Перейти к содержанию

САЛТЫКОВ Иван Петрович, ЗОВО 1852 г.


Рекомендуемые сообщения

Впору было бы начать это повествование словами «Так проходит земная слава», только вот, боюсь, фраза слишком уж избита, до пошлости. Посему без предисловия перейду к делу, начав его с изложения (максимально краткого) биографий предков героя.

ПРАДЕД – Николай Иванович Салтыков (1736–1816), первый в роду, удостоенный титула «Светлейший князь» (1815), передаваемого потомству. Весьма влиятельное в государстве лицо, пользовался практически безграничным доверием императрицы Екатерины Великой и ее сына Павла Первого, зачастую выступая арбитром в спорах и неурядицах монаршей семьи, был официально назначен воспитателем будущего российского императора Александра I. При Павле I – генерал-фельдмаршал русской армии (1796) и Президент Военной коллегии, при Александре I – Председатель Государственного совета и Комитета Министров Российской Империи.

ДЕД – Дмитрий Николаевич САЛТЫКОВ (1767–1826) имел придворный чин камергера Двора Его Величества, хотя был слепым от рождения и потому какого-то особого следа в истории не оставил. Жил с женой и тремя сыновьями в огромном доме отца на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге (сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский Государственный университет культуры).

ОТЕЦ – Петр Дмитриевич САЛТЫКОВ (1804–1889) по окончании Пажеского корпуса (в 1821) выбрал карьеру офицера гвардейской кавалерии, но после смерти отца вышел в 1827 году в отставку и какое-то время служил «по статской» в чине коллежского асессора. Женившись, переехал из дедовского дома на Дворцовой набережной в дом супруги на набережной Мойки у Красного моста, а овдовев в 1838 году, всё чаше стал жить в Европе, предпочитая Париж, где окончательно и обосновался к 1840 году. Вместе с братьями Иваном (1796–1831) и Алексеем (1806–1859) был страстным коллекционером старинного оружия и произведений средневекового искусства (особо выделялась коллекция часов XVI-XVII вв.), постепенно составив замечательную коллекцию того и другого («не имевшую себе равных в Европе»), вывезенную им в Париж (где для ее размещения были приобретены два особняка).

Впрочем, просуществовало это собрание недолго: к началу 1860-х князь Петр Дмитриевич Салтыков (единственный оставшийся в живых из братьев) окончательно разорился и коллекции (всего – более 1100 предметов) были проданы в 1861 году с аукциона. Примечателен тот факт, что собрание старинного оружия и доспехов в итоге разделили между собой два монарха – западную часть купил французский император Наполеон III, а восточную – российский император Александр II (в данный момент она хранится в Эрмитаже). Часть самых дорогих предметов искусства была вывезена в Англию, став основой коллекции создаваемого в то время Королевского музея Виктории и Альберта.

Пожив какое-то время в имении Никольское-Архангельское, доставшемся ему по наследству от дяди покойной жены – бывшего московского генерал-губернатора князя Ю.В. Долгорукова, П.Д. Салтыков сделал попытку восстановить если не былое величие своего рода, то хотя бы память о нем. На деньги, вырученные от продажи коллекций, он даже стал заново отстраивать помещичий «замок» Долгоруких (сожженный французами еще в 1812 году), но вскоре охладел к этой затее, передал дела старшему сыну Дмитрию (1827–1903) и во второй половине 1860-х вернулся в Париж. Там, неожиданно для многих, он женился в 1868 году на 46-летней графине Анриетте Дюфур д’Аржвиль. В 1873 году супруги приобрели под Парижем усадьбу Груссэ, где прожили остаток дней. Скончался светлейший князь Петр Дмитриевич Салтыков в 1889 году и был похоронен на кладбище парижского Монмартра.

СТАРШИЙ БРАТ – Дмитрий Петрович САЛТЫКОВ (1827–1903), упомянутый выше в рассказе о попытке восстановить помещичье имение Никольское-Архангельское, после отъезда отца в Париж в начале 1860-х тоже охладел к этой идее, передал дела сыну Алексею (1857–1893) и отправился в Англию, где в полной мере проявил свой талант в области коннозаводства. Там в 1865 году он обзавелся собственным домом в лондонском районе Мейфэр (Curzon Street, 41), выгодно женился (в отличие от отца и брата – на соотечественнице), в 1867 году был принят в члены Английского жокей-клуба, а в 1874 году основал в Ньюмаркете конюшню «Кремль» (The Kremlin), существующую по сей день. Принадлежавшие ему лошади неоднократно выигрывали престижнейшие скачки в Аскотe, благодаря чему князь Дмитрий Салтыков был популярен в высшем свете, принимая знаки внимания даже от королевской семьи. В память о нём в Ньюмаркете до сих пор проводятся скачки жеребцов «Soltykoff Maiden Stakes». Умер в 1903 году в Лондоне от воспаления легких, похоронен на кладбище Кенсал-Грин.

