Перейти к содержанию

Черкесия (Circassia) и ее панцирная конница.


Рекомендуемые сообщения

Карты по теме:

 

Здесь выложена дюжина аутентичных карт Черкесии XVII-XIX вв

http://tw.org.ua/board/index.html?showtopi...indpost&p=20466

 

Карта XIX в, изображающая Черкесию на 1830 г. В левом нижнем углу изображена также Черкесия в XV-XVI вв:

image

 

Аутентичная карта Черкесии Английского агента Джеймса Белла (1840 г):

image

 

Аутентичная карта Черкесии Британского военного ведомства 1855 г - т. е. времен Восточной (Крымской) войны:

image

 

Карта с нанесенными на ней на Кяхском (Западном) диалекте Адыгэбзэ (Черкесского языка) историческими топонимами:

image

 

Этнолингвистическая карта Кавказа 1774-1783 гг А. Цуциева, изданная недавно. Не без грехов, но на сегодняшний день это все же лучшее из того что издано в РФ по данной теме:

image

 

Карта-схема - Черкесия в 1801 г (составлена Т. В. Половинкиной):

image

 

Расселение этнических и субэтнических групп в Западной Черкесии к середине XIX в:

image

 

Изгнание Черкесов из Черкесии в 60х гг XIX в, после поражения в Кавказской войне (собственно Русско-Черкесская война длилась с 1759/65 по 1864/78, в зависимости от принятых реперных точек, т. е. более 100 лет), а также вторичное изгнание Черкесов из Османской Румелии (Балканы), после поражения Османидов в Русско-Турецкой войне 1877-78 гг:

image

 

Расселение Черкесов (на 2002 г 0,8млн человек) в эксЧеркесии (на Кавказе) в конце советской эпохи (1990 г):

image

 

В том числе Черкесские анклавы в экс- Западной Черкесии (2002 г- менее 0,2млн человек), современное состояние:

image

 

Остатки экс- Восточной Черкесии (2002 г - менее 0,6млн человек) на сегодняшний день:

image

 

Расселение Черкесов в Турции (оценка на 2004 г - 8млн чнловек) в 1990 г. Последние оффициальные данные, фиксировавшие этническую принадлежность, были опубликованы в 1912 г в Османской империи - тогда в Империи проживало Черкесов 2,8 млн человек, из которых 105тыс человек проживало в столице - Стамбуле. Но указанные данные по всей Империи, а это сегодня не только Турция но и страны Машрика - прежде всего Сирия (сегодня Черкесов 0,2млн человек), Иордания (сегодня Черкесов 0,1млн человек) и Ирак (Черкесов около 0,05млн человек)):

image

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изображения Черкесских (Адыгских) Пщы и уорков в работах А. Орловского (1ая 1/3ть XIX в):

 

Кабардинский Князь:

image

 

Черкес на коне:

image

 

Черкесский воин:

image

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Работы Х. Гейслера (конец XVIII в):

 

Простой Черкес и знатный Черкес в полном вооружении и на коне:

image

 

Знатный Черкес и простой Черкес в бурке, с посохом и шашкой:

image

 

Знатный Черкес в полном вооружении на коне:

image

 

Вооруженный Черкес и знатный Черкес в обычной одежде:

image

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Работы Г. Гагарина:

 

Офицер лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона в старинном черкесском доспехе:

image

 

Черкесский отряд:

image

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фотография рубежа XIX/XX вв, изображающая двух Кабардинцев (Къэбэрдей - страна в Восточной Черкесии) с конем Кабардинской породы (Адыгэш) в старинной экипировке Кабардинских аристократов. Куртки поверх доспехов должны быть красного цвета. Если бы перед нами были Пщы (Князья/Принцы/Герцоги/Лорды), то обувь была бы красная, если уорки (рыцари/уздени/дворяне) то желтая. Ружья только нарезные - гладкоствольные с круглой свинцовой пулей были бессполезны против панциря (кольчуги) Кабардинской работы, поэтому уже в XVIII в в Черкесии изготавливали только кремневые винтовки:

post-70-1173708761_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Работы неизвестных мне авторов (буду признателен за определение), изображающие Черкесских панцирников рубежа XVIII-XIX вв (на нижней изображен лейб-гвардеец Кавказско-горского полуэскадрона):

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Употребление лука и стрел, как и ношение кольчуги, было привилегией аристократии. "Крестьяне совершенно не имеют права носить кольчугу, колчан и стрелы: на войну они отправляются в повозках и сражаются пешком" Но при этом, по свидетельству Эвлия Челеби в 40х гг XIX в, крестьяне "все имеют ружья".

"Каждый черкес, начиная от пастуха до князя, имеет исправное ружье" (Хан-Гирей).

"Высший класс всегда имеет при себе заряженный пистолет." (Хан-Гирей).

"Черкесы... заряжают весьма скоро. Я сам был свидетелем, как они успевали вынуть ружье из-за плеч и 5 раз зарядить и выстрелить из оного на всем скаку на расстоянии полуверсты" (Н. Муравьев, 1817 г).

"Основной фон черкесского оружия темный. в частности, густая чернь - украшавшая оружие имела и практический смысл - приглушать, чтобы по выражению Запорожцев "вражье око на ясной сбруе не играло" ".(А. Марзей).

"Есть, однако, одно обстоятельство, которое особенно заслуживает внимания: это поразительное единообразие их костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах." (Д. Лонгворт).

