Александр Каменьков Опубликовано 30 марта, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 30 марта, 2009 Здесь была затронута тема о коммерческой подводной лодке "Дойчланд" http://sammler.ru/index.php?showtopic=9532&st=80 Нашёл у себя открытку Коммерческая подводная лодка "Дойчланд" Водоизмещение - 1900 т Длина - 65 м, Ширина - 8,90 м Мощность машин - 800 л.с. (два дизеля) и 700 л.с. (электромоторы) Глубина погружения - 50 м Скорость - 15/7 узл. Экипаж - 4 офицера, 25 унтер-офицеров и матросов Заложена в 1916 г. Flensburger Schiffbau-Gesellschaft , вступила в строй 28 марта 1916 г. Лодка специальной постройки, созданная для преодоления морской блокады. В первый рейс через Атлантику лодка отправилась 23 июня 1916 г. Командиром был Пауль Кёниг, капитан Северогерманского Ллойда, в 1916 г. закончивший школу подводников. В США везли 163 т концентрированных красителей, медикаменты на сумму 60 миллионов RM , ценные бумаги, диппочту. 8 июля 1916 г. "Дойчланд" пришла в Балтимор, став первой ПЛ , пересёкшей Атлантический океан. В обратный путь загрузились 348 т каучука, 341 т никеля и 93 т цинка . В Бремерхафен вернулись 25 августа. Великобритания была крайне недовольна фактом достижения немецким коммерческим подводным судном американских портов и объявила её боевым кораблём, подлежащим уничтожению при встрече, мотивировав это невозможностью задержания субмарины для проведения досмотра её груза. 14 октября 1916 г. - новый поход - Нью Лондон, Коннектикут. Груз - красители, химикалии, медикаменты, ценные бумаги, драгоценные камни, почта. 1 ноября 1916 г. лодка отправилась обратно с 378 т каучука, 188 т никеля, 146 т легированной стали, 76 т цинка и серебряными слитками на сумму 140 тыс. долларов В Весермюнде пришли 10 декабря 1916 г. С 19 февраля 1917 г. лодка, вооружённая двумя носовыми ТА и двумя 105 мм орудиями - в составе Императорского флота - крейсерская ПЛ - U-155 Под военно-морским флагом она сделала три похода, потопив 42 и повредив 1 корабль. После войны англичане захватили U-155 и выставили в Лондоне на обозрение. В 1921 г. лодку порезали на металл, при этом погибли 5 человек. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
goldenbat Опубликовано 7 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 7 апреля, 2009 (изменено) Если не по теме перенесите. Изменено 7 апреля, 2009 пользователем goldenbat Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
goldenbat Опубликовано 7 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 7 апреля, 2009 Оборотка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Александр Каменьков Опубликовано 7 апреля, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 7 апреля, 2009 Всё по теме! Marine - Korps 1. Mar. Div. 1. Mar. Brod. 1. Matrosen Regiment 2. Batl. Komp Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Александр Каменьков Опубликовано 7 апреля, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 7 апреля, 2009 Штемпель: Kaiserliche Marine Briefstempel Kommando II. Bataillon 1. Matr. Regt. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сумрак Опубликовано 27 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2009 (изменено) QUOTE (Сумрак @ Dec 15 2007, 05:55 PM) Обещанное Канонерские лодки типа "Ильтис" "Iltis" (Хорек), "Jaguar" (Ягуар), "Luchs" (Рысь), "Tiger" (Тигр). "Panther" (Пантера), "Eber" (Кабан). Кто ж думал тогда, когда я написал небольшую статейку для этоготопика, во что это выльтся не прошло и полутора лет Изменено 27 апреля, 2009 пользователем Сумрак Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сумрак Опубликовано 27 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2009 такая вот очень симпатичная открытка с легким крейсером "Штеттин". Кстати, в ходе работы над статьй об "ильтисах" сделал для себя вывод - подписям на грманских открытках нельзя верить ни на грош. Доходило до смешного - фотографии "Пантер", сделанные перерывом в несколько секунд или минут, выдавались потом за однотипных "Лухс" и "Ягуар". С остальными кораблями та же история Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сумрак Опубликовано 27 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2009 Как пример - ищем 10 отличий ЭБ "Мекленбург" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сумрак Опубликовано 27 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2009 его систершип "Цёринген" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
grast Опубликовано 27 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2009 QUOTE (Сумрак @ Apr 27 2009, 08:39 AM) Как пример - ищем 10 отличий ЭБ "Мекленбург" Фотошопом воспользовались Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Александр Каменьков Опубликовано 3 мая, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 3 мая, 2009 Да, открытки с ошибками частенько встречаются, есть примеры в "Российском Императорском флоте", "ВМФ СССР" да и в других темах, вот ещё пример http://sammler.ru/index.php?showtopic=27876&st=0& Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
litregol Опубликовано 7 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2009 Вот, сегодня принесли Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
litregol Опубликовано 7 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2009 Оборотная сторона Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
litregol Опубликовано 7 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2009 Штемпель крупнее Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Александр Каменьков Опубликовано 29 октября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 октября, 2009 Линкор "Нассау" Тип «Nassau» , 4 единицы - «Nassau» , «Westfalen» , «Rheinland», «Posen» Водоизмещение - 18 873 т /20 535 т Мощность машин - 22000 л.с. Скорость - 20 узл, дальность плавания - 8300 морских миль на 12 узл. Бронирование - главный пояс 300 мм, башни ГК 280 мм, башни СК 160 мм, боевая рубка 300 мм, противоторпедная переборка 30 мм. Вооружение - 12 × 280 мм , 12 × 150 мм , 16 × 88 мм и 5 × 45 мм Экипаж - 40 офицеров и 968 матросов ( Флагман эскадры - 53 офицера и 1034 матроса ) Первый немецкий линкор, «Нассау», как и в случае с линкором «Dreadnought», строился в ускоренном темпе: стапельный период постройки заложенного в Вильгельмсхафене линкора «Nassau» составил только 7,5 месяцев, а достроечный период неполных 19 месяцев (общее время постройки округленно равнялось 26 месяцам). Частным верфям, строившим однотипные корабли («Westfalen», «Posen» и «Rheinland»), потребовалось 27, 35 и почти 36 месяцев соответственно. Корабли типа «Нассау» должны были заменить в германском флоте броненосцы «Bayern», «Sachsen», «Wurtemerg» и «Baden» (первые 2 строились по бюджету 1906 г., следующие 2 — по бюджету 1907 года. Выделение средств на строительство всех четырёх линкоров началось лишь в 1907 году, а закладка на стапелях состоялась почти одновременно — в июне — августе 1907 г., но строительство велось разными темпами, длительность обсуждения проекта корабля и его конструкции при решении ряда сложных технических и финансовых проблем затягивали сроки постройки двух первых кораблей. После окончательной готовности «Nassau» и «Rheinland» на верфях в Бремене и Штеттине, возникла проблема с проводом кораблей через обмелевшие реки Везер и Одер. Проблема была решена после установки с обеих бортов линкоров кессонов и откачки воды, уменьшившей осадку кораблей и обеспечившей проводку линкоров к морю. 1 октября 1909 г. на «Nassau» был поднят вымпел, корабль был принят в казну и вступил в кампанию, а 15 октября 1909 года «Nassau» вышел на официальные морские испытания. Через полтора месяца за ним последовал «Westfalen». Остальные линкоры типа были готовы весной следующего года: 27 февраля 1910 заводские испытания начал «Rheinland», 30 апреля па корабле подняли вымпел и он вступил в кампанию; 31 мая вступил в кампанию «Posen», официальные испытания он провел 18 июня 