Перейти к содержанию

Омский кадетский корпус


Рекомендуемые сообщения

Активная роль в выработке физической выносливости, маршевой втянутости, полевой выучки курсантов принадлежала новому начальникуучилища полковнику Михаилу Фроловичу Григоровичу, сменившему в августе 1937 года на этом посту комбрига М. И. Петрова.

 

Активный участник Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, член партиибольшевиков с 1920 года.

 

Следует заметить,что командный состав училища сам показывал пример курсантам в физической выносливостии в умении ходить на лыжах, и в стрелковой подготовке. Начальник училища, начальник учебного отдела, как и весь командно-преподавательский состав и партийно-политический аппарат вместе с курсантами совершали марши и походы, вместе сними жили в палатках и грелись у костров, преодолевали снежную целину, шли в противогазах через «зараженные» участки местности.

 

Михаил Фролович Григорович, уроженец Гродненского района. Во время гражданской войны командовал взводом. Позже был начальником Омского военного пехотного училища.

 

В Великую Отечественную окончил ускоренные курсы Академии Генерального штаба. В боевых действиях участвовал с 1943 года. Воевал на I Украинском фронте. Не раз проявлял образцы мужества и отваги. Генерал-майор М. Ф. Григорович был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени.

28 апреля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза. Умер в 1946 году. Похоронен в Москве.

 

Большим морально-политическим стимулом для личного состава было принятие новой военной присяги,проведенное 23 февраля 1939 года, в годовщину Советской Армии. В этот день училище в полном составе выстроилось на центральной площади города Омска.Начальник училища полковник М. Ф. Григорович зачитывал текст военной присяги, курсанты, командиры, преподаватели хором повторяли его. Такой был тогда порядок принятия присяги. Они клялись защищать свою социалистическую Родину мужественно и умело, не щадя своей крови и самой жизни для достижения победы над врагом. Они клялись добросовестно изучать военное дело, быть дисциплинированнымивоинами.

И они с честью выполняли эту клятву, пока на учебных полях, в классах, на стрельбищах.

post-85-1278334105_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Инспекция сухопутных училищ РККА проверила училище в период с 24 мая по 2 июня 1939 года. Она дала высокую оценку работе командиров,политработников,преподавателей по подготовке командного состава.В выводах Инспекции говорилось: «В целом училище представляетсобой крепкий здоровый организм, сплоченный вокруг партии Ленина, способный решать сложные задачи боевой и политической подготовки. Весь коллектив училища мобилизован и борется за организованность в работе и высокие показатели в боевой и политической подготовке. Ведущая роль в этом принадлежит партийной и комсомольской организациям».

 

Самоотверженный труд позволил коллективу училища добиться замечательных успехов. По итогам 1938/39 учебного года училище снова заняло первое место среди пехотных училищ и пятое место среди всех средних военно-учебных заведений Красной Армии.

 

В приказе Народного Комиссара обороны СССР № 204 от 11 ноября 1939 года Омское военное училище имени М. В.Фрунзе, наряду с другими четырьмя училищами страны отмечено как одно излучших училищ Красной Армии. В нем было сказано: «За успехи в боевой иполитической подготовке объявляю благодарность и награждаю ценным подарком начальника Омского военного училища имени М. В. Фрунзе полковника М. Ф. Григоровича и комиссара училища полкового комиссара Г. Г. Ковалькова. Начальнику финансового отдела при НКО отпустить в распоряжение начальника Омского военного училища 20 тысяч рублей для премирования особо отличившихся в боевой и политической подготовке курсантов, командиров и начальствующий состав».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Командующим войсками округа была отмечена работа комсомольской организации училища. В день празднования 22-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции за отличные показатели в боевой и политической подготовке она награждена переходящим Красным Знаменем Военного Совета Сибирского военного округа.

Воодушевленные достигнутыми успехами и высокой оценкой, которую дали училищу Нарком обороны и Военный Совет округа, фрунзенцы взяли еще более высокие обязательства на 1939/40 учебный год — выпустить отличниками и по 1 разряду не менее 90 процентов выпускников.

