Перейти к содержанию

Окупанты во Владивостоке.


Рекомендуемые сообщения

К сожалению , совсем мало время , дальнейший показ немного откладывается .

Но , сейчас имеется вопрос ...

У меня есть копия письма - воспоминания , господина WILLIAM H SMITH , военнослужащего Американского Сибирского Экспедиционного корпуса, 31-й полк пехоты.

Необходим грамотный перевод , кто сможет помочь ?

Наилучшие ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выставить то можно , но это долго, много и не удобно .. и не уверен , что при таких размерах (Максимальный размер файла на форуме : 150к) , можно что-то прочитать ..

Я могу сканы отправить на "мыло" , а вот затем , после перевода , опубликуем весь текст ... Какие мысли ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получил. Необычный почерк, но при медленном чтении практически все понятно. Через пару дней вывешу здесь краткое изложение, а там будьем погльядэт.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уильям А. Смит, шт. Орегон, 12.12.1972

 

«Потрясающее повествование об условиях жизни в Сибири, коих я был свидетелем в 1918-1919 г.г.»

Перевод с незначительными сокращениями

 

Страна, лежащая между Владивостоком (В.) и Харбином, напоминает Ю.Дакоту и Монтану – холмистая и поросшая дубом, березой и пр. низкорослыми твердыми породами деревьев. Почва плодородна и при использовании надлежащих методов могла бы давать хорошие урожаи зерновых.

 

Россия – самая большая страна в мире, в три раза больше США, и люди там привыкли все мерить большими числами. О четырех тысячах миль они говорят как будто о четырех городских кварталах.

 

Я прибыл во В. с миссией Красного Креста после незабываемого перехода через Тихий океан на военном судне - «скотовозе».

 

Из В. поезд полчаса идет на восток, потом поворачивает на север, проходит длинный туннель и примерно 20 миль идет по восточному берегу Амурского залива, исключительно живописному даже в это время года. Легко представить себе эту красоту летом. Люди приезжают сюда издалека – живут на дачах у кромки воды, рыбачат, катаются на лодках и купаются голышом, как на Гавайях.

 

Транссибирская ж.д. на самом деле представляет собой целую сеть линий. От В. до Никольска идет двухпутная линия, оттуда разветвляется на однопутные – на Хабаровск и в Манчжурию. На ст. Карымская они снова соединяются, и двухпутка идет к озеру Байкал, на Иркутск и Омск.

 

Некоторые сопки между В. и Пограничной достигают высоты 300 м, и ж.д. взбирается на них крутыми кривыми. Подвижной состав сильно изношен, паровозы маленькие и отапливаются дровами. Поезд часто застревает, когда идет в гору, зато с горы – только держись и уповай на Всевышнего: тормозами оборудован лишь один вагон из пяти. Страх рухнуть вместе с вагоном в низину только усиливается от сознания того, что кругом бродят организованные шайки бандитов, называющих себя «большевиками». За месяц эти шайки взорвали путь в нескольких местах, и пережитые пассажирами приключения могли бы послужить неплохим материалом для фильма.

 

Мои карманы набиты деньгами – 15 тысяч сибирских рублей. До войны на такие деньги можно было купить приличный дом со всем хозяйством, а сейчас это равняется 30 долларам. Финансовая система – одна из самых тяжелых проблем этой страны. До войны царский рубль стоил 50 центов, но после падения монархии появились всякие керенки и хорватки, и ходят слухи, что нынешнее правительство собирается отпечатать еще что-то новенькое. Сибирский рубль принимают к оплате во В., а в других частях Сибири и в Манчжурии – нет. Курс все время скачет. На Харбинской бирже недавно появились новые деньги, отпечатанные в США – 175 рублей идут за доллар. Но иногда за доллар дают и 300 рублей. С такими скачками курса совершенно невозможно заниматься никаким законным бизнесом!

 

Значительная часть местных рабочих занята на Транссибирской ж.д. Постоянные служащие получают бесплатное жилье с освещением, отоплением и бесплатную медицинскую помощь для себя и семьи – плюс жалованье в среднем 500 руб., т.е. пара долларов, на которые нужно кормиться и одеваться. [Дальше идет подробный расклад жалованья машиниста 1-го класса – всего 650 руб. в месяц.]

 

Пища этих рабочих состоит из черного хлеба и чая, за которыми – когда они вообще есть – нужно стоять в многочасовой очереди. О покупке одежды нечего и думать. Зимой поезда часто приходят с тормозными кондукторами, замерзшими насмерть.

 

На Транссибирской ж.д. работают и поденщики, в основном китайцы. Это совсем бедолаги: они ничего не получают бесплатно, а платят им 2 руб. в день. Как они на это живут – загадка.

 

Рабочие, похоже, неплохо организованы, но скорее взаимной солидарностью, чем какими-либо жесткими установлениями. Поскольку Транссибирская ж.д. находится под военным управлением, забастовки запрещены, и горе прогульщикам! Когда летом группа рабочих не вышла на работу, русский генерал прибыл на станцию с отрядом, отвел забастовщиков за сопку и расстрелял. Часть людей успела скрыться, но их матери, сестры и жены были собраны, раздеты и высечены розгами до крови. Я сам этого не видал, но мне рассказали друзья – очевидцы происшествия.

 

Поденные рабочие в порту живут вполне сносно. Они приходят на работу в девять, устраивают двухчасовой обеденный перерыв, требуют десятиминутного перекура каждый час, а в пять уже шабашат. Над ними нет военного контроля, поэтому они когда хотят – работают, а когда не хотят – говорят «Ничиво, я не хочу». В среднем они зарабатывают 1000 руб. в день, в два раза больше месячного жалованья ж.д. служащих.

 

17 ноября 1918 г. революционеры Гайды устроили хорошую стычку. Несколько американцев, и я в том числе, наблюдали за боем, сидя верхом на лошадях в пяти кварталах оттуда, подальше от шальных пуль. Потом мы поехали посмотреть на место побоища возле ж.д. станции. Перед вокзалом лежали несколько убитых, а внутри вообще был кошмар. Мебель вся изрешечена пулями, кругом трупы, у некоторых головы почти отстреляны, с жуткими выражениями на лицах. В зале ожидания 3-го класса лежали изуродованные тела 18-ти русских дезертиров, найденных среди революционеров и расстрелянных правительственными войсками. Перешедшие на сторону Гайды были захвачены, отделены от остальных и выстроены вдоль высокой бетонной стены по ту сторону площади. Потом их отвели обратно в здание вокзала и остановили на лестничной площадке – а сверху расстрельная команда открыла огонь. Так они там и лежали – скрюченные трупы посреди сотен полумертвых от голода и болезней людей, спасавшихся на вокзале от зимнего холода. Я в первый раз видел такое, и мне захотелось домой еще больше, чем до того… Мне глубоко жаль этих несчастных, погибших за дело, которое они считали правым, и мне отвратительна русская манера сводить политические счеты по ночам.

 

Майор Джонсон несколько раз ездил на станцию, чтобы вывезти оттуда мирных граждан – и каждый раз с большим риском для жизни. Гайда бежал, а большинство его сторонников были ранены, и все потом расстреляны.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей, шикарная подборка фотографий.

По Владивостоку пару лет назад вышла хорошая книга, но в ней почти нет фотографий этого периода. Занялся бы этим!?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 недель спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...