Перейти к содержанию

О награждении духовенства


Рекомендуемые сообщения

10 минут назад, Очаковец сказал:

Трифон (Туркестанов). Коллекция-бомба! Это какая же красота!

Спасибо! 
Действительно это епископ Трифон (Туркестанов) 

22 августа 1914 года отправился на фронт; около года провёл в армии, исполняя обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского полка и благочинного 42-й пехотной дивизии. За отличие во время военных действий был высочайше пожалован панагией на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В настоящее время, Торговый дом «Софрино» тоже выпускает «кабинетные кресты» (отличается малым размером), как бы курьезно это не звучало… В свое время, я говорил с тогдашним директором Пархаевым по этому вопросу, чтобы изменили название, а но он ничего не понял. Если священник носит наперсный крест в кабинете, - значит крест кабинетный, вот как-то так 🤨 ответил г-н Пархаев. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Очаковец сказал:

Для Вашей базы, если интересно...

DSC09648.JPG

DSC09649.JPG

DSC09650.JPG

DSC09651.JPG

DSC09652.JPG

Пара известных крестов 19 века. Для полноты информации. 

IMG_6737.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, исмаил сказал:

Еще один вариант Синодального креста. 

IMG_6732.jpeg

IMG_6733.jpeg

Почему синодальный? Обычный протоиерейский крест.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Major NN сказал:

Почему синодальный? Обычный протоиерейский крест.

Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый (Павловский наперсный крест) — Императорская (в 1797—1881 годах), затем Синодальная награда для православного духовенства, выдававшаяся протоиереям как знак признания их заслуг. Рапорт на имя Преосвяшенного на награждение клирика мог подать настоятель, законоучитель, благочинный. Далее, епископ подавал прошение в Святейший Правительствующий Синод, где учитывались все заслуги кандидата на награждение и к Высокоторжественным дням обычно крест, как награда возлагали на священника. Были случаи, когда губернатор или другое высокопоставленное лицо при посещении храма или монастыря интересовались заслугами священника N и рекомендовали немедля подать рапорт на награждение. Такой порядок относился собственно ко всем иерархическим и государственным наградам РИ. 

 

 

  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, исмаил сказал:

В настоящее время, Торговый дом «Софрино» тоже выпускает «кабинетные кресты» (отличается малым размером), как бы курьезно это не звучало… В свое время, я говорил с тогдашним директором Пархаевым по этому вопросу, чтобы изменили название, а но он ничего не понял. Если священник носит наперсный крест в кабинете, - значит крест кабинетный, вот как-то так 🤨 ответил г-н Пархаев. 

Ну это ещё тот был деятель...🙂

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, исмаил сказал:

... Соглашусь с вами, изначально корона свидетельствовала о монаршей милости, позже, корона стала элементом украшения креста. Но я хотел бы заметить, что большинство крестов и панагий которые были изготовлены в РИ до 1917 года были без корон. 

Решительно не согласен! Императорская корона при монархии - это, среди прочего, один из официальных символов государства, наряду со скипетром, державой и государственным гербом. Использовать его по собственному усмотрению, чисто "для красоты", вряд ли бы кто-нибудь решился. И "утяжеляющий" награду элемент в виде императорской короны к орденам св. Анны и св. Станислава в середине XIX века уж точно не производители наград придумали. А взять хотя бы "клюкву" и ЗООСА, там ведь изображение короны тоже не для красоты добавлено.

Нельзя скидывать со счетов и престижность "кабинетского" креста с украшениями. Конечно, тщеславие для священнослужителей считалось делом греховным (как предтеча гордыни), но Церковь во все времена подчинялась внутреннему распорядку, что сродни армейскому (а порой и похлеще). И в полной "Табели о рангах" для белого и монашествующего духовенства своя графа имелась. Так что для знающих людей (к которым, без сомнения, можно было отнести благочинных, епархиальных архиереев и синодальное начальство) разница во внешнем виде между "кабинетским" и "поднесенным" крестами была очевидна. Потому-то на большинстве дореволюционных фото мы и видим кресты с украшениями без императорской короны наверху - то есть "поднесенные".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, исмаил сказал:

Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый (Павловский наперсный крест) — Императорская (в 1797—1881 годах), затем Синодальная награда для православного духовенства

 

 

Имелось в виду, что под Синодальным крестом обычно подразумевали золотой крест от Св.Синода по отдельному указу, а награды протоиереям по выслуге лет были обычным делом, объявлялись большими списками и как особая награда, в общем, не воспринимались.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

33 минуты назад, MAI сказал:

Потому-то на большинстве дореволюционных фото мы и видим кресты с украшениями без императорской короны наверху - то есть "поднесенные".

