Перейти к содержанию

ЧЕРНОВЦЫ.


Рекомендуемые сообщения

Римо-католический костёл Воздвижения Святого Креста (1778-1814 г.). Одним из самых известных патриархов был Йозеф Шмидт, владевший всеми языками края и проповедовавший межэтническое согласие.

post-338-1221665813_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внутри костёла сохранились в первозданном виде оригинальные витражи, орган, алтари.

Вот пару фото изнутри.

post-338-1221666672_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, на одной из боковых стен, до сих пор висят рабочие солнечные часы, самые первые общественные часы города, которые исполняют своё назначение уже более двух веков.

post-338-1221672578_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Свято-Николаевская церковь (1939 г. "Новая" русская (т.е. украинская) церковь с оригинальными "кручеными" купалами была построена по образцу шедевра румынского средневекового зодчества - церкви середины XIV в. в Куртя-де-Арджеш.

post-338-1221667892_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В народе её ещё называют "пьяная" - за форму куполов.

Служба идёт на украинском и румынском языках.

post-338-1221668028_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А этому женскому монастырю, построеному недалеко от центра, всего лет пять. Красивый. Московский патриархат.

post-338-1221668435_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Церковь св.Параскевы - середина 19 в, построена на месте бывшей (таможенной) - деревянной церквушки которая тут стояла ещё с 16 в, рядом с городской таможней - оттого и название.

post-338-1221668729_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот ещё одна интересная статья о моём городе.

 

Наша «маленькая Вена»

 

Феномен Черновцов

 

Игорь ЧЕХОВСКИЙ, кандидат исторических наук, доцент Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича.

 

Столица Буковины — город действительно уникальный. Местные и приезжие знаменитости — поэты-классики, императоры и звезды сцены величали его обычно «маленькой Веной», лежащей на полпути между Парижем и Стамбулом. Это был намек на уникальное сочетание в атмосфере города европейской интеллектуальности с восточной загадочностью.

 

В местных кофейнях, где еще и до сих пор варят хороший кофе, за чашечкой ароматного напитка собеседник из местных охотно расскажет одну из городских легенд о временах, когда, говоря словами Георга Гайнцена, в Черновцах «фирманы фиакров спорили о Карле Краусе», а «тротуары подметали букетами роз» и «книжных магазинов было больше, чем пекарен». О том славном времени напоминают многочисленные мемориальные доски на фасадах каменных домов и восстановленные имена в названиях улиц. Имена, которыми гордилась и гордится Европа.

 

Особая аура ощущается уже в названиях улиц старого центра. От Центральной площади вытекает улица титана украинского возрождения Ивана Франко, который неоднократно посещал Черновцы и был слушателем местного университета. С нее можно попасть на улицу с именем классика румынской поэзии, черновчанина Михая Эминеску. Неподалеку раскинулись улицы с целым созвездием великих имен: немцев Гете и Шиллера, которых испокон веков почитали в городе над Прутом, поляков Адама Мицкевича (одна из центральных улочек носит это имя бессменно на протяжении почти целого века!) и Антона Кохановского — одного из самых уважаемых городских бургомистров, широко известных еврейских писателей Элиазара Штейнбарга и Шолом-Алейхема и популярной в свое время еврейской артистки Сиди Таль. В центре есть и улочка Академика Вавилова — выдающегося русского ученого, который работал на Буковине и был здесь арестован органами НКВД. А бывшую резиденцию буковинских митрополитов обтекает улица, которая носит имя создателя этого чуда в камне — чеха Йозефа Главки.

 

Современный немецкий публицист Георг Гайнцен сравнивает старые австрийские Черновцы с кораблем удовольствий с украинской командой, немецкими офицерами и еврейскими пассажирами на борту. Кораблем, который под австрийским флагом постоянно держал курс между Западом и Востоком. Вряд ли выдумаешь что-либо более причудливое и непрочное для Центрально-Восточной Европы первой половины ХХ в., чем компания украинца, немца и еврея в одном корабле под парусами толерантности! Но именно такой была реальность жизни в старых Черновцах и в целом на Буковине. Действительно, этот корабль должен был чувствовать себя одиноко посреди океана, который кипел нетерпимостью «наших» к «ненашим».

 

Приметой старых Черновцов, отличавшей их от прочих уголков тогдашней Дунайской империи, было происхождение плеяды выдающихся имен, которые являются достоянием одновременно нескольких национальных культур. Тиролец по происхождению Иоганн Георг Обрист стал автором первой книги на немецком языке о Т. Г. Шевченко и первых переводов Кобзаря, которые появились впервые в Европе именно в Черновцах в 1870 году. Полька Августа Кохановская, воспитанная в традициях австро-немецкой культуры, стала украшением местной украинской живописи. Смолоду и уроженец Гуцульщины Юрий Федькович, и Михай Эминеску, родом из Молдовы, воспитывались на лучших образцах немецкой лирики под опекой профессора немецкой гимназии в Черновцах Эрнста Рудольфа Нойбауэра, из моравских немцев, но впоследствии, по совету учителя и друзей, посвятили себя служению соответственно украинской и румынской музам. Профессор австриец Теодор Гартнер в сотрудничестве с профессором украинцем Степаном Смаль-Стоцким издали ряд грамматик украинского языка, в том числе — и для немецкоязычной аудитории. И подобные точки соприкосновения линии можно найти в каждой области духовной жизни.

