Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

drinks_cheers.gif

 

 

Здесь была затронута тема о коммерческой подводной лодке "Дойчланд"

 

http://sammler.ru/index.php?showtopic=9532&st=80

 

 

Нашёл у себя открытку

 

Коммерческая подводная лодка "Дойчланд"

 

Водоизмещение - 1900 т

Длина - 65 м, Ширина - 8,90 м

Мощность машин - 800 л.с. (два дизеля) и 700 л.с. (электромоторы)

Глубина погружения - 50 м

Скорость - 15/7 узл.

Экипаж - 4 офицера, 25 унтер-офицеров и матросов

 

 

Заложена в 1916 г. Flensburger Schiffbau-Gesellschaft , вступила в строй 28 марта 1916 г.

 

Лодка специальной постройки, созданная для преодоления морской блокады.

 

В первый рейс через Атлантику лодка отправилась 23 июня 1916 г.

Командиром был Пауль Кёниг, капитан Северогерманского Ллойда, в 1916 г. закончивший школу подводников.

 

В США везли 163 т концентрированных красителей, медикаменты на сумму 60 миллионов RM , ценные бумаги, диппочту.

 

8 июля 1916 г. "Дойчланд" пришла в Балтимор, став первой ПЛ , пересёкшей Атлантический океан.

 

В обратный путь загрузились 348 т каучука, 341 т никеля и 93 т цинка .

В Бремерхафен вернулись 25 августа.

 

Великобритания была крайне недовольна фактом достижения немецким коммерческим подводным судном американских портов и объявила её боевым кораблём, подлежащим уничтожению при встрече, мотивировав это невозможностью задержания субмарины для проведения досмотра её груза.

 

14 октября 1916 г. - новый поход - Нью Лондон, Коннектикут.

Груз - красители, химикалии, медикаменты, ценные бумаги, драгоценные камни, почта.

1 ноября 1916 г. лодка отправилась обратно с 378 т каучука, 188 т никеля, 146 т легированной стали, 76 т цинка и серебряными слитками на сумму 140 тыс. долларов

 

В Весермюнде пришли 10 декабря 1916 г.

 

 

С 19 февраля 1917 г. лодка, вооружённая двумя носовыми ТА и двумя 105 мм орудиями - в составе Императорского флота - крейсерская ПЛ - U-155

Под военно-морским флагом она сделала три похода, потопив 42 и повредив 1 корабль.

 

После войны англичане захватили U-155 и выставили в Лондоне на обозрение.

В 1921 г. лодку порезали на металл, при этом погибли 5 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

post-198-1238404769_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

QUOTE (Сумрак @ Dec 15 2007, 05:55 PM)
Обещанное

Канонерские лодки типа "Ильтис"

"Iltis" (Хорек), "Jaguar" (Ягуар), "Luchs" (Рысь), "Tiger" (Тигр). "Panther" (Пантера), "Eber" (Кабан).

Кто ж думал тогда, когда я написал небольшую статейку для этоготопика, во что это выльтся laugh.gif

не прошло и полутора лет

post-198-1240810079_thumb.jpg

Изменено пользователем Сумрак
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

такая вот очень симпатичная открытка с легким крейсером "Штеттин".

 

Кстати, в ходе работы над статьй об "ильтисах" сделал для себя вывод - подписям на грманских открытках нельзя верить ни на грош. Доходило до смешного - фотографии "Пантер", сделанные перерывом в несколько секунд или минут, выдавались потом за однотипных "Лухс" и "Ягуар". laugh.gif С остальными кораблями та же история

post-198-1240810657_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, открытки с ошибками частенько встречаются, есть примеры в "Российском Императорском флоте", "ВМФ СССР" да и в других темах, вот ещё пример smile.gif

 

http://sammler.ru/index.php?showtopic=27876&st=0&

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
  • 4 месяца спустя...

Линкор "Нассау"

 

 

Тип «Nassau» , 4 единицы - «Nassau» , «Westfalen» , «Rheinland», «Posen»

 

 

Водоизмещение - 18 873 т /20 535 т

Мощность машин - 22000 л.с.

Скорость - 20 узл, дальность плавания - 8300 морских миль на 12 узл.

Бронирование - главный пояс 300 мм, башни ГК 280 мм, башни СК 160 мм, боевая рубка 300 мм, противоторпедная переборка 30 мм.

Вооружение - 12 × 280 мм , 12 × 150 мм , 16 × 88 мм и 5 × 45 мм

Экипаж - 40 офицеров и 968 матросов ( Флагман эскадры - 53 офицера и 1034 матроса )

 

 

 

Первый немецкий линкор, «Нассау», как и в случае с линкором «Dreadnought», строился в ускоренном темпе: стапельный период постройки заложенного в Вильгельмсхафене линкора «Nassau» составил только 7,5 месяцев, а достроечный период неполных 19 месяцев (общее время постройки округленно равнялось 26 месяцам). Частным верфям, строившим однотипные корабли («Westfalen», «Posen» и «Rheinland»), потребовалось 27, 35 и почти 36 месяцев соответственно. Корабли типа «Нассау» должны были заменить в германском флоте броненосцы «Bayern», «Sachsen», «Wurtemerg» и «Baden» (первые 2 строились по бюджету 1906 г., следующие 2 — по бюджету 1907 года.

 

Выделение средств на строительство всех четырёх линкоров началось лишь в 1907 году, а закладка на стапелях состоялась почти одновременно — в июне — августе 1907 г., но строительство велось разными темпами, длительность обсуждения проекта корабля и его конструкции при решении ряда сложных технических и финансовых проблем затягивали сроки постройки двух первых кораблей.

 

После окончательной готовности «Nassau» и «Rheinland» на верфях в Бремене и Штеттине, возникла проблема с проводом кораблей через обмелевшие реки Везер и Одер. Проблема была решена после установки с обеих бортов линкоров кессонов и откачки воды, уменьшившей осадку кораблей и обеспечившей проводку линкоров к морю.

 

1 октября 1909 г. на «Nassau» был поднят вымпел, корабль был принят в казну и вступил в кампанию, а 15 октября 1909 года «Nassau» вышел на официальные морские испытания. Через полтора месяца за ним последовал «Westfalen». Остальные линкоры типа были готовы весной следующего года: 27 февраля 1910 заводские испытания начал «Rheinland», 30 апреля па корабле подняли вымпел и он вступил в кампанию; 31 мая вступил в кампанию «Posen», официальные испытания он провел 18 июня 1910 года.

 

Стоимость

 

По сравнению с броненосцами типа «Deutschland» стоимость новых линкоров возросла в полтора раза. Для 5 броненосцев типа «Deutschland», спущенных на воду только в 1904—1906 гг., полная стоимость строительства колебалась от 21 до 25 млн марок. Строительство новых линкоров обошлось имперской казне значительно дороже.

 

«Nassau» — 37 399 тысяч золотых марок

«Westfalen» — 36 920 тысяч золотых марок

«Rheinland» — 36 916 тысяч золотых марок

«Posen» — 37 615 тысяч золотых марок

 

 

Корпус новых линкоров был гладкопалубным и сравнительно широким, с надстройкой в средней Отношение L/B (длины к ширине) корпуса составило 5.41 против 5,65 у броненосцев типа «Deutschland». Проектными работами руководил главный строитель имперского флота, тайный советник Бюркнер (нем. Burkner).

 

Из-за требований уменьшения осадки линкоров типа «Нассау» (из-за базирования немецких кораблей в устьях мелководных рек, а также проблемы Кильского канала) была ухудшена остойчивость кораблей данного типа. Относительно предыдущих проектов высота корпуса была немного увеличена для улучшения мореходности в штормовых условиях Северного моря и Атлантики.

 

Конструктивные особенности линкора были довольно обычными для кораблей немецкого флота. Котельное отделение было разделено средней диаметральной переборкой. Все три машинных отделения линкора «Nassau», благодаря большой ширине корабля и незначительным размерам занимаемой площади паровых машин, удалось расположить рядом друг с другом, в то время как на «Deutschland» средняя паровая машина стояла позади бортовых.