Подносных крестов с коронами известно множество.  Вот, левый верхний крест с императорской короной, поднесен в 1904 году единоверческим духовенством Самарской епархии священнику-миссионеру, будущему митрополиту Серафиму (Александрову)

 DSC03624.thumb.JPG.120ae582122cea2bc9859d3102172956.JPG 

Изменено пользователем Major NN
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.11.2023 в 19:28, исмаил сказал:

Для примера. Немиров-Колодкин 

6F3377BE-A687-478A-A29E-321F8EA102FC.jpeg

BD08C369-D5F8-4B5C-93AD-9A6FE30062F5.jpeg

Спасибо! Очень интересно, но еще более запутывает картину. Судя по совершенно однозначному изображению императорской короны, фирма "Немиров-Колодкин" получила на то Высочайшее дозволение, и изготовленные в ее мастерских кресты и панагии вполне могли использоваться как награды из Кабинета ЕВ. Но разброс цен просто обескураживает.

Разумеется, самые дорогие экземпляры могли приобретаться как "поднесенные" - в случае, если одаряемый уже получил "основной кабинетский" крест (и, по сути, право на ношение изображения короны, без уточнения - на каких именно крестах). Но где тот ценовой минимум, по которому кресты приобретались Кабинетом для официальной первой выдачи? Или, может, награжденному просто выделялась (вместе с грамотой) определенная сумма, а дальше каждый был волен выбирать себе производителя, рисунок и цену сам?

Похожая ситуация была в РИА с награждением Золотым оружием: кавалер получал подтверждающий документ и определенную сумму денег, если не ошибаюсь - 40 рублей, и мог, по собственному усмотрению, либо позолотить имеющийся эфес сабли, либо заказать новый - с чисто золотыми деталями. Главное - сумма была четко обозначена.

М-да, но если награжденному выдавались лишь деньги, а крест он покупал сам, то кто ставил на оборотную сторону "кабинетских" крестов с украшениями клеймо в виде императорской короны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, MAI сказал:

Спасибо! Очень интересно, но еще более запутывает картину. Судя по совершенно однозначному изображению императорской короны, фирма "Немиров-Колодкин" получила на то Высочайшее дозволение, и изготовленные в ее мастерских кресты и панагии вполне могли использоваться как награды из Кабинета ЕВ. Но разброс цен просто обескураживает.

М-да, но если награжденному выдавались лишь деньги, а крест он покупал сам, то кто ставил на оборотную сторону "кабинетских" крестов с украшениями клеймо в виде императорской короны?

Никакого дозволения не требовалось, я же объяснил, что к этому времени корона служила просто украшением. А кабинетские кресты заказывались Кабинетом особо, у выигравших тендер мастеров, и корона на заказанных крестах набивалась в мастерской.

Деньгами никто за крест не получал, вручали крест из золота 56 пробы, а уж дальше награжденный мог сам им распорядиться. Многие носили обычные, серебряные или бронзовые, вызолоченные кресты, а золото продавали. 

Стоимость украшенных крестов и панагий определялась драг.металлом и камнями, плюс работа, конечно.

 

Изменено пользователем Major NN
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Major NN сказал:

Никакого дозволения не требовалось, я же объяснил, что к этому времени корона служила просто украшением. 

Откуда такая уверенность?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Major NN сказал:

Подносных крестов с коронами известно множество.  Вот, левый верхний крест с императорской короной, поднесен в 1904 году единоверческим духовенством Самарской епархии священнику-миссионеру, будущему митрополитуDSC03624.thumb.JPG.120ae582122cea2bc9859d3102172956.JPG Серафиму (Александрову). 

Вряд ли этот пример можно считать корректным. Во-первых, слово "множество" уж больно расплывчатое, а во-вторых, слова "поднесен ... единоверческим духовенством" выводят данный случай за рамки Правил. Да и сам крест явно изначально был "золотым" Синодальным, а кресты с украшениями имеют произвольную форму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, MAI сказал:

Откуда такая уверенность?

От многолетнего изучения данной темы ) Надеюсь, Исмаил подтвердит. Даже в советское время, в 1920-50 гг., при "подпольном" изготовлении ювелирами наперсных крестов по заказам епархий, на крестах делали короны и Советская власть не воспринимала их, как монархический символ. 

Простите, МАI, Вы немного "не в теме". Этот крест не синодальный, а обычный заказной. На синодальном была бы стандартная надпись, а здесь специально сделанная именная гравировка. 

Изменено пользователем Major NN
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, исмаил сказал:

Крест увенчанный короной прежде всего несет духовный смысл (Царь Славы Христос). Соглашусь с вами, изначально корона свидетельствовала о монаршей милости, позже, корона стала элементом украшения креста. Но я хотел бы заметить, что большинство крестов и панагий которые были изготовлены в РИ до 1917 года были без корон. 

Вот, кстати, подтверждение. Я не заметил этот пост.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, юбилейный знак 300-летия Дома Романовых, находящийся справа внизу, тоже был наградой для тех лиц духовенства, кто лично поздравлял Царя в день юбилея. Этот значок принадлежал последнему духовнику Царской семьи протоиерею Николаю (Кедринскому).

 

DSC03637.thumb.JPG.36c544f42dcc588ad86379bd2b94ec1a.JPG 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Major NN сказал:

От многолетнего изучения данной темы ) Надеюсь, Исмаил подтвердит. Даже в советское время, в 1920-50 гг., при "подпольном" изготовлении ювелирами наперсных крестов по заказам епархий, на крестах делали короны и Советская власть не воспринимала их, как монархический символ. 

Но это никоим образом не объясняет, почему НА ПОДАВЛЯЮШЕМ БОЛЬШИНСТВЕ (выделил капсом, потому что этот аспект вы упорно обходите) дореволюционных фото на груди у священников мы видим кресты с украшениями вообще без верхней детали, символизирующей корону, либо с деталью чисто декоративного вида. То есть, как вы заявляете, короны на кресты крепились сплошь и рядом, только вот фотографии этот факт не подтверждают (и это уважаемый Исмаил тоже отметил). А ведь их (фото) сохранилось всяко больше, чем тех крестов, что могли пройти через ваши руки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, MAI сказал:

А ведь их (фото) сохранилось всяко больше, чем тех крестов, что могли пройти через ваши руки.

Уважаемый МАI, откуда Вам известно, сколько крестов прошло через мои руки? Разумеется, их меньше, чем сохранившихся фотографий, но достаточно, поверьте, чтобы делать выводы. Только сейчас у меня крестов с коронами четыре или пять штук, а я вовсе не собирал их специально, да и тема церковных наград для меня далеко не основная. Если Вы предпочитаете упорно пребывать в собственном заблуждении и дальше, то можете не обращать на мои слова внимания.

 

DSC03625.jpg

 

Изменено пользователем Major NN
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Major NN сказал:

Простите, МАI, Вы немного "не в теме". Этот крест не синодальный, а обычный заказной. На синодальном была бы стандартная надпись, а здесь специально сделанная именная гравировка. 

Поверьте, в теме я достаточно, чтобы вести аргументированную беседу. Но да, мне, пожалуй, следовало употребить в данном случае выражение "скорее всего", поскольку оборотную сторону того креста я не видел. Но замечу также (и вы это конечно же знаете), что в дореволюционных каталогах фирм, торговавших церковной утварью, кресты такого типа (с цепью характерной формы) именовались еще и "протоиерейскими" (как кресты с украшениями - "архимандритскими").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Major NN сказал:

... Если Вы предпочитаете упорно пребывать в собственному заблуждении и дальше, то можете не обращать на мои слова внимания.

Замечательный ход, чтобы так и уйти от ответа на прямо поставленный мною вопрос об отсутствии элементов в форме короны у крестов с украшениями на большинстве дореволюционных фото.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очаковец выше выставил три фото крестов с украшениями, из них два с коронами. Это к вопросу о старых фотографиях священников. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Major NN сказал:

Очаковец выше выставил три фото крестов с украшениями, из них два с коронами. Это к вопросу о старых фотографиях священников. 

А можно выложить здесь пару сотен старых фото священников с крестами без корон. Такой аргумент по-Вашему будет убедителен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наш спор возник из-за Вашего заблуждения относительно значения короны на кресте с украшениями. Я сказал, что со второй половины 19 века корона постепенно стала просто украшением, а Вы не поверили. Про степень встречаемости корон  вообще разговора не было, Вас почему-то зациклило на статистике, которая не имеет никакого смысла. Заказывать себе крест с короной или иным украшением, было делом вкуса заказчика и ничем иным. Да, архимандриты обычно носили кресты с коронами, но и у протоиереев они были не редки. У меня есть украшенный крест, где нет ни короны, ни аграфа, а над крестом сделано украшение в виде "Всевидящего ока". Повторяю, это было делом вкуса. 

Изменено пользователем Major NN
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

45 минут назад, Major NN сказал:

Наш спор возник из-за Вашего заблуждения относительно значения короны на кресте с украшениями. Я сказал, что со второй половины 19 века корона постепенно стала просто украшением, а Вы не поверили. Про степень встречаемости корон  вообще разговора не было, Вас почему-то зациклило на статистике, которая не имеет никакого смысла. ...

Знаете, Александр, на этом форуме, среди прочего, есть, например раздел по форме одежды Советской армии. Туда заходят странные скучные люди, которые то и дело просят оппонентов подтвердить их слова ссылками на какие-то нормативные документы и Приказы с номерами. Правда, нудно? Никто не верит другому на слово.

Если Вы действительно верите в то, что в определенный момент российской истории государственная символика стала использоваться кем попало и где попало, аргументируя это лишь словами "Я сказал", - это Ваше право.

Но Ваши слова о статистике, которая не имеет никакого смысла, - шедевр из шедевров. То есть, если вы стоите, окруженный со всех сторон тысячами деревьев, а кто-то убедительным тоном заявляет, что на самом деле вы в центре пустыни, нужно верить ему, а не собственным глазам. 

За сим позвольте откланяться. Уверен, Вы найдете в самом себе лучшего собеседника.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, имею убеждение, что высчитывать процент корон на старых фотографиях священников не имеет никакого смысла. 

Вообще, для того, чтобы коллеги воспринимали твои аргументы более-менее серьезно, неплохо показывать предметы из своей коллекции или давать ссылки на документы, регламентирующие использование той или иной символики. Хотя, в Российской империи необязательность исполнения законов стала мемом. Достаточно вспомнить многочисленные распоряжения о запрете изготовления наградных медалей частными лицами.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, MAI сказал:

Похожая ситуация была в РИА с награждением Золотым оружием: кавалер получал подтверждающий документ и определенную сумму денег, если не ошибаюсь - 40 рублей, и мог, по собственному усмотрению, либо позолотить имеющийся эфес сабли, либо заказать новый - с чисто золотыми деталями. Главное - сумма была четко обозначена.

 

Не совсем так. Согласитесь, это было бы странно: наградить Золотым оружием и не выдавать его, а вручать деньги)) Если награждали оружием, его и вручали. Другое дело, что обычно награжденные подавали рапорт с просьбой выдать им деньгами стоимость оружия с эфесом из золота, а сами заказывали бронзовый позолоченный эфес. Но, если награжденный хотел, то получал Золотое оружие из Кабинета ЕИВ с эфесом из золота.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Major NN сказал:

От многолетнего изучения данной темы ) Надеюсь, Исмаил подтвердит. Даже в советское время, в 1920-50 гг., при "подпольном" изготовлении ювелирами наперсных крестов по заказам епархий, на крестах делали короны и Советская власть не воспринимала их, как монархический символ. 

Простите, МАI, Вы немного "не в теме". Этот крест не синодальный, а обычный заказной. На синодальном была бы стандартная надпись, а здесь специально сделанная именная гравировка. 

В советское время производство церковной утвари прекратилось совершенно. До конца 20-х гг распродавались запасы дореволюционного производства. Но изделий было огромное количество, поэтому не было необходимости налаживать производство, да к тому же это могло очень печально закончится. Ситуация изменилась после 1945 года, когда по Указу патриарха были организованы мастерские по производству утвари. До начала 50- х гг качество утвари было очень хорошим, видимо работали еще оставшиеся в живых мастера. После ситуация сильно изменилась, это можно увидеть на качестве изделий 60-80 гг. (Расскажу вам историю из жизни архиепископа Пимена(Хмелевского).
так вот Владыка устраивал распродажу церковной дореволюционной утвари из своих запасов практически по цене металла, периодически раз в несколько лет. Покупали приходы, епископы, священники . Естественно весь доход от реализации шел в епархиальную казну. Это я к  тому, что количество утвари, крестов и панагий было в огромных количествах, и это все в 70-80 годы, совсем недавно). 
Кресты и панагии изготавливали как с коронами, так и без. Это говорит о приемственности ювелирной традиции мастеров РИ. Я пришел к выводу что корона на кресте, как символ духовный, об этом уже писал ранее. Крест украшен и увенчан короной ( Царь Славы).
Нашел  в сети в свободном доступе несколько изображений крестов и панагии которые действительно были подарками из Кабинета. Все остальные с коронами это как элемент украшения перестали носить смысл подарка-награды из Кабинета. В настоящее время большинство крестов и панагий имеют элемент украшения в виде короны. За все время, а это почти 30 лет, я не видел крест с украшениями из Кабинета. Было множество крестов и панагий изготовленных до 1920 годов с коронами, отсюда можно сделать вывод, что это элемент украшения. Но, ранее, корона была свидетельством монаршего подарка. Отсутствие на оборотной стороне креста или панагии изображения короны говорит о том, что эти предметы изготовлены частным образом. Однако, были исключения, именно эти кресты и панагию я размещу здесь на ваше обсуждение. Так как тема неисследованная до конца и хранит множество тайн.

 
Крест с короной как на орденах. Аналогичная императорская корона крепилась на капитульных образцах, украшенных императорской короной орденских знаках Св. Анны и Св. Станислава, которые выдавались до 15 февраля 1874 года. Такими образцами креста награждались священнослужители в должности настоятелей соборов (штатные протоиереи), приравненные к чину 6-го класса Табели о рангах.

Золотой наперсный крест с императорской короной из Кабинета ЕИВ для епархиальных миссионеров.

Золотой наперсный крест с императорской короной из Кабинета ЕИВ.

Панагия с изображением образа Христа Спасителя и императорской короной, (Возможно что изготовлена по заказу Кабинета Его Императорского Величества).

 

128CDB96-DCBE-4140-8388-CF4E1DBC90DB.jpeg

DF7618FE-7B55-40D9-A713-165DF98FF167.jpeg

0DFDB668-2C52-4315-9559-DA9F887A5504.jpeg

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Major NN сказал:

Уважаемый МАI, откуда Вам известно, сколько крестов прошло через мои руки? Разумеется, их меньше, чем сохранившихся фотографий, но достаточно, поверьте, чтобы делать выводы. Только сейчас у меня крестов с коронами четыре или пять штук, а я вовсе не собирал их специально, да и тема церковных наград для меня далеко не основная. Если Вы предпочитаете упорно пребывать в собственном заблуждении и дальше, то можете не обращать на мои слова внимания.

 

DSC03625.jpg

 

Великолепная подборка 👍

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52 минуты назад, исмаил сказал:

так вот Владыка устраивал распродажу церковной дореволюционной утвари из своих запасов практически по цене металла, периодически раз в несколько лет. Покупали приходы, епископы, священники . Естественно весь доход от реализации шел в епархиальную казну. Это я к  тому, что количество утвари, крестов и панагий было в огромных количествах, и это все в 70-80 годы, совсем недавно). 

 

 

 

 

Не скажу за Саратов, не знаю, а в целом не соглашусь. 1980-е годы хорошо помню, священнослужители Ленинграда сами скупали всю старую утварь, даже старые книги духовного содержания, которые сейчас никому не нужны, из рук хватали. Возможно, Владыка Пимен и продавал приходам старые бронзовые кадила или литийницы, но чтобы золотые кресты или серебряные кадила - сомневаюсь. Вообще, продажа ценностей не в стиле епископата) у того же Александра Введенского была коллекция панагий, более 60 штук, он их скупал, где мог. 

Поскольку тема о крестах, то я встречал кустарно изготовленные в советское время кресты с украшениями, обычно их делали из мельхиора и украшали стеклами от бижутерии. Работа старательная, но без особого изящества. Священство нищенствовало, по воспоминаниям, протоиереи на папертях подаяние просили. Все ценное было сдано в скупки и торгсины, Варлам Шаламов вспоминает, как его отец топором отрубал куски от своего наградного золотого креста, чтобы кормить семью. Жалею, что в свое время не купил протоиерейский (синодальный) крест советского производства, сделанный фабрично, с пробой 875 (голова рабочего - 1928-1958 гг.) Полагаю, это были первые кресты, изготовленные в послевоенный период по заказу МП. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...