 

Старая Буковина была краем действительно редкой как для ушедшей эпохи толерантности в вопросах вероисповедания. После издания цесарем Иосифом II 19 июня 1783 г. «Толеранцпатента», которым гарантировалась свобода всем вероисповеданиям, на Буковину, как на Ноев ковчег, сходились гонимые и травимые повсеместно общины иудеев, русских старообрядцев, армян. Феномен религиозной толерантности, который возник на Буковине в австрийскую эпоху, несмотря на его мифическую окраску, имеет все же объяснение в реальной исторической общественной ситуации, существовавшей в крае. С одной стороны, его питала гарантированная властью свобода вероисповеданий, с другой, — терпимое отношение к конфессиональным меньшинствам основной религиозной общины — православных, в частности, русинов- украинцев. Но, очевидно, наиболее существенным для происхождения этого феномена было своеобразное соотношение, сложившееся на Буковине между двумя определяющими факторами общественной стабильности (или нестабильности): религиозным и этническим. Практически ни одна из влиятельных религий в крае не имела моноэтнической окраски. Православие исповедовали две самые многочисленные этнические общины Буковины: русины-украинцы и валахи-румыны. Но часть украинцев, в частности, в Черновцах, принадлежала и к греко-католической церкви, униатами была и определенная часть румын. Государственную религию империи — католицизм — также считало своей по крайней мере больше, чем одно этническое сообщество: кроме австрийцев и немцев, также поляки, словаки, секлеры- мадьяры. Определенный период в римско-католический костел в Черновцах ходили также украинцы и армяне-униаты. В то же время часть немцев были лютеранами. Словом, этноконфессиональная ситуация на черновицкой «шифе» представляла красочную мозаику, в которой невозможно было выбить одно стеклышко без потерь для всей картины.

 

Такой яркой мозаикой разных религий и материальным воплощением идеи поликультурности является сохранившийся до наших дней архитектурный ансамбль старых Черновцов, в котором мирно уживались православные и греко-католические церкви, католические костелы и лютеранская кирха, иудейские синагоги различных направлений и армянский храм.

 

Мозаика храмов и религий создавалась веками. Письменные источники свидетельствуют о существовании в Черновцах еще в 1490 г. двух православных церквей, деревянных, которые, очевидно, погибли в пламени военных пожаров, раз за разом испепелявших Буковину. Древнейшими памятниками культового зодчества, сохранившимися до наших дней, есть православные деревянные церкви так называемого домашнего типа ХVIII в. В «нижнем городе», на исторической улице Кушнирской, ныне Петра Сагайдачного, стоит церковь Св. Николая 1748 г., которую городские легенды называют «казацкой» и делают более древней по крайней мере на столетие.

 

В ХIХ в. в черновицком центре был построен ряд каменных церквей, которые и доныне являются архитектурными украшениями города. На углу нынешних улиц М. Заньковецкой и Главной стоит первая каменная православная церковь Черновцов — св. Параскевы, вставшая после долгого строительства, по проекту местного архитектора А. Павловского, на месте деревянной ХVIII в., и освященная 5 февраля 1862 г. А уже 29 марта (по старому стилю) 1864 г. национально сознательные украинские гимназисты и семинаристы, учившиеся в Черновцах, торжественно чествовали в нововозведенной церкви память об украинском пророке Кобзаре. Это мероприятие положило на Буковине начало культу Кобзаря, и память о нем наши краяне с тех пор отмечали ежегодными праздничными академиями.

 

Самым главным культовым сооружением православных буковинцев был архитектурный ансамбль Резиденции православных митрополитов Буковины и Далмации (1864 — 1882), ныне — центральные корпуса Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича. Олицетворяя, прежде всего, Православную церковь, Резиденция митрополитов в то же время символизирует диалог и сотрудничество разных культур и народов. Этот архитектурный шедевр Черновцов построен по инициативе епископа Евгения Гакмана, который был именован первым архиепископом Черновицким и митрополитом Буковины, — по происхождению украинца из буковинского села Васловивцы, симпатизировавшего буковинским румынам, а в целом содействовавшего подъему авторитета православной веры в крае. А воплотил этот замысел в жизнь академик Йозеф Главка — чех по национальности и католик по вероисповеданию. Однако гордились и продолжают гордиться ансамблем все черновчане, независимо от национальности и вероисповедания. Как когда-то с гордостью говорили по поводу этого памятника, быть в Черновцах и не осмотреть Резиденцию, — это все равно, что быть в Риме и не увидеть Папу.

