Александр Крылов Опубликовано 12 октября, 2019 Опубликовано 12 октября, 2019 Полевые учения 1940 г. Курсант Александр Андреевич Точилин (1920-1941). Погиб в первые дни Великой Отечественной войны, сын воевавшего в Белоруссии против немцев в 1917 г. прапорщика 67 Сибирского стрелкового полка Трофима Андреевича Андреева (Точилина).
Сорокин Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Всего год носило это училище название Осиповичского. По идее нечасто встречающееся училище фото. Оно всего год носило это название.Приказом НКО СССР № 0178 от 14 ноября 1939 г. было предписано сформировать 28 военных училищ, в том числе и Осиповичское пехотное училище численностью 1600 курсантов в г. Осиповичи на бывшем фонде 6 кавалерийской дивизии. Формирование училищ было приказано закончить к 15 декабря 1939 г.А уже в декабре 1940 г. оно стало называться Бобруйским. Является предком Омского танкового училища.
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 В феврале 1939 года командование Западного особого военного окру-га получило указание из Наркомата обороны Союза ССР подобрать под-ходящее место для постоянного расквартирования нового среднего военно-учебного заведения. Местом размещения училища стал город ОсиповичиМогилевской области Белорусской ССР. 5 декабря 1939 года заместительнародного комиссара обороны СССР подписал директиву № 11791 о соз-дании Осиповического пехотного училища. С этого дня и начался славныйпуть Омского автобронетанкового инженерного института.Первым начальником училища был назначен полковник ВладимирСергеевич Невкрытый, а военным комиссаром – полковой комиссар Алек-сей Александрович Усанов. Перед ними стояла сложная задача: к началунового 1940 года развернуть училище по утвержденным штатам и подго-товить всё необходимое для начала учебного процесса.Осиповическое пехотное училище должнобыло готовить командиров стрелковых и пулемет-ных взводов со сроком обучения – два года. В пер-вую очередь решали задачу укомплектованияучилища постоянным составом – командирамикурсантских взводов, рот и батальонов,политра-ботниками и преподавателями. Кандидатуры под-бирались из командно-начальствующего составане только уже много лет существующих учебныхзаведений страны, но и в строевых частях, а такжеиз офицеров, находящихся в запасе.В период создания училища было не-спокойно на северо-западных рубежах стра-ны. Развернулись боевые действия советско-финляндской войны (ноябрь 1939 – март 1940).Командиры и преподаватели училища вни-мательно изучали боевой опыт этой военнойкампании, учитывали его при организацииучебного процесса, в первую очередь, полевойвыучки, в частности, для обучения организа-ции и ведению наступательного и оборони-тельного боя, штурму укрепленных огневыхточек. В этих целях были сооружены макетыдотов и дзотов в натуральную величину, отры-ты траншеи, построено несколько рядов про-волочных, минно-взрывных заграждений.Ускоренными темпами училище комплек-товалось переменным составом. Требовалосьсформировать шестнадцать курсантских рот: че-тыре батальона четырехротного состава (в каж-дом батальоне три стрелковых и одна пулемет-ная роты). Будущие лейтенанты набирались изчисла добровольцев. Это были красноармейцыи младшие командиры, проходившие или ужепрошедшие срочную службу в войсках, а такжеюноши призывного возраста, имеющие общееобразование не ниже семи классов и крепкоездоровье. 31 декабря 1939 года формированиеучилища было завершено. Первым учебнымднем стал вторник 2 января 1940 года.Программа обучения включала более полуторадесятков учебных дисциплин. В их числеуставы Красной Армии, политическая, тактиче-ская, огневая и физическая, строевая подготов-ки, военная топография, военно-инженерное ивоенно-химическое дело.Первые итоги учебы подводились к 23 фев-раля 1940 года. Эта дата в училище отмечаласьне только как 22-я годовщина Красной Армиии Военно-Морского флота. В этот день курсан-ты, красноармейцы и призванные из запаса ко-мандиры, политработники и преподаватели вторжественной обстановке принимали клятвуна верность Родине – военную присягу.Личный состав училища с большим удовлетворениемвоспринял правительственноесообщение об окончании советско-финляндскоговоенного конфликта и подписании 12 мар-та 1940 года в Москве мирного договора СССРс Финляндией. Исходя из уроков этой войны,была разработана обширная программа пере-вооружения и организационной перестройкиКрасной Армии.Сложная международная обстановка требовалавоспитания будущих командиров вдухе патриотизма, беззаветной преданности иготовности к защите Родины. Усиление воспи-тательной работы способствовало повышениюорганизованности и укреплению дисциплинысреди личного состава, что положительно ска-залось на результатах учебы. Все курсантыуспешно выдержали переводные экзамены иперешли на второй курс. Курсанты ОПУ, 1941 г.:сидят (слева направо): Лушников, Перепалкин, Горбаченко, Шилов;стоят (справа налево): Мазиков, Заркадзе, Иванов, Акопян, неизвестный 1
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 БОБРУЙСКОЕ КРЕЩЕНИЕ В соответствии с директивой штаба За- падного особого военного округа № 0013487 от 10 декабря 1940 года в канун нового 1941 года училище передислоцировалось в город Бобруйск и получило новое наименование Бобруйское пехотное училище. На новом месте училище обосновалось в военном городке, который пре- жде занимала танковая бригада. Передислока- ция заняла всего несколько дней. И снова, как и в Осиповичах, закипела напряженная боевая учеба пехотного училища. Приказом народного комиссара обороны СССР № 0127 от 28 марта 1941 года училище было реорганизовано в Бобруйское военно- тракторное. На него возлагалась задача по подготовке командиров взводов для автотрак- торных подразделений и частей, в первую оче- редь в артиллерии. Основанием для изменения профиля училища явилась возросшая техниче- ская оснащенность Красной Армии. Военный городок в Бобруйске в полной мере отвечал новому профилю училища. На его территории имелись типовые парки для хранения автотракторной техники, ремонтная база, мастерские, оснащенные самыми совре- менными станками и другим оборудованием. В училище поступила новая техника. В числе первых были получены тракторы «Комсомо- лец» с дизельным двигателем В-2, а также ав- томобили отечественного производства. С переходом училища на новый про- филь произошли изменения и в командно- преподавательском составе. В мае 1941 года заместителем начальника училища был назна- чен полковник Чупрыгин Даниил Семенович. Коллектив преподавателей пополнился специ- алистами автотракторного дела, что позволило в короткий срок повысить уровень техниче- ской подготовки всех командиров, преподава- телей и курсантов училища. К 1 мая 1941 года организационно-штатные мероприятия, связанные с переходом училища на новый профиль подготовки командиров авто- тракторной службы, были завершены. 14 мая 1941 года, в связи с обострением международной обстановки, опасности агрес- сии со стороны Германии и её союзников, нар- ком обороны СССР отдал указание о досрочном выпуске курсантов военных училищ. Указа- ние наркома коснулось и Бобруйского военно- тракторного училища. Досрочному выпуску подлежали курсанты 1-го и 2-го батальонов, продолжавшие учебу по программам подготовки командиров стрелковых и пулеметных взводов. Первый в истории училища выпуск офи- церов состоялся 10 июня 1941 года, накануне начала Великой Отечественной войны. Крас- ная Армия получила 804 молодых командира. Большинство выпускников было назначено на должности в войска Западного особого воен- ного округа. Командующий войсками Западного осо- бого военного округа генерал армии Д.Г. Пав- лов приказом № 196 от 19 июня 1941 года поощрил большую группу командиров и пре- подавателей Бобруйского военно-тракторного училища за успехи в обучении и воспитании командных кадров для Красной Армии.