 

Набор корпуса собирался по продольно-поперечной системе (иначе её называют бракетной), но в оконечностях, после бронетраверзов, детали набора собирались уже по продольной системе. Такая смешанная система была обычной для многих типов линкоров и использовалась и на других флотах. Набор корпуса линкоров типа «Nassau» включал 121 шпангоут (от 6-го до 114-го, включая шпангоут «0» по оси баллера руля, 6 минусовых и 114 плюсовых шпангоутов). Шпация была равна 1,20 м. Продольную прочность помимо вертикального киля обеспечивали с каждого борта семь продольных связей, из которых стрингеры II, IV и VI были водонепроницаемы. Стрингеры устанавливались на расстоянии 2,1 и 2,125 метра друг от друга. Форштевень имел таранную форму, изготовлялся из мягкой мартеновской стали и был усилен для возможности нанесения таранного удара.

 

Во время испытаний линкоров выяснилось, что, имея сравнительно небольшой диаметр циркуляции на полном ходу, при наибольшей перекладке руля линкоры получали крен до 7°, теряя при этом в скорости до 70 %.

 

Прожектора

 

На кораблях были установлены по восемь 200-амперных прожекторов (побортно двумя группами по четыре на носовых и кормовых надстройках). Прожектора могли охватывать весь круг горизонта. Также имелись два запасных прожектора такого же типа и один 17-амперный прожектор в качестве переносного сигнального. Для защиты прожеткоров в германском флоте предпринимались специальные меры. В частности, на линкорах типов «Nassau» и «Ostfriesland» в случае дневного боя прожектора (как и шлюп-балки) через специальные люки опускались в особые отсеки.

 

 

Спасательные средства

 

 

По штату на линейных кораблях типа «Нассау» полагалось иметь: 1 паровой катер, 3 малых моторных катера, 2 баркаса с вспомогательным двигателем; 2 вельбота, 2 яла, 1 складную шлюпку. В том случае, если на корабле находился штаб эскадры на борт дополнительно брали 1 адмиральский моторный катер разъездного типа. Катера могли быть вооружены пулемётами на съемных лафетах, а при высадке десантных партий в случае необходимости также десантными пушками. Места установки спасательных катеров из-за бортовых башен было довольно ограничены.

 

Для спуска на воду катеров и шлюпок по бокам от кормовой дымовой грубы были установлены два специальных крана, громоздких и хорошо заметных в силуэте кораблей. Шлюпки небольшого размера для повседневного использования подвешивались на шлюп-балках, которые в случае боя можно было убрать в специально созданные ниши в бортах кораблей.

 

Вооружение

 

Боевой запас артиллерии главного калибра (280-мм АУ SK.L/45) составлял 900 выстрелов. Штатный боезапас включал 720 бронебойных снарядов «L/3,2» (Psgr — Panzersprenggranaten) и 180 фугасных снарядов «L/3» (Stvg — Stahvollgcschossen), а также 900 метательных зарядов (Pulverladung) к ним. Каждый заряд состоял из основного полузаряда (Hauptkartus) и добавочного (Borkartus). Для добавочных полузарядов применялись двойные шелковые картузы и пеналы, из которых заряды вынимались только перед заряжанием. Сначала в зарядную камеру помещался добавочный заряд в картузе, затем главный заряд в гильзе со встроенным запалом. Снаряды обоих типов весили по 305 кг. Общий вес полного метательного заряда равнялся 144,6 кг пороха (Rohrenpulver) марки «RPC/06» (позже «RPC/12»).

 

 

В начале Первой Мровой войны находился в Северном море в составе 2 дивизии 1 линейной эскадры германского Флота Открытых Морей. В августе 1915 года участвовал в битве в Рижском заливе, встречался в бою с российским линкором Слава. http://sammler.ru/index.php?showtopic=9544&st=160 После возвращения в Северное море "Нассау" и другие корабли его класса участвовали в Ютландском сражении 31 мая - 1 июня 1916 года. В этом сражении на Нассау было убиты 11 человек, а 16 получили ранения. После завершения Первой мировой войны большая часть Флота Открытых Морей была интернирована в Скапа-Флоу.

Как наиболее старые германские линкоры-дредноуты, корабли класса Нассау на некоторое время оставались в немецких портах. После затопления германского в Скапа-Флоу корабли класса Нассау были переданы странам-победителям взамен потерянных во время войны. Нассау был передан Японии в апреле 1920 года. Не найдя применения устаревшему кораблю, японцы продали его британской демонтажной фирме, и в 1921 г. он был порезан на металл.

 

 

Печуконис, Н. И.. Дредноуты кайзера. Стальной кулак имперской политики. — М.: Военная книга, 2005. ISBN 5-902-863-02-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

post-198-1256817253_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Линкор "Кайзер"

 

Тип "Кайзер" , 5 единиц - "Kaiser", "Friedrich der Grosse", "Kaiserin", "Konig Albert", "Prinz-Regent Luitpold"

 

 

Водоизмещение - 24724/27000 т

Мощность машин - 55187 л.с.

Скорость - 23,4 узл. , дальность плавания - 7900 миль (12 уз.)

Бронирование - пояс 350-80 мм, траверзы 300-130 мм, казематы 170 мм, барбеты и башни 300- 150 мм, палуба 60 мм.

Вооружение - 10х305-мм орудий, 14х150-мм и 12х88-мм пушек, 5 ТА

Экипаж - 1084 человека

 

 

Заложен в декабре 1909 г. , "Кайзерлих", Киль , вступил в строй 1.8.1912 г.

Корабль обошёлся казне около 45 млн. марок.

 

Линкоры типа “Кайзер” ознаменовали собой резкое изменение кораблестроительной политики. Если поначалу немцы были верны своим традициям и строили первые дредноуты так же, как и броненосцы, лишь немного увеличивая и улучшая предыдущий тип, то в “Кайзерах” внедрили столько новаций, что вообще затруднительно говорить о их преемственности с “Остфрисландами”. Разве что артиллерия главного калибра осталась прежней, хотя формально тоже получила новое обозначение.

 

 

В 1913-1914 гг. «Кайзер» совершил дальнее заграничное плавание в Юго-Западную Африку, посетили западное побережье Южной Америки.

 

Принимал участие в Ютландском сражении , операции "Альбион"

 

Согласно условиям перемирия от 11 ноября 1918 г. интернирован в бухте Скапа-Флоу, где 21 июня 1919 г. затоплен частью собственного экипажа.

 

В декабре 1927 г. началась подготовка к подъему "Кайзера", лежавшего вверх килем с креном 8° на глубине 23,5 м. Подъем "Кайзера" начали 20 марта 1929 г., тяжёлая боевая рубка отвалилась и осталась на дне, а линкор удалось поднять к вечеру того же дня. К 23 марта "Кайзер" уже был готов к буксировке в Лайннесс, а к середине июня к переводу в Розайт, где на верфи в период до 1930 г. его разобрали на металл.

 

 

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/K...Kenig/index.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

post-198-1265547060_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Schleswig-Holstein

 

«Шле́звиг-Го́льштейн» (нем. SMS Schleswig-Holstein) — немецкий броненосный военный корабль, участник Первой и Второй мировых войн. Назван в честь федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн.

 

Известен тем, что из его орудий были даны первые залпы Второй мировой войны 1 сентября 1939 года, когда корабль обстрелял польскую базу Вестерплатте.

 

В Первую мировую принимал участие в Ютландском бою, получил одно серьёзное попадание. После войны, стал одним из 6 устаревших кораблей, которые союзники разрешили сохранить Германии. Переоснащён в 1926 году. С 1926 по 1935 — флагман Германского флота. В 1936 преобразован в учебное судно.

post-198-1265553461_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В апреле 1940 года принял участие в операции по захвату Дании, использовался как учебный корабль с 1941 по 1944 года. В сентябре 1944 года вернулся в строй как корабль противовоздушной обороны. 19 декабря 1944 года на рейде Гдыни на корабль упали три бомбы в ходе налёта самолётов Королевских ВВС, в результате корабль загорелся и затонул на 12 м (39 футах). В марте 1945 года корабль был взорван командой[источник не указан 264 дня] и затоплен.

 

После Второй мировой поднят СССР и отбуксирован в Таллин. Переименован в Бородино. Затоплен около острова Осмуссаар на Балтике в 1948 году и использовался как мишень до 1960-х. Останки судна сохранились до сих пор.

 

Foto : Шлезвиг-Гольштейн обстреливает Гдыню

post-198-1265553494_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Друзья ,

пришло новое пополнение в коллекцию открыток

помогите с определением некоторых судов drinks_cheers.gif

 

 

Лёгкий крейсер "Кёнигсберг"

 

http://sammler.ru/index.php?showtopic=9532&st=20

post-198-1265891546_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

следующая

 

 

Линейный крейсер "Зейдлиц"

 

Фридрих Вильгельм фон Зейдлиц-Курбах (3 февраля 1721 г. — 7 ноября 1773 г.) Кавалерийский генерал Фридриха Великого. Отличился в битве при Росбахе 5 ноября 1757 г.

 

 

Водоизмещение - 24 610 т

Мощность машин - 63000 л.с.

Скорость - 26,5 узл. , дальность плавания - 4020 миль при 16,2 узл

Бронирование: пояс 100-300 мм, башни 70-250 мм, рубки 200-300 мм, казематы 150 мм, палуба 30-80 мм.

Вооружение - 10х280-мм, 12х150-мм, 12х88-мм, 2х88-мм зенитные пушки, 4 ТА 500 мм.

Экипаж - 43 офицера, 1100 унтер-офицеров и матросов

 

 

Заложен 04.02.1910 Блом и Фосс, Гамбуpг , вступил в строй 22.05.1913

 

Стоимость постройки составляла 44 685 тыс. марок или 22 343 тыс.руб. золотом.

 

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга фон Эгиди (май 1913 г. — октябрь 1917 г.), капитан 1 -го ранга Тагерт (временно исполняющий обязанности с октября 1917 г.), капитан 1-го ранга фон Эгиди (ноябрь 1917 г.), капитан 1-го ран­га Тагерт (ноябрь 1917 г. — декабрь 1917 г.), капитан-лейтенант Брауер (в период интернирования).

 

30 марта 1912 г. после обряда кре­щения, произведенного генерал-инспектором кавалерии фон Клейстом, ко­рабль сошел со стапеля. Стапельный период постройки корабля составил почти 14 месяцев (достройка на плаву также 14 месяцев). Всего постройка до начала испытаний продолжалась око­ло 28 месяцев. В апреле 1913 г. под уп­равлением заводской команды линей­ный крейсер перешёл в Киль. Там 22 мая 1913 г. "Зейдлиц" предварительно вошел в состав флота, и начались приемо-сдаточные испытания. Проведе­ние испытаний заняло всего 3 месяца. Испытания прерывались 29 июня и 3 августа 1913 г., на время смотра линейного крейсера кайзером Виль­гельмом II и посещения его королем Италии Виктором Эмануилом III. За­кончив 17 августа 1913 г. ходовые ис­пытания, корабль окончательно вошёл в состав флота, 31 августа 1913 г. при­соединился к находящемуся у Гельго­ланда флоту Открытого моря и немед­ленно подключился к маневрам.

 

В качестве рядового корабля 1-й разведывательной группы "Зейдлиц" принимал участие в её последующих учениях в составе группы, пока 23 июня 1914 г. ее командующий контр-адмирал Хиппер не перенёс на него свой флаг с "Мольтке". С тех пор почти весь период первой мировой вой­ны, за исключением коротких перерывов, "Зейдлиц" был флагманским кораблем до 26 октября 1917 г., когда линейный крейсер "Гинденбург" вступил в строй (хотя флагманским кораблем в Ютландском бою был "Лютцов"). В июле 1914 г. "Зейдлиц" при­нял участие в походе флота Открытого моря в Нор­вегию, который пришлось прервать из-за опаснос­ти возникновения войны.

 

После начала войны 1-й разведывательной группе поручили охранение Немецкой бухты. Кро­ме своих линейных крейсеров им передали в под­чинение все предназначенные для сторожевой службы корабли, а также самолеты и дирижабли. Эта система охранения оставалась в действии до августа 1918 г.

 

Первый боевой выход флота Открытого моря состоялся со 2 по 4 ноября 1914 г. После мобилиза­ции и присоединения резервных кораблей командование флота получило наименование "ко­мандование морских сил Открытого моря". В 16 ч. 30 м. 2 ноября 1914 г. 1 -я раз­ведывательная группа под командовани­ем контр-адмирала Хиппера в составе линейных крейсеров "Зейдлиц" (флаг­ман), "Мольтке", "Блюхер" и "Фон-дер-Танн" (флагманский корабль 2-го флаг­мана) и 2-я разведывательная группа в составе легких крейсеров "Страссбург", "Грауденц", "Кольберг" и "Штральзунд" вышли в боевой поход к восточному по­бережью Англии.

 

В то время как рано утром 3 ноября 1914 г. линейные крейсера из-за туманной погоды безрезультатно обстреливали Ярмут, "Штральзунд" поставил большое минное заграждение. На случай оказания поддержки 1-я и 2-я эскадры линкоров заняли исходную позицию на рейде Шил­линг, 3-я и 4-я разведывательная группы в устье реки Везер, 5-я эскадра линкоров в повышенной готовности заняла пози­цию на реке Эльба, а 6-я эскадра на внеш­нем рейде Яде. После ввода в строй "Дерфлингера" 20 ноября 1914 г. контр-адми­рал Хиппер с 1 -и разведывательной груп­пой в охранении легких крейсеров "Страс­сбург", "Штральзунд" и 5-й флотилии миноносцев предпринял выход до района в 80 милях севернее Гельголанда. Встречи с противником не произошло.

 

Через месяц (15/16 декабря 1914 г.) контр-адмирал Хиппер с 1 -и и 2-й разве­дывательными группами в таком же со­ставе, как и 20 ноября, осуществил новый набег на восточное английское побере­жье. Из-за сильной волны выполнение поставленной задачи находилось под уг­розой срыва. "Штральзунд" сообщил о невозможности применения корабельной артиллерии против берега из-за шторма. Хиппер отпустил в базу легкие крейсера и миноносцы, за исключением "Кольберга", на борту которого находились мины. "Зейдлиц", "Мольтке" и "Блюхер" под его командованием обстреляли город и порт Хартлепул, "Фон-дер-Танн" и "Дерфлингер" под командованием контр-ад­мирала Тапкена Уитби и Скарборо. Юж­нее Скарборо "Кольберг" выставил мин­ное заграждение.

 

Группу "Зейдлица" атаковали четы­ре английских эскадренных миноносца, но их атаку отбили, тяжело повредив некото­рые из них. "Зейдлиц", подойдя на дистан­цию действенного огня, около 8 ч. 00 м. начал обстрел береговой батареи. Огонь оказался точным, и вскоре ему отвечали только одно 152-мм орудие и одна легкая пушка. Но сам он получил три попадания 152-мм снарядами с бе­реговой батареи (был ранен 1 человек).

 

Во время третьего боевого похода в район Доггер-банки, начавшегося 23 января 1915 г., анг­личанами был потоплен "Блюхер".

 

В этом бою флагманский "Зейдлиц" сначала вел огонь по "Тайгеру", а в конце боя по "Лайону", в результате чего последний был сильно поврежден и вышел из строя. "Зейдлиц" выпустил 390 280-мм бронебойных снарядов (45% боекомплекта) -больше всех участвующих в бою кораблей и добил­ся по крайней мере 8 попаданий (2% выпущенных снарядов) из общего количества 22 попаданий, до­стигнутых немцами в британские корабли. В свою очередь он был поражен тремя снарядами англичан.

 

Во время боя "Зейдлиц" полу­чил следующие повреждения.

 

10 ч. 25 м. Первое попадание. 343-мм снаряд с "Тайгера" попал в носовую часть корабля, но не про­извел больших разрушений. Из-за дыма "Тайгер" вскоре потерял "Зейдлица" из виду, и по германскому флагманскому кораблю стрелял только один "Лайон".

 

10 ч. 43 м. Второе попадание. 343-мм снаряд с "Лайона" с дис­танции около 15 500 м (84 каб.) при­чинил большие разрушения, про­бив верхнюю палубу в кормовой части. Кормовые каюты офицеров, кают-компания и всё, что находи­лось вблизи места взрыва, оказа­лись разрушенными. Затем снаряд попал в барбет кормовой башни, пробил стенку барбета толщиной 230 мм и, разорвавшись во время проникновения через броню барбе­та, увлек докрасна раскаленные ос­колки и обломки брони в рабочее отделение башни.

 

Эти осколки пробили подачную трубу и подожгли находящие­ся там несколько главных и допол­нительных зарядов. Вспышка вос­пламенила заряды в боевом отделе­нии башни, в нижних подъемниках и перегрузочном отделении башни, и огонь проник в зарядный погреб. Возгорание зарядов было сна­чала сравнительно медленным, по­том дым от горящих зарядов в ра­бочей камере начал проникать в пе­регрузочное отделение одной палу­бой ниже. Команда перегрузочного отделения кормовой башни, вероят­но, пыталась спастись через дверь в переборке, ко­торая вела в соседнее подбашенное отделение. В тот момент, когда дверь открылась, заряды в перегру­зочном отделении вспыхнули и пламя горящих за­рядов перебросилось на заряды в зарядниках и пе­регрузочном отделении.

 

Одновременно пламя проникло в кормовую линейно-возвышенную башню и зажгло там, а так­же в зарядном погребе, в рабочем и боевом отде­лениях большое количество зарядов. Таким обра­зом, 62 полных (главных и дополнительных) заря­да сгорели полностью. Огонь охватил 6 т пороха. Из двух кормовых башен поднялся столб пламени и газов "высотой с дом" и повалил густой черный дым. На телефонные вызовы башни не отвечали. Море огня поглотило 165 человек, из которых 159 погибли мгновенно.

 

Но в погреба огонь не проник и заряды, на­ходившиеся ещё в латунных гильзах, не взорвались. Погреба были затоплены благодаря мужеству трюмного старшины Вильгельма Хайдкампа, кото­рый при угрозе взрыва снарядных погребов голы­ми руками взялся за раскаленные штурвалы клапа­нов затопления и повернул их. При этом он сжёг себе руки (его именем назвали заложенный 14 де­кабря 1937 г. в Киле эскадренный миноносец Z-21).

 

Таким образом снарядные погреба и кормо­вое торпедное отделение удалось затопить, не до­пустив взрыва находящихся в них снарядов главно­го калибра и торпед. Корабль принял около 600 т контр-адмирала Бедикера линейные крейсера "Лютцов", "Дерфлингер", "Мольтке" и "Фон-дер-Танн" обстреляли Ловестофт, выпустив по нему соответ­ственно 229, 151, 59 и 69 снарядов калибра 280 мм и разрушив там около 200 зданий. В это же время "Зейдлиц" в сопровождении двух миноносцев ушел в Вильгельмсхафен сразу на верфь.

 

О его готовности командованию флота От­крытого моря доложили 2 мая 1916 г., но испыта­ния на водонепроницаемость 22/23 мая показали, что продольные переборки бортового торпедного отделения пропускают воду и необходимо ещё пять дней для окончательного исправления поврежде­ний, поэтому операция могла состояться не ранее 29 мая. Это стало одной из причин того, что Ют­ландский бой произошел 31 мая/1 июня 1916 г.

 

25 мая 1916 г. он снова был в полной боевой готовности. Поскольку командующий флотом очень рассчитывал на этот корабль, уже запланированная на несколько дней раньше боевая операция флота, которая вошла в морскую историю как Ютландский бой, была проведена лишь 31 мая/1 июня 1916 г. Во время этого боя в составе 1 -и разведыватель­ной группы "Зейдлиц" действовал как рядовой корабль, поскольку Хиппер держал свой флаг на "Лютцове".

 

Около 16 ч. 30 м. 31 мая 1916 г. линейные крейсера противников об­наружили друг друга и началась пер­вая фаза Ютландского боя, известная как бой авангардов (15 ч. 30 м. - 18 ч. 50 м.), поскольку Хиппер при появ­лении шести английских линейных крейсеров повернул пять своих кораб­лей последовательно на обратный курс с целью навести англичан на свои главные силы.

 

В 16 ч. 40 м. Хиппер приказал сво­им кораблям "разделить цели слева". Это означало, что "Зейдлиц" должен * был стрелять по "Куин Мери", поскольку в Ютландском бою он шел тре­тьим в строю.

 

В 16 ч. 48 м. Битти поднял сигнал, чтобы "Лайон" и "Принсес Роял" со­средоточили огонь на головном "Лют­цове". Не заметив этого сигнала, на "Куин Мери", по-видимому, предпола­гали, что по второму в немецком строю "Дерфлингеру" стреляет "Принсес Роял", и потому открыли огонь по тре­тьему кораблю германской колонны — "Зейдлицу", который, в свою очередь, с начала боя вел огонь по "Куин Мери", а затем по "Тайгеру". Все его следую­щие цели очень трудно идентифици­ровать, но они включали линейные корабли 5-й британской эскадры "Уорспайт" и "Колоссус". Старший врач "Зейдлица" доктор Амелунг в отрывочных, но ярких и жутких по содержанию фразах описывает свои впечатления и деятель­ность в перевязочных пунктах корабля во время Ютландского боя.

 

Всего "Зейдлиц" выпустил 376 280-мм бро­небойных снарядов и, как полагают, смог достичь десяти (2,6%) попаданий: четыре в "Куин Мери", два в "Тайгер", два в "Уорспайт" и два в "Колос­сус". В первые 80 минут боя он выпустил около 300 280-мм снарядов и добился только шести (2%) по­паданий в линейные крейсера, в то время как в ос­тавшееся время боя он выпустил 76 снарядов и до­бился четырех (5,3%) попаданий, из которых два было в "Уорспайт" на дальней дистанции. За вре­мя боя "Зейдлиц" выпустил 450 150-мм снарядов, больше, чем любой из немецких кораб­лей, в основном по эс­кадренным минонос­цам, линейным крей­серам и броненосно­му крейсеру "Дефенс".

 

Вот что писал доктор Амелунг: "Боевые перевязоч­ные пункты были ус­троены следующим образом: в отделении N6 располагался но­совой перевязочный пункт в ведении тре­тьего врача; пятое отделение было предназначено для помещения трупов, и во время боя в него пере­несли многих; непосредственно в четвертом отде­лении по левому борту, позади батарейной палу­бы находился главный перевязочный пункт в веде­нии старшего врача, и по правому борту — вспо­могательный перевязочный пункт в ведении второ­го врача, однако в отдельном помещении, сооб­щавшемся с главным пунктом; в третьем отделении был приемный пункт для раненых."

 

31 мая 1916 г., согласно Campbell [8], "Зейд­лиц" получил 22 попадания снарядами крупного калибра и одно 533-мм торпедой. Groner [9] утвер­ждает, что линейный крейсер получил 24 попада­ния снарядами крупного калибра, нанесшими ему повреждения в надводной и подводной частях кор­пуса. Это произошло в следующем хронологичес­ком порядке.

 

16 ч. 30 м.— 17 ч. 55 м. Первый этап боя аван­гардов — "бег на юг".

 

Доктор Амелунг: "Боевая тревога около 17 часов. Период ожидания полон беспокойства. Я вышел на минуту на мостик, но уже началась стрель­ба. Я вернулся на свой пост. Опять ждем. Корабль сотрясается от грохота артиллерии. Распоряжения приходится передавать знаками, все звуки голоса тонут в оглушающем гуле боя."

 

16 ч. 50 м. "Зейдлиц" открыл огонь по "Куин Мери".

 

16 ч. 55 м. Первый 343-мм снаряд с "Куин Мери" пробил бортовую броню впереди фок-мач­ты и разорвался в отсеке XIII на 25-мм верхней па­лубе, в которой образовалась пробоина 3 х 3 м. На посту энергетики правого борта вышел из действия носовой распределительный пульт, были сильно по­вреждены легкие конструкции, и в результате этого возникло постоянное поступление потока воды по главной палубе около барбета носовой башни, которая стекала оттуда в погреб и в пост управле­ния кораблем.

 

Доктор Амелунг: "Первый неприятельский снаряд, поразивший корабль, разорвался в отделе­нии N6 и разрушил носовой перевязочный пункт. Водонепроницаемые двери открылись на мгнове­нье, и третий врач, парикмахер и священник, голо­ва которого была перевязана, нашли убежище в главном перевязочном пункте. Остальной персонал носового пункта был убит."

 

16 ч. 57 м. Второй 343-мм снаряд с "Куин Мери" с дистанции 13 200 - 13 600 м (71 -74 каб.) по­пал в бортовую броню толщиной 230 мм напротив барбета левой бортовой башни и разорвался в про­деланной им пробоине. Обломки брони и осколки снаряда пробили стенку барбета, имевшую в этом месте толщину 30 мм, проникли в перегрузочное помещение башни и зажгли в рабочем отделении два главных полузаряда и два дополнительных за­рядных картуза. Заряды состояли из двух частей: главный полузаряд в тяжелой медной гильзе и до­полнительный, который помещался в двойном шел­ковом картузе в латунном пенале, из которого вы­нимался непосредственно перед заряжанием.

 

Механизм наведения орудия, поворота баш­ни и подъёмники вывело из строя. Большинство башенного расчета погибло в потоке пламени и га­зов, но погреб башни был вовремя затоплен. Баш­ня вышла из действия на всё время боя, но такого сильного взрыва, как 24 января 1915 г., не произош­ло. Переделки, произведенные на германских ко­раблях после боя у Доггер-банки, предотвратили катастрофу.

 

Доктор Амелунг: "Пошли раненые. Невозможно обследовать их тщательно друг за другом. И в то время как я быстро накладываю первоначаль­ную повязку, я вижу пламя. Помещение наполняет­ся густыми клубами дыма и газа, образовавшими­ся при взрыве неприятельского снаряда над перевя­зочным пунктом. Каждый надевает свой противо­газ. Жара удушливая и совершенно не позволяет ра­ботать, и я срываю его и нахожу, что можно дышать, и занимаюсь перевязкой раненых. В это время вслед­ствие тушения пожара в левой бортовой башне от­деление N3 стало озером. Тогда раненых стали но­сить во вспомогательный перевязочный пункт, где работают два младших врача. Еще один врач помо­гает мне у операционного стола."

 

Третий 343-мм снаряд с "Куин Мери" разор­вался под водой рядом с бортом в средней части, вызвав расхождение швов наружной обшивки кор­пуса по длине 11 м.

 

Первое поступление воды внутрь корпуса произошло через подводные Пробоины левого борта в средней части корпуса, полученные им от разрыва в воде английских снарядов, падавших с недолетами. Эти повреждения находились у глав­ного броневого пояса, в результате чего передние наружные угольные бункера и дополнительные бункера XIII отсека, а также креновые цистерны залило водой. Помимо этого, в XIII отсеке во из­бежание взрыва от возникшего там пожара во вре­мя артиллерийского боя пришлось затопить во­дой снарядный и зарядный погреба левой борто­вой башни.

 

17 ч. 05 м. Подошла и открыла огонь с дистан­ции 17 600 м (95 каб.) 5-я эскадра британских линей­ных кораблей контр-адмирала Эван-Томаса.

 

17 ч. 17 м. Четвертый 343-мм снаряд с "Куин Мери" с дистанции 16 400 м (88 каб.) уда­рил в бортовую бро­ню толщиной 200 мм и затем в стык между 200-и 230-мм плита­ми порога порта 150-мм орудия позади пе­реборки. Снаряд вызвал большие по­вреждения. Осколки снаряда пробили многие переборки корабля. 150-мм ору­дие № 6 (левого бор­та) вышло из строя.

 

Доктор Амелунг: "Вентиляция очень слабая. Температура в помещении держалась около 40°С все время боя. Водопровод пресной воды перебит. Имеющаяся в лазарете пресная вода отдана раненым, которых мучает жажда. Врачи мыли свои руки в загрязненной воде, но вытирали их стерилизованными материалами, которых, к сча­стью, было запасено достаточно. Угольная пыль садится на все. Лужи крови видны повсюду. То и дело пожарный рукав протаскивают через перевя­зочный пункт и пачкают все."

 

В период между 17 ч. 17 м. и 17 ч. 26 м. пятый снаряд (381-мм) с 5-й эскадры линейных кораблей насквозь пробил наветренную палубу и разорвался, изрешетив ее осколками, нанес разрушения полуба­ку и нижним палубам.

 

17 ч. 26 м. На несколько минут "Дерфлингер" и "Зейдлиц" с дистанции 3900 м (75 каб.) сосредо­точили огонь по "Куин Мери", и от их совместного артиллерийского огня он взорвался и затонул.

 

От нарушения водонепроницаемости перебо­рок, явившегося результатом попаданий артилле­рийских снарядов, вода проникла в погреб кормо­вой линейно-возвышенной башни, где и держалась на уровне 1 м от палубы (однако она угрожающего значения для корабля не имела).

 

17 ч. 37 м. Положение линейного крейсера из­менилось в худшую сторону после атаки 9-й и 13-й флотилий британских эскадренных миноносцев, прорвавших линию вышедшей ей навстречу 9-й флотилии германских эскадренных миноносцев, когда эсминец "Петард" или, возможно, "Турбулент" выпустил три торпеды с дистанции 5 000 м (27 каб.), одна из которых попала в носовую часть пра­вого борта "Зейдлица" в районе 123 шпангоута под броневой пояс (на германских кораблях счет шпангоутов и отсеков идет с кормы на нос).

 

Вес заряда английской торпеды 232 кг. Тор­педа попала в правый борт на уровне переднего края барбета носовой башни. В результате в наружной обшивке корпуса образовалась пробоина размером 12 х 3,9 м площадью 15,2 кв.м и разошлись швы на протяжении 28 м. Однако противоторпедная пере­борка, имевшая в этом месте толщину 50 мм, выдер­жала, хотя и имела значительную течь в местах со­единения её с броневой палубой.

 

При взрыве кусок наружной обшивки весом 70 кг вместе с некоторыми частями шпангоутов и стингеров был с силой отброшен внутрь корпуса и пробил несколько переборок общей толщиной 40 мм. Столб воды от взрыва торпеды ударил по стволу правого 150-мм казематного орудия № 1 и заклинил его так прочно, что оно вышло из строя до конца боя.

 

В районе взрыва торпеды находилась носовая электростанция с двумя турбодинамомашинами и несколькими трансформаторами, которые вслед­ствие полученных повреждений перестали действо­вать, и питание электроэнергией пришлось перене­сти на кормовую электростанцию, причем управля­ющий ими унтер-офицер оперативно произвел пе­реключение станций.

 

От сильного сотрясения, которое ощущалось по всему кораблю и передалось резким толчком на броне, у правой турбины подскочил предохрани­тельный клапан и остался в таком положении. Кро­ме того, от толчка лопнул и сам корпус турбины. Отделение быстро заполнилось паром, и личный состав, чтобы не обвариться, вынужден был отыс­кивать повреждения для их исправления ползком и полулежа. Несмотря на чрезвычайно тяжелые усло­вия, ремонт машины был закончен через 15 минут.

 

Из поврежденного отсека вода постепенно проникала через места внутренних повреждений в соседние. Так, например, она распространилась сна­чала в углы между бортовой броней и бронирован­ной палубой, а затем через различные отверстия залила отсеки между продольной противоторпед­ной переборкой и бронированной палубой.

 

В носовой части затопило водой XIV отсек правого борта ниже бронированной палубы и по­мещение под бортовым торпедным аппаратом. В ре­зультате всего этого корабль принял до 2 000 т воды. Линейный крейсер получил незначительный крен на правый борт и дифферент на нос, который увеличил его осадку на 1,8 м, приподняв при этом корму на 0,5 м. Общая осадка корабля увеличилась на 0,63 м.

 

Вследствие значительных повреждений, про­изведенных взрывом торпеды, вода продолжала поступать через разрушенные вентиляционные тру­бы и различные отверстия в противоторпедной пе­реборке, появившиеся в результате расшатавшихся связей от сотрясений при взрывах. Вода проникала через поперечные переборки, через сальники электрических проводов и переговорные трубы.

 

Некоторое время "Зейдлиц" ещё мог поддер­живать полную скорость хода, но вскоре весь от­сек длиной 19,5 м между прочной передней пере­боркой и переборкой переднего котельного отде­ления заполнился водой до броневой палубы. По­степенно она заливала носовую часть корабля, и дифферент на нос продолжал увеличиваться. Ско­рость хода с 20 узлов пришлось уменьшить до 15, а затем и до 12, так как вода доходила до верхней палубы полубака.

 

Положение сделалось ещё более опасным, когда вода стала проникать из батарейной палубы через носовой поперечный траверз, разделявший XIII и XIV отсеки, кроме того, XIII отсек затапли­вался с бронированной палубы через повреждения, полученные с правого и левого бортов. Это случи­лось потому, что казематная броня, находившаяся между главным броневым траверзом и косым тра­верзом бронирования (карапасом) оказалась слаба и давления воды не выдержала.

 

Основание носовой башни было тоже затоп­лено водой, поступавшей через трещины разошед­шихся швов расшатанных в бою переборок. Снаряд­ные и зарядные погреба и шахта экстренного выхо­да носового бортового торпедного аппарата затоп­лялись водой через сальники, вентиляционные и переговорные трубы.

 

Доктор Амелунг: "Каждый перерыв боя был использован для очистки лазарета и смены пропи­танных кровью повязок. Невозможно сделать ка­кую-нибудь крупную операцию — нет времени. Было слишком сложно использовать обезболиваю­щие средства. Антисептика — миф, поэтому зара­жение ран будет наверняка. Качка и крен, от кото­рых раненые падают даже с операционного стола, делают невозможным точно работать хирургичес­кими инструментами, а сотрясения от взрывов по­минутно гасят электрические лампочки, так что приходится прибегать к свечам. К полуночи основ­ная электропроводка не работает.

 

Широко применяется морфий. Переломан­ным конечностям энергично придается нормальное положение, и быстро накладываются шины. Серь­езные кровотечения останавливаются жгутовыми повязками, о правильной перевязке сосудов не мо­жет быть и речи. Пятую часть всех раненых состав­ляют болезненные ожоги, при которых применяют­ся все имеющееся на корабле лекарства, масла, мази и порошки. Но наличный запас совершенно не со­ответствует потребности. Морфий едва в состоянии успокоить жестокие страдания обожженных. Не­смотря на все наши усилия, трое наиболее сильно обожженных умерли до рассвета."

 

Обнаружив подходящий линейный флот От­крытого моря, Битти в 17 ч. 40 м. вынужден был дать сигнал всем своим кораблям повернуть на 16 румбов последовательно.

 

17 ч. 40 м. — 18 ч. 50 м. Второй этап боя аван­гардов — "бег на север".

 

В период между 17 ч. 40 м. и 18 ч. 08 м. шестой снаряд (381 -мм) с линкоров 5-й эскадры "Бархэма" или "Вэлиэнта" пробил наветренную палубу в 20 м от форштевня и разорвался в 2 м от правого борта над палубой полубака, образовав одну пробоину размером 3 х 4 м в бортовой обшивке между навет­ренной и верхней палубой и вторую 1,8 х 1,8 м в палубе полубака. Осколками пробило верхнюю па­лубу. Огромная верхняя пробоина в обшивке бор­та явилась основной причиной всех последующих бед "Зейдлица", связанных с затоплением носовой части корабля.

 

Седьмой снаряд (381-мм) пробил наветрен­ную палубу в левом борту в 6 м позади орудия № 6 и тут же разорвался, образовав одну пробоину 1,8 х 1,8 м в наветренной палубе и вторую 6 х 7 м в палубе полубака.

 

18 ч. 08 м. Восьмой снаряд (381-мм) с дистан­ции около 17 300 м (93 каб.) разорвался в образо­ванной им лунке брони лицевой части толщиной 250 мм правой бортовой башни. Сила взрыва в ос­новном ушла наружу, но мелкие куски брони и два больших осколка снаряда попали внутрь башни и повредили привод элеватора правого орудия, кото­рое вышло из действия до конца боя, но всё же мог­ло перемещаться вместе с действующим левым ору­дием. Башня временно вышла из действия.

 

В 18 ч. 10 м. британские линейные крейсера вышли из боя. Теперь германские линейные крей­сера вели бой с 5-й эскадрой британских линкоров.

 

В период между 18 ч. 10 м. и 18 ч. 20 м. девя­тый снаряд (381 -мм) разорвался подводой в райо­не полубака.

 

Десятый бронебойный снаряд (381 -мм) пробил верхний край 120-мм бортовой брони и разорвался рядом с барабаном шпиля, образовав пробоины раз­мером 4,9 х 7 м в верхней и главной палубах.

 

Одиннадцатый снаряд (381 -мм) попал в бара­бан левой лебедки и разорвался, образовав пробо­ины в наветренной палубе и палубе полубака.

 

В 18 ч. 20 м. закончился бой германских линей­ных крейсеров с 5-й эскадрой британских линкоров.

 

18 ч. 57 м. Пожар на нижней палубе.

 

После 19 ч. 03 м. началось поступление воды в отсеки XIV, XV и XVI через межпалубное про­странство. Большое количество воды, вливавшееся на большой скорости корабля и добавленное по­вреждениями от снарядов, постепенно накопилось во всех носовых помещениях над броневой палубой.

 

Так как полубак продолжал всё глубже по­гружаться, вода из-за повреждений в этой части ко­рабля стала просачиваться через прочную перебор­ку и постепенно накапливалась в передних помеще­ниях ниже бронированной палубы из-за неплотно­стей в местах прохождения кабелей, переговорных труб, вентиляционных магистралей и люков.

 

В 19 ч. 20 м. началась вторая фаза Ютландс­кого боя — "первый бой флота".Узнав о прибли­жении всего Гранд-Флита, Шеер в 19 ч. 36 м. сделал сигнал флоту повернуть "всем вдруг" на 16 румбов, после чего начался "первый бой флота".

 

Двенадцатый снаряд (305-мм), вероятно, с ли­нейного крейсера "Индомитейбл", попал в броне­вой 300-мм пояс в кормовой части корабля. "Зейдлиц" так тяжело вздрогнул, что соединительная муфта верхнего рулевого привода расцепилась, и крейсером временно пришлось управлять из поме­щения привода управления.

 

Доктор Амелунг: "Когда вспомогательный перевязочный пункт был переполнен, раненых ста­ли оставлять в главном перевязочном пункте, где осталось только незначительное пространство для прохода вокруг операционного стола. Один снаряд попал в помещение, где были сложены трупы погиб­ших и умерших от ран, другой 381 -мм снаряд заст­рял в броне недалеко от перевязочного пункта."

 

В 20 ч. 00 м. начался "второй бой флота".

 

Тринадцатый снаряд (305-мм) с линейного корабля "Геркулес" пробил верхнюю платформу на уровне ватерлинии и разорвался около корабля.

 

20 ч. 16 м. Четырнадцатый снаряд (305-мм) с линейного корабля "Геркулес" разорвался на уклад­ке противоторпедной сети посредине корабля. Вер­хний броневой пояс не был поврежден, но выстрел-балки противоторпедной сети были разрушены на большой площади, и ниже броневого пояса вздулась обшивка корпуса, образовав щель длиной 12 м, че­рез которую поступала вода.

 

20 ч. 18 м. Пятнадцатый снаряд (305-мм) с ли­нейного корабля "Сент Винсент", вероятно, рико­шетом пробил обшивку корабля и палубу полуба­ка напротив мостика и разорвался у его входа.

 

20 ч. 27 м. Шестнадцатый бронебойный снаряд (305-мм) с "Сент Винсента" разорвался в 210-мм броне задней стенки кормовой линейно-возвышен­ной башни. Сила взрыва в основном ушла наружу, но два основных и два дополнительных заряда, на­ходящиеся в гильзах и пеналах и лежащие на лот­ках, загорелись, в результате чего башня выгорела и вышла из действия до конца боя. Было нанесено много других повреждений. Осколки отскочили внутрь башни и пробили верхнюю палубу толщи­ной 25 мм, перебили кабель главного электропро­вода поворота башни.

 

20 ч. 40 м. Семнадцатый снаряд (381 -мм) с ли­нейного корабля "Роял Оук" попал рядом с правым орудием кормовой башни. От его разрыва орудие сначала сильно сдвинулось, но потом встало на место. Механизм наведения орудия был выведен из строя. Осколками снаряда в батарее было выведе­но из строя 150-мм орудие № 5.

 

20 ч. 40 м. Командующий 1-й разведыватель­ной группы вице-адмирал Хиппер, которому в 19 ч. 47 м. пришлось покинуть флагманский "Лютцов из-за его тяже­лого повреждения , наконец смог перей­ти на "Мольтке".

 

Доктор Амелунг: "Положение раненых ужасно. Скученные в малень­ком помещении без света и воздуха, не знающие, что проис­ходит наверху, они чувствовали себя за­живо погребенными. Когда корабль кре­нится на один борт, они чувствуют это, но не знают, меняет ли он свой курс или тонет. Командир крейсера для вооду­шевления команды приказал объявить по кораблю, что один из непри­ятельских кораблей взорвался и затонул. Даже ра­неные почувствовали себя приподнято, но часы то­мительного ожидания медленно тянулись в пере­вязочном пункте."

 

"Последний дневной бой флота".

 

21 ч. 24 м. Восемнадцатый снаряд (343-мм) с линейного крейсера "Принсес Роял" взорвался на 150-мм плите каземата 150-мм орудия № 4. Орудие было выведено из строя, и загорелся один подготов­ленный к стрельбе заряд. Осколки брони и снаряда перебили кабели управления 150-мм орудий лево­го борта и повредили передатчик радиостанции.

 

Девятнадцатый снаряд (343-мм) с "Принцесс Роял" взорвался около передней боевой рубки над мостиком, причем все находившиеся на нем были убиты, а в боевой рубке несколько офицеров ране­ны. Карты, по которым велась прокладка, были так сильно испорчены и залиты кровью, что стали бес­полезны, так как на них ничего нельзя было разоб­рать. В довершение ко всему из строя вышли оба ги­рокомпаса.

 

21 ч. 30 м. Двадцатый снаряд (305-мм) с линей­ного крейсера "Нью-Зиленд" попал в крышу кормо­вой линейно-возвышенной башни толщиной 60 мм, отрикошетил и взорвался в одном метре от башни.

 

В период с 21 ч. 30 м. до 22 ч. 00 м.

 

Двадцать первый снаряд (305-мм) с линейного крейсера "Нью-Зиленд" с дистанции 8 600 м (47 каб.) попал в броню толщиной 300 мм около края броне­вой плиты. Броневая плита была пробита, но не смещена. Наружный бункер затопило до уровня 10 м.

 

Двадцать второй снаряд (305-мм) с "Нью-Зи­ленд" попал в верхний броневой пояс толщиной 300 мм как раз над стыком с главным броневым по­ясом и разорвался в пробоине броневой плиты. Пробитая плита была немного смещена.

 

После этого "Зейдлиц" поспешно отошёл в конец линии немецких линкоров-додредноутов. На начальной стадии боя "Зейдлиц" получил попада­ния одного 102-мм и одного 150-мм снаряда. Оба попали в бортовой броневой пояс и серьёзных по­вреждений не нанесли.

 

К концу боя на крейсере окончательно выш­ли из строя четыре 280-мм и два 150-мм орудия.

 

Доктор Амелунг: "После сравнительно долго­го перерыва вечером бой возобновился с новой си­лой. Приток раненых все возрастает. Внезапно страшный взрыв приводит всех в смятение. Все на­девают противогазы и бегут в отделение N 5. Но в полумраке передо мной появляется кто-то и протя­гивает правую руку, у которой нет кисти. Я быст­ро накладываю повязку на кровоточащую культю и укрепляю бандаж вокруг нижней части руки, а затем, хотя и нет пожара, но газы от взрыва могли еще остаться, я возвращаюсь к своей работе у опе­рационного стола. Новый взрыв производит сотря­сение, которое выбивает световой люк, летящий мне на голову. Я падаю на колени, на мгновенье теряю возможность ориентироваться, но быстро прихожу в сознание и поднимаюсь. У меня нет серьезных ран, и я продолжаю свою работу. Около полуночи бой окончательно затихает. Санитары приготавливают чай и поят им раненых, достают лед и вино. На рас­свете раненые под руководством священника поют молитвы. В 5 часов утра 1 июня 1916 г. после 12 ча­сов непрерывной работы я поднимаюсь на палубу и представляю рапорт командиру корабля капита­ну 1 -го ранга фон Эгиди.

 

Семеро раненых умерли ночью, двое из них от тяжелых ранений, а один, вероятно, от шока, так как на нем не было следов явных наружных или внут­ренних повреждений."

 

Потери экипажа "Зейдлица" в Ютландском бою — 98 убитых и 55 раненых, что составляло 11,7% от численности экипажа.

 

После 22 ч. 00 м. по приказу вице-адмирала Шеера германские легкие крейсера и эскадренные миноносцы при поддержке "Зейдлица", который был почти полностью небоеспособен и явно на краю гибели, и "Мольтке" — единственного линейного крейсера, сохранившего полную боеспособность, пошли на поиски англичан. Но, к счастью для "Зей­длица", в ночь с 31 мая на 1 июня 1916 г. встреч с крупными английскими кораблями не произошло.

 

Затем отдельно от следовавших друг за дру­гом "Дерфлингера" и "Фон-дер-Танна" "Зейдлиц" шёл за "Мольтке" в конце немецкой линии вслед за авангардом (с оборотами, соответ­ствующими скорости в 22 узла). Затем скорость была уменьшена (до обо­ротов, соответствующих 20-21 узлам, которые фактически означали только 18-19 узлов), но и это для него было боль­шой скоростью.

 

К вечеру 31 мая "Зейдлиц" по расчетам принял внутрь корпуса 2 636 т воды, что увеличи­ло осадку носом на 2,5 м и подняло корму на 1 м, со­здав крен 2,5° на правый борт. Для корабля это было не самой серьезной опасностью. Основную опасность представляла большая пробоина в носо­вой части правого борта от попадания шестого снаряда, расположенная по­чти над самой ватерлинией. Нос продолжал погру­жаться в воду, и ход пришлось снизить до 7 узлов. Желая уменьшить дифферент на нос, пытались пе­репустить воду в 3-е котельное отделение, чтобы оттуда откачать её отливными средствами. Но это­го сделать не удалось, так как повышенное давле­ние воздуха выбрасывало её обратно.

 

В 3 ч. 40 м. 1 июня своим глубоко погружен­ным форштевнем (осадка которого достигла 13 м) корабль ненадолго приткнулся к мели у Хорнс-риф. Через два часа "Зейдлиц" сел на банку глуби­ной 13,5 м. Для уменьшения дифферента на нос были затоплены средние и кормовые креповые ци­стерны левого борта, благодаря чему выровнялся крен на правый борт и уменьшился дифферент. Теперь корабль имел возможность продолжать свой путь, медленно двигаясь в базу. На малых глубинах "Зейдлицу" приходилось протягиваться на повы­шенном числе оборотов турбин.

 

Но теперь "Зейдлиц" уже не имел возможно­сти поддерживать скорость более 15 узлов, затем ему пришлось уменьшить её сначала до 10, потом и до 7 узлов. Немецкие легкие крейсера прошли Хорнс-риф в 4 ч. 00 м. 1 июня, а в 5 ч. 40 м. "Зейдлиц" снова присоединился к флоту, с которым потерял контакт ночью.

 

Корабль в течение ночи продолжал идти вслед за флотом, но на следующие сутки в 8 ч. 00 м. 1 июня от давления воды стала сдавать переборка на 114-м шпангоуте, угрожая людям, работавшим в помеще­нии уже по пояс в воде. Дальнейшее пребывание личного состава в отсеке становилось невозможным ещё и от испарения паровых труб, затопленных во­дой, почему последовало приказание вывести лю­дей в более безопасное место, а "пост управления" перенести в другое место.

 

В это время на корабле было замечено па­дение остойчивости, которое выражалась в том, что при перекладывании руля даже на малом ходу корабль быстро кренился и медленно выпрямлял­ся. Положение ещё более ухудшилось от проник­новения воды через поврежденные угольные ямы левого борта в соседние и от поступления её че­рез пробоины каземата левого борта. Скорость упала ниже семи узлов. Поскольку оба гироскопи­ческих компаса вышли из строя, а карты были испорчены, командир корабля по радио попросил ко­мандующего 2-й разведывательной группой выде­лить крейсер для навигационного обеспечения при проходе мели Амрум.

 

В 9 ч. 45 м. подошёл легкий крейсер "Пиллау" и попытался развернуть линейный крейсер кормой вперед, чтобы при буксировке можно было умень­шить давление воды на носовую поперечную пере­борку, но у него неоднократно лопались буксиры. Следуя на буксире за "Пиллау", "Зейдлицу" в кон­це концов удалось двигаться кормой вперед со ско­ростью 3-5 узлов. Ввиду того, что водоотливные средства работали с большим напряжением, пользо­вание ими было ограничено, и к полудню 1 июня крен корабля дошел до 8° на левый борт.

 

Около 10 ч. 00 м. по траверзу Хорнума "Зейдлиц" ещё раз коснулся мели и лишь в 11 ч. 25 м. смог войти в проход у мели Арнум. Попытки буксирова­ния линейного крейсера "Зейдлиц" слабосильными тральщиками, высланными ему на помощь командо­ванием утром 1 июня, оказались безрезультатными. В 15 ч. 30 м. положение "Зейдлица" было критичес­кое, поскольку ветер усилился до 8 баллов, и он держался на воде только благодаря воздушным мешкам, образо­вавшимся в проти­воторпедной пере­борке. Раненые были подготовле­ны к эвакуации с корабля.

 

Подошли два спасателя "Бореас" и "Крафт", ко­торые всё время шли рядом и непре­рывно откачивали из крейсера воду. Мощный порто­вый буксир начал буксировку по­врежденного ко­рабля. Работа от­ливных помп этих спасателей оказа­лась неэффектив­ной из-за чрезмер­но большого диа­метра приемных шлангов у центро­бежных помп, ко­торые часто выхо­дили из строя.

 

Самым тяже­лым его положение стало в 17 ч. 00 м. 1 июня, когда расчетное количество воды, попав­шее внутрь корабля, составляло 5 329 т, что при­дало ему осадку 14 м носом и 7,4 м кормой при крене 8° на левый борт. Для выравнивания крена на левый борт в 18 часов было решено затопить кормовые креповые цистерны правого борта, и тогда корабль получил крен на правый борт, до­шедший до 8°.

 

Утром 2 июня 1916 г. достигли плавучего ма­яка, выставленного на время войны во внешней ча­сти залива Яде и отпустили в базу легкий крейсер "Пиллау" и миноносцы. Погруженный в воду по передние порты казематов, "Зейдлиц" в общей сложности принял 5 300 т воды, что составляло 21,2% от его водоизмещения, но, несмотря на это и потерю остойчивости, он, хотя и с большим трудом, смог вернуться в Вильгельмсхафен, встав в 4 ч. 25 м. 3 июня на якорь в глубоком бассейне перед вход­ным фарватером внутри бонового заграждения. Здесь с корабля эвакуировали 55 раненых и снесли на берег тела 98 убитых.

 

За 57 часов своего возвращения в базу при столь тяжелых повреждениях корабль остался на плаву и не погиб благодаря высокому качеству по­стройки и упорной борьбе личного состава за жи­вучесть, а также энергичному руководству командира корабля капитана 1-го ранга фон Эгиди и непрерывной самоотверженной борьбе дивизио­на живучести под командованием корветтен-капитана Альвенслебена. Вследствие больших разме­ров пробоины (15,2 кв.м), явившейся основным источником поступления большого количества воды, заделать её на ходу было невозможно; точ­но так, как и нельзя было это сделать с пробоина­ми левого борта.

 

Напряженная бесперебойная работа водо­отливных средств в неповрежденных отсеках, в ко­торые вода попала из соседних помещений, дава­ла возможность понижать её уровень в XIII, XV и XVI отсеках или поддерживать XIV отсек в су­хом состоянии.

 

Во время стоянки на якоре демонтировали орудия и часть брони носовой башни, но сильное течение препятствовало постановке пластырей. 6 июня в высокую воду "Зейдлиц" прошёл первый Южный Лок, который имел глубину при среднем уровне полной воды 13,7 м у внешнего порога шлю­за и 11 м у внутреннего. Здесь произвели временный ремонт. Орудия левой бортовой башни сняли, и 13 июня "Зейдлиц" был прибуксирован в шлюз с мак­симальной осадкой 10,4 м и вошел в плавучий док для капитального ремонта. С 15 июня по 1 октября 1916 г. (107 дней) он находился в ремонте на Госу­дарственной верфи в Вильгельмсхафене и в ноябре снова был в полной боевой готовности, став флаг­манским кораблем вице-адмирала Хиппера (до 26 октября 1917 г). С 20 августа 1916 г. командующий 1-й разведывательной группы получил в свое рас­поряжение в качестве штабного корабля легкий крейсер "Ниобе", поэтому он и его штаб в дальней­шем появлялись на "Зейдлице" только на время боевых походов.

 

После восстановления боеспособности в свой первый боевой поход в район Датского полуост­рова "Зейдлиц" вышел 4/5 ноября 1916 г. Соедине­ние во главе с командующим 1 -и разведывательной группой при поддержке линкоров "Рейнланд" и "Нассау", двух крейсеров и временно переданной из состава морских сил Балтийского моря 3-й эс­кадры линкоров должно было попытаться в райо­не Бовбьеборг (Ютландский полуостров) снять с мели и отбуксировать в базу немецкие подводные лодки U-20 и U-30.

 

В то время как 4-я полуфлотилия минонос­цев предпринимала отчаянные попытки снятия с мели и буксировки этих подводных лодок, в охра­нении одиннадцати линкоров, двух линейных и че­тырех легких крейсеров остались только 9 мино­носцев. В этих условиях британской подводной лодке J-1 удалось поразить торпедами два немец­ких линкора "Кронпринц" и "Гроссер Курфюрст", попав в каждый одной торпедой, но, несмотря на это, линкоры смогли удержать свое место в строю. Из двух подводных лодок только U-30 удалось снять с мели и отбуксировать в базу. U-20 остави­ли у побережья Дании.

 

В последующий период, когда в боевых дей­ствиях на море подводная война вышла на первое место и флот Открытого моря всё чаще привлекал­ся для обеспечения выхода и прикрытия подводных лодок, с "Зейдлицем" никаких особых событий не происходило. С ноября 1917 г. флагманским кораб­лем 1-й разведывательной группы стал только что построенный линейный крейсер "Гинденбург". 23 апреля 1918 г. "Зейдлиц" принял участие в после­днем походе германского флота, 30 июля/1 августа 1918 г. — в операции по выводу группы подводных лодок на "путь 500" и в конце ноября находился в боевой готовности к новым, но уже не осуществлен­ным боевым операциям.

 

После заключения перемирия 19 ноября 1918 г. "Зейдлиц" в составе передаваемых для интернирова­ния кораблей под командованием контр-адмирала Рейтера вышел из Вильгельмсхафена в Скапа-Флоу, куда прибыл 24 ноября. Там его назначили лидером кораблей 1-й разведывательной группы, и командир "Зейдлица" капитан 1 -го ранга Тагерт стал старшим среди командиров кораблей (командующий 1-й раз­ведывательной группы являлся старшим начальни­ком всего передаваемого соединения и находился на линкоре "Фридрих-дер-Гроссе").

 

21 июня 1919 г. "Зейдлиц" был затоплен соб­ственным экипажем в бухте Скапа-Флоу южнее ос­трова Кава, несмотря на то что англичане пытались помешать этому всеми средствами, вплоть до по­пытки взятия на абордаж. Он затонул в 13 ч. 50 м. и лег правым бортом на грунт на глубине всего 20 м.

 

Даже в прилив его корпус почти на 8 м выступал над поверхностью залива. В мае 1927 г. за подъём "Зей­длица" взялся англичанин Эрнест Френк Кокс. У него уже имелся опыт первой неудачной попытки подъёма "Гинденбурга" в сентябре 1926 г. и успеш­ного подъёма "Мольтке" летом 1927 г.

 

Подъемом "Зейдлица" компания занялась ещё до окончания эпопеи с "Мольтке". Герметизация корпуса продолжалась до конца декабря 1926 г. Общая площадь заплат и заглушек достигала более 93 кв.м. Кормовую часть крейсера загерметизиро­вали и осушили к февралю 1926 г., остальные отсе­ки — к июню 1927. Предпринятая 20 июня 1927 г. попытка подъёма окончилась неудачей. Во время закачивания воздуха "Зейдлиц" сначала привсплыл, затем перевернулся вверх килем и затонул.

 

Корабль лег на грунт с креном 48° на срав­нительно большой глубине. Окончательно пере­вернуться ему не позволили надстройки, орудий­ные башни и мачты, завязшие в иле. К сентябрю 1927 г. спасатели срезали мостик, надстройки и мачты и загерметизировали его правый борт.

 

В начале октября 1927 г. всё было подготовле­но к очередному подъёму. "Зейдлиц" всплыл на по­верхность, но вел себя очень неустойчиво, посколь­ку возникал крен до 40-50° то на один, то на другой борт. Несколько раз его поднимали и снова опуска­ли на грунт. Наконец после многочисленных неудач­ных попыток 2 ноября 1927 г. "Зейдлиц" появился на поверхности залива в устойчивом положении, хотя и с креном 8°. Его частично разобрали в Лайнессе, затем в мае 1928 г. отбуксировали в Розайт и там до 1930 г. окончательно разобрали на металл.

 

 

 

 

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Germ_BC/06.htm

post-198-1265892357_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...