 

 

Вооружение и амуниция Черкесских воинов по Асланбеку Марзею (Мирзоеву):

 

1) Наступательное оружие:

- Лук (шабзэ) и стрелы (шабзэшэ). Носились в налучье (шабзэлъэ) и в колчане (шалъэ, детч), которые шились из красного, черного и коричневого сафьяна., украшенного тиснением, металлическими, оправленными в серебро бляшками, золотым и серебрянным шитьем. Обычное количество стрел в колчане не превышало 30.

- Ружье (фоч) (в XVI-XVIIвв - фитильное, а в XVIII-XIXвв - кремневое). Ружья носились в специальных чехлах (дохъутей). Для стрельбы спешившись использовали присошки в виде циркуля (зэпэбаш). К огнестрельному оружию полагались газыри (хьэзыр), которые носились в нашитых на грудь черкесски или куртки газырницах (8-12 с каждой стороны, итого 16-24), пороховница (в форме закрученного рога, хранившаяся в одном из двух нагрудных карманчиков распологавшихся ниже газырниц), натруска (маленькая пороховница в форме рожка для хранения высококачественного затравочного пороха), кисет для хранения пуль и пыжей, висевший на поясе.

При заряжении газырь вынимали из газырницы, пулю обернутую в тряпочку, вытаскивали зубами, верхний конец газыря приставляли к стволу ружья и переворачивали, при этом из него высыпался порох, затем доставали шомпол, вставляли в отверстие на дне газыря и загоняли в ствол пыж из него, затем в ствол заганялась пуля обернутая в тряпочку. Обратие внимание на эту деталь! Черкесы часто изображаются с оборванными полами и рукавами одежды. Дело здесь именно в этой тряпочке, которой оборачивали пулю для плотной подгонки к стволу. В жарком бою иногда приходилось в этих целях буквально рвать на себе одежду!

- Пистолет (фочкIэщI) с кремневым замком. По длине такие же как европейские кавалерийские пистолеты, но значительно легче. К рукояти пистолета прикреплялся шнур, который носился на шее. Носили по два пистолета - один в кобуре на левом боку рукоятью вперед, а другой за спиной, заткнутый за пояс. Считался оружием ближнего боя и часто использовался одновременно с обнаженной шашкой или кинжалом.

- Шашка (сэшхуэ). "Это последнее, любимое и самое страшное черкесское оружие... употребляется только для удара, а не для защиты; удары шашки большей частью бывают смертельны" (Ф. Торнау). Создателями шашки являются сами Черкесы XVII в."Шашкою неудобно колоть, а только можно рубить" (Хан-Гирей). Средняя длина клинка шашки - 72-76 см. "Шашка должна быть легкая как перо, упругая как лоза, острая как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение" (Кабардинская присказка). "С тех пор как русские начали войну на Кавказе, стали приобретать известность черкесские шашки, удары которых, нередко перерубавшие ружейные стволы и даже рассекавшие панцири, приводили всех в изумление" (В. Потто).

- Сабля колчанная (джатэ). "Она носится при колчане... Эта сабля имеет то преимущество над шашкою, что ею можно рубить и колоть, между тем как шашкою можно только рубить" (Хан-Гирей). Могла также крепиться к седлу. "У них к седлу прикреплена сабля под левым бедром, а другая висит у левого бока" (Д. Кук). Средняя длина клинка черкесской сабли - 95-106 см. имеет специфическую особенность, характерную только для "джатэ" - клинок заканчивается штыком, способным пробить доспех.

- Кинжал (къамэ). "Они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес... спит, имея его под своим изголовьем, следовательно он вечно вооружен" (Хан-Гирей). По классификации Г. Прозрителева, было две разновидности черкесских кинжалов - узкий кабардинский и широкий шапсугский. В карманчике, сделанном с внутренней стороны кинжальных ножен, хранился подкинжальный ножичек (къамэщIэгъысэ, къамэщIэлъысэ) для приема пищи (кинжал никогда для этого не использовался, являясь чисто боевым оружием).

- Черкесский нож (адыгэсэ). Как и шашка утапливался в ножнах вместе с рукоятью. Носился сзади на правом боку.

- Штыковидный нож (хьэджысэ). Трехгранный. Прятался в кнутовище плети/ногайки (щIопщ).

- Аркан (шадз). - вряд-ли нуждается в комментариях.

 

2. Оборонительное оружие.

- Шлем высокий (таж) или низкий (жыпхъэ, кIыпхъэ). Таж выглядел так: К верхушке шлема прикреплено кольцо, в котром закреплялся флажок из красного сафьяна, украшенный вышитым узором и галуном. К ободу шлема закреплена кольчужная сетка, закрывающая половину лица и ниспадающая на плечи поверх кольчуги, создавая дополнительную защиту. Спереди, под подборотком, она застегивалась на крючок. Шлем украшался накладными серебряными пластинами с гравировкой и чернью. Жыпха/чыпха отличался большей простотой: корпус его защищал темя, а сетка шею, височные части и щеки. Особенностью черкесского шлема является отсутствие защитного приспособления для лица - носовой стрелки.

- Панцирь (афэ). Синоним (в данном случае) - кольчуга. "

"Они спят с так называемым ими панцирем, то есть с кольчужной рубахой под головой, вместо подушки, и с оружием наготове и, пробудившись внезапно, тотчас надевают на себя этот панцирь и оказываются наготове". (Д. Интериано, конец XV в).