 

Почти весь осенний выпуск 1939 года был направлен в действующую армию. И не случайно. Закаленные сибирскими морозами, прошедшие суровую выучку в стенах училища, фрунзенцы, как ни кто другой, подходили для этого театра военных действий. Многие из воспитанников училища отличились в боях с белофиннами,многие не вернулись...

 

Лейтенанты Рюмкин,Куприяненко, Полтавец, Воронин, Чернышев, Васильев, Винокуров, получив первое воинское звание,через неделю были на фронте и приняли участие в боях на Кандалакшском направлении, в Заполярье.Командуя взводами в трудных условиях полярной зимы, они не раз вспоминали с благодарностью родное училище. Хорошие лыжники и стрелки, они умело командовали взводами, наносили врагу потери в живой силе и технике. Многие из них получили правительственные награды, стали командовать ротами.

 

На другом направлении в войне с Финляндией принимала участие еще одна группа выпускников училища — лейтенанты Павленко, Полещук, Стребков, Подопригора, Писарев, Морозов, Михеенко,Саночкин, Сергеев, Панов. Лейтенант Писарев воевал там в должности командира разведроты стрелкового Краснознаменного полка 163-й дивизии. В той же дивизии, в отдельном разведывательном батальоне, командовал взводом лейтенант Морозов, обязанности начальника штаба батальона исполнял лейтенант Сергеев.

Лейтенант Писарев писал в училище из действующей армии: «Те навыки, которые я получил в Омском военном училище,здесь, в условиях Финляндии, мне очень пригодились. Не страшны ни снег, ниморозы, ни оборудование окопов в зимнее время. Я хорошо владею лыжами»

 

Опыт боев с белофиннами говорил о необходимости больше внимания уделять полевой выучке войск,выработке у воинов выносливости, маршевой втянутости, максимального приближения действий бойцов и командиров к условиям боевой обстановки. Войска должны готовиться к войне жестокой и кровопролитной, требующей предельного напряжения моральных и физических сил.

В соответствии с решениями мартовского (1940 г.) Пленума ЦК ВКП(б) и приказом Народного Комиссара обороны № 120 от 16 мая 1940 года «О боевой и политическойподготовке войск на летний период 1940 учебного года» в училище началась перестройка учебного процесса с учетом опыта войны с Финляндией.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ноябре 1939 года начальником военного училища имени М. В. Фрунзе был назначен Леонтий Николаевич Гуртьев, военкомом училища — старший батальонный комиссар Василий Иванович Шелепин. Под их руководством в новом учебном году подготовка курсантов проводилась с максимальными физическими нагрузками, в сложнейших погодных условиях. Значительно возросло количество ночных полевых занятий. Как всегда, большое внимание уделялось лыжной подготовке.

post-85-1278334509_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Леонтий Николаевич родился в городе Шемаха (ныне — Шемахинского района Азербайджана) в семье лесничего.

В 1900 году семья переехала в Прибалтику, в г. Паневежис Ковенской губернии. Здесь в 1911 году он с отличием окончил реальное училище и поступил в Харьковский технологический институт. Через год Гуртьев перевёлся в Петербургский политехнический институт, но окончить его не успел: за участие в рабочей демонстрации в июле 1914 году был арестован и 3 месяца просидел в Петропавловской крепости.

После освобождения почти сразу был мобилизован в армию: как студент он был зачислен вольноопределяющимся и направлен в запасной артдивизон г. Луги, а затем на фронт, под Варшаву.

В мае 1915 года, после окончания 5-месячных курсов школы прапорщиков Владимирского пехотного училища в Петрограде, Гуртьев сначала был направлен в запасной батальон в г. Тамбов, а затем с маршевой ротой — на фронт в 193-й Свияжский полк 49-й пехотной дивизии.

 

Осенью 1915 года в бою под дер. Костюженской (на Волыни) попал в австро-венгерский плен, где находился до ноября 1918 года. Прошёл через несколько лагерей для военнопленных: Клеймюхен (Австрия), Брюко и Залагержик (Венгрия).

Осенью 1918 года, когда в Венгрии началась революция и все пленные были освобождены, Гуртьев вернулся к родным, которые, спасаясь от войны, к этому времени переехали в г. Ковров Владимирской губернии. Здесь жили его мать и жена с сыном. С ноября по июнь 1919 года он работал по найму статистом в отделе труда и сельскохозяйственным техником земельного отдела г. Ковров.

