Перейти к содержанию

Бельгийский дивизион бронемашин на русском фронте.


Titan 65

Рекомендуемые сообщения

13 октября 1915 года Король Бельгии Альберт I передал в дар Российскому Императору Николаю II дивизион бронеавтомобилей, прибывшие в Россию через Архангельск. Дивизион участвовал в сражениях на Восточном фронте. Вернулся на родину в 1918 году через Владивосток и США. Хотелось бы побольше узнать об этом подразделении, выпускались ли какие-либо памятные знаки? С уважением.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бельгийский бронеотряд (Corps Expeditionnaire des Autos-Canons-Mitrailleuses Belges en Russie) воевал с января 1916. В нем было 350 человек, 13 броневиков (бронеавтомобили Mors и Pegeaut : 6 с 37мм пушкой, 4 с пулеметами, 3 невооруженных), 26 легковых и грузовых машин, 18 мотоциклов и др.техника.

http://www.greatwardifferent.com/Great_War...a/Russia_00.htm

http://www.greatwardifferent.com/Great_War...divostok_01.htm

 

Бронеатомобиль Mors.

mors.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бронеатомобиль Pegeaut.

pegeaut.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...
в Брюссельском музее армии хранится форма какого-то бельгийца с русскими знаками отличия члена экипажа бронеавтомобиля. Уж не из этого ли дивизиона?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

QUOTE (Titan 65 @ Feb 22 2010, 08:28 PM)
...Хотелось бы побольше узнать об этом подразделении ...

Тема очень интересная, поэтому через 4 года, дополню информацией полученной из разных источников (к великому сожалению сайты имеют свойство закрываться).

 

Итак:

 

Бельгийцы прибыли в Архангельск 13 октября 1915 года. На некоторое время их расквартировали в Петергофе. Суровая русская зима послужила причиной выдачи бельгийским офицерам и солдатам зимней формы одежды, пошитой специально для них — весьма колоритных полушубков и папах. 6 декабря 1915 года состоялся Высочайший смотр дивизиона в Царском Селе, а спустя месяц он прибыл на Юго-Западный фронт. В бельгийских источниках этот дивизион официально именуется как «Экспедиционный корпус бельгийских пушечно-пулеметных автомобилей в России» (Corps Expeditionnaire des Autos-Canons-Mitrailleuses Beiges en Russie).

 

В штат дивизиона входили 350 человек личного состава, 13 бронеавтомобилей (6 пушечных, 4 пулеметных и 3 командирских), 6 легковых машин, 20 грузовиков, 18 мотоциклеток и 130 велосипедов. Основными типами бронеавтомобилей были «Морс» и «Пежо».

 

 

На фото: Император Николай II на смотре Бельгийского бронедивизиона в Царском Селе. Декабрь 1915 года (РГАКФД).

post-268-1417693695_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На фото: Представители штаба 9-й армии и офицеры Бельгийского бронедивизиона у броневика «Морс». Юго-Западный фронт, январь 1916 года (РГАКФД).

post-268-1417693811_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На фото: Бельгийский бронедивизион в Збараже. Юго-Западный фронт, август 1916 года. На переднем плане командирские броневики «Морс» (РГАКФД).

post-268-1417693895_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На фото: Русские и бельгийские солдаты у броневика «Морс». Лето 1916 года (АСКМ).

post-268-1417693954_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дивизион воевал в составе русской армии и после Октябрьской революции 1917 года. Лишь после заключения Брестского мира бельгийцы начали свое возвращение на родину. Путь на север, в Мурманск, был закрыт, и бельгийские бойцы, не желая ввязываться в Гражданскую войну, разобрали все бронеавтомобили дивизиона и выдвинулись во Владивосток по Транссибирской магистрали (стоит, однако отметить, что отдельные чины дивизиона, позже объявленные королем Альбертом I дезертирами, поступили в Красную армию и в авто-отряд атамана Семенова).

В апреле 1918 года на американском корабле SS Sheridan бельгийцы отплыли в Сан-Франциско.

 

На фото: Личный состав бельгийского бронедивизиона по прибытии в Сан-Франциско.

post-268-1417694240_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В июне 1918 года они уже были в Нью-Йорке, а двумя неделями позже прибыли в Париж — отправную точку своего путешествия.

 

На фото: Бельгийская бронеколонна в Париже перед отправкой в Россию. Они тогда не знали что их ждет впереди.

post-268-1417694371_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В сражениях бельгийцы себя зарекомендовали хорошо, отмечалась их эффективность в уничтожении вражеских пулеметных точек. За все время, проведенное на фронте, дивизион потерял несколько бронеавтомобилей и 15 человек личного состава убитыми, наибольшие потери произошли в бою у села Конюхи. Впоследствии некоторые бельгийцы были отмечены Георгиевскими крестами за проявленную отвагу.

 

На фото: Георгиевские кресты, принадлежавшие солдату 2-й батареи Бельгийского броневого автомобильного дивизиона Августу Ван де Вурду (Auguste Van de Voorde).

 

post-268-1417694571_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Бельгии заслуги солдат и офицеров Экспедиционного корпуса, кроме орденов и медалей, были отмечены специальной планкой.

 

Планка экспедиционный корпус в России, модель №1 на ленте медали В память войны 1914-1918 гг..

 

post-268-1417695604_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще одно интересное фото: Парад бельгийского бронедивизиона в Калифорнии в честь прибытия в Америку. Сан-Франциско, лето 1918 года. Видно, что многие награждены Георгиевскими крестами.

post-268-1417699239_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спустя 12 лет после вынужденного кругосветного путешествия ветераны дивизиона АСМ встретились в Брюсселе, 1930 год.

post-268-1417699337_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ещё немного интересной информации http://www.inieberega.ru/node/35, ещё в 90-х была статья в военно-историческом журнале лет 20 назад
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые Камбат и вася 13. icon_daumenhoch.gif Очень хорошо!

Попробую дополнить. Фотографии, в основном, из коллекции Королевского музея Армии в Брюсселе и из мемуаров участникив Русского вояжа".

Врачи корпуса: Бико и Брасса (Biquet et Bassine) в Форте Лир (Fort de Lierre), который входил в оборонительные сооружения вокруг Антверпена. С 29 сентября по 3 октября 1914 корпус, вместе с др. полками, участвовал в обороне Антверпена, после чего отступил к Эйзеру (Yser), гди находились до отправки в Россию.

post-268-1417970762_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Майор Брасса - почетный доктор медицины, написал книгу мемуаров "Моя Русская Кампания".

post-268-1417971297_thumb.jpg

Изменено пользователем Gucul
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Марсел Тири (Marcel Thiry) опубликовал книгу воспоминаний "Кругосветное путешествие по войне бельгийских механизированных пушек", основанную на неопубликованных своих и своего брата дневниках.

post-268-1417975810_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Август Тири и Дирк Ван Климпут (August Thiry, Dirk Van Cleemput) опубликовали книгу "Путешественники через Большую Войну".

post-268-1417976886_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Gucul @ Dec 7 2014, 10:37 PM)
Майор Semet - командир корпуса в Росии.

если я не ошибаюсь на плечах погоны русского подполковника,никто не знает это как то регламентировалось или народное творчество( по примеру Дениса Давыдова в армяке с иконой на груди)чтобы не спутали с противником

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE
вася 13  Дата Dec 7 2014, 11:36 PM
 
QUOTE (Gucul @ Dec 7 2014, 10:37 PM)
Майор Semet - командир корпуса в Росии.

если я не ошибаюсь на плечах погоны русского подполковника,никто не знает это как то регламентировалось или народное творчество( по примеру Дениса Давыдова в армяке с иконой на груди)чтобы не спутали с противником

В мае 1916 майор Семет сменил майора Колона, которого отозвали в Бельгию. (Le Major Semet remplace Collon rappelé en Belgique.)

Источник:http://panzerbattleguide.be/category/la-grande-guerre/

Как версия, Семет мог получить русские полковничьи погоны в подарок или как более понятные и авторитетные для российских чинов, взаимодействующих с бельгицами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Констант Стирс (Constant Stiers) - ветеран Корпуса бронемашин, рядовой, водитель броневика, обладатель Огненной карты, прошедший бельгийский и русский фронт, русскую революцию и Америку, написал книгу воспоминаний: "80 000 км бельгийского солдата во время войны".

post-268-1418748972_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...