Перейти к содержанию

ЖЗЛ: Пинхас Рутенберг


Рекомендуемые сообщения

Пинхас Рутенберг, Пётр Моисеевич Рутенберг родился 5 февраля 1879 года в городке Ромны Полтавской губернии в семье купца 2-й гильдии Моисея Рутенберга. Мать - дочь раввина Пинхаса Марголина из Кременчуга. В семье было семеро детей: четыре дочери и три сына.

 

Закончив хедер и реальное училище, в 1897 г. он поступает в Петербургский технологический институт, где сближается с партией социалистов-революционеров. Окончив с отличием институт, Рутенберг начинает работать младшим инженером на крупнейшем в Петербурге Путиловском заводе и уже в 1904 году становится руководителем инструментальной мастерской завода.

 

В самом начале 1900-х годов П. Рутенберг женился на Ольге Хоменко - участнице революционного движения, владелице издательства «Библиотека для всех». Этот брак мог состояться только при условии крещения еврея, что он и совершил формально. Уже в эмиграции, в синагоге Флоренции, Пинхас, выполнит средневековый обряд покаяния отступника - получит 39 ударов бичом и вернется к вере своих отцов.

 

Рабочие Путиловского завода были основной силой в «Обществе русских фабричных и заводских рабочих», созданном в 1903 году Георгием Гапоном, эсером и тайным сотрудником Департамента полиции. Рутенберг становится ближайшим другом Гапона, и, благодаря близости к этому популярному лидеру рабочих, превратился в заметную фигуру в партии. Его партийная кличка была Мартын.

9 января 1905 г. Гапон организовал шествие рабочих к Зимнему дворцу, вошедшее в историю как Кровавое воскресенье. Рутенберг, по заданию партии, принял участие в шествии. Когда солдаты, охранявшие Зимний дворец, стали стрелять в толпу, он фактически спас Гапону жизнь, выведя его из-под огня.

До конца 1905 г. Гапон и Рутенберг скрываются за границей, где встречаются с такими людьми, как Плеханов, Ленин, Кропоткин, Жорес, Клемансо. Затем они возвращаются в Россию.

В начале 1906 года Гапон признался Рутенбергу в своих связях с полицией и попытался его завербовать, утверждая, что, будучи двойными агентами, они смогут оказать большую помощь рабочему делу. Рутенберг сообщил о провокации руководителям партии - Евгению Азефу (который сам впоследствии оказался провокатором и двойным агентом) и его заместителю Борису Савинкову. Азеф потребовал казнить Гапона.

26 марта Рутенберг пригласил Гапона на снятую заранее дачу в поселке Озерки под Петербургом, где тот был повешен тремя боевиками партии. Сам Рутенберг писал, что Гапон был приговорен к смерти товарищеским судом рабочих, которые подслушивали его разговор с Гапоном, спрятавшись в соседней комнате на даче. После того, как Гапон несколько раз повторил предложение Охранки о сотрудничестве, Рутенберг неожиданно позвал слышавших все товарищей, а сам вышел на террасу. Когда он вернулся, Гапон был мертв.

Руководство партии эсеров, однако, отказалось взять ответственность за преступление, заявляя, что Рутенберг действовал по собственной инициативе, исходя из личных мотивов.

 

Вынужденный отправиться в эмиграцию, Рутенберг поселился в Италии. Он отходит от политической деятельности, сосредотачивается на инженерной работе и осваивает гидротехнику. Тогда же он впервые обращается к специфическим еврейским проблемам и приходит к выводу, что они могут быть решены только путем национальной организации еврейского народа.

С началом мировой войны большинство сионистов выступают в поддержку стран Антанты. Рутенберг берётся за создание еврейской боевой организации, задачей которой будет помочь союзникам освободить Палестину. Он посещает ряд европейских столиц, встречается с видными политиками и руководителями сионистского движения и вступает в контакт с Жаботинским и Трумпельдором, которые также работали над организацией «Еврейского Легиона». По согласованию с Жаботинским, Рутенберг в мае 1915 г. отправляется в Америку с целью агитации.

В Нью-Йорке идёт политическая борьба еврейских организаций вокруг создания структуры, способной отстаивать требования сионистов после победы союзников в войне. Рутенберг в основном поддерживает связь с лидерами левых организаций, такими, как Давид Бен-Гурион. Вместе с Хаимом Житловским он участвует в создании Американского Еврейского Конгресса. Тогда же Рутенберг под псевдонимом Пинхас Бен-Ами издает на идиш свою книгу «Национальное возрождение еврейского народа», написанную им по-русски в Италии.

В Америке Рутенберг разработал детальный план использования гидроэнергии в Палестине и ее ирригации. Претворение этого плана в жизнь становится его мечтой.

В феврале 1917 г. царский режим в России пал. Рутенберг был одним из многих эмигрантов, приветствовавших революцию и желавших вернуться в Россию. В июле 1917 г. он уже в Петрограде, где его тепло встретил соратник по партии эсеров Александр Керенский, возглавлявший Временное правительство назначив его заместителем губернского комиссара.

 

К осени возглавлявшийся Троцким петроградский Совет рабочих депутатов стал органом власти, противостоящим рутенберговской городской Думе. Было ясно, что Советы намечают захватить власть и сместить правительство. 3 ноября Керенский объявил о создании Высшего совета в составе трех человек, наделенного чрезвычайными полномочиями с целью сохранения законности и порядка, и включил в него Рутенберга.

В дни октябрьской революции Рутенберг предлагал арестовать и казнить В.Ленина и Л.Троцкого. Но во время штурма Зимнего сам был арестован и шесть месяцев провел в Петропавловской крепости. Освобожден по ходатайству М.Горького и А.Коллонтай. Он отправился в Москву, где занял пост в кооперативном движении. Однако, после неудачного покушения на Ленина в августе 1918 г. был развязан «красный террор» против эсэров. Рутенберг спешно покидает Москву.

В 1919 г. он уже в Париже, и вместе с другими руководителями сионистского движения участвует в подготовке предложений к Версальской мирной конференции. В это же время он возвращается к своей идее электрификации Палестины. По рекомендации престарелого барона Эдмонда Ротшильда его сын, британский финансист Джеймс Ротшильд, выделяет средства на этот проект.

В конце 1919 г. сорокалетний Рутенберг приезжает в Палестину где сталкивается с антиеврейскими выступлениями палестинских арабов, которые вскоре переросли в погромы. В 1921 Рутенберг — командир «Хаганы» во время беспорядков в районе Тель-Авива.

Рутенберг не прекращает работы по получению концессии и поиска инвестиций для строительства электростанций. Вначале он представил проект осушения болот и строительства каскада гидроэлектростанций в Верхней Галилее. Этот проект играл роль ключевого аргумента в переговорах 1920 г. между Англией и Францией, в результате которых долина Верхнего Иордана (т. н. Галилейский выступ) была включена в состав подмандатной Палестины.

В 1923 г., преодолев многочисленные препятствия, при поддержке министра колоний Уинстона Черчилля, Рутенберг получает концессию на производство электроэнергии и создает Палестинскую Электрическую Компанию. Тогда же появилась первая электростанция, и электричество пришло сначала в Тель-Авив, а затем в Хайфу, Тверию и другие города.

В 1930 г. строится сравнительно крупная электростанция в Нахараиме, при впадении реки Ярмук в Иордан. «Старик из Нахараима» — под таким прозвищем стал известен Рутенберг среди еврейских колонистов. Рутенбергу удалось привлечь в совет компании многих именитых британских политиков: лордов Самуэля, Рэдинга, Хирста.

Социалистическое прошлое Рутенберга сближало его с левым лагерем в сионизме. В то же время он сохранял тесные связи с Жаботинским и «ревизионистским» правым течением. Рутенберг не принадлежал ни к одной из партий, но обладал огромным авторитетом и связями как в Палестине, так и среди европейских и американских политиков. Всё это делало его человеком, способным «наводить мосты» и сближать позиции разных групп.

В 1929 г. произошли арабские нападения на евреев в Иерусалиме, у Стены плача. Главный раввин Палестины, рав Кук обращается к Рутенбергу с просьбой использовать свое влияние среди англичан, чтобы обеспечить безопасность в этом святом месте. Рутенберг назначается главой Национального Совета (Ваад Леуми, орган еврейского самоуправления). Совместно с Моше Смилянским, Рутенберг пытается договориться с арабами о взаимопонимании, и использует при этом своё знакомство с эмиром Трансиордании (позже королем Иордании) Абдаллой, возникшее на строительстве в Нахараиме. Переговоры эти, однако, не имели успеха.

В 1934 г. он пытается преодолеть разногласия между Бен-Гурионом и Жаботинским. При посредничестве Рутенберга они пришли к соглашению, которое, однако, не было утверждено правлением Всемирной сионистской организации.

Британские власти использовали Рутенберга для установления неформальных контактов с Муссолини: во время одной из многочисленных поездок в Европу Рутенберг встречался в Риме со своим давним знакомым, теперь итальянским диктатором.

С началом Второй мировой войны Рутенберг вновь становится главой Национального Совета. Он пытается предпринять меры для спасения немецких евреев. Однако здоровье его ухудшается, и в 1942 г. Рутенберг умирает в Иерусалиме. Перед смертью он обращается к еврейской молодежи с призывом к единству. Рутенберг завещал свое состояние фонду для молодежной деятельности, названному его именем. Дом Рутенберга на горе Кармель в Хайфе стал крупным молодежным центром.

Гидроэнергия не стала основным источником электричества для Израиля. Станция в Нахараиме была разрушена иорданцами во время войны в 1948 г. Однако компания «Хеврат Хашмаль» («Электрокомпания») оказалась основой инфраструктуры еврейского государства.

Пинхас Рутенберг просил не называть его именем никаких объектов.

Таханат Рутенберг, современная электростанция в районе Ашкелона, названа так в честь его брата, второго директора Электрической компании.

post-304-1214603306_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...