В июне 1919 года Л. Н. Гуртьев был призван на службу в Красную Армию. С этого времени вся его профессиональная деятельность связана с военной службой. Командир взвода, командир роты, командир батальона, помощник командира полка и начальник штаба полка.

 

В 1929 году Л. Н. Гуртьев окончил курсы «Выстрел». С 1931 по 1936 годы служил командиром 95-го стрелкового полка 32-й стрелковой дивизии, помощником начальника штаба 18-й, а позже 51-й стрелковых дивизий.

В мае 1936 года майор Гуртьев Л. Н. направлен на службу в г. Омск на должность начальника учебного отдела Объединённой военной школы им. Фрунзе М. В. (с 1937 года — Омское военно-пехотное училище им. Фрунзе).С сентября 1939 года Гуртьев Л. Н. — начальник Омского военно-пехотного училища им. Фрунзе, которое под его руководством заняло в том же году первое место среди пехотных училищ Красной Армии.

Л. Н. Гуртьев вел большую общественную работу, был депутатом Омского областного Совета народных депутатов.

Приказом по войскам Сибирского военного округа от 23 февраля 1942 года, начальнику Омского военно-пехотного училища им. М. В. Фрунзе, полковнику Гуртьеву Л. Н. было поручено к 15 июня 1942 года сформировать в Омске 308-ю стрелковую дивизию.

 

В ночь на 27 сентября 1942 года 308-я стрелковая дивизия переправилась на правый берег Волги в Сталинград, где в течение трех недель защищала территорию Верхнего поселок завода «Баррикады» и сам завод. За время боев воины дивизии отразили 117 атак, уничтожили 70 танков, 5 самолетов, истребили до десяти тысяч солдат и офицеров вермахта. Боевые действия дивизии были высоко оценены командующим 62-й армии В. И. Чуйковым, 7 декабря 1942 года Л. Н. Гуртьеву было присвоено звание генерал-майора.

 

После войны именем генерала Гуртьева была названа одна из улиц баррикадного района Сталинграда.308-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Гуртьева в ходе контрнаступления на Курской дуге 12 июля — 3 августа 1943 года прорвала сильно укрепленную оборону врага в районе деревни Измайлово, внеся значительный вклад в разгром орловской группировки противника.

Леонтий Николаевич Гуртьев погиб 3 августа 1943 года в бою за город Орёл, в трех километрах западнее деревни Калиновка, во время миномётного обстрела, на НП дивизии, закрыв своим телом командующего 3-й армией генерала А. В. Горбатова .

 

За мужество и храбрость Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года генералу Гуртьеву Л. Н. было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.В сообщении Наркомата обороны говорилось, что на боевом посту погиб выдающийся командир Советской Армии генерал-майор Леонтий Николаевич Гуртьев. Совет Народных Комиссаров постановил воздвигнуть в городе Орле памятник герою Великой Отечественной войны, командиру прославленной части сибиряков генералу Гуртьеву Л. Н.

post-85-1278334631_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

День 22 июня 1941года Омское пехотное училище встретило в лагере. В 7 часов утра, по распорядку выходного дня, труба горниста сыграла «подъем». Еще никто не знал, что именно в эти минуты в судьбе каждого советского человека совершится крутой поворот.

 

Уже на следующий день, 23 июня, начальником училища был объявлен приказ Наркома Обороны о переходе на сокращенную шестимесячную программу обучения курсантов.Командир батальона майор Рыгалов, выступая на партийном собрании, сказал: «Нападение германских фашистов не является для нас неожиданностью. Мы готовились к этому давно. Эта агрессия станет могилой для фашизма. За нас рабочий класс Германии и трудящиеся порабощенных ею стран. У нас сильная Красная Армия, наш народ горит желанием сделать все возможное для победы. Эта победа будет нелегкая. Мы должны удесятерить старания в работе. Надо повысить воинскую дисциплину и качество учебы.Надо поднять классово-революционную бдительность курсантского состава...»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Началась напряженная боевая учеба. Для курсантов был установлен 12-часовой рабочий день — 8 часов учебных занятий и 4 часа самоподготовки. Основное внимание в обучении уделялось привитию курсантам навыков по управлению взводом и ротой в боевой обстановке. Главным содержанием учебного процесса стали занятия в поле, на стрельбище.

Командование,работники учебного отдела, преподаватели тщательно изучали и обобщали первые крупицы опыта войны, используя газетные и журнальные материалы, рассказы участников боев.

 

Начальник училища полковник Л. Н. Гуртьев лично посещал госпитали города Омска,беседовал с ранеными, добивался назначения некоторых из них командирами взводов, рот, преподавателями с тем, чтобы курсанты непосредственно от участников первых боев получали представление о своих обязанностях на фронте. Широко распространенный лозунг «Учить тому, что необходимо навойне» характеризовал смысл и содержание повседневной работы командиров и преподавателей в то тяжелое время.

 

Значительное внимание на занятиях уделялось организации противотанковой обороны, борьбе с танками. Курсанты изучали уязвимые места фашистских танков,учились делать связки гранат, бросать их под гусеницы, пользоваться бутылками с горючей смесью. Учебная работа проходила в исключительно трудных условиях. В срочном порядке перерабатывались программы и учебные планы, переформировывались батальоны.

post-85-1278334881_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приказом Народного Комиссара Обороны от 7 июля 1941 года на базе училища создается 2-е Омское военно-пехотное училище, в которое переходит большая часть командиров, политработников, преподавателей. Начальником 2-го училища был назначен полковник Н. Д. Киселев, начальником политического отдела — батальонный комиссар В. А. Савченко. Новому училищу была передана половина казарменного фонда и учебно-материальной базы. К 15 июля училище было укомплектовано курсантами и, закончив формирование, без промедления приступило к занятиям

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Произошли организационные изменения и в основном училище, которое приказом НКО с 16 августа получило наименование 1-го Омского военно-пехотного училища имени М. В.Фрунзе. Штатная численность его возросла до 5 батальонов с подготовкой по ускоренной программе военного времени. Жилищные и бытовые условия, естественно, изменились. Кровати стояли в 2—3 яруса. Не хватало учебных пособий и классов. Учебная нагрузка была предельно высока. Однако училище успешно справилось с организационной перестройкой.

 

В августе 1941 года училище проводит первый военный выпуск. Экзамены на командирскую зрелость держали курсанты, прибывшие в училище осенью 1940 года. Всего лишь половину нормального курса обучения находились они в стенах училища.Но Родина в опасности, и молодые командиры, получив самые необходимые знания и два зеленых «кубаря» на петлицы полевой формы, направлялись на фронт, на передний край, туда, где решалась судьба Отечества.

В октябре — ноябре 1941 года было произведено еще 3 досрочных выпуска. Командирами стрелковых взводов уехали нафронт еще 797 человек. В январе 1942 года завершают шестимесячный курсобучения курсанты июньского набора 1941 года — 344 человека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В течение августа и первой половины сентября ,на базе училища формируется 362-я стрелковая дивизия.

 

Личный состав части дивизии получают с заводов, фабрик, колхозов и совхозов,в основном Омской области. В дивизию направлена часть командиров, политработникови преподавателей училища. Командирами взводов были назначены многие курсанты-выпускники.

 

За счет училища дивизия былаукомплектована боевой техникой, оружием и транспортными средствами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С 12 декабря по 15 февраля 1942 года училище формирует 282-ю стрелковую дивизию,которая также заняла достойное место среди прославленных сибирских соединений. Ее первым командиром стал заместитель начальника училища полковник П.В.Белобородов, а комиссаром—начальник политического отдела 2-го Омского пехотного училища батальонный комиссар В. А. Савченко

 

Вместе с ними на должности командиров и политработников направляется часть командного и преподавательского состава. Это были опытные командиры, имеющие хорошие военные знания и практику управления войсками. Кроме того, командирами взводов было направлено свыше ста человек из январского выпуска. Полученные в училище опыт и знания они передавали воинам, большинство которых впервые в жизни взяли в руки оружие. Учили их метко стрелять,метать гранаты, овладевать мастерством штыкового боя.

 

И вновь училище выделяет для формируемой дивизии оружие, боевую технику и транспортные средства. В феврале 1942 года дивизия отправилась на фронт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С февраля по май 1942 года училище формирует 308-ю стрелковую дивизию, командиром которой был назначен начальник училища полковник Леонтий Николаевич Гуртьев.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Формирование трех дивизий на базе училищане могло не отразиться на учебной работе.Ведь лучшая часть командно-преподавательского состава ушла на фронт. Командиры и преподаватели, пришедшие им на смену, не всегда оказывались достаточно подготовленными в теоретическом и методическом отношениях.

 

Не все гладко обстояло и с учебно-материальной базой. Боевое оружие итехника, автомобильный и гужевой транспорт в большинстве своем были переданы формируемым дивизиям, что сказывалось, конечно, на качестве боевой учебы.В январе 1942 года в училище остро недоставало боевых винтовок, станковых и ручных пулеметов, минометов, снаряжения и обмундирования.

 

В тот период 1-е и 2-е училища проверила Инспекция Управления военно-учебных заведений РККА. Она отметила слабую выучку курсантов по огневой, строевой, физической подготовке

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Учитывая потребности фронта в командирах, способных успешно вести борьбу с танками противника, в январе 1942 года командование 1-го Омского военно-пехотного училища создало специальную роту, в которой курсанты-выпускники проходили подготовку в качестве истребителей танков.

post-85-1278395089_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В связи с острой нуждой действующей армии в пополнении людскими резервами осенью и зимой 1941—1942 годов общего набора курсантов не проводилось. Занятия с курсантами организовывались по мере их прибытия в училище. Это привело к тому, что к середине февраля 1942 года в училищеи мелось 9 курсантских групп, различных по числу курсантов и с разными сроками обучения. Такое положение создало трудности с планированием и организацией учебного процесса и не могло не сказаться на качестве подготовки будущих командиров.

 

В это же время происходитсмена руководящего состава училища. Начальником училища с марта 1942 года назначен полковник П. Н. Домрачев,начальником политического отдела — полковник Н. Б. Козлов.

post-85-1278335259_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Курсанты-фрунзенцы с первых же дней войны активно помогали труженикам тыла в перестройке работы предприятий на военный лад, в переводе их на выпуск военной продукции. Периодически по 400— 500 человек работали они на заводах, занимались ус­тановкой станков, оборудования, разгрузкой сырьяи погрузкой готовой продукции.

 

Зимой 1942 года в суровые сибирские морозы личный состав училища, часто в полном составе, выходил на разгрузку эшелонов со станками и оборудованием заводов, эвакуированных из прифронтовой полосы. Орудуя ломами и лопатами, часто буквально на руках, обжигаясь о промерзший металл, снимали курсанты с платформ стальные махины, осторожно устанавливали их на площадках. В сентябре 1942 года училищев полном составе работало на строительстве жилых бараков и землянок для рабочих и их семей, эвакуированных из Сталинграда.

 

В 1943 году курсанты по батальонно работали на ряде предприятий города, помогая им в выполнении планов выпуска оружияи боевой техники. В 1944 году 600 курсантов работали несколько дней на очистке железнодорожных путей от снежных заносов, 500 человек в течение двух дней участвовали в строительстве железнодорожной ветки к станции Московка.

 

Шефская помощь городу выражалась и в том, что командный состав училища, несмотря на огромную занятость, принимал активное участие в военном обучении населения,особенно допризывной молодежи.

 

Посильную помощь курсанты оказывали и труженикам села, помогая убирать урожай в колхозах Омской области.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В марте 1942 года 1-е Омское пехотное училище производит выпуск молодых командиров — 701 человек, при этом 357 курсантов получили на экзаменах по основным предметам отличные оценки и пошли в войска в звании лейтенантов, остальные — младшими лейтенантами. Высокий процент отличников давали и последующие выпуски.

 

В июне 1942 годапроизведен выпуск во 2-м Омском пехотном училище, давшем более полутора тысяч командиров.

 

Свой вклад в дело победы внесла старейшая сибирская кузница командных кадров — училище имени М. В. Фрунзе. Только за первые полтора года войны оно вместе со 2-м Омским военно-пехотным училищем дало фронту около 7 тысяч подготовленных в военном отношении, беззаветно преданных социалистической Родине командиров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К осени 1942 года проблема подготовки командных кадров для непрерывно растущей Красной Армии была в основном решена.

 

Не случайно в августе 1942 года часть курсантов Омских военно-пехотных училищ была отправлена на фронт младшими командирами.

В связи с уменьшением потребности в командных кадрах отправка на фронт курсантов рядовыми и сержантами после 3—5-месячной учебы производилась и в 1943 году: в феврале, не получив офицерских званий, ушли на фронт почти все курсанты осеннего набора 1942 года

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очередная перестройка ожидала училище в августе 1943 года. Произведя набор курсантов, в том числе и за счет фронтовиков, 1-е и 2-е Омские училища перешли на годичную программу обучения.Пришлось наново переделывать учебные планы, перестраивать работу командно-преподавательского состава.

Изменились и штаты училищ.Вместо пяти курсантских батальонов стало лишь три батальона по 500 человек в каждом.

post-85-1278335515_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При 1-м Омском военно-пехотном училище в августе 1943 года создан батальон резерва офицерского состава Сибирского военного округа на 300 офицеров. Занятия в батальоне проводились по программе курсов усовершенствования «Выстрел». Это накладывало дополнительную нагрузку на учебный отдел училища, командный и преподавательский состав.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2-е Омское военно-пехотное училище в сентябре— 1943 года передислоцировалось в город Канск, Красноярского края.Потребовалось время на переезд, устройство на новом месте, проведение работ по изучению и освоению учебных полей,привязке к ним тактических разработок.

 

В ноябре 1943 года начальником 2-го Омского училища назначен полковник Георгий Петрович Сокуров, человек с большим жизненным опытом, умелый воспитатель.

В 1919 году 19-летнимпарнем Сокуров вступил в ряды Красной Армии, участвовал в гражданской войне.В 1925 году он окончил Киевское пехотное училище, позже курсы «Выстрел», а затем военную академию имени М. В. Фрунзе. С первых дней Великой Отечественной войны до сентября 1942 года находился на фронте, после чего работал в должности заместителя начальника штаба Сибирского военного округа. С этой должностион и прибыл в училище.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конец декабря 1943года положил начало третьему периоду Великой Отечественной войны, периоду полного изгнания немецко-фашистских захватчиков из пределов нашей Родины.

 

Новый этап наступил и в работе 1-го Омского военно-пехотного училища имени М. В. Фрунзе. Руководствуясь указаниями Военного Совета Сибирского военного округа, командование училища пересмотрело курсантский состав, отчислив тех, кто имел слабую общеобразовательную подготовку. В числе оставшихся курсантов 250 человек являлись участниками Великой Отечественной войны.

 

Прошли фронт и 57 командиров, политработников и преподавателей. Фронтовики служили главной опорой командования в деле повышения качества боевой и политической подготовки. Офицерский состав,не участвовавший в войне, продолжал по утвержденному графику направляться в действующую армию на стажировку.

 

post-85-1278335670_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В декабре 1943 —январе 1944 года произведено доукомплектование училища молодежью. Одновременно с фронта на учебу прибыли молодые солдаты-воины, отличившиеся в боях.

 

С начала 1944 года,благодаря решительным мерам, предпринятым командованием и политическим отделом, самоотверженному труду всего личного состава положение дел в 1-м Омском училище стало неуклонно и быстро улучшаться

 

Следует особо отметить резкий скачок, сделанный в огневой подготовке.

Старейшее сибирское училище всегда славилось высокой огневой выучкой своих питомцев.И вот в марте 1944 года на контрольных стрельбах курсанты показали отличные и хорошие результаты. Более скромными были успехи в тактической подготовке. Курсанты еще слабо владели командирским языком, не усвоили действий в составе штурмовых групп.