1910 года. Стоимость По сравнению с броненосцами типа «Deutschland» стоимость новых линкоров возросла в полтора раза. Для 5 броненосцев типа «Deutschland», спущенных на воду только в 1904—1906 гг., полная стоимость строительства колебалась от 21 до 25 млн марок. Строительство новых линкоров обошлось имперской казне значительно дороже. «Nassau» — 37 399 тысяч золотых марок «Westfalen» — 36 920 тысяч золотых марок «Rheinland» — 36 916 тысяч золотых марок «Posen» — 37 615 тысяч золотых марок Корпус новых линкоров был гладкопалубным и сравнительно широким, с надстройкой в средней Отношение L/B (длины к ширине) корпуса составило 5.41 против 5,65 у броненосцев типа «Deutschland». Проектными работами руководил главный строитель имперского флота, тайный советник Бюркнер (нем. Burkner). Из-за требований уменьшения осадки линкоров типа «Нассау» (из-за базирования немецких кораблей в устьях мелководных рек, а также проблемы Кильского канала) была ухудшена остойчивость кораблей данного типа. Относительно предыдущих проектов высота корпуса была немного увеличена для улучшения мореходности в штормовых условиях Северного моря и Атлантики. Конструктивные особенности линкора были довольно обычными для кораблей немецкого флота. Котельное отделение было разделено средней диаметральной переборкой. Все три машинных отделения линкора «Nassau», благодаря большой ширине корабля и незначительным размерам занимаемой площади паровых машин, удалось расположить рядом друг с другом, в то время как на «Deutschland» средняя паровая машина стояла позади бортовых. Набор корпуса собирался по продольно-поперечной системе (иначе её называют бракетной), но в оконечностях, после бронетраверзов, детали набора собирались уже по продольной системе. Такая смешанная система была обычной для многих типов линкоров и использовалась и на других флотах. Набор корпуса линкоров типа «Nassau» включал 121 шпангоут (от 6-го до 114-го, включая шпангоут «0» по оси баллера руля, 6 минусовых и 114 плюсовых шпангоутов). Шпация была равна 1,20 м. Продольную прочность помимо вертикального киля обеспечивали с каждого борта семь продольных связей, из которых стрингеры II, IV и VI были водонепроницаемы. Стрингеры устанавливались на расстоянии 2,1 и 2,125 метра друг от друга. Форштевень имел таранную форму, изготовлялся из мягкой мартеновской стали и был усилен для возможности нанесения таранного удара. Во время испытаний линкоров выяснилось, что, имея сравнительно небольшой диаметр циркуляции на полном ходу, при наибольшей перекладке руля линкоры получали крен до 7°, теряя при этом в скорости до 70 %. Прожектора На кораблях были установлены по восемь 200-амперных прожекторов (побортно двумя группами по четыре на носовых и кормовых надстройках). Прожектора могли охватывать весь круг горизонта. Также имелись два запасных прожектора такого же типа и один 17-амперный прожектор в качестве переносного сигнального. Для защиты прожеткоров в германском флоте предпринимались специальные меры. В частности, на линкорах типов «Nassau» и «Ostfriesland» в случае дневного боя прожектора (как и шлюп-балки) через специальные люки опускались в особые отсеки. Спасательные средства По штату на линейных кораблях типа «Нассау» полагалось иметь: 1 паровой катер, 3 малых моторных катера, 2 баркаса с вспомогательным двигателем; 2 вельбота, 2 яла, 1 складную шлюпку. В том случае, если на корабле находился штаб эскадры на борт дополнительно брали 1 адмиральский моторный катер разъездного типа. Катера могли быть вооружены пулемётами на съемных лафетах, а при высадке десантных партий в случае необходимости также десантными пушками. Места установки спасательных катеров из-за бортовых башен было довольно ограничены. Для спуска на воду катеров и шлюпок по бокам от кормовой дымовой грубы были установлены два специальных крана, громоздких и хорошо заметных в силуэте кораблей. Шлюпки небольшого размера для повседневного использования подвешивались на шлюп-балках, которые в случае боя можно было убрать в специально созданные ниши в бортах кораблей. Вооружение Боевой запас артиллерии главного калибра (280-мм АУ SK.L/45) составлял 900 выстрелов. Штатный боезапас включал 720 бронебойных снарядов «L/3,2» (Psgr — Panzersprenggranaten) и 180 фугасных снарядов «L/3» (Stvg — Stahvollgcschossen), а также 900 метательных зарядов (Pulverladung) к ним. Каждый заряд состоял из основного полузаряда (Hauptkartus) и добавочного (Borkartus). Для добавочных полузарядов применялись двойные шелковые картузы и пеналы, из которых заряды вынимались только перед заряжанием. Сначала в зарядную камеру помещался добавочный заряд в картузе, затем главный заряд в гильзе со встроенным запалом. Снаряды обоих типов весили по 305 кг. Общий вес полного метательного заряда равнялся 144,6 кг пороха (Rohrenpulver) марки «RPC/06» (позже «RPC/12»). В начале Первой Мровой войны находился в Северном море в составе 2 дивизии 1 линейной эскадры германского Флота Открытых Морей. В августе 1915 года участвовал в битве в Рижском заливе, встречался в бою с российским линкором Слава. http://sammler.ru/index.php?showtopic=9544&st=160 После возвращения в Северное море "Нассау" и другие корабли его класса участвовали в Ютландском сражении 31 мая - 1 июня 1916 года. В этом сражении на Нассау было убиты 11 человек, а 16 получили ранения. После завершения Первой мировой войны большая часть Флота Открытых Морей была интернирована в Скапа-Флоу. Как наиболее старые германские линкоры-дредноуты, корабли класса Нассау на некоторое время оставались в немецких портах. После затопления германского в Скапа-Флоу корабли класса Нассау были переданы странам-победителям взамен потерянных во время войны. Нассау был передан Японии в апреле 1920 года. Не найдя применения устаревшему кораблю, японцы продали его британской демонтажной фирме, и в 1921 г. он был порезан на металл. Печуконис, Н. И.. Дредноуты кайзера. Стальной кулак имперской политики. — М.: Военная книга, 2005. ISBN 5-902-863-02-3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сумрак Опубликовано 31 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2009 еще Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сумрак Опубликовано 31 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2009 .... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Александр Каменьков Опубликовано 7 февраля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2010 Линкор "Кайзер" Тип "Кайзер" , 5 единиц - "Kaiser", "Friedrich der Grosse", "Kaiserin", "Konig Albert", "Prinz-Regent Luitpold" Водоизмещение - 24724/27000 т Мощность машин - 55187 л.с. Скорость - 23,4 узл. , дальность плавания - 7900 миль (12 уз.) Бронирование - пояс 350-80 мм, траверзы 300-130 мм, казематы 170 мм, барбеты и башни 300- 150 мм, палуба 60 мм. Вооружение - 10х305-мм орудий, 14х150-мм и 12х88-мм пушек, 5 ТА Экипаж - 1084 человека Заложен в декабре 1909 г. , "Кайзерлих", Киль , вступил в строй 1.8.1912 г. Корабль обошёлся казне около 45 млн. марок. Линкоры типа “Кайзер” ознаменовали собой резкое изменение кораблестроительной политики. Если поначалу немцы были верны своим традициям и строили первые дредноуты так же, как и броненосцы, лишь немного увеличивая и улучшая предыдущий тип, то в “Кайзерах” внедрили столько новаций, что вообще затруднительно говорить о их преемственности с “Остфрисландами”. Разве что артиллерия главного калибра осталась прежней, хотя формально тоже получила новое обозначение. В 1913-1914 гг. «Кайзер» совершил дальнее заграничное плавание в Юго-Западную Африку, посетили западное побережье Южной Америки. Принимал участие в Ютландском сражении , операции "Альбион" Согласно условиям перемирия от 11 ноября 1918 г. интернирован в бухте Скапа-Флоу, где 21 июня 1919 г. затоплен частью собственного экипажа. В декабре 1927 г. началась подготовка к подъему "Кайзера", лежавшего вверх килем с креном 8° на глубине 23,5 м. Подъем "Кайзера" начали 20 марта 1929 г., тяжёлая боевая рубка отвалилась и осталась на дне, а линкор удалось поднять к вечеру того же дня. К 23 марта "Кайзер" уже был готов к буксировке в Лайннесс, а к середине июня к переводу в Розайт, где на верфи в период до 1930 г. его разобрали на металл. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/K...Kenig/index.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Александр Каменьков Опубликовано 7 февраля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2010 Отправитель - матрос с линкора "Thuringen" Северное море, 12.9.1915 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
