Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Я думал, что при царе этому кораблю открыток не посвящали, ан нет…

 

Эскадренный броненосец (Линкор) «КНЯЗЬ ПОТЕМКИН ТАВРИЧЕСКИЙ» – «ПАНТЕЛЕЙМОН» - «ПОТЕМКИН ТАВРИЧЕСКИЙ» - «БОРЕЦ ЗА СВОБОДУ»

 

ТТД:

Длина наибольшая - 115,4 м

Длина по ватерлинии - 113,1 м

Ширина по ватерлинии - 22,2 м

Осадка на ровный киль - 8,2 м

Водоизмещение - 12480 т

 

Две машины тройного расширения - 5300x2 = 10600 л. с., винтов – 2, котлов - 14

Скорость хода - 16 узл. Дальность плавания до 2000 миль

Бронирование: борт - 178—229 мм, каземат - 127 мм, башни - 254 мм, палуба - 38—76 мм, рубка - 229 мм

Вооружение: 2Х2-305мм., 16-152мм., 14-75мм., 6-47мм., 2-37мм., десантных пушек Барановского 2, пулеметов 4-7,62мм., торпедных аппаратов 4-450 мм.

 

28 сентября 1898 года в городе Николаеве, в эллинге Николаевского Адмиралтейства был заложен новый военный корабль класса эскадренных броненосцев, получивший название "Князь Потемкин Таврический".

Строитель его, корабельный инженер А. Э. Шотт взял за основу проект броненосца "Три святителя" (12480 т). За счет выигрыша в весе, достигнутого применением нового сорта брони, при том же водоизмещении удвоил число 152-мм орудий среднего калибра, прикрыл тонкой броней носовую оконечность и устроил скосы бронепалубы к бортам.13 сентября 1900 года в торжественной обстановке броненосец "Князь Потемкин Таврический" был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь для достройки и вооружения.

Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить. Вновь поставленные котлы были оборудованы для сжигания твердого топлива.

В этом же году проводились испытания орудийных башен главного калибра, во время которых обнаружились раковины в броне.

Башни были забракованы, что отодвигало срок ввода корабля в строй действующих примерно на два года.

Одновременно с закладкой корабля началось комплектование команды. Для этой цели был сформирован флотский экипаж № 36, в задачи которого входила подготовка технически грамотных специалистов для обслуживания сложной техники и вооружения корабля: артиллеристов, связистов, машинистов, минеров и других. В то же время в экипаже проводилась и строевая подготовка.

При вступлении “Потемкина” в строй действующих кораблей полный комплект команды должен был иметь 26 офицеров и 705 матросов. В строй действующего флота броненосец вошел 20 мая 1905 года.

При выходе на практические стрельбы в район Тендровской косы на корабле было 20 офицеров и около 700 матросов. На берегу остались больные, а часть команды была списана как неблагонадежная в дисциплинарном (читай, в политическом) отношении. 14 июня 1905 на корабле вспыхнуло восстание. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над частью команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.

Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько офицеров. Остальных офицеров арестовали. Погиб и один из зачинщиков восстания - артиллерийский унтер-офицер Г. Н. Вакуленчук.

Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца N° 267, находившегося тогда на Тендровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. В 14.00 14 июня 1305 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца «Князь Потемкин Таврический» объявила его кораблем революции.

Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где проходила всеобщая стачка рабочих.

Потемкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции.

17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота, В ее состав вошли броненосцы «Двенадцать апостолов», «Георгий Победоносец», «Три святителя», а также минный крейсер «Казарский». Царь Николай II счел восстание на «Потемкине» опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Черном море под красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно ликвидировать восстание — в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. Однако первая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потемкинцев. Утром 18 июня с «Потемкина», стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей — пять броненосцев и шесть миноносцев.

Броненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старший флагман вице-адмирал Кригер, На «Потемкине» решили огонь первыми не открывать — матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблей эскадры. На предложения идти на переговоры потемкинцы ответили отказом и, в свою очередь, пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль для переговоров. На «Ростиславе» — флагманском корабле Кригера — подняли сигнал «Стать на якорь». В ответ на это «Потемкин» пошел на таран «Ростислава», однако в последний момент изменил курс и прошел между ним и броненосцем «Три святителя». Последний, опасаясь тарана, ушел в сторону. Революционный броненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицеле своих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось, Команды кораблей эскадры отказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышли на палубы и приветствовали проходящий «Потемкин» криками «ура!».

Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полный вперед и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с «Потемкиным» остался броненосец «Георгий Победоносец»: после переговоров с потемкинцами его команда также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Позднее среди моряков «Победоносца» произошел раскол, он отстал от «Потемкина» и сдался властям.

В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня «Потемкин» в сопровождении миноносца № 267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание «Ко всем европейским державам» и «Ко всему цивилизованному миру», объяснив в них причины и цели восстания.

В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его ужа ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем. Пришлось снова идти в Констанцу.

Прибыв туда 24 июня, матросы сдали корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца N° 267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде,

26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота, А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец «Князь Потемкин Таврический» России.

12 октября 1905 года после восстания броненосец переименовали в "Пантелеймон" (в 1714 году, в день поминовения этого святого, русский флот одержал победу при Гангуте). В процессе переименования был отслужен молебен, и духовенство кропило святой водой все помещения корабля, даже самые труднодоступные, с целью “смыть” революционные традиции и революционный дух и, конечно, саму память о героическом восстании. В 1906 году "Пантелеймон", с "обновленной" командой, стал флагманом Отдельного практического отряда.

Этому соединению предстояло отработать методы централизованного управления артогнем на больших дистанциях и скоростях. Слишком уж жестоким оказался урок русско-японской войны на море, когда русским кораблям не хватало точных дальномеров, надежной материальной части, а артиллеристов обучали стрельбе на дистанции максимум 50 кабельтовых.

Довольно скоро разработали новые таблицы стрельбы, улучшили орудия, особое внимание уделили подготовке офицеров-артиллеристов и комендоров. Уже в 1907 году "Пантелеймон" точно стрелял на 80 кабельтовых, а потом и на 110 кабельтовых. Напомним, что за два года до этого, в Цусимском бою, противники обменивались залпами на дистанции 55 кабельтовых.

С 10 декабря 1907 года в соответствии с вновь принятой классификацией зачислен в класс линейных кораблей.

В 1911 году линкор прошел модернизацию и стал флагманом Черноморского флота. Осенью 1911 корабль взял впервые учрежденный "Переходящий императорский приз за лучшую стрельбу кораблей". Через три года эта выучка пантелеймоновцев сказалась в боях первой мировой войны.

Так было 28 апреля 1915 года, когда "Гебен" завязал бой с дредноутами "Евстафий" и «Иоанн Златоуст» (однотипные с «Потемкиным» корабли. Имели 4-203 мм. орудия в казематах. Введены в строй в 1911 году), орудия которых не доставали до противника, "Пантелеймон" открыл огонь с предельной дистанции 104 кабельтовых и вторым (!) залпом поразил противника. "Я увидел, что одно падение этого залпа легло за кормой "Гебена", саженях в 30-40, - доносил старший офицер "Пантелеймона", капитан 2-го ранга Г. К. Леман, - другое же падение дало попадание в район задней трубы и третьей башни... Снаряд при разрыве дал густое облако черного дыма, которое прорезалось красноватым пламенем". "Стрельба велась (русскими) исключительно хорошо", - констатировал германский контр-адмирал Г. Лорей.

13 апреля 1917 года, после Февральской революции, его вновь переименовали, возвратив за революционные заслуги первоначальное имя “Потемкин Таврический” (слово “князь” было из названия исключено).

И наконец 11 мая 1917 года броненосец получил последнее имя - “Борец за свободу” - для вечного напоминания о революционной судьбе корабля.

В 1918 году линкор находился на долговременном хранении в порту - сказалась нехватка команды, часть которой передали новым дредноутам, а другая ушла на фронты гражданской войны. В мае 1918 года захвачен германскими войсками а в конце года – англичанами. До 29 апреля 1919 года корабль простоял в Южной бухте, но в тот день уходившие из Севастополя интервенты затопили близ Севастополя 12 русских подводных лодок и подорвали цилиндры главных машин на старых линкорах.

После гражданской войны восстановление поврежденного и уже устаревшего линкора признали нецелесообразным. В 1923 году его отвели в Северный док и к октябрю 1925 года разобрали на металл. Носовую и кормовую мачты использовали, чтобы установить на них створные маячные огни для плавания судов в Днепро-Бугском лимане, где они служили еще около 40 лет, после чего часть носовой мачты была сдана на вечное хранение в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, а кормовая - в Одесский краеведческий музей, где они находятся и в настоящее время.

А знаменитый фильм "Броненосец "Потемкин" снимали на палубах блокшива (бывшего линкора) "Двенадцать апостолов" и только что возрожденного крейсера "Коминтерн" - однотипного с прославленным "Очаковым". Но на первых кадрах именно «Потемкин» - использовалась старая хроника.