 

Четыре выпуска произвело училище в 1944 году. 1248 молодых офицеров, в числе которых было 155 коммунистов и 698 комсомольцев, отправились на фронт и приняли активное участие в боях на завершающем этапе войны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 декабря 1944 года 1-е Омское военно-пехотное училище отмечало 25-ю годовщину со дня своего основания.Родина высоко оценила его заслуги в деле подготовки офицерских кадров. Указом Президиума Верховного Совета СССР училище награждено орденом Красного Знамени.

 

В этой награде — оценка самоотверженного труда по укреплению Красной Армии и обороноспособности страны в годы мирного социалистического строительства более чем пяти тысячной армии воспитанников училища предвоенных лет и их ратных подвигов в годы Великой Отечественной войны. В этой награде — героические боевые дела около 5 500 выпускников военных лет, вынужденных в сжатые сроки осваивать основы командирского мастерства и совершенствовать их в жестоких схватках с ненавистным врагом. В этой награде— боевые пути и дороги более чем 6000 курсантов, которые досрочно, без присвоения офицерских званий, покинули стены училища и сражались на фронтах рядовыми и сержантами.

 

Зимним морозным утром 28 декабря личный состав построился на плацу. Командующий войсками Сибирского военного округа генерал-лейтенант В. Н. Курдюмов от имени и по поручению Президиума Верховного Совета СССР вручил фрунзенцам высокую награду, прикрепив ее к полотнищу знамени. Четким шагом, под оркестр прошли перед трибуной курсантские подразделения.

 

Высокая правительственная награда — орден Красного Знамени — послужила для коллектива училища новым стимулом для совершенствования дела подготовки офицерских кадров. Новый, 1945-й год оно встречает напряженной боевой учебой. В классах и на тактическихучебных полях, на стрельбище, в зимнем лагере, на полевых многосуточных выходах куется боевое мастерство будущихкомандиров, продолжает осваиватьсябогатый опыт Великой Отечественной войны.

post-85-1278394796_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С окончанием Великой Отечественной войны и уменьшением потребности Советских Вооруженных Сил в офицерских кадрах 2-е Омское военно-пехотное училище, находящееся в Канске, в мае 1946 года, было расформировано.Неоценимую помощь фронту оказало оно в годы войны. Около 5000 офицеров ушло на фронт, получив военную и политическую подготовку в стенах этого училища, почти столько же отправилось защищать Родину рядовыми исержантами, получив за времяпребывания в училище высокую боевую выучку.

post-85-1278394580_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Годы войны для коллективов 1-го и 2-го Омских военно-пехотных училищ были годами самоотверженного труда, который можно сравнить с ратным подвигом, когда в труднейших условиях военного времени, недосыпая,недоедая, при скудной учебно-мате­риальной базе, сокращенных до предела сроках обучения выполняли они поставленную Коммунистической партией и Советским правительством задачу — обеспечивали фронт боевыми, политически зрелыми, преданными делу социализма командирами. И эту задачу они выполнили с честью.

post-85-1278394841_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ночь на 9 мая 1945 года дежурный по училищу получил предупреждение из штаба округа о том, что утром по радио будет передано важное правительственное сообщение.

Сразу же после подъема курсанты и офицеры собрались у репродукторов, строили предположения и догадки. И вот —торжественный голос Левитана. Полный разгром фашистской Германии, капитуляция,конец войне!

 

Свершилось! Долгожданный день Победы наступил! Всколыхнулся город. Забурлило училище. Личный состав ликовал. Всюду радостные, возбужденные лица. Курсанты и офицеры обнимались, целовались, поздравляли друг друга с победой.

Теплый солнечный день еще больше поднимал праздничное настроение. На строевом плацу собрались сотни людей. Всюду слышались песни, радостно звучали баяны, возникали лихие солдатские пляски. Открылся митинг. Начальник училища генерал Георгий Петрович Сокуров, выступая на митинге, не мог сдержать слез.

А вечером состоялсябольшой концерт с выступлениями курсантской самодеятельности и артистов театра музыкальной комедии.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В период послевоенного мирного строительства Омское пехотное училище имени М. В. Фрунзе продолжает свои старые традиции, стоит в первых рядах среди всех военно-учебных заведений Советской Армии.

 

«Омская правда», 1949, 28 декабря.

post-85-1278576738_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С осени 1945 года училище перешло на трехгодичную программу обучения. Для поступающих в училище необходимо было иметь 8-классное образование. Это позволяло привлечь в училище молодежь, имевшую опыт войны, но не успевшую получить среднее образование.

В 1950 году, когда в училище стала приниматься молодежь только со средним образованием, срок обучения был сокращен до двух лет.

 

В те годы серьезно решалась проблема переподготовки офицерских кадров. Многие офицеры в годы войны окончили различные военно-учебные заведения по сокращенной программе, не имея общего среднего образования. Эти люди обладали высокими морально-политическими качествами, богатым боевым опытом, но из-за недостатка теоретических знаний, а также практики в обучении и воспитании подчиненных не вполне соответствовали возросшим требованиям к офицерским кадрам.

Надо было в широких масштабах доучивать и переучивать офицеров. Их направляли в академии, на различные курсы, на заочную учебу. Использовались и другие формы повышения квалификации командиров и политработников.

 

Офицеры, окончившие училище во время войны по ускоренной программе, самостоятельно совершенствовали военные знания и сдавали экзамены за нормальный курс училища экстерном. За период с 1949 года по 1953 год в Омском Краснознаменном военно-пехотном училище имени М. В. Фрузе сотни таких офицеров успешно сдали экзамены экстерном и получили дипломы о среднем военном образовании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В первые послевоенные годы командованию училища приходилось решать и такую задачу. В стране остро стоял вопрос снабжения продовольствием. Много сил и энергии было затрачено на создание при училище подсобного хозяйства. И вот результат: оно раскинулось на сотне гектаров. Здесь выращивались гречиха, рыжик на масло, картофель, капуста и другие овощи. Год от года росло свиное поголовье. В какой-то мере подсобное хозяйство помогало снять остроту продовольственного снабжения.

Обеспечение обмундированием облегчалось тем, что в училище были организованы свои ремонтные мастерские,в которых чинили и реставрировали шинели, гимнастерки, обувь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжая славную традицию быть в числе передовых в обучении и воспитании будущих офицеров, коллектив училища уже летом 1945 года добился высоких показателей. Комиссия Управления военно-учебных заведений НКО СССР, всесторонне проверив в тот период училище, отметила, что командование и политический отдел своевременно и правильно мобилизовали партийные и комсомольские организации, а также весь личный состав на выполнение задач, поставленных перед училищем в связи с переходом на мирный период обучения. По состоянию боевой подготовки училище получило оценку«хорошо», по стрельбе —«отлично».

 

В течение 1946 и 1947 годов училище прочно удерживало первое место среди военно-учебных заведений Сибирского военного округа.

 

Большую помощь командованию в повышении качества учебной работы оказывали курсанты-фронтовики, количество которых в первые послевоенные годы было достаточно велико. Только в июне 1945 года со 2-го Белорусского фронта в училище прибыло 270 человек — воины, не раз смотревшие смерти в лицо, испытавшие на себе все тяготы войны, отмеченные боевыми наградами. Быстро войдя в ритм напряженной курсантской учебы, они не только учились сами, но и делились с другими фронтовым опытом. Командование училища создало специальную комиссию по обобщению боевого опыта, усилиями которой в начале 1946 года был выпущен «Сборник боевых эпизодов по тактике мелких подразделений». В написании сборника приняло участие 32 курсанта-фронтовика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В январе 1947 года личный состав училища в сложной обстановке, решая тактические задачи, совершил семи суточный лыжный переход. Для питания выдавался сухой паек, из которого курсанты сами готовили пищу. Минометы, пулеметы и боеприпасы к ним перевозились, как на фронте, на волокушах и санках, устроенных из лыж. Несмотря на тяжелые условия перехода, курсанты показали образцы выносливости, дисциплины и организованности: Особенно отличилась минометная рота капитана Макарова.

 

В августе 1946 года в училище был произведен последний выпуск офицеров по годичной программе военного времени. Первичные офицерские звания получилив основном участники Великой Отечественной войны, многие из которых имели и опыт командирской работы. В следующем, 1947 году, состоялся первый выпуск молодых офицеров по трех годичной программе обучения.

post-85-1278396298_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...