DDD777 Опубликовано 7 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2010 Schleswig-Holstein «Шле́звиг-Го́льштейн» (нем. SMS Schleswig-Holstein) — немецкий броненосный военный корабль, участник Первой и Второй мировых войн. Назван в честь федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн. Известен тем, что из его орудий были даны первые залпы Второй мировой войны 1 сентября 1939 года, когда корабль обстрелял польскую базу Вестерплатте. В Первую мировую принимал участие в Ютландском бою, получил одно серьёзное попадание. После войны, стал одним из 6 устаревших кораблей, которые союзники разрешили сохранить Германии. Переоснащён в 1926 году. С 1926 по 1935 — флагман Германского флота. В 1936 преобразован в учебное судно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
DDD777 Опубликовано 7 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2010 В апреле 1940 года принял участие в операции по захвату Дании, использовался как учебный корабль с 1941 по 1944 года. В сентябре 1944 года вернулся в строй как корабль противовоздушной обороны. 19 декабря 1944 года на рейде Гдыни на корабль упали три бомбы в ходе налёта самолётов Королевских ВВС, в результате корабль загорелся и затонул на 12 м (39 футах). В марте 1945 года корабль был взорван командой[источник не указан 264 дня] и затоплен. После Второй мировой поднят СССР и отбуксирован в Таллин. Переименован в Бородино. Затоплен около острова Осмуссаар на Балтике в 1948 году и использовался как мишень до 1960-х. Останки судна сохранились до сих пор. Foto : Шлезвиг-Гольштейн обстреливает Гдыню Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 Друзья , пришло новое пополнение в коллекцию открыток помогите с определением некоторых судов Лёгкий крейсер "Кёнигсберг" http://sammler.ru/index.php?showtopic=9532&st=20 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 обратка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 следующая Открытка с 2 Эскадрой - головной броненосец типа "Дойчланд" http://sammler.ru/index.php?showtopic=9532&st=0 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 обратка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 следующая Линейный крейсер "Зейдлиц" Фридрих Вильгельм фон Зейдлиц-Курбах (3 февраля 1721 г. — 7 ноября 1773 г.) Кавалерийский генерал Фридриха Великого. Отличился в битве при Росбахе 5 ноября 1757 г. Водоизмещение - 24 610 т Мощность машин - 63000 л.с. Скорость - 26,5 узл. , дальность плавания - 4020 миль при 16,2 узл Бронирование: пояс 100-300 мм, башни 70-250 мм, рубки 200-300 мм, казематы 150 мм, палуба 30-80 мм. Вооружение - 10х280-мм, 12х150-мм, 12х88-мм, 2х88-мм зенитные пушки, 4 ТА 500 мм. Экипаж - 43 офицера, 1100 унтер-офицеров и матросов Заложен 04.02.1910 Блом и Фосс, Гамбуpг , вступил в строй 22.05.1913 Стоимость постройки составляла 44 685 тыс. марок или 22 343 тыс.руб. золотом. Кораблем командовали: капитан 1-го ранга фон Эгиди (май 1913 г. — октябрь 1917 г.), капитан 1 -го ранга Тагерт (временно исполняющий обязанности с октября 1917 г.), капитан 1-го ранга фон Эгиди (ноябрь 1917 г.), капитан 1-го ранга Тагерт (ноябрь 1917 г. — декабрь 1917 г.), капитан-лейтенант Брауер (в период интернирования). 30 марта 1912 г. после обряда крещения, произведенного генерал-инспектором кавалерии фон Клейстом, корабль сошел со стапеля. Стапельный период постройки корабля составил почти 14 месяцев (достройка на плаву также 14 месяцев). Всего постройка до начала испытаний продолжалась около 28 месяцев. В апреле 1913 г. под управлением заводской команды линейный крейсер перешёл в Киль. Там 22 мая 1913 г. "Зейдлиц" предварительно вошел в состав флота, и начались приемо-сдаточные испытания. Проведение испытаний заняло всего 3 месяца. Испытания прерывались 29 июня и 3 августа 1913 г., на время смотра линейного крейсера кайзером Вильгельмом II и посещения его королем Италии Виктором Эмануилом III. Закончив 17 августа 1913 г. ходовые испытания, корабль окончательно вошёл в состав флота, 31 августа 1913 г. присоединился к находящемуся у Гельголанда флоту Открытого моря и немедленно подключился к маневрам. В качестве рядового корабля 1-й разведывательной группы "Зейдлиц" принимал участие в её последующих учениях в составе группы, пока 23 июня 1914 г. ее командующий контр-адмирал Хиппер не перенёс на него свой флаг с "Мольтке". С тех пор почти весь период первой мировой войны, за исключением коротких перерывов, "Зейдлиц" был флагманским кораблем до 26 октября 1917 г., когда линейный крейсер "Гинденбург" вступил в строй (хотя флагманским кораблем в Ютландском бою был "Лютцов"). В июле 1914 г. "Зейдлиц" принял участие в походе флота Открытого моря в Норвегию, который пришлось прервать из-за опасности возникновения войны. После начала войны 1-й разведывательной группе поручили охранение Немецкой бухты. Кроме своих линейных крейсеров им передали в подчинение все предназначенные для сторожевой службы корабли, а также самолеты и дирижабли. Эта система охранения оставалась в действии до августа 1918 г. Первый боевой выход флота Открытого моря состоялся со 2 по 4 ноября 1914 г. После мобилизации и присоединения резервных кораблей командование флота получило наименование "командование морских сил Открытого моря". В 16 ч. 30 м. 2 ноября 1914 г. 1 -я разведывательная группа под командованием контр-адмирала Хиппера в составе линейных крейсеров "Зейдлиц" (флагман), "Мольтке", "Блюхер" и "Фон-дер-Танн" (флагманский корабль 2-го флагмана) и 2-я разведывательная группа в составе легких крейсеров "Страссбург", "Грауденц", "Кольберг" и "Штральзунд" вышли в боевой поход к восточному побережью Англии. В то время как рано утром 3 ноября 1914 г. линейные крейсера из-за туманной погоды безрезультатно обстреливали Ярмут, "Штральзунд" поставил большое минное заграждение. На случай оказания поддержки 1-я и 2-я эскадры линкоров заняли исходную позицию на рейде Шиллинг, 3-я и 4-я разведывательная группы в устье реки Везер, 5-я эскадра линкоров в повышенной готовности заняла позицию на реке Эльба, а 6-я эскадра на внешнем рейде Яде. После ввода в строй "Дерфлингера" 20 ноября 1914 г. контр-адмирал Хиппер с 1 -и разведывательной группой в охранении легких крейсеров "Страссбург", "Штральзунд" и 5-й флотилии миноносцев предпринял выход до района в 80 милях севернее Гельголанда. Встречи с противником не произошло. Через месяц (15/16 декабря 1914 г.) контр-адмирал Хиппер с 1 -и и 2-й разведывательными группами в таком же составе, как и 20 ноября, осуществил новый набег на восточное английское побережье. Из-за сильной волны выполнение поставленной задачи находилось под угрозой срыва. "Штральзунд" сообщил о невозможности применения корабельной артиллерии против берега из-за шторма. Хиппер отпустил в базу легкие крейсера и миноносцы, за исключением "Кольберга", на борту которого находились мины. "Зейдлиц", "Мольтке" и "Блюхер" под его командованием обстреляли город и порт Хартлепул, "Фон-дер-Танн" и "Дерфлингер" под командованием контр-адмирала Тапкена Уитби и Скарборо. Южнее Скарборо "Кольберг" выставил минное заграждение. Группу "Зейдлица" атаковали четыре английских эскадренных миноносца, но их атаку отбили, тяжело повредив некоторые из них. "Зейдлиц", подойдя на дистанцию действенного огня, около 8 ч. 00 м. начал обстрел береговой батареи. Огонь оказался точным, и вскоре ему отвечали только одно 152-мм орудие и одна легкая пушка. Но сам он получил три попадания 152-мм снарядами с береговой батареи (был ранен 1 человек). Во время третьего боевого похода в район Доггер-банки, начавшегося 23 января 1915 г., англичанами был потоплен "Блюхер". В этом бою флагманский "Зейдлиц" сначала вел огонь по "Тайгеру", а в конце боя по "Лайону", в результате чего последний был сильно поврежден и вышел из строя. "Зейдлиц" выпустил 390 280-мм бронебойных снарядов (45% боекомплекта) -больше всех участвующих в бою кораблей и добился по крайней мере 8 попаданий (2% выпущенных снарядов) из общего количества 22 попаданий, достигнутых немцами в британские корабли. В свою очередь он был поражен тремя снарядами англичан. Во время боя "Зейдлиц" получил следующие повреждения. 