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Из воспоминаний ветерана Омского высшего тан- кового инженерного училища полковника запаса Александра Георгиевича Масюкова «15-16 июня 1941 года в числе группы выпуск- ников Полтавского военного автотракторного училища в воинском звании военный техник 2 ранга я прибыл в Бобруйское военное автотракторное училище на должность командира взвода курсантов. На железно- дорожной станции нас встречал заместитель началь- ника училища полковник Чупрыгин И.М. с группой командиров Красной Армии. На автомашинах прибы- ли в военный городок Кисилевичи и были приняты на- чальником училища. Встреча была теплой, радушной, душевной. Из штаба нас направили в заранее подго- товленные квартиры в домах, где проживали команди- ры, сверхсрочные служащие и их семьи. Холостякам, а нас было большинство из груп- пы, предоставили небольшие отдельные комнаты на двоих. Меня с воентехником 2 ранга Кобзарем разме- стили рядом с семьей одного сверхсрочнослужащего, занимавших большую комнату (к сожалению, забыл фамилии и имена, да и времени для знакомства было отпущено очень мало). Я был назначен командиром взвода 2-го кур- сантского батальона, которым командовал майор Грицок Ф.Г., обладавший самыми замечательными и необходимыми офицеру в бою качествами: спокой- ствием, хладнокровием, трезвым умом, неторопли- востью, смелостью и решительностью. Ниже средне- го роста, всегда подтянутый. Всегда ходил с бритой головой. Возраст его, на мой взгляд, в то время был 40 лет или чуть постарше. 1-й и 2-й курсантские батальоны произвели выпуск в Осиповическом военно-пехотном училище и были готовы к приему пополнения новыми кур- сантами в уже Бобруйском военном автотракторном училище. Батальоны третьего курса были укомплек- тованы курсантами, окончившими первый курс Оси- повического военно-пехотного училища. Второй курс должен был переквалифицироваться в специалистов- техников автотракторной службы. Так как преподавательский состав автотрактор- ной службы еще полностью не прибыл в училище, нам было поручено проведение занятий по техниче- ской подготовке и вождению автомобилей и тракто- ров с курсантами 3-го и 4-го батальонов. Учебных классов по специальной автотракторной службе еще не было. Нам пришлось сразу же по прибытию начать их оборудование. Занятия по технической подготовке проводились в парке – стоянке машин и в лесу на тер- ритории военного городка Кисилевичей. Окрыленные теплотой встречи и тем, что нам доверили проводить занятия с курсантами 2-го курса, мы – выпускники Полтавского ВАТУ – отдавали новой службе все свои знания, умения и способности. В ечерами посещали гарнизонный ДК в Кисиле- вичах. Знакомились, танцевали, смотрели кинофиль- мы, гуляли по аллеям городка, вдыхая аромат хвои и сосны. 21 июня 1941 года вечером командование учи- лища организовало нам встречу с постоянным соста- вом училища. Был большой праздничный бал. При- были мы с товарищем Кобзарем домой около двух часов ночи 22 июня. Потихоньку открыли двери квар- тиры, чтобы не разбудить соседей, и улеглись спасть. Спали крепко. Примерно в 9.30 22.06.41 раздался тревожный стук в дверь нашей квартиры, и мы услышали голос соседки: «Ребята, вставайте. Война». Быстро, как это мы делали курсантами в Полтаве, оделись и выско- чили на крыльцо. По всему военному городку были слышны тревожные голоса. Люди собирались груп- пами, были видны слезы людей, видевших и пере- живших в своей жизни войны – Первую мировую, с бело-финнами, самураями на оз. Хасан и р. Халхин- гол. Видимо, у этих людей война уже унесла с собой не одну, а много человеческих жизней. Через несколько минут мы услышали по радио обращение советского правительства и узнали о ве- роломном нападении на социалистическую отчизну немецко-фашистских захватчиков. Никто из нас тогда не знал, что зловещее пламя Второй мировой войны, бушевавшее в Европе и Азии, неумолимо приближалось к границам нашей Родины. Что с лета 1940 года руководство фашистской Герма- нии развернуло подготовку к нападению на СССР… Ничего из общей обстановки на советско- германском фронте и непосредственно в районе Бобруйска и Быхова ни я, ни мои друзья не знали. А войну как таковую мы не ощущали до первых пуль, пролетевших над нами, разрывов мин, воющих бомб и снарядов, приводивших всех нас в первые дни в ужас, обливавших наши окопы свинцовых трассирующих пуль на бреющем полете с раскрытой пастью смею- щихся летчиков, до первой встречи с немецкими сол- датами и офицерами в первой контратаке. 22 июня 1941 года все командиры и курсанты вышли на занятия в полной боевой готовности – вин- товка, несколько обойм с патронами к ней, пистолет (револьвер) с боеприпасами, малая саперная лопатка в чехле на ремне, противогаз, планшет и полевая сум- ка, плащ-палатка. К Бобруйску с различных направлений от за- падной границы уже к вечеру 22 июня 1941 года и во все последующие дни до дня его оккупации немецко- фашистскими захватчиками потянулись по шоссе, грунтовым дорогам, тропам, на автомашинах, танках, повозках, пешим порядком люди (семьи командиров, местные жители и отдельные группы и подразделе- ния солдат и офицеров). Самое тяжелое удручающее впечатление оставляла встреча с женами, детьми, уже подвергшимися нападению. С каждым днем нарастала паника и неорга- низованность. Начались бомбежки аэродрома, кре- пости Бобруйска, Киселевичей, выбрасывались в наш тыл группы десантников-диверсантов, в зада- чу которых входило усиление паники, уничтожение мостов, повреждение связи, а также нарушение и так уже серьезно нарушенного управления войска- ми и народным хозяйством. Начали действовать сигнальщики-ракетчики, наводившие ночами на цель немецких бомбардировщиков. Это были заранее за- сланные в наш тыл шпионы и диверсанты. Для наведения порядка среди отступающих на- чальник Бобруйского гарнизона организовал кругло- суточные подвижные патрули на всех подходящих к Бобруйску дорогах, мостах, паромных переправах, бродах и т. п. Принимал участие в таком патрулирова- нии на автомобиле ГАЗ-АА и я. Со мной все эти дни был мой товарищ, друг-однокашник, воентехник вто- рого ранга Михаил Бессарабов, низкорослый, казах по национальности, он станет смелым решительным командиром – достойным сыном казахского народа. Ежедневно проводились занятия по техподготов- ке с курсантами 4-го курсантского батальона в роще возле военного городка. В ходе занятий мы ежедневно наблюдали воздушные бои наших истребителей И-15, И-16 с самолетами немцев... Так длилось до 26 июня 1941 года. 26 июня на занятия прибежал посыльный из штаба батальона. В училище была объявлена боевая тревога. Семьи стали грузиться на автомобили и готовиться к эвакуа- ции. Нам следовало немедленно прибыть в штаб <...