Перейти к содержанию

Христос Пантократор


Рекомендуемые сообщения

Несколько дней назад подарили мне небольшую (85 х 72 мм, это без ушка) икону Спасителя, которая с первого взгляда легла на душу. Первое, на что я обратил внимание, оторвав взгляд от темного лика - необычный плоский резной оклад. Поначалу вообще подумал, что это кустарное народное творчество, но икону это не портило. Только вот пятнистая патина...

Фотоаппарата под рукой не было, а сканер дал такую картинку

____________.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Целый день я думал, стоит ли чистить оклад и саму икону, потом всё же решил почистить. Разобрал ее на составляющие, рамку (где патина лежала ровно) помыл, а центральную часть оттер пищевой содой.

________________.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И тут выяснилось, что обе части оклада когда-то были позолочены. Позолота сохранилась на краях листа и внешнем крае рамки. Понял, что это не кустарщина. А потом из под слоя грязи на нижнем ребре рамки выглянуло фабричное клеймо: А.К/1861/московский герб/А.А . На центральном листе клейм не обнаружил.

___________.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приглядевшись повнимательнее к центральной части оклада, вдруг поймал себя на мысли, что он мне всё больше начинает нравится. Во первых - тонкостью и точностью работы: пластина серебра толщиной всего 0,3 мм лишь в одном месте прорезана резцом насквозь, хотя риски, составляющие рисунок, довольно глубокие. И сразу видно, что резец держала твердая рука: поперечные линии нигде не перерезаются. Только вот острые углы отверстий... Такое ощущение, что у мастера под рукой не было ни единого надфиля. Даже фаска не снята.

_____.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сама икона оказалась, к моему облегчению, прописана полностью. Счистив с нее пыль и грязь тампоном, смоченным в оливковом масле, а потом протерев насухо, увидел посветлевший лик Спасителя с удивительно добрыми глазами.

Я не большой специалист в иконописи, но пришел к выводу, что это не ширпотреб. Состояние, конечно, не идеальное, но, бывая в гостях у реставраторов, я такого насмотрелся... Короче говоря, сохранилась иконка очень даже неплохо.

__________________.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После того, как собрал всё вместе, начал рассматривать икону под разными углами освещения и выяснилось, что плоский резной оклад дает очень интересный, своего рода "перламутровый" эффект. К тому же, позолота, стертая с плоскости листа, сохранилась в рисках рисунка, и цвет получается золотисто-розовый (не знаю, заметно ли это вам).

В общем, вот так это смотрится в разных позициях

______________0__.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще одна необычная деталь. Вы уже заметили круглое отверстие справа на нимбе? Так вот, там был болтик, крепящий к окладу небольшое серебряное (и некогда сплошь позолоченное) распятие. Кстати, повреждение левой руки Спасителя на иконе нанесено крепежным шпеньком на тыльной стороне стоп распятого, следовательно - распятие было прикреплено кем-то позже и изначально в "комплект", скорее всего, не входило. Болтик, кстати, тоже оставил заметную потертость на красочном слое.

________.jpg

Изменено пользователем MAI
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слева - на крае набедренной повязки распятого - обнаружилась часть пробирного клейма.

______________.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати сказать, когда я снял с задней части тонкой (7 мм) доски протертую засаленную ткань, которая то ли прикипела от времени, то ли была чем-то слегка приклеена, то обнаружилась странная надпись, похожая на дату /1760г/

___________.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я нисколько не обольщаюсь относительно написанной на иконе даты (кстати, вторая цифра - именно 7, в живую видна нижняя поперечная черточка), но мало ли... Уважаемые знатоки, будьте так добры: дайте максимум информации по этому образу. Действительно ли этот извод называется Пантократор (Вседержитель)? Почему на самой иконе не прописан нимб (уж не католическая ли она изначально)? Когда примерно и где была написана икона? На какой породе дерева? Что означают буквы пробирного клейма?

Ну, не знаю, может быть вы еще что-нибудь заметили.

 

Да, и еще, может быть кто-нибудь знает, к чему первоначально крепилось это распятие? Может быть, это часть иерейского креста?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот... unsure.gif больше сорока просмотров и ни одного комментария, кроме комплимента от Михаила.

