Перейти к содержанию

Омский кадетский корпус


Рекомендуемые сообщения

Опыт Великой Отечественной войны показал: для победы над врагом нужна высокая физическая закалка.

С первых же послевоенных лет в жизнь курсантов прочно вошел спорт. Молодежь, не имевшая возможности заниматься им в течение четырех военных лет, как бы наверстывала упущенное, активно участвовала во всех спортивных мероприятиях. Спорт стал одним из любимейших видов отдыха. В то же время он помогал курсантам расти сильными, ловкими, смелыми, готовил к трудностям военной службы. Спортивный актив училища, продолжая давние традиции, добивался высоких показателей на соревнованиях и уже в 1945 году вышел на 1-е место в Сибирском военном круге.

 

В 1949 году команды и отдельные спортсмены училища получили 46 дипломов и грамот. Училище и на этот раз удержало за собой первенство округа по спортивно-массовой работе. Газета «Омская правда» в номере за 28 декабря 1949 года писала: «Училище по праву считается спортивным училищем среди всех военных училищ Сибири. Только в 1949 году спортсмены училища установили 5 новых рекордов военного округа и города Омска, завоевали 7 кубков, имеют в своем составе 9 чемпионов этого года».

post-85-1278577595_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выпускники Омского училища первых послевоенных лет хорошо зарекомендовали себя и в войсках. В своем отзыве генерал-майор Усенко писал в училище в 1948 году: «Воспитанники вашего училища — выпускники 1947 года А. Ф. Упоров, С. С. Шахотин, М. Я. Бажутин, И. С. Алейников, проходящие службу в частях,показали себя грамотными, теоретически хорошо подготовленными и способными офицерами.Для солдата лучшим примером является его командир. И не случайно пользуются они заслуженным авторитетом у подчиненных и начальников. Взводы, которыми они командуют, являются лучшими подразделениями в части».

 

О командире взвода лейтенанте А. Д. Дьякове, выпускнике 1947 года, командир части писал: «Отлично подготовленный по всем вопросам боевой и политической подготовки лейтенант Дьяков умело обучает и воспитывает солдат и сержантов. Его взвод на инспекторских проверках неоднократно занимал первые местав части. За достигнутые показатели в боевой и политической подготовке взвода лейтенант Дьяков награжден грамотой Военного Совета округа».

Десятки подобных отзывов, приходивших в адрес училища,— свидетельство тому, что прекрасные традиции военно-учебного заведения продолжают жить далеко за его пределами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 декабря 1949 года Омское Краснознаменное пехотное училище имени М. В. Фрунзе отметило свое тридцатилетие. К юбилею личный состав училища добился значительных успехов в боевой и политической подготовке. Из года в год опыт по подготовке офицерских кадров обогащался и совершенствовался, росла успеваемость курсантов. Если в 1947 году училище по первому разряду окончили 22 курсанта, то в 1949 году— 49 курсантов получили по всем предметам только отличные оценки и были занесены на училищную Доску почета. В юбилейном, 1949 году при училище сдали экзамен за 10 классов средней школы и получили аттестат зрелости 109 курсантов.

 

Высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые училищем к своему тридцатилетию, явились итогом самоотверженного труда курсантов, командно-преподавательского состава и коллектива рабочих и служащих. Большой вклад в дело обучения и воспитания курсантов внес начальник училища генерал-майор Г. П.Сокуров. Своим исключительным трудолюбием, высокой требовательностью к себе и подчиненным, вниманием и заботой он снискал всеобщее уважение личного состава. Его ближайшими помощниками и единомышленниками по решению задач учебной и политико-воспитательной работы были начальник политического отдела подполковник Н. М.Гридюшко, начальник учебного отдела полковник В. А. Ляшенко.