> Из командиров 1-2 курсантских батальонов и роты был сформирован офицерский (командирский) батальон, которым командовал майор Грицок Ф.Г. Нам было приказано подготовить оборону на северо- западной и западной окраине деревни Титовка и не допустить переправы немцев через р. Березину…»
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Согласно приказу начальника училища учебные занятия прекращались. Все подраз- деления получили в районе военного городка участки местности, которые требовалось при- способить для обороны – оборудовать стрелко- выми ячейками, окопами, траншеями. Семьям военнослужащих предлагалось подготовить та- кие укрытия возле своих домов. В ротах и бата- льонах создавались боевые группы для борьбы с вражескими диверсантами и парашютистами. Исключительно тревожная обстановка создалась на левом крыле Западного фронта. На четыре дивизии 4-й армии фронта, в по- лосе которой находился Бобруйск, обруши- лись десять дивизий правого крыла группы немецко-фашистских армий «Центр», в том числе четыре танковые. К исходу 25 июня пе- редовые немецко-фашистские части в полосе действий Северо-Западного фронта вклини- лись на советскую территорию на 120–130 км. В связи с этим 4-я армия получила задачу под- готовить оборонительные рубежи в Слуцком укрепленном районе. Организация обороны на реке Березина и в районе Бобруйска коман- дованием армии была поручена командиру 47-го стрелкового корпуса генерал-майору Степану Ивановичу Поветкину. С началом боевых действий к границе были выдвинуты из Слуцка 55-я, а из Бобруйска 121-я стрел- ковые дивизии. Поэтому в распоряжении ге- нерала С.И. Поветкина сил оказалось очень мало: отдельные корпусные части, некоторые подразделения 121-й стрелковой дивизии, два батальона Бобруйского военно-тракторного училища и 21-й дорожно-эксплуатационный полк. «Трудно было надеяться на удержание Бобруйска такими незначительными силами, и Поветкин строил оборону по восточному бе- регу реки Березины, за городом», – вспоминал начальник штаба 4-й армии генерал Л.М. Сан- далов. В соответствии с приказом начальника училища 26 июня 1941 года район обороны заняли 3-й курсантский батальон (командир батальона старший лейтенант Могель, комис- сар политрук Кисляев, начальник штаба лей- тенант Гуменюк) и 4-й курсантский батальон (командир батальона подполковник Жуков, комиссар политрук Семенов, начальник штаба лейтенант Гавриш). Курсанты и красноармейцы были воору- жены карабинами и самозарядными винтовка- ми, командиры, политработники и преподава- тели – пистолетами и револьверами. В каждом батальоне имелись станковые и ручные пулеме- ты. С выходом на позиции личный состав по- лучил ручные и противотанковые гранаты. Все имевшиеся в училище артиллерийские орудия были объединены в одну группу и использо- вались для прикрытия батальонных районов обороны. Командовал этой группой старший преподаватель артиллерии капитан В.М. Саво- ян. Общее руководство боевыми действиями личного состава училища на восточном берегу реки Березины было поручено заместителю на- чальника училища полковнику Д.С. Чупрыгину. В ночь на 28 июня по приказу командую- щего 4-й армией были взорваны мосты через Березину. Из штаба Западного фронта поступи- ло указание: «...обороной на реке Березине как можно дольше задержать противника. Выдвига- емые к Днепру свежие войска еще не полностью сосредоточились и не подготовили оборону...». С исключительным упорством удержи- вали занимаемый рубеж на восточном берегу Березины подразделения военно-тракторного училища. Волю курсантов, красноармейцев, командиров и политработников не могли сло- мить ни мощные боевые удары авиации про- тивника, ни яростный огонь его танков, артил- лерии и минометов, ни беспрерывные атаки гитлеровцев. В очерке «Краснознаменный Белорус- ский военный округ» так описываются бои в трагические дни июня-июля 1941 года: «По- пытки немцев форсировать реку Березину оказались безрезультатными. Путь врагу здесь преградили курсанты Бобруйского автотрак- торного училища во главе с заместителем начальника училища полковником И.М. Чу- прыгиным. Преподаватели и курсанты своим мужеством и героизмом упорно сдерживали натиск немцев…».
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Из воспоминаний ветерана Омского танкового учи- лища Степана Кононовича Гуменюка о первых днях войны (в 1941 г. – командир роты): «…К разрывам снарядов через несколько ми- нут добавился вой самолетов. Немецкая армада начала бомбить Бобруйскую крепость. Крепость, построенная во времена Наполеона, и теперь име- ла стратегическое значение благодаря прочнейшим сооружениям. Здесь размещался склад всевозможных боеприпасов и шесть подземных хранилищ бензина. Одно из горючих озер воспламенилось и последовали взрывы огромнейшей силы. Не успел стихнуть бой, как взлетели на воздух гужевой, и автомобильный, и железнодорожный мосты. Мы с курсантами зани- мали позиции на берегу реки. Из-за грохота, огня и дыма было жутко. И мне больше всего запомнилось, как эти мальчишки были собраны, бросались испол- нять приказания с полуслова, как они всё понимали, никто не дрогнул, дисциплина была исключительная. Наш командир предугадал события и предусмо- трительно отвел полк на 500 м от берега. Когда мы попытались вернуться на прежние позиции после обстрела, штабной блиндаж был наполнен до краев гильзами от снарядов...».