Может быть многоуважаемый НОЙ скажет пару слов? В этом разделе, как мне кажется, нет более авторитетного эксперта по иконам wub.gif

Изменено пользователем MAI
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Симпатичная икона! Не католическая. Рамка вокруг очень изящная. Правилное название Спас Вседержитель. Пантократор это другой извод там Спаситель сидит на троне. Время изготовления соответствует дате на клейме оклада. Нимб на самой иконе отсутствует т.к. изначально она задумывалась под оклад и славо Богу что Спаситель прописан полностью.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А плоский "гравированный" оклад - насколько он соответствует середине 19 века. Честно говоря, я такой вижу впервые.

 

По распятию есть какие-то предположения?

Изменено пользователем MAI
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё всему соответствует, не волнуйтесь. Крестик, скорее всего, был прекреплен владельцем как памятный (от нательного креста близкого человека), подобно тому, как к иконам в храмах привешивают пожертвованные ювелирные изделия.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для нательного крестика размер распятия великоват - 60 Х 55 мм, да и не встречал я как-то нательных крестов с накладными распятиями на винтовом креплении. Вот для небольшого иерейского наперсного креста размер подходит. Может быть у кого-то из форумчан есть в коллекции такой, с похожей по рисунку фигуркой распятого Христа. Кстати, на левой стороне груди (т.е. в районе сердца) у фигурки есть отверстие, очевидно символизирующее удар копьем, который нанес Иисусу сотник Лонгин. На православных иконах эта рана обычно изображается с другой стороны.

 

Может быть кто-нибудь выставит здесь фото плоского оклада. В Интернете ничего похожего не нашел, все более или менее рельефные.

 

И всё еще интересно, что за мастер, работавший в 1861 году, скрывается за инициалами А.А ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

М-да... фото плоских окладов я, похоже, не дождусь unsure.gif

Ну хоть скажите, кто-нибудь ВИДЕЛ когда-нибудь плоский оклад, похожий на выставленный мной?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну почему же, на самом деле "плоский оклад" не такая уж редкость. Как правило, такие оклады изготавливались из очень тонкой фольги и чтобы нанести на неё рисунок штихелем гравер должен был обладать большим искусством. Поэтому такие оклады обычно очень высокохудожественные.

post-709-1308222472_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо большущее!!! drinks_cheers.gif

КРАСИВО, слов нет! А взгляд у Богородицы какой!

По сравнении с этим то, что показал я - действительно народное творчество. Но мне всё равно нравится, ведь главное - лик Спасителя, а оклад его только подчеркивает.

Ваш под разным освещением переливается?

 

Кстати, попутно подумалось, что плоские оклады делались только для маленьких икон. В большом формате резьба не будет так хорошо смотреться, да и трудоемко.

Изменено пользователем MAI
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы правы, во всех случаях иконы с резным штихелем окладом (во всяком случае, что попадались мне), были обычно небольшого формата ( "кажется, "пядничные", от слова "пядь"-кисть руки). На больших окладах, как правило, штихельная резьба дополняла чеканку или накладные фрагменты (кроме басмы, естественно).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большое Спасибо за ответ и комментарии drinks_cheers.gif

Может быть покажете еще несколько маленьких икон, если они не ушли из Вашей коллекции. Это же совершенно особенная манера письма, чувствуется рука настоящего мастера-живописца, сразу видно, что не деревенский богомаз работал.

Кстати, к тому же призываю и других форумчан, следящих за этой темой.

Изменено пользователем MAI
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

История получила продолжение. Порыскав по Интернету, я пришел к выводу, что распятие, прикрепленное к окладу моей иконы, когда-то было частью наградного протоиерейского "золотого" наперсного креста. Размер и формы соответствуют, только на увиденных в Сети крестах распятие обычно крепилось заклепками.

В этом свете возникла версия, которая, как мне кажется, вполне имеет право на существование. Похоже, что эта икона принадлежала священнику, который был арестован в 30-е годы. Выбрав самую маленькую икону, чтобы легче было пронести, он взял ее с собой в тюрьму и лагерь. Серебряный наперсный крест он взять с собой не решился, справедливо полагая, что его могут просто украсть или конфисковать. Отделив от него распятие, он прикрепил его к окладу иконки.

Что было дальше - можно только догадываться, но икона с распятием, как мне кажется, попали в руки одного из охранников, а потом к его потомкам. Но, как видно, образ, добытый неправедным путем, тяготил их. Кончилось это тем, что один из них принес икону к священнику, сказав: "Батюшка, возьмите ее. Если не возьмете, я ее в реку выброшу" (это мне рассказал сам священник).

Ну а потом батюшка, дай ему Бог здоровья и счастья, подарил икону мне.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...