 

Замечательными воспитателями и опытными методистами показали себя офицеры П. В. Баутин, М. Ф. Марченко, А. К. Сребный, А. А. Казанцев, Л. Г. Динер, Е. П. Кондратьев, И. Г. Семизаров, Н. А. Смирнов и другие. Много труда в учебный процесс вложили ветераны училища сверхсрочники Д. П. Зверев, Ф.Шайхутдинов, служащие Советской Армии С. Б. Янчук, А. С. Ремизов, М. С. Шелепина, Э.В. Кайгородова и другие

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В августе 1950 года, в присутствии представителей партийных и советских органов города по поручению Военного Совета Западно-Сибирского военного округа помощник командующего СибВО по вузам генерал-майор Данилевич вручил училищу новое боевое Красное знамя с надписью: «Омское Краснознаменное военное пехотное училище имени М. В. Фрунзе» и Грамоту Президиума Верховного Совета Союза ССР.

post-85-1278575975_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1950—1951 годах при активном участии всего личного состава развернулись работы по благоустройству училища. Все здания были подключены к городской теплофикационной сети, производится основательный ремонт помещений, наращивается учебно-материальная база.

 

Много труда и личной энергии в проведении всех этих работ вложил старший преподаватель военно-инженерной подготовки майор Л. Г. Динер. Хороший инженер-практик, он всегда считал своим кровным делом не только проведение занятий с курсантами, но и все работы, где нужны технические знания. Все такие мероприятия он умело использовал для дополнительного обучения курсантов практике проведения различных работ, считая, что офицер должен все знать и уметь.

post-85-1278576285_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начальником училища в 1952 году назначен генерал-майор Георгий Павлович Лиленков. Его вступление в должность ознаменовалось началом существенных корректив в организации учебной и политико-воспитательной работы, изменением учебных планов и программ, дальнейшим совершенствованием учебно-материальной базы, перестройкой работы командно-преподавательского состава. Новые условия, новые требования, новые задачи. Период поисков и находок в методике обучения курсантов с учетом психологического воздействия оружия массового поражения.

post-85-1278576790_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Училище, начальником которого в 1954 году был назначен полковник Иван Иванович Юрпольский, уверенно набирало темпы. По результатам выпускных экзаменов в 1955 и в1956 годах училище заняло первое место среди военных училищ Сухопутных войск Советской Армии.

post-85-1278577179_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Государственная экзаменационная комиссия отмечала хорошую военную подготовку и высокие морально-политические качества выпускников. За заслуги в подготовке офицерских кадров для Советской Армии в декабре 1955 года училище было награждено Почетной грамотой Омского городского Совета депутатов трудящихся.

 

Лучшим взводом училища в тот период был 3-й взвод 2-й роты старшего лейтенанта Разумовича. Этот взвод лучше других справился с поставленными задачами и на стажировке в войсках. Командир части после прохождения стажировки курсантов этого взвода в своем отзыве писал: «Состав курсантов Омского Краснознаменного военного училища имени М. В. Фрунзе, проходивших стажировку в 1956 году при части, является лучшим по сравнению со всеми курсантами, когда-либо проходившими стажировкув части в послевоенный период».

Командиры войсковых частей положительно отзывались и о практической работе выпускников училища.

 

За успешную подготовку военных кадров неоднократно отмечались в приказах командующего войсками округа офицеры училища Л. Динер, А. Рябов, И. Семизаров, Е. Кондратьев, И. Барлет, П. Чемагин, В. Филимонов и другие.

Личный состав училища наращивал темпы в достижении все более высоких показателей. Каждого курсанта отличали внутренняя собранность и высокое чувство гордости за звание «фрунзенец».

post-85-1278577281_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но главной отличительной чертой училища являлась высокая полевая выучка личного состава. Полевые занятия проводились при любых погодных условиях с большим напряжением и высоким темпом. Вот один из примеров. Суровая снежная зима. Морозы — сибирские, дыхание перехватывает. В два часа ночи роте старшего лейтенанта В. Филимонова начальник училища объявляет боевую тревогу.

 

Командир роты получил задачу совершить ночной марш на лыжах по азимуту и выйти в район, расположенный в 30 километрах от города. По прибытии в назначенный район каждое отделение получило мороженое мясо, пшенную крупу, смерзшиеся буханки хлеба. Пищу будут готовить себе курсанты сами. Но закаленным фрунзенцам это не представляет труда.

 

Позади 30 километров лыжного маршрута, бессонная ночь. Но это только начало, главное — впереди. Рота получает боевую задачу на переход к обороне. Нужно, используя клинья, кувалды и другие приспособления, отрыть окопы полного профиля и оборудовать их, отразить наступление «противника»в условиях применения атомного оружия, а затем решительным наступлением разгромить «врага». Все это длится непрерывно трое суток. Испытание мужества,

моральных и физических сил. Все курсанты отлично справляются с задачей.

 

Тот период учебы характерен усилением воспитательной работы с курсантами по всем направлениям. Большое внимание уделяется проведению педагогических, военно-теоретических и учебных конференций, в которых принимают участие курсанты и офицеры, а также представители других училищ.

post-85-1278577991_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Осенью 1957 года на должность начальника училища прибыл выпускник Омского училища 1932 года генерал-майор Г. Д. Полищук. Под его руководством училище продолжало наращивать темпы учебной работы.

 

 

Гвардии генерал-майор Полищук Григорий Федосеевич

 

29.06.1944 - 09.05.1945 -командир 3-й гвардейской стрелковой дивизией. Дивизия удостоена почётного наименования "Волновахская", награждена орденами Красного Знамени, Суворова.

 

1945—1952 - командир 7-й гвардейской десантно-штурмовой (горной) дивизии

post-85-1278581565_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1957/58 учебном году большое внимание в обучении курсантов стало уделяться танковой подготовке. В связи с этим в штаты училища был введен танко-технический цикл. Огневой цикл пополнился двумя преподавателями танковой огневой подготовки, тактический цикл — преподавателем тактики танковых подразделений. Сформирована танковая рота. Создавались технические классы и танкодром.

post-85-1278581617_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Газета «Красная звезда» (1957, 27 февраля.) в передовой статье «Выше. качество обучения курсантов военных училищ» отмечала: «У нас есть немало училищ, в которых хорошо поставлена учебно-методическая и воспитательная работа с курсантами. Высокой дисциплинированностью и исполнительностью, хорошей строевой выправкой, знанием военного дела обладают, например, выпускники Московского военного училища имени Верховного Совета РСФСР, Омского военного училища имени М. В. Фрунзе и ряда других средних военно-учебных заведений» .

post-85-1278581668_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Революция в военном деле, охватившая все виды Вооруженных Сил СССР, привела к коренным преобразованиями в Сухопутных войсках. Ушла в прошлое «царица полей» — пехота. Ее место заняли полностью механизированные мотострелковые войска, оснащенные самыми совершенными видами боевой техники и оружия: ракетами различных радиусов действия,танками и противотанковыми средствами, боевыми машинамии бронетранспортерами, скорострельным автоматическим стрелковым оружием. Изменились задачи, решаемые мотострелковыми подразделениями и частями, изменились способы и методы решения этих задач.

post-85-1278581745_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Революционные преобразования, происшедшие в войсках, предъявили новые требования к офицерским кадрам. Войска нуждались в высоко образованном общевойсковом командире, имеющем твердые навыки самостоятельной работы, способным быстро осваивать сложное вооружение и боевую технику, умело организовывать взаимодействие различных родов войск на поле боя, творчески применять знания военных, общественных и технических наук в руководстве войсками. Возросли требования к физической и морально-психологической подготовке офицеров, к овладению ими марксистско-ленинской теории.

 

Средние военные училища были не в состоянии решить поставленные задачи. Возникла объективная необходимость преобразования их в высшие военные учебные заведения.

 

В 1958 году Омское Краснознаменное военное училище имени М. В. Фрунзе первым в Сибири и в числе первых в Советских Вооруженных Силах переходит на подготовку курсантов по программе высшего военно-учебного заведения. Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе — так стало называться оно теперь.

Изменилось не только название. Изменился, увеличился до 4-х лет и срок обучения. Циклы военных и технических дисциплин преобразованы в кафедры.

post-85-1278582278_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ряд кафедр общенаучных и технических дисциплин был создан заново. Курсанты стали изучать по программе педагогического института высшую математику и теоретическую механику, физику, химию, радиоэлектронику, иностранные языки и другие дисциплины.

