Перейти к содержанию

Черкесия (Circassia) и ее панцирная конница.


Рекомендуемые сообщения

QUOTE (Павел Стрелянов /К/ @ Mar 16 2007, 03:45 AM)
А я нигде о "подлинности" исторических мундиров на юбилее Конвоя и не говорил. Как Вы заметили, я написал "даже" и отметил: (конечно, условно).
Мы с Вами заочно знакомы и Вы знаете о том, что ... - я прекрасно осведомлен.
Фрагмент редкого фото, впервые помещенного мною в книге о Конвое (2004 г.) давал для ZORA, т.к. он тему панцирников и открыл.

Уважаемый П.Н.Стрелянов(Калабухов)! Никоим образом не хотел усомниться в вашей компетентности в рассматриваемом вопросе. Мало того, считаю, что ваш вклад и труд, вложенный в публикацию как книги Н.В.Галушкина, так и Ф.Елисеева - бесценен. drinks_cheers.gif Действительно, с вашей помощью открылся очередной, труднодоступный информационный пласт по кавказскому казачеству 19-начала 20 вв. Своим комментарием я никак не опроверг вашу информацию, только дополнил и уточнил (раскрыл так сказать). Надеюсь, что мы с вами сможем обменяться интересной информацией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Польский историк Б. Барановский, "Кавказ и Польша в XVII в // Россия, Польша и Причерноморье в XV-XVIII вв", М.: Наука, 1979 г:

"Сильно было также в XVII веке влияние кавказской моды на польскую; это бросалось в глаза иностранцам. Западноевропейские путешественники, которые в XVII веке, а особенно во второй его половине, бывали в Стамбуле, отмечали в своих описаниях, что одежда польских послов ничем не отличалась от грузинской или черкесской. Польский король Ян Собесский одевался обычно в кавказскую одежду. О том, какой была мода в краю черкесов или Грузии, он узнавал от специальных посланцев. Седла и конная упряжь тоже изготавливались по черкесской или грузинской моде (...)

[В XVII в на польской военной службе находилось, Z] много черкесов и других горцев Кавказа, которых обычно тоже называли черкесами, пятигорцами, людьми с Бештау [все это синонимы кабардинцев - восточных адыгов (черкесов), Z] и т. д. Иногда даже целые черкесские отряды нанимались на польскую службу. Их заслуги были велики в борьбе с турками и татарами, и особенно с шведами. О влиянии черкесского военного искусства на польское может говорить то, например, что в литовском войске XVII в были многочисленны так называемые части пятигорской кавалерии. Имелись также вооруженные, а частично и одетые на черкесский манер отряды, в которых служили главным образом поляки, белорусы, украинцы и литвины."

 

 

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герог Паерле, ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГАНСА ГЕОРГА ПАЕРЛЕ (1606-1608гг)

ГЛАВА I. История Царя Дмитрия:

http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Paerle...1.phtml?id=1053

"Между тем, как он не знал, что делать, Польские хорунжие отправились в Путивль и привели с собою оттуда несколько гусар, да около 500 Пятигорцев, к великой радости Димитрия, которому подобное вспоможение никогда не было столь необходимо, как в это время. По двухдневном отдыхе, отряд послан был с 3 тысячами Москвитян на помощь Кромским гражданам, под начальством благородного Поляка Запорского."

 

В комментариях:

"142. Pedihorzen. Пятигорцы обитали по Кубани и Тереку, как видно из карты царевича Феодора Борисовича Годунова, и Древ. Росс. Идрогр. стр. 58."

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каламбий (Адыль-Гирей Кешев, Адыльджери Кеч, родился в 1837 г в родовой вотчине Кеч, Зеленчукского округа, Верхнекубанского приставства), "Абреки" (1859 г):

"А конь подо мною на ту пору был такой, какого не сыскать на всей Кубани, тигр -не конь; ранулся он так, что искры посыпались из моих глаз... Два львинных прыжка, и я очутился под носом Джамгурчи... Еще раз свернулся клубком мой тигр, фыркнул и налетев на врага, ударил его широкой грудью. Удар пришелся как нельзя вернее, как раз вбок. Лошадь Джамгурчи отлетела, как пух, шагов на десять и с тяжелым стоном повалилась наземь. Но всадник, ловко соскочив с нее, остался на ногах, и прежде чем успел я выхватить шашку, выстрелил из винтовки."

 

Была даже специальная игра Шыбгэрыуэ (Шыбгъэрыуэ - адыг.) - двое всадников, сходились и ударяли друг друга грудью своих скакунов. Победителем считался тот, кто выбивал из седла своего соперника, валил коня или сбивал его в бок.

 

Кстати еще один любопытный навык -

Семен Броневский, "Новейшие известия о Кавказе":

"Смелые наездники в Кабарде приучают своих лошадей бросаться стремглав с утесов и с крутых берегов рек, не разбирая высоты оных. Сей отчаянный навык, подвергающий всякой раз жизнь седока вместе с лошадью видимой опасности, нередко спасает от опасности..."

