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (боезапас — 144 РГБ-60), 2х6 РБУ-1000 (боезапас — 48 РГБ-10)

Зенитное ракетное вооружение ЗРК «Волна-М» (64 ЗУР В-601)

Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25РЦ или 1 Ка-25ПЛ, палубный ангар.

Экипаж - 360 человек

 

 

Зачислен в списки кораблей ВМФ 16 июня 1965 года.

 

Закладка корабля состоялась 26 октября 1965 года на судостроительном заводе имени А. А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде.

 

18 ноября 1966 года спущен на воду, 27 декабря 1968 года вступил в строй.

 

С 14 по 27 мая 1970 года нанес визит в Сьенфуэгос (Куба). 8 апреля 1975 года перечислен в состав КСФ. В период с 1974 года по 8 апреля 1975 года и с 1 октября 1981 года по 7 июня 1984 года прошел в Ленинграде капитальный ремонт

 

1 июля 1990 года корабль был разоружен, исключён из состава ВМФ, расформирован 1 октября того же года.

 

2 июня 1991 года был спущен Военно-морской флаг. В 1992 году корабль был продан в Индию для разделки на металлолом. При буксировке в марте того же года в Индию корпус корабля затонул.

 

 

http://www.nashflot.ru/page/sssr/vicadmdrozd/4

 

post-198-1280291311_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Большой противолодочный корабль проекта 61 "Сообразительный"

 

 

Водоизмещение: 4460 т.

Размеры: длина - 144 м, ширина - 15,8 м, осадка - 4,57 м.

Скорость хода максимальная: 39 узлов.

Дальность плавания: 4000 миль при 20 узлах.

Силовая установка: 72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.

Вооружение:

Артиллерийское: 2х2 76-мм АК-726 (600 снарядов)

Зенитное ракетное: 2 ЗРК "Волна" (16 ракет)

Торпедное: 1х5 533-мм (5 торпед)

Бомбовое: 2 РБУ-6000 (96 бомб), 2 РБУ-1000 (24 бомбы)

1 вертолет Ка-25 на ВПП

Экипаж: 22 офицера, 244 старшин и матросов

 

 

История корабля:

Большой противолодочный корабль пр.61

 

Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.

 

Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.

 

На основании ОТЗ, Институт военного кораблестроения приступил к разработке ТТЗ на проектирование нового корабля (пр.61), которое и было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря 1956 г.

 

Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок н оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя.

 

Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ, предназначенной для использования на всех режимах плавания.

 

Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов.

 

В ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь - модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин), которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения, подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка ЗРК "Волна" выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), систему управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.

 

В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных газовых турбин на специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на первых порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на 100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности 50-60% - 2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г.

 

Для привода главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода "Экономайзер". В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора ДГ-200.

 

Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).

 

Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования, несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от 45 шп. до транца.

 

Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах, а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в кожухе трубы.

 

Корпус корабля был разделен главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.

 

Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе.

 

Находясь на главном командном посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов дистанционного управления.

 

Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики.

 

Таким образом впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического хода, при эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно для кораблей классов эсминец н крейсер.

 

БПК "Сообразительный" был заложен 20.07.1960 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 25.09.1961 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 04.11.1961 г. Вступил в строй 26.12.1963 г. и 23.11.1963 г. включен в состав Черноморского Флота.

 

В период службы носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного эсминца Черноморского Флота.

 

18-25.06.1964 г. нанес визит в Сплит (Югославия),

12-15.08.1967 г. - в Варну (Болгария),

29.01-04.02.1968 г. - в Котор и Зеленику (Югославия),

20-27.07.1969 г.- в Гавану (Куба),

в мае 1974 г.- в Тунис и 26-30.09.1985 г. - в Корн (Ирландия).

 

01-31.06.1967 г. и 01.01-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

 

В период с 01.10.1976 г. по 28.11.1978 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

 

06.80.1982 г. перечислен в состав Северного Флота. 01.10.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 03.07.1992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки.

post-198-1312087813_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

БПК "Гремящий"

 

 

«Гремящий» — эскадренный миноносец проекта 57, построенный для Советского Военно-Морского Флота в конце 1950-х годах. Впоследствии был переклассифицирован в большой ракетный корабль (1966), в 1966—1968 годах модернизирован по проекту 57-А (коды НАТО — «Kanin»), а затем переклассифицирован с переводом из подкласса больших ракетных кораблей в подкласс больших противолодочных кораблей.

 

 

Водоизмещение - до модернизации: 4192 т (полное), после модернизации: 3 500 т (стандартное) 4 500 т (полное)

Мощность машин - 85000 л.с.

Скорость - 34,5 узла (полная) , 18,0 узлов (экономическая)

Дальность плавания - 3 000 миль на 14 узлах

Вооружение - Зенитная артиллерия До модернизации: 4×4 57-мм ЗИФ-75. После модернизации: 2×4 57-мм ЗИФ-75, 4×2 30-мм АК-230

Ракетное вооружение 2×1 ПУ ПКРК СМ-9 (12—16 ракет КСЩ)

После модернизации: 1×2 ПУ ЗРК «Волна» (32 ЗУР).

Противолодочное вооружение До модернизации: 2 РБУ-2500 (128 глубинных бомб). После модернизации: 3 РБУ-6000

Минно-торпедное вооружение До модернизации: 2×3 533-мм ТА ПТТА-53-57. После модернизации: 2×5 533-мм ТА-53-1134.

Авиационная группа До модернизации: 1 вертолёт Ка-15. После модернизации: 1 вертолёт Ка-25ПЛО.

Экипаж - Экипаж После модернизации по проекту 57-А: 297

(в т. ч. 20 офицеров)

 

 

 

17 декабря 1958 года ЭМ «Гремящий» был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, и 25 февраля 1958 года, под заводским номером 771, заложен на ленинградском заводе им. Жданова по проекту 57. Там же был достроен по проекту 57-Б (57-бис) , и 30 апреля 1959 года спущен на воду.

 

30 июня 1960 года «Гремящий» вступил в строй, и 19 декабря этого же года включён в состав Северного флота.

 

В период с 1966 года по 29 января 1968 года на ССЗ им. Жданова ЭМ «Гремящий» был модернизирован по проекту 57-А, в результате чего, 20 января 1969 года был переклассифицирован в Большой противолодочный корабль (БПК).

 

В мае (с 14 по 27) 1970 года БПК «Гремящий» осуществил визит на Кубу, в 1971 году — визиты в Норвегию, Голландию. В том же году, находясь в зоне военных действия, выполнял боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

 

7 июля 1987 года БПК «Гремящий» был выведен из боевого состава, разоружён и переклассифицирован в опытовое судно (ОС). С 25 августа 1988 года «Гремящий» был переименован в ОС-315.

 

2 октября 1991 года бывший «Гремящий» был исключён из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 1994 году он был продан частной индийской фирме для разделки на металл

post-198-1371212391_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...