 

В течение 1958—1960 годов часть курсантов третьего курса завершала учебу по программе среднего военного училища, а часть их и весь второй курс занимались по переходной программе; курсанты набора 1958 года обучались по программе высшего военно-учебного заведения.

 

Не все было гладко в переходный период. Потребовалось не только менять учебные планы, программы и вести учебную работу, не только переходить на новые штаты и перестраивать учебно-материальную базу. Надо было ломать старые сложившиеся навыки и психологию командно-преподавательского состава, провести перестройку всей системы учебно-воспитательной работы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но верный своим традициям коллектив прославленного училища, начальником которого в 1959 году был назначен генерал-майор Николай Григорьевич Усольцев, успешно преодолел трудности переходного периода.

post-85-1278582636_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Офицеры учебного отдела, возглавляемые полковником М. П. Куликовым, в короткий срок подготовили необходимую документацию, провели перестройку учебного процесса. Были сделаны первые шаги по переоборудованию учебно-материальной базы: строились новые классы, лаборатории, реконструировалось войсковое стрельбище.

 

В 1963 году под руководством начальника кафедры танко-технической подготовки полковника Д. А. Вайнтрауба и заведующего кафедрой физики В. А. Федорова был создан первый в войсках Сибирского военного округа класс программированного обучения, получивший высокую оценку командующего войсками СибВО.

 

Первые контрольные работы были далеко не блестящими. Чув­ствовалось, что люди не занимались серьезно этими дисциплинами,порядком растеряли знания, приобретенные в школе. Перед коллективом кафедр встали нелегкие задачи. Требовалось прежде всего освежить у курсантов знания в объеме средней школы. Но как это сделать быстрее и лучше? Решено было создать кружки по математике и физике, дважды в неделю проводить консультации. Кое-кто высказывал опасение,что курсанты не смогут выкроить время для посещения дополнительных занятий. «Попробуем,— заключил заведующий кафедрой математики С. П. Зар-ницин.— Мне кажется, что люди найдут время». И он оказался прав. Курсанты с энтузиазмом восприняли намеченные мероприятия. В кружки записалось значительно больше, чем предполагалось. А когда они начали работать, то число курсантов, желающих в них заниматься, удвоилось.

 

Помимо дополнительных занятий в кружках и консультаций проводились математические вечера, викторины по физике и химии, читались популярные лекции о достижениях этих наук, что позволило в короткие сроки выправить положение.

Учитывая специфические особенности деятельности будущих офицеров, преподаватели общенаучных кафедр преподносили изучаемый материал применительно к военному делу. Курсанты решали задачи, связанные с огневой подготовкой, тактикой, топографией, с устройством и эксплуатацией боевой техники и оружия.

Большое внимание стало уделяться полевой выучке курсантов, приближая их действия к условиям боевой действительности. Коренным образом изменилось качество технической подготовки. Все это немогло не сказаться на общих результатах подготовки командных кадров.

post-85-1278583292_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выпуск 1959 года,последний по программе среднего военно-учебного заведения, по результатам Государственных экзаменов был намного качественнее предшествующих выпусков. 95 процентов выпускников окончили училище только на «хорошо» и «отлично», 50 процентов из них выпущены по первому разряду. Успешным был и первый выпуск по программе высшего учебного заведения, состоявшийся в 1960 году. 12 выпускников получили дипломы с отличием и золотой медалью. Их имена занесены на училищную доску Почета.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Темпы учебной работы не снизились и в следующие годы. Командиры и преподаватели, рабочие и служащие, курсанты и личный состав подразделений, обеспечивающих учебный процесс, прилагали максимум усилий.

 

Не однажды училище, которым с октября 1961 года стал командовать геннерал-майор Владимир Иванович Музыкантов, проверялось комиссиями вышестоящих штабов, в том числе комиссией ЦК КПСС в 1962 году. И каждый раз деятельности фрунзенцев давалась положительная оценка.

post-85-1278583734_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большую популярность в городе завоевала художественная самодеятельность. Коллективы самодеятельных артистов в курсантской форме были желанными гостями на сцене многих клубов Омска и области. Особым успехом пользовался курсантский вокальный ансамбль под руководством офицера М. И. Ножкина, неизменный лауреат гарнизонных, окружных и областных конкурсов художественной самодеятельности.

 

Областная газета «Омская правда» писала в 1967 году: «Многие омичи помнят время, когда воины гарнизонав безупречном строю, с музыкой и песнями совершали регулярные прогулки по улицам города.

В преддверии Великого Октября забытая традиция восстановлена. Честь совершить прогулку была оказана подразделениям, которые вышли победителями в гарнизонном смотре-конкурсе на лучшую строевую подготовкуи исполнение песен. Первенство в конкурсе завоевало подразделение майора М. И.Ножкина из Высшего общевойскового командного Краснознаменного училища имени М. В. Фрунзе.

 

Курсантов узнавали не только по форме одежды, но и по песням:

«Имя Фрунзе, славное имя Наше училище несет».

Песню о родном училище курсанты-фрунзенцы исполнили с особым вдохновением. Примечательно, что ее сочинили сами курсанты, а музыку к ней написал майор Ножкин. Прекрасный певец и музыкант, он является душой курсантской самодеятельности. Не случайно его рота заняла первенство в конкурсе, по успеваемости в учебе она тоже идет впереди».

post-85-1278583807_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Главное внимание командования, партийной и комсомольской организаций в училище было направлено на совершенствование полевой выучки курсантов. Тщательно изучая и используя передовой опыт, накопленный в войсках, смело внедряя его в практику обучения курсантов, преподаватели военных дисциплин улучшали качество полевой выучки будущих командиров, вырабатывали у них боевую активность, решительность, инициативу, смелость и находчивость, способность стойко переносить невзгоды походной жизни.

 

С 1959 года на занятиях по тактике стал широко применяться метод комплексных занятий, в ходе которых велась отработка не одной, а нескольких близких по содержанию тем. Это позволило более рационально использовать учебное время и материально-технические средства, организовать проведение занятий методом одно-двух суточных учений, приблизить их к условиям боевой обстановки.

 

О том, какая большая забота в училище проявлялась о полевой выучке курсантов, можно судить на примере батальонных тактических учений, проведенных в мае 1963 года. Курсантам предстояло действовать на незнакомой местности, форсировать с ходу крупную водную преграду и, развивая наступление на противоположном берегу, провести боевые стрельбы из стрелкового оружия, артиллерии и танков.

 

...В районе сосредоточения курсанты находились уже в течение нескольких суток. Казалось, сама природа решила испытать морально-боевые качества и выносливость фрунзенцев. Холодный изнуряющий дождь сменяли снежные заряды со шквальным ветром. При движении в колонне водители не видели впереди идущих машин. Намокла одежда, отсырели палатки,в которых жили курсанты. Однако будущие офицеры с честью выдержали экзамен на сибирский характер. В этих условиях еще больше сплотился коллектив, возросло чувство ответственности и товарищеской взаимопомощи. В ходе учения курсанты показали высокую боевую выучку, умелые действия как при форсировании водной преграды, так и на всех других этапах учения. Присутствовавший на занятиях командующий войсками округа генерал-полковник Г. В. Бакланов дал учениям отличную оценку и объявил благодарность всему личному составу.

 

post-85-1278584252_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кропотливая, настойчивая работа командиров, преподавателей, коммунистов, комсомольцев оправдала себя. Итоги государственных экзаменов показывали, а отзывы из воинских частей подтверждали, что молодые офицеры за период учебы в училище получали глубокие теоретические и практические знания по всем дисциплинам, приобретали необходимые методические навыки для работы в войсках, могли успешно решать задачи по управлению взводом во всех видах боя.

post-85-1278584467_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значительная часть курсантов, имея в период учебы только отличные и хорошие оценки, оканчивала училище с дипломом с отличием. В 1961 и 1962 годах они составляли треть, а в 1963 и в 1964 годах — около 40 процентов от общего числа окончивших училище.