Техника плетения и крепления колец, по оценке Н. В. Гордеева, "первоклассная". Черкесские панцири легкие (от 3,390 до 4,920 кг) и удивительно прочные. В кольчуге могло находиться до 25 тысяч колец. На изготовление одной кольчуги или панциря уходило до 6000 часов труда мастера. Цена - до 30 рабов. Панцири были непременной частью защитного воооружения знати. До появления нарезного оружия и патронов лучшие образцы черкесских кольчуг были непроницаемы для пуль.

"Чтобы их испробовать, их кладут на теленка и стреляют из пистолета. Как правило, пули не пробивают их, лишь теленок после этого слегка покачивается" - сообщает Г. Ю. Клапрот. "Чтобы их испробовать, их кладут на теленка и стреляют из пистолета. Как правило, пули не пробивают их, лишь теленок после этого слегка покачивается" (Г. Клапрот).

"Эти кольчуги представляют теперь археологическую редкость, их можно видеть только в музеях, и, кажется, самый секрет их бесподобной выделки утрачен навеки. Подобный трехкольчужный панцирь, представляющий собой мелкую сетку, легко укладывается весь на ладони и весит не больше пяти-шести фунтов, но надетый на голову и плечи, он образует как бы литую массу, которую можно было пробить разве штыком или пикой но никак не употребляющейся тогда круглой пулей. На Кавказе, впрочем, существовал особый сорт шашек, называемый гурда, закалка которых приспособлялась именно для рубки этих знаменитых панцирей, но зато настоящая гурда - а их много поддельных, - и ценилась на вес чистого золота." (В. Потто).

- Налокотники (еушэджий). Закрывали руки от кисти до локтя.

- Кольчужные перчатки (афэIэлъэ) или наручи (аэшIгелъ). Продолжение налокотников. носили либо то, либо другое. Наручи это кусок красного сафьяна, на который нашита кольчужная сетка, общитый по краям золотым или серебрянным галуном, с вышитым посередине Черкесским орнаментом (закрученные рога и пр.). Носились кольчужной сеткой кверху на внешней стороне кисти и крепились со стороны ладони кожанными шнурами. Раструбы заправлялись за налокотник.. Т. о. черкесские наручи защищали кисти рук и пальцы только с внешней стороны, зато имели то преимущество перед кольчужными перчатками, что воин лучше чувствовал оружие и оно лучше сидело в его руке. По этим причинам наручи были распространены больше чем кольчужные перчатки.

 

3.) Разная утварь "лучших наездников":

- Седельный топорик (уанэ джыдэ), железные наручники для пленных (Iэхъулъэхъу), войлочный кляп в виде шарика с двумя шнурками, бинты, дезинфицированные тампоны для глубоких ран, подзорная труба (нэрыплъэ), компас (къиблэм), огниво, кремень, трут, серные и восковые свечи, кожанный стакан для воды, котелок, поднос, фляжка, два надувных бурдюка для переправы с лошадью через реки (фэнд), шило, запас ремней для сбруи, игла, нитки, смена белья и теплых носков, запасная обувь, целебные травы и лекарства, подседельный ящичек для соли, погребальная рубашка (хьэдэ джанэ) и пр.

 

4.) Черкесский костюм/форма (Адыгэ фащэ)

- Черкеска (цей). Длина - по колено. В случае необходимости передние полы поднимали и затыкали сзади за пояс. При верховой езде затыкали полы черкески между внутреней стороной колен и седельной подушкой, грея колени и бедра. Плотно облегала тело с пояса до груди, что способствовало меньшей утомляемости всадника (его меньше растрясало). Шилась из сукна. В основном естесственных цветов шерсти: бурые, черные, серые, белые. Белые черкески (как и вообще белую одежду: бурку и пр.) запрещалось носить простолюдинам.

- Бешмет (къэптал). "Второй кафтан под главным кафтаном" (Хан-Гирей). Отличие от черкески в отсутствии газырниц и в наличии стоячего воротника. Шился из шелка и другой легкой ткани. Бывали легкие и утепленные: стеганные на тонком слое шерсти или ваты. носить черкеску без бешмета было неприлично. Одновременно и в бешмете без черкески было неприлично появиться вне дома.

- Рубаха (джанэ). Нательная одежда. Надевалась под бешмет. Обычно шилась из холста или хлопка. "Мужчины никогда не носят пестрых рубах" (Хан-Гирей).

- Брюки (гъуэншэдж). "Суконные с лампасами из серебрянных голунов. Их шьют наверху... просторными, а внизу узкие, так что с виду кажутся узкими, и между тем вовсе не мешают движенью ног. Под шароварами носят портища... из белой ткани. Зимой же носят шаровары на вате из бумажной ткани" (Хан-Гирей). К низу штанов пришивались штрипки, удерживаюшие их при натягивании ноговиц и надевании обуви.

- Ноговицы (лъей). Шили из сафьяна (у знати), а также из сукна и войлока. Надевали поверх штанов, плотно обтягивая ногу от щиколотки до колена, а часто и выше. Ниже колена ноговицы закрепляли при помощи подвязок (лъэнкIэпс), сделанных из тонкого войлока, шнурка (часто весьма дорогого) или кожи,, в виде застегивающихся ремешков с металлическими, оправленными в серебро застежками. Для удобства натягивания их снабжали штрипками. Кроме ноговиц надевались специальные наколенники, для утепления ног и защиты, за счет плотного облегания, коленных сочлений от расслабления при верховой езде на коротких стременах.

- Обувь (вакъэ), в том числе сафьяновая (лъахъстан вакъэ). Цвет обуви отражал социальное положение: красный у Пщы, желтый у уорков, из простой кожи для простолюдинов. Если в междоусобицах Пщы категорически запрещалось убивать не равному, то при столкновении с равным или с чужаком, Пщы становился узнаваемой мишенью, позволявшей вычислить и убить предводителей. "Башмаки узкие, с одним швом спереди... они точно приклеены к ногам и придают изящество походке" (д'Асколи).

- Головной убор (пыIэ). Шапка у черкесов обязательный элемент костюма и снималась только тогда, когда человек отходил ко сну. Сбить шапку - нанести смертельное оскорбление. Головные уборы были самых разных форм, размеров и материалов: низкие папахи с очень выпуклым, почти в виде валика, меховым околышем и плоским дном, иногда перекрещенным галуном; высокие папахи из меха с выпуклым матерчатым верхом; тыквообразная шапка и пр. Некоторые воины не носившие шлема, подшивали по папаху кольчужную сетку, что позволяло выдерживать даже удар шашкой.

- Пояс (дыжьын бгырыпх). Как и головной убор -обязательный. На поясе висела одна или несколько серебрянных бляшек (мывэупцIэ) иногда с закрепленной с обратной стороны каменной точильной пластиной. С помощью кожанной петли к поясу крепился кинжал, а также на нем висели: пистолет, пороховница, пульница, жирница и пр. Пояс был узким, кожанный с серебрянным набором. Пряжки, наконечник, бляшки и прю серебрянные элементы покрывались гравировкой с чернью.

- Бурка (щIакIуэ). Войлочный плащ, с подкроенными и сшитыми плечами с вырезом для шеи. Без нее и башлыка ни один всадник не пускался в дорогу. "Она ограждала всадника, скакой бы стороны ни била на него непогода, прикрывала и предохраняла от дождевой мокроты лук, колчан со стрелами, огнестрельное оружие, сумы в тороке и руку, державшую поводья; она же, будучи войлоком, представляла упругую защиту и против сабельных ударов, и против уколов пики, стрелы; а при горячем отсуплении или наступлении... если было нужно броситься с кручи в реку, не выходя из седла, она мгновенно накидывалась на глаза коню. Вот сколько заслуг за простой вещью!" (И. Попко) Во время ночлега бурка служила и подстилкой и одеялом. В некоторых ситуациях она позволяла скрытно приготовить к употреблению оружие.

- Башлык (шъхъарыхъон). Капюшон с длинными лопастями, сшитый из сложенного вдвое куска ткани. Лопасти наматывали на шею, как шарф, а также прикрывали лицо от ненастья или при желании остаться неузнанным. При езде верхом концы обматывали вокруг шеи спустив концы назад. При хорошей погоде башлык висел на плечах, на шнурке, спещенный копюшоном и лопастями назад. В отличие от Грузин и, частично Абхазов, Черкесы носили башлык на шапку, а не прямо на голову. "У черкесов башлык вегда был белого цвета, а у абазин и абхазов - черный или коричневый" (В. Потто).

- Подкольчужник (тэджэлей). Спецодежда, надеваемая под панцирь. Это достаточно плотная, стеганная на вате куртка. Говоря об ее предназначении, И. Бларамберг сообщает: "Во время военных действий они надевают под кольчугу ватную одежду, благодаря упругости которой пули отскакивают еще лучше".

- Боевая куртка (танжьедед). Специальная верхняя одежда типа кафтана для носящих панцирь воинов. Она шилась из дорогих, обычно красного цвета тканей и надевалась поверх панциря.

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кабардинская (Черкесская) лошадь (Адыгэш):

"Прежде всего любят лошадей, верных спутников черкесов на пути славы и чести" (К. Кох.)

"Я никогда не видел, чтобы черкес приласкал своего ребенка, зато лошадь он готов целовать и гладить; они заботятся о зимних запасах корма лошадей м не меньшей степени, чем для своих семей". (Д. Лонгворт).

"Черкес, какого бы он звания ни был, скорее сам согласится быть голодным, чем лошадь свою допусти до этого. сами князья собственными руками нередко обчищают копыта своих лошадей и моют их гривы мылом и куриными яйцами, хотя бы их окружала толпа слуг." (Хан-Гирей).

"Часто случается, что отдают все свое состояние за коня, который им понравится, и нет у них ничего дороже коня". (Д. Интериано).

"Ни в одной стране мира с лошадью не обращаются лучше чем здесь; нет другого народа, который понимал бы лучше, как управлять ею. Великий секрет, кажется в доброте; ее никогда не бьют; следовательно ее дух остается несломленным и привязанность к своему хозяину неослабленной. Плавание, вместе со всеми партизанскими мероприятиями, в которых ей приходилось участвовать, является их достижением... Я часто видел ее лежавшей у ног своего хозяина, когда в засаде, в совершенном покое... она без всякого сопротивления позволяет приспосабливать свою голову как опору для винтовки" (Э. Спенсер).

"Коня надо воспитывать добрым, воодушевленным, решительным, смелым." (Кабардинская рекомендация).

"Смелые наездники в Кабарде приучают своих лошадей бросаться стремглав с утесов и с крутых берегов рек, не разбирая высоты оных." (С. Броневский).

 

Уже в XVI в по всему Кавказу, в России, в Крыму, в Речи Посполитой, в Молдавии и Валахии, Османской империи, в Иране и Средней Азии были известны Кабардинские лошади. По свидетельству К. Пейсонеля Кабардинские лошади стояли в среднем в 10-13 раз дороже Крымских. Стоимость Кабардинских лошадей, таких знаменитых заводов как Шолох или Бечкан, могла колебаться от 500 до нескольких тысяч пиастров, превышая стоимость средней Крымской лошади минимум в 25 раз!

Экспорт лошадей из Кабардея, Татлостанея и Джеляхстанея имел такие масштабы, что когда у Кизлярского коменданта, Донского атамана или Астраханского губернатора не было предлога для засылки туда своей агентуры, они дклали это под прикрытием покупки коней, зная что это не вызовет никаких подозрений.

 

Сочетания таких качеств, как высокая резвость и необыкновенная выносливость, делали эту лошадь идеальной для "зекIуэ" (похода, набега). "Сев на лошадей в десять часов утра, мы проехали, не оставляя седла, весь день и всю ночь... в четвертом часу утра мы были на месте, сделав в 18 часов не менее 160 верст; последние 2 или 3 часа мы скакали во весь опор, причем были принуждены силой удерживать лошадей, рвавшихся одна перед другою, несмотря на целый день езды без корма. Подобную силу и неутомимость можно найти только у добрых черкесских коней".

 

Черкесы вплоть до образования СССР в 20х гг XX в лошадей под упряжь не употребляли. "Грешно есть хлеб, взращенный на поле вспаханом лошадью". (Кабардинская поговорка).

 

Лошади делились на:

- Походных (зекIуэш). Только мерины не моложе 9 лет.

- Скаковых (шыгъажэш).

 

Считалось предосудительным ездить на кобылах или жеребцах. "Черкесы холостят жеребцов, не смея употреблять их в скрытые поиски, могущие от ржания их быть оглашены, но холостят лошадей и никогда не ездят на жеребцах; приучают меринов, чтобы они были сторожки".(С. Броневский).

 

Счастливой считалась лошадь обладавшая следующими признаками (это можно использовать рисуя лошадь для Черкесских генералов):

- на трех ногах, кроме правой передней, есть чулки,

- на лбу две звездочки, одна возле другой, но ВНИМАНИЕ!, если звездочки на лбу одна над другой это уже несчастливая лошадь!

Также несчастливыми считались лошади у которых:

- лоб белый,

- ноги по диагонали (например передняя левая и задняя правая) в чулках.

 

Предпочтения по масти:

- Гнедые (пцIэгъуэплъ). Из всех конских мастей самая предпочтительная среди Черкесов. Считались хороши и днем и ночью.

- Белые (пщIъгъуэплъ). Считалось что у них копыта слабее.

- Вороные (къарэ). Считалось что сильны ночью, а днем так себе.

- Рыжие (шыгъуэ) с белым пятном на лбу до самого носа. Не могут скакать против Солнца.

- Пестрые (къуэлэн). На них не ездили вообще, скорее всего из эстетических предпочтений Черкесов, отвергавших все пестрое: "Дурак любит пестрое" (Кабардинская поговорка).

 

Есть еще сведения о серых лошадях, на которых ездили барды (джегуако) - без оружия и в серых черкесках. Впрочем есть упоминания и об уорках на серых конях.

 

Физические данные (по С. Мафедзеву):

Сухая "змеинная" голова, нос с горбинкой, длинная мускулистая шея, мощная грудь, тонкие челюстные кости с достаточно широкими ганашами, прямая спина, круп и холка на одном уровне, зад немного покатый "собачий", живые глаза, широкие ноздри, сухте правильные конечности, острые торчком уши и т. д.

Отличительной чертой кабардинских лошадей были крепкие ноги и особая форма копыт "стаканчиком". "У таких лошадей мышечная часть подошвы залегала глубоко, как бы на дне перевернутого стакана, и она почти кругом обрастала роговым образованием, крепким, как кость" (С. Мафедзев). в идеале в копыте должно было уместится яйцо.

Большое значение придавалось на постановку и длину т. н. "лъэIэгъуэ" (растояние между сесамовидной костью путового сустава и копытом). Чем прямее, т. е. вертикальнее по отношению к земле "лъэIэгъуэ" (но не прямо перпендикулярно - это ухудшало амортизирующие свойства ног, что делало лошадь тряской), чем оно длинее, тем более годен конь.

Кроме того: пах должен был быть узким, икры крутыми, на тыльной стороне ног в области путового сустава должно было быть как можно меньше волос, но САМОЕ ГЛАВНОЕ - при движении лошадь задними ногами должна перешагивать след передних.

 

***

 

Черкесские седла (Адыгэ уанэ):

"Наибольшею славою на Северном Кавказе пользуются шорные изделия кабардинцев. Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла и прочие принадлежности убрангства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется "кабардинским" или "черкесским"". (О. Маркграф).

 

В XVIII в производство седел в Кабарде было так распространено, что в 1788 г шейх Мансур заказал в Большой Кабарде 20тыс седел и по сведениям разведки Русской крепости Моздок, седла были изготовлены по этому заказу.

 

Кабардинское или Черкесское седло относится к типу арчаков (от "арчак" - деревянный остов седла обтянутый кожей). Поверх арчака ложилась седельная подушка. небольшое, легкое, доаольно высокое черкесское седло опирается на спину коня двумя параллельными седельными полками. Узкая передняя лука с закругленным верхом распологается перпендикулярно к седлу. Задняя, более широкая лука, также имеющая закругленный верх, плавно отогнута назад, что не мешало повороту в седле. седло не касалось ни позвоночника лошади, ни ее загривка, оно не причиняло лошади боли. "Я привык к нему и по достоинстству оценил его преимущества как боевого седла. Черкесы поворачиваются в нем с величайшей легкостью и могут, подобно парфянам, стрелять назад на полном скаку, а также, держась за передний деревянный выступ, могут перегнуться почти под брюхо своего скакуна и на полном карьере поднять все что угодно с земли. Их посадка на спине лошади по сравнению с тяжелым турецким или плоским европейским седлом кажется игрушечной: то же можно сказать и об их весе, который составляет половину певого и треть второго... во время утомительных походов и набегов, которые они совершают, несколько фунтов больше или меньше веса всадника и упряжи могут иметь серьезное значение". (Д. Лонгворт).

Седло набивали оленьей или турьей шерстью, которые даже в случае промокания и сырости не прели, не гнили и не слеживались.

Стремена специфические "стаканчики" - плоские, узкие, из цельного кска металла, часто удлиненной цилиндрической формы. С обратной стороны стремени многие всадники вставляли зеркальце, чтобы пользоваться им в походе для бритья.

Черкесское стрямя было настолько узким, что ступня в него целиком не помещалась, поэтому всадники опирались на основание стремян только носками, что делало излишним наличие каблуков на обуви, на котрой не было и шпор (Черкесы не пользовались шпорами). "Шпор черкесы не знают и погоняют лошадь тоненькою плетью, имеющею на конце кусок кожи в виде лопаточки для того, чтобы не делать боли лошади, а пугать ее хлопаньем, так как, по мнению черкесов, боль причиняемая лошади шпорами или тяжелою ногайкой, употребялемою калмыками и донскими казаками, утомляет ее совершенно без нужды". (Ф. Торнау).

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Черкесские шашки. Вопреки распространенному заблуждению, шашка не является подтипом сабли, а есть увеличенный нож (откуда и название - Черкесское "сэшхуэ" - "большой нож"). Является исключительно рубящим оружием. Отличительные черты - отсутствие перекрестия (гарда) и раструб на навершии рукоятки. Появилась в Черкесии во 2ой половине XVII в, откуда и распрастранилась:

 

image

 

image

 

image

 

image

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Черкесские сабли (джатэ) и палаш XIV-XVII вв. Отличительная особенность, присущая только Черкесским саблям и палашам - штыковое окончание клинка. Предназначались как для рубящего, так и для колющего удара:

 

image

 

image

 

image

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Черкесские кинжалы (къамэ) XVI-XIX вв. Различались Шапсугские с широким и Кабардинские с узким клинком:

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кабардинская лошадь (Адыгэш) - к сожалению, на сегодняшний день, чистокоровных лошадей Кабардинской породы уже не существует. Но есть чистопородные. Лучшие заводы, на которых разводятся Кабардинские лошади, сегодня распологаются во Франции. В Кабарде их возрождением занимался г-ин Яганов:

 

image

 

image

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маленький цитатник:

 

• XV

Джорджио Интериано (Италия, 1502 г):

"Зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамелюками и эмирами, которые большинство которых... их племени". "Каждый день они бьются с татарами, которые окружают их со всех сторон". "Горстка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и сами они выказывают больше храбрости".

 

• XVII

 

Джиованни Лукка (Италия, ?):

"В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар..."

 

• XVIII

 

А. П. Волынский (Россия, 1721 г.):

"Только одно могу похвалить, что все [кабардинцы] такие войны, каких в здешних странах не обретается, ибо что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот."

 

В. В. Долгорукий (Россия, 1730):

"Ежели против дагестанцев с нашей стороны выедут узденей [уорков] 100 человек, то против их не могут стоять ни 300 человек дагестанцев, к тому ж хоть бы наших казаков послать 500 человек, а узденей 100, то дагестанцы больше боятся 100 человек узденей, нежели 500 человек казаков."

 

Аноним (Россия, 1748):

"И одним словом никакое нерегулярное войско с кабардинцами сравняться не может". "Все владельцы кабардинские один от другого всегда опасаются убийства и для предосторожности от того и по ночам спят в панцирях". "Они ж кабардинцы из разных наций беглецов к себе принимают, и оных, а особливо знатных, без великого принуждения назад головою не выдают."

 

Павел Сергеевич Потемкин (Россия, после 1784):

"Приложив всевозможное старание познать нравы и состояние всех народов в Кавказских горах и вокруг оных обитающих, не пропустил я не пропустил ничего...и... нахожу достойным описать кабардинцев, яко главнейших между всеми народами, занимающими все пространство земли, лежащей у подошвы Кавказских гор, между Каспийским и Черным морем... Кабардинцы между всеми горскими народами, кроме дагестанцев, имеют преимущество, все прочие роды... не только подражают оным в нравах, во всех обычаях, но отчасти от них зависели и платили им дань."

"До ста разных народов во всем подражают не токмо во нравах, но в образе жизни, и во образе одежды кабардинцам. А понеже из тех народов под названием чеченцев и кумык, никто не составляет настоящей нации..."

 

• XIX

 

А. П. Ермолов (Россия, 1821):

"Кабардинцы, имея против нас превосходную в доброте конницу, могут быть опасными нашим казакам, паче же донским.”

 

Э. В. Бриммер (Россия, 1822):

"Сильное племя кабардинцев, которое в прежние времена могло выставить в поле, под начальство своего вали, до 25000 конных, хорошо вооруженных воинов, ныне, после того, как чума 9 лет, с 1804 по 1813 год, ела этот народ, все еще имело довольное народонаселение на плоскости, жившее там в больших аулах".

 

С. М. Броневский (Россия, 1823 г.):

"Опыты доказали, что бегущий черкес не есть разбитый неприятель и что никакая легкая, ни тяжелая конница не может держаться против конницы черкесской".

 

Фредерик Дюбуа де Монпере (Франция, 1823 г):

"Черкесов обычно представляют себе как некое сборище разбойников, дикарей, не имеющих ни веры, ни закона: это мнение ошибочно... Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии или героической аристократии в античной Греции."

 

Ф. Торнау (Россия, ?):

"Черкесы составляют лучшую конницу, какую мне встречалось видеть."

 

Мориц Вагнер (?, 1848):

"Черкесская знать, т. е. уорки-рыцари, составляют самое большее пятую часть, а по мнению некоторых знающих русских, может быть, только десятую часть многочисленного народа адыгэ... Только эти уорки и еще более знатные представители княжеских домов (пши) могут претендовать с полным правом на далеко распространенную молву о черкесской красоте."

 

?, (Россия, 1860):

"В деле кабардинцы молодцы. Я видел их милицию в компании 1855 г., бывшую в составе Александропольского отряда. Своими наездами, своею отчаянною, беззаветной храбростью, они не только не отставали от линейных казаков, но в ночных или неожиданных нападениях они всегда превосходили их."

 

Карл Маркс (?, ? и 1864 г.):

"Народы Европы, учитесь борьбе за свободу и независимость на героических примерах горцев Кавказа". "Эти два дела: подавление польского восстания и завоевание Кавказа я считаю самыми серьезными европейскими событиями со времени 1815 г."

 

И. Попко (Россия, 1880):

"Рыцарская Кабарда была законодательницею мод и вкуса для всех воинственных адыгских обществ от Сунжи до Черного моря".

 

О. В. Маркграф (Россия, 1882):

"Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла, уздечки и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется "кабардинским" или "черкесским"."

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня немного знаний о тактике, численности и пр. Адыгской (Черкесской) панцирной конницы и прежде всего считавшейся лучшей среди нее (да и вообще в Кавказском регионе) - Кабардинской.

 

Есть сведения, что еще в XVIII в кольчужные панцири надевали и на лошадей, но они очень редки.

 

В общем вопросов очень много и буду признателен за консультации и сравнительный анализ харрактеристик Черкесской панцирной конницы и современных ей конных частей Османидов, Крыма, Калмыков, Ногайцев, Русских, Запорожских (позднее Черноморских), Донских, Гребенских и пр. Казаков, Польских гусар и т. п.

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (ZORA @ Mar 12 2007, 07:57 PM)
Все это широко известно, но у меня вопрос:

Что можно было бы узнать подробнее о тактике, численности и пр. Адыгской (Черкесской) панцирной конницы и прежде всего считавшейся лучшей среди нее (да и вообще в Кавказском регионе) - Кабардинской?

Есть сведерия, что еще в XVIII в кольчужные панцири надевали и на лошадей, но они очень редки.

В общем вопросов очень много...

Я думаю, что Вам можно книгу о черкесах писать - так много материала, что же касается Ваших вопросов, то, я думаю, на этом форуме Вам мало кто сможет помочь - тАк Вашу тему здесь не знают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Валентин @ Mar 12 2007, 08:55 PM)
Я думаю, что Вам можно книгу о черкесах писать - так много материала, что же касается Ваших вопросов, то, я думаю, на этом форуме Вам мало кто сможет помочь - тАк Вашу тему здесь не знают.

Спасибо smile.gif

Но, к сожалению, я дилетант.

 

Очень надеялся на специализированном Форуме найти дополнительную инфу, особенно по следующим пунктам:

1) Конкретные факты битв и компаний, которые бы объективно свидетельствовали о качестве данной конницы.

2.) Примеры столкновений Черкесской конницы и Русских драгун в правильном строю, их результаты и причины таковых.

3.) Описание Черкесской конницы по следующим пунктам:

-1. Способы воинской подготовки,

-2. Комплектация войск,

-3. Применяемая тактика,

-4. Комплекс вооружения,

-5. Система прохождения воинской службы,

-6. Идеологический фон,

-7. Производственная база.

4.) Техническое описание конского состава.

5.) Проверка тезиса о непробиваемости пулей из гладкоствольного оружия Черкесских панцирей - с какого расстояния? а касается ли это мушкетов? и пр.

 

Я нигде не смог найти исследований, которые бы можно было бы серьезно рассматривать на это счет, кроме, разве что, трех:

- В. Б. Вилинбахов, "Из истории русско-кабардинского боевого содружества". (1977 г.)

- Э. Аствацатурян, "Оружие народов Кавказа. История оружия". (1995 г.)

- А. С. Марзей (Мирзоев), "Черкесское наездничество - ЗЕКIУЭ. (Из истории военного быта черкесов в XVIII-первой половине XIX в)". (2004 г.)

 

Кроме этого есть брошюра Х. Яхтанигова "Экспонаты повествуют" и автореферат Ф. Накова по шашке (он защитил кандидатскую по Черкесской шашке и Адыгскому клинковому оружию).

 

Все остальное, из того что мне попадалось, либо слишком политизировано, либо романтизировано, либо неконкретно, либо некорректно, либо просто сборник цитат и т . п.

 

Т. о. о расхваленной современниками Адыгской/Черкесской (и прежде всего Кабардинской) панцирной коннице ничего по настоящему конкретного прочитать почти не удается...

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (ZORA @ Mar 12 2007, 06:27 PM)
Фотография рубежа XIX/XX вв, изображающая двух Кабардинцев (Къэбэрдей - страна в Восточной Черкесии) с конем Кабардинской породы (Адыгэш) в старинной экипировке Кабардинских аристократов. Куртки поверх доспехов должны быть красного цвета. Если бы перед нами были Пщы (Князья/Принцы/Герцоги/Лорды), то обувь была бы красная, если уорки (рыцари/уздени/дворяне) то желтая. Ружья только нарезные - гладкоствольные с круглой свинцовой пулей были бессполезны против панциря (кольчуги) Кабардинской работы, поэтому уже в XVIII в в Черкесии изготавливали только кремневые винтовки:

На самом деле данная фотография изображает нижних чинов (оруженосцев) 2-го взвода (горцев) Л.-гв. Кавказского эскадрона СЕИВ Конвоя в уставной форме периода Александра 2. Другое дело, что форма практически в деталях была скопирована с национальной одежды кабардинцев. Кстати в плане цветовых сочетаний - куртка красная, обувь (чевяки) - из красной кожи. А известно ли откуда это фото, где хранится?

Изменено пользователем Военный коллекционер
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый ZORA! Известно ли вам, кто автор этого приведенного вами рисунка и где находится его оригинал? В свое время он печатался в журнале "Вокруг света"

post-70-1173721391_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько мне известно, это рисунок Дитриха Монтена. По крайней мере, так он фигурирует в Гос. Эрмитаже.

post-70-1173721897_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В круг моих интересов входят кавказские формирования периода 19 в.-начала 20 века. В ближайший месяц выходит моя книга "Отличные храбростью..." о Собственном ЕИВ Конвое. Сейчас собираю материал по кавказским национальным частям, находившимся на русской службе в начале 19-конце 19 века (период покорения Кавказа) - история, форма, вооружение, награды, знамена. Приведенная вами подборка иллюстраций достаточно интересна. Если хотите, могли бы обменяться инфой по указанным темам.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 Военный коллекционер:

 

Огромное спасибо за справки.

 

Я постараюсь освежить источники этих миниатюр и фото в своем компе, а также дам знать людям, которые могут быть в курсе.

 

Свое мыло я сброшу сейчас Вам в личку.

 

Еще раз спасибо.

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просьба:

Ни у кого случайно нет картины Григория Чернецова "Парад на Царицынском лугу в Петербурге" выложенной в сети в достаточном размере, чтобы можно было в подробностях разглядеть две группы солдат Лейб-Гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона, находящиеся в толпе зрителей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то там 3 группы, если считать группу команды лезгин. Кроме того, есть еще один горец в национальной одежде и кольчуге. Все эти группы в крупном размере напечатаны в моей книге, с комментариями и указаниями имен позировавших. К сожалению, так как связан обязательствами с Русским музеем, предоставившим слайды этих фрагментов, выложить в сети не могу. Но после выхода книги они могут быть доступны. С уважением, Дмитрий Клочков. Еще хочу уточнить: поскольку вы интересуетесь черкесской панцирной кавалерией, существуют ли какие-либо временные рамки, или интересует сама тема?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 Военный коллекционер:

Ну что ж! Будем с нетерпением ожидать выхода Вашей книги (мои комплименты!).

 

Кстати, Вы случайно не проясняете там психологическую коллизию - как уживались в этих лейб-гвардейцах такая лояльность Особе Императора, что им можно было без дураков доверить его безопасность с мстительными чувствами за погибших родственников и страну? Мало того - многие из вернувшихся на Родину снова сражались против Императора, а ближайший родич личного телохранителя Царя Хату Анзорова - Мухамед был наибом Малой Чечни у Шамиля и пр.

Как то непонятно, не только то что они не всадили кинжал в Царя, но и то что и самому Царю в голову не приходила такая возможность.

 

Насчет панцирников - интерессуют XIV-XIX вв и в первую очередь - эпоха в 2 1/4 столетия - после середины XVII в - т. е. после появления в экипировке огнестрела, исчезновения щитов и копий, а также зерцал и "мишеней" поверх панциря (кольчуги) и пр. и до 1880х гг, когда панцирь окончательно стал рудиментом, в связи с повсеместным распространением винтовок и с его исчезновением исчезает и панцирная конница.

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...