 

Открытка Изд. М. Е. Ходзицкаго. Одесса.

post-198-1185867050_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (SailingShips @ Jul 31 2007, 11:34 AM)
Я думал, что при царе этому кораблю открыток не посвящали, ан нет…

Есть Пантелеймон изд. Ерошенко, Гранберга, Мазура.

 

Флагман Румынского флота - французская открытка - перепечатка с румынской

post-198-1185972891_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересная открытка, rspc, спасибо! drinks_cheers.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

QUOTE (SailingShips @ Feb 5 2007, 05:11 AM)
Теперь вопрос: А «Петропавловск» ли изображен на этой открытке? reading_help.gif

Типичная ошибка на почтовых открытках, где путают "Севастополь", "Петропавловск" и "Полтаву".

На бр-це "Севастополь" не вент.труба выше, а трубы короче.

Есть также отличия в прожекторах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одна из самых многочисленных и знаменитых серий русских кораблей: эсминцы-«новики».

 

На открытке № 83 Издания С. Ерошенко. Одесса. Головной корабль 1-й черноморской серии «Беспокойный». Или как тогда писали «Безпокойный»

 

1-я серия:

 

«БЕСПОКОЙНЫЙ» Общество Николаевских заводов и верфей «Наваль» 20.9.1912/18.10.1913/16.10.1914 - искл. 1924

 

«ГНЕВНЫЙ» Общество Николаевских заводов и верфей «Наваль» 20.9.1912/18.10.1913/16.10.1914-искл. 1924

 

«ДЕРЗКИЙ» Общество Николаевских заводов и верфей «Наваль» 18.10.1913/2.3.1914/16.10.1914-искл. 1924

 

«ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ» Общество Николаевских заводов и верфей «Наваль» 18.10.1913/2.3.1914/16.10.1914-погиб 17.6.1918

 

2-я серия:

 

«СЧАСТЛИВЫЙ» Общество Николаевских заводов и верфей «Наваль» 1914/16.3.1914/18.4.1915-погиб 24.10.1919

 

«БЫСТРЫЙ» Металлический завод, верфь Вадона в Херсоне 1914/25.5.1914/18.4.1915-погиб 21.9.1941

 

«ГРОМКИЙ» Общество Николаевских заводов и верфей «Наваль» 30.9.1913/5.12.1913/21.4.1915-погиб 17.06.1918

 

«ПЫЛКИЙ» Металлический завод, верфь Вадона в Херсоне 1913/15.7.1914/31.5.1915-искл. 1924

 

«ПОСПЕШНЫЙ» Общество Николаевских заводов и верфей «Наваль» 5.10.1913/22.3.1914/16.9.1915-искл. 1924

 

Водоизмещение 1190 т., полное 1460 т. (1-я серия); 1110 т., полное 1450 т. (2-я серия).

Длина 93,8 м. (1-я серия); 97,9 м. (2-я серия).

ширина 9,3 м.

осадка 3,2 м. (1-я серия); 9,4 м. (2-я серия).

Механизмы: (1-я серия) и «Быстрый», «Пылкий» - 5 котлов «Торникрофт», 2 турбины «Браун-Бовери-Парсонс»; остальные - 5 котлов «Вулкан», 2 турбины «Кертис-АЕГ-Вулкан»

Мощность 23000-25500 л.с.

Скорость хода 30-32 узла. Полная 34 узла.

Запасы топлива: 300 — 330 т нефти.

Дальность плавания: до 2000 миль (1-я серия), 1600 миль (2-я серия)

Вооружение: 5 двухтрубных 450 мм торпедных аппаратов, 3-102 мм., 2 пулемета, 80 мин заграждения.

Экипаж: 112 человек

 

 

Первые в русском флоте серийные турбинные эсминцы; за прототип был взят «Новик». Головной корабль серии «Беспокойный» был заложен вместе с «Гневным» 20.09.1912 на стапелях Николаевского завода «Наваль». Первая серия из четырех кораблей вошла в строй в 1914 году. 2-я серия годом позже, внешне отличалась срезом и формой дымовых труб. Все активно участвовали в боевых действиях первой мировой войны. Использовались в основном на торговых коммуникациях и у побережья Турции, занимались минными постановками. Опыт боевого использования эскадренных миноносцев типа «Новик» в кампаниях 1914—1916 годах показал, что применение ими торпедного оружия в наступательных операциях отодвинулось на второй план. Решающую роль стала играть артиллерия. Эсминцы-«новики», в отличие от миноносцев прежних типов, явились первыми подлинно многоцелевыми кораблями. Благодаря своим высоким мореходным и маневренным качествам, большой автономности, сильному артиллерийскому вооружению и приспособленности к минным постановкам они эффективно решали такие задачи, как разведка, дозорная служба, нарушение морских коммуни¬каций противника, набеговые операции на его порты, охранение своих кораблей и транспортов.

Первые черноморские «новики» в общей сложности уничтожили десятки турецких парусников, 5 транспортов, буксир и КЛ.

 

«Пронзительный» и «Громкий» затоплены у Новороссийска 17.06.1918 по приказу большевиков.

«Счастливый», «Пылкий» и «Поспешный» в 1919 г. уведены за границу. «Счастливый» затонул 24.10.1919 в шторм в бухте Мудрос в Эгейском море, остальные возвращены белогвардейцам.

«Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Пылкий» и «Поспешный» в ноябре 1920 года уведены белогвардейцами в Бизерту, где их разобрали на металл в начале 30-х годов.

Поврежденный «Быстрый» был брошен Врангелем в Севастополе, после окончания Гражданской войны он вошел в состав советского флота под именем «Фрунзе». Потоплен фашистской авиацией севернее косы Тендра 21.09.1941 г.

post-198-1189145305_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новики – тема для разговора обширная, 37 только вошедших в строй кораблей. icon_daumenhoch.gif

 

Господа, продолжайте… Не забудьте и о родоначальнике серии. russ.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На форуме такой " Дианы " не выставлялось. Интересно а кто рядом?

post-198-1189177217_thumb.jpg

Изменено пользователем Заблудший
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господа спецы не подскажите, а что за корабли у причальной стенки. А также что это за катер " Инженер ". Мне показалось, что это минный катер. У него наблюдается торпедный аппарат, как у корабля напротив. А личное имя мне кажется, простым катерам не давали. Возможно, я неправ.

post-198-1189344547_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Заблудший @ Sep 9 2007, 05:33 PM)
Господа спецы не подскажите, а что за корабли у причальной стенки. А также что это за катер " Инженер ". Мне показалось, что это минный катер. У него наблюдается торпедный аппарат, как у корабля напротив. А личное имя мне кажется, простым катерам не давали. Возможно, я неправ.

Это два эскадренных миноносца типа "Украйна". По всей видимости ближний "к нам" - "Стерегущий"

Водоизмещение 630 т. Размеры 73.2x7.24x3.35 м

Вооружение 2 - 75мм, 4 - 57мм, 4 пулемета, 3 - 456 мм ТА.

Механизмы 2 вертикальные паровые машины тройного расширения 6325 л.с. Скорость - 25.9 узла. Экипаж 7 офицеров и 83 матроса.

 

Что касается паровых катеров, то многие они имели имена, несли вооружение, иногда состоящее из торпедных аппаратов. Есть много примеров, когда они несли дозорную службу. Вспомните катер «Авось» с броненосца «Ретвизан».

http://keu-ocr.narod.ru/Avantury/

post-198-1189412290_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На открытке эсминцы класса «Доброволец». Подкласс «Украина» (Лидер В – построено 8 единиц: «Украина», «Войсковой», «Трухменец», «Казанец», «Стерегущий», «Страшный», «Донской казак», «Забайкалец»). На переднем плане действительно «Стерегущий», второй «Страшный».
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот родоначальник!

 

В Российском флоте имя “Новик” носили 11-пушечный корвет, спущенный на воду в 1856 году (14 сентября 1863 года разбился на камнях у мыса де-Лос-Рейс на западном побережье Северной Америки), и знаменитый эскадренный миноносец, один из быстроходнейших кораблей своего времени, прославившийся на Балтике в годы первой мировой войны (под новым названием “Яков Свердлов” 28 августа 1941 года подорвался на мине у острова Мохни при прорыве кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт).

 

 

Крейсер "Новик"

Открытка типографии А.К. Вейермана, Москва, 12 февраля 1904 года.

 

 

В соответствии с “программой для нужд Дальнего Востока”, принятой в 1898 году, Морской технический комитет разработал техническое задание на проектирование крейсера водоизмещением 3000 т, предназначавшегося не только для разведочной службы при эскадре, но и ее защиты от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносных кораблей.

Контракт на постройку такого крейсера, получившего название “Новик”, был подписан с германской фирмой “Шихау” 5 августа 1898 года. Строился корабль отделением этой фирмы в Данциге, механизмы изготовлялись в Эльбинге. Официальная закладка корабля состоялась 29 февраля 1900 года, когда корпус был уже доведен постройкой до броневой палубы. 2 августа “Новик” спустили на воду, и 3 мая 1901 года крейсер под русским государственным флагом вышел на первую семичасовую заводскую пробу.

 

Водоизмещение - нормальное 3080 (по проекту 3000), полное — 3180 т

Мощность машин - 17800 л.с.

Скорость хода - 25,1 узл. , запас угля нормальный — 400 т, полный — 510 т. Дальность плавания при скорости 10 узлов - 2900 миль. (Проектная — 5000 миль).

Бронирование - палубы - (по всей длине от тарана до ахтерштевня) 30 в горизонтальной части и 51 мм на скосах (броня хромоникелевая). Выступавшие над броневой палубой части главных машин прикрывали 70-мм гласисы. (По другим данным, гласисы — 25 мм). Щиты орудий — 25 мм, боевая рубка — 30 мм (крупповская цементированная броня).

Вооружение - 6х120-мм орудий Канэ (45 калибров), 6х47-мм Гочкиса (43 калибра) и 2х37-мм орудия Гочкиса в 23 калибра на катерах, 64-мм десантное орудие Барановского (19 калибров), 2х7,62 -мм трехлинейных пулемета Максима, кормовой и 4 ТА 381-мм

Экипаж (по штату) — 12 офицеров и 316 кондукторов и нижних чинов.

 

18 мая 1902 года после завершения приемосдаточных испытаний “Новик” прибыл в Россию. 14 сентября того же года крейсер под командованием капитана 2 ранга П. Ф. Гаврилова покинул Кронштадт, взяв курс на Дальний Восток. 6 декабря, когда “Новик” находился в Пирее (Греция), в командование им вступил капитан 2 ранга Н. О. Эссен.

 

В Порт-Артур крейсер пришел 2 апреля 1903 года. Буквально с первых минут русско-японской войны началась активная служба “Новика”. Сразу же после нападения японских миноносцев на русскую эскадру в ночь на 27 января 1904 года командир крейсера получил приказ преследовать неприятеля, но пока на “Новике” разводили пары, японские миноносцы успели уйти. В бою с японской эскадрой на следующий день “Новик” предпринял дерзкую попытку сблизиться с неприятельской эскадрой, однако попавший в крейсер 203-мм снаряд (в район ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только после десяти суток напряженного ремонта корабль удалось снова ввести в строй. Именно на “Новике” поднял свой флаг командующий флотом адмирал С. О. Макаров, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий миноносец “Стерегущий”. Не раз крейсер прикрывал выходы в море миноносцев и канонерских лодок, принимал участие в обстреле занятого противником побережья.

 

После боя 28.07/10.08 1904 г. (3 надводные пробоины, 2 убитых, 1 раненый) "Новик" прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт Корсаковск (О.Сахалин). Затоплен там экипажем после боя с японскими крейсерами "Цусима" и "Читосе" 7/20.08.1904 г. (3 подводных и 2 надводных пробоины, 2 убитых, 17 раненых). Поднят японцами, отремонтирован (новые котлы и вооружение) и с 1908 г. служил в японском флоте под названием "Судзуя". Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.

 

http://www.battleships.spb.ru

 

 

Бой у Корсаковского поста и гибель крейсера "Новик"

 

Суббота, 7 августа 1904 года... В 6 ч “Новик” бросил якорь на рейде Корсаковского поста.

 

В сентябре 1853 года экспедиция Г. И. Невельского основала на Южном Сахалине Ильинский пост (позднее Корсаковский пост — назван так в честь русского гидрографа В. А. Римского-Корсакова, в настоящее время город Корсаков). Тогда же было объявлено о присоединении Сахалина к России. По русско-японскому договору, подписанному в Петербурге 25 апреля (7 мая) 1875 года, Сахалин принадлежал России, но при этом оговаривалось право японцев на рыбную ловлю в Охотском море и вдоль берегов острова, а в Корсаковский пост японские суда могли заходить без портовых и торговых пошлин.

 

Военные посты не только способствовали закреплению Сахалина за Россией, но и положили начало его хозяйственному освоению. Разрастался и Корсаковский пост, ставший административным центром Южного Сахалина. В 40 верстах к северу от него переселенцы из Владимирской губернии основали большое и зажиточное село Владимировку (ныне город Южно-Сахалинск). К началу русско-японской войны на острове жили 30 тысяч человек.

 

Появление на горизонте военного судна поначалу вызвало там панику, но, когда разглядели Андреевский флаг, чуть ли не все население собралось у пристани. Едва причалил баркас с “Новика”, как местный оркестр грянул марш. Конечно, в поселке никто не ожидал русского крейсера, о котором в течение восьми дней после выхода его из Циндао “в неизвестном направлении” в России не было никаких известий.

 

Лейтенант А. П. Штер с частью команды руководил погрузкой угля на берегу. “Не могу описать достаточно ярко то радостное чувство, — вспоминал он позднее, — которое охватило меня при съезде на берег; после 10-дневного томительного перехода очутиться на берегу, на своем русском берегу, с сознанием, что большая часть задачи уже выполнена, с надеждой, что через несколько часов мы будем на пути к Владивостоку... — все это наполняло меня каким-то детским восторгом! Роскошная природа Южного Сахалина еще больше способствовала этому настроению; команда, видимо, испытывала те же чувства, потому что все энергично и весело принялись за грязную работу погрузки угля”.

 

Грузить уголь начали в 9 ч 30 мин, его приходилось подвозить на пристань в телегах, нагружать на баржи, буксировать к крейсеру и перегружать. Уголь носили в мешках, корзинах и, больше всего, в ведрах, да и тех было недостаточно. Все жители помогали новиковцам — вместе с матросами работали и военная команда, и ссыльные, старики и женщины, само собой, и дети набежали!..

 

Начальник корсаковской команды полковник И. А. Арцишевский еще утром послал телеграфное донесение о прибытии “Новика” военному губернатору Сахалина генерал-лейтенанту М. Н. Ляпунову и далее по инстанции. Дойдя до Петербурга уже за подписью адмирала Е. И. Алексеева, это донесение опередило события: “...сего числа в 6 утра “Новик” пришел в Корсаковский пост, приняв уголь, следует во Владивосток”.

 

И главный начальник флота и морского ведомства великий князь Алексей Александрович с удовлетворением пометил на бланке донесения: “Доводится до Высочайшего сведения. Доклад завтра около 4-х часов. А.”. Однако судьба распорядилась иначе, и Николаю II на следующий день осталось только с горечью приписать: “Лучше этого не печатать...”

 

За облаком угольной пыли, окутавшей “Новик”, трудно было разглядеть, что делается в море, но горизонт, без сомнения, чист. Около 14 ч 30 минут радиотелеграф крейсера начал принимать неразборчивые сигналы — передавать их мог только противник! Так как, пользуясь стоянкой, пары во всех котлах, кроме двух, прекратили и глушили лопнувшие трубки, то теперь требовалось развести пары в семи котлах, только что исправленных. Оставалось принять еще две баржи с углем, но с крейсера семафором передали береговой команде — срочно возвратиться! А. П. Штер записал: “Сразу что-то оборвалось внутри, мелькнуло сознание чего-то безвыходного и настроение круто переменилось из радостного в высшей степени угнетенное. Очень не хотелось покидать этот уютный и веселый на вид уголок, чтобы пускаться в такое сомнительное предприятие, как бой с неизвестным пока противником. Если слышны японские телеграммы, то ясно, что неприятель не один... А сколько? И кто именно? Все японские крейсеры даже в одиночку сильнее “Новика”, а тут еще и полного хода дать нельзя... Несомненно, близилась развязка...”.

 

 

 

 

В 16 ч “Новик” снялся с якоря, взяв направление на юг, а когда на горизонте показался дымок, набрал предельно возможную скорость — 18-19 уз и устремился в широкую восточную часть залива Анива, пытаясь ввести в заблуждение противника и рассчитывая после наступления темноты лечь на обратный курс в пролив Лаперуза. Ощущение решительной минуты подействовало на всех! Сосредоточенно делались последние приготовления к бою, напряженно всматривались в противника, стараясь определить, с кем придется иметь дело. И, сближаясь, определили его как крейсер типа “Ниитака”.

 

В действительности это был однотипный с ним “Цусима” (вес бортового залпа — 210 кг против 88 у “Новика”). Крейсер “Читозе”, стерегший пролив Лаперуза в самой узкой части (около 23 миль), утром встретил “Цусиму”, и командир “Читозе” капитан 1 ранга Такачи Скеичи приказал “Цусиме” под командованием капитана 2 ранга Сенто Такео осмотреть Корсаковский пост. По силуэту “Цусима” очень походил на крейсер владивостокского отряда “Богатырь”, и японцы рассчитывали, что, пока с русского крейсера распознают их, “Цусиме” удастся сблизиться с более быстроходным “Новиком” (истинного состояния механизмов которого они, естественно, не знали), а “Читозе” останется на выходе из залива Анива.

 

В 17 ч крейсер “Цусима” повернул наперерез “Новику”, дав радиограмму на “Читозе”: “Вижу неприятеля и атакую его”. Через 10 мин расстояние уменьшилось до 40 кб, и с “Новика” уже невооруженным глазом стали видны надстройки “Цусимы", а в бинокль — даже люди на его палубе. “Новик” открыл огонь правым бортом, и всплески снарядов легли рядом с неприятелем. Крейсер “Цусима” ответил — блеснули огоньки выстрелов его левого борта.

 

Вначале японские снаряды давали перелеты, но вскоре стали ложиться ближе. Чтобы сбить пристрелку, “Новик” начал описывать ряд разнодужных коордонат (Маневр, состоящий из двух последовательных поворотов на один и тот же угол в противоположные стороны для смещения линии пути), держа противника в пределах 35-40 кб. Но уже в 17 ч 20 мин “Новик” попал под накрытие. Один из неприятельских снарядов сделал пробоину в рулевом отделении под броневой палубой, которое стало заполняться водой. Тут же раздался и тревожный крик: “Пробоина в каюте старшего офицера!”, а затем и новые возгласы: “Пробоина в жилой палубе!.. В кают-компании!..” Аварийная команда бросилась заделывать (насколько это возможно в ходе боя) повреждения. Еще через 5 мин снаряд разрушил командирскую и штурманскую рубки, уничтожив все карты и штурманские инструменты, кроме одного секстана. По счастью, жертв еще не было. “Новик" даже стал опережать неприятеля, идя на параллельном курсе...

 

Но это было последнее напряжение машин крейсера — в двух котлах лопнули водогрейные трубки, и скорость резко снизилась. “Невольно в груди закипала бессильная злоба, подкатывалась клубком к горлу и разражалась грубыми ругательствами, — писал А. П. Штер, — против кого эта злоба — отчета я себе не отдавал, но старался излить ее на противника”.

 

Неприятельским снарядом убило комендора ютового орудия Н. Д. Аникина, смертельно ранило унтер-офицера П. И. Шмырева и матроса М. П. Губенко. Командир орудия левого нестреляющего борта сам прибежал заменить убитого и продолжал посылать один снаряд за другим. “Началось! — подумалось Штеру. — Сейчас будет моя очередь!” И действительно: “За спиной у меня раздался взрыв... Впечатление, что у меня вырвало кусок бока. Барабанщик, держась за голову, плачущим голосом: “Ваше благородие, у вас мозги вылезли!” — Вряд ли бы я мог стоять, если бы у меня мозги полезли!..” Этим снарядом снесло кормовой мостик и машинные вентиляторы и, кроме лейтенанта Штера, ранило еще десять матросов. Перевязавшись тут же, на палубе, Штер продолжал управлять огнем кормовых орудий.

 

Огонь неприятеля заметно ослабел. Но около 17 ч 35 мин одновременно два снаряда попали ниже ватерлинии в рулевое и сухарное отделение. “Новик” сел кормой почти на метр, вода над броневой палубой хлынула в кают-компанию. И тут же вышли из строя еще два котла, ход уменьшился вдвое, и стало ясно, что уйти не удастся.

 

Спустя четверть часа “Новик” повернул к берегу, чтобы вернуться в Корсаковский пост. К удивлению, крейсер “Цусима” тоже повернул вправо, на расходящийся курс, и прекратил стрельбу! “Новик” же продолжал вести огонь, теперь уже с левого борта, пока расстояние не увеличилось до 50 кб. Видели, что у уходящего крейсера, когда он повернулся кормой к “Новику”, крен и, управляясь машинами, он идет зигзагами.

 

“Новик” приблизился к берегу насколько возможно, чтобы в случае необходимости легче было спасать экипаж, а когда из рулевого отделения передали, что привод руля не действует, то, управляясь бортовыми машинами, в 18 ч 20 мин пришел на Корсаковский рейд, подвел пластырь и начал откачивать воду...

 

Неприятельский корабль, выйдя из зоны поражения, также завел пластырь и, будучи не в состоянии продолжать бой, дал радиограмму на “Читозе”, находившийся на расстоянии 4 ч хода. Тот запросил о местонахождении “Новика”. И хотя последний своим аппаратом пытался помешать переговорам, “Цусима” все же смог сообщить, что “Новик” идет в Корсаковский пост.

 

Когда неприятель скрылся за горизонтом, “Новик” попытался приблизиться к берегу, но при этом сорвало подведенный пластырь. Став на якорь в 960 м от берега, выяснили, что корабль принял около 250 т воды через три подводные пробоины: две в рулевом отделении и одну под каютой старшего офицера. Вблизи ватерлинии имелась еще одна пробоина, а всего крейсер получил около десяти попаданий, причем оказались разбиты шестерка, деревянный и металлический вельботы. Осмотр показал, что одну из пробоин в рулевом отделении своими силами заделать не удастся — снаряд попал в стык борта с броневой палубой, вызвав длинные трещины. Но самое плачевное — в исправности оставались от силы шесть котлов из двенадцати; “потерял “Новик” свой ход в непрестанной работе, укатали Сивку крутые горки”, — с горечью констатировал А. П. Штер.

 

Выяснилось, что и воду из отсеков за ночь откачать не удастся — в поселке не было для этого никаких средств, а собственные вышли из строя. Из-за этих повреждений “Новика", а также предвидя, что выход из залива Анива перекрыт другим крейсером неприятеля, М. Ф. Шульц принял решение затопить корабль на отмели.

 

Около 10 ч вечера, когда на затребованных с берега баржах свезли с крейсера личный состав и все, что можно было снять из дельных вещей, открыли кингстоны. Взорвать “Новик" в тот момент не могло прийти в голову! Рассчитывали позднее, затребовав соответствующие средства из Владивостока, поднять корабль, затопленный в русском порту, и надеялись, что “Новик” еще послужит России! Моряки не могли предполагать, что через год по Портсмутскому мирному договору южная часть Сахалина, где затоплен их корабль, будет отдана японцам...

 

 

В 23 ч 30 мин “Новик” лег на дно на глубине 9 м, накренившись на правый борт до 30°. Корма скрылась под водой, а на поверхности остались трубы, мачта и значительная часть верхней палубы...

 

Ожидая “Читозе”, на крейсере “Цусима” “всю ночь смотрели во все глаза, опасаясь, что “Новик” опять сумеет ускользнуть”, — писала со слов японского офицера газета “Таймс”. Бой с “Новиком” стал для японского крейсера первым огневым крещением. “Можно себе представить,— заключил свой рассказ японский офицер, — как старались наводчики и как затем гордились, что им удалось повредить русский крейсер, который благодаря своей скорости и блестящему экипажу принимал столь выдающееся участие во всех боях, начиная с января”.

 

К ночи “Читозе” двинулся к Корсаковскому посту. Лучи трех его прожекторов, освещавших водное пространство по направлению к берегу, новиковцы видели всю ночь. Когда рассвело, с “Читозе” разглядели, что “Новик” затоплен западнее мыса Эндума, а между ним и берегом снуют шлюпки и паровой катер. Приблизившись, “Читозе” с 45 кб в течение часа расстреливал затопленный крейсер, а затем, подойдя на 13 кб, перенес огонь на берег, выпустив около ста снарядов, стреляя даже по отдельным людям, появлявшимся на берегу, повредив церковь, пять казенных и одиннадцать частных домов. “Оборонительный отряд находился на позициях, убитых и раненых нет”, — телеграфировал ночью 8 августа царю военный губернатор Сахалина генерал-лейтенант М. Н. Ляпунов. На “Новике” были разрушены две дымовые трубы, повреждена мачта, разбит кормовой мостик, а в палубе и надводной части борта — множество пробоин от осколков.

 

 

 

Затопленный "Новик"

 

Японские крейсеры ушли из Анивы и присоединились к эскадре. На имя начальника эскадры 9 августа последовал императорский рескрипт: “Крейсеры “Читозе” и “Цусима” в Корсаковском заливе уничтожили неприятельское судно и тем достигли цели долгой погони. Мы хвалим это”. Адмирал X. Камимура ответил: “Успех крейсеров “Читозе” и “Цусима" в Корсаковске всецело относится к величию верховного вождя”.

 

В Корсаковском посту 9 августа торжественно хоронили убитых и умерших от ран новиковцев. На высоком берегу залива Анива близ мыса Эндума покоились: Павел Ильич Шмырев, машинный квартирмейстер 1-й статьи; родом из села Серебряно-Прудовское Веневского уезда Тульской губернии; Дмитрий Иванович Гришин, машинист 1-й статьи, село Казанская Арчада Арчадинской волости Пензенской губернии; Николай Дмитриевич Аникин, старший комендор, деревня Калисиха Ветлужского уезда Костромской губернии; Моисей Петрович Губенко, матрос 1-й статьи, посад Подшой Аккерманского уезда Бессарабской губернии.

 

До утра 9 августа поступавшие в Петербург телеграммы о гибели “Новика” не пропускались в печать. Но так как информация продолжала поступать и от агентства “Рейтер”, и от агенства Вольфа, решили официально известить Россию: “7-го августа флот наш лишился лихого и славного, самого быстроходного из наших крейсеров, бывшего красой русского флота и грозой японцев... Ранено нижних чинов легко 14, тяжело 2, убито 2, ранен в голову лейтенант Штер, все время остававшийся на своему посту”.

 

Источник: battleships.spb.ru

 

 

 

вот тут ещё много интересного:

http://www.battleships.spb.ru/Novik/index.html

post-198-1189609422_thumb.jpg

Изменено пользователем Alix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Быстро вы господа определяете корабли. Спецы. Предложу более трудную задачу. Сможете определить по дымам что за корабли.

post-198-1189614246_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И крейсер "Новик" на открытке Апостоли.

post-198-1189629836_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (Alix @ Sep 12 2007, 07:07 PM)
Вот родоначальник!

В Российском флоте имя “Новик” носили 11-пушечный корвет, спущенный на воду в 1856 году (14 сентября 1863 года разбился на камнях у мыса де-Лос-Рейс на западном побережье Северной Америки), и знаменитый эскадренный миноносец, один из быстроходнейших кораблей своего времени, прославившийся на Балтике в годы первой мировой войны (под новым названием “Яков Свердлов” 28 августа 1941 года подорвался на мине у острова Мохни при прорыве кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт).


Крейсер "Новик"
Открытка типографии А.К. Вейермана, Москва, 12 февраля 1904 года.


В соответствии с “программой для нужд Дальнего Востока”, принятой в 1898 году, Морской технический комитет разработал техническое задание на проектирование крейсера водоизмещением 3000 т, предназначавшегося не только для разведочной службы при эскадре, но и ее защиты от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносных кораблей.
Контракт на постройку такого крейсера, получившего название “Новик”, был подписан с германской фирмой “Шихау” 5 августа 1898 года. Строился корабль отделением этой фирмы в Данциге, механизмы изготовлялись в Эльбинге. Официальная закладка корабля состоялась 29 февраля 1900 года, когда корпус был уже доведен постройкой до броневой палубы. 2 августа “Новик” спустили на воду, и 3 мая 1901 года крейсер под русским государственным флагом вышел на первую семичасовую заводскую пробу.

Водоизмещение - нормальное 3080 (по проекту 3000), полное — 3180 т
Мощность машин - 17800 л.с.
Скорость хода - 25,1 узл. , запас угля нормальный — 400 т, полный — 510 т. Дальность плавания при скорости 10 узлов - 2900 миль. (Проектная — 5000 миль).
Бронирование - палубы - (по всей длине от тарана до ахтерштевня) 30 в горизонтальной части и 51 мм на скосах (броня хромоникелевая). Выступавшие над броневой палубой части главных машин прикрывали 70-мм гласисы. (По другим данным, гласисы — 25 мм). Щиты орудий — 25 мм, боевая рубка — 30 мм (крупповская цементированная броня).
Вооружение - 6х120-мм орудий Канэ (45 калибров), 6х47-мм Гочкиса (43 калибра) и 2х37-мм орудия Гочкиса в 23 калибра на катерах, 64-мм десантное орудие Барановского (19 калибров), 2х7,62 -мм трехлинейных пулемета Максима, кормовой и 4 ТА 381-мм
Экипаж (по штату) — 12 офицеров и 316 кондукторов и нижних чинов.

18 мая 1902 года после завершения приемосдаточных испытаний “Новик” прибыл в Россию. 14 сентября того же года крейсер под командованием капитана 2 ранга П. Ф. Гаврилова покинул Кронштадт, взяв курс на Дальний Восток. 6 декабря, когда “Новик” находился в Пирее (Греция), в командование им вступил капитан 2 ранга Н. О. Эссен.

В Порт-Артур крейсер пришел 2 апреля 1903 года. Буквально с первых минут русско-японской войны началась активная служба “Новика”. Сразу же после нападения японских миноносцев на русскую эскадру в ночь на 27 января 1904 года командир крейсера получил приказ преследовать неприятеля, но пока на “Новике” разводили пары, японские миноносцы успели уйти. В бою с японской эскадрой на следующий день “Новик” предпринял дерзкую попытку сблизиться с неприятельской эскадрой, однако попавший в крейсер 203-мм снаряд (в район ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только после десяти суток напряженного ремонта корабль удалось снова ввести в строй. Именно на “Новике” поднял свой флаг командующий флотом адмирал С. О. Макаров, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий миноносец “Стерегущий”. Не раз крейсер прикрывал выходы в море миноносцев и канонерских лодок, принимал участие в обстреле занятого противником побережья.

После боя 28.07/10.08 1904 г. (3 надводные пробоины, 2 убитых, 1 раненый) "Новик" прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт Корсаковск (О.Сахалин). Затоплен там экипажем после боя с японскими крейсерами "Цусима" и "Читосе" 7/20.08.1904 г. (3 подводных и 2 надводных пробоины, 2 убитых, 17 раненых). Поднят японцами, отремонтирован (новые котлы и вооружение) и с 1908 г. служил в японском флоте под названием "Судзуя". Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.

http://www.battleships.spb.ru


Бой у Корсаковского поста и гибель крейсера "Новик"

Суббота, 7 августа 1904 года... В 6 ч “Новик” бросил якорь на рейде Корсаковского поста.

В сентябре 1853 года экспедиция Г. И. Невельского основала на Южном Сахалине Ильинский пост (позднее Корсаковский пост — назван так в честь русского гидрографа В. А. Римского-Корсакова, в настоящее время город Корсаков). Тогда же было объявлено о присоединении Сахалина к России. По русско-японскому договору, подписанному в Петербурге 25 апреля (7 мая) 1875 года, Сахалин принадлежал России, но при этом оговаривалось право японцев на рыбную ловлю в Охотском море и вдоль берегов острова, а в Корсаковский пост японские суда могли заходить без портовых и торговых пошлин.

Военные посты не только способствовали закреплению Сахалина за Россией, но и положили начало его хозяйственному освоению. Разрастался и Корсаковский пост, ставший административным центром Южного Сахалина. В 40 верстах к северу от него переселенцы из Владимирской губернии основали большое и зажиточное село Владимировку (ныне город Южно-Сахалинск). К началу русско-японской войны на острове жили 30 тысяч человек.

Появление на горизонте военного судна поначалу вызвало там панику, но, когда разглядели Андреевский флаг, чуть ли не все население собралось у пристани. Едва причалил баркас с “Новика”, как местный оркестр грянул марш. Конечно, в поселке никто не ожидал русского крейсера, о котором в течение восьми дней после выхода его из Циндао “в неизвестном направлении” в России не было никаких известий.

Лейтенант А. П. Штер с частью команды руководил погрузкой угля на берегу. “Не могу описать достаточно ярко то радостное чувство, — вспоминал он позднее, — которое охватило меня при съезде на берег; после 10-дневного томительного перехода очутиться на берегу, на своем русском берегу, с сознанием, что большая часть задачи уже выполнена, с надеждой, что через несколько часов мы будем на пути к Владивостоку... — все это наполняло меня каким-то детским восторгом! Роскошная природа Южного Сахалина еще больше способствовала этому настроению; команда, видимо, испытывала те же чувства, потому что все энергично и весело принялись за грязную работу погрузки угля”.

Грузить уголь начали в 9 ч 30 мин, его приходилось подвозить на пристань в телегах, нагружать на баржи, буксировать к крейсеру и перегружать. Уголь носили в мешках, корзинах и, больше всего, в ведрах, да и тех было недостаточно. Все жители помогали новиковцам — вместе с матросами работали и военная команда, и ссыльные, старики и женщины, само собой, и дети набежали!..

Начальник корсаковской команды полковник И. А. Арцишевский еще утром послал телеграфное донесение о прибытии “Новика” военному губернатору Сахалина генерал-лейтенанту М. Н. Ляпунову и далее по инстанции. Дойдя до Петербурга уже за подписью адмирала Е. И. Алексеева, это донесение опередило события: “...сего числа в 6 утра “Новик” пришел в Корсаковский пост, приняв уголь, следует во Владивосток”.

И главный начальник флота и морского ведомства великий князь Алексей Александрович с удовлетворением пометил на бланке донесения: “Доводится до Высочайшего сведения. Доклад завтра около 4-х часов. А.”. Однако судьба распорядилась иначе, и Николаю II на следующий день осталось только с горечью приписать: “Лучше этого не печатать...”

За облаком угольной пыли, окутавшей “Новик”, трудно было разглядеть, что делается в море, но горизонт, без сомнения, чист. Около 14 ч 30 минут радиотелеграф крейсера начал принимать неразборчивые сигналы — передавать их мог только противник! Так как, пользуясь стоянкой, пары во всех котлах, кроме двух, прекратили и глушили лопнувшие трубки, то теперь требовалось развести пары в семи котлах, только что исправленных. Оставалось принять еще две баржи с углем, но с крейсера семафором передали береговой команде — срочно возвратиться! А. П. Штер записал: “Сразу что-то оборвалось внутри, мелькнуло сознание чего-то безвыходного и настроение круто переменилось из радостного в высшей степени угнетенное. Очень не хотелось покидать этот уютный и веселый на вид уголок, чтобы пускаться в такое сомнительное предприятие, как бой с неизвестным пока противником. Если слышны японские телеграммы, то ясно, что неприятель не один... А сколько? И кто именно? Все японские крейсеры даже в одиночку сильнее “Новика”, а тут еще и полного хода дать нельзя... Несомненно, близилась развязка...”.




В 16 ч “Новик” снялся с якоря, взяв направление на юг, а когда на горизонте показался дымок, набрал предельно возможную скорость — 18-19 уз и устремился в широкую восточную часть залива Анива, пытаясь ввести в заблуждение противника и рассчитывая после наступления темноты лечь на обратный курс в пролив Лаперуза. Ощущение решительной минуты подействовало на всех! Сосредоточенно делались последние приготовления к бою, напряженно всматривались в противника, стараясь определить, с кем придется иметь дело. И, сближаясь, определили его как крейсер типа “Ниитака”.

В действительности это был однотипный с ним “Цусима” (вес бортового залпа — 210 кг против 88 у “Новика”). Крейсер “Читозе”, стерегший пролив Лаперуза в самой узкой части (около 23 миль), утром встретил “Цусиму”, и командир “Читозе” капитан 1 ранга Такачи Скеичи приказал “Цусиме” под командованием капитана 2 ранга Сенто Такео осмотреть Корсаковский пост. По силуэту “Цусима” очень походил на крейсер владивостокского отряда “Богатырь”, и японцы рассчитывали, что, пока с русского крейсера распознают их, “Цусиме” удастся сблизиться с более быстроходным “Новиком” (истинного состояния механизмов которого они, естественно, не знали), а “Читозе” останется на выходе из залива Анива.

В 17 ч крейсер “Цусима” повернул наперерез “Новику”, дав радиограмму на “Читозе”: “Вижу неприятеля и атакую его”. Через 10 мин расстояние уменьшилось до 40 кб, и с “Новика” уже невооруженным глазом стали видны надстройки “Цусимы", а в бинокль — даже люди на его палубе. “Новик” открыл огонь правым бортом, и всплески снарядов легли рядом с неприятелем. Крейсер “Цусима” ответил — блеснули огоньки выстрелов его левого борта.

Вначале японские снаряды давали перелеты, но вскоре стали ложиться ближе. Чтобы сбить пристрелку, “Новик” начал описывать ряд разнодужных коордонат (Маневр, состоящий из двух последовательных поворотов на один и тот же угол в противоположные стороны для смещения линии пути), держа противника в пределах 35-40 кб. Но уже в 17 ч 20 мин “Новик” попал под накрытие. Один из неприятельских снарядов сделал пробоину в рулевом отделении под броневой палубой, которое стало заполняться водой. Тут же раздался и тревожный крик: “Пробоина в каюте старшего офицера!”, а затем и новые возгласы: “Пробоина в жилой палубе!.. В кают-компании!..” Аварийная команда бросилась заделывать (насколько это возможно в ходе боя) повреждения. Еще через 5 мин снаряд разрушил командирскую и штурманскую рубки, уничтожив все карты и штурманские инструменты, кроме одного секстана. По счастью, жертв еще не было. “Новик" даже стал опережать неприятеля, идя на параллельном курсе...

Но это было последнее напряжение машин крейсера — в двух котлах лопнули водогрейные трубки, и скорость резко снизилась. “Невольно в груди закипала бессильная злоба, подкатывалась клубком к горлу и разражалась грубыми ругательствами, — писал А. П. Штер, — против кого эта злоба — отчета я себе не отдавал, но старался излить ее на противника”.

Неприятельским снарядом убило комендора ютового орудия Н. Д. Аникина, смертельно ранило унтер-офицера П. И. Шмырева и матроса М. П. Губенко. Командир орудия левого нестреляющего борта сам прибежал заменить убитого и продолжал посылать один снаряд за другим. “Началось! — подумалось Штеру. — Сейчас будет моя очередь!” И действительно: “За спиной у меня раздался взрыв... Впечатление, что у меня вырвало кусок бока. Барабанщик, держась за голову, плачущим голосом: “Ваше благородие, у вас мозги вылезли!” — Вряд ли бы я мог стоять, если бы у меня мозги полезли!..” Этим снарядом снесло кормовой мостик и машинные вентиляторы и, кроме лейтенанта Штера, ранило еще десять матросов. Перевязавшись тут же, на палубе, Штер продолжал управлять огнем кормовых орудий.

Огонь неприятеля заметно ослабел. Но около 17 ч 35 мин одновременно два снаряда попали ниже ватерлинии в рулевое и сухарное отделение. “Новик” сел кормой почти на метр, вода над броневой палубой хлынула в кают-компанию. И тут же вышли из строя еще два котла, ход уменьшился вдвое, и стало ясно, что уйти не удастся.

Спустя четверть часа “Новик” повернул к берегу, чтобы вернуться в Корсаковский пост. К удивлению, крейсер “Цусима” тоже повернул вправо, на расходящийся курс, и прекратил стрельбу! “Новик” же продолжал вести огонь, теперь уже с левого борта, пока расстояние не увеличилось до 50 кб. Видели, что у уходящего крейсера, когда он повернулся кормой к “Новику”, крен и, управляясь машинами, он идет зигзагами.

“Новик” приблизился к берегу насколько возможно, чтобы в случае необходимости легче было спасать экипаж, а когда из рулевого отделения передали, что привод руля не действует, то, управляясь бортовыми машинами, в 18 ч 20 мин пришел на Корсаковский рейд, подвел пластырь и начал откачивать воду...

Неприятельский корабль, выйдя из зоны поражения, также завел пластырь и, будучи не в состоянии продолжать бой, дал радиограмму на “Читозе”, находившийся на расстоянии 4 ч хода. Тот запросил о местонахождении “Новика”. И хотя последний своим аппаратом пытался помешать переговорам, “Цусима” все же смог сообщить, что “Новик” идет в Корсаковский пост.

Когда неприятель скрылся за горизонтом, “Новик” попытался приблизиться к берегу, но при этом сорвало подведенный пластырь. Став на якорь в 960 м от берега, выяснили, что корабль принял около 250 т воды через три подводные пробоины: две в рулевом отделении и одну под каютой старшего офицера. Вблизи ватерлинии имелась еще одна пробоина, а всего крейсер получил около десяти попаданий, причем оказались разбиты шестерка, деревянный и металлический вельботы. Осмотр показал, что одну из пробоин в рулевом отделении своими силами заделать не удастся — снаряд попал в стык борта с броневой палубой, вызвав длинные трещины. Но самое плачевное — в исправности оставались от силы шесть котлов из двенадцати; “потерял “Новик” свой ход в непрестанной работе, укатали Сивку крутые горки”, — с горечью констатировал А. П. Штер.

Выяснилось, что и воду из отсеков за ночь откачать не удастся — в поселке не было для этого никаких средств, а собственные вышли из строя. Из-за этих повреждений “Новика", а также предвидя, что выход из залива Анива перекрыт другим крейсером неприятеля, М. Ф. Шульц принял решение затопить корабль на отмели.

Около 10 ч вечера, когда на затребованных с берега баржах свезли с крейсера личный состав и все, что можно было снять из дельных вещей, открыли кингстоны. Взорвать “Новик" в тот момент не могло прийти в голову! Рассчитывали позднее, затребовав соответствующие средства из Владивостока, поднять корабль, затопленный в русском порту, и надеялись, что “Новик” еще послужит России! Моряки не могли предполагать, что через год по Портсмутскому мирному договору южная часть Сахалина, где затоплен их корабль, будет отдана японцам...


В 23 ч 30 мин “Новик” лег на дно на глубине 9 м, накренившись на правый борт до 30°. Корма скрылась под водой, а на поверхности остались трубы, мачта и значительная часть верхней палубы...

Ожидая “Читозе”, на крейсере “Цусима” “всю ночь смотрели во все глаза, опасаясь, что “Новик” опять сумеет ускользнуть”, — писала со слов японского офицера газета “Таймс”. Бой с “Новиком” стал для японского крейсера первым огневым крещением. “Можно себе представить,— заключил свой рассказ японский офицер, — как старались наводчики и как затем гордились, что им удалось повредить русский крейсер, который благодаря своей скорости и блестящему экипажу принимал столь выдающееся участие во всех боях, начиная с января”.

К ночи “Читозе” двинулся к Корсаковскому посту. Лучи трех его прожекторов, освещавших водное пространство по направлению к берегу, новиковцы видели всю ночь. Когда рассвело, с “Читозе” разглядели, что “Новик” затоплен западнее мыса Эндума, а между ним и берегом снуют шлюпки и паровой катер. Приблизившись, “Читозе” с 45 кб в течение часа расстреливал затопленный крейсер, а затем, подойдя на 13 кб, перенес огонь на берег, выпустив около ста снарядов, стреляя даже по отдельным людям, появлявшимся на берегу, повредив церковь, пять казенных и одиннадцать частных домов. “Оборонительный отряд находился на позициях, убитых и раненых нет”, — телеграфировал ночью 8 августа царю военный губернатор Сахалина генерал-лейтенант М. Н. Ляпунов. На “Новике” были разрушены две дымовые трубы, повреждена мачта, разбит кормовой мостик, а в палубе и надводной части борта — множество пробоин от осколков.



Затопленный "Новик"

Японские крейсеры ушли из Анивы и присоединились к эскадре. На имя начальника эскадры 9 августа последовал императорский рескрипт: “Крейсеры “Читозе” и “Цусима” в Корсаковском заливе уничтожили неприятельское судно и тем достигли цели долгой погони. Мы хвалим это”. Адмирал X. Камимура ответил: “Успех крейсеров “Читозе” и “Цусима" в Корсаковске всецело относится к величию верховного вождя”.

В Корсаковском посту 9 августа торжественно хоронили убитых и умерших от ран новиковцев. На высоком берегу залива Анива близ мыса Эндума покоились: Павел Ильич Шмырев, машинный квартирмейстер 1-й статьи; родом из села Серебряно-Прудовское Веневского уезда Тульской губернии; Дмитрий Иванович Гришин, машинист 1-й статьи, село Казанская Арчада Арчадинской волости Пензенской губернии; Николай Дмитриевич Аникин, старший комендор, деревня Калисиха Ветлужского уезда Костромской губернии; Моисей Петрович Губенко, матрос 1-й статьи, посад Подшой Аккерманского уезда Бессарабской губернии.

До утра 9 августа поступавшие в Петербург телеграммы о гибели “Новика” не пропускались в печать. Но так как информация продолжала поступать и от агентства “Рейтер”, и от агенства Вольфа, решили официально известить Россию: “7-го августа флот наш лишился лихого и славного, самого быстроходного из наших крейсеров, бывшего красой русского флота и грозой японцев... Ранено нижних чинов легко 14, тяжело 2, убито 2, ранен в голову лейтенант Штер, все время остававшийся на своему посту”.

Источник: battleships.spb.ru



вот тут ещё много интересного:
http://www.battleships.spb.ru/Novik/index.html

И здесь замечательные фото:

http://navsource.narod.ru/photos/02/056/index.html

Считаю мало упоминаний о Николае Эссене, командире кр-ра "Новик"

 

Вот как описывает действия "Новика" в этом бою японская официальная история: "Крейсер ("Новик"), по которому стрелял "Якумо", сражался, подходя к нам с разных сторон; один снаряд из 8-дюймовой пушки попал в самую середину борта "Новика" и взорвался. Однако этот крейсер не растерялся и все еще шел вперед, поддерживая сильную стрельбу, но в конце концов не выдержал убийственного огня нашего флота, повернул.

 

"Новик" в этом бою сблизился с японскими кораблями на дистанцию 15 кабельтовых. Трудно даже представить себе, чтобы легкий небронированный крейсер в течение 30 минут мог вести решительный бой с мощной японской броненосной эскадрой на такой короткой дистанции и не погибнуть. И хотя "Новик" получил в этом бою существенные повреждения, он, благодаря искусным действиям командира, смог не только уцелеть, но и нанести повреждения японским кораблям, ведя по ним интенсивный огонь с короткой дистанции из своих 120-мм орудий.

 

За отличные действия и личную храбрость, проявленную в бою, командир крейсера "Новик" капитан 2-го ранга Н.О. Эссен был награжден золотой саблей с надписью "За храбрость".

http://flot.parus.ru/artc0013.htm

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Alix, говоря о родоначальнике я имел в виду эскадренный миноносец "Новик". drinks_cheers.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Братцы, у кого нибудь есть списки экипажа эскадренного броненосца "Севастополь"?

http://sammler.ru/index.php?showtopic=31002

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Добрый день коллеги!

Тема не моя,но тем не менее осмелюсь выложить что у меня есть по флоту.

На форуме уже мелькал крейсер "Паллада " изд.Апостоли до кучи выкладываю изд."Нового времени ".

Кто с кого печатал судить не берусь.

post-198-1192012254_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По всей видимости - это "Паллада " принимавшая участие в русско-японской войне.

Вот что у меня есть по крейсеру "Паллада " заложенному в 1905 г. на Адмиралтейском заводе (Новое Адмиралтейство) в Петербурге и вступившему в строй 8 февраля 1911 г.

 

Почтовое отправление, отправленное с крейсера в период- начала Первой мировой войны (01.08.1914) и гибелью крейсера (28.09.1914).

 

Г. Петроград

Театральная ул. д . 3 кв. 17

ЕВБ Е . Г. Филлин

 

 

Прямо ужас, ничего не хочется делать, да собственно говоря и нечего особенно и делать.

Читать тоже не хочется. Прямо не знаю что будет, если война затянется до весны,

это очень вероятно, или она очень быстро кончится или же будет страшно долгой.

Пока что.

Целую мн.мн. раз. Твой Шура.

Адрес. Балтийский флот (зачеркнуто)

Действующий флот. Ревель Нач.службы связи на кр. “ Паллада“

 

 

post-198-1192014325_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот как описывает гибель "Паллады " командир эсминца "Новик " Г.К. Граф :

 

"Утром нам пришлось опять продолжать Охоту за подлодками. В море мы получили радио от начальника 1-й бригады крейсеров с приказанием идти конвоировать крейсера «Паллада» и «Баян», возвращавшиеся из дозора. Идя навстречу им, недалеко от Лапвика, мы встретили «Громобоя» (флаг начальника 1-й бригады крейсеров) и «Адмирала Макарова». С «Громобоя» нам стали семафорить текст уже принятого нами радио о конвоировании и этим нас сильно задержали. Отойдя, наконец, от «Громобоя», мы вскоре открыли на горизонте мачты и трубы «Паллады» и «Баяна», которые шли нам навстречу. Вдруг мы услышали сильный взрыв и увидели столб воды и дыма. Все на мостике так и впились в бинокли, силясь разглядеть, что произошло. К нашему ужасу, один из крейсеров исчез, а другой, увеличив ход, стал идти переменными курсами. Мы сейчас же дали самый полный ход и понеслись к нему. Одновременно пришло печальное радио, что неприятельская подлодка взорвала «Палладу».

Подойдя к «Баяну», мы сообщили, что присланы его конвоировать, и получили приказание идти впереди.

Тем временем к месту гибели «Паллады» подошли находившиеся случайно поблизости миноносец «Резвый» и два миноносца-тральщика типа «Циклон».

Отконвоировав «Баян» до назначенного места, мы повернули назад и полным ходом тоже пошли к месту катастрофы. Там плавало лишь много мелких деревянных частей, коек, а также спасательных поясов. Характерно то, что все деревянные предметы, даже маленькие, были расщеплены на очень мелкие кусочки, что указывало на страшную силу взрыва. Позже из воды удалось подобрать всплывший Нерукотворный Образ Спасителя, который был совершенно невредим. Ни одного человека ни нам, ни другим миноносцам не удалось найти.

Такой ужасный эффект взрыва на всех нас, конечно, произвел довольно удручающее впечатление: ведь в несколько секунд разлетелся в мелкие щепки корабль как-никак в 8000 тонн. Единственно лишь можно предположить, что такой результат получился, очевидно, вследствие детонации артиллерийских погребов «Паллады», а не только от взрыва, хотя бы и одновременно, двух мин.

Но что же делать, это одна из жертв современной войны. Каждый из нас в любой момент должен быть готов принять такую же смерть, и кто знает, может быть такая гибель легче медленного умирания...

Не найдя, таким образом, ничего и обойдя несколько раз вокруг этой свежей могилы, мы с темнотою пошли в Ревель и на пути встретили другие миноносцы, спешившие к месту гибели «Паллады». “

 

Источник; Граф Г.К. На “Новике “. Балтийский флот в войну и революцию \ СПб. Издательство “ Гангут“ , 1997

 

 

Выкладываю групповую постановочную фотографию экипажа "Паллады" начала ХХ века (нашел где то на акуционе в Инете)

post-198-1192015448_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

команда "Андрея Первозванного "

лицевая

post-198-1192016100_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

drinks_cheers.gif

Подписана вроде или по - эстонски или по - фински ?

Может кто-то их экипажа?

Вот ещё пара открыток, подписаны моряком с линкора, латышом.

На одной написано - "пишу с трапа"

 

 

 

Линейный корабль "Андрей Первозванный"

 

Тип "Андрей Первозванный", 2 единицы - "Андрей Первозванный" и "Император Павел I "

 

Водоизмещение - 17400 т

Мощность машин - 18000 л. с.

Скорость 17,5 узл.

Бронирование - пояс 216 мм в средней части, 127 мм в оконечностях, верхний пояс 127 мм, казематы 120-мм пушек 165-127 мм, башни и барбеты 203 мм, башни 203-мм орудий 152 мм, рубка 250 мм, палубы 37-51 мм.

Вооружение - 4х305-мм, 14х203-мм и 12х120-мм орудий; 3 ТА 450 мм

Экипаж - 31 офицер, 926 унтер-офицера и матроса.

 

 

Заложен 28.04 1905 (Спб/Новое Адмиралтейство; кор. инж. В.Я. Афанасьев).

Вступил в строй 30.04.1912.

 

 

 

 

"...Не раз я имел случай высказывать свое мнение, что из кораблей "Император Павел I" и "Андрей Первозванный" нельзя сделать "дредноутов", сколько бы их ни совершенствовали, и поэтому они никогда не достигнут того, чтобы сравняться с нашими будущими броненосцами, В то же время нельзя ни на минуту сомневаться в том, что эти корабли в том виде, как они теперь обдуманы, всегда останутся весьма серьезными противниками для самых сильных броненосцев... Наши два корабля на некоторых курсовых углах с успехом могут состязаться даже с английским броненосцем "Dreadnouhgt".

 

Но при всем том они всегда останутся кораблями только 2-й линии боевых судов активного флота, они туда будут поставлены своим ходом, который даже по проекту на 3 узла меньше хода будущих броненосцев нашего флота.

 

К чему же, спрашивается, что называется из кожи вон лезть в стремлении совершенствовать их в одном направлении, заведомо ухудшая другие боевые качества также первостепенной важности, каким, например, является ход корабля.

 

Таким образом, я считаю, что совершенно необходимо теперь же и уже окончательно выяснить, в какой мере корабли "Андрей Первозванный" и "Император Павел I" удовлетворяют современным тактическим требованиям боевого корабля и, уяснив себе это, твердо постановить, что это и есть предел того, что эти корабли могут дать и чего с них можно требовать.

 

С этим положением следует помириться и приказать их достраивать так, как они разработаны в настоящее время..."

 

Этот отрывок из рапорта командира строящегося эскадренного броненосца "Император Павел I" капитана 1-го ранга П.В. Римского-Корсакова от 30 марта 1908 г. показывает, насколько накалялись страсти во время постройки последних русских кораблей додредноутного типа, когда в их конструкцию старались внести как можно больше усовершенствований по печальному опыту русско–японской войны 1904–1905 гг. и последними достижениями мирового кораблестроения. Но это лишь отрицательно сказалось на сроках постройки кораблей, за время которой далеко ушли вперед кораблестроительная наука и техника.

 

Сказанное выше можно подтвердить мнением одного из крупнейших авторитетов в области кораблестроения А.Н. Крылова, высказанным летом 1908 года, что корабль устаревает чуть ли не с начала его постройки, так как потенциальный морской противник "должен будет принять во внимание и наш корабль и проектировать корабль сильнее нашего".

 

 

“Андрей Первозванный” и его систершип “Император Павел I” - последние русские броненосцы - в том смысле, что не дредноуты. Эти корабли строились по улучшенному проекту типа “Бородино” с учетом опыта Цусимы - а опыт этот состоял в том, что сильно бронированный корабль можно потопить не бронебойными, а фугасными снарядами, надо только наделать побольше дыр в небронированных частях корпуса и зажечь то, что может гореть (а на корабле всегда есть чему гореть). Поэтому конструкторы довели площадь бронирования до 95% от общей площади корпуса (и заодно убрали все иллюминаторы), скорострельность орудий главного калибра (305 мм) уменьшили до одного выстрела за 45 секунд, количество орудий среднего калибра (203 мм) довели до 14. Правда, чтобы избежать перегрузки, пришлось уменьшить толщину бронирования. В результате, в 1912 году Балтийский флот получил два корабля, идеально подходящих для русско-японской войны, и безнадежно устаревших к моменту окончания постройки - в это время уже появились линкоры, способные пробивать броню “Андрея Первозванного” на любой дистанции боя и превосходящие его в несколько раз по числу орудий главного калибра. Отличительной особенностью кораблей этого класса стали ажурные мачты конструкции инженера Шухова - считалось, что они должны лучше обычных выдерживать попадания снарядов. На практике, однако, оказалось, что эти мачты являются прекрасным ориентиром для противника, а сильная вибрация мешает работе сигнальщиков, поэтому в августе 1914 г. их срезали до уровня дымовых труб и заменили мачтами традиционной конструкции. Оба корабля за всю первую мировую войну не имели боевых столкновений с противником и большую часть времени провели, отстаиваясь в базе, что в итоге и привело к разложению команды - убийства офицеров в Гельсингфорсе 3 марта 1917 г. начались с “Императора Павла I”.

 

А в середине июня следующего года "Андрей Первозванный" (командир Л.М. Галлер) выполнил свою единственную боевую стрельбу – но по соотечественникам, поднявшим восстание под лозунгом "Довольно братской крови!" на фортах "Красная Горка" и "Серая Лошадь". Линкор выпустил сто семьдесят 305-мм и четыреста восемь 203-мм снарядов, ведя огонь из Средней гавани Кронштадта и на ходу из района Толбухина маяка.

 

В ночь с 17 на 18 августа 1919 года при налете английских торпедных катеров на Кронштадт "Андрей Первозванный" получил попадание торпедой в носовую часть левого борта. В корпусе корабля на протяжении от 4 до 13 шпангоута от киля до средней броневой палубы образовалась пробоина длиной около 11 и высотой до 9.1 метра. Все листы обшивки в этом районе были разорваны и загнуты вовнутрь, разрушен продольный и поперечный набор и внутренние помещения с оборудованием и судовыми устройствами. Четвертая и пятая от носа бортовые плиты главного пояса имели переломы и трещины и оказались сдвинутыми внутрь, а третья и шестая сместились. Пострадал и правый борт, под шельфом которого на протяжении двух шпанций имелись вмятины и разрыв листа по стыку. Все помещения между указанными переборками и средней броневой палубой и канатные ящики между 13 и 15 шпангоутами оказались залитыми водой, осадка носом достигла 9.9 метра, кормой— 7.9 метра.

 

Ремонт линкора по наряду от 29 августа 1919 года поручили Балтийскому заводу. корабль ввели в аварийный док. В качестве наблюдающего за ходом работ в Кронштадте направили корабельного инженера А.Я. Грауэна. По мнению технической комиссии, при ведении ремонта и нормальных условиях, на него требовалось три месяца, из расчета: месяц на разборку поврежденного участка, второй – на изготовление по шаблонам новых деталей и узлов и еще месяц – на сборку их на корабле. До готовности двух новых броневых плит их места установки рекомендовалось временно заделать деревом. Однако при отсутствии необходимого числа рабочих, сжатого воздуха, электроэнергии и газа для резки поврежденных частей эти сроки оказались нереальными.

 

Отрицательную роль сыграла и разложившаяся команда корабля – всего сто человек – доведшая его до полного развала безответственным отношением к своим служебным обязанностям. Она не только отлынивала от оказания помощи в ремонте, но и забросила уход за механизмами, которые в условиях длительного бездействия не проворачивались, и в них скапливалась вода. Котлы даже не вскрыли и не смазали известью, и часть их полностью или частично оказалась наполнена водой. Из-за отсутствия освещения (пара от двух котлов для действия временной динамо-машины, установленной на берегу, едва хватало на выработку электроэнергии для 20 лампочек) палубы не убирались, и в них скопились залежи грязи. Среди экипажа процветала карточная игра, неподчинение командному составу; часть матросов являлась на корабль "только за хлебом и обедом".

 

В таких условиях только к 20 февраля 1920 года удалось демонтировать разрушенные части в районе взрыва и изготовить полностью или частично ряд элементов судового набора.

 

В создавшейся ситуации А.Я. Грауэн отказывался назвать даже приблизительную дату окончания ремонта. Если бы удалось подключить еще сто рабочих–котельщиков, то и тогда его завершение ожидалось не ранее мая-июня 1920 года

 

Корпусные работы закончили, чтобы вывести корабль из дока. Говорить о введении обоих линкоров в строй, даже в качестве плавбатарей (существовало и такое предложение), уже не приходилось. Царившая после Гражданской войны разруха, развал промышленности, отсутствие средств, опытных инженеров и квалифицированных рабочих, подавшихся на пропитание в деревню, при общей запущенности кораблей делали эту задачу трудно-выполнимой, но не безнадежной. Роковую роль в судьбе этих кораблей сыграло отсутствие у правительства РСФСР понимания значения для государства флота, к которому оно полностью охладело после кровавых кронштадтских событий 28 февраля – 18 марта 1921 года.

 

Находившиеся на хранения в Кронштадтском порту линейные корабли "Республика" и "Андрей Первозванный" соответственно 22 ноября и 15 декабря 1923 года были переданы в Отдел фондового имущества для разборки на металл, с демонтажом брони для возможного в будущем ее использования.

 

В годы Гражданской войны 120-мм орудия кораблей использовались на флотилиях, 203-мм башенные установки "Андрея Первозванного" установили на фортах "Краснофлотский" (бывшая "Красная Горка") и "Первомайский" ("Тотлебен"), а 305-мм орудийные станки пошли на вооружение железнодорожных артиллерийских транспортеров ТМ-2-12. Использованные с большой пользой в системе береговой обороны, эти орудия во время Великой Отечественной войны наконец произвели залпы по настоящему противнику и тем самым в какой-то мере оправдали надежды создателей кораблей и их вооружения.

 

http://akimkara.mine.nu/?p=1537

 

 

http://infoart.udm.ru/history/navy/artc0098.htm

 

 

 

 

 

 

 

post-198-1192039164_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...