 

За успехи, достигнутые в деле подготовки офицерских кадров для Советских Вооруженных Сил, за активную военно-шефскую работу училищу в 1964 году было вручено Знамя Омского обкома КПСС и исполкома областного Совета народных депутатов. Самоотверженный труд многих преподавателей и командиров Родина отметила высокими правительственными наградами. В 1962 году за умелое обучение и воспитание курсантов полковник Д. А. Вайнтрауб, майор Б. В. Крылов были награждены орденом «Знак Почета», а подполковник А. П. Вялых и старший преподаватель высшей математики С. П. Зарницин — медалью «За трудовую доблесть».

 

Умелым и опытным воспитателем курсантов показал себя майор Степан Данилович Пятерников. В течение трех лет в его роте не было грубых нарушений воинской дисциплины. В 1963 году он провел отличный выпуск молодых офицеров и был назначен командиром отстающей роты. Через год Пятерников вывел роту в число передовых. Его секрет прост: много внимания он уделял индивидуальной воспитательной работе с курсантами, хорошо зная каждого из них.

За высокие показатели в воспитании и подготовке курсантов в 1964 году Указом Президиума Верховного Совета СССР майор С. Д. Пятерников награжден орденом Красной Звезды

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возросшие требования к офицерским кадрам выдвинули новые задачи перед Омским высшим общевойсковым командным Краснознаменным училищем имени М. В. Фрунзе. Претворение их в жизнь коллектив училища начал под руководством генерал-майора Сагита Хабрахмановича Улямаева, вступившего в командование училищем в апреле 1965 года.

 

Опытный руководитель и воспитатель, прошедший школу Великой Отечественной войны генерал С. X. Улямаев в короткий срок сумел мобилизовать личный состав на достижение новых, более высоких показателей в подготовке для войск всесторонне образованных офицеров. Уже в 1965 году училище награждается переходящим кубком Военного Совета Сибирского военного округа. В 1966 году фрунзенцы оставили у себя кубок на второй год.

post-85-1278585945_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большой вклад в достижение этих успехов внесла кафедра тактической подготовки училища. Ее начальник полковник С. Г.Макаров, его заместитель полковник М. Г. Фролов, преподаватели-офицеры А. А.Рябов, В. Е. Путятин подготовили целый ряд интересных тактических разработок, приняли самое активное участие в оборудовании учебных классов, поучительно, с полной отдачей проводили с курсантами полевые занятия и тактические учения, особенно те, которые проводились с боевой стрельбой. В ходе их наиболее полно и обстоятельно отрабатывались действия будущих командиров в период организации и ведения боя на фоне сложной, резко меняющейся тактической обстановки.

 

Особо поучительными были занятия, проводимые полковником М. Г. Фроловым. Каждое проведенное им занятие —это настоящая школа тактического мастерства для курсантов. Несмотря на то, что М. Г.Фролов имел богатый фронтовой опыт — в годы войны он командовал батальоном, полком, был начальником штаба дивизии,— он тщательно готовился к каждому занятию, вкладывал в них не только знания, но и душу, стремился взять от учебного времени максимум пользы. Он и участок местности для занятий подберет, и несколько интересных, поучительных вариантов обстановки продумает, и сложные неординарные ситуации из фронтового опыта позаимствует, требующие от обучаемых творческий инициативы, самостоятельности. Да и противник у него не просто обозначен, а активен, хитер, силен.

И как следствие, на занятиях у него царила атмосфера творчества, поисков нового в приемах и способах ведения боя, умелого применения техники и оружия. Курсанты стремились активно решать разнообразные задачи по организации боя и возникающие в ходе его ситуации, навязывать «противнику» свою волю. Словом, скучать в поле им не приходилось. Польза от таких занятий велика, курсанты приобретали необходимые им командирские навыки и уверенность в своих способностях.

 

Инициативно, с выдумкой строил свою работу и коллектив кафедры огневой подготовки, возглавляемый полковником П. П.Климовым. Работая в тесном творческом содружестве, преподаватели кафедры успешно решили ряд сложных вопросов по переоборудованию стрельбища и созданию прочной учебной базы для дальнейшего повышения огневой выучки курсантов. Было подготовлено несколько новых направлений для стрельбы с различными вариантами мишенной обстановки и, что особенно важно, управление обстановкой стало осуществляться с центральной вышки с использованием новейшей аппаратуры.

 

Таким образом, к середине 60-х годов в училище-была создана добротная учебно-материальная база для изучения военных дисциплин.

 

Занятия, как правило,проводились на стрельбище, танкодроме и автодроме, независимо от погоды и времени суток. Преподаватели старались тактическую подготовку комплектировать с такими дисциплинами, как оружие массового поражения и защита от него, инженерная подготовка, связь и другие.

 

 

 

post-85-1278586310_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошей школой совершенствования командирских качеств, укрепления воли и физической закалки являлись многосуточные полевые выходы.

В районе учений курсанты занимались оборудованием позиций, строительством укрытий для техники. Здесь же с ними проводились тактико-строевые занятия.

В ходе учений отрабатывались такие важные вопросы,как действия роты на бронетранспортерах в условиях активного воздействия воздушного противника, преодоление в средствах защиты «зараженных» участков местности, а также управление ротой при помощи радиосредств на марше. Занятие включало отработку буксировки личного состава роты на лыжах за танками.

 

Значимость практического изучения этого вопроса в современных условиях особенно велика, ибо глубокий снежный покров не позволяет в ряде случаев использовать бронетранспортеры для совершения маневров на поле боя, в то время как буксировка танком одного взвода на лыжах со скоростью 12—15 километров в час резко повышает темпы продвижения наступающих подразделений. Полевой выход включал и самостоятельное приготовление пищи курсантами. Ведь будущий офицер должен быть всесторонне подготовлен, в том числе уметь обеспечить питание подчиненных, организовать приготовление обеда на костре зимой, летом, в дождь, в любых условиях. Теоретически курсанты были обучены этому, но до полевого выхода почти никому из них не приходилось кашеварить в поле.

post-85-1278586402_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этого момента с интересом ждали и преподаватели, и курсанты. Абсолютное большинство воинов быстро и сравнительно вкусно готовили пищу в полевых условиях.

 

На одном из этапов полевого выхода проводилось тактическое учение по теме: «Марш и встречный бой мотострелкового батальона (роты)». Преодолевая зоны «заражения», отражая удары авиации и уничтожая засады«противника», подразделения стремились выйти на выгодный рубеж. Учения подтверждали: успеха в бою добивается тот, кто действует смело и решительно, навязывает противнику свою волю и, упредив его в открытии огня и развертывании, первым наносит удар, захватывает и удерживает инициативу от начала и до конца боя.

 

Длительные полевые выходы завершались, как правило, боевой стрельбой. Большинство будущих офицеров демонстрировали хорошую тактическую, огневую и физическую выучку, проявили себя как настоящие воины.

 

Спорту, физической закалке курсантов в училище уделялось особое внимание. Для осуществления гибкого маневра в зимних условиях важную роль играло умение ходить на лыжах.

 

В лыжной подготовке нормой для каждого курсанта являлось пройти за зиму 500 сибирских километров.Выработка у курсантов физической силы, выносливости, ловкости, быстроты и смелости сочеталась с привитием им соответствующих методических качеств и навыков командования

post-85-1278586736_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По спортивно-массовой работе училище постоянно занимало призовые места в Сибирском военном округе. Окружная газета в своей статье в апреле 1967 года писала: «...омичи сделали резкий скачок вперед. Спортсмены ОВОККУ заняли первое место в молодежном первенстве округа по стрельбе, второе— по борьбе, третье — по боксу. Курсанты училища завоевали на окружных первенствах 23 призовых места, из них — 7 первых. Это больше, чем заняли Омское танко-техническое, Тюменское военно-инженерное, Томское и Кемеровское училища связи вместе взятые».

 

В целях улучшения физической закалки курсантов в 1966 году на территории училища развернулись работы по сооружению спортивного комплекса, состоящего из нескольких спортивных залов и плавательного бассейна. Комплекс был введен в строй в 1968 году. Его создание открывало новые возможности для совершенствования физической подготовки курсантов, выработки у них воли, мужества, выносливости, так необходимых будущим офицерам.