Довеском к этим биографиям позволим себе информацию о том самом поместье Никольское-Архангельское, которое, как дитя у семи нянек, так и не смогло встать на ноги. Занимавшийся восстановлением «замка» в готическом стиле князь Алексей Дмитриевич Салтыков всё же смог завершить строительство, начал обустраивать интерьеры, перевез в особняк из Петербурга прапрадедовскую еще библиотеку (полторы тысячи томов преимущественно на английском и французском) и скудные остатки фамильных коллекций, собранных дедом и его братьями. Однако после того, как он скончался в 1893 году, не дожив до сорока лет и не оставив потомства, всё пошло прахом. Прилегающая к «замку» территория была продана за долги, быстро разделена новым владельцем на дачные участки, а строения усадьбы, включая «замок», стихийно разобраны на кирпич. Повезло лишь старинной библиотеке, которую один из душеприказчиков почившего князя пожертвовал Санкт.-Петербургским Высшим женским («Бестужевским») курсам.

  • Спасибо 2
  • Лайк 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь биографическая справка на самого кавалера ЗОВО со звучным титулом Светлейшего князя. Заметим лишь (забегая вперед), что, в полном соответствии с лейтмотивом размещенной в этой теме информации, в «Парижском некрополе» (изданном в Петрограде в 1915 году стараниями Великого Князя Николая Михайловича) он фигурирует с титулом гораздо более скромным: «Салтыков, граф Иван...». Являются ли эти слова точным воспроизведением (или переводом) надписи на надгробии – пока неизвестно.

САЛТЫКОВ Иван Петрович

Родился 30 июня 1831 года, из князей Санкт-Петербургской губернии (родовое имение в Тверской губернии), сын коллежского асессора (отставного поручика лейб-гвардии Гусарского полка) светлейшего князя Петра Дмитриевича Салтыкова (1804–1889). Светлейший князь. Православный. Женат (с 1905), бездетен. 

Воспитывался в Школе гвардейских юнкеров.
В службу вступил 3 января 1852 года унтер-офицером с правами вольноопределяющегося в Драгунский ЕКВ Наследного Принца Виртембергского (ранее и впоследствии Нижегородский драгунский) полк. В этом полку (3 января 1852 – 4 февраля 1856). В отставке «за болезнию» (с 4 февраля 1856).

В Прошении прапорщика И.П. Салтыкова на Высочайшее имя об увольнении его от службы использовано выражение «совершенно расстроенное мое здоровье», подтверждением чему приведено медицинское Свидетельство, выправленное старшим полковым лекарем, подписанное членами составленной для этого Комиссии из офицеров полка и заверенное помощником Штаб-доктора Действующего Корпуса надворным советником Залесским. Приводить содержание сколь-либо подробно не будем (такие вопросы вообще лучше разбирать профильным специалистам), ограничившись словами «грыжа» и «невыносимые страдания». Остается лишь удивляться, как человек с таким заболеванием мог более трех лет нести строевую службу в условиях боевых действий, особенно учитывая, что этим недугом он страдал «с малых лет» (из того же Свидетельства).

В отличие от большинства военных отставников того времени, не дослужившихся (вследствие ран или болезней) до больших чинов, Иван Салтыков в средствах первое время особо стеснен не был, располагая немалыми доходами от личных родовых имений Пухлино и Медведицкое (наследство после умершей в 1838 году матери) в Калязинском и Кашинском уездах Тверской губернии: всего – 17 деревень с 1400 душ крестьян. Впрочем, достаточно скоро выяснилось, что рачительного хозяина из отставного кавалерийского поручика не вышло, и уже в 1857 году его отцом Петром Дмитриевичем Салтыковым (проживавшим на тот момент в Париже) было возбуждено ходатайство об учреждении опеки над имениями сына – «за его расточительность» (черты характера, надо признать, фамильной), что завершилось продажей имения Медведицкое (с деревнями) в 1868 году, а Иван Салтыков, надо полагать, именно тогда, по примеру отца, перебрался на постоянное жительство в Париж. Семейные особняки в Санкт-Петербурге (см. выше) к этому времени тоже перешли новым владельцам, так что в последний свой приезд в Россию И.П. Салтыков (согласно Адресной Книге Петербурга) с 1895 по 1898 год проживал по адресу: улица Троицкая, д. 10, после чего вернулся в Париж. За год до смерти – 25 июля 1905 года – он неожиданно для всех юридически оформил свои давние отношения с 45-летней парижанкой Амелией-Валентиной Местр, которая, получив титул «princesse», пережила супруга на 35 лет.

Обязательно следует отметить, что на последнем из известных фото князя Ивана Петровича Салтыкова в петлице его сюртука можно разглядеть некое подобие банта из узкой георгиевской ленты, что показывает, как он ценил боевую награду, полученную на Кавказе в молодые годы. 

Еще один случай непонятного «омоложения» офицера Формулярным списком. Согласно этому официальному документу, составленному 4 октября 1855 года для Дела об увольнении от военной службы, прапорщик Иван Петрович Салтыков был в возрасте 21 года, что путем простого вычитания дает 1834 год рождения (на три года позже действительного). Разумеется, можно в очередной раз предположить неразборчивость соответствующий записи в предыдущем источнике, где цифра «1» неотличима от «4», но не слишком ли часто подобное происходило (кстати, нехарактерно размашистый для документов такого рода почерк наводит на мысль, что составлялся Формулярный список в спешке)? Досаднее другое: согласно правилам, в определенном месте каждого Дела должна была стоять развернутая («к сему чин, место службы и ФИО руку приложил») личная подпись фигуранта, что прямо подразумевает прочтение им всего шедшего выше текста, однако в большинстве случаев это сводилось к простой формальности, а писарь просто повторял (зачастую дословно) в Прошении на Высочайшее имя записи из Формулярного списка, только без разделения на графы. Что особо примечательно, в тексте вышеупомянутого медицинского Свидетельства (подшитого к тому же Делу) возраст фигуранта указан правильно – «24-х лет от роду».

Также – весьма необычный случай, когда в Капитульных списках по ЗОВО у награжденного указано совершенно неверное (причем даже не созвучное) имя – Владимир, из-за чего составление биографической справки застопорилось на достаточно долгое время (поскольку в поколенных росписях весьма обширного рода Салтыковых не оказалось ни одного Владимира хоть сколь-либо подходящего возраста). К счастью, известное наименование полка и дата найденного Приказа об увольнении от службы дали достаточно «координат» для поиска личного дела в архиве. Сомнений в «идентичности» Владимира (из КС) и Ивана (из Формулярного списка) не возникло, поскольку у обоих указан один номер ЗОВО – 91257. 

В службе с 3 января 1852 г., юнкером (по признанию в княжеском достоинстве) – с 10 января 1853 г., офицером (прапорщиком за боевые отличия) – с 17 июня 1855 (старшинство с 25 июля 1854) г., поручиком (при выходе в отставку) – с 4 февраля 1856 г.

Участвовал во многих экспедициях против горцев (в январе 1852 при взятии штурмом аулов Гельдиген и Автуры, истреблении Андийских хуторов с большими запасами сена и хлеба, перемежаемое рубкой леса и устройством переправ через реки Мичик, Гойты и Рошни под выстрелами неприятеля, разорение лежащих на пути непокорных селений; в феврале в том же Чеченском отряде за рекогносцировками и рубкой просек по обоим берегам Аргуна, Джалки и Мичика, отражение нападений горцев на наши колонны, в том числе из-за лесных редутов, истребление аулов в долине Хулхулу, дело в Маюртупском лесу; «за храбрость, оказанную в делах с горцами, бывших в начале 1852 года в Большой и Малой Чечне» награжден Знаком Отличия Военного ордена), в кампании 1853-1856 (в 1854 в Александропольском отряде, в периодических стычках с отрядами турецкой кавалении; за отличие в сражении 24 июля у селения Кюрук-Дара произведен в офицеры).

ЗОВО № 91257 (1852).

Скончался 16 апреля (3 апреля по российскому календарю) 1906 года в Ницце от воспаления кишечника, похоронен в Париже на Монмартрском кладбище.

  • Лайк 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фотопортрет (из Сети) Светлейшего князя Ивана Петровича САЛТЫКОВА.

Saltikov.jpg

  • Нравится 1
  • Спасибо 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Серьезный семейный пласт вы подняли. Отменная работа. У меня в коллекции есть документ, наградной лист, описывающий почти те же самые кавказские страсти. Вероятно наши кавалеры служили в одном полку или в соседних. Номерации ЗОВО так же рядом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Яго 76 сказал:

Серьезный семейный пласт вы подняли. Отменная работа. У меня в коллекции есть документ, наградной лист, описывающий почти те же самые кавказские страсти. Вероятно наши кавалеры служили в одном полку или в соседних. Номерации ЗОВО так же рядом.

Было бы очень интересно взглянуть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...