10 ч. 25 м. Первое попадание. 343-мм снаряд с "Тайгера" попал в носовую часть корабля, но не произвел больших разрушений. Из-за дыма "Тайгер" вскоре потерял "Зейдлица" из виду, и по германскому флагманскому кораблю стрелял только один "Лайон". 10 ч. 43 м. Второе попадание. 343-мм снаряд с "Лайона" с дистанции около 15 500 м (84 каб.) причинил большие разрушения, пробив верхнюю палубу в кормовой части. Кормовые каюты офицеров, кают-компания и всё, что находилось вблизи места взрыва, оказались разрушенными. Затем снаряд попал в барбет кормовой башни, пробил стенку барбета толщиной 230 мм и, разорвавшись во время проникновения через броню барбета, увлек докрасна раскаленные осколки и обломки брони в рабочее отделение башни. Эти осколки пробили подачную трубу и подожгли находящиеся там несколько главных и дополнительных зарядов. Вспышка воспламенила заряды в боевом отделении башни, в нижних подъемниках и перегрузочном отделении башни, и огонь проник в зарядный погреб. Возгорание зарядов было сначала сравнительно медленным, потом дым от горящих зарядов в рабочей камере начал проникать в перегрузочное отделение одной палубой ниже. Команда перегрузочного отделения кормовой башни, вероятно, пыталась спастись через дверь в переборке, которая вела в соседнее подбашенное отделение. В тот момент, когда дверь открылась, заряды в перегрузочном отделении вспыхнули и пламя горящих зарядов перебросилось на заряды в зарядниках и перегрузочном отделении. Одновременно пламя проникло в кормовую линейно-возвышенную башню и зажгло там, а также в зарядном погребе, в рабочем и боевом отделениях большое количество зарядов. Таким образом, 62 полных (главных и дополнительных) заряда сгорели полностью. Огонь охватил 6 т пороха. Из двух кормовых башен поднялся столб пламени и газов "высотой с дом" и повалил густой черный дым. На телефонные вызовы башни не отвечали. Море огня поглотило 165 человек, из которых 159 погибли мгновенно. Но в погреба огонь не проник и заряды, находившиеся ещё в латунных гильзах, не взорвались. Погреба были затоплены благодаря мужеству трюмного старшины Вильгельма Хайдкампа, который при угрозе взрыва снарядных погребов голыми руками взялся за раскаленные штурвалы клапанов затопления и повернул их. При этом он сжёг себе руки (его именем назвали заложенный 14 декабря 1937 г. в Киле эскадренный миноносец Z-21). Таким образом снарядные погреба и кормовое торпедное отделение удалось затопить, не допустив взрыва находящихся в них снарядов главного калибра и торпед. Корабль принял около 600 т контр-адмирала Бедикера линейные крейсера "Лютцов", "Дерфлингер", "Мольтке" и "Фон-дер-Танн" обстреляли Ловестофт, выпустив по нему соответственно 229, 151, 59 и 69 снарядов калибра 280 мм и разрушив там около 200 зданий. В это же время "Зейдлиц" в сопровождении двух миноносцев ушел в Вильгельмсхафен сразу на верфь. О его готовности командованию флота Открытого моря доложили 2 мая 1916 г., но испытания на водонепроницаемость 22/23 мая показали, что продольные переборки бортового торпедного отделения пропускают воду и необходимо ещё пять дней для окончательного исправления повреждений, поэтому операция могла состояться не ранее 29 мая. Это стало одной из причин того, что Ютландский бой произошел 31 мая/1 июня 1916 г. 25 мая 1916 г. он снова был в полной боевой готовности. Поскольку командующий флотом очень рассчитывал на этот корабль, уже запланированная на несколько дней раньше боевая операция флота, которая вошла в морскую историю как Ютландский бой, была проведена лишь 31 мая/1 июня 1916 г. Во время этого боя в составе 1 -и разведывательной группы "Зейдлиц" действовал как рядовой корабль, поскольку Хиппер держал свой флаг на "Лютцове". Около 16 ч. 30 м. 31 мая 1916 г. линейные крейсера противников обнаружили друг друга и началась первая фаза Ютландского боя, известная как бой авангардов (15 ч. 30 м. - 18 ч. 50 м.), поскольку Хиппер при появлении шести английских линейных крейсеров повернул пять своих кораблей последовательно на обратный курс с целью навести англичан на свои главные силы. В 16 ч. 40 м. Хиппер приказал своим кораблям "разделить цели слева". Это означало, что "Зейдлиц" должен * был стрелять по "Куин Мери", поскольку в Ютландском бою он шел третьим в строю. В 16 ч. 48 м. Битти поднял сигнал, чтобы "Лайон" и "Принсес Роял" сосредоточили огонь на головном "Лютцове". Не заметив этого сигнала, на "Куин Мери", по-видимому, предполагали, что по второму в немецком строю "Дерфлингеру" стреляет "Принсес Роял", и потому открыли огонь по третьему кораблю германской колонны — "Зейдлицу", который, в свою очередь, с начала боя вел огонь по "Куин Мери", а затем по "Тайгеру". Все его следующие цели очень трудно идентифицировать, но они включали линейные корабли 5-й британской эскадры "Уорспайт" и "Колоссус". Старший врач "Зейдлица" доктор Амелунг в отрывочных, но ярких и жутких по содержанию фразах описывает свои впечатления и деятельность в перевязочных пунктах корабля во время Ютландского боя. Всего "Зейдлиц" выпустил 376 280-мм бронебойных снарядов и, как полагают, смог достичь десяти (2,6%) попаданий: четыре в "Куин Мери", два в "Тайгер", два в "Уорспайт" и два в "Колоссус". В первые 80 минут боя он выпустил около 300 280-мм снарядов и добился только шести (2%) попаданий в линейные крейсера, в то время как в оставшееся время боя он выпустил 76 снарядов и добился четырех (5,3%) попаданий, из которых два было в "Уорспайт" на дальней дистанции. За время боя "Зейдлиц" выпустил 450 150-мм снарядов, больше, чем любой из немецких кораблей, в основном по эскадренным миноносцам, линейным крейсерам и броненосному крейсеру "Дефенс". Вот что писал доктор Амелунг: "Боевые перевязочные пункты были устроены следующим образом: в отделении N6 располагался носовой перевязочный пункт в ведении третьего врача; пятое отделение было предназначено для помещения трупов, и во время боя в него перенесли многих; непосредственно в четвертом отделении по левому борту, позади батарейной палубы находился главный перевязочный пункт в ведении старшего врача, и по правому борту — вспомогательный перевязочный пункт в ведении второго врача, однако в отдельном помещении, сообщавшемся с главным пунктом; в третьем отделении был приемный пункт для раненых." 31 мая 1916 г., согласно Campbell [8], "Зейдлиц" получил 22 попадания снарядами крупного калибра и одно 533-мм торпедой. Groner [9] утверждает, что линейный крейсер получил 24 попадания снарядами крупного калибра, нанесшими ему повреждения в надводной и подводной частях корпуса. Это произошло в следующем хронологическом порядке. 16 ч. 30 м.— 17 ч. 55 м. Первый этап боя авангардов — "бег на юг". Доктор Амелунг: "Боевая тревога около 17 часов. Период ожидания полон беспокойства. Я вышел на минуту на мостик, но уже началась стрельба. Я вернулся на свой пост. Опять ждем. Корабль сотрясается от грохота артиллерии. Распоряжения приходится передавать знаками, все звуки голоса тонут в оглушающем гуле боя." 16 ч. 50 м. "Зейдлиц" открыл огонь по "Куин Мери". 