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 О высоких моральных и боевых каче- ствах личного состава училища, проявленных в боях на Березине, свидетельствуют много- численные примеры проявленного мужества и героизма. В донесении военного комисса- ра училища о боевых действиях на Березине первым из самых отважных назван младший политрук А.Е. Бовкун. Под командованием А.Е. Бовкуна курсанты несколько раз вступали в штыковые схватки с гитлеровцами. В один из критических моментов боя младший политрук проник в выведенный из строя нашими артил- леристами немецкий танк, подбил огнем из его орудия четыре вражеских мотоцикла. Неоднократно водил курсантов в контра- таки майор Ф.Г. Грицев. Он также успешно провел разведку, в ходе которой были получе- ны важные сведения о расположении и силах противника в Бобруйске. Храбро и мужественно вел себя в бою ка- питан В. М. Савоян. Опытный командир умело управлял огнем артиллерийской группы. Ар- тиллеристы под командованием В.М. Савояна уничтожили шесть вражеских танков. В разгар боя был ранен командир одного из огневых взводов артиллерийской батареи младший лейтенант Н.И. Предько, но поля боя не покинул. Продолжая командовать взво- дом, младший лейтенант Предько лично уни- чтожил вражеский танк и большое количество гитлеровцев. Курсант А.А. Шепелев вступил в бой с немецко-фашистскими захватчиками навод- чиком 76-миллиметрового орудия. Меткими выстрелами он уничтожил четыре и подбил два танка противника. Разрыв вражеской мины вывел из строя пушку, осколком был ранен сам Шепелев. Но отважный наводчик не ушел из боевых рядов. Встав к прицелу другого ору- дия, он продолжал вести огонь по врагу. Много замечательных подвигов в бою на Березине совершили курсанты-пулеметчики. Один из них – курсант А.Д. Мшивилиани – из своего пулемета в первые минуты боя уни- чтожил группу гитлеровцев, пытавшихся переправиться через реку. Курсанту Ш.А. Ле- манджава было приказано обеспечить огнем из своего «максима» выдвижение на огневую позицию пулеметного взвода и разведку пере- правы. Выполняя эту задачу, он трижды был ранен, но продолжал вести бой. В конце дня 29 июня большой группе вра- жеских танков, специально приспособленных для переправы под водой, удалось форсиро- вать Березину в двух местах: севернее Бобруй- ска у деревни Шатково и южнее Доманово. Их мужественно встретили курсанты, красноар- мейцы и командиры военно-тракторного учи- лища. При поддержке артиллерии и авиации они уничтожили большую часть переправив- шихся немецких танков и сбили противника с захваченных плацдармов. 30 июня 1941 года специально подготов- ленный отряд курсантов на лодках и плотах пе- реправился на западный берег Березины, нео- жиданно для противника ворвался в старинную Бобруйскую крепость и в течение нескольких часов отбивал яростные атаки гитлеровцев. В этом бою особенно отличился командир артил- лерийской батареи училища старший лейтенант А.Р. Ханукович. В этот день артиллерийская ба- тарея под его командованием уничтожила вра- жескую минометную батарею. К 1 июля 1941 года командование 4-й ар- мии организовало оборону наших частей на но- вом рубеже – на реке Ола, притоке Березины. Один из участков обороняли батальоны учи- лища. Здесь высокие командирские качества и личную храбрость проявил старший лейтенант Н.В. Могель. Будучи раненным, он продолжал командовать батальоном, вселяя в подчинен- ных уверенность в победе над врагом. На реке Ола противник был останов- лен. Однако, подтянув свежие силы, немцы 1 июля возобновили наступление. Отряд гене- рала Поветкина вынужден был занять новый рубеж обороны вдоль восточного берега реки Друть. Как и в предыдущих боях, стойко и мужественно сражались с врагом курсанты, красноармейцы, командиры и политработники училища. Их позиции были неприступны для гитлеровцев. Замечательный писатель и публицист, фронтовик Константин Симонов в своем двухтомнике «Разные дни войны» так описы- вал участие курсантов нашего училища в обо- ронительных боях под Бобруйском: «Немцы в этот день с утра форсировали Березину около Бобруйска. Их отбивало в пешем строю рас- тянутое на двенадцать километров Бобруйское военно-тракторное училище, которое на следую- щий день, когда немцы окончательно переправи- лись, почти все полегло там, в лесах, в неравном бою...». Однако фронту нужны были командные кадры. В соответствии с указаниями команду- ющего 4-й армией остатки училища к 5 июля 1941 года сосредоточились в городе Гомель. Там был получен приказ из Ростова-на-Дону командующего войсками Северо-Кавказского военного округа № 0311 от 3 июля 1941 года о передислокации и переименовании училища: «1. На основании приказа народного ко- миссара обороны СССР Бобруйское военно- тракторное училище перебрасывается на тер- риторию Северо-Кавказского военного округа. Дислокация – г. Сталинград. 2. Бобруйское военно-тракторное учили- ще переименовать в Сталинградское военно- тракторное училище...». В ночь на 7 июля 1941 года на станции Го- мель выведенные из боев подразделения училища погрузились в два железнодорожных эшелона и покинули места боевых действий в Белоруссии. Так закончился период боевого креще- ния училища, продолжавшийся с 23 июня по 7 июля 1941 года. Училище в боях потеряло убитыми 19, ранеными 65 и пропавшими без вести 166 человек. За проявленные отвагу и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Бобруйском 60 командиров, преподавателей и курсантов училища были представлены к пра- вительственным наградам.
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 ПО МАРШРУТУ ОТСТУПЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОЙСК Во время передислокации училища из Бо- бруйска в Сталинград в командование училищем вступил полковник Будников Петр Федорович. 13 июля 1941 года на рассвете первый эшелон с личным составом училища и неболь- шим количеством техники прибыл на станцию Прудбой, что в пригороде Сталинграда. На- чалась плановая учеба на новом месте. Изго- тавливались наглядные пособия по предметам обучения, оборудовались классы по специаль- ной автотракторной подготовке. Однако обстановка на советско-германском фронте по-прежнему оставалась очень на- пряженной. Немецко- фашистские армии все глубже вклинивались в пределы нашей страны. В связи с этим учили- ще меняет место дис- локации. Основанием для перемещения стал приказ командующего войсками Северо-Кавказского военного округа № 0495 от 5 августа 1941 года, предписываю- щий: «К 15 августа Сталинградское военно- тракторное училище передислоцировать в город Камышин, переименовать его в Камы- шинское военно-тракторное училище...».
