Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Один из удивительных образцов церковного зодчества. Любопытно, как он сохранился от разрушения в советское время? (Понятно, что на фотографиях он отреставрирован) 

 

post-3976-0-31693900-1625255045_thumb.jpg

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Храм Вознесения Господня в ст. Курганной заложен в 1906 году по инициативе и трудами станичного атамана урядника Трофима Зинченко. 

 

post-3976-0-60266900-1625255139_thumb.jpg

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Построен по проекту архитектора А.П.Косякина в русско-византийском стиле; за время службы им было построено 9 храмов на Кубани.

 

Среди других работ архитектора – Кубанский Мариинский институт благородных девиц, признанный лучшим проектом на Международной выставке в Париже. 

 

post-3976-0-70981500-1625255220_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец архитектора, генерал-майор, долголетний бывший старший помощник Наказного Атамана ККВ, был убит в Майкопе в 1918 году. Красные пытали 75-летнего старика, а потом убили: отрубили голову и выбросили тело на улицу (бытует версия, что посадили на кол). 

 

post-3976-0-72422700-1625255304_thumb.jpg

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарю за отклики!

Сейчас в теме "Конвойцы" размещу фотографию инициатора и непосредственного участника строительства храма - урядника Т.Зинченко.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, очень красивый храм! Таким не только станица, но и любой город мог бы гордиться.

 

А сохранность храма в 30-е годы зависела от местного руководства. Если председатель райисполкома на идеологии был зациклен, то ломали. А если на этом месте хозяйственник оказывался, то помещения храмов, как правило, использовались под хозяйственные нужды - как склады, зернохранилища и т.п. (полезная площадь-то какая, и подвалы наверняка просторные). При этом порой даже кресты с куполов не снимали (как минимум три таких случая знаю). Продержаться нужно было примерно десять лет, так как в 1940-м году вышло Постановление о запрете сноса храмовых зданий. Правда в хрущевские времена это "упущение" быстро наверстали, но тут уже при поддержке местной интеллигенции можно было статус Памятника архитектуры получить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И раз уж помянули отца архитектора, то на него у меня такая вот информация:

 

КОСЯКИН Петр Иванович 

 

Родился 4 октября 1842 года, из дворян Кавказского Линейного казачьего войска. Православный. Женат, 2 сына и 3 дочери.

 

Окончил артиллерийскую бригадную школу.

В службу вступил 25 ноября 1859 года канониром в конно-артиллерийскую бригаду КЛКВ. В 14-й конно-артиллерийской батарее Кубанского Казачьего войска (…1861 – 1863…). В Екатеринодарском конном полку ККВ (...1876 – 23 сентября 1885). Командующий 2-м Кубанским (льготным) полком ККВ, числится в 1-м Кубанском конном полку ККВ (23 сентября 1885 – 23 марта 1889). Командир 1-го Кубанского конного полка ККВ (23 марта 1889 – 23 сентября 1897). Атаман Темрюкского отдела Кубанской области (23 сентября 1897 – 27 января 1899). Атаман Майкопского отдела Кубанской области (27 января – 2 апреля 1899). Командир 1-й бригады 2-й Кавказской казачьей дивизии (2 апреля – 18 июня 1899). Атаман Майкопского отдела Кубанской области (18 июня 1899 – 20 января 1907). Старший помощник Начальника Кубанской области, помощник Наказного атамана и Наказный атаман Кубанского Казачьего войска (20 января 1907 – 2 декабря 1916). В отставке по болезни (с 2 декабря 1916).

 

В начале XX века Горькореченский хутор (основанный в 1824 году и расположенный в гористой местности на правобережье Кубани, в 20 километрах восточнее города Армавир) в честь генерал-майора П.И. Косякина был переименован в станицу Косякинскую.

 

Кроме всего прочего, в последние годы жизни неоднократно избирался действительным членом Кубанского Местного Управления Российского общества Красного Креста.

 

В службе с 25 ноября 1859 г., офицером (хорунжим за боевые отличия) – с 6 (или 7) марта 1863 г., сотником – с 28 (или 16) сентября 1868 г., есаулом – с 17 февраля 1876 г., войсковым старшиной (майором) (за отличия по службе) – с 26 февраля 1881 г., войсковым старшиной (переименован в подполковники) – с 6 мая 1884 (с прежним старшинством) г., полковником (за отличия по службе) – с 23 марта 1889 г., генерал-майором (за отличия по службе) – с 2 апреля 1899 г., генерал-лейтенантом (при выходе в отставку) – с 2 декабря 1916 г.

 

Участвовал в кампании 1862-1863 («за отличие, оказанное им в делах с горцами во время действий Залабинских отрядов зимою 1861-1862 годов» награжден Знаком Отличия Военного ордена).

 

ЗОВО 4-й степени № 17810 (1863), С3 с мечами и бантом (1865), А3 (1873), С2 (1888), А2 (1892), С1 (1905), А1 (1909), В2 (1913).

 

Убит (зарублен) большевиками 23 августа 1918 года в Майкопе. 