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (ZORA @ Mar 17 2007, 05:24 AM)
Польский историк Б. Барановский, "Кавказ и Польша в XVII в // Россия, Польша и Причерноморье в XV-XVIII вв", М.: Наука, 1979 г:
"Сильно было также в XVII веке влияние кавказской моды на польскую; это бросалось в глаза иностранцам. Западноевропейские путешественники, которые в XVII веке, а особенно во второй его половине, бывали в Стамбуле, отмечали в своих описаниях, что одежда польских послов ничем не отличалась от грузинской или черкесской. Польский король Ян Собесский одевался обычно в кавказскую одежду. О том, какой была мода в краю черкесов или Грузии, он узнавал от специальных посланцев. Седла и конная упряжь тоже изготавливались по черкесской или грузинской моде"

Здесь только надо добавить, что в рассматриваемую эпоху, не только вся остальная Черкесия, но и Грузия, и соседние Северокавказские народы, перенимали моды и стиль в Кабардее - "Пятигорской Черкасии".

Именно там был центр культурного влияния в регионе, чье дыхание задело и Польшу...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маленький цитатник II:

 

А. Л. Зиссерман, Двадцать пять лет на Кавказе, 1842—1867:

« Кабардинцы были в некотором роде кавказскими французами; оттуда распространялась мода на платье, на вооружение, на седловку, на манеру джигитовки».

 

Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989:

«Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Они были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды. Черкесский тип костюма получил столь широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье … и казаки заимствовали из Черкесии форму одежды, вооружение, посадку на коне и внимательно следят за всеми изменениями черкесской моды».

 

Эмиддио Дортелли де Асколи, Описание Черного моря и Татарии (1634 г):

«Татары воздерживаются ходить в Черкесию, потому что там очень воинственный народ. Хан отправляется туда лишь в том случае, когда какой-нибудь знатный черкес позовет его на помощь, дабы мстить врагу своему, другому могучему князю. Черкесы гордятся благородством крови, а турки оказывают им великое уважение, называя их черкес спага, что означает «благородный, конный воин». Действительно, черкесская знать, даже когда ради забавы посещает близких соседей, появляется всегда верхом, в кольчугах и шлемах с украшениями в виде розеток из золоченного серебра. Их кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе».

 

Джеймс Камерон (1839 г):

«Этот турнир проводится ежегодно, и те, кто желают воскресить древние сцены рыцарства в Англии могут с пользой для себя посетить грузинскую столицу и взять несколько уроков в очень опасном, но благородном искусстве копейного боя и турнира. Турнир был великолепен, сверх всяких похвал, и включал, среди прочих поединков, блистательную дуэль между двенадцатью татарскими ханами и беками в позолоченных пластинчатых доспехах на черных конях, с одной стороны, и равным числом черкесских князей и предводителей в ослепительных изысканных кольчугах на белых боевых конях, с другой стороны. После жестокой схватки победу провозгласили для последних — шестеро из их числа до конца удержались в своих седлах, в то время как все татары до последнего человека были сбиты с коней и повержены, несколько из них, а также два или три черкеса были сильно ранены в ходе поединка».

 

В. А. Потто, Кавказская война:

«В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их вообще на Северный Кавказ было огромно и выражалось ясно в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Ингуши, осетины, чеченцы отправляли своих детей в Кабарду учиться приличиям и этикету, и фраза: «Он одет», или «Он ездит, как кабардинец», – звучала величайшей похвалой в устах соседнего горца. Благородный тип кабардинца, изящество его манер, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному типу можно узнать кабардинца (...)

Шествие Джембулата по русским пределам сопровождалось даже некоторой торжественностью. Двухтысячная партия представляла незаурядное явление: почти половина ее состояла из представителей знатнейших закубанских фамилий, рыцарские доспехи которых — дорогие шлемы, кольчуги и налокотники — горели и сверкали пол лучами июньского солнца...

Поход Джембулата в русскую землю замечателен в том отношении, что он двигался с сильным конным отрядом по большим открытым дорогам с ночлегами, привалами и даже дневкой, среди угодий одного из наших укреплений».

 

И. Попко, Терские казаки с стародавних времен:

«С одеждой и снаряжением они усвоили военное воспитание адыгов, их игры и скачки, боевую гимнастику, выправку и все приемы и тур-де-форсы блестящего адыгского наездничества. В свою очередь они послужили примером и образцом для других появлявшихся на кавказской линии казаков...

Черкесская одежда и сбруя, черкесское оружие, черкесский конь представляют предмет военного щегольства для урядника и офицера».

 

Б.Е.Фролов, Адыгское влияние на оружие черноморских казаков:

«Факт заимствования кавказским казаками, да и отчасти русской регулярной армией, адыгского боевого комплекса является настолько общепризнанным и широко известным, что не может служить предметом научной дискуссии».

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Кабардинцы (1907 г):

«Кабарда была и поныне еще остается для горцев школой хорошего тона и манер. Все горцы сев. Кавказа, а за ними и Казаки, заимствовали у Кабардинцев форму одежды, вооружение, посадку на коне и т.п.».

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (ZORA @ Mar 15 2007, 10:24 AM)
QUOTE (Военный коллекционер @ Mar 13 2007, 09:37 PM)
Вот один из вопросов, ответа на который я не нашел: каково функциональное назначение бляхи на кольчужных нарукавниках? Эта бляха со шнурком или тканевым ярлыком помещалась и у офицеров, и у нижних чинов Л.-гв. Кавказско-Горского полуэскадрона, и у черкесских воинов в нац. одежде. ..

Вот ответ Пользователя Горный Ахмед:

"Это лицевая часть крепления боевой адыгской перчатки, снизу к ней прикреплена петелька в которую продевался средний палец руки и поэтому перчатка не отворачивалась, в мирной обстановке петля снималась и перчатка отворачивалась вверх."

 

Нашел подтверждение этой версии - при рассмотрении подробной фотографии нарукавников с изнаночной стороны нашел две прорези - именно через них и проходил шнурок, образуя петельку для среднего пальца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А у меня все никак не проясниться вопрос - при каких собственно условиях панцирь не пробивался круглой свинцовой пулей из гладкоствольного оружия (из какого оружия, с какого расстояния и пр. тех. моменты), а также насколько смягчался удар ватным подкольчужником (танджалеем)?

 

И собственно, с чем было связанно, описываемое источниками, падение качества Кабардинских панцирей в течение XVIII в, если они были актуальны до 40х гг XIX?

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично мне факт непробития кольчуги кажется очень сомнительным. Особенно, если учесть, что этот факт приводится вроде бы всего 1-2 путешественником-иностранцем. Возможно, они привели его с чьих-то слов. Существую версии, что и бурка не пробивалась пулей. Но тоже единичные рассказы. Хотя.. Ведь известно, что златоустовские кирасы для кирасирских полков при Николае I точно не пробивались (их даже испытывали таким образом). Но это все же цельнометаллический доспех. А причиной потреи качества кольчуги можно считать, наверное, все более редкое ее употребление, чаще - как элемент парадного или церемониального костюма знатных горцев, появление и распостранение эффективного нарезного огнестрельного оружия, от которого кольчуга никак не спасала.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую форумчан (и отдельно Zora)!

Не знал куда написать .. пишу тут.

У родственника есть кавказский кинжал 1886 г. Он попросил меня узнать про него что-нибудь и сколько он может примерно стоить.

1) Вид спереди

2) Вид сзади

3) Надпись

 

На кинжале надпись:

Юнус мастерил

Скакун

10 апреля 1886 г.

 

Смотрел в книге "Оружие народов Кавказа". Там есть лишь один мастер Юнус, среди лакских (если не ошибаюсь). По арнаменту кинжал похож на дагестанский (кубачинский).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаю В.С.Скакуна, офицера Конвоя. В 1884 году окончил в нем службу, получив от подчиненных кинжал в подарок. Но он имел другой вид. Есть еще фотография в генеральской форме, но там другой кинжал. А вы уверены в подлинности надписи? Судя по инициалам, это именно тот Скакун Изменено пользователем Военный коллекционер
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Военный коллекционер @ Mar 25 2007, 06:03 AM)
Знаю В.С.Скакуна, офицера Конвоя. В 1884 году окончил в нем службу, получив от подчиненных кинжал в подарок. Но он имел другой вид. Есть еще фотография в генеральской форме, но там другой кинжал. А вы уверены в подлинности надписи? Судя по инициалам, это именно тот Скакун

Спасибо за подсказку .. теперь нашел ... информацию про скакуна

Очень большая вероятность, что кинжал относится к нему.

 

Быть уверенным в подлиности я не могу, т.к. не специалист )

Может кто знает про мастера Юнуса?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот информация о биографии Скакуна:

Скакун Василий Саввавич родился в 1837 г., из дворян бывшего Черноморского войска. В службу вступил казаком в 12-й конный полк 3 сентября 1853. 27 февраля 1859 года поступил юнкером в Лейб-Гвардии Черноморский казачий дивизион, 6 декабря 1860 года произведен в корнеты. При расформировании дивизиона 30 апреля 1861 года переведен Л-Гв. 1-й Кубанский казачий эскадрон С.Е.И.В.К. В 1865 году произведен в поручики, в 1871 – в штабс-ротмистры. В 1876 году нес службу (командиром взвода) в Крыму при Высочайшем Дворе. Из Ливадии командирован в действующую армию. В 1877 г. – произведен в ротмистры. 14 августа 1878 г. назначен командующим Л-Гв. 1-м Кубанским казачьим эскадроном. В 1881 г. – произведен в полковники. Женат на дочери отставного колежского регистратора Чечеткина, девице Евдокии Иосифовне.

По устным источникам В.С. Скакун до 1919 года проживал в ст. Атаманской (ныне Павловский р-он Краснодарского края) и там же был убит анархистами.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В дополнение к приводившимся цитатам о Черкесских панцирниках в Речи Посполитой:

http://www.milhist.ru/index.php?pageid=art...284bef936fe3d09

[vii] Первоначально пятигорские хоругви, появившиеся в войске Великого Княжества Литовского в 1560-е годы, состояли из жителей «Пятигорья», то есть области Север­ного Кавказа, лежащей между Тереком и Кубанью (нынешних Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и части Ставропольского края). В Московском государстве пятигорцев обычно называли «черкесами». В польско-литовской коннице конца XVI — начала XVII века «пятигорскими» именовались более лёгкие, чем гусарские, хоругви, воины которых имели предохранительное вооружение (кольчуги, железные шапки — «мисюры» и т. п.) и оружие кавказско-татарского типа. В середине и вто­рой половине XVII столетия для пятигорских и сходных с ними «казацких» хоругвей утвердилось общее название — «панцерные». Пятигорцы отличались от казаков только одеждой и короткими пиками — дзидами. О происхождении пятигорских формирований и их службе в составе вооруженных сил Литвы смотри работу совре­менного белорусского исследователя Геннадия Сагановича (Саганов1ч Г. М. Войска Вялжага княства Лггоускага у XVI-XVJI стст. Мшск, 1994. С. 43—44).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата из статьи "«Островная» цивилизация Черкесии" Б. Агрба & С. Хотко:

http://djeguako.narod.ru/1.html

 

В 1903 г. Н.Веселовский в кургане позднего средневековья у ст. Усть-Лабинская обнаружил остатки кольчато-пластинчатого доспеха... В.Горелик, крупнейший российский специалист-оружиевед, датировал находку Веселовского второй половиной XIV — началом ХVвв. И отметил, что «усть-лабинская находка представляет самый старый образец из известных кольчато-пластинчатых панцирей»... Именно на территории исторической Черкесии (занимавшей в этот период земли до Дона) зафиксировано появление новинки «поистине мирового значения, которой впоследствии суждено было изменить облик доспеха центральной и восточной частей Евразии» (Л. А. Майер). Курган, раскопанный Веселовским, уверенно атрибутируется как черкесский, на что указывают: 1) антропологический тип; 2) оружие, инвентарь и погребальный обряд, идентичные курганам т.н. белореченской культуры ХIII-XVIвв. (с огромным скоплением курганных захоронений в районе Майкоп-Белореченск-Горячий-Ключ). Весьма важным свидетельством того, что впервые кольчато-пластинчатый доспех появился в черкесской среде, является тот факт, что его начинают носить мамлюки в Египте, начиная с периода правления первого черкесского султана аз-Захира Баркука (1382-1399). И на это обстоятельство обращает внимание сам Горелик: «Зарубежные оружиеведы фиксируют его появление в мамлюкско-черкесском государстве в ХVв.»88. Выдержка из Л.А.Майера, на которую ссылается Горелик и т. д...

 

В. Б. Ковалевская отмечает тот факт, что наиболее ранние экземпляры наборных поясов обнаружены на Черноморском побережье Северного

Кавказа, то есть в Зихии (Черкесии), VI в. н.э. «В специальной литературе, — пишет Ковалевская, — уже было отмечено, что прорезная орнаментация на щитках пряжек, наконечниках и накладках изображала человеческое лицо... Так, в кабардинском языке слово «лицо» передается сочетанием слов «глаз+нос», а в адыгском — «голова+рот»... К. Штейнбух привел сообщение «лицо» как пример легкого его опознавания даже при плохом изображении, поскольку за долгую человеческую историю «человеческий опознавательный аппарат особенно настроился на «лицо»» ... все данные при картографировании убедительно свидетельствуют о Северном Кавказе как об исходном пункте в дальнейшем продвижении этих вещей на запад, северо-восток и восток... Пояс стал своеобразным паспортом дружинника раннего средневековья и свидетельством его места в дружинной иерархии. На поясных наборах VI—IX вв. больше, чем в других категориях вещей, проявлялась

общая евразийская мода. Сходные типы поясов мы находим от Монголии, на востоке, до Италии на западе, от Удмуртии и Прикамья на севере до Закавказья и Северной Африки на юге». Наборные пояса черкесского типа находят в курганах VIII-XII вв. в Пруссии...

 

Ковалевская подробно рассматривает орнаментацию поясных бляшек как знаковую систему: таблицы символов, составленные ею, мы приводим здесь. Для нас совершенно очевидно, что орнаментика гербов черкесских мамлюков, есть ни что иное как перенесенная в геральдику знаковая система наборных поясов... Этот стандартный набор символов черкесы наносили на ключевой элемент герба — чашу, знак принадлежности к рыцарскому сословию; на налобник конского доспеха; на щиты, оружие, лампы (на них знаки прорезались) и т.п. Есть гербы, где наборно-поясной комплект символов изображался в основном поле геральдического знака. Мы предлагаем следующее прочтение элементов данного изображения: 1 — шлем-мисюрка; 2 —- глаза и лицо; 3 — борода, как обязательный атрибут черкеса; 4 — доспехи (пластинчатые; панцирь; кольчуга, усиленная пластинами). Таким образом, изображение обозначало черкеса в характерном воинском облачении и легко читалось врагами, союзниками, подданными...

 

Изображение чаши и сама чаша являлись в среде древних западно-кавказских обществ неотъемлемым атрибутом аристократизма, элитарного этикета и всаднической культуры в целом. Приняв княжескую «дань» в виде золотой или серебряной чаши, или кубка, уорк с этого момента принимал на себя обязанности вассала. Таким образом, каждый феодал в Черкесии был носителем своей чаши. Отсюда и почти повсеместное использование ее изображения. В адыгском эпосе постоянно фигурируют богатырские кубки, чаши, роги для питья, которые подносятся наиболее отличившимся наездникам. В «Черкесских преданиях» Хан-Гирея подчеркивается значимость чаши. В Черкесии XVIII-XIX вв. в каждом знатном роде обязательно имелись золотые и серебряные чаши, передававшиеся по наследству. Подобное, едва ли не сакральное, отношение к чаше наблюдается у черкесских мамлюков Египта. Гастон Вьет и Стэнли Лэйн-Пуль приводят целый ряд эмирских и султанских гербов с изображением чаши: таковы, например, гербы эмира сотни и атабека мамлюкской армии Йашбея и султана Каитбея. Весьма характерно, что одно, два или даже три изображения чаши на одном гербе сопровождались стилистическими изображениями рогов для питья и кинжалов. П.А. Грязневич, в своем комментарии к книге английского востоковеда К.Э. Босворта, отмечает, что именно черкесские мамлюки привнесли геральдическую традицию на Ближний Восток. Важно отметить, что геральдическая система, созданная черкесами в XIV— XV вв., не имеет аналогов в мировой геральдике. Эта единственная в своем роде система возникла на оригинальной древнечеркесской основе и вобрала в себя символы поясно-наборной культуры раннего средневековья. Оригинальная геральдическая традиция, генерированная в культурном пространстве черкесского «острова», является одной из ярких черт его самобытности.

 

 

У меня просьба прокоментировать три момента:

 

1) Действительно ли кольчато-пластинчатый доспех возник в Чекессии? Насколько я слышал найдены 3 доспеха этой эпохи - двое других на Дальнем Востоке.

 

2) Что это за наборные пояса, их престижность/статусность и география?

 

3)Что это за "культ чаши"? Опять же - не Монгольские ли это влияния? А может это имеет отношение к легендам близким к Граалю? Дикое предположение, но ведь расцвет цикла легенд о Круглом столе совпадает с Крестовыми походами...

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже шапочку все-таки надевали.

Во всяком случае на современном фото какая-то шапочка явно наличествует:

image

 

Но как выглядел аутентичный подшлемник пока не знаю...

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А откуда такой дяденька в наши дни?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Военный коллекционер @ Apr 8 2007, 02:50 AM)
А откуда такой дяденька в наши дни?

Это Зам. Ген. Дир. Национального Музея КБР в г. Нальчик, вышеупомянутый Феликс Наков.

15 лет (если не путаю, но около этого) преподовательского стажа по кен-до, физик по профильному образованию, несколько лет преподовал эргономику в Колледже Дизайна (Нальчик), возглавляет клуб реконструкторов (у них своя кузница, мастера и пр.)

Пару-тройку лет назад г-ин Наков защитился по Адыгскому клинковому оружию (в основном дисертация была посвящена шашке).

 

Доспехи и оружие на фото аутентичные - из Музея.

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хан-Гирей,

Черкесские предания. Избранные произведения:

http://www.circassianlibrary.org/library.p...=ru&mn=2&sbmn=1

 

Ногмов Ш.Б.,

История адыхейского народа:

http://www.circassianlibrary.org/library.p...=ru&mn=2&sbmn=1

 

***

Ладыженский А. М.,

Адаты горцев Северного Кавказа:

http://www.chechen.org/content.php?catID=7&content=561

 

Бгажноков Б.Х.,

Адыгский этикет:

http://www.circassianlibrary.org/library.p...=ru&mn=6&sbmn=1

 

Бгажноков Б. Х.,

Адыгская этика:

http://ethics.kbsu.ru/index.htm

 

Бгажноков Б.Х.,

Черкесское игрище:

http://www.circassianlibrary.org/library.p...=ru&mn=6&sbmn=2

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 Chik:

 

Спасибо. smile.gif

 

Сословия у Адыгов (Черкесов) и Абхазов (Абазин) - в рубрике Культура (левая колонка):

http://djeguako.narod.ru/1.html

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

http://www.adygaunion.us/gallery/displayim...lbum=85&pos=118

Кто изображен на фото, в какой стране оно снято и в какую эпоху - мне не известно.

По костюмам, экипировке и лицам наверное Адыги (Кабардинцы).

post-70-1177937179_thumb.jpg

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хатохущыкуэикуэ Кургокуэпщ (Кургокуэ-князь Хатохущыкуэ-сын, отчество в адыгских именах ставиться перед именем):

Годы жизни - 1663-1715 гг

Пщышхуэ ("Княжище", "Большой/Великий/Старший Князь", "Король", "Хан", в общем "Правитель") Кабардея в 1695-1708 гг

В 1708 г Кургокуэпщ разбил Крымско-Османскую армию Каплан-Гирей-Хана (трижды занимал Крымский престол, в: 1706-1708, 1713-1715 и 1730-1736 гг).

"Никогда не слыхано было такого их избиения", - написал о Крымцах в день Канжальской битвы Османский историк Мехмет Фундуклулу.

Совокупные потери Крымского войска в этой компании составили, по данным источников, 30тыс. человек.

Так Каплан-Гирей-Хан "шедши на шерсть, вернулся стриженным". Он не решился вернуться в Крым, после такого поражения и потерял трон.

 

Как ни странно, но эта победа Кургокуэпща Кабардинского, имеет последствия, далеко выходящие за рамки региональных.

Дело в том, что Каплан-Гирей-Хан должен был поддержать Гетмана Украины Мазепу и Короля Швеции Карла XII в их борьбе с Петром I.

Но поражение Крымцев в Кабарде, обескровившее их войска, не позволило Девлет-Гирей-Хану (сменившему Каплан-Гирей-Хана на троне, после описанной катастрофы) оказать какую-бы то не было реальную поддержку союзникам Крыма, что резко уронило авторитет Мазепы на Украине и оставило Шведов практически без помощи не только Татарской, но и Украинской в годину Полтавской баталии 1709 г.

 

Мавзолеи Кабардинских Пщы были разрушены большевистской сволочью в 1920-30-х гг, включая и могилу этого национального героя, а на месте одержанной им великой победы до сих пор нет даже булыжника!

 

Но вернемся собственно к Канжальской битве:

Вот что об этом событии пишут авторы XVIII-XIX вв:

 

"И ныне тому будет лет с сорок, как хан крымской по приводу одного кабардинского владельца со многими крымскими и кубанскими войски приходил на Кабарду, от чего кабардинцы, загнав скоты в горы, сами чрез долгое время сидели в осаде на Баксане и хан, видя, что с степной стороны достать их невозможно, тайно послал большую часть войск своих в горы, чтобы кабардинцов и оттуда утеснить, но они, кабардинцы, о том уведав, все тесные проходы засели и, чрез некоторые крымцов и кубанцов в горы впустя, камением те проходы заметали. И тогда в горах при одном солтане крымцов и кубанцов от кабардинцов и от других горских народов побито и з голоду померло больше 30 000 человек. Затем хан со оставшими принужден был от Кабарды бежать."

(1748 г, май - Описание кабардинского народа, хранящееся в материалах Коллегии иностранных дел)

 

"В 1705 году (иные же полагают в 1708) хан крымский Каплан Гирей пришел с сильным войском для завоевания Кабарды. Кабардлинцы, скрывшись в горы, пропустили неприятеля в тесные ущелья реки Урупа, потом заперли все проходы и учинили сильное поражение татарам, положив их до 30 тысч на месте, а с остальными хан едва спасся бегством."

(Семен Броневский, Новейшие известия о Кавказе собранныя и пополненныя Семеном Броневским)

"Девлет, приехав, жаловался на своего предшественника, потерявшего 30 000 татар в безумном походе противу черкас (когда?), и Мазепу погубил, обещая именем султана ему вольность и вспоможение."

(Александр Пушкин, История Петра)

 

"По прошествии некоторого времени крымский хан с войском подступил к границам кабардинским. Предупрежденные еще во время прибытия хана за Кубань, кабардинцы все свое имущество, жен и детей отправили в горы и сами ожидали приближения неприятеля в ущелье Урда. Хан, узнав об этом, изменил путь и расположился лагерем на бугре Канжала.

В тот же день пришел в кабардинский стан Халелий, лазутчик из татар, живший прежде у князя Кургоко. Он уведомил князя подробно о намерении хана, упомянув при этом, что если кабардинцы в следующую же ночь не нападут на крымцев, то в другую или третью ночь на них самих непременно будет сделано нападение. Кургоко тотчас же велел собрать около 300 ослов и к каждому привязать по две вязанки сена. Наступила ночь, он отправился на неприятеля и, приблизившись к нему, велел у всех ослов зажечь сено и гнать их на неприятельский лагерь, с несколькими выстрелами. Ослы ужасным криком своим до того перепугали неприятеля, что он в беспамятстве и смятении стал рубить друг друга; с рассветом же стремительно бросились на них кабардинцы и совершенно их разбили, взяв много пленных и большую добычу. Толстый паша Алегот в бегстве упал со скалы, на половине которой, зацепившись за дерево, повис и кончил жизнь в таком положении. Место это называется теперь Алегот гум и Шухупа, т. е. «Алеготова скала». В этом сражении убито было несколько крымских ханов. Прогнавши остальных крымцев к Куме, кабардинцы возвратились в свои пределы.

Неприятельское войско отступило к Хаджи-кале. Уведомленный обо всем этом, султан снова прислал войско, к которому присоединились много татар и некоторые закубанские изменники, и все это полчище вторично пошло на кабардинцев, ожидавших неприятеля на реке Гунделене. В происшедшем кровопролитии крымцы были опрокинуты, и кабардинцы не переставали их преследовать до Кубани, а оттуда возвратились восвояси. Между тем изнуренный неприятель расположился лагерем в долине Ладжимагай, не имея с кабардинцами более никакого дела. Распространившаяся через несколько лет заразительная болезнь многих из них истребила и только незначительная часть возвратилась в отечество. С тех пор прекратились и все делавшиеся кабардинцам притеснения."

(Шора Ногмов, История Адыхейского народа)

post-70-1178020844_thumb.jpg

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Военный коллекционер @ Mar 15 2007, 12:25 AM)
Меня, например, в книге Р.Кармова и М.Айдаболовой "Лейб-гвардии Кавазско-горский полуэскадрон. Страницы истории." заинтересовала информация о внешнем виде горцев, набранных в полуэскадрон - он далеко не всегда совпадал со стереотипным образом кавказца – «жгучего красавца-брюнета».

Доброго всем времени.

За годы Русскочеркесской войны (1763-1879) погибло, было уничтоженно и выселенно 97% от былого населения (2000000 человек).

Унэlут (рабы)- наименее пострадавшее от воины черкесское сословие и которое небыло подвергнуто изгнанию.

В 1861 году было отменено "крепостное право" и по мере захвата черкесских територий, наместники заставляли черкесов отпускать своих рабов давая им фамилии.

Из 7%, оставшихся после войны черкесов, подавляющее большинство (85%) составляли их бывшие рабы, пригнанные в своё время со всех окрестных земель. В настояшее время прапорции остаються примерно теми-же: из всех адыгских фамилий, этничисски адыгскими являються ДО 15%.- вот именно отсюда в Черкесии подавляющее большинство- жгучие брюнетыsmile.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Savoy @ Mar 24 2007, 04:55 PM)
Приветствую форумчан (и отдельно Zora)!
На кинжале надпись:
Юнус мастерил
Скакун
10 апреля 1886 г.
Смотрел в книге "Оружие народов Кавказа". Там есть лишь один мастер Юнус, среди лакских (если не ошибаюсь). По арнаменту кинжал похож на дагестанский (кубачинский).

Насколько я понимаю как раз именно тот мастер Юнус и имеется в виду, поскольку его датированный предмет (Кубачи, Дагестан) - 1887 год.

Этот 1886, так что наверное тот мастер и есть.

 

По поводу остального в теме...Я думаю Алексей все правильно сказал, хотя я по многим вещам 16-18-го века не совпадаю с Гореликом, в общем я тут лучше промолчу.

 

Злой менгрел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Rivkin @ May 3 2007, 05:02 AM)
QUOTE (Savoy @ Mar 24 2007, 04:55 PM)
Приветствую форумчан (и отдельно Zora)!
На кинжале надпись:
Юнус мастерил
Скакун
10 апреля 1886 г.
Смотрел в книге "Оружие народов Кавказа". Там есть лишь один мастер Юнус, среди лакских (если не ошибаюсь). По арнаменту кинжал похож на дагестанский (кубачинский).

Насколько я понимаю как раз именно тот мастер Юнус и имеется в виду, поскольку его датированный предмет (Кубачи, Дагестан) - 1887 год.

Этот 1886, так что наверное тот мастер и есть.

 

По поводу остального в теме...Я думаю Алексей все правильно сказал, хотя я по многим вещам 16-18-го века не совпадаю с Гореликом, в общем я тут лучше промолчу.

 

Злой менгрел.

Мое почтение!:-)

Разрешите полюбопытствовать: каковы точки зрения по которым Вы совпадаете/не совпадаете?

Изменено пользователем ZORA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заранее извиняюсь за хамство, и как бы высказываю мое личное мнение.

 

Если посмотреть на работы Накова, Гучипса, Мальбахова, Хотько, то сценарий у них в целом примерно одинаковый - вот каменный и бронзовый века, древние адыги, вот мы прыгаем к описаниям путешественников 15-19 веков, а вот наконец адыгское оружие, иллюстрированное предметами... конца 19-го века.

 

Проблем с таким подходом я думаю несколько. Во-первых человек физически не может быть специалистом по всему. Это так кажется что почитал книгу об археологии все стало ясно, там куча нюансов которые познаются если в области работать (что в принципе справедливо и для других областей. Раз Наков по образованию физик, понимает что кроме Ландау никто похожих по охвату книг обо всем писать не мог). Если уж очень хочется написать вводную работу обо всем, ее должны редактировать видные специалисты по соответствующим периодам, которых в КБГУ физически нет.

Дальше идем ближе к моим интересам - 16-18 века, поэтому я могу ограничится менее обшими комментариями. Путешественники как информация по оружию - это еще хуже в сто раз чем персидские миниатюры. Как сказал мой друг кто-то в 25-м веке напишет работу "оружие русских богатырей" на основе палехской живописи... Путешественники же да и вообще рукописные документы даже в том кто черкес кто нет путаются, черкес=адыге однозначности такой нет и не было (в иордании чеченцы - черкесы, да и я несмотря на буйные замечания к обратному тоже был для них черкес... Хотя я по-моему на осьмушку кабардинец, не более), хотя конечно "черкес" тяготело к адыге. Для примера посмотрите на мамлюкские генеалогии, Али-Бея и например Ридван-бея. Как все запутано sad.gif.

Или например по количеству войск - у Челеби ясно видно что все что он видел лично измеряется в тысячах, а все что он пишет о "теории" - сразу у всех по 80,000 войска. Описаниям оружия тоже доверять нельзя. Потом как-то всегда дерганные эти параграфы, самые хвалебные о черкесах, а вот даже менее хвалебные уже не присутствуют.

 

По-моему любое исследование нужно начинать не с реконструкции "саадачного меча" и пр., а с реальных сохранившихся предметов. При этом, по моему мнению, говорить об "островной цивилизации" или "всеобщему влиянию адыгов" без больших огоровок сложно. Меня поражает как пишут работы об адыгском орнаменте и например не разделяют орнамент северо-кавказского от более общевосточного-мусульманского происхождения. Все влияли на всех, и старые работы (до 19-го века) на основе одного орнамента бывает очень сложно определить. По поводу колоссальной адыгской цивилизации - в ней городов не было как бы. Т.е. были османские крепости на побережье, но в них кто только не жил, но в основном не адыги (того же Торнау взять по Сухуми). Железа добывалось немного (в Абхазии железный песок) и было очень дорогим. Серебра было тоже мало, особенно высокой пробы. Центры производства наподобие "пяти деревень" Кубачи, согласно Минорскому известному как минимум с 7-го века и имеющему очень солидное производство, - не было. Были индивидуальные мастера.

 

Поэтому оружия делалось мало, хотя и неплохого качетсва. Много было импортированного оружия. Предполагаю что Крым-Гиреи может имели больше людей, поскольку более половины подписанных вещей 16-18-го века что в руках держал, было подписано именно этим родом. Кольчуга черкесская как бы кольчуга и кольчуга, особой разницы от дагестанской или даже османской я не видел. Если ее нет, как одна может полностью защищать от пули, а другая нет (понятно что какой-то элемент защиты есть) ? Если она есть - просветите пожалуйста. Аргументы круглая пуля, плохое ружье, на излете - в такой ситуации попасть в цель нельзя, что говорить о том что пробьет-не пробьет.

 

Уже в 18-м веке роль кольчуги заметно снижается - бронебойки-сабли исчезают, основное оружие становится значительно более "легким" (шашки), явный признак уменьшения значимости кольчуги. Далее, все истории о "черных" вороненых кинжалах, которые боевые, остальные небоевые - это тоже все не от предметов идет. Никто на Востоке не имел такого разделения. Боевое кавказское оружие встречается как вороненое, так и нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все мы дилетанты, по оружию нет "профессионалов". По нему за исключением бронзового и железного веков в университетах курсов не читают, поэтому все дилетанты. Посмотреть что history channel по всяким там крестовым походам отснял - это такой смех, хотя их кто только не консультировал. Мне понравилась тема про секретный арабский способ натягивания лука smile.gif.

 

Тема большая, по ней отвечать - страниц 200 нужно писать. Какая конкрентно часть интересует ?

 

P.S. Посмотрел на Ваши изображения "черкесской фракции". Можно вопрос с чего рисовалось ? С конвоя Е.И.В. ?

Изменено пользователем Rivkin
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...