Перейти к содержанию

НИЧЕГО не понимаю


Рекомендуемые сообщения

Вот здесь

http://www.forums-su.com/viewtopic.php?f=170&t=222767

увидел вот такую икону.

Надписи читаются четко и справа должна быть изображена св. Мария Египетская. Но изображенная личность имеет четко выраженную мужскую фигуру. Не знаю, что и думать по этому поводу unsure.gif

__._______________________________________2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот здесь лучше видно начертание имени.

 

На том форуме по этому поводу вопросов не возникло. Может я один чего-то не понимаю?

__._______________________________________4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, в соответствии с Житием на некоторых иконах можно увидеть св. Марию Египетскую частично не прикрытую одеждами, с изможденным (опять же по Житию) телом. Но в данном случае налицо нечто из ряда вон выходящее. Это кощунством отдает.

____.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем собственно вопрос, в возможности такого исполнения ? Ну как видите это возможно sclerosis.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это и есть Преп. Мария Египетская,изображена согласно канона, с иссохшим,изнуренным телом. А половые признаки на иконах выделять не принято, на пол указывают черты лица и одежда.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот Образ преподобной Марии Египетской Из собрания Покровского Собора.

post-709-1315114064_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Плохиш @ Sep 4 2011, 09:18 AM)
Это и есть Преп. Мария Египетская,изображена согласно канона, с иссохшим,изнуренным телом. А половые признаки на иконах выделять не принято, на пол указывают черты лица и одежда.

согласен drinks_cheers.gif

Ф. Буслаев "О русской иконе"

post-709-1315135104_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Плохиш @ Sep 4 2011, 09:18 AM)
Это и есть Преп. Мария Египетская,изображена согласно канона, с иссохшим,изнуренным телом.

Это на первой показанной иконе - высохшее изнуренное тело?!! самая что ни на есть рельефная мускулатура чисто мужского типа.

Я понимаю, как такое могло случиться: во всех источниках по иконописи изложен конвейерный способ работы богомазов. Но мастер-то, писавший имя и выпускавший икону в жизнь, должен был заметить несообразность формы и содержания. Ведь когда я в первый раз это увидел, то минут пять от шока оправиться не мог. Это же икона, на нее люди молятся, а тут поневоле об извращениях вспоминаешь.

Изменено пользователем MAI
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (MAI @ Sep 4 2011, 10:31 PM)
Это же икона, на нее люди молятся, а тут поневоле об извращениях вспоминаешь.

Поэтому и рекомендуется при молитве погружаться во внутренние, духовные области, а не просто стоять и оценивать изображения со светской точки зрения. Верующие молятся не рисунку на доске, а прозреваемому через икону первоообразу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочтите, наконец, Житие Св. Преподобной Марии Египетской! Она ведь изначально была блудницей. Удалившись в пустыню, она 17 (!) лет испытывала плотские и душевные мучения от воспоминаний о своей прошлой греховной жизни. И лишь после тяжких постов и молитв смогла усмирить плоть и унять воспоминания. "С того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело" - обратите внимание на эти слова! Последующие тридцать лет она уже перестала быть женщиной в мирском понимании. Поэтому-то иконописцы и изображали Святую Марию Египетскую без даже намека на женственность! Икона не портрет - надо постигать её скрытую сущность.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Плохиш @ Sep 4 2011, 10:48 PM)
QUOTE (MAI @ Sep 4 2011, 10:31 PM)
Это же икона, на нее люди молятся, а тут поневоле об извращениях вспоминаешь.

Поэтому и рекомендуется при молитве погружаться во внутренние, духовные области, а не просто стоять и оценивать изображения со светской точки зрения. Верующие молятся не рисунку на доске, а прозреваемому через икону первоообразу.

Но при этом существуют же определенные каноны, согласно которым изображаемый на иконе образ святого должен иметь индивидуальные черты, в том числе, прости Господи, отличительные по полу. Разумеется, превалировать они не должны.

Да, при молитве верующий человек погружается в духовный мир, но икона при этом служит отправной точкой в этом пути. И в данном случае, по описываемой мною причине, эта "дверь" оказалась то ли запертой, то ли открывающейся в другую сторону.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (teoretik @ Sep 4 2011, 11:25 PM)
Прочтите, наконец, Житие Св. Преподобной Марии Египетской! Она ведь изначально была блудницей. Удалившись в пустыню, она 17 (!) лет испытывала плотские и душевные мучения от воспоминаний о своей прошлой греховной жизни. И лишь после тяжких постов и молитв смогла усмирить плоть и унять воспоминания. "С того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело" - обратите внимание на эти слова! Последующие тридцать лет она уже перестала быть женщиной в мирском понимании. Поэтому-то иконописцы и изображали Святую Марию Египетскую без даже намека на женственность! Икона не портрет - надо постигать её скрытую сущность.

Разумеется, прежде чем начинать эту дискуссию, я прочел Житие преподобной Марии Египетской. Нашел вот здесь

http://www.zavet.ru/maregip.htm

О жизни в пустыни святая говорит следующее:

"Авва Зосима спросил у преподобной: "Сколько же лет, мать моя, прошло с того времени, как ты поселилась в этой пустыне?" - "Думаю, - отвечала она, - 47 лет прошло, как вышла я из Святого Града".

Авва Зосима вновь спросил: "Что имеешь или что находишь ты себе в пищу здесь, мать моя?" И она отвечала: "Было со мной два с половиной хлеба, когда я перешла Иордан, потихоньку они иссохли и окаменели, и, вкушая понемногу, многие годы я питалась от них".

Опять спросил авва Зосима: "Неужели без болезней пребыла ты столько лет? И никаких искушений не принимала от внезапных прилогов и соблазнов?" - "Верь мне, авва Зосима, - отвечала преподобная, - 17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами... Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина.

Блудные же помыслы, прости, авва, как исповедаю тебе? Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления.

Так жила я в этой пустыне первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за напастью обстояли меня, грешную. Но с того времени и доныне Богородица, Помощница моя, во всем руководствует мною".

Авва Зосима опять спрашивал: "Неужели тебе не потребовалось здесь ни пищи, ни одеяния?"

Она же отвечала: "Хлебы мои кончились, как я сказала, в эти семнадцать лет. После того я стала питаться кореньями и тем, что могла обрести в пустыне. Платье, которое было на мне, когда перешла Иордан, давно разодралось и истлело, и мне много потом пришлось терпеть и бедствовать и от зноя, когда меня палила жара, и от зимы, когда я тряслась от холода. Сколько раз я падала на землю, как мертвая. Сколько раз в безмерном борении пребывала с различными напастями, бедами и искушениями. Но с того времени и до нынешнего дня сила Божия неведомо и многообразно соблюдала мою грешную душу и смиренное тело. Питалась и покрывалась я глаголом Божиим, всё содержащим ( Втор. 8, 3), ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божием ( Мф. 4, 4; Лк. 4, 4), и не имеющие покрова камением облекутся ( Иов. 24, 8), если совлекутся греховного одеяния ( Кол. 3, 9). Как вспоминала, от сколького зла и каких грехов избавил меня Господь, в том находила я пищу неистощимую".

Когда авва Зосима услышал, что и от Священного Писания говорит на память святая подвижница - от книг Моисея и Иова и от псалмов Давидовых, - тогда спросил преподобную: "Где, мать моя, научилась ты псалмам и иным Книгам?" Она улыбнулась, выслушав этот вопрос, и отвечала так: "Поверь мне, человек Божий, ни единого не видела человека, кроме тебя, с тех пор, как перешла Иордан. Книгам и раньше никогда не училась, ни пения церковного не слышала, ни Божественного чтения. Разве что Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму ( Кол. 3, 16; 2 Пет. 1, 21; 1 Фес. 2, 13). Впрочем, довольно, уже всю жизнь мою я исповедала тебе, но с чего начинала, тем и кончаю: заклинаю тебя воплощением Бога-Слова - молись, святой авва, за меня, великую грешницу.

И еще заклинаю тебя Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом - все то, что слышал ты от меня, не сказывай ни единому до тех пор, пока Бог не возьмет меня от земли. И исполни то, о чем я сейчас скажу тебе. Будущим годом, в Великий пост, не ходи за Иордан, как ваш иноческий обычай повелевает".

Опять удивился авва Зосима, что и чин их монастырский известен святой подвижнице, хотя он пред нею не обмолвился о том ни одним словом.

"Пребудь же, авва, - продолжала преподобная, - в монастыре. Впрочем, если и захочешь выйти из монастыря, ты не сможешь... А когда наступит святой Великий четверг Тайной Вечери Господней, вложи в святой сосуд Животворящего Тела и Крови Христа, Бога нашего, и принеси мне. Жди же меня на той стороне Иордана, у края пустыни, чтобы мне, придя, причаститься Святых Таин. А авве Иоанну, игумену вашей обители, так скажи: внимай себе и стаду своему ( Деян. 20, 23; 1 Тим. 4, 16). Впрочем, не хочу, чтобы ты теперь сказал ему это, но когда укажет Господь".

Сказав так и испросив еще раз молитв, преподобная повернулась и ушла в глубину пустыни."

Как Вы сами можете видеть, о преображении тела здесь не сказано ни слова.

Насчет степени портретности иконы - смотрите мой предыдущий пост. Мое искреннее мнение: хорошая икона помогает помогает погрузиться в молитву, а плохая, в той или иной мере, - мешает этому. И вот эта современная икона, по моему личному мнению, более способствует размышлениям и молитве, чем старинный образ, который мы обсуждаем.

p15163.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Плохиш @ Sep 4 2011, 10:48 PM)
Поэтому и рекомендуется при молитве погружаться во внутренние, духовные области, а не просто стоять и оценивать изображения со светской точки зрения.

Поверьте, в данном случае я выступаю не как досужий критик, а именно как человек верующий. Прошу простить, если отнял у вас время. Просто захотелось поделиться тем, что взволновало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (MAI @ Sep 5 2011, 06:24 PM)
Это же икона, на нее люди молятся, а тут поневоле об извращениях вспоминаешь.
Поэтому и рекомендуется при молитве погружаться во внутренние, духовные области, а не просто стоять и оценивать изображения со светской точки зрения. Верующие молятся не рисунку на доске, а прозреваемому через икону первоообразу. [/quote]
Но при этом существуют же определенные каноны, согласно которым изображаемый на иконе образ святого должен иметь индивидуальные черты, в том числе, прости Господи, отличительные по полу. Разумеется, превалировать они не должны.
Да, при молитве верующий человек погружается в духовный мир, но икона при этом служит отправной точкой в этом пути. И в данном случае, по описываемой мною причине, эта "дверь" оказалась то ли запертой, то ли открывающейся в другую сторону.

Давайте вместе попробуем найти истину. Можно ли молиться на эту икону и является ли образ Марии на самом деле Марией. Конечно это не Андрей Рублёв но исходя из традиций иконописания того времени я лично считаю что это икона на которой изображены Св. Александр Невский и Преп. Мария Египетская. И молиться на неё можно. Объясню свою позицию. Для начала определим, что же все -таки такое ИКОНА? Мне нравится определение П. Флоренского: Икона это — написанное красками Имя Божие, ибо что же есть образ Божий, духовный Свет от святого лика, как не начертанное на святой личности Божие Имя? Подобно тому, как свидетель — мученик-святой, хотя и он говорит, однако свидетельствует не себя, а Господа, и собою не себя, а Его являет. А вот что пишет Е.Трубецкой: Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. Икона – не портрет святого. Икона для православного христианина служит своеобразным посредником между осязаемым чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой.

От себя упрощу: посредником между человеком и Богом. Икона помогает сосредоточиться на молитве как, например фото в альбоме живо воскрешает в памяти образ наших близких так и образ св. Николая в храме позволяет, представит святого, к которому мы обращаемся с молитвой о ходательстве его перед Богом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (MAI @ Sep 5 2011, 06:24 PM)
Это же икона, на нее люди молятся, а тут поневоле об извращениях вспоминаешь. [/quote]
Поэтому и рекомендуется при молитве погружаться во внутренние, духовные области, а не просто стоять и оценивать изображения со светской точки зрения. Верующие молятся не рисунку на доске, а прозреваемому через икону первоообразу. [/quote]
Но при этом существуют же определенные каноны, согласно которым изображаемый на иконе образ святого должен иметь индивидуальные черты, в том числе, прости Господи, отличительные по полу. Разумеется, превалировать они не должны.
Да, при молитве верующий человек погружается в духовный мир, но икона при этом служит отправной точкой в этом пути. И в данном случае, по описываемой мною причине, эта "дверь" оказалась то ли запертой, то ли открывающейся в другую сторону.

П. Флоренский: Итак, икона всегда сознается как некоторый факт Божественной действительности. Икона может быть мастерства высокого и невысокого, но в основе ее непременно лежит подлинное восприятие потустороннего, подлинней духовный опыт. Этот опыт может, быть впервые закреплен в данной иконе, так, что она есть впервые возвещаемое откровение бывшего опыта. Такую, как говорят, первоявленную или первообразную икону рассматривают как первоисточник: она соответствует подлинной рукописи поведавшего о бывшем ему откровении. А могут быть и копии этой иконы, более или менее точно воспроизводящие ее формы. Но духовное содержание их — не новое какое-либо по сравнению с подлинником и не “такое же”, как у подлинника, но то же самое, хотя, быть может, и показываемое чрез тусклые покровы и мутные среды. При этом — именно потому, что оно не такое же, а то же самое, — возможны повторения иконы с видоизменениями, варианты некоторого основного перевода. разница между первоявленной иконой и повторением приблизительно такова же, как между описанием вновь открытой страны и впечатлениями путешественника, посетившего ее согласно данным ему указаниям

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (MAI @ Sep 5 2011, 06:24 PM)
QUOTE (Плохиш @ Sep 4 2011, 10:48 PM)
QUOTE (MAI @ Sep 4 2011, 10:31 PM)
Это же икона, на нее люди молятся, а тут поневоле об извращениях вспоминаешь.

Поэтому и рекомендуется при молитве погружаться во внутренние, духовные области, а не просто стоять и оценивать изображения со светской точки зрения. Верующие молятся не рисунку на доске, а прозреваемому через икону первоообразу.

Но при этом существуют же определенные каноны, согласно которым изображаемый на иконе образ святого должен иметь индивидуальные черты, в том числе, прости Господи, отличительные по полу. Разумеется, превалировать они не должны.

Да, при молитве верующий человек погружается в духовный мир, но икона при этом служит отправной точкой в этом пути. И в данном случае, по описываемой мною причине, эта "дверь" оказалась то ли запертой, то ли открывающейся в другую сторону.

По источнику возникновения иконы могли бы быть подразделены на четыре разряда, а именно: 1) библейские, опирающиеся на реальность, данную Словом Божиим; 2) портретные, опирающиеся на собственный опыт и память иконописца — современника изображаемым им лицам и событиям, которые ему привелось видеть не только как внешне-фактические, но и как духовные, просветленные; 3) писанные по преданию, опирающиеся на устно или письменно сообщаемый чужой духовный опыт, бывший некогда, во времена предыдущие; 4) и наконец, иконы явленные, писанные по собственному духовному опыту иконописца, по видению или таинственному сновидению. Е. Трубецкой пишет: «Икона – не портрет, икона может служить лишь символистическим его изображением. Что означает в этом изображении истонченная телесность? Это – резко выраженное отрицание того самого биологизма, которое возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь… Изможденные лики святых на иконах противополагают этому… царству самодовлеющей и сытой плоти не только «истонченные чувства», но прежде всего – новую норму жизненных отношений. Это – то царство, которого плоть и кровь не наследуют».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цель иконы - направить к преображению все наши чувства, наш ум и все аспекты нашей природы, лишал их всякой экзальтации, которая всегда бывает нездоровой и вредной. На иконе вместо плоти мы видим преображенное тело, полное Божественных энергий. Икона благовествует миру радость, но окружающий аскетизм вносит оттенок печали. А этот контраст между печалью и радостью отсылает нас к самой сути христианства, в котором свет одерживает решительную победу над тьмой и страданием. Без Страстей не было бы Пасхи. Как и Евангелие, икона бросает вызов мудрости и порядку нашего мира. Отсюда и эти формы, непривычные и поразительные. Икона игнорирует видимость и выявляет самую суть вещей. Икону наполняет мир и покой, поскольку она передает видение будущего мира.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И последнее на сегодня- разве лучше если бы пр.Мария была изображена в виде обнаженной женщины? Тогда точно ни кто, ни смог бы сосредоточиться на молитве! А икона не должна отвлекать от неё. И потом как говорят психологи: Каждый видит только то, что хочет видеть…
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ох, не хотелось мне вновь касаться этой темы, но грешен - тянет поговорить и поспорить.

Многоуважаемый Ной, нисколько не умаляя значимости слов упомянутых Вами богословов, я склоняюсь к евангельскому "Во многом знании - многие печали". У Карела Чапека есть небольшой рассказ "Человек, который умел летать", содержание которого, как мне кажется, разъясняет (хотя и с юмором) эту истину. Большинство священников, с которыми я знаком, вообще советуют молиться с закрытыми глазами.

Я вовсе не призываю к изображению преподобной Марии Египетской во всем ее естестве, и хочу заметить, что на большинстве икон ее изображали и изображают в "прикрытом" виде, но это, я уверен, не мешает верующим людям воспринимать ее образ и молиться на него.

Что же касается психологизма "Каждый видит только то, что хочет видеть", то проведите, если есть такое желание, простейший эксперимент: покажите десятку верующих людей изображение Марии с первой иконы (но только без именной надписи!) и попросите их угадать - кто это? Думаю, что большинство респондентов назовет кого-нибудь из Христа ради юродивых, Алексия человека Божьего, или кого-нибудь из пустынников. В любом случае - кого-то "мужеского пола".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне самому не нравятся такие иконы, и я поддерживаю точку зрения, изложенную в конце одной из закрепленных тем http://sammler.ru/index.php?showtopic=42015&st=60 , но объективности ради все же продолжу цитировать наших богословов: Изображенный на иконе лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.

Кажется, у Зинона я прочитал, что в момент начертания надписи происходит освящение иконы. Только надпись определяет, кто изображен на иконе. Если изображение попорчено, но надпись читаема на икону продолжают молиться! А если надпись утрачена, то икона уничтожается или переписывается. Возвращаясь к вашему примеру, я попробую наглядно объяснить выше изложенное. Вы можете сказать, кто изображен на иконе?

post-709-1315472712_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно делать много предположений правильный ответ мы узнаем через надпись:

post-709-1315472929_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (ной @ Sep 8 2011, 01:05 PM)
...Вы можете сказать, кто изображен на иконе?

Вы правы!

Изменено пользователем teoretik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...