 

 

post-2405-0-52604700-1625379007_thumb.jpg

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, очень красивый храм! Таким не только станица, но и любой город мог бы гордиться.

 

А сохранность храма в 30-е годы зависела от местного руководства. Если председатель райисполкома на идеологии был зациклен, то ломали. А если на этом месте хозяйственник оказывался, то помещения храмов, как правило, использовались под хозяйственные нужды - как склады, зернохранилища и т.п. (полезная площадь-то какая, и подвалы наверняка просторные). При этом порой даже кресты с куполов не снимали (как минимум три таких случая знаю). Продержаться нужно было примерно десять лет, так как в 1940-м году вышло Постановление о запрете сноса храмовых зданий. Правда в хрущевские времена это "упущение" быстро наверстали, но тут уже при поддержке местной интеллигенции можно было статус Памятника архитектуры получить.

Спасибо, Михаил :drinks:  

 

В предвоенное время самые большие по населению станицы Кубани – порядка 40 и более тыс. жителей, со многими храмами, со своими  гимназиями, ботаническими садами (и даже тюрьмами), такие, как Лабинская – стояли на уровне городов Владимира, Новороссийска и были больше Пскова. 

 

Курганная, о которой здесь речь – почти равнялась с Тобольском и была такой же по населению, как, к примеру, Саранск.

 

 

Склады (хоз. и стеклотары) при огромном храме помню из детства. В «самоволках» из пионерлагеря лазили туда – интересно было, приключение…

 

Насчет запрета сноса храмовых зданий в 1940-м – выполнялось ли это Постановление? Как писал в соседней теме – Архангельский собор в ст. Константиновской разрушили в апреле 1941 г.

 

 

Подробная биосправка и портрет П.И.Косякина, конечно, имеются. Благодарю, что разместили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Курганная, о которой здесь речь – почти равнялась с Тобольском и была такой же по населению, как, к примеру, Саранск.

Тогда, получается, этот храм в станице был не единственным, потому что, даже при таких размерах, вместить всех прихожан он явно не мог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Курганная, о которой здесь речь – почти равнялась с Тобольском и была такой же по населению, как, к примеру, Саранск.

Тогда, получается, этот храм в станице был не единственным, потому что, даже при таких размерах, вместить всех прихожан он явно не мог.

 

Да, конечно. В станице была еще, например, Казанская церковь, построенная в 1874 году, деревянная, но "здание церкви обширное".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет запрета сноса храмовых зданий в 1940-м – выполнялось ли это Постановление? Как писал в соседней теме – Архангельский собор в ст. Константиновской разрушили в апреле 1941 г.

Эх, это одна из моих маленьких трагедий как историка. Текст того Постановления (то ли ЦК ВКП(б), то ли даже Политбюро ЦК) мне случайно попался в Сети около двадцати лет назад. Тогда он мне был ни к чему, сохранять я его не стал, но в памяти кое-что застряло. Это ведь, по большому счету, историческая сенсация - что потепление отношений между советской властью и Церковью началось не в 1943-м году, а еще до войны. С тех пор несколько раз пытался найти текст этого документа (когда понадобилось), но безуспешно.

 

Еще, помнится, в том Постановлении говорилось о массовой амнистии в отношении священнослужителей. И подтверждением тому могут служить несоответствия, несколько раз встречавшиеся мне при работе с биографиями старых батюшек. Вроде того, что "в 1938 году был осужден на пять лет лагерей", а "на начало войны работал в Москве шофером".

 

Но интереснее всего было бы прочесть даже не фабулу, а "вступиловку" того документа, ведь все эти меры с точки зрения государственной целесообразности должны были как-то объясняться. И если сохранение храмовых зданий еще можно - чисто по логике - как-то подогнать под народное хозяйство, мобилизационный план, использование колоколен в качестве опор для радиотрансляторов или парашютных вышек, то амнистию сколь-либо внятно объяснить трудно.

 

Что до того храма, который был снесен в апреле 1941-го, так опять же - местная власть могла подсуетиться: составили акт об аварийном состоянии, и т.д., и т.п. Кстати, это могло оказаться и правдой: в царское время архитекторы, бывало, тоже косячили. Знаю два храма, где кирпичные своды трапезных оказались таким тяжелыми, что уже через десять лет стены трещинами пошли. Здесь каждый случай конкретно рассматривать нужно. Но на общем фоне, снос храмов в 40-е - это всё же достаточно редкое исключение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Сети упоминается, что этот документ назывался "Выписка из протокола № 98 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 г." с подзаголовком «Вопросы религии» за подписью И.В. Сталина.

Но, далее констатируют, что он сфальсицифирован, и в природе такого документа не было....

 

Вот, якобы, его текст:

 

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! СТРОГО СЕКРЕТНО

 

Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

№ 1697/13 11. 11. 1939 г. товарищу Берия Л. П.

 

Выписка из протокола № 98 заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939 г.

 

Решение от 11 ноября 1939 года Вопросы религии.

 

По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:

1). Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

 

2). Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 “О борьбе с попами и религией”, адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК — ОГПУ — НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и право-славноверующих, — отменить.

 

3). НКВД СССР произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.

 

4). Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.

 

Секретарь ЦК....

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Сети упоминается, что этот документ назывался "Выписка из протокола № 88 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 г." с подзаголовком «Вопросы религии» за подписью И.В. Сталина.

Но, далее констатируют, что он сфальсицифирован, и в природе такого документа не было....

Спасибо!

Да, сейчас пытаюсь найти полный текст, но выпадает пока один и тот же объемный материал Игоря Курляндского, где сам текст той Выписки (подлинной или сфальсифицированной) почему-то не приводится. А хотелось бы проанализировать и какие-то выводы сделать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В Сети упоминается, что этот документ назывался "Выписка из протокола № 88 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 г." с подзаголовком «Вопросы религии» за подписью И.В. Сталина.

Но, далее констатируют, что он сфальсицифирован, и в природе такого документа не было....

 

Спасибо!

Да, сейчас пытаюсь найти полный текст, но выпадает пока один и тот же объемный материал Игоря Курляндского, где сам текст той Выписки (подлинной или сфальсифицированной) почему-то не приводится. А хотелось бы проанализировать и какие-то выводы сделать.

Текст прикрепил выше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 В Сети упоминается, что этот документ назывался "Выписка из протокола № 88 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 г." с подзаголовком «Вопросы религии» за подписью И.В. Сталина.

Но, далее констатируют, что он сфальсицифирован, и в природе такого документа не было....

Спасибо!

Да, сейчас пытаюсь найти полный текст, но выпадает пока один и тот же объемный материал Игоря Курляндского, где сам текст той Выписки (подлинной или сфальсифицированной) почему-то не приводится. А хотелось бы проанализировать и какие-то выводы сделать.

Текст прикрепил выше.

Еще раз спасибо!

Но разговоры на эту тему, думаю, здесь следует прекратить (хотя кое-какие мысли есть). И так уже получилось, что тему Павлу Николаевичу я порядком замусорил. Прошу прощения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коллеги, вам не за что извиняться. Важный вопрос подняли - но, конечно, не будем здесь его продолжать...

Отыскал еще несколько снимков этого храма.  

 

 

post-3976-0-70438000-1625430816_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Строители храма А.Бондаренко, И. Перфильев, Б.Николаев (сохранившиеся имена)

 

post-3976-0-88766600-1625602406_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каждый двор вносил определенную лепту в начатое строительство. Существовал график, согласно которому каждый день определенные дворы выделяли подводы, рабочую силу, куриные яйца для раствора.

 

Расписывать храм пригласили живописцев из Киевского художественного училища, последователей и учеников Васнецова. Живопись выполнена в стиле учителя, и многие фрагменты фресок имеют сходство с живописью Свято-Владимирского собора в Киеве.

 

В Свято-Вознесенском храме три престола, три двери, три иконы. В правой стороне расположена икона Николая Угодника. В левой стороне объединили две иконы: Казанской Богоматери и Пантелеймона. Храм по архитектуре напоминает собор Святого Петра в Риме: внутреннее освещение, готическая форма окон. Огромный куб в основании венчается пятью куполами, их поддерживают четыре колонны. Алтарная часть состоит из трех апсид. Трапезная часть имеет два яруса окон и хора. Колокольня – четырехъярусная, наверху – звонница и купола. Семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.

 

По всей окружности храма расположено 112 окон.

 

post-3976-0-22779200-1625602540_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Сети упоминается, что этот документ назывался "Выписка из протокола № 98 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 г." с подзаголовком «Вопросы религии» за подписью И.В. Сталина.

Но, далее констатируют, что он сфальсицифирован, и в природе такого документа не было....

 

Вот, якобы, его текст:

 

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! СТРОГО СЕКРЕТНО

 

Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

№ 1697/13 11. 11. 1939 г. товарищу Берия Л. П.

 

Выписка из протокола № 98 заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939 г.

 

Решение от 11 ноября 1939 года Вопросы религии.

 

По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:

1). Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

 

2). Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 “О борьбе с попами и религией”, адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК — ОГПУ — НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и право-славноверующих, — отменить.

 

3). НКВД СССР произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.

 

4). Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.

 

Секретарь ЦК....

..через двадцать лет исполнения, решили отменить указ, благодетели прям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

2). Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 “О борьбе с попами и религией”, адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК — ОГПУ — НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и право-славноверующих, — отменить.

 

 

..через двадцать лет исполнения, решили отменить указ, благодетели прям.

 

Да, в том-то и дело, что ничего не отменяли. п.2 - фикция, примеров достаточно.

Но мы договорились не поднимать здесь эту тему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полагал, что главное о Храме Вознесения Господня кратко изложил и показал. Но… обнаруженные в сканотеке фотографии не дают пройти мимо этого чуда церковной архитектуры. 

Храм в разное время

Храм зимой

 

post-3976-0-99316200-1625677025_thumb.jpg

post-3976-0-74088900-1625677037_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...