Перейти к содержанию

ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ


Рекомендуемые сообщения

Каждый из нас, хоть один раз в жизни, мечтал копнуть грунт лопатой и найти

горсть золотых монет или кубышку с древним кладом. Кто-то, нацепив ласты и

маску с трубкой, уходил на небольшую глубину, с надеждой увидеть там

останки затонувшего корабля, в трюме которого, хоть что-то осталось...

Но для многих мечты, так и остаются мечтами, и только единицы, благодаря

упорству, работоспособности и, безусловно, доле везения,-находят артефакты

прошлого под толщей воды рек, морей и океанов.

Погребённые под слоем песка,ила и воды корабли и города,всегда будоражили

умы и воображение искателей приключений и серьёзных исследователей

прошедших лет и веков.

Усовершенствование Ж.И.Кусто с Э.Ганьяном , изобретённого Леприером

акваланга, открыло многим желающим путь в глубину и возможности поиска

"забытого" и утерянного человеком прошлого.

 

post-106-1233659720_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прогресс в подводной поисковой технике породил "золотую лихорадку"

среди искателей сокровищ на дне морском.

Не успело отгреметь эхо трагедии " Титаника", происшедшее в ночь с 14-го

на 15-е апреля 1912 г, как десятки авантюристов уже строили планы добычи

несметных богатств, которые бездна поглотила вместе с судном. Но, хвала

Всевышнему,- глубина 3800 м не подвластна любителям.

Многие посвятили свою жизнь поискам затонувших кораблей и "унесённых

бездной" сокровищ.

post-106-1233660267_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подводная археология, в отличие от наземной, нередко связана с поиском,

когда между событием и искателем, практически нет временого разрыва, и

не надо, начиная от заступа и заканчивая зубной щёткой, открывать века

слой за слоем, укрепляя при этом раскоп деревянными или металлическими

конструкциями. Но, и у "морской" подводной археологии есть свои принципы

и тонкости, резко отличающиеся от наземной.

Открывая эту, колоссальную по сложности и разнообразию тему, мне очень

бы хотелось заинтересовать коллег по ФОРУМУ и возможно, возродить у кого-

то, неосуществлённую мечту детства. А насколько данная тема вызывает

интерес у аудитории, можно будет судить не только по количеству просмотров,

но и по возможным комментариям участников.

Честь имею.

drinks_cheers.gif

post-106-1233661131_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подводные археологи,участники проекта "Подводное наследие России",

функционирующего под эгидой Балтийского морского общества, которое

объединяет историков, водолазов, аквалангистов и российских мореходов,

занимающихся подводной археологией, обнаружили при прокладке

газопровода "Северный поток" в Финском заливе, на глубине 50 метров -

6 кораблей Петра 1. Один из найденных кораблей, 16-метровый тьялк - военный транспорт, построеный по голландским чертежам и погибший в 1713 г

во время похода российского флота в Финляндию. Корабль, довольно-

таки, хорошо сохранился и несмотря, на разрушительное действие времени и

воды, прекрасно сохранилась утварь в его трюме.

Ориентировочно к летнему сезону, будет произведена попытка подъёма

корабля, с дальнейшей его транспортировкой в Калининградский музей.

Ещё в начале 18 века, пытаясь сохранить первые суда Балтийского флота,

Пётр 1 издал специальный указ, гласящий...

"... надлежит Вам беречь останки кораблей, яхт и галер, а буде упустите, то

взыскано будет на Вас и потомков Ваших ...

Историческое достояние надобно хранить.

Честь имею. drinks_cheers.gif

post-106-1233662411_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что тут комментировать ? Тема весьма интересная. В 9-м классе мечтал быть морским археологом.Спустя 25 лет погрузился раз на морское дно, и понял : "Буду мечтать дальше!".. smile.gif drinks_cheers.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 7 веке, в результате арабо-мусульманской экспансии вдоль побережья

Средиземного моря, от Балкан до Испании, была полностью прервана торговая

связь империи франков, времён Каролингов, со Средней Азией.

Одновременно, в результате интенсивного развития стран Северной Европы и

активизации мореплавания, был найден новый торговый путь на Восток. Он

брал своё начало на Балтике,проходил через Финский залив, Ладогу, Ильмень

или Онегу в Волгу, а далее на Каспий. Миллионы судов пришли с Балтики на

Каспий и обратно, за прошедшие тысячелетия непрерывающейся торговли.

А сколько тысяч судов погибло по воле стихии или в результате сражений за

контроль над главным торговым путём Северной Европы? И эти корабли по сей

день лежат, занесённые песком и донными отложениями, под сомкнувшимися

над ними волнами, и ждут своего часа, кто-то же должен их обнаружить. Но,

море очень не хочет раставаться со своей добычей.

post-106-1233791791_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Золото Карибского моря.

 

Первые охотники за утонувшим золотом появились уже в ХVII веке. В 1686 году англичанин Уильям Фиппс поднял со дна Карибского моря золота и серебра на сумму, эквивалентную полутора миллионам американских долларов. То была лишь малая часть сокровищ 16 галеонов испанского «Золотого флота», затонувших во время шторма в 1643 году на отмелях Силвер-Бэнкс к северу от Гаити. Здесь, в районе Багамских островов, Гаити и Флоридского пролива, испанская казна потеряла в течение трех столетий баснословные богатства. Представление об их размерах может дать «улов», который за день собрал американец Герберт Хамфри, наткнувшийся на галеон «Нуэстра сеньора де лас Маравильяс», - 177 слитков серебра, 15 полукилограммовых слитков золота и 10 золотых самородков.

 

Пиратской базой в Карибском море долгое время был остров Пинос (сейчас он называется Хувентуд и принадлежит Кубе). По преданиям, здесь прятали сокровища прославленные пираты Фрэнсис Дрейк, Лафитт и другие знаменитые морские разбойники. В ХХ веке сюда постоянно приезжали кладоискатели, но удача улыбнулась лишь одному из них - в 50-х годах американец Уиккер нашел у подводного рифа сундук с золотом и драгоценностями.

post-106-1233811489_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так приезжайте во Флориду, вместе поныряем или на бережку с металлоискателем походим. Здесь таких сотни ежедневно ходят. Одни по берегу, другие по колено в воде, третьи с соленоводонепроницаемыми поглубже заныривают. И находят не только часы и мелочь, потерянные пляжниками. Вдоль всей Флориды что-то постоянно находят, по мелочи, но из золота и серебра. Самый известный подводник кладоискатель Флориды Мэл Фишер. У него и музей есть на самом южном острове.

post-106-1233814186_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1999 году скончался «король кладоискателей» Мелвин Фишер. Всемирную известность ему принесла находка, сделанная у южного побережья Флориды. Близ города Ки-Уэст он поднял со дна драгоценный груз испанского галеона «Аточа», налетевшего на рифы в 1622 году. Это была не просто ценнейшая находка, стоимость которой исчисляется сотнями миллионов долларов, - это было воплощение мечты кладоискателей о старинном корабле, нагруженном золотом и драгоценностями.

 

Вот так, человека нет но его фарт подвигает на поиски многих.

post-106-1233814392_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Stobaksov @ Feb 5 2009, 09:09 AM)
Так приезжайте во Флориду, вместе поныряем или на бережку с металлоискателем походим. Здесь таких сотни ежедневно ходят. Одни по берегу, другие по колено в воде, третьи с соленоводонепроницаемыми поглубже заныривают. И находят не только часы и мелочь, потерянные пляжниками. Вдоль всей Флориды что-то постоянно находят, по мелочи, но из золота и серебра. Самый известный подводник кладоискатель Флориды Мэл Фишер. У него и музей есть на самом южном острове.

С величайшим удовольсвием, но на сегодняшний день такое путешествие маловероятно sad.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А пару лет назад была потасовка на пляже. После урагана много чего из моря выносит к берегу и в тот раз вынесло ножные кандалы с судна, перевозящего рабов, лет так 300 тому. Счастливые обладатели металодетекторов рубились своими приборами до тех пор, пока не приехала полиция и не забрала спорный артефакт. Который впоследствии был продан на благотворительном аукционе за 12000 покупателю с черным цветом кожи. Историю наблюдал самолично, жалко фотоаппарата не было с собой.

Честно скажу, что каждый раз выходя в Карибское море, мечтаю найти что-нибудь такое, как на фото из музея Мэла Фишера:

post-106-1233814619_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже всю жизнь мечтал найти немецкую подлодку biggrin.gif Три года назад на канарах занырнул на 12 метров,нашел ската и черепаху примерно метр в диаметре,а вынырнул из носа кровянка аж по ляжкам.Понял,что подлодку пусть найдет Папа Водолаз,а я его фотками буду любоваться.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (kanaris @ Feb 5 2009, 01:01 PM)
Я тоже всю жизнь мечтал найти немецкую подлодку biggrin.gif...Понял,что подлодку пусть найдет Папа Водолаз,а я его фотками буду любоваться.

Спасибо, коллега. Постараюсь оправдать доверие.

Честь имею. drinks_cheers.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Stobaksov @ Feb 5 2009, 09:09 AM)
Так приезжайте во Флориду, вместе поныряем или на бережку с металлоискателем походим. Здесь таких сотни ежедневно ходят.... Вдоль всей Флориды что-то постоянно находят

Stobaksov, ловлю на слове. Хотя, однажды, я уже побывал недалеко от

Вас. Был на Карибах, но на Кубе, а Флорида - мечта... Но,не последний день

живём. А М.Фишер - это тема отдельная, у меня много материала о нём и ...

Но не всё сразу. tongue.gif

Честь имею. drinks_cheers.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Папа водолаз @ Feb 5 2009, 10:40 PM)

Stobaksov, ловлю на слове. Хотя, однажды, я уже побывал недалеко от
Вас. Был на Карибах, но на Кубе, а Флорида - мечта... Но,не последний день
живём. А М.Фишер - это тема отдельная, у меня много материала о нём и ...
Но не всё сразу. tongue.gif
Честь имею. drinks_cheers.gif

Заезжайте. Только с июня по октябрь ураганы случаются и очень душно. Для поездки во Флориду лучшее время это ноябрь-апрель. Комната с кроватью свободная у меня найдется. В хате чисто, термитов недавно уморили в газовой камере.

post-106-1233864046_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Stobaksov @ Feb 5 2009, 11:00 PM)
QUOTE (Папа водолаз @ Feb 5 2009, 10:40 PM)

Stobaksov, ловлю на слове. Хотя, однажды, я уже побывал недалеко от
Вас. Был на Карибах, но на Кубе, а Флорида - мечта... Но,не последний день
живём. А М.Фишер - это тема отдельная, у меня много материала о нём и ...
Но не всё сразу. tongue.gif
    Честь имею.  drinks_cheers.gif

Заезжайте. Только с июня по октябрь ураганы случаются и очень душно. Для поездки во Флориду лучшее время это ноябрь-апрель. Комната с кроватью свободная у меня найдется. В хате чисто, термитов недавно уморили в газовой камере.

Ой, Павел, допросишся biggrin.gif Чемодан у меня уже есть, металоискатель докуплю и начну собираться drinks_cheers.gif А кладоискательством я с детства болею.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня по ТВ показали сюжет. Собираются поднимать что-то возле Балаклавы, вроде какой-то винт с какого-то "Принца".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и истории из сети.

 

1840 год. Ноябрь. В Финском заливе свирепствует жестокий шторм.

 

Огромные волны, как игрушку, перебрасывают друг другу английский купеческий корабль, идущий из Лондона в Петербург с грузом индиго и сандалового дерева.

 

Гнутся под ветром мачты с наглухо зарифленными парусами, трещит корпус корабля, но шкипер Томас Барклай спокоен: его "Гуноп" — крепкая посудина, он только что сошел со стапелей.

 

К тому же до Кронштадта каких-нибудь семьдесят миль, там, в гавани, можно отстояться.

 

Но, видно, ошибся в чем-то опытный шкипер и не довел свое судно до Кронштадта. На траверзе острова Сескар (Сейскари) "Гуноп" наскочил на рифы и затонул примерно в пяти морских милях к юго-западу от острова.

 

Весть о крушении корабля достигла Англии. Лондонское страховое общество, напуганное неизбежной выплатой крупной суммы, командировало в Россию нескольких представителей.

 

Им было поручено во что бы то ни стало поднять корабль, а самое главное — спасти ценный груз.

 

Страховые агенты обратились к командиру Кронштадтского порта, но получили категорический отказ — в обязанности служб порта не входил подъем коммерческих судов, затонувших вдали от гавани.

И тогда англичанам предложил свою помощь кронштадтский купец Василий Недоносков. Он представил командиру порта свой проект спасения "Гунопа". Проект был отклонен — купец не числился в списках специалистов по подъему затонувших кораблей.

 

Однако Недоносков не отступил. 25 января 1841 года, наняв в окрестных селах 350 человек, он поехал на санях к острову Сескар, нашел место, где затонул корабль, и приступил к подъему.

 

Пробили во льду проруби, опустили на дно моря по обеим сторонам судна семь столбов, которые возвышались надо льдом на 3,5 метра. Для того чтобы они не всплыли, к их концам привязали мешки с камнями. На столбы уложили поперечные перекладины. При помощи целой системы блоков корабль был сначала поднят со дна на 3 метра.

 

В короткое время под него успели подвести 10 цепей. Теперь появилась возможность поднять корму корабля на 2,7 метра надо льдом, а среднюю часть — на 1,2 метра. Подъем судна, не включая подготовительных работ, занял 5 дней.

Почти весь груз, состоящий из сандала и индиго, был выгружен и на подводах доставлен в Петербург.

 

Слухи об успешном подъеме корабля у острова Сескар дошли до начальства Кронштадтского порта. К месту работ немедленно был послан корабельный инженер прапорщик Арцеулов. Простота и быстрота, с какой Недоносков в зимнее время без помощи водолазов поднял судно, привели Арцеулова в восхищение.

 

В конце своего рапорта он сделал приписку: «Успех подъема судна и затем спасение столь ценного груза принадлежат собственно купцу Недоноскову, изобретшему без всякого постороннего совета все устройство механизма, весьма простого и с пользою могущего быть употребленным в подобных случаях».

 

Кронштадтское начальство, оказавшись в неудобном положении, постаралось сделать все, чтобы весть о подъеме судна простым русским умельцем не просочилась в печать.

 

«Записку» прапорщика Арцеулова отправили в архив, где она и была случайно обнаружена лишь в 1919 году, во время эвакуации из Петербурга в Москву архива Морского комиссариата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как свидетельствует статистика, значительная часть пиратских кладов была найдена случайно. Иной раз баловень судьбы даже не сразу понимал, какое богатство лежит буквально у него под руками. Так случилось с одним флоридским рыбаком в 1939 году. С небольшой глубины он поднял несколько тяжелых продолговатых камней. Они понадобились ему для балласта. Позднее он спокойно выбросил их за борт. Случайно на дне лодки остался один камень, на котором старик молотком выпрямлял гвозди. Прошло два года. От частых ударов камень почему-то стал мягким и начал блестеть. И тут рыбака осенило: его "наковальня" вовсе не камень, а слиток чистого серебра. Рыбак едва не зарыдал от жалости к самому себе. Еще бы, ведь там, где он поднял слиток, таких "камней" была целая груда. Но ему и в голову не могло прийти, что это серебро с какого-нибудь пиратского судна, чьи владельцы решили не зарывать клад, а просто спрятать его на дне в укромной бухточке. Рыбак вспомнил, что находка была сделана где-то в лагуне, возле рифов к юго-востоку от острова Пиджен-Кейс. Он вернулся туда, избороздил все бухты и лагуны вдоль и поперек, но время стерло из памяти то ничем не примечательное место, где доставал со дна балластные камни-слитки.

