Перейти к содержанию

ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ


Рекомендуемые сообщения

Следующей осенью (2012г) исполнится 100 (!) лет с момента первого исполнения

"Славянки". Становится не по себе, представляя череду лет, событий, людей

(вместе с собств. маленькой причастностью),её казалось бы парадоксальную роль

- объединение и разъединение (расставание) людских потоков, во времени и про-

странстве.

Как музыкальное произведение - марш уникален: связью времён, судьбой автора

(В.И.Агапкин), множеством великолепных текстов к нему, муз. неординарностью в

рамках жанра.

Вряд ли для большинства форумчан интересны чисто музыкальные исследования:

от не-канонической тональности до якобы хасидских напевов (?!). Пожалуй, умес-

тен для каждого подход, к-рый привожу по мотивам одного стихотворения Анны

Ахматовой: не только мы пытаемся постичь музыку, но и музыка (как духовная суб-

станция) пытается нас постичь, высвечивая в наших "потёмках"(душах) что-то со-

звучное, памятное, светлое, родное...

 

Итак, "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ - новейший марш к событиям на Балканах. Посвящает-

ся всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина"

 

 

Наступает минута прощания,

Ты глядишь мне тревожно в глаза,

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза.

 

Дрогнул воздух туманный и синий,

И тревога коснулась висков,

И зовёт нас на подвиг Россия,

Веет ветром от шага полков.

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

(Не все из нас придут назад)

Прости-прощай, прости-прощай…

 

Летят-летят года,

Уходят во мглу поезда,

А в них — солдаты.

И в небе тёмном

Горит солдатская звезда.

А в них — солдаты.

И в небе тёмном

Горит солдатская звезда.

 

Лес да степь, да в степи полустанки.

Свет вечерней и новой зари —

Не забудь же прощанье Славянки,

Сокровенно в душе повтори!

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Прости-прощай, прости-прощай…

 

Нет, не будет душа безучастна —

Справедливости светят огни…

За любовь, за великое братство

Отдавали мы жизни свои.

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Не все из нас придут назад.

 

Летят-летят года,

А песня — ты с нами всегда:

Тебя мы помним,

И в небе тёмном

Горит солдатская звезда.

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Прости-прощай, прости-прощай…

 

 

post-244-1324485857_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда надежды поют, как трубы,

их зов дурманит, как сладкий дым.

Они предельны, они сугубы,

и так несложно поверить им.

И вот - дорога, и вот - стоянка,

вокзал и площадь - в цветах, в цветах.

Восток дымится. Прощай, славянка!

Трубач смеётся, шинель в крестах.

 

Воспитан славой, к смертям причастен,

попробуй вспомни, ловя цветы,

какому зову ты был подвластен,

какому слову поверил ты...

Броня надёжна, тверда осанка,

припев беспечен: всё "ай" да "эй"...

А трубы просят: не плачь, славянка!

Но как, скажите, не плакать ей?

 

Пройдёт полвека. Другие губы

обнимут страстно мундштук другой.

И вновь надежды поют, как трубы.

Поди попробуй, поспорь с трубой.

А век не кончен, поход не начат.

Вокзал и площадь - в цветах, в цветах.

Трубач смеётся, славянка плачет,

восток дымится. Земля в крестах.

 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для ценителей маршинга - норвежская Королевская Гвардия.

(Смотреть натовцев лучше на полном экране.)

 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Готовил данную статью для одного журнала

Столетие бессмертной "Славянки"

 

Есть в живописи и музыке творения, которые могут по праву считаться лицом (или как бы сейчас сказали брендом) того или иного государства. В период перестройки в 90-х годах Россия искала себе новый гимн и многие деятели культуры предлагали таковым сделать бессмертный марш "Прощание славянки", автором которого является Василий Агапкин. В наше время, трудно себе представить военный парад, большой праздник, проводы в армию, проводы поездов на вокзалах, да и просто выступление духового оркестра без этого марша. Марш "Прощание славянки" выражает состояние души народа в момент наивысших потрясений и слушать его часто невозможно без слез... Кажется, эта музыка, уже век приникающая в наши сердца (в 2012 году отмечается 100-летие), вросла в наш ментальный ген, стала его сущностной составляющей. "Прощание славянки" неотделимо от нас, от нашей истории, от того, что мы называем Отечеством.

Будущий автор 12 строевых и 9 встречных маршей, а также вальсов, романсов родился 15 февраля 1884 года в бедной крестьянской семье. Ему едва исполнился год, когда скончалась мать. Семь лет спустя Василий и три его младшие сестры остаются на попечении мачехи – надорвав силы на разгрузке барж в астраханском порту, умирает отец.

Окончив три класса приходской школы, Агапкин был вынужден поступить воспитанником в 308-й Царевский резервный батальон, размещавшийся в Астрахани. Проучившись пять лет, Василий стал солистом в оркестре. Почувствовав, что сможет самостоятельно работать, юный музыкант в 1899 году уезжает на Кавказ, в город Петровск (ныне Махачкала), где поступает в Аварский резервный пехотный батальон. 15-летнему трубачу установили очень низкое жалование – всего 10 рублей, часть которого он регулярно высылал сестрам.

В 1900 году Агапкин перебирается в Грозный, где ему предложили оклад вдвое больший, чем ранее. Теперь он солист оркестра 82-го пехотного Дагестанского полка. Еще через год Агапкин получает приглашение отправиться в Александрополь (затем Ленинакан, сейчас Гюмри), в 45-й драгунский Северский полк, там он получает уже 30 рублей в месяц. Потом он играет в оркестрах 43-го и 16-го драгунских полков.

После завершения в 1910 году действительной службы Василий мечтает уехать в Москву и поступить в консерваторию. Но недостаток денежных средств (по-прежнему надо помогать младшим сестрам) вынуждает его остановиться в Тамбове. Он – сверхсрочник в 7-м запасном кавалерийском полку, штаб-трубач. Одновременно занимается в городском музыкальном училище и тогда же увлекается композицией.

Это случилось осенью 1912 года, когда участились набеги турецких янычар на сербские города. Сербы героически сражались, уходя в партизанские отряды. Их провожали жены и матери, прощаясь, быть может, навсегда. В российских газетах тогда одной из самых популярных была сербская тема и рассказы о том, как сражаются «братушки».

На этой патриотической волне у Агапкина начала «вызревать» мелодия. Она мучила его несколько дней, пока однажды не заструилась сама из-под клавиш пианино. Это был марш. Но очень уж «неправильный», в тональности ми-бемоль минор. Тогда такие марши никто не писал, считая, что они должны быть бравурными, будить подъем душевных сил, а не грусть! А тут при его исполнении сами по себе становятся влажными глаза.

Но где они сегодня, эти скептики? А марш, который Агапкин назвал «Прощание славянки», до сих пор будоражит души миллионов людей. И мало кто знает, что он «расписан» по ролям. Флейты, кларнеты и саксофоны «плачут» вместе с женщинами, а трубы и ударные зовут мужчин на фронт.

В 1915 году, окончив обучение, был удостоен звания военного капельмейстера (дирижера оркестра), однако смог получить соответствующую должность лишь в 1917 году, когда в России победила Февральская революция.

Капельмейстером в 7-м запасном кавалерийском полку Агапкин оставался до 20 марта 1918 года, пока волна реорганизации старой армии не дошла до Тамбова. Около четырех месяцев Василий Иванович руководил оркестром при Тамбовском союзе оркестровых музыкантов. В июле 1918 года он добровольно вступает в Красный гусарский Варшавский полк в качестве капельмейстера и осенью вместе с ним отправляется на Южный фронт, где находится более года – до того, как его валит с ног сыпной тиф.

Выздоровев, Агапкин в марте 1920-го на два месяца уезжает к семье в Тамбов, чтобы окрепнуть после тяжелой болезни. С мая он создает оркестр 115-го (впоследствии 74-го) батальона войск ВЧК, а потом – такой же коллектив в 27-м отдельном батальоне войск ГПУ. Так Василий Иванович впервые проявил себя и как хороший организатор. В короткие сроки возглавляемые талантливым дирижером оркестры освоили разнообразный и интересный репертуар, после чего с большим успехом выступали в Тамбове.

Летом 1922 года наконец-то осуществилась давняя мечта Агапкина: его переводят в Москву, на должность капельмейстера 17-го особого полка войск ОГПУ. Однако через год часть расформировывается, и Агапкину приходится искать себе новое место работы. Он устраивается капельмейстером 1-й Московской школы Транспортного отдела ОГПУ.