16 ч. 55 м. Первый 343-мм снаряд с "Куин Мери" пробил бортовую броню впереди фок-мачты и разорвался в отсеке XIII на 25-мм верхней палубе, в которой образовалась пробоина 3 х 3 м. На посту энергетики правого борта вышел из действия носовой распределительный пульт, были сильно повреждены легкие конструкции, и в результате этого возникло постоянное поступление потока воды по главной палубе около барбета носовой башни, которая стекала оттуда в погреб и в пост управления кораблем. Доктор Амелунг: "Первый неприятельский снаряд, поразивший корабль, разорвался в отделении N6 и разрушил носовой перевязочный пункт. Водонепроницаемые двери открылись на мгновенье, и третий врач, парикмахер и священник, голова которого была перевязана, нашли убежище в главном перевязочном пункте. Остальной персонал носового пункта был убит." 16 ч. 57 м. Второй 343-мм снаряд с "Куин Мери" с дистанции 13 200 - 13 600 м (71 -74 каб.) попал в бортовую броню толщиной 230 мм напротив барбета левой бортовой башни и разорвался в проделанной им пробоине. Обломки брони и осколки снаряда пробили стенку барбета, имевшую в этом месте толщину 30 мм, проникли в перегрузочное помещение башни и зажгли в рабочем отделении два главных полузаряда и два дополнительных зарядных картуза. Заряды состояли из двух частей: главный полузаряд в тяжелой медной гильзе и дополнительный, который помещался в двойном шелковом картузе в латунном пенале, из которого вынимался непосредственно перед заряжанием. Механизм наведения орудия, поворота башни и подъёмники вывело из строя. Большинство башенного расчета погибло в потоке пламени и газов, но погреб башни был вовремя затоплен. Башня вышла из действия на всё время боя, но такого сильного взрыва, как 24 января 1915 г., не произошло. Переделки, произведенные на германских кораблях после боя у Доггер-банки, предотвратили катастрофу. Доктор Амелунг: "Пошли раненые. Невозможно обследовать их тщательно друг за другом. И в то время как я быстро накладываю первоначальную повязку, я вижу пламя. Помещение наполняется густыми клубами дыма и газа, образовавшимися при взрыве неприятельского снаряда над перевязочным пунктом. Каждый надевает свой противогаз. Жара удушливая и совершенно не позволяет работать, и я срываю его и нахожу, что можно дышать, и занимаюсь перевязкой раненых. В это время вследствие тушения пожара в левой бортовой башне отделение N3 стало озером. Тогда раненых стали носить во вспомогательный перевязочный пункт, где работают два младших врача. Еще один врач помогает мне у операционного стола." Третий 343-мм снаряд с "Куин Мери" разорвался под водой рядом с бортом в средней части, вызвав расхождение швов наружной обшивки корпуса по длине 11 м. Первое поступление воды внутрь корпуса произошло через подводные Пробоины левого борта в средней части корпуса, полученные им от разрыва в воде английских снарядов, падавших с недолетами. Эти повреждения находились у главного броневого пояса, в результате чего передние наружные угольные бункера и дополнительные бункера XIII отсека, а также креновые цистерны залило водой. Помимо этого, в XIII отсеке во избежание взрыва от возникшего там пожара во время артиллерийского боя пришлось затопить водой снарядный и зарядный погреба левой бортовой башни. 17 ч. 05 м. Подошла и открыла огонь с дистанции 17 600 м (95 каб.) 5-я эскадра британских линейных кораблей контр-адмирала Эван-Томаса. 17 ч. 17 м. Четвертый 343-мм снаряд с "Куин Мери" с дистанции 16 400 м (88 каб.) ударил в бортовую броню толщиной 200 мм и затем в стык между 200-и 230-мм плитами порога порта 150-мм орудия позади переборки. Снаряд вызвал большие повреждения. Осколки снаряда пробили многие переборки корабля. 150-мм орудие № 6 (левого борта) вышло из строя. Доктор Амелунг: "Вентиляция очень слабая. Температура в помещении держалась около 40°С все время боя. Водопровод пресной воды перебит. Имеющаяся в лазарете пресная вода отдана раненым, которых мучает жажда. Врачи мыли свои руки в загрязненной воде, но вытирали их стерилизованными материалами, которых, к счастью, было запасено достаточно. Угольная пыль садится на все. Лужи крови видны повсюду. То и дело пожарный рукав протаскивают через перевязочный пункт и пачкают все." В период между 17 ч. 17 м. и 17 ч. 26 м. пятый снаряд (381-мм) с 5-й эскадры линейных кораблей насквозь пробил наветренную палубу и разорвался, изрешетив ее осколками, нанес разрушения полубаку и нижним палубам. 17 ч. 26 м. На несколько минут "Дерфлингер" и "Зейдлиц" с дистанции 3900 м (75 каб.) сосредоточили огонь по "Куин Мери", и от их совместного артиллерийского огня он взорвался и затонул. От нарушения водонепроницаемости переборок, явившегося результатом попаданий артиллерийских снарядов, вода проникла в погреб кормовой линейно-возвышенной башни, где и держалась на уровне 1 м от палубы (однако она угрожающего значения для корабля не имела). 17 ч. 37 м. Положение линейного крейсера изменилось в худшую сторону после атаки 9-й и 13-й флотилий британских эскадренных миноносцев, прорвавших линию вышедшей ей навстречу 9-й флотилии германских эскадренных миноносцев, когда эсминец "Петард" или, возможно, "Турбулент" выпустил три торпеды с дистанции 5 000 м (27 каб.), одна из которых попала в носовую часть правого борта "Зейдлица" в районе 123 шпангоута под броневой пояс (на германских кораблях счет шпангоутов и отсеков идет с кормы на нос). Вес заряда английской торпеды 232 кг. Торпеда попала в правый борт на уровне переднего края барбета носовой башни. В результате в наружной обшивке корпуса образовалась пробоина размером 12 х 3,9 м площадью 15,2 кв.м и разошлись швы на протяжении 28 м. Однако противоторпедная переборка, имевшая в этом месте толщину 50 мм, выдержала, хотя и имела значительную течь в местах соединения её с броневой палубой. При взрыве кусок наружной обшивки весом 70 кг вместе с некоторыми частями шпангоутов и стингеров был с силой отброшен внутрь корпуса и пробил несколько переборок общей толщиной 40 мм. Столб воды от взрыва торпеды ударил по стволу правого 150-мм казематного орудия № 1 и заклинил его так прочно, что оно вышло из строя до конца боя. В районе взрыва торпеды находилась носовая электростанция с двумя турбодинамомашинами и несколькими трансформаторами, которые вследствие полученных повреждений перестали действовать, и питание электроэнергией пришлось перенести на кормовую электростанцию, причем управляющий ими унтер-офицер оперативно произвел переключение станций. От сильного сотрясения, которое ощущалось по всему кораблю и передалось резким толчком на броне, у правой турбины подскочил предохранительный клапан и остался в таком положении. Кроме того, от толчка лопнул и сам корпус турбины. Отделение быстро заполнилось паром, и личный состав, чтобы не обвариться, вынужден был отыскивать повреждения для их исправления ползком и полулежа. Несмотря на чрезвычайно тяжелые условия, ремонт машины был закончен через 15 минут. Из поврежденного отсека вода постепенно проникала через места внутренних повреждений в соседние. Так, например, она распространилась сначала в углы между бортовой броней и бронированной палубой, а затем через различные отверстия залила отсеки между продольной противоторпедной переборкой и бронированной палубой. В носовой части затопило водой XIV отсек правого борта ниже бронированной палубы и помещение под бортовым торпедным аппаратом. В результате всего этого корабль принял до 2 000 т воды. Линейный крейсер получил незначительный крен на правый борт и дифферент на нос, который увеличил его осадку на 1,8 м, приподняв при этом корму на 0,5 м. Общая осадка корабля увеличилась на 0,63 м. Вследствие значительных повреждений, произведенных взрывом торпеды, вода продолжала поступать через разрушенные вентиляционные трубы и различные отверстия в противоторпедной переборке, появившиеся в результате расшатавшихся связей от сотрясений при взрывах. Вода проникала через поперечные переборки, через