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Из воспоминаний офицера Камышинского училища Павла Семеновича Щипанова: В середине июля 1941 года на разъезд Пруд- бой, что примерно в 40 километрах от Сталинграда, прибыли эшелоны Бобруйского военно-тракторного училища. Невдалеке от разъезда находился лагерь Сталинградского гарнизона. До войны в этом лагере стояла 31-я Сталинградская дивизия, но в первые же дни войны дивизия ушла на фронт. Опустел палаточ- ный городок, умолкли звуки горна, не слышны были задорные красноармейские песни, наступила необыч- ная тишина. Эта тишина вскоре была нарушена, сюда прибыло наше училище, только что вышедшее из боя на подступах к Бобруйску. Училище доукомплекто- вывалось командно-преподавательским составом из офицеров запаса города Сталинграда, курсантским же составом – за счет студентов старших курсов горо- дов Астрахани, Краснодара и Новочеркасска. 22 июля 1941 года я прибыл в училище и имел беседу с начальником полковником Будниковым, ко- торый и назначил меня преподавателем материальной части во второй батальон... Училище формировалось, организовывалось, перестраивалось. Дел было много, и мы сразу вклю- чились в работу. В лагере у разъезда Прудбой мы пробыли до 12 августа 1941 года. В ночь с 12 на 13 августа училище двинулось маршем, а утром прибыло в Сталинград, чтобы следовать дальше в город Камы- шин. Новое курсантское пополнение еще не успело обмундироваться, поэтому шло в своей гражданской одежде. Ночью шел дождь, не особенно сильный, но достаточный, чтобы одежда промокла насквозь. Под ногами хлюпало. Большинство новобранцев шло бо- сиком, и к утру наша маршевая колонна напоминала больше комсомольско-молодежный поход, чем воин- скую часть. Шутки слышались повсюду несмотря на тяжелую ночь, проведенную в походе под дождем. В Сталинграде 13 августа училище погрузи- лось на пароходы и баржи. День выдался солнечный, теплый, безветренный. Лето в разгаре, чудесная Вол- га манила своей прохладой, и не верилось, что где-то идет страшная война. Хотя в то время Сталинград и находился в глубоком тылу, но пароходные пристани и железнодорожные вокзалы уже были забиты эваку- ированными советскими гражданами с Украины. Утром 14 августа на восходе солнца наш первый пароход прибыл в город Камышин, который был изве- стен своими знаменитыми камышинскими арбузами. В городе не нашлось здания, чтобы можно было разместить училище в одном месте, поэтому пришлось расположиться в разных концах города. Но основная часть разместилась рядом с лаковым заводом на Московской улице. Там расположились штаб, столовая, казарма. Под учебный корпус была отдана школа-семилетка, маленькая, двухэтажная, в ней всего 10–12 классных комнат. 4–5 комнат было отведено под классы, а в остальных сложено некото- рое уцелевшее учебное имущество. В основном заня- тия проводились под открытым небом – на площади перед учебным корпусом и в городских парках. Мое первое занятие с курсантами по материальной части тракторных тягачей прошло на площади под деревом. Командир роты старший лейтенант Савчен- ко мне очень помогал в организации занятий. Так, он достал большой лист фанеры, который заменил классную доску, но мела достать не смог. У меня был очень маленький кусочек, а фанера его стачивала, как подпилок. На первом занятии я рассказывал о принципе работы четырехтактного двигателя. Нужно было ри- совать схемы положений поршня в цилиндре, а мел на исходе. Тогда я приказал одному курсанту пойти поискать мел в наш учебный корпус. Курсант вошел в коридор корпуса и начал открывать по очереди класс- ные двери и заглядывать в классы. За этим занятием его застал помощник начальника училища полковник Чупрыгин, за что я получил от него замечание. Но он понимал, что я вынужден был это сделать. На следующий день занятия проходили там же, под тем же деревом и с тем же материальным обе- спечением, т. е. с листом фанеры вместо классной доски и кусочком мела. Тема занятия – «Фазы газо- распределения тракторного двигателя». Это занятие еще можно было провести у доски с мелом, но даль- ше надо было показывать детали поршневой группы. Училище отступало с боями, вся материальная часть потеряна, а теперь, в тылу, нужно продолжать обуче- ние. Я поговорил с командиром роты, что следующее занятие у доски уже проводить нельзя, нужны дета- ли. И старший лейтенант Савченко к следующему за- нятию приготовил поршень с шатуном и даже одно поршневое кольцо. Такая находка очень помогла про- вести занятие на достаточно высоком уровне. Так проходили первые дни учебы на Камышин- ской земле. Вскоре мы разбогатели, достав много раз- ных деталей на Сталинградском тракторном заводе. С каждым днем учеба улучшалась, крепла дисципли- на, но с фронта шли тревожные вести, тревожное вре- мя переживала Родина. Довоенный Камышин Теплые летние дни быстро проходили, все чаще и чаще стали идти дожди. Заниматься изучением ма- териальной части под открытым небом становилось все труднее. Мы продержались так весь сентябрь, а в октябре в наше распоряжение передали какие-то быв- шие складские помещения, находившиеся в центре города, по-видимому, это старые торговые ряды доре- волюционного Камышина. Эти помещения использо- вались под что попало. В один из предвоенных годов здесь размещался передвижной зверинец, поэтому на стенах остались надписи такого рода: «Гамадрил трех лет родом из Африки» и т. п. Специфический запах зверинца стал уже исчезать, но осталось более злове- щее наследие – блохи. В деревянных полах со щелями их было огромное количество, они не давали курсан- там сидеть спокойно и слушать преподавателя. У нас уже появились столы, скамейки, класс- ные доски, немного плакатов и схем. Этот новый кор- пус из 4–5 классов курсанты прозвали «гамадрильни- ком». Занятия в «гамадрильнике» проходили весело, всё превращалось в шутку, всю тяжесть нашего поло- жения мы украшали юмором и не падали духом. Курсанты жили в палатках на городской площа- ди, казармы еще не были готовы. Дожди сменились заморозками, заморозки снегом, а курсанты все еще в палатках. Сводки Совинформбюро ежедневно со- общали об отступлении наших войск и оставлении врагу родных городов. Наступил декабрь 1941 года. Примерно числа 10–11-го Совинформбюро объявило о победе наших войск под Москвой. Помню, перед заходом солнца в морозный и ясный день по этому случаю состоял- ся митинг. Всё училище выстроилось перед палаточ- ным городком, со вниманием и волнением слушали мы сообщение о первой крупной победе наших войск под Москвой. Мы от души, от всего сердца кричали «ура». Это сообщение сыграло исключительную роль в подъеме боевого духа курсантов и командиров. По- сле митинга курсанты разошлись по своим холодным палаткам, но согретые внутренним теплом начала на- ших побед. Вскоре казармы были готовы, и курсанты пере- селились на зимние квартиры. В эти дни пришел при- каз о преобразовании училища из военно-тракторного в танковое. Наступили морозы первой военной зимы 1941–1942 года…».
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Командно-преподавательский состав прилагал огромные усилия к созданию учебно- материальной базы. При этом учитывалось то обстоятельство, что срок подготовки будущих ко- мандиров стал восьмимесячным, вместо двух лет. Ремонт и оборудование помещений, со- вершенствование и наращивание учебно-материальной базы велись параллельно с на- пряженной учебой. На нее теперь в связи с сокращением сроков обучения ежедневно отводилось десять учебных часов. Основным методом обучения были практические занятия с учетом опыта войны. Курсанты отдавали бое- вой учебе все свои силы и старание. В этом про- являлись их высокие патриотические чувства горячей любви к Родине, стремление скорее влиться в ряды командиров Красной Армии и вернуться на фронт.