 

Лет тридцать назад в штате Нью-Джерси, на берегу Атлантического океана, в живописном загородном парке "Эсбари" рабочие рыли котлован под плавательный бассейн. И вдруг ковш грейфера подцепил какой-то плотный, тяжелый предмет, повредив его оболочку. Когда ковш поднялся, механик грейфера с изумлением увидел, как из странного предмета золотым дождем посыпались монеты. Оказалось, что машина ненароком вытащила из земли большой кожаный мешок, туго набитый старинными золотыми монетами Франции, Англии и Испании. Судя по ним, это был пиратский клад, хотя кем и когда он спрятан, установить не удалось.

 

Несколькими годами раньше в том же Нью-Джерси рыбак Уильям Коттрел прогуливался летним утром по пустынному пляжу в местечке Хайлендз, под Нью-Йорком. Неожиданно в песке блеснула золотая монета. Это был испанский дублон 1713 года чеканки. В тот же день приятель Коттрела нашел еще один дублон, но уже другого года чеканки. В последующие пять дней жители Хайлендза, побродив по пляжу, отыскали еще пять золотых монет.

 

Откуда они взялись на пляже? Сколько ни ломали головы местные старожилы, приемлемых объяснений найти не смогли, Ни о каких галеонах, затонувших вблизи побережья, никто никогда не слышал, А вот то, что монеты оказались разного происхождения, скорее всего, могло указывать на пиратский клад, видимо размытый волнами во время шторма.

 

О находке прознали газетчики. Этого было достаточно, чтобы тихий дачный поселок на берегу залива Санди-Хук лишился своей прелести, первозданной тишины и уединения. В Хайлендз устремились кладоискатели из Нью-Йорка. Сначала они приезжали сотнями, потом повалили тысячами. Пляж был перекопан много раз. А тут еще кто-то пустил слух, что уже найдено несколько слитков золота. Газеты тут же подхватили его и разнесли по всей Америке: прямо на пляже люди копают золото!

 

Электрички, автобусы, автомашины доставляли на пляж Санди-Хук все новые толпы алчущих кладоискателей. Те, кто успел "застолбить" участки пляжа, не подпускали новых пришельцев к своей "законной" территории. Повсюду то и дело вспыхивали ожесточенные драки. Полиция штата Нью-Джерси была вынуждена выслать на берег залива усиленные патрули, чтобы навести хоть какой-то порядок. Любопытно, что многие охотники за кладами приезжали с собаками. Животные, должно быть искренне удивленные поведением своих хозяев, тем не менее послушно выполняли их команды: вместе с людьми рыли песок.

 

Полторы недели "хайлендская золотая микролихорадка" трясла ньюйоркцев. Всего они нашли двадцать три золотых дублона, зато выложили владельцам скобяных магазинов несколько сот тысяч долларов. Бойкие торговцы перевезли на пляж целые склады лопат, кирок, граблей, здорово заработав на этом.

 

Как же все-таки попали испанские дублоны в Хайлендз? Сотрудники национального исторического музея Нью-Йорка поддержали "пиратскую версию". Поскольку залив Санди-Хук когда-то посещался флибустьерами, двадцать три найденные монеты вполне могли быть частью их кладов.

 

Впрочем, возможно и другое объяснение. Не исключено, что кто-то подсказал фабрикантам тех же лопат и кирок простую, но гениальную идею - разбросать по пляжу старинные монеты. Остальное довершили газетчики и алчность.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

отличная статья. icon_daumenhoch.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многих искателей приключений затонувшие сокровища привлекают,прежде

всего, своей ценностью,но учёных, которых именуют подводными археологами

руководит, отнюдь не корысть, а желание пролить свет на ещё не прочитанные

страницы истории наших предков. И потому, не всегда "злато и каменья" на

первом плане. Иногда амфора, пролежавшая столетия в воде, или простой корабельный гвоздь или якорь, представляют гораздо больший интерес, чем

кусочек благородного металла, манящий своим блеском из глубины " веков и

вод". laugh.gif

post-106-1234056159_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На дне Финского залива покоится более 6 тысяч кораблей всех времён и народов, погибших в боях и штормах.