 

Вблизи первого черновицкого каменного здания — административного «Генеральского дома», который сохранился доныне на углу улиц Шолом-Алейхема и Школьной, — еще в 1778 г. появился римско-католический деревянный храм с башней. На первых порах он обслуживал религиозные потребности черновицкого гарнизона и военной администрации, поэтому богослужения в нем проводил военный капеллан. С увеличением количества австрийских чиновников и переселенцев с западных провинций империи — преимущественно верующих католического обряда — гарнизонный костел уже не удовлетворял растущую на глазах общину прихожан. Во время пребывания в Черновцах цесаря Иосифа II было определено место — напротив через дорогу — под строительство нового каменного храма, которое началось в 1787 г. Римско-католический костел Воздвижения Святого Креста был освящен только 29 июля 1814 г. А 14 сентября того же года прихожане впервые отметили здесь отпуск, то есть храмовый праздник. Благодаря стойкости духа прихожан костел продолжал функционировать на протяжении всего советского периода. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что богослужения в римско-католическом костеле в Черновцах сейчас проводятся на трех языках: польском, немецком и украинском. Такое многоголосие в одном из старейших черновицких храмов, вызывающее неизменное восхищение у гостей города, является еще одной яркой иллюстрацией феномена поликультурности, который и в наши дни продолжает определять духовное лицо города над Прутом.

 

Одной из самых многочисленных религиозных общин в старых Черновцах были иудеи — последователи Моисеевого вероисповедания. Первая синагога, деревянная, появилась в городе еще в турецкие времена. А в начале ХХ в. в городе действовало уже более полусотни синагог, бетгаузов — еврейских молельных домов и других иудейских культовых помещений. Такое большое количество было вызвано, в частности, и тем обстоятельством, что сама иудейская община города не была единой. К середине ХIХ в. она раскололась на две общины: ортодоксальную, стоявшую на основах неуклонного соблюдения священных предписаний Талмуда, и реформаторскую.

 

Реформаторы создали общественное объединение для строительства постепенной синагоги, или как тогда называли в Европе иудейский реформаторский молельный дом, темпля, поэтому и организация называлась «Израильский Союз Темпля». Благодаря щедрому пожертвованию верующих «Союз Темпля» получил в центре «верхнего города» немалый участок земли, где 8 мая 1873 г. был торжественно заложен фундамент под будущий храм. Торжественное открытие Темпля состоялось 4 сентября 1877 г. В детском хоре Темпля в середине 1910-х впервые зазвучал голос будущего певца с европейским именем, уроженца Буковины Йозефа Шмидта (1904 — 1942).

 

В начале Второй мировой войны, в июле 1941 г., немецко- румынские оккупационные войска сожгли этот прекрасный храм, и он на протяжении войны стоял в руинах. После возвращения советской власти была попытка подорвать и полностью стереть с лица города уникальный памятник культовой архитектуры. Однако стены, построенные на растворе, замешанном, как утверждают городские легенды, на яичном желтке, выдержали натиск армейских саперов. По воспоминаниям старожилов, от страшного взрыва повылетали оконные стекла в домах всего прилегающего квартала, однако Темпль уцелел. Тогда городская власть решила отстроить разрушенный храм, адаптировав сооружение для культурно-образовательного заведения, и в 1959 г. здесь был открыт широкоформатный кинотеатр «Октябрь», который черновчане в память о первоначальном назначении помещения окрестили «киногогой».

 

Позже всех смогла возвести свой храм этноконфессиональная община армян, которые на Буковине появились еще в 60—70-х годах XIV в., правда, потом были вынуждены покинуть этот край. После присоединения Буковины к Австрии в Черновцах поселились галицкие и буковинские армяне, которые принадлежали к Армянской католической церкви, то есть признавали верховенство Папы Римского. В 1869 году в историческом армянском квартале, в районе улицы Армянской, по проекту архитектора Йозефа Главки было начато строительство храма, который был освящен 9 октября 1875 г. и назван в честь св. Апостолов Петра и Павла. В архитектурном облике армянского костела, как называли его черновчане, оригинально сочетались элементы романского, византийского и готического стилей — что было характерно для средневековых буковинских монастырей. А благодаря прекрасной акустике храм с самого начала использовался как концертный зал: здесь устраивались вечера церковного пения и музыки, звучал орган.

 

Наибольшее впечатление на гостей города и исследователей производят отношения, существовавшие между представителями разных конфессий в старых Черновцах и в целом на Буковине. В течение последних двух столетий здесь не было зафиксировано практически ни одного кровавого конфликта на религиозной почве — в отличие от многих других соседних и далеких многонациональных краев Европы. Споры и проблемы, возникавшие между конфессиями, решались в основном путем переговоров и компромиссов.

 

А коренные городские старожилы, которые еще помнят довоенные Черновцы, охотно поведают о том, как эта религиозная толерантность осуществлялась на бытовом уровне, среди простых горожан. Например, Пасху в Черновцах праздновали обычно трижды: «нашу» (то есть, православная или греко-католическая) Пасха, «польскую» (а то и «немецкую», то есть католическую) Вельканоц и «жидовскую» (то есть иудейскую) Пейсах. И на другие праздники было принято угощать соседей или друзей-иноверцев: иудеев — пшеницей-кутей на Рождество, христиан — печеньем умен таш на Пурим. А если в одном дворе жили вместе христиане и иудеи, то первые уважали субботу как священный день, а вторые, соответственно, воскресенье, и черновую работу пытались перенести на другой день недели.

 

Чем с точки зрения поликультурности стали Черновцы на рубеже эпох? Нынешние горожане среднего возраста на три четверти являются черновчанами в первом поколении. Еще какой-то десяток лет назад для большинства причудливо звучали восстанавливаемые в названиях улиц имена поляка А. Кохановского, украинца С. Смаль-Стоцкого, еврея Э. Штейнбарга, румына А. Ончула и других выдающихся горожан досоветской эпохи, — в конечном счете, как и само понятие буковинской поликультурности. Однако сама идея возрождения старых традиций, как и многих незаслуженно забытых имен черновчан разных национальностей, с самого начала получила симпатию и поддержку среди демократической общественности.

 

Оглядываясь с высоты нового тысячелетия на бурный путь, пройденный Черновцами, невольно снова и снова обращаемся к феномену поликультурного пограничья. Ведь это нестандартный способ существования цивилизации. Причуда истории собрала на одном корабле русых и брюнетов, усатых, бородатых, пейсатых и бритоголовых, с глазами, как голубизна, и глазами, как миндаль, крещеных и обрезанных, тех, что произносят «смешно» одни звуки, и тех, которые вообще не произносят другие, тех, кому нравятся борщ и сало, и тех, кому — щи, и тех, кому — мамалыга, и тех, кому — маина, и тех, кому — пепси...

 

В третье тысячелетие черновицкий корабль уверенно входит под парусами толерантности. Теперь это украинский корабль, и присутствующие на нем привыкают к принадлежности к одной команде — украинской политической нации. Однако это не мешает нам помнить о совете мудрого Станислава Винценза — возвращаться из мировых странствий в свою «малую Итаку», к лучшим традициям совместной жизни людей на этой маленькой части земного шара. А может, даже наоборот — эта память только добавит попутного ветра нашим парусам.

post-338-1221669939_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вымпел посвященный матчу между Черновицким еврейским спортивным клубом "hаКоах" (Сила) и таким же из Вены.

post-338-1221685669_thumb.jpg

Изменено пользователем Семён
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вадим, ты же вроде говорил, что только одна птица случайно сохранилась. И именно на еврейском доме? wacko.gif

А вообще странно. Еврейскими зверями обычно выступают львы, волки, лани. Про соколов не слыхал sclerosis.gif

Изменено пользователем Семён
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вспомнил, ты его нам показывал!

Кстати, тебе привет от Амоца drinks_cheers.gif

 

А что сейчас в этом доме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Cеня - Амоцу тоже огромный привет ! drinks_cheers.gif

В данный момент, данне здание -"Дом Текстильщиков", или проще говоря - дом культуры. Хотя один или несколько этажей отданы под "еврейское общество".

post-338-1221766535_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

В Черновцах открылся музей еврейской жизни Буковины

7 октября с.г. состоялось официальное открытие Черновицкого музея еврейской жизни Буковины.

Информация о музее и репортаж об открытии (с фотографиями) - здесь: http://www.jewbukovina.nxt.ru/Muzej-Nov.html

 

http://community.livejournal.com/ua_il/251...eply&style=mine

post-338-1226005015_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

Добрый день! Даже не знаю с чего начать........ Банальное "спасибо" - слишком мелко. Я 86-88 год служил в Черновцах и Стороженце в армии. В город влюбился с первых минут. В течении службы приходилось мало бывать в увольнительных, но даже из кузова армейских грузовиков город впечатлял! Сегодня Вы вернули мне армейские годы.

Наш полк распологался на ул. Красноармейской, с другой стороны ул. Фрунзе и Суворова. Говорили, что эти казармы румынских драгун. Архитектура и толщина стен заставляли в это верить.

По городу приходилось ходить в основном строем, но очень хорошо помню впечатление уюта и домашности от улиц и площадей.

Сейчас город выглядит очень красиво!

Спасибо Вам!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...