 

Серьезным испытанием на командирскую зрелость явился в 1966 году выпускной экзамен по тактической подготовке. Его сложность заключалась в том, что курсанты в комплексе с тактикой проверялись и по другим специальным предметам: оружию массового поражения и защите от него, военно-инженерной подготовке, связи, артиллерии и военной топографии.

Курсанты-выпускники с честью выдержали это трудное испытание. На государственных экзаменах по тактике большинство курсантов получили отличные оценки.

 

 

Одним из тех, кто отличился на государственных экзаменах, был ленинский стипендиат, коммунист, старший сержант Виктор Пушкарев. На экзамене он действовал в роли командира мотострелкового взвода, который вел наступление с ходу на «противника». В роль командира вступил, когда «противник» подтянул резервы и скрытно готовил контратаку. Курсант В. Пушкарев, обладая ясным тактическим мышлением, быстро сориентировался в обстановке, разгадал замысел обороняющихся, упредил их в развертывании, нанес стремительный удар и выиграл «бой».

Виктор Пушкарев окончил училище с дипломом с отличием и золотой медалью. Такой же высокой чести были удостоены его товарищи лейтенанты Михайл Губин, Александр Соколов, Николай Фатеев и другие.

post-85-1278586932_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По итогам боевой и политической подготовки Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище заняло первое место в Сибирском военном округе. В ноябре 1967 года командующий войсками округа вручил училищу юбилейное памятное Знамя Военного Совета Сибирского военного округа, а начальнику генерал-майору С. X. Улямаеву правительственную награду — орден Красной Звезды. Курсантская рота капитана С. В. Томашевского по итогам социалистического соревнования в юбилейном 1967 году была занесена на окружную Доску почета. Этой же чести были удостоены курсантский взвод старшего лейтенанта А. П. Карамышева, танковый взвод обеспечения, отделение 2-го взвода 3-й курсантской роты и отличник учебы Ленинский стипендиат В. П.Чашин.

post-85-1278587161_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 февраля, в канун 50-й годовщины Советских Вооруженных Сил, по Всесоюзному радио был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота наградить орденом Красного Знамени Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменноеучилище имени М. В. Фрунзе».

 

Дважды Краснознаменное... Это — награда воспитанникам училища, тем, кто на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн ценой собственной крови и жизни отстоял свободу и независимость нашей страны, право советских людей на светлое будущее — коммунизм. Это —высокая оценка и признание важности кропотливой и часто незаметной работы, которую повседневно ведет коллектив командиров, преподавателей и обслуживающего персонала по подготовке и воспитанию молодых командиров, способных вести подчиненных в бой.

 

12 марта 1968 года состоялось торжественное вручение правительственной награды. Замер в торжественном строю личный состав училища. У трибуны — гости: ветераны войны и труда, рабочие и служащие, шефы, представители местных партийных и советских органов.

Командующий войскамиСибирского военного округа генерал-полковник С. П. Иванов зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР и прикрепил орден к знамени училища.Затем состоялся митинг.

post-85-1278587719_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оснащенность армии и флота новыми видами боевой техники и оружия предъявляли и новые требования к общевойсковому командиру, в первую очередь — технических знаний на уровне современного инженера. С 1968 года училище переходит на подготовку общевойсковых командиров-инженеров по эксплуатации колесно-гусеничной техники. Срок обучения остается прежним— 4 года

 

На базе кафедры танко-технической и автотракторной подготовки создаются новые: материальной части и ремонта, эксплуатации и вождения машин, кафедра сопротивления материалов, деталей машин и черчения. За короткий срок училище пополнилось преподавательским составом, мастерами производственного обучения, инструкторами, лаборантами.

 

post-85-1278587909_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Высокую оценку деятельности училища дал министр обороны СССР в приказе, посвященном юбилею военно-учебного заведения: «Созданное полвека назад по указанию Коммунистической партии и Советского правительства, училище стало подлинной кузницей командных кадров Советской Армии.За эти годы училище подготовило тысячи офицеров, которые внесли достойный вклад в дело укрепления боевого могущества Советских Вооруженных Сил, проявили мужество и героизм в боях за честь, свободу и независимость нашей Родины»

post-85-1278588516_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...