Пять лет назад, в ноябре 2003 г ,группа шведских аквалангистов обнаружила

на дне русскую подводную лодку АГ-14, подорвавшуюся в июле 1917 г на

минах в районе Либавы.Она покоится на глубине 100 метров в нейтральных водах в районе о-ва Готска-Санден и на 12 метров выступает из донных отложений. В этом районе подводной камерой были зафиксированы следы

давних минных постановок, якорных минрепов и минных тележек, периода

1-й Мировой войны. На этом основании и сделано заключение,что субмарина

подорвалась на мине.

В её отсеках нашли вечный покой 30 моряков-подводников и командир ПЛ

Антоний фон Эссен,флагманский штурман дивизиона подводных лодок и единственный сын командующего Балтийским флотом адмирала Николая фон Эссена, скончавшегося в Ревеле за 3 года до рокового похода АГ-14, и не

узнавшего горькой правды о гибели сына.

Адмирал Николай фон Эссен погребён в Питербурге, а могила его сына

находится на 100-метровой глубине у шведского острова.

В росийских флотских традициях принято отдавать долг памяти и тем, кто

покоится на дне морском. Это был третий боевой поход лодки, которая

должна бы вернуться на базу 23 сентября 1917 г. но рубка лодки, так никогда и не поднялась из глубин холодного Финского залива.

Шведы передали российским властям точные координаты места, где в

стальном саркофаге погребены русские подводники.

Вечная СЛАВА героям-подводникам.

Честь имею.

( на фото: подводная лодка АГ-14 "АМЕРИКАНСКИЙ ГОЛЛАНД" на верфи

и командующий Балтийским флотом адмирал Николай фон Эссен)

 

post-106-1234095025_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Николай фон Эссен.

post-106-1234095147_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассказу-ка я вам свою личную историю о подводной археологии.

 

Было мне тогда годков 14-ть, нашли мы с пацанами в какомто школьном помешении резиновые противогазные маски. в моменте появилась мысля поплавать в такой маске под водой и доследить дно местной речки вонючьки. Вот взяли мы по такому противогазу, фильтры были не нужны, но дополнительно набрали хоботов. Идея была проста: скрутить несколько хоботов на длину до 2-хметров и конец закрепить в пенопластовый поплавок. Поплавать так и не удалось. Через несколько дней пришел отец в сопровождении милиции и забрали нашу амуницию. Видать им самим захотелось поплавать под водой. Непонятно только за что всыпали. biggrin.gif

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Walter @ Feb 8 2009, 06:00 PM)
Рассказу-ка я вам свою личную историю о подводной археологии.

Было мне тогда годков 14-ть, нашли мы с пацанами в какомто школьном помешении резиновые противогазные маски. в моменте появилась мысля поплавать в такой маске под водой и доследить дно местной речки вонючьки. Вот взяли мы по такому противогазу, фильтры были не нужны, но дополнительно набрали хоботов. Идея была проста: скрутить несколько хоботов на длину до 2-хметров и конец закрепить в пенопластовый поплавок. Поплавать так и не удалось. Через несколько дней пришел отец в сопровождении милиции и забрали нашу амуницию. Видать им самим захотелось поплавать под водой. Непонятно только за что всыпали. biggrin.gif

Из личного опыта, стёкла в противогазной маске расположены под разными углами, и если не суше это не является помехой, то под водой левый глаз смотрит впарво, а правый соответственно наоборот... wacko.gif

И хоть противогазную маску у меня никто не отбирал, поплавать в удовольствие не получилось biggrin.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мои изыски в данной области:

Хламок из башни Т-55

http://sammler.ru/index.php?showtopic=10490

Странный штык. Я его,_грешным делом,_ под водой за древний Рим принял,_ в зобу дыханье сперло аж laugh.gif

http://sammler.ru/index.php?showtopic=11486

И монетка,_ сомнительного происхождения rolleyes.gif

post-106-1234115579_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хаим, если монетка лишняя, то можешь её ко мне пристроить. Чтобы сомнений не было. drinks_cheers.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...