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Из воспоминаний курсанта Камышинского танко- вого училища Петра Михайловича Перекрестова: «Сдав экзамены за второй курс Астрыбвтуза, я был послан на плавпрактику на рыбопромысловые суда Каспийского моря. 1 августа 1941 года с моря отозван и направлен в Сталинградское (бывшее Бо- бруйское) автотракторное училище, находившееся тогда в Прудбое, где в полевых условиях по плака- там мы изучали автомашины ГАЗ и ЗИС-3, трактора НАТИ-5 и Сталинец-60. Из-за нехватки помещений наша рота курсант- ского взвода (ст. лейтенант, кажется, Борисик, коман- дир взвода лейтенант Семидолин) размещалась в яс- лях, [предназначенных для лошадей – ред.]. Спали под открытым небом. С наступлением дождей и хо- лодов училище переехало в город Камышин и стало танковым (КТУ). В Камышине также не хватало помещений, и мы размещались в конюшне, замазав глиной дыры плетневых стен и установив железную бочку для ото- пления. Здесь жили до наступления сильных морозов. А потом нас перевели в каменное теплое помещение. Курсанты на рекогносцировке. Сталинград, 1941 Занятия проходили в поле, матчасть изучали в натуре, в гаражах. Преподавателем был инженер ка- питан со Сталинградского тракторного завода. Зима 1941–1942 года была суровая. Каждое утро с подъёмом всем училищем без рубашек и го- ловных уборов бегали к проруби на Волгу умываться и натираться снегом. Такая закалка тела и организма помогла нам сравнительно легко перенести сильные морозы в боевой обстановке. Когда фронт приблизился к Сталинграду, то стали бомбить и Камышин. Днем мы все на учебе, по большей части в поле. А ночью по каждой трево- ге бежали на окраину города в заранее приготовлен- ные траншеи. Во время ночных тревог и приближе- ния фашистских самолетов к городу корпуса нашего училища всегда осыпáли со всех сторон ракетами, показывая, куда надо бросать бомбы. Но у немцев, видимо, были другие цели. Когда мы взводами бе- жали укрываться, нас также с двух сторон осыпáли ракетами. Сперва мы по наивности думали, что это командование училища имитирует боевую обстанов- ку. Но потом убедились, что это вражеское охвостье прислуживает фашистам. Выпуск состоялся, когда начались бои у стен Сталинграда, в августе 1942 года, и нас направили в действующие части. Наша группа курсантов – Иванов, Иващенко, Долгов, Агарко, Епишев, Атаев, Хапучин и я – направлены под Сталинград на Донской фронт. Я и Хапучин Саша – астраханцы, нас зачислили в 5-й от- дельный танковый полк командирами танков Т-34…»
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Развертывание массовой армии для отпо- ра врагу и быстрого восполнения боевых по- терь потребовали от Ставки Верховного Глав- нокомандования Генерального штаба Красной Армии упорядочить создание резервных фор- мирований, ускорить подготовку командно- начальствующего состава, призываемого из за- паса. При Камышинском военно-тракторном училище были созданы краткосрочные курсы младших лейтенантов и курсы по подготовке за- местителей командиров батальонов, рот и бата- рей по политической части. Подавляющее боль- шинство окончивших курсы прямо из училища уезжали на фронт, где наши войска по-прежнему вели тяжелые оборонительные бои. В те дни, когда советские войска начали контрнаступление под Москвой, в училище шли выпускные экзамены. Курсанты, воодушевлен- ные победами Красной Армии на фронте, ста- рательно готовились к отчету перед государ- ственной комиссией за проведенные в учебном заведении месяцы и в итоге показывали в основ- ном отличные и хорошие результаты. Выпуск состоялся 13 декабря 1941 года. Все выпускники после присвоения им воинских званий были оставлены в училище для переква- лификации из воентехников 1-го, 2-го рангов на танкистов. Необходимость в такой переквали- фикации диктовалась ростом танкового парка Красной Армии. Возросшая потребность Красной Армии в командирах-танкистах и перспектива на зна- чительное увеличение этой потребности в бли- жайшем будущем выдвинула перед Наркоматом обороны СССР задачу развертывания новых танковых училищ и изменения профиля подго- товки курсантов в некоторых существовавших к тому времени военно-учебных заведениях. Такое изменение произошло и в Камышинском военно-тракторном училище. Официально оно узаконивалось приказом народного комиссара обороны СССР, на основании которого 21 ян- варя 1942 года начальник и комиссар училища издали свой приказ № 22 следующего содер- жания: «Настоящим объявляется приказ на- родного комиссара обороны СССР от 13 янва- ря 1942 года о реорганизации Камышинского военно-тракторного училища в Камышинское танковое училище по подготовке лейтенантов- командиров танков и взводов Т-34». Переход училища на новый профиль подготовки курсантов был сопряжен с нема- лыми трудностями. Главная из них состояла в нехватке командиров и преподавателей- танкистов. В связи с этим по указанию Глав- ного Управления кадров Наркомата обороны СССР в Камышинское танковое училище были переведены опытные специалисты из других военно-учебных заведений страны. Одновременно с освоением танков ко- мандованием и преподавательским составом решалась и другая задача, вставшая перед учи- лищем в связи с переходом на новый профиль, создавать необходимую учебную базу. В ко- роткий срок были переоборудованы техни- ческие классы, изготовлены комплекты схем, таблиц, плакатов. Много труда в эту работу вложили преподаватели технического цикла во главе со своим начальником полковником И.П. Мерлиным. Вместе с тем жизнь настоятельно тре- бовала, чтобы командиры и преподаватели училища имели опыт ведения боевых дей- ствий. В этих целях они направлялись на ста- жировку в части и соединения действующей армии. Первыми из училища на стажировке в войсках действующей армии побывали пре- подаватель тактики майор В.П. Стефанович, шин военинженер 3-го ранга А.Л. Юров, пре- подаватель материальной части воентехник 1-го ранга Н.Г. Тараканов. Сокращенный 8-месячный срок подго- товки командиров-танкистов требовал огром- ного напряжения сил курсантов. Занятия по военным специальным дисциплинам проводи- Курсанты Камышинского танкового училища лись в основном на технике и в поле, в услови- ях, максимально приближенных к боевым. В период с 17 по 22 июня 1942 года в Камышинском танковом училище работала комиссия Главного автобронетанкового управ- ления Красной Армии, которая положитель- но оценила организацию учебного процесса. Училище прочно заняло свое место в ряду военно-учебных заведений страны. В конце августа 1942 года состоялся пер- вый выпуск офицеров-танкистов. Почти все выпускники получили назначения в войска, действовавшие в районе Сталинграда. Там в те дни разворачивалось величайшее сражение Второй мировой войны. В этот критический момент Камышинское танковое училище так- же было привлечено к выполнению боевой задачи. По приказу командующего войсками 66-й армии батальоны курсантов заняли обо- рону на рубеже юго-западнее города Камыши- на и находились там трое суток в готовности уничтожить вражеский воздушный десант. С прорывом немецко-фашистских во- йск в район большой излучины Дона и выхо- дом к Волге город Камышин оказался в зоне действия вражеской авиации. От постоянных бомбежек училище несло потери в личном со- ставе. Близость фронта, бесконечные трево- ги значительно усложнили учебный процесс. Продуктивность занятий стала очень низкой, а нередко они вообще срывались. Все это от- рицательно влияло на качество подготовки бу- дущих командиров.