сальники электрических проводов и переговорные трубы. Некоторое время "Зейдлиц" ещё мог поддерживать полную скорость хода, но вскоре весь отсек длиной 19,5 м между прочной передней переборкой и переборкой переднего котельного отделения заполнился водой до броневой палубы. Постепенно она заливала носовую часть корабля, и дифферент на нос продолжал увеличиваться. Скорость хода с 20 узлов пришлось уменьшить до 15, а затем и до 12, так как вода доходила до верхней палубы полубака. Положение сделалось ещё более опасным, когда вода стала проникать из батарейной палубы через носовой поперечный траверз, разделявший XIII и XIV отсеки, кроме того, XIII отсек затапливался с бронированной палубы через повреждения, полученные с правого и левого бортов. Это случилось потому, что казематная броня, находившаяся между главным броневым траверзом и косым траверзом бронирования (карапасом) оказалась слаба и давления воды не выдержала. Основание носовой башни было тоже затоплено водой, поступавшей через трещины разошедшихся швов расшатанных в бою переборок. Снарядные и зарядные погреба и шахта экстренного выхода носового бортового торпедного аппарата затоплялись водой через сальники, вентиляционные и переговорные трубы. Доктор Амелунг: "Каждый перерыв боя был использован для очистки лазарета и смены пропитанных кровью повязок. Невозможно сделать какую-нибудь крупную операцию — нет времени. Было слишком сложно использовать обезболивающие средства. Антисептика — миф, поэтому заражение ран будет наверняка. Качка и крен, от которых раненые падают даже с операционного стола, делают невозможным точно работать хирургическими инструментами, а сотрясения от взрывов поминутно гасят электрические лампочки, так что приходится прибегать к свечам. К полуночи основная электропроводка не работает. Широко применяется морфий. Переломанным конечностям энергично придается нормальное положение, и быстро накладываются шины. Серьезные кровотечения останавливаются жгутовыми повязками, о правильной перевязке сосудов не может быть и речи. Пятую часть всех раненых составляют болезненные ожоги, при которых применяются все имеющееся на корабле лекарства, масла, мази и порошки. Но наличный запас совершенно не соответствует потребности. Морфий едва в состоянии успокоить жестокие страдания обожженных. Несмотря на все наши усилия, трое наиболее сильно обожженных умерли до рассвета." Обнаружив подходящий линейный флот Открытого моря, Битти в 17 ч. 40 м. вынужден был дать сигнал всем своим кораблям повернуть на 16 румбов последовательно. 17 ч. 40 м. — 18 ч. 50 м. Второй этап боя авангардов — "бег на север". В период между 17 ч. 40 м. и 18 ч. 08 м. шестой снаряд (381 -мм) с линкоров 5-й эскадры "Бархэма" или "Вэлиэнта" пробил наветренную палубу в 20 м от форштевня и разорвался в 2 м от правого борта над палубой полубака, образовав одну пробоину размером 3 х 4 м в бортовой обшивке между наветренной и верхней палубой и вторую 1,8 х 1,8 м в палубе полубака. Осколками пробило верхнюю палубу. Огромная верхняя пробоина в обшивке борта явилась основной причиной всех последующих бед "Зейдлица", связанных с затоплением носовой части корабля. Седьмой снаряд (381-мм) пробил наветренную палубу в левом борту в 6 м позади орудия № 6 и тут же разорвался, образовав одну пробоину 1,8 х 1,8 м в наветренной палубе и вторую 6 х 7 м в палубе полубака. 18 ч. 08 м. Восьмой снаряд (381-мм) с дистанции около 17 300 м (93 каб.) разорвался в образованной им лунке брони лицевой части толщиной 250 мм правой бортовой башни. Сила взрыва в основном ушла наружу, но мелкие куски брони и два больших осколка снаряда попали внутрь башни и повредили привод элеватора правого орудия, которое вышло из действия до конца боя, но всё же могло перемещаться вместе с действующим левым орудием. Башня временно вышла из действия. В 18 ч. 10 м. британские линейные крейсера вышли из боя. Теперь германские линейные крейсера вели бой с 5-й эскадрой британских линкоров. В период между 18 ч. 10 м. и 18 ч. 20 м. девятый снаряд (381 -мм) разорвался подводой в районе полубака. Десятый бронебойный снаряд (381 -мм) пробил верхний край 120-мм бортовой брони и разорвался рядом с барабаном шпиля, образовав пробоины размером 4,9 х 7 м в верхней и главной палубах. Одиннадцатый снаряд (381 -мм) попал в барабан левой лебедки и разорвался, образовав пробоины в наветренной палубе и палубе полубака. В 18 ч. 20 м. закончился бой германских линейных крейсеров с 5-й эскадрой британских линкоров. 18 ч. 57 м. Пожар на нижней палубе. После 19 ч. 03 м. началось поступление воды в отсеки XIV, XV и XVI через межпалубное пространство. Большое количество воды, вливавшееся на большой скорости корабля и добавленное повреждениями от снарядов, постепенно накопилось во всех носовых помещениях над броневой палубой. Так как полубак продолжал всё глубже погружаться, вода из-за повреждений в этой части корабля стала просачиваться через прочную переборку и постепенно накапливалась в передних помещениях ниже бронированной палубы из-за неплотностей в местах прохождения кабелей, переговорных труб, вентиляционных магистралей и люков. В 19 ч. 20 м. началась вторая фаза Ютландского боя — "первый бой флота".Узнав о приближении всего Гранд-Флита, Шеер в 19 ч. 36 м. сделал сигнал флоту повернуть "всем вдруг" на 16 румбов, после чего начался "первый бой флота". Двенадцатый снаряд (305-мм), вероятно, с линейного крейсера "Индомитейбл", попал в броневой 300-мм пояс в кормовой части корабля. "Зейдлиц" так тяжело вздрогнул, что соединительная муфта верхнего рулевого привода расцепилась, и крейсером временно пришлось управлять из помещения привода управления. Доктор Амелунг: "Когда вспомогательный перевязочный пункт был переполнен, раненых стали оставлять в главном перевязочном пункте, где осталось только незначительное пространство для прохода вокруг операционного стола. Один снаряд попал в помещение, где были сложены трупы погибших и умерших от ран, другой 381 -мм снаряд застрял в броне недалеко от перевязочного пункта." В 20 ч. 00 м. начался "второй бой флота". Тринадцатый снаряд (305-мм) с линейного корабля "Геркулес" пробил верхнюю платформу на уровне ватерлинии и разорвался около корабля. 20 ч. 16 м. Четырнадцатый снаряд (305-мм) с линейного корабля "Геркулес" разорвался на укладке противоторпедной сети посредине корабля. Верхний броневой пояс не был поврежден, но выстрел-балки противоторпедной сети были разрушены на большой площади, и ниже броневого пояса вздулась обшивка корпуса, образовав щель длиной 12 м, через которую поступала вода. 20 ч. 18 м. Пятнадцатый снаряд (305-мм) с линейного корабля "Сент Винсент", вероятно, рикошетом пробил обшивку корабля и палубу полубака напротив мостика и разорвался у его входа. 20 ч. 27 м. Шестнадцатый бронебойный снаряд (305-мм) с "Сент Винсента" разорвался в 210-мм броне задней стенки кормовой линейно-возвышенной башни. Сила взрыва в основном ушла наружу, но два основных и два дополнительных заряда, находящиеся в гильзах и пеналах и лежащие на лотках, загорелись, в результате чего башня выгорела и вышла из действия до конца боя. Было нанесено много других повреждений. Осколки отскочили внутрь башни и пробили верхнюю палубу толщиной 25 мм, перебили кабель главного электропровода поворота башни. 20 ч. 40 м. Семнадцатый снаряд (381 -мм) с линейного корабля "Роял Оук" попал рядом с правым орудием кормовой башни. От его разрыва орудие сначала сильно сдвинулось, но потом встало на место. Механизм наведения орудия был выведен из строя. Осколками снаряда в батарее было выведено из строя 150-мм орудие № 5. 20 ч. 40 м. Командующий 1-й разведывательной группы вице-адмирал Хиппер, которому в 19 ч. 47 м. пришлось покинуть флагманский "Лютцов из-за его тяжелого повреждения , наконец смог перейти на "Мольтке". Доктор Амелунг: "Положение раненых ужасно. Скученные в маленьком помещении без света и воздуха, не знающие, что происходит наверху, они чувствовали себя заживо погребенными. Когда корабль кренится на один борт, они чувствуют это, но не знают, меняет ли он свой курс или тонет. Командир крейсера для воодушевления команды приказал объявить по кораблю, что один из неприятельских кораблей взорвался и затонул. Даже раненые почувствовали себя приподнято, но часы томительного ожидания медленно тянулись в перевязочном пункте." "Последний дневной бой флота". 21 ч. 24 м. Восемнадцатый снаряд (343-мм) с линейного крейсера "Принсес Роял" взорвался на 150-мм плите каземата 150-мм орудия № 4. Орудие было выведено из строя, и загорелся один подготовленный к стрельбе заряд. Осколки брони и снаряда перебили кабели управления 150-мм орудий левого борта и повредили передатчик радиостанции. Девятнадцатый снаряд (343-мм) с "Принцесс Роял" взорвался около передней боевой рубки над мостиком, причем все находившиеся на нем были убиты, а в боевой рубке несколько офицеров ранены. Карты, по которым велась прокладка, были так сильно испорчены и залиты кровью, что стали бесполезны, так как на них ничего нельзя было разобрать. В довершение ко всему из строя вышли оба гирокомпаса. 21 ч. 30 м. Двадцатый снаряд (305-мм) с линейного крейсера "Нью-Зиленд" попал в крышу кормовой линейно-возвышенной башни толщиной 60 мм, отрикошетил и взорвался в одном метре от башни. В период с 21 ч. 30 м. до 22 ч. 00 м. Двадцать первый снаряд (305-мм) с линейного крейсера "Нью-Зиленд" с дистанции 8 600 м (47 каб.) попал в броню толщиной 300 мм около края броневой плиты. Броневая плита была пробита, но не смещена. Наружный бункер затопило до уровня 10 м. Двадцать второй снаряд (305-мм) с "Нью-Зиленд" попал в верхний броневой пояс толщиной 300 мм как раз над стыком с главным броневым поясом и разорвался в пробоине броневой плиты. Пробитая плита была немного смещена. После этого "Зейдлиц" поспешно отошёл в конец линии немецких линкоров-додредноутов. На начальной стадии боя "Зейдлиц" получил попадания одного 102-мм и одного 150-мм снаряда. Оба попали в бортовой броневой пояс и серьёзных повреждений не нанесли. К концу боя на крейсере окончательно вышли из строя четыре 280-мм и два 150-мм орудия. Доктор Амелунг: "После сравнительно долгого перерыва вечером бой возобновился с новой силой. Приток раненых все возрастает. Внезапно страшный взрыв приводит всех в смятение. Все надевают противогазы и бегут в отделение N 5. Но в полумраке передо мной появляется кто-то и протягивает правую руку, у которой нет кисти. Я быстро накладываю повязку на кровоточащую культю и укрепляю бандаж вокруг нижней части руки, а затем, хотя и нет пожара, но газы от взрыва могли еще остаться, я возвращаюсь к своей работе у операционного стола. Новый взрыв производит сотрясение, которое выбивает световой люк, летящий мне на голову. Я падаю на колени, на мгновенье теряю возможность ориентироваться, но быстро прихожу в сознание и поднимаюсь. У меня нет серьезных ран, и я продолжаю свою работу. Около полуночи бой окончательно затихает. Санитары приготавливают чай и поят им раненых, достают лед и вино. На рассвете раненые под руководством священника поют молитвы. В 5 часов утра 1 июня 1916 г. после 12 часов непрерывной работы я поднимаюсь на палубу и представляю рапорт командиру корабля капитану 1 -го ранга фон Эгиди. Семеро раненых умерли ночью, двое из них от тяжелых ранений, а один, вероятно, от шока, так как на нем не было следов явных наружных или внутренних повреждений." Потери экипажа "Зейдлица" в Ютландском бою — 98 убитых и 55 раненых, что составляло 11,7% от численности экипажа. После 22 ч. 00 м. по приказу вице-адмирала Шеера германские легкие крейсера и эскадренные миноносцы при поддержке "Зейдлица", который был почти полностью небоеспособен и явно на краю гибели, и "Мольтке" — единственного линейного крейсера, сохранившего полную боеспособность, пошли на поиски англичан. Но, к счастью для "Зейдлица", в ночь с 31 мая на 1 июня 1916 г. встреч с крупными английскими кораблями не произошло. Затем отдельно от следовавших друг за другом "Дерфлингера" и "Фон-дер-Танна" "Зейдлиц" шёл за "Мольтке" в конце немецкой линии вслед за авангардом (с оборотами, соответствующими скорости в 22 узла). Затем скорость была уменьшена (до оборотов, соответствующих 20-21 узлам, которые фактически означали только 18-19 узлов), но и это для него было большой скоростью. К вечеру 31 мая "Зейдлиц" по расчетам принял внутрь корпуса 2 636 т воды, что увеличило осадку носом на 2,5 м и подняло корму на 1 м, создав крен 2,5° на правый борт. Для корабля это было не самой серьезной опасностью. Основную опасность представляла большая пробоина в носовой части правого борта от попадания шестого снаряда, расположенная почти над самой ватерлинией. Нос продолжал погружаться в воду, и ход пришлось снизить до 7 узлов. Желая уменьшить дифферент на нос, пытались перепустить воду в 3-е котельное отделение, чтобы оттуда откачать её отливными средствами. Но этого сделать не удалось, так как повышенное давление воздуха выбрасывало её обратно. В 3 ч. 40 м. 1 июня своим глубоко погруженным форштевнем (осадка которого достигла 13 м) корабль ненадолго приткнулся к мели у Хорнс-риф. Через два часа "Зейдлиц" сел на банку глубиной 13,5 м. Для уменьшения дифферента на нос были затоплены средние и кормовые креповые цистерны левого борта, благодаря чему выровнялся крен на правый борт и уменьшился дифферент. Теперь корабль имел возможность продолжать свой путь, медленно двигаясь в базу. На малых глубинах "Зейдлицу" приходилось протягиваться на повышенном числе оборотов турбин. Но теперь "Зейдлиц" уже не имел возможности поддерживать скорость более 15 узлов, затем ему пришлось уменьшить её сначала до 10, потом и до 7 узлов. Немецкие легкие крейсера прошли Хорнс-риф в 4 ч. 00 м. 1 июня, а в 5 ч. 40 м. "Зейдлиц" снова присоединился к флоту, с которым потерял контакт ночью. Корабль в течение ночи продолжал идти вслед за флотом, но на следующие сутки в 8 ч. 00 м. 1 июня от давления воды стала сдавать переборка на 114-м шпангоуте, угрожая людям, работавшим в помещении уже по пояс в воде. Дальнейшее пребывание личного состава в отсеке становилось невозможным ещё и от испарения паровых труб, затопленных водой, почему последовало приказание вывести людей в более безопасное место, а "пост управления" перенести в другое место. В это время на корабле было замечено падение остойчивости, которое выражалась в том, что при перекладывании руля даже на малом ходу корабль быстро кренился и медленно выпрямлялся. Положение ещё более ухудшилось от проникновения воды через поврежденные угольные ямы левого борта в соседние и от поступления её через пробоины каземата левого борта. Скорость упала ниже семи узлов. Поскольку оба гироскопических компаса вышли из строя, а карты были испорчены, командир корабля по радио попросил командующего 2-й разведывательной группой выделить крейсер для навигационного обеспечения при проходе мели Амрум. В 9 ч. 45 м. подошёл легкий крейсер "Пиллау" и попытался развернуть линейный крейсер кормой вперед, чтобы при буксировке можно было уменьшить давление воды на носовую поперечную переборку, но у него неоднократно лопались буксиры. Следуя на буксире за "Пиллау", "Зейдлицу" в конце концов удалось двигаться кормой вперед со скоростью 3-5 узлов. Ввиду того, что водоотливные средства работали с большим напряжением, пользование ими было ограничено, и к полудню 1 июня крен корабля дошел до 8° на левый борт. Около 10 ч. 00 м. по траверзу Хорнума "Зейдлиц" ещё раз коснулся мели и лишь в 11 ч. 25 м. смог войти в проход у мели Арнум. Попытки буксирования линейного крейсера "Зейдлиц" слабосильными тральщиками, высланными ему на помощь командованием утром 1 июня, оказались безрезультатными. В 15 ч. 30 м. положение "Зейдлица" было критическое, поскольку ветер усилился до 8 баллов, и он держался на воде только благодаря воздушным мешкам, образовавшимся в противоторпедной переборке. Раненые были подготовлены к эвакуации с корабля. Подошли два спасателя "Бореас" и "Крафт", которые всё время шли рядом и непрерывно откачивали из крейсера воду. Мощный портовый буксир начал буксировку поврежденного корабля. Работа отливных помп этих спасателей оказалась неэффективной из-за чрезмерно большого диаметра приемных шлангов у центробежных помп, которые часто выходили из строя. Самым тяжелым его положение стало в 17 ч. 00 м. 1 июня, когда расчетное количество воды, попавшее внутрь корабля, составляло 5 329 т, что придало ему осадку 14 м носом и 7,4 м кормой при крене 8° на левый борт. Для выравнивания крена на левый борт в 18 часов было решено затопить кормовые креповые цистерны правого борта, и тогда корабль получил крен на правый борт, дошедший до 8°. Утром 2 июня 1916 г. достигли плавучего маяка, выставленного на время войны во внешней части залива Яде и отпустили в базу легкий крейсер "Пиллау" и миноносцы. Погруженный в воду по передние порты казематов, "Зейдлиц" в общей сложности принял 5 300 т воды, что составляло 21,2% от его водоизмещения, но, несмотря на это и потерю остойчивости, он, хотя и с большим трудом, смог вернуться в Вильгельмсхафен, встав в 4 ч. 25 м. 3 июня на якорь в глубоком бассейне перед входным фарватером внутри бонового заграждения. Здесь с корабля эвакуировали 55 раненых и снесли на берег тела 98 убитых. За 57 часов своего возвращения в базу при столь тяжелых повреждениях корабль остался на плаву и не погиб благодаря высокому качеству постройки и упорной борьбе личного состава за живучесть, а также энергичному руководству командира корабля капитана 1-го ранга фон Эгиди и непрерывной самоотверженной борьбе дивизиона живучести под командованием корветтен-капитана Альвенслебена. Вследствие больших размеров пробоины (15,2 кв.м), явившейся основным источником поступления большого количества воды, заделать её на ходу было невозможно; точно так, как и нельзя было это сделать с пробоинами левого борта. Напряженная бесперебойная работа водоотливных средств в неповрежденных отсеках, в которые вода попала из соседних помещений, давала возможность понижать её уровень в XIII, XV и XVI отсеках или поддерживать XIV отсек в сухом состоянии. Во время стоянки на якоре демонтировали орудия и часть брони носовой башни, но сильное течение препятствовало постановке пластырей. 6 июня в высокую воду "Зейдлиц" прошёл первый Южный Лок, который имел глубину при среднем уровне полной воды 13,7 м у внешнего порога шлюза и 11 м у внутреннего. Здесь произвели временный ремонт. Орудия левой бортовой башни сняли, и 13 июня "Зейдлиц" был прибуксирован в шлюз с максимальной осадкой 10,4 м и вошел в плавучий док для капитального ремонта. С 15 июня по 1 октября 1916 г. (107 дней) он находился в ремонте на Государственной верфи в Вильгельмсхафене и в ноябре снова был в полной боевой готовности, став флагманским кораблем вице-адмирала Хиппера (до 26 октября 1917 г). С 20 августа 1916 г. командующий 1-й разведывательной группы получил в свое распоряжение в качестве штабного корабля легкий крейсер "Ниобе", поэтому он и его штаб в дальнейшем появлялись на "Зейдлице" только на время боевых походов. После восстановления боеспособности в свой первый боевой поход в район Датского полуострова "Зейдлиц" вышел 4/5 ноября 1916 г. Соединение во главе с командующим 1 -и разведывательной группой при поддержке линкоров "Рейнланд" и "Нассау", двух крейсеров и временно переданной из состава морских сил Балтийского моря 3-й эскадры линкоров должно было попытаться в районе Бовбьеборг (Ютландский полуостров) снять с мели и отбуксировать в базу немецкие подводные лодки U-20 и U-30. В то время как 4-я полуфлотилия миноносцев предпринимала отчаянные попытки снятия с мели и буксировки этих подводных лодок, в охранении одиннадцати линкоров, двух линейных и четырех легких крейсеров остались только 9 миноносцев. В этих условиях британской подводной лодке J-1 удалось поразить торпедами два немецких линкора "Кронпринц" и "Гроссер Курфюрст", попав в каждый одной торпедой, но, несмотря на это, линкоры смогли удержать свое место в строю. Из двух подводных лодок только U-30 удалось снять с мели и отбуксировать в базу. U-20 оставили у побережья Дании. В последующий период, когда в боевых действиях на море подводная война вышла на первое место и флот Открытого моря всё чаще привлекался для обеспечения выхода и прикрытия подводных лодок, с "Зейдлицем" никаких особых событий не происходило. С ноября 1917 г. флагманским кораблем 1-й разведывательной группы стал только что построенный линейный крейсер "Гинденбург". 23 апреля 1918 г. "Зейдлиц" принял участие в последнем походе германского флота, 30 июля/1 августа 1918 г. — в операции по выводу группы подводных лодок на "путь 500" и в конце ноября находился в боевой готовности к новым, но уже не осуществленным боевым операциям. После заключения перемирия 19 ноября 1918 г. "Зейдлиц" в составе передаваемых для интернирования кораблей под командованием контр-адмирала Рейтера вышел из Вильгельмсхафена в Скапа-Флоу, куда прибыл 24 ноября. Там его назначили лидером кораблей 1-й разведывательной группы, и командир "Зейдлица" капитан 1 -го ранга Тагерт стал старшим среди командиров кораблей (командующий 1-й разведывательной группы являлся старшим начальником всего передаваемого соединения и находился на линкоре "Фридрих-дер-Гроссе"). 21 июня 1919 г. "Зейдлиц" был затоплен собственным экипажем в бухте Скапа-Флоу южнее острова Кава, несмотря на то что англичане пытались помешать этому всеми средствами, вплоть до попытки взятия на абордаж. Он затонул в 13 ч. 50 м. и лег правым бортом на грунт на глубине всего 20 м. Даже в прилив его корпус почти на 8 м выступал над поверхностью залива. В мае 1927 г. за подъём "Зейдлица" взялся англичанин Эрнест Френк Кокс. У него уже имелся опыт первой неудачной попытки подъёма "Гинденбурга" в сентябре 1926 г. и успешного подъёма "Мольтке" летом 1927 г. Подъемом "Зейдлица" компания занялась ещё до окончания эпопеи с "Мольтке". Герметизация корпуса продолжалась до конца декабря 1926 г. Общая площадь заплат и заглушек достигала более 93 кв.м. Кормовую часть крейсера загерметизировали и осушили к февралю 1926 г., остальные отсеки — к июню 1927. Предпринятая 20 июня 1927 г. попытка подъёма окончилась неудачей. Во время закачивания воздуха "Зейдлиц" сначала привсплыл, затем перевернулся вверх килем и затонул. Корабль лег на грунт с креном 48° на сравнительно большой глубине. Окончательно перевернуться ему не позволили надстройки, орудийные башни и мачты, завязшие в иле. К сентябрю 1927 г. спасатели срезали мостик, надстройки и мачты и загерметизировали его правый борт. В начале октября 1927 г. всё было подготовлено к очередному подъёму. "Зейдлиц" всплыл на поверхность, но вел себя очень неустойчиво, поскольку возникал крен до 40-50° то на один, то на другой борт. Несколько раз его поднимали и снова опускали на грунт. Наконец после многочисленных неудачных попыток 2 ноября 1927 г. "Зейдлиц" появился на поверхности залива в устойчивом положении, хотя и с креном 8°. Его частично разобрали в Лайнессе, затем в мае 1928 г. отбуксировали в Розайт и там до 1930 г. окончательно разобрали на металл. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Germ_BC/06.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 обратка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 ////////// Открытка с 2 Эскадрой - головной броненосец типа "Дойчланд" http://sammler.ru/index.php?showtopic=9532&st=0 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 ----------------- Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 следующая Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 она же Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tiff Опубликовано 11 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2010 следующая Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти