Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

alix,видимо у нас с тобой крайне не популярная тема-практически нет гостей ph34r.gif

Крейсер 2 ранга (до 01.02.1892 - клиппер) "Разбойник".

 

Заложен в 1877 году. Спущен 05.08.1878г. Вступил в строй в 1879 г. (СПб Невский завод; кор. инженер Н.А. Субботин).

Тип "Крейсер" - 8 единиц -

"Вестник", "Джигит", "Крейсер", "Наездник", "Опричник", "Пластун","Разбойник", "Стрелок".

 

Водоизмещение - 1335- 1350 тонн

Мошность машин - 1380 1780 л.с.

Скорость - 12,5 узлов, запас угля до 200 тонн, дальность плавания - 1600 миль (на 8 узлах).

Вооружение (в 90-х гг.) - 2х152 мм, 4х107 мм, 4х47 мм, 6х37мм.

Экипаж - 12 офицеров, 170 унтер-офицеров и матросов

 

Для океанского крейсерства были построены на русских верфях восемь винтовых с парусным вооружением неброненосных клиперов водоизмещением 1335 - 1350 т, со скоростью хода 11-13 узл, вооруженных 2-3 152 мм орудиями на верхней палубе с поворотными платформами. Первые четыре клипера “Крейсер”, “Джигит”, “Разбойник” и “Стрелок” делались из железа с деревянной обшивкой подводной части. Остальные четыре клипера “Наездник”, “Пластун”, “Вестник” и “Опричник” по предложению адмирала А. Попова строились композитными, то есть с железным остовом, но с деревянной обшивкой. Для защиты от обрастания подводная часть этих клиперов была обшита цинковыми листами.

С 1880 года "Разбойник" в составе Тихоокеанской эскадры. С 1902 года "Разбойник" пернчислен в Сибирскую флотилию. Затоплен экипажем 20.12. 1904 в Порт-Артуре перед занятием крепости японцами.

 

post-198-1148414935_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Крейсер 2 ранга "Изумруд"

 

Заложен 01.06.1902 г. Спущен 09.10.1903 г. Вступил в строй в октябре 1904 г. (Спб/ Невский металлический завод)

 

Водоизмещение - 3130 тонн

Мощность машин - 17000 л.с.

Скорость - 24 узла,; запас угля до 600 тонн, дальность плавания - 2090 миль на 12 узлах.

Бронирование - палуба от 10 до 20 мм, боевая рубка – 30 мм

Вооружение - 8х1 120-мм и 4х1 47-мм орудия, 6х1 7,62-мм пулемета, 3 457-мм надводных ТА .

Экипаж - 14 офицеров, 340 унтер офицеров и матросов.

 

Крейсер второго ранга «Изумруд» прожил по корабельным меркам короткую, но славную жизнь. Он был заложен в 1901 году на Невском судостроительном заводе Санкт-Петербурга по улучшенному проекту крейсера «Новик».

С началом Русско-Японской войны работы на строящемся крейсере были ускорены, и уже в октябре 1904 года, на полгода опережая намеченный график корабль вступил в строй действующего флота. И сразу же отправился туда, где уже почти год шла война. В составе отряда капитана 1-го ранга Добровольского крейсер догнал Вторую Эскадру Тихого Океана и вместе с ней проделал путь от Мадагаскара до Цусимы.

Командовал крейсером сорокашестилетний капитан 2-го ранка Василий Николаевич Ферзен. «Голубоглазый великан, с открытым добродушным лицом» - писал о нем сослуживец. Под стать командиру подобрались и офицеры. Время дальнего перехода было потрачено на интенсивную подготовку команды и корабля к бою.

Согласно приказу командовавшего эскадрой адмирала Рожественского главными задачами «Изумруда» в сражении с японским флотом были передача сигналов с флагманского броненосца на другие корабли эскадры и охрана главных сил в случае атак миноносцев противника.

Нужно отметить, что с обеими задачами крейсер успешно справился – единственный из легких кораблей эскадры он охранял броненосцы адмирала Небогатова в ночном бою. С риском самому нарваться на торпеду крейсер отважно бросался на перехват японских эсминцев и огнем своих орудий отгонял их прочь. Наступило утро. От некогда грозной эскадры в распоряжении адмирала остались только 5 кораблей – 4 броненосца (включая тяжело поврежденный «Орел») и «Изумруд». Выполняя приказ адмирала Рожественского остатки эскадры по-прежнему держали курс NO-23 – на Владивосток.

 

Первые часы нового дня 15 мая принесли было смертельно уставшим людям облегчение – японские миноносцы при свете дня не рисковали атаковать русские корабли и отстали, казалось еще немного и трагический Цусимский пролив останется за кормой. Но около полудня сигнальщики заметили дымы, окружавшие русские броненосцы со всех сторон. Подавленный зрелищем практически не поврежденного во вчерашнем бою японского флота, разворачивающегося в боевой порядок, контр-адмирал Небогатов принял роковое решение – остановиться и поднять белый флаг. Вслед за флагманским броненосцем послушно капитулировали и остальные корабли, один за другим спускались боевые флаги. Эскадра застопорила ход и сдалась на милость победителей.

 

Лишь один «Изумруд» отказался выполнить приказ о сдаче. Командир корабля, капитан 2-го ранга Ферзен собрал на скорою руку команду и обратился к ней с речью – Господа офицеры и вы, братцы матросы. Послушайте меня, я решил прорваться, пока японские корабли не преградили нам путь. У противника нет ни одного корабля, который сравнился бы по быстроходности с нашим крейсером. Попробуем! Если не удастся уйти от врага, то лучше погибнуть с честью в бою, чем позорно сдаваться в плен.

По другим воспоминаниям речей барон Ферзен не произносил – некогда было, просто обратился к офицерам с приказом – сигнал о сдаче спустить, машине полный ход!

Спустив, поднятый было вслед за флагманом сигнал о сдаче, крейсер на предельном ходу ринулся в промежуток между японскими кораблями. В первый момент японцы не поняли намерений русского корабля, а когда спохватились, было уже поздно, пустившиеся было в погоню, японские крейсера отвернули, не выдержав меткого огня русского крейсера. Матросы и офицеры сдающихся броненосцев с горьким восхищением смотрели вслед «Изумруду». Так в один и тот же миг русскому флоту довелось пережить и тягчайший позор сдачи исправных кораблей врагу, и момент удивительный во всей истории войны на море – прорыв легкого корабля через весь неприятельский флот. Позор и подвиг. О сдаче кораблей адмирала Небогатова не упомянул только ленивый, беспримерный прорыв «Изумруда» оказался же в стороне от внимания, как общества, так и последующих историков.

Оторвавшись от противника, крейсер на экономической скорости шел к Владивостоку. Бой и прорыв на полном ходу почти полностью опустошили угольные ямы корабля. Однако, идти прямо в порт «Изумруд» не мог. На крейсере не было карт минных заграждений, выставленных перед Владивостоком, и риск подорваться на собственной мине был слишком велик. К тому же командир обоснованно предполагал, что японцы могут атаковать корабль непосредственно в близи порта, а угля для боя «Изумруд» не имел. Поэтому решение зайти в пост Ольги, получить уголь, связаться с Владивостоком, и действовать уже по указаниям оттуда.

Но здесь удача оставила крейсер. Сначала из-за навигационной ошибки «Изумруд» проскочил пост Ольги и был вынужден укрыться в заливе Владимира. «Подходя ко входу в бухту в первом часу ночи, выскочил на конец гряды у мыса Орехова» - писал в рапорте о произошедшем командир крейсера. Все попытки команды снять корабль с камней успеха не имели. Трагизм ситуации усугубляло то, как застрял крейсер – в направлении входа в бухту могло стрелять лишь одно орудие, «Изумруд» был полностью беззащитен перед лицом неприятеля. А радио засекло приближающиеся переговоры японцев….

В этих условиях капитан 2-го ранга Ферзен принял жесткое решение – выбросить орудия за борт, а сам крейсер взорвать, чтобы не достался врагу. Так и было сделано. Прогремел мощный взрыв и красавец «Изумруд» превратился в груду искореженного металла. Команда пешим порядком отправилась во Владивосток.

Потом следственная комиссия придет к выводу, что реальной угрозы захвата корабля не было и крейсер можно было спасти, решение о взрыве было признано преждевременным, но это стало ясно потом. Главной мыслью барона Ферзена было любой ценой не допустить захвата крейсера японцами. И своей цели он добился – гибель «Изумруда» можно счесть нелепой, но никак не позорной. Честь Андреевского флага не была посрамлена.

«За прорыв сквозь неприятеля в свой порт» барон Ферзен был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и произведен в капитаны 1-го ранга. Получили награды офицеры и матросы крейсера.

Со времени героического прорыва «Изумруда» прошел век. Единственным памятником беспримерному подвигу в России являются скромный обелиск на берегу залива Владимира в поселке Тимофеевка, да в музее Тихоокеанского флота хранятся поднятые со дна моря орудия крейсера.

 

 

 

Александр Музафаров

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

помоему еще не проходил

Крейсер "Адмирал Корнилов"

Проект по образцу французского крейсера "Сесиль"

Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» строился во Франции, в Сен-Назере (Луарская верфь), по заказу России. Заложен в 1886 году, спущен на воду 28 марта 1887-го, вступил в строй в 1888 году.

 

Водоизмещение - 5220 т.

Мощность машин - 6580 лс.

Скорость - 17,6 уз., запас угля до 1030 тонн, дальность плавания 5000 миль.

Бронирование - палуба 38-60 мм, боевая рубка 76 мм.

Вооружение - 14х152 мм, 2х64 мм, 10х37 мм, 5 ТА 381 мм

Экипаж - 481 человек

 

В 1893—1895 годах «Адмирал Корнилов» входил в состав эскадры Тихого океана и вместе с крейсерами «Рында» и «Адмирал Нахимов» совершил немало плаваний в Японию, на Камчатку, на Сахалин, в Гонконг. С 1892 года крейсер I ранга, с 1905 - крейсер II ранга, с 1907 - учебное судно. Исключен из списков в 1911 году.

 

post-198-1148919730_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Броненосная батарея “КРЕМЛЬ”

После первой в России броненосной канонерской лодки “Опыт” (1861 г.) Морское ведомство приступило к постройке трех броненосных батарей — “Первенец” (1863 г.), “Не тронь меня” (1864 г.) и “Кремль”.

Последний корабль был заложен в Санкт-Петербурге 1 декабря 1864 года на верфи Семянникова и Полетики (ныне Невский завод). Спущен на воду 14 марта 1865 года, вступил в строй в 1867 году.

 

Водоизмещение - 4323 т

Мощность паровой машины - 1120 л. с.

Скорость хода - 9,5 узла.

Длина наибольшая - 67,3 м, ширина - 19,1, среднее углубление - 4.6 м. Бронирование - поясная броня 102— 114 мм, пояс по ватерлинии 140 мм. Вооружение - 8х203-мм, 7х152-мм, 4х47-мм и 4х37-мм орудия и 2 десантные пушки.

Экипаж - 430 человек.

 

С 1892 года броненосец береговой обороны. Исключен из списков флота 12 октября 1905 года.

post-198-1149567836_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
что-то давно никто ничего не добавлял,надо мне

post-198-1153840662_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

reading_help.gif

Почти ничего не могу найти по "Казбеку" huh.gif

Вот:

Участвовал в экспедиции в Азовском море в 1891 г. , начальник экспедиции - Полковник И. Шпиндлер.

 

Входил в состав флота при эвакуации Крыма в ноябре 1920 г., но тот ли это "Казбек"?

 

Кто знает? reading_help.gif

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

wub.gif

 

Эскадренный броненосец "Император Николай l"

 

Заложен на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге в 1886 году ( кор. инж. Н. Е. Кутейников, П. А. Титов ), спущен 20.5.1889 и вступил в строй в 1891 году.

 

Водоизмещение - 8440/9672 т (в 1905 году).

Мощность машин - 8000/7842 л. с.

Скорость - 14,5 узлов

Запас угля - 870/1370 тонн, дальность плавания - 4800 миль - на 8,2 узлах

Бронирование - борт - 102 - 356 мм, каземат - 51 - 76 мм, переборки - 152 мм, рубка - 152 мм, башня ГК - 76 - 254 мм, палуба - 63 мм.

Вооружение 2х305 мм, 4х229 мм, 8х152, 16х47 мм, 2х37 мм, 2х64 мм десантные пушки, 4 пулемёта 7,62 мм, 6 надводных 381-MM ТА.

Экипаж - 31 офицера, 585 унтер-офицеров и матросов плюс штаб.

 

Входил в состав 3 - й Тихоокеанской эскадры (флаг контрадмирала Небогатова). В дневном бою получил 10 попаданий (1 - 12", 2 -8", 2-6", остальные неустановленного калибра) - 11 человек убито, 16 - ранено, Сдался около 11:00 15 мая 1905 года. В японском флоте был учебно - артиллерийским кораблём - "Ики". С18.04.1915 г. - корабль - мишень. Потоплен линейными крейсерами в октябре 1915 года. Разобран на металл в 1922 году.

post-198-1154196808_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Крейсер "Богатырь" Тип "Богатырь" (4 единицы - "Богатырь", "Олег", "Кагул", "Память Меркурия"). Проект немецкой фирмы "Вулкан"

 

Крейсер "Богатырь" был заложен в Германии в декабре 1899 года, спущен на воду 17 января 1901 года, вступил в строй в августе 1902 года.

 

Водоизмещение - 7428 т.

Мощность машин - 20370 лс.

Скорость - 23,55 уз.

Запас угля - до 1220 тонн; дальность плавания - 4900 миль (на 10 узлах).

Бронирование - казематы - 20 - 80 мм, башни - 90 - 125 мм, щиты орудий - 25 мм, палуба - 35 - 70 мм, рубка - 140 мм .

Вооружение - 12х152 мм, 12х75 мм, 8х47 мм, 2х37 мм, С 1916 г. - 16х130 мм , 6 ТА 381 мм;

Экипаж - 30 офицеров, 550 унтер-офицеров и матросов.

 

 

Участвовал в русско-японской войне. Входил во Владивостокский отряд крейсеров. 15 мая 1904 года выскочил на прибрежные камни в Амурском заливе. До конца войны простоял в доке. В 1908 года участвовал в оказании помощи населению Мессины, пострадавшему от землетрясения. В 1909-1912 годах прошел капитальный ремонт. Участник первой мировой войны. Прошел перевооружение в 1916 году. Были установлены 16 130-мм орудий. С 1918 года стоял на приколе. В 1922 году был продан на слом. 21 ноября 1925 года исключен из списков флота.

 

Думаю, к Дню ВМФ эта баллада в тему rolleyes.gif

События 1903 года.

 

 

 

Полковник и "Богатырь" - Баллада

 

''Где гусары прежних лет,

Где гусары удалые?"

Д. Давыдов

 

... Они сберечь сумели свято

Тот дух, которым славен флот...

 

Песня гардемаринских классов

 

 

Поздно ночью жители Либавы

Кораблей заметили огни

Из похода, - дни трудов и славы,

Отдыхать в Либаву шли они.

 

К утру стали по местам привычным

Неуклюжий транспорт" Акадырь",

Миноносцы "Смелый" и "Отличный"

И надменный крейсер "Богатырь".

 

Крейсер бьш надменным не напрасно:

В целом флоте славился один

Богатейшим погребом прекрасных

Самых редких заграничных вин.

 

в этот день на крейсер гостя ждали;

Командир просил его принять,

Как на флоте прежде принимали:

Чтобы гость не мог ни сесть, ни встать!

 

Командирский катер у причала

Дорогого гостя поджидал,

Море влажной свежестью дышало,

О беде никто не помышлял.

 

и кают-компании хозяин,

Старший офицер "Богатыря",

Капитан второго ранга Клайн

Список вин продумывал с утра.

 

Был буфет бутылками заставлен,

Не забыт был также нашатырь:

"Богатырь" радушием прославлен,

Гости помнят крейсер "Богатырь"!

 

Гость - полковник, статный и плечистый,

Командир гусарского полка,

Молодец, румяный и речистый,

Стол окинул взглядом знатока

 

и кают-компании хозяин,

Образцовый старший офицер,

Капитан второго ранга Клайн

Просит гостя подавать пример.

 

Стол, как сад, как рай, в средине круга

Стран заморских разноцветный дар...

"Пьем сегодня за здоровье друга,

За здоровье доблестных гусар!"

 

Поражен вниманьем и и заботой,

Гость встает, ответный тост готов:

"За победы доблестного флота,

За здоровье славных моряков!"

 

Как обед закончился - неясно,

Как начался ужин - не понять...

Сосчитать графины - труд напрасный,

Труд напрасный марки вин считать!

 

Шли часы, но пир не прерывался,

Гость и ел и пил и подливал,

От жарких к закускам возвращался

И отсталых рюмкой подбодрял.

 

 

Командир со старшим офицером

Поздно ночью обсуждали план:

Чтоб таким иль этаким манером,

Но чтоб гость к утру был сыт и пьян.

 

"Офицеров разделить на смены.

Каждый с гостем пьет по часу-полтора,

С каждой сменой винам перемена,

И такой порядок до утра!"

 

Кто стучится ночью, угадайте,

В двери лакированных кают:

"Ваше благородие, вставайте!

Старший офицер к себе зовут!"

 

 

Переступит полусонный мичман

За кают-компании порог

И полковник закричит: "Отлично!

Ваш приятель что-то занемог!"

 

 

По утру, белее, чем бумага,

Командир, вздыхая, говорит:

"Гостя пригласить к подъему флага...

День сегодня тяжкий предстоит!.."

 

Всем ясна тревога командира:

Затянулась странная борьба.

Тут и слава нашего мундира И родного корабля судьба!

Гость явился радостный и свежий, От бессонной ночи - ни следа;

И походка и движенья те же И рука у козырька тверда.

 

А когда по рейду покататься

Командир пытался искусить,

Гость сказал: "Не смею отказаться,

Но сначала б надо закусить."

 

Завтрак жертвы новые уносит.

Завтрак явно перерос в обед...

Словно жажда, гость "бокалов просит",

Чтоб "залить горячий жир котлет".

 

Спаржа, стерлядь, устрицы и утки,

Водки, вина, балыки, икра...

Тьма спускалась. Шла вторые сутки

Страшная неравная игра!

 

Били склянки - пир не прерывался,

Гость и ел и пил и подливал,

От Аи к зубровке возвращался

И усталых рюмкой подбодрял.

 

При подъеме флага все стояли

В страхе несчастливой полосы.

Будто друга в море опускали...

Только гость... покручивал усы.

 

Всех окинув ясным добрым взором,

Он промолвил: "Тяпнем по одной?!"

Посмотрел опять с немым укором И закончил:

"Мне пора домой!"

 

и стояли по местам привычным

Неуклюжий транспорт" Акадырь",

Миноносцы "Смелый" и "Отличный"

И надменный прежде "Богатырь".

 

 

Открытка - И.Берг - Крейсер "Богатырь" у Стромболи.

post-198-1154253648_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

саша,за тобой не угонишся drinks_cheers.gif

вот-родной брат "Корейца".

post-198-1154281310_thumb.jpg

Изменено пользователем алексей а
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ты в том смысле что я столько не выпью? biggrin.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мореходная канонерская лодка "Манджур", тип "Кореец".

 

Заложена в мае 1886 года на судоверфи завода фирмы "Бурмейстер и Вайн" в Копенгагене (Дания), наблюдатель кор. инж. Черниговский, спущена на воду в декабре 1886 года, вступила в строй в 1887 году.

 

Водоизмещение - 1224 тонны

Мощность машин - 1724 Л.с.; 6 огнетрубных котлов, 2 винта.

Скорость - 13,3-13,5 узлов; запас угля до 270 тонн, дальность плавания 2850 миль (на 8 узлах).

Бронирование - палуба 10 мм

Вооружение - 2-203/35 мм, 1-152/35 мм, 4-107/20 мм, 2-47 мм, 4-37 мм; 1 надв. торп. апп. 381 мм., с 1907 г. - 2х152 мм, 1х120 мм, 2х75 мм, 4х47 мм, 2 пул. 7,62 мм.

Экипаж - 12 офицеров, 162 унтер-офицеров и матросов.

 

В 1888 году участвовала в походах Практической эскадры Балтийского моря. С 22 сентября по 10 октября 1889 года совершила переход на Дальний Восток.

В 1899 г. канонеркой командовал А.А. Эбергард, в 1911-1916 г. - командующий Черноморским Флотом.

В 1900-01 годах на канонерской лодке “Манджур” в подавлении Боксерского восстания в Китае принимал участие А.И Непенин - будущий командующим Флотом Балтийского моря с сентября 1916 года.

До 1904 года канонерка несла службу, находясь в распоряжении дипломатических представительств России на Дальнем Востоке и охраняла промыслы. Ходила под флагом начальников и флагманов эскадры Тихого океана. Во время Русско-Японской войны находилась в Шанхае и участия в боевых действиях не принимала. Прошла капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1907 году во Владивостоке с перевооружением. В период Первой Мировой войны являлась флагманским кораблем командующего Сибирской флотилией. 12 декабря 1917 года перешла на сторону Советской власти. С весны 1918 года находилась во Владивостокском военном порту на долговременном хранении. 30 июня 1918 года была захвачена японцами, а в октябре 1922 года уведена в Манилу адмиралом Старком. В 1923 году продана японской судоходной компании, использовалась в качестве каботажного парохода до конца 20-х годов (Кимигайо Мару N 2),

затем была продана на слом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

post-198-1154620060_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 недель спустя...

давненько тема не обнавлялась

 

 

Крейсер 2 ранга "Рион"

 

Бывший грузопассажирский пароход Добровольческого флота "Смоленск"

Включён в состав военного флота 30.09.1904.

 

Спущен в 1902 г. - Ньюкасл/Р. Хоторн, Лесли и К.

 

Водоизмещение - 14614 т

Мощность машин - 15910 л.с.

Скорость - 20 узл,, запас угля до 1580 тонн, дальность плавания 5260 миль (на 13 узлах).

Вооружение - 8х120 мм, 7х55 мм, 4х47 мм.

Экипаж - 18 офицеров, 405 унтер-офицеров и матросов.

 

 

СУДЬБА КРЕЙСЕРА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ФЛОТА "СМОЛЕНСК"

 

© 2006 г. Панисяк И. В.

 

В смоленских газетах и телевизионных передачах в последние 2-3 года неоднократно были репортажи об атомном подводном крейсере “Смоленск”, интервью с офицерами и матросами (в том числе нашими земляками). Традиция присваивать кораблям имена городов довольно старая. Первое сообщение документах нашего областного архива датировано 1829 г., когда общественность нашего города собиралась принять участие в освящении 74-пушечного корабля, которому было присвоено имя “Смоленск” в память героической обороны города в 1812 г. В XX веке имя нашего города носили речной буксир, построенный в 1875 г. и дважды (в 1919 и 1921 г.) мобилизованный для военных нужд; канонерская лодка, построенная в 1925-26 г.; перевооруженный в военный корабль 1943 г. буксир, но наибольший интерес вызвала судьба прароходо-крейсера “Смоленск”, построенного в Шотландии и служившего с 1904 г. в Российском в Добровольческом флоте (это совсем другой - коммерческий, а не белогвардейский флот).

 

В двадцатом веке словосочетание: "добровольческая армия", "добровольческий флот" ассоциируется с кровопролитием периода Гражданской войны, однако во второй XX века половине существовал весьма своеобразный торговый Добровольческий флот, о чем весьма редко вспоминают в публикациях на темы истории Российского флота. Именно этому флоту, его мирным и военным деяниям посвящается эта статья.

 

Успешные действия российской армии на Балканах во время Русской-Турецкой войны 1877-1787 г. привели к внешнеполитическим осложнениям в отношениях России и Англии до такой степени, что не исключалось начало военных действий британского военно-морского флота против российских судов. Казна России была истощена, денег и производственных мощностей для быстрого наращивания мощи военно-морского флота было явно недостаточно, поэтому родилась мысль привлечь необходимые средства для строительства новых кораблей за счет пожертвований населения империи.

 

11 мая 1878 г. последовало Высочайшее разрешение на учреждение комитета по устройству Добровольческого флота и напечатано "приглашение к пожертвованиям, которые бы стали быстро поступать в размере от нескольких копеек до 100000 рублей".

 

К 20 сентября 1878 г. удалось собрать более 3 миллионов рублей. Для покупки 60 судов на верфях Франции, Англии и Германии были направлены эмиссары - опытные моряки (будущие командиры крейсеров). Осмотр предлагаемых судов показал их полную непригодность для перестройки под крейсеры и офицеры получили от комитета задание закупить и переоборудовать более современные суда.

 

Через 10 месяцев Россия закупила 10 пароходов-крейсеров, и в их числе корабли "Россия" и "Москва" водоизмещением до 11660 тонн, скорость хода - до 20 узлов, а также "Петербург" водоизмещением 3000 тонн и со скоростью хода около 19 узлов. Сначала они были введены в состав Черноморского военно-морского флота и обеспечили успешную перевозку российских войск из Турции на Родину.

 

По окончании войны корабли Добровольческого флота использовались для торговых перевозок между Черноморскими и Дальневосточными портами.

 

В 1880-1881 г. все три парохода были введены в состав Тихоокеанской эскадры Лесовского, направленной в Тихий океан в связи с обострением отношений России с Китаем. Когда политическая обстановка разрядилась, суда были возвращены под флаг Добровольческого флота и обеспечивали пассажирское сообщение между Одессой, Индией, Китаем, Японией и портами Приморской области. Они доставляли на Сахалин каторжников, во Владивосток грузы военного, морского ведомств и новобранцев, а на обратном пути привозили из Ханькоу и Шанхая чай русских торговых фирм.

 

В 1883 г. управление этим флотом было передано морскому министерству, а с 1885 г. Добровольческому флоту выделяются ежегодные субсидии на обеспечение срочных рейсов между Владивостоком, портами Камчатки и Охотского моря. В 1891 г. открывается новая линия: Одесса - Санкт-Петербург.

 

Постепенно суда ветшали, а 3 парохода погибли: в 1882 г. затонула у берегов Африки у мыса Раз-Гафун "Москва", в 1887 г. разбилась у пустынных берегов Сахалина "Кострома", а "Владивосток" ночью в тумане потерпел крушение близ Императорской гавани, наскочив на камни Сивучей. К счастью всех пассажиров удалось спасти. Возникла необходимость модернизации флота и в 1892 г. вышло новое положение, по которому в течение 10 лет Добровольческий флот был обязан построить 4 новых быстроходных и 2 транспортных парохода. Командование Добровольческого флота оказалось на высоте: в 1893 г. в строй было введено 8 пароходов, которые в случае войны быстро можно было вооружить и использовать как крейсеры (5 судов водоизмещением от 8556 до 11660 тонн и скоростью хода от 18 до 20 узлов, 9 пароходов водоизмещением от 2500 до 10500 тонн со скоростью хода от 12 до 13 узлов). К началу XX века под флагом Добровольческого флота состояло 14 судов. Кстати, порядок присвоения имен судам зависел от величины суммы, собранной городами или губерниями.

 

В 1900 г. полным ходом шло строительство парохода (крейсера) "Смоленск". Как следует из письма председателя комитета Добровольческого флота контр-адмирала Петра Федоровича Юрьева, это имя крейсер получил "...в виду теплого участия, принятого г.г. дворянами и обывателями Смоленской губернии, выразившегося поступлением пожертвований на сумму свыше 40000 рублей ...".

 

 

Крейсер проектировался необычно: с одной стороны как торговое судно, с другой - как военный корабль “водоизмещением 12050 т., длиною 508, шириной 50, глубиной трюма 38 футов, ... скорость хода 20 узлов". На нем могло быть быстро установлено 25 артиллерийских орудий калибра от 75 до 120 мм.

 

Строительство корабля проходило под пристальным наблюдением будущего его командира капитана 2-го ранга Петра Аркадьевича Трояна. 17 сентября 1900 г. на имя Смоленского городского головы Ореста Николаевича Воейкова поступило письмо от Трояна: "Милостивый государь, имею честь покорнейше просить Вас сделать распоряжение о высылке мне рисунка герба г. Смоленска, необходимого для вверенного мне парохода Добровольческого флота, Высочайшею волею названного именем Вашего города ..." и адрес: RLW Hawthorn Leslie Cd. Ld Hebburn Shipbuilding Jard Newcastl on Type Captain P. Trayan

 

Итак, упоминается местность Лесли.

 

Но, ведь на Смоленщине издавна проживал род потомственных военных - Лесли, верой и правдой служивших России! Вот они - повороты судьбы людей и кораблей. Здесь по-видимому следует дать короткие сведения об этом ныне забытом славном роде.

 

Русский дворянский род Лесли ведет свое начало от одноименного шотландского рода, начиная с XI века, основателем которого считается рыцарь Бартоломью (Бартольф, Варфоломей), потомок старинной венгерской династии, приехавшей в Шотландию в свите принцессы Маргариты, в последствии - королевы, жены Малькольма III. Брат принцессы, Эдгар Этелинг, был внуком Эдмунда Апронсайда, короля Англии и сыном принца Эдуарда и его жены Агаты - дочери германского императора Генриха II. В результате придворных интриги пало подозрение в предательстве на Эдгара Этлинга, внука Эдмунда Апронсайда - короля Англии, который вынужден бежать вместе с матерью и сестрами Маргаритой и Христиной в Венгрию. Из-за непогоды корабль оказался во владениях шотландского короля Малькольма.

 

Рыцарь Бартоломью "был очень крепкий физически, умный и хитрый" и вскоре привлек внимание короля. Происхождение фамилии Лесли, как гласит легенда, связано со следующим событием: путешествуя верхом, король обещал Бартоломью в наследственное владение всю землю на милю вокруг того места, где он сойдет с лошади, чтобы дать ей отдых. По возвращении король спросил рыцаря, где он оставил своего коня. Бартоломью ответил: "Между Лесли и болотом", после чего король изрек: "Лордом Лесли будешь ты и после тебя твои потомки".

 

Так приход Лесли в округе Гориоха и графстве Абердин стал первым владением рода Лесли в Шотландии. Свой замок Лесли построили на месте крепости на берегу реки Годе. Женой родоначальника стала принцесса Биатриса - "лицо легендарное, дочь короля Данкана I (героя "Макбета") и сестра Малькольма III.

 

Первым из рода Лесли в 1630 г. отправился в Россию Авраам (Александр) Лесли, служивший в русских войсках генералом в царствование Алексея Михайловича и за отличия получивший имения в Смоленской губернии в 1656 году. В дальнейшем этот род потомственных военных разросся и более 40 его представителей верой и правдой служили России, участвуя в войнах Петра I, в Суворовских походах, против войск Наполеона в 1812-1815 г., в Крымской войне 1853-1856 г. и т. д. (3 генерала, 3 полковника, 5 майоров). Но вернемся к основной теме.

 

Одновременно со строительством крейсера в Англии шло обучение команды в 6-м флотском экипаже Кронштадта под командованием капитана 1-го ранга Королева. Продолжалась активная переписка между будущим командиром судна, членами команды парохода, командиром 6 флотского экипажа и начальством и общественностью Смоленской губернии. Смоляне с возрастающим интересом следили за происходящими событиями и оказывали всемерную помощь, население губернии готовило памятные знаки и подарки для экипажа.

 

В начале 1902 года пришла весть, что крейсер "Смоленск" вскоре должен прибыть в порт приписки Одессу. Была образована делегация смолян, в которую вошли городской голова Ф. Н. Воейков и член городской думы генерал-майор в отставке Николай Михайлович Тумило - Денисович

 

Тем временем из Одессы пришло письмо от Александра Ильича Васильева (потомственного Смоленского дворянина) - помощника пакгаузного надзирателя Одесской таможни с предложением всемерной помощи и гостеприимства делегации смолян, которая готовилась к встрече и освящению крейсера.