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 КУЗНИЦУ БОЕВЫХ КАДРОВ – В ТЫЛ Всесторонне оценив сложившуюся об- становку, Наркомат обороны СССР в сентя- бре 1942 года принял решение о перемещении училища на территорию Южно-Уральского военного округа в Актюбинскую область Ка- захской ССР. Директивой, подписанной заме- стителем наркома обороны армейским комис- саром 1-го ранга Е.А. Щаденко, был определен район новой дислокации – железнодорожная станция Берчогур в трехстах километрах юго- восточнее города Актюбинск. 8 октября 1942 года эшелоны с личным составом и учебно-материальной базой учи- лища прибыли на станцию Берчогур. Местом расквартирования училища стал поселок Шахт- строй. И снова нужно было обустраиваться на новом месте: оборудовать казармы, столовую, классы, парки, мастерские, строить свою хле- бопекарню, заготавливать овощи, топливо. С 7 ноября 1942 года началась напряжен- ная учеба курсантов. Проходила она по учебным планам, из которых была исключена значитель- ная часть теоретических разделов. Практиче- ские занятия стали главным методом обучения будущих командиров танковых взводов. 12 ноября 1942 года в должность началь- ника училища вступил полковник Дмитрий Александрович Роганин. До этого он находился на фронте, командовал 66-й отдельной танковой бригадой, был ранен. В училище прибыл после лечения в госпитале. Прежний начальник училища полковник П. Ф. Будников убыл на курсы усовершенствования командно- го состава при Военной академии моторизации и механизации Красной Армии. С наступлением зимы значительно услож- нились условия жиз- ни и быта курсантов. В казармах и классах температура порой не превышала 8-10 граду- сов тепла. Обильные снегопады настолько за- метали дороги, что машины не могли по ним двигаться. А это очень затрудняло подвоз про- довольствия, питьевой воды, топлива. Трудно- сти быта и учебы в зимнее время усугублялись отсутствием электричества. Несмотря на бытовые трудности, состоя- ние учебно-воспитательной работы и пропа- ганды опыта Великой Отечественной войны в училище было высоко оценено комиссией от- дела военно-учебных заведений штаба Южно- Уральского военного округа. Эта же комиссия убедилась в крайне неподходящих условиях для размещения военно-учебного заведения в поселке Шахтстрой. Однако занятия не пре- кращались ни на один день. С большим усердием овладевали бое- вым мастерством и командирскими навыками курсанты. На успешную учебу их воодушев- ляли победы Красной Армии над немецко- фашистскими захватчиками, стремление ско- рее попасть на фронт. В разгар лета состоялся очередной выпуск. Подавляющее большин- ство курсантов показало на экзаменах отлич- ные и хорошие результаты. Уезжая на фронт, молодые командиры торжественно клялись беспощадно бить врага, всегда помнить о род- ном училище, быть достойными его славы.
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Из воспоминаний выпускника Камышинского тан- кового училища Георгия Леонтьевича Кузнецова «…В звании старшины, возглавляя группу та- ких, как я, уже имеющих опыт танкистов, прибыли мы на место расположения училища, которое было эвакуировано из г. Камышина в казахстанскую степь, а точнее остановилось в 10 км от станции Берчогур кар по Туркестано-Сибирской железнодорожной ма- гистрали. Конечно, об условиях работы в этих местах можно говорить много, но мы понимали, что фронту нужны офицерские командные кадры, и поэтому, не- взирая на трудности, с первых же дней включились в освоение боевой и политической подготовки. Занятия проводились на открытом воздухе не- взирая на погодные условия (пургу, ураган, осадки), а с апреля 1943 – солнцепек. Единственное укрытие от солнца – в тени бараков на классных занятиях по политподготовке и других теоретических предметах. Занятия по технике, топографии, военно-инженерной подготовке проводились в пустыне, где чахлая по- лынь и верблюжья колючка тоже выгорели. Занятия по материальной части проводились по истрепанным плакатам, так как в наличии учеб- ных танков и запчастей не было, да они и не особенно были нужны опытным танкистам, среди которых поч- ти все – младшие командиры, имеющие боевой опыт. Обстрелянные товарищи. Стрельбы проводили из личного оружия. Спали тоже на открытом воздухе, часто по соседству с чере- пахами, змеями и ящерицами. В бараках с трехэтажными нарами ночевали только в ненастье. И то всю ночь приходилось воевать с насекомыми, которые выползали изо всех щелей де- ревянных бараков. До нас в бараках жили рабочие угольных шахт из лагеря МВД. Воду пили привозную из артезианского колод- ца, а в баню ходили на станцию Берчогур за 10 ки- лометров в один конец. В бане выдавали по одному ведру горячей воды, вмещалось в баню не более 15 человек, так что взвод мылся в два приема. Пока дой- дешь до барака по пыли в пустыне – опять грязный. В отношении питания и обмундирования. Первые два месяца ели похлебку из сушеной рыбы с пшеном. А обувь и старое хлопчатобумажное об- мундирование, в чем приехали с фронта, износилось за два месяца. Так что многие оказались босыми и почти раздетыми. Ну ничего! Босых определяли в босоногие взводы, команды, и получалось единоо- бразие формы – все босяки. Никто не роптал, зная, что в первую очередь необходимо кормить и одевать фронтовиков. В мае большая часть невзгод кончилась. При- было питание по нормам училища, даже за прошлое время, – жиры, сахар и курсантское обмундирование. А также тогда впервые в Советской Армии выдали по- гоны со знаком различия и эмблемой танка. Сразу все курсанты преобразились, заблестели, стали похожи на генералов. Вот был праздник! Многие пообъедались так, что болели животы. Но вскоре все стало хорошо. В конце мая 1943-го меня вызвали в штаб учили- ща как умеющего начертить эскиз, сделать зарисовку местности. Начальник училища полковник Роганин сообщил мне, что я поеду в командировку с начальни- ком технического цикла полковником Журавлевым и преподавателем матчасти танка капитаном Силантье- вым на рекогносцировку и разведку места, более удоб- ного для расположения нашего училища. И вот мы поехали. Побывали в Уфе, Бугу- руслане, Тамазах (Башкирия) и наконец прибыли в Омск. Здесь освободились несколько благоустроен- ных кирпичных казарм в военном городке напротив мясокомбината. Обследовав помещения, полигоны и танкодромы, мы доложили о положительном каче- стве таковых. И вскоре передислоцировались в город Омск. Конечно, оставшееся время до окончания учи- лища, то есть до апреля 1944 года, мы учились, как в мирное время. Были оборудованы учебные классы, изготов- лены макеты, различные учебные пособия. Провели учебные стрельбы из танков, повторили вождение с препятствиями, доработали теоретические вопросы по технике, изучили автомобиль. А последние два ме- сяца перед отъездом на фронт участвовали в сборке танков на омском заводе. После испытания их погру- зили на железнодорожные платформы и выехали на передовые позиции 1-го Украинского фронта. Наш железнодорожный эшелон был укомплектован танка- ми омского завода и выпускниками первого батальо- на Камышинского танкового училища…»