Правда, в аттестации от 31 декабря 1925 года было отмечено, что Агапкин политически развит слабо, не любит замечаний, самолюбив. В то же время его ценят как профессионала: «Дело свое любит и знает. Авторитетом среди подчиненных пользуется. Исполнительный. Занимаемой должности соответствует». В последующих аттестациях политическое развитие капельмейстера оценивалось как удовлетворительное, зато подчеркивалось, что он хороший руководитель оркестра, дело свое знает и любит...

В 1930 году Агапкина приглашают на должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (с июля 1934 года Центральная школа НКВД СССР, с марта 1939-го Высшая школа НКВД СССР). Василий Иванович быстро сколачивает высококлассный коллектив военных музыкантов, проявляя при этом неутомимую энергию. Оркестр Центральной школы регулярно выступает в саду «Эрмитаж», неизменно привлекая всеобщее внимание слушателей.

Когда началась Великая Отечественная война, Агапкину было уже 57 лет, он являлся одним из ветеранов военно-музыкального дела в Советском Союзе. Именно ему, в ту пору руководителю оркестра Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения, доверили дирижировать сводным оркестром на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Не имея достаточного времени для репетиций, в условиях строгой секретности организации самого парада Василий Иванович сумел так подготовить музыкантов к выступлению, что ему была объявлена благодарность наркома обороны СССР Сталина.

В марте 1942-го Агапкина направляют в эвакуацию в Новосибирск, капельмейстером в Московское военно-техническое училище НКВД. За полтора года музыканты оркестра этого учебного заведения под руководством Василия Ивановича существенно повысили исполнительское мастерство: их репертуар стал разнообразие и включал не только строевые марши. В коллективе сложился хороший состав исполнителей, он приобрел заслуженный авторитет в городе на берегах Оби, выступая на фабриках и заводах, в госпиталях.

Оркестру под руководством Агапкина поручалось весной и осенью 1943 года обеспечение музыкального сопровождения встреч в аэропорту Новосибирска возвращавшихся из Москвы в США личных представителей американского президента Джозефа Девиса и Дональда Нельсона. Они высоко оценили исполнительское мастерство коллектива и поблагодарили его дирижера.

В ноябре 1943 года поступило распоряжение об откомандировании полковника административной службы Агапкина в Москву. Он назначается капельмейстером оркестра Высшей школы НКГБ СССР. В 1944 году ее начальник в представлении Василия Ивановича к государственной награде указывал, что оркестры, которыми тот руководил, отличались высокой культурой исполнения, сложностью и разнообразием репертуара, отличной слаженностью и образцовой строевой подготовкой. За время своей музыкальной деятельности Агапкин воспитал немалое количество музыкантов, многие из которых солируют в государственных оркестрах или служат капельмейстерами.

15 марта 1946 года в ходе послевоенной реформы исполнительных органов власти НКГБ преобразовали в Министерство государственной безопасности СССР. В число подразделений этого ведомства вошел и Образцовый оркестр МГБ, дирижером которого в 1947 году стал Агапкин. Он подобрал очень способных исполнителей, в результате чего коллектив быстро завоевал уважение московской общественности и ценителей музыки, участвовал в праздничных мероприятиях на Красной площади 1 мая и 7 ноября.

Вопреки преклонному возрасту Василий Иванович неутомимо трудился, проводил репетиции оркестра и дирижировал его выступлениями. Он передавал свои знания музыкантам, организовал и проводил лекции для специалистов по истории русской классической и советской музыки.

Василий Иванович скончался 29 октября 1964 года на 81-м году жизни, и похоронен на Ваганьковском кладбище. А на его памятнике выгравированы первые ноты его знаменитого марша…

Имя автора забывается лишь в двух случаях: либо когда произведение его серо, либо когда оно приобрело такую популярность, что его начинают считать народным творением. Последнее случилось с маршем Агапкина…

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гениальность текста "Прощания славянки" в том, что она подходит всем поколениям русских солдат. А то как-то странно слышать сегодня от грязно-крапчатого строя "Взвейтесь, соколы, орлами".

Еще один пример гениальности такого рода - книга Шолохова "Тихий Дон" и одноименный фильм Герасимова. Он актуально и правдиво смотрелся в советские годы и так же честно воспринимается сейчас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...