 

22 февраля при большом стечении народа состоялся торжественный акт. П. А. Трояну, офицерам и экипажу были переданы памятные знаки и подарки. Достойна внимания телеграмма, присланная смолянам командиром пароходо-крейсера 22 февраля 1902 года:"Я, офицеры, команда крейсера "Смоленск" и все присутствовавшие... поют здравицу Смоленскому дворянству и г.Смоленску, убежденные, что нравственное с ними единение навсегда будет содействовать благополучному и славному исполнению этим крейсером его назначения". Как показали дальнейшие события, это не было прекраснословием.

 

До 1904 г. он (как торговое судно) перевез десятки тысяч тонн грузов на линиях Добровольческого флота.

 

С началом Русско-Японской войны "Смоленск", находившийся к тому времени в Севастополе вместе с крейсером "Петербург", был скрытно переоборудован для боевых действий, экипаж доведен до 419 человек и 22 июня 1904 г., вслед за "Петербургом", вышел в море замаскированным под угольщик Добровольного флота с пушками, спрятанными в трюме. Проследовав через Босфор, Дарданеллы и Суэцкий канал, "Смоленск" вышел в Красное море. Ночью 28 июня моряки установили 25 пушек и подняли военно-морской флаг России.

 

Началось совместное с "Петербургом" боевое патрулирование в водах Индийского океана. Уже через четыре дня, 2 июля 1904 г., был задержан немецкий пакетбот "Принц Генрих", среди документов офицеры крейсера обнаружили и изъяли два письма в Японию с сообщением об отправке туда военной контрабанды на пароходах "Скандия" и "Никлин". Еще через 2 дня "Смоленск" задержал английский пароход "Ардова" с военными грузами для противника, а 5 июля - уже упоминавшуюся "Скандию". Оба парохода призовые команды "Смоленска" привели в Либаву (Лиепаю). Несколько позже был задержан и доставлен также в Либаву английский пароход "Формоза" вместе с контрабандным грузом. Всего же за время боевого патрулирования в Индийском океане им было задержано и проверено 9 пароходов.

 

 

В августе того же года П. А.Троян получил приказ взять курс на Либаву, куда "Смоленск" прибыл 30 сентября и был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры Балтийского флота, получив новое название "Рион".

 

Выполняя боевое патрулирование под этим названием в Желтом море, наши герои в мае 1905 г. задержали несколько пароходов и на двух из них: немецком "Тетортосе" и английском "Шилуриуме" обнаружили военные грузы для Японии. С этих кораблей были сняты экипажи, а суда отправлены на дно вместе с грузами.

 

За время боевого дежурства на крейсере, носящем имя Ключ-города, не было ни одного случая выхода из строя механизмов и оружия. Об отношении команды к своему воинскому долгу можно судить из строк доклада капитана 2-го ранга П. А. Трояна: "Несмотря на тяжелые климатические условия, частые перегрузки угля при сильной жаре, высокое напряжение, связанное с постоянным ожиданием внезапной встречи с противником (ночью люди спали у своих орудий), нравственное состояние экипажа не оставляет желать лучшего".

 

По окончании войны крейсеру возвращено прежнее имя "Смоленск", после разоружения и капитального ремонта, он возвращен Добровольческому флоту.

 

Уже в роли грузо-пассажирского парохода, позволявшего перевозить до 983 пассажиров, "Смоленску" выпала честь начать регулярное пароходное сообщение между Россией и Соединенными Штатами Америки, что произошло 25 июня 1906 г. Выйдя из Либавы, менее, чем за 15 суток, первые пассажиры были доставлены в Нью-Йорк, где портовые власти, осмотрев судно, дали о нем лестные отзывы в местной печати.

 

До 1913 г. "Смоленск" верно служил в составе Добровольческого флота, однако 20 июля того же года его ввели в состав Черноморского флота, вместе с которым крейсер принимал участие в морских операциях 1-й Мировой войны.

 

16 декабря 1917 г. он перешел на сторону Советской власти. В 1918 г. Севастополь захватили германские войска, не миновал этой участи и крейсер. В ноябре того же года "Смоленск" захватили войска белой гвардии, в декабре корабль попал в руки англо-французских интервентов, а с апреля 1919 г. включен в состав флота генерала барона Петра Николаевича Врангеля.

 

Покидая Крым 14 ноября 1920 г., остатки войск белой армии отплыли на захваченных судах, среди которых был и "Смоленск". По прибытии в Бизерту крейсер вместе с другими судами был передан французскому адмиралу Дюминилю, став собственностью французского правительства.

 

Дальнейшая судьба крейсера "Смоленск" и имевшихся на нем реликвий, в том числе герба города, выполненного из драгоценных металлов, теряется в шторме исторических событий первой половины XX века.

 

Смоленский государственный педагогический институт

 

 

 

 

 

post-198-1157132362_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Минный крейсер "Гайдамак"

 

Тип "Казарский" - 6 единиц - "Воевода". "Всадник", "Гайдамак", "Гридень", "Казарский", "Посадник".

 

Заложен в июне 1892 г. - Або В.Крейтон и К.

Вступил в строй в июле 1894.

 

Водоизмещение - 432 т

Мощность машин - 3 600 л.с.

Скорость - 21 узл, запас угля до 85 т., дальность плавания 1650 миль (на 13 узл )

Вооружение - 6х47 мм, 3х37 мм, 2 ТА 381 мм (один носовой, один поворотный)

Экипаж - 5 офицеров, 59 унтер-офицеров и матросов.

 

 

В Русско-Японскую Войну находился в Порт-Артуре.

31.03.1904 г. принимал участие в спасательной операции команды броненосца "Петропавловск"

 

Рапорт командира минного крейсера "Гайдамак" - наместнику Его Императорского Величества

 

22 апреля 1904 г. № 2.

 

31 марта 1904 г. при гибели эскадренного броненосца "Петропавловск" после взрыва первой мины, при заметно быстро погружавшейся носовой части броненосца, крейсеру было дано направление к броненосцу. Подойдя к месту гибели, крейсер врезался в центр образовавшейся площади плавающих людей и обломков с погибшего броненосца, рискуя сам наскочить на неприятельскую мину, найденную впоследствии совместно с крейсером "Всадник". Еще на ходу были спущены шлюпки со шлюпбалок (вельбот и шестерка), а подойдя ближе и застопорив машину, были сброшены и другие две шлюпки с палубы.

 

Было отдано приказание бросать за борт все предметы с помощью которых могли бы воспользоваться утопающие.Спасение людей было организовано механиком Владимиром Рожиным и непосредственно с крейсера, подаваемыми концами, беседками и веслами, а для оказания помощи раненым, обожженным и ослабевшим приходилось людям спускаться на концах за борт, для обвязывания их.Несмотря на порядочное волнение (3-4 балла), шлюпки работали до того момента, когда все люди были подобраны.

 

Первая медицинская помощь раненым и обожженным была оказана фельдшером Алексеем Пеппом. Командой крейсера спасенные люди были переодеты во все сухое белье и платье, что исполнялось без приказания из человеколюбия, по-братски самой командой. По возвращении шлюпок и поднятия их, крейсер вошел в гавань и, подойдя борт о борт к госпитальному судну Красного Креста - "Монголия", сдал своих спасенных.

 

В числе спасенных оказались: ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО Великий Князь КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, перевезенный в виду отдаленности вельбота от крей-' сера, на миноносец "Бесшумный", три обер-офицера и сорок семь нижних чинов, из общего числа семидесяти двух, спасенных другими судами. Спасение людей происходило в виду неприятельской эскадры.

 

Офицеры и команда исполнили свой долг мужественно, храбро и самоотверженно, почему ходатайствую перед Вашим Высокопревосходительством о награждении господ офицеров и нижних чинов вверенного мне крейсера.

 

Капитан 2 ранга Колюбакин

 

В ночь на 20.12.1904 г. "Гайдамак" был затоплен экипажем накануне занятия крепости японцами.

Поднят японцами 07.10.1905 г. и с 1906 г. служил в их флоте под именем "Сакинами". Сдан на слом в 1914 г.

 

post-198-1157291270_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Крейсер 1 рага "Память Меркурия" До 25.03. 1907 - Кагул

Тип "Богатырь"

 

Заложен 23.08.1901. Вступил в строй в 1905 году.

 

Водоизмещение - 7428 т.

Мощность машин - 20370 лс.

Скорость - 23,55 уз.

Запас угля - до 1220 тонн; дальность плавания - 4900 миль (на 10 узлах).

Бронирование - казематы - 20 - 80 мм, башни - 90 - 125 мм, щиты орудий - 25 мм, палуба - 35 - 70 мм, рубка - 140 мм .

Вооружение - 12х152 мм, 12х75 мм, 8х47 мм, 2х37 мм, С 1916 г. - 16х130 мм , 6 ТА 381 мм;

Экипаж - 30 офицеров, 550 унтер-офицеров и матросов.

 

 

Входил в состав Черноморского Флота.

Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 06.01.1913 г. по 01.05.1914 г. в Севастопольском порту. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 23.01. по 05.04.1916 г. участвовал в Трапезундской операции, в октябре 1916 г. обстреливал нефтехранилища и портовые сооружения в Констанце. С декабря 1916 г. по апрель 1917 г. проходил ремонт корпуса и механизмов в Севастопольском военном порту с перевооружением. 16.12.1917 г. вошел в состав Красного Черноморского флота. 28.03.1918 г. законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение, где 01.05.1918 г. был захвачен немцами и использовался в качестве плавающей казармы для размещения особого отряда Средиземноморской дивизии. 24.11.1918 г. захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам. 19.02.1919 г. разоружен, а в период с 22.04. по 24.04.1919 г., по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы. 29.04.1919 г. освобожден частями Красного Украинского фронта, но 24.06.1919 г. вновь захвачен белогвардейцами. 14.11.1920 г. оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22.11.1920 г. захвачен частями РККА и в 1921 г., после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря. В 1923 г. восстановлен и 07.11.1923 г. в качестве учебного корабля вновь введен в строй. С июня 1941 г. использовался как минный заградитель. 16.07.1942 г. при стоянке в Потийском порту, был выведен из строя германской авиацией. В августе-сентябре 1942 г. разоружен для комплектования сформированных 17.08.1942 г. береговых артиллерийских батарей № 743, 744, 746, 747 (по два 130-мм орудия на каждой), № 173 ( 3 76.2-мм орудия) и № 770 (3 45-мм орудия) на подступах к Туапсе. Затоплен в качестве брандера в устье реки Хопи для создания волнолома. 02.02.1943 г. исключен из списков судов ВМФ. 31.03.1946 г. на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея № 626.

Остатки корпуса находятся там по настоящее время.

 

http://flot.parus.ru

 

Ну и вот интересная статья.

 

СУДЬБА ТУРЕЦКИХ КАНЛОДОК БЫЛА РЕШЕНА

 

Декабрь 1916 года на Черноморском флоте выдался напряженным. Активные минные постановки, набеговые операции, обстрелы вражеского побережья. Серьезного противодействия со стороны германо-турецкого флота фактически не отмечалось. Как признавал позднее немецкий историк: "К концу 1916 года турецкий флот находился в неблагоприятном положении. Вследствие неприятельской заградительной деятельности большие корабли были вынуждены к бездействию... Недостаток угля обусловил крайнее сокращение движения остальных соединений флота..." В результате русские корабли, несмотря на почти постоянное пребывание в море, практически не имели боевых столкновений с противником. Тем неожиданней читается суточное донесение командующего ЧФ в Ставку от 21(8) декабря, где в разделе "Выполненные операции" указано: "Крейсер "Память Меркурия" уничтожил между Бургасом и Босфором 2 турецкие канонерские лодки".

 

Язык военных телеграмм сух и лаконичен. Не слишком много подробностей, однако, содержит и итоговое донесение Командующего флотом Начальнику Морского штаба ВГК с 14-28 декабря 1916 года. В нем сообщалось: "Находившийся в крейсерстве в районе Босфора крейсер "Память Меркурия" 8 декабря в 8 часов встретил у селения Калианкач в 11 милях на вест от мыса Кара-Бурну Европейского две турецкие канонерские лодки, шедшие вдоль берега по направлению к Босфору. Увидя крейсер, лодки тотчас же выбросились на берег, и команда покинула их. Крейсер "Память Меркурия", подойдя к ним, с расстояния 15 кабельтовых расстрелял кононерки, вызвав ряд взрывов на них. Лодки принадлежали к типу речных канонерок, около 120 фут. длиной и были вооружены двумя 75-мм орудиями каждая".

 

По данным зарубежных источников, под огнем русского крейсера погибли малые канонерские лодки №12 и №16. Они были построены верфью "Торникрофт" в 1911 году; имели водоизмещение 12/20т, вооружались двумя 37-мм орудиями и могли развивать ход до 12 узлов.

 

Некоторые дополнительные детали этого эпизода войны на Черном море можно найти в книге Г. Лорея "Операции германо-турецких морских сил в 1914-1918 гг." (М.:ВИ, 1938). Турецкие канлодки были временно переведены из Константинополя в Варну в начале октября для обеспечения действий германских подводных лодок, использовавших этот болгарский порт в качестве маневренной базы. С прибытием в Варну германского дивизиона моторных тральщиков надобность в канонерках отпала, и в середине декабря они получили приказ выйти в Константинополь. Выход был запланирован на 18 декабря, о чем начальник отряда по радио донес своему командованию. Однако утром этого дня у Босфора были замечены русские корабли, ввиду чего канлодки получили приказание выждать. Разрешение начать переход было получено лишь 20 декабря. Последовало короткое согласование по радио сроков перехода, и в 14 часов 20-го отряд вышел в море... Вышел навстречу своей гибели. Как пишет Г. Лорей: "21 декабря в 8 час. пост службы наблюдения и связи Кара-Бурну (западный) сообщил, что в 7 ч. 20 м. курсом NW прошел крейсер типа "Кагул". Этим была решена судьба маленьких канонерских лодок. Стремление уберечь их от встречи с противником не увенчалась успехом. В 10 час. с поста Кара-Бурну (западного) пришло известие, что у Чекмеджика крейсер потопил обе моторные канонерские лодки... Один человек был убит".

 

Гибель канлодок "списали" на неизбежную в море и на войне случайность. Однако, на этот раз "случайность" имела свое имя. Имя это - радиоразведка.

 

Еще в 1903 году изобретатель радио А.С.Попов предупреждал: "... По свойству беспроволочного телеграфа нельзя защититься от подслушивания какою-либо промежуточной станцией, если она поставит себе такую задачу". Весьма примечательно, кстати, что это предупреждение прозвучало в связи с проектом организации радиолинии Варна-Одесса. Прошло 13 лет. И вот: неприятельская радиолиния Варна-Константинополь и русские радиотелеграфисты, которые "поставили себе такую задачу". Как свидетельствуют документы, на Черноморском флоте уже к 1909 году был организован контроль за работой иностранных радиостанций. К началу мировой войны был накоплен значительный опыт, что позволило достаточно эффективно начать ведение радиоразведки против германо-турецкого флота. Успеху способствовал захват весной 1915 года на крейсере "Меджидие" турецкой сигнальной книги и других документов по радиосвязи противника. В этих условиях, растянувшиеся на двое суток радиопереговоры начальника отряда канлодок со своим командованием в Константинополе стали легкой "добычей" черноморских радиоразведчиков. Указанное в перехваченной русскими телеграфистами турецкой радиограмме расчетное время перехода канлодок позволяло организовать их надлежащую встречу, что и было поручено находившемуся в этот момент в море крейсеру "Память Меркурия". Остальное было, как порой говорят, делом техники. А точнее - профессионалов, управляющих этой техникой. Подтверждением тому - рапорт старшего артиллерийского офицера крейсера "Память Меркурия": "Подойдя к канонерским лодкам, стоявшим лагом у самого берега, на 13 1/2 каб., крейсер развернулся и проложил курс от берега. Огонь был открыт, как только крейсер установился на курсе, расстояние было 14 каб., прицел 15, автомат - удаление 1 каб., курсовой в этот момент 110 град и ход 12 узлов. Первый залп - перелет; один меньше дал недолет; пол больше - накрытие; затем - исправлен целик, для наведения эллипса (рассеивания) на середину канонерки, и после этого залпа на канонерке произошел взрыв и затем начался пожар. По горящей канонерке был дан еще один залп и затем огонь был перенесен на следующую.

 

Первый залп по следующей - недолет, пол больше - залп вызвал взрыв, а затем пожар. По этой канонерке был дан еще один залп..."

 

Всего было израсходовано 59 снарядов.

 

Вот такие морские баталии велись в далеком 1916 году.

 

Капитан 1 ранга М. Партала,

Старшина 2 статьи Пыхтунов

 

 

 

 

 

 

post-198-1157827456_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересная информация здесь. Молодцы ребята!!! А у нас есть несколько медалей, приближенных к Вашей теме.

Подробнее смотрите коллекцию

http://medalier.narod.ru/medali.html

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (medalier_narod_ru @ Sep 10 2006, 01:28 AM)
Очень интересная информация здесь. Молодцы ребята!!! А у нас есть несколько медалей, приближенных к Вашей теме.
Подробнее смотрите коллекцию
http://medalier.narod.ru/medali.html

Непонятно!

Какое отношение Ваши знаки имеют к этой теме?

 

Разве что как спам сайта? mad.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересные медали! Но - в эту тему выставляются только открытки, всё остальное - ссылки rolleyes.gif

Вчера на слете как раз видел медаль с А.Н. Крыловым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень приятноэто слышать-) Спасибо smile.gif

Что за слет был? Медаль Крылова - автор Королюк? Интересно...

PS Прошу прощения... - не знала, что здесь только открытки можно показывать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слёт коллекционеров проходил в Риге, медаль А.Н. Крылова была как на указанном Вами сайте.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

russ.gif

 

Пароход "Эриклик".

 

 

Купленый Морведом у РОПиТ 11.01.1872 г. и превращённый в яхту главног командира Ч.Ф. и портов.

 

Спущен в 1862 г. в Англии.

 

Водоизмещение - 1162 т.

Мощность машин - 1000 л.с.

Вооружение 4х37 мм пятисвольные пушки.

Экипаж - 11 офицеров, 105 унтер-офицеров и матросов.

 

За время службы повидал своей палубе лиц Императорской фамилии и не мало сановников царского двора...

Исключён из списков флота всвязи с продажей частному владельцу 3.03.1910

В 1921-26 гг. плавбаза сторожевых катеров МСЧМ ( с 31.12.1922 г. называлась "Красный моряк"). С 9.10.1926 г. - блокшив.

Погиб 12.05.1942 г. в порту Темрюк в результате немецкого авианалёта.

 

 

post-198-1160245756_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может кто подскажет, что за корабль утонул на моей открытке при выходе из Порт-Артура 16 ноября 1904 года?

Не могу нигде найти название "RASTOROPUNI". sad.gif

post-198-1160248648_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (funny @ Oct 7 2006, 11:32 PM)
Может кто подскажет, что за корабль утонул на моей открытке при выходе из Порт-Артура 16 ноября 1904 года?
Не могу нигде найти название "RASTOROPUNI". sad.gif

Funny,

 

а этот ресурс Вам известен?

http://ship.bsu.by/

 

Посмотрите, даже если свой затонувший не найдёте, всё равно интересно. spiteful.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Sedoy, за ссылку, только там я тоже не нахожу этого названия. sclerosis.gif

В Порт-Артурскую эскадру (я давно это знаю) входили 3 броненосца Петропавловск, Ретвизан и Цесаревич и 5 крейсеров Аскольд, Диана, Паллада, Полтава и Новик.

Падение Порт-Артура произошло 9 февраля 1904 года.

Этот самый русский эсминец (distroyer) "Расторопуни" затонул в Chefoo Harbour 16 ноября 1904 года.

Откуда он там взялся?

Может у кого название на слуху?

Или издатели американцы что-то напутали и эсминец не русский?

Должно же быть какое-то объяснение. huh.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эсминец "Расторопный" прорвался из Порт - Артура в Чифу и был затоплен на его рейде. В 1906 году корпус был подарен китайцам. Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Alix.

QUOTE
Проект английской фирмы «Ярроу». Первые мореходные минонос­цы русского флота, предназначались для службы при эскадре и борьбы с миноносными кораблями противника. В разобранном виде доставля­лись в Порт-Артур, где проходила их окончательная сборка. Всего для Дальнего Востока построено 12 однотипных кораблей. В ходе русско-японской войны погибли «Стерегущий», «Страшный», «Сторожевой», «Разящий», «Сильный», «Стройный», «Расторопный». «Решительный» был захвачен в Чифу японцами. Участия в боевых действиях 1-й миро­вой войны не принимали. Сданы на слом в начале 20-х гг.

Жаль только, что его нет на открытке. happy.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Броненосец "Екатерина ll"

 

Тип "Екатерина ll" - 4 ед. - "Екатерина ll", "Чесма", "Синоп", "еоргий Победоносец".

 

Заложен 14.06.1883г. на эллинге Николаевского адмиралтейства, вступил в строй в 1888 г.

 

Водоизмещение - 11150 т.

Мощность машин - 9101 л. с.

Скорость - 15 узл, запас угля до 1120 т., дальность плавания - 2430 - 3500 миль (на 10 узл.).

Вооружение - 7х152 мм; 6х305 мм; 8х47 мм; 4х37 мм; 7 ТА 381 мм

Бронтирование - борт - 203-406 мм, барбеты - 305 мм, палуба - 57 мм, рубка - 229 мм

Экипаж - 26 офицеров, 607 унтер - офицеров и матросов.

 

Когда в 1882 году встал вопрос о постройке первого броненосца для Черного моря, в качестве его прототипа рассматривались и британский "Аякс", и французский "Кайман", и отечественный Петр Великий, но в итоге получился совершенно оригинальный проект высокобортного корабля с треугольным расположением шести 305-мм орудий в спаренных барбетных установках. При этом практически в любом секторе обстрела могли вести огонь две установки. Артиллерия усилилась не только количественно, но и качественно: 305-мм орудия с длиной ствола в 30 калибров могли пробивать значительно более толстую броню, чем 20-калиберные орудия Петр Великий.

 

20 декабря 1882 г. Морское Министерство (МТК) утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т. Корпус выбрали весьма полного образования, с восьмьюдесятью тремя шпангоутами, собираемыми из листов стали толщиной 7,9 мм; вертикальный киль высотой 0,965 м составлялся из стали толщиной 12,7 мм, горизонтальный— из двух слоев стальных листов (нижний толщиной 22,2, верхний 15,9 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой 102-мм угольниками. К горизонтальному крепился тиковый брус сечением 456 Х 305 мм, выполнявший функцию наружного киля и служивший для уменьшения рыскливости; наружная обшивка и рубашка за броней состояли из стальных листов длиной не менее 5,87 м и толщиной до 15 мм. Непотопляемость обеспечивалась Десятью поперечными и одной продольной, в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шп.), водонепроницаемыми переборками, делившими корпус на шестнадцать отсеков.

 

Вооружение предусматривалось в составе шести 305-мм орудий на трех барбетных установках. В снижающихся станках внутри каземата снаряды и заряды подавались с помощью гидравлических подъемников; на батарейной палубе предполагалось расположить семь 152-мм орудий, а для защиты от миноносцев — десять малокалиберных. По ватерлинии корабль защищался сталежелезной 457-мм броней (ширина 2,44 м, из них 1,52 ниже ватерлинии). Броня каземата состояла из двух поясов — нижнего шириной 2,6 и верхнего 2,9 м. Вся вертикальная броня имела подкладку из лиственницы наибольшей толщиной (305 мм) в средней части борта.

 

Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии (листы 12,7-мм стали внутри каземата и два слоя вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм).

 

В феврале 1883 г. МТК разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй.

 

Параллельно с разработкой чертежей в Николаеве под руководством главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А. А. Пешурова велось переоборудование эллинга № 7, где впоследствии на казенные средства и строился первый черноморский броненосец. В феврале 1883 г. началась доставка с Брянского завода первой партии профильной стали для корпуса. В мае того же года подполковников А. В. Мордвинова и Н. А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 г., командировали в Англию и Францию. Возвратившись из-за границы, А. В. Мордвинов ознакомил МТК со многими подробностями зарубежного судостроения. Отмечалось, в частности, что во Франции придерживались полной броневой защиты борта (от носа до кормы), так как слабо защищенные оконечности легко пробивала даже малокалиберная артиллерия.

 

14 июня 1883 г. на стапеле в Николаеве началась сборка листов горизонтального киля первого броненосца, а спустя две недели в Севастополе, на верфи РОПиТ — постройка еще двух однотипных. При их постройке МТК старался учесть опыт службы Петр Великий; поэтому перед отъездом из Петербурга А. П. Торопов по указанию комитета ознакомился с донесениями командиров о недостатках этого первого русского броненосца для того, чтобы «отклонить их на новых броненосцах», а затем побывал на самом корабле с целью «все полезное применить».

 

Работы на стапеле тем временем продолжались. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам — все это сказывалось на сроках постройки. Много хлопот строителям доставляло перемещение на 3 м в корму каземата с размещенными внутри него пушками, трубами и люками над котлами.

 

Тем не менее, к середине 1884 г. формирование корпуса продвинулось настолько, что следовало подумать о главных и вспомогательных механизмах, орудийных установках, броне и артиллерии. Обе трехцилиндровые машины двойного расширения решили изготавливать на Балтийском заводе, а броню и орудийные станки — в Англии. Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде. Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 плиты. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. Основываясь на экспериментальных работа проведенных капитаном 1 ранга С. О. Макаровым в ноябре 1885 г. по испытанию водонепроницаемых переборок, на всех трех броненосцах по предложению их строителей усилили переборки угольниками и Z-образными полосами.

 

Отсутствие опыта спуска больших кораблей в стесненных условиях Ингула заставило МТК детально изучить зарубежный опыт. Применительно к местным условиям пришлось разработать задерживающую систему, состоявшую из пеньковых тросов, которые поочередно протягивались через специальную систему блоков и приспособлений.

 

Броненосцы типа «Екатерина II» стали первыми русским кораблями, на которых для устранения гниения подкладки под броней применили специальный клей Хейса.

 

С мая по октябрь 1887 г. на Ингуле проводились дноуглубительные работы, поэтому лишь в конце года находившийся на достройке корабль отбуксировали в Севастополь для окончательной отделки и вооружения. Однако прошло еще полтора года, прежде чем броненосец подготовили к ходовым испытаниям. 23 мая 1889 г. при 85 об/мин, и мощности машин 9101 л. с. корабль развил наибольшую скорость 15,2 уз (средняя 14,3). Параллельно испытывалось и артиллерийское вооружение; выявился ряд конструктивных недостатков в расположении орудий главного калибра; так, из-за небольшой длины стволов и возвышения над палубой всего около 1,2 м 305-мм орудий при первых же выстрелах появились трещины в некоторых кницах бимсов верхней палубы; выявился еще один существенный недостаток: во время стрельбы 305-мм орудий оказалось невозможным держать открытыми ставни в бортовых выступах для 47-мм пушек, где находилась их прислуга, а следовательно, и отражать атаки миноносцев. После каждой стрельбы в нос или корму приходилось на протяжении всей службы корабля устранять различного рода повреждения верхней палубы и надстроек; стрельба же только на траверз сильно ограничивала его бовые возможности.

 

После русско-японской войны корабль, как окончательно устаревший, сначала перевели в состав резервных судов, а затем приказом Морского министра от 31 октября 1906 г. исключили из списков флота. Так окончилась служба первого черноморского эскадренного броненосца, волею обстоятельств не участвовавшего ни в одном боевом походе.

 

http://ship.bsu.by

 

 

 

post-198-1160473001_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте! Возможно не совсем в тему, т.к. выставляю не открытки а фотографии. Есть несколько фотографий 1896 года с неопределенными кораблями. Если сможете определить и подсказать тип и назначение корабля буду очень благодарен.

 

Миноносец "Геленджик" - с 08.04.1895 гю - N 255

Тип - улучшенный "Батум" - "Гагры", "Геленджик", "Поти", "Сухум".

 

3аложен в 1883 г., Forges et Chantiers , Тулон . вступил в строй в марте 1884 г.

 

Водоизмещение - 74,7 т.

Мощность мвшин - 558 л.с.

Скорость - 17,8 узл., дальность плавания 1050 миль - на 11 узлах.

Вооружение - 2 носовых надводных ТА 381 мм; 3х37 мм орудия.

С 1910 г. - 2х37 мм, 1 пул. 7,62 мм, 2 трала.

Экипаж - 1 офицер, 15 унтер-офицеров и матросов.

 

Входил в состав практической эскадры Черного моря. С 1895 по1899 гг. носил на себе опытовую защитную окраску ("голубовато-шаровую"). 15 ноября 1907 года был выведен из боевого состава флота, разоружен и сдан Севастопольскому военному порту на хранение. В 1910 году прошел капитальный ремонт главных механизмов и корпуса. Кроме того, были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование. Переклассифицирован в тральщик. С 12 октября 1916 года – в посыльное судно. В период первой мировой войны использовался для обеспечения действий сил флота и боевого траления на подходах к Севастополю. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении. 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919 года освобожден войсками советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА в строй не вводился. В 1922-1923 гг. сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

 

http://flot.parus.ru/rustb001.htm

 

post-198-1160550224_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№2

 

Броненосец "Синоп"

Тип "Екатерина ll" - 4 ед. - "Екатерина ll", "Чесма", "Синоп", "Георгий Победоносец" .

 

 

Заложен 25.09.1883 ( официально - 25.10.1884 ) на заводе РОПиТ в Севастополе, вступил в строй в июне 1889 г.

 

Водоизмещение - 10,180 т.

Мощность машин - 12,806 л.с.

Скорость - 14.2 узл., дальность плавания - 2,320 миль - на 10 узл.

Бронирование - главный броневой пояс - 203 - 406 мм, броневая палуба - 57 мм, боевая рубка - 305 мм, казематы - 305 мм

Вооружение - 6х305мм , 7х152мм, 2х63.5-мм , 8х47 мм , 4 пятиствольных 37-мм .

Экипаж - 26 офицеров, 607 унтер - офицеров и матросов.

 

 

Черноморский Флот. 01.02.1892 г. переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 27.09.1907 г. в линейный корабль. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 г. с перевооружением. Участвовал в первой мировой войне (нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с 11.1916 г. использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 г.). 17.01.1918 г. вошел в состав Красного Черноморского флота. С 04.1918 г. находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 01.05.1918 г. был захвачен германскими оккупантами, а 24.11.1918 г. – англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев. 19.02.1919 г. разоружен, а 22-24.04.1919 г. по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29.04.1919 г. был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24.06.1919 г. снова захвачен белогвардейцами. После освобождения 15.11.1920 г. Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 г. сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21.11.1925 г. исключен из списков судов РККФ.

 

http://flot.parus.ru

post-198-1160550487_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№3

 

Учебное судно "Березань"

 

Бывший германский пароход «Тюрингия», приобретенный Добровольным флотом в 1878 г. и названный «Петербург». Куплен Морведом в 1893 г., превращен в учебное судно.

 

Спущ. в 1870 г. (Гринок/Кард и К).

 

Водоизмещение - 5169 т.

Мощность машин - 3127 л.с

Скорость - 13,8 узл., запас угля до 400 тонн; дальность плавания - 1920 миль на 7 узл.

Вооружение - 6х75 мм, 2х37 мм, 4 пул. 7,62 мм.

Экипаж - 12 офицеров, 254 унтер-офицеров и матросов.

 

Черноморский Флот.

С 29.01.1909 транспорт. С 01.1914 г. плавбаза подводных лодок.

С 8.08.1921 блокшив-плавбаза подводных лодок. В 1931 г. сдан на слом.

 

Вот здесь есть, если интересно:

 

http://victory.mil.ru/lib/books/memo/panteleev_ua/05.html

http://belinka.ur.ru/elib/pl/2.htm

post-198-1160550683_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...