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 ВСТРЕЧАЙ, СИБИРСКАЯ ЗЕМЛЯ! 23 августа 1943 года завершилась про- должавшаяся пятьдесят дней Курская битва – одно из самых грандиозных сражений Второй мировой войны. В ходе этой битвы немецко- фашистская армия потерпела поражение, от которого уже не смогла оправиться до самого конца войны. Резкое изменение обстановки на фронте в пользу нашей страны летом 1943 года позволило увеличить сроки обучения курсан- тов до одного года. Это создавало более благоприятные условия для обучения и воспитания высококвалифи- цированных специалистов. Переход на новые сроки обучения курсантов совпал с передислока- цией училища в город Омск. 30 августа 1943 года командующий войсками Сибирского военного округа издал приказ № 0108: «На основании ди- рективы заместителя начальника Генерального штаба Красной Армии от 25 июля 1943 года Ка- мышинское танковое училище передислоциру- ется на территорию Сибирского военного окру- га. Место дислокации – город Омск». Для расквартирования в Омске училище получило казармы и парк, которые прежде за- нимала убывшая на фронт стрелковая брига- да. Они обеспечивали нормальное размещение, жизнь, быт и учебу курсантов. Это позволило сразу же после переезда начать плановую учебу. Большую помощь в наращивании учебно- материальной базы, отвечающей требованиям ускоренной подготовки командиров-танкистов, училищу оказывали промышленные предпри- ятия города, эвакуированные в Омск в начале войны. В свою очередь, личный состав учи- лища помогал заводам и фабрикам возводить новые корпуса, устанавливать оборудование, грузить на платформы и в вагоны предназна- чавшуюся для фронта готовую продукцию, в том числе военную технику, боеприпасы, об- мундирование, снаряжение и продовольствие. В конце лета 1943 года в училище заехал командующий бронетанковыми и механизиро- ванными войсками Красной Армии и замести- тель наркома обороны СССР Федоренко Яков Николаевич. Он подарил училищу голубой автомобиль ЗИС-101 за хорошую постановку боевой и политической подготовки курсантов. С первых дней расквартирования в Омске училище установило тесные контакты с твор- ческими коллективами местного областного драматического театра и эвакуированного из Москвы театра им. Вахтангова. Для будущих командиров артисты безвозмездно показыва- ли спектакли, воспитывающие патриотизм, мужество, верность долгу, вдохновляющие на подвиги во славу Родины. В числе этих спекта- клей были: «Нашествие» Л. Леонова, «Слава» В. Гусева, «Фронт» А. Корнейчука, «Парень из нашего города», «Русские люди» К. Симонова и другие. Кроме того, артисты-профессионалы шефствовали над художественной самодея- тельностью училища. В декабре 1943 года состоялся очередной выпуск танкистов – первый выпуск за время пребывания училища в Омске. Его результаты были высокими: более 60 процентов выпуск- ников закончили курс обучения с отличными и хорошими оценками. Все выпускники получи- ли назначение в войска действующей армии, громившей гитлеровских оккупантов в Крыму и на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, под Ленинградом и в Карелии. Важное событие в истории училища произошло в день 26-й годовщины Красной Ар- мии – 23 февраля 1944 года. В этот день на основании приказа заместителя народного комиссара обороны Союза СССР № 296 от 9 октября 1943 года училищу было вручено Боевое Крас- ное Знамя – символ воинской доблести и славы. А на фронте 26-я годовщина Красной Армии отмечалась как начало нового перио- да Великой Отечественной войны – периода полного изгнания врага с советской земли, освобождения угнетенных европейских на- родов, сокрушения фашистской Германии. На всех фронтах от Баренцева до Черного морей в сражениях за освобождение родной земли от врага участвовали воспитанники Камышин- ского танкового училища. Многие из них были отмечены правительственными наградами, а храбрейшие из храбрых удостоены звания Ге- роя Советского Союза. 12 января 1945 года развернулась битва за Берлин. Одним из первых в пригород столицы третьего рейха ворвался на своей «тридцать- четверке» командир роты средних танков 40-й гвардейской танковой бригады воспитанник Камышинского танкового училища старший лейтенант А.К. Назаренко. В бою на берлин- ских улицах штурмовая группа под его руковод- ством очистила от гитлеровцев 12 и обеспечила захват еще 8 городских кварталов, уничтожила 3 танка, 8 орудий разного калибра и несколько десятков немецких солдат и офицеров. 2 мая 1945 года Берлин был взят штур- мом. 8 мая Германия подписала акт о безогово- рочной капитуляции. На следующий день 9 мая советские войска завершили свою последнюю операцию – разгромили группировки немецко- фашистских армий, окружавших столицу Че- хословакии – Прагу, и вступили в город. Война в Европе была победоносно закончена. Курсанты, преподаватели училища, как все советские люди, с огромной радостью и ликованием встретили сообщение о разгроме гитлеровской Германии. Боевая слава участни- ков Великой Отечественной войны сохраняет- ся в наших сердцах. 1
Роман Борисович Опубликовано 28 ноября, 2019 Опубликовано 28 ноября, 2019 Источник:В лучших традициях российского военного образования: к 75-летию Омского автобро-нетанкового инженерного института [Текст] / сост.: Г.И. Евсеева; под общ. ред. А.Э. Федорова;Омский автобронетанковый инж. ин-т. – Омск: ОАБИИ, 2014. – 348 с.
Александр Крылов Опубликовано 17 декабря, 2019 Автор Опубликовано 17 декабря, 2019 Спасибо за подробную информацию. Все четверо братьев Андреевых (Точилиных) воевали на Великой Отечественной: Петр (1914-?) прошел всю войну, был 14 раз ранен, проживал в Бугульме Серафим (1918-31.12.1941г.) командир роты 4 батальона 18 воздушно-десантной бригады, погиб при взрыве эшелона № 47045 (о нем упоминается в статье журналиста Е.Кириченко «Тайна гибели 18-й воздушно-десантной бригады» Александр Трофимович Андреев(1920-1941) курсант Осиповичского пехотного училища погиб в первые дни войны, точная дата и место захоронения семье неизвестны. Видимо, погиб под Бобруйском и был одним из зачисленных без вести пропавшими 166 человек. Николай (1925-19, во время войны работал в Куйбышеве, затем воевал ,кавалер ордена Славы 3-й степени и медали «За отвагу», старшина, умер в Ашхабаде.
Фуфлыгина Анастасия Опубликовано 20 апреля, 2020 Опубликовано 20 апреля, 2020 Галкин Иван Иванович 1920 года рождения. Курсант Осиповичского пехотноо училища. Учавствовал в боях на Березине, видимо там и погиб в 1941 году скорее всего попал в число человек пропавших без вести.Возможно кто-то сможет увидеть на этих фотографиях своих родственников. 1 1 1
Михаил 57 Опубликовано 6 марта, 2024 Опубликовано 6 марта, 2024 Мой дед, Степанович Степан фёдорович, гвардии старший лейтенант был курсантом первого набора Осиповичского пехотного училища. Участвовал в обороне Бобруйска. В декабре 1941 года окончил Камышинское автотракторное училище. Командир танкового взвода. Горел в танке 7 раз. Принимал участие в Сталинградской и Курской битвах. Погиб 12 января 1945 года на Сандомирском плацдарме. Похоронен в г